Суть теории
Психологическая теория происхождения государства - теория происхождения государства, разработанная Львом
Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам:
одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.
Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного
сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму
психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной
организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации
этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не
только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.Ему вторит Е.Н. Трубецкой,
ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того,
что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, - основная черта
человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и
сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им
свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости
определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности
в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся
лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Оценка теории
Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в
юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная
отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали
экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики.
Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.
Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда
более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма. Заслугой сторонников данной теории
является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они
постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что
различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все
действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Критика
Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории
с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании
государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между
ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях
между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между
людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей
естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.
Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности
людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на
земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Критика
Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но
ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе
охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак
очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения
останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов
предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших
травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши
предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.
В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что
они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, то
есть по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный
процесс, но сбрасывать их со счетов - это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

Л. И. Петражицкий
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор
юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды
наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). После
Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.
Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если
станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем
как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции
психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний,
полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл
"эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как
воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать
поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.
Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы
морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас
не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело - правовые эмоции.

Л. И. Петражицкий
Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о
правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как
закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого
лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них
правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительнообязывающий) характер.
Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал
правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о
взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам
правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п.
В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не
путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым
индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются в психике лишь
одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают
быть правом". На этом основании Петражицкий допускал существование
правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и
нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

Заключение
И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических,
политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.
В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников
найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не
выполнена.

Вопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На сей счет существует множество теорий. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: 1.Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но мы «с высоты своего полета» не должны пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших ранее нас, тем более, многие их идеи не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. И в этом нет ничего зазорного, ведь мы все дети своего времени. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права


Государство это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории 1. Теологическая (божественная) теория 2. Патриархальная теория 3. Договорная (естественно-правовая) теория 4. Теория насилия 5. Органическая теория 6. Психологическая теория 7. Расовая теория 8. Материалистическая (марксистская) теория Теории возникновения государства




Государству предшествовало естественное состояние человека, которое определялось разными мыслителями по-разному (царство личной свободы, золотой век человечества). Для обеспечения собственной безопасности и стабильности люди договариваются о создании государства – заключают между народом и правителем договор о создании государства. По этому договору люди уступают часть своих прав в обмен на гарантии собственной безопасности. При этом люди сохраняют за собой право расторжения такого договора при условии, что правитель будет нарушать его условия и не станет заботиться о своем народе. Суть договорной теории возникновения государства


1) Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение); 2) Носит демократический характер; 3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства; 4) Опирается на общественную практику; 5) Государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей Плюсы теории


1) Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе; 2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление; 3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут; 4) Договор не обладает юридической силой, т.к. появился раньше государства. Минусы теории


Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Заключение




Подписи к слайдам:

Теории происхождения государства и права
Теории происхождения
государства
Теологическая (Фома Аквинский, патриарх Никон)Патриархальная (Аристотель, Р. Фильмер)Ирригационная (К. Виттфогель)Договорная (Т.Гоббс, Дж.Локк)Классовая (К.Маркс, Ф.Энгельс)Насилия (К.Каутский, Л.Гумпилович, Е.Дюринг)
права
Примирения (Г.Берман, Э. Аннерс)Регулятивная Теологическая (Фома Аквинский)Естественного права (Дж.Локк)Историческая (Г. Гуго, К. Савиньи)Классовая (К.Маркс, Ф.Энгельс)Правовой специализацииПсихологическая (Л.И.Петражицкий)
Теологическая теория происхождения государства
Фома Аквинский (1225-1274):- Государство и право создал Бог. - Государственная власть божественна и незыблема. - Посягательства на государственную власть – тяжкий грех.
Патриархальная теория происхождения государства
Аристотель (384-322):Прочитать текст на стр. 6-7 и записать основные идеи патриархальной теории:- Рождение государства и права связано с семьёй.
СЕМЬЯ
ГОСУДАРСТВО
Отец – глава семьи
Правитель – глава государства
Отец заботится о своих подопечных
Государь заботится о своих подданных
Власть отца в семье –от Бога
Власть правителя в государстве – от Бога.
Теория общественного договора
Дж. Локк (1632-1677):- Отрицание божественного происхождения государства и права. - Государство и право созданы людьми. - Для создания государства люди заключили добровольное соглашение (договор). - Часть своих прав люди передали государству. - Государство обязалось охранять безопасность граждан.
Теория насилияЕ. Дюринг (1833-1921) - Государство создано в результате завоевания одного народа другим.
Расовая насилияЖ. Габино (1816-1882) - Государство создано людьми высшей расы, которые способны подчинять людей низших рас.
Классовая теория происхождения государства
Карл Маркс (1818-1883) Главная причина образования государства – экономическая:Неравенство экономическое привело к неравенству социальному (образовался слой бедных и богатых).Появились социально-экономические противоборствующие группы (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, рабочие-предприниматели).Более богатые группы создали государство с целью охраны своих интересов и угнетения других групп.После ликвидации буржуазии (класса предпринимателей) власть окажется у рабочих, и необходимость в государстве отпадёт.
Правопонимание – совокупность теорий, объясняющих сущность права, его содержание
Естественное право
Совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой
Позитивное право
Система юридических норм, санкционированных или установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов
Право
Объективное (позитивное)
Установленное государством официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве. Позитивное право исходит главным образом от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, которые оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право - это право, сведенное исключительно к закону.
Субъективное
Возможность вести себя определённым образом, имея на это конкретное правомочие
Понятие и функции государства
Определения государства
Государство - правовая организация и функционирование власти. Госуда́рство - высший политический институт общества, задача которого состоит в обеспечении соблюдения прав и реализации интересов лиц, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом.
«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).
«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).
«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).
Признаки государства
Определённая территорияГражданство (подданство)Публичная власть Общеобязательные нормы (система права)Обязательные сборы (налоги, подати)Суверенитет Силовые структуры
Признаки государства
Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):конституция, военная доктрина, законодательство.Публичная власть:глава государства (правительство), парламент, суд.Управление и планирование:нормирование жизни общества (система права),государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,хозяйственная деятельность (экономика),собственная денежная система,налоговые сборы,государственная казна;Собственность (ресурсы);Территория;Население;Наличие подчиненных организаций:охрана правопорядка,вооружённые силы,периферийные административные организации.Наличие государственного языка (языков);Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанное другими государствамиюридическое лицо);Гражданство;Государственные символы.
Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Внутренние и внешние Экономическая, социальная, политическая, культурно-воспитательная, экологическаяРегулятивная и охранительная

МАРКСИСТСКАЯ (МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Эта теория, объясняющая возникновение государства и права исходя из принципа исторического материализма, берет свое начало в исторических работах американского исследователя первобытного общества, историка, археолога, этнографа Л. Г. Моргана (1818 -1881), опубликованных в 1877 году под названием «Древнее общество» . .

Эти исследования послужили толчком для написания Ф. Энгельсом (1820 - 1895) в 1884 году фундаментального труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , в котором наиболее полно и последовательно изложена сущность данной теории. Уже само название этой работы отражает диалектическую связь указанных явлений, обусловивших появление государства и права.

Другим более кратким источником основных положений марксисткой теории происхождения государства и права является работа В. И. Ленина (1870 -1924) лекция «О государстве» , прочитанная им 11 июля 1919 года в Свердловском университете

Марксистская теория происхождения государства и права долгое время в нашей стране считалась единственно верной. Сегодня она является таким же предметом научного анализа, как и другие существующие в юриспруденции правовые воззрения Первый подход решающую роль в появлении государства отводит классовой борьбе Второй подход решающее значение отводит экономическому развитию общества

Первый подход В этой связи происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы, появление которых стало результатом возникновением частной собственности и общественной эволюции вследствие разделения труда, повлекшего разложение первобытнообщинного уклада жизни. Экономически господствующий класс - класс собственников, постепенно оттесняя от управления родоплеменную знать, превращается и в политически господствующий в обществе класс и создает государство в виде аппарата управления и механизма насилия для подчинения себе класса неимущих, для защиты своей собственности и удержания своего экономического господства. Таким образом, государство представляется как орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, узаконивающий и упрочивающий угнетение, порядок, умеряющий столкновение классов, т. е. «продукт и проявление непримиримых классовых противоречий» .

Второй подход исходит из того, что в результате именно экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела» , что требует совершенствования управления и приводит к происхождению государства - одного из элементов надстройки над экономическим базисом. Благодаря этому направлению марксистской теории происхождения государства и права ее часто определяют как историко -материалистическую теорию.

Происхождение права также последовательно объясняется марксистами с материалистических позиций. Они показывают, что корни права лежат в экономических общественных отношениях - базисе общества. В силу этого право не может быть выше экономики и без экономических гарантий становится иллюзорным. Право возникает вместе с государством, не может существовать без государства, без государственного принуждения. Кроме того, возникновение и развитие права так же жестко связывается с классовыми противоречиями и необходимостью их устранения или сглаживания, классовой борьбой. В результате право рассматривается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса.

Марксистская теория отличается своей ясностью, логичностью, стройностью, последовательностью и убедительностью, представляет собой большое достижение научной мысли. Впервые были вскрыты закономерные связи между появлением частной собственности, экономическим развитием общества и возникновением государства и права. Вместе с тем, хотя действительно нельзя отрицать влияние классов и борьбы между ними на возникновение государства и права, нельзя и утверждать, что классы и борьба между ними - единственная первопричина происхождения государства и права, на зарождение и формирование которых, как показывает история, оказывали влияние многие самые разнообразные факторы.

Заключение: Марксистская теория, имея под собой строго научные основы, убедительно показала реальные причины и условия происхождения первых европейских государств, но тем не менее она не может быть единственным универсальным научным объяснением появления такого сложного социально-политического института, каким является государство. А отмеченное некоторое преувеличение классовой сути государства и права закрыло их общесоциальную сущность. Поэтому без должного внимания осталась общесоциальная природа исследуемых социально-политических явлений.


Причины возникновение права

  • Качественное усложнение производства, политической и духовной жизни общества.

2. Обособление личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу).

3. Формирование государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить определённые задачи.


Государство и право

Право – основной инструмент государственной власти

Государство и право связаны неразрывно

Рассмотрение происхождения государства и права в рамках единой теории


Право как основа и средство государственной деятельности

Средства в гос. деятельности

Государство

Цели в гос. деятельности

Право – основа гос.

деятельности


Причины и время появления права. Теории

1. Право возникло с появлением общества

Нормы поведения и обычаи первобытного общества и есть право

2. Право возникло в период разложения первобытно-общинного стоя, но раньше, чем государство.

Появление частной собственности потребовало правовых норм

3. Право возникло одновременно с государством.

Причины его возникновения те же, что причины возникновения государства


Теологическая теория

Зародилась в Древнем Египте и Месопотамии

(III – II тысячелетие до н. э. )

Наибольшее развитие – в Средневековье (Фома Аквинский , XIII век)

Основная идея: власть (государство) и закон (право) даны людям богом, вечны и не могут быть оспариваемы


Патриархальная теория

Зародилась в Древней Греции

Основная идея: государство возникает из разросшейся семьи, право возникает как продолжение семейных традиций


Договорная теория

Зародилась в Европе в Новое время

Основная идея: государство и право возникло как результат договора людей между собой с целью ограничить «войну всех против всех»


Теория насилия

Зародилась в Германии (XIX вв. )

Т. внешнего насилия

Т. внутреннего насилия

Л. Гумплевич, К. Каутский

Е. Дюринг

Основная идея: государство возникает в результате завоевания одного народа другим. Право создается как аппарат подавления порабощенного народа

Основная идея: государство и право возникают в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству.


Классовая (экономическая) теория

Зародилась в Европе в XIX вв.

К.Маркс, Ф. Энгельс

Основная идея: государство возникает как результат раскола общества на классы и борьбы между ними. Право – инструмент подавления низших классов высшими


Иные теории

Психологическая теория: государство и право есть следствие психологических закономерностей развития человека

Расовая теория: с помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими

Органическая теория: государство – аналог человеческого организма, право – аналог внутренних процессов обмена веществ