Величественные, пугающие и прекрасные – так часто говорят о шедеврах готической архитектуры. Возведенные еще в Средние века готические соборы до сих пор поражают воображение и завораживают посетителей филигранностью работы по камню, изяществом и в то же время монументальностью.

Предлагаю вам прогуляться по самым красивым средневековым готическим соборам, тем более что 28 февраля 1066 года в Лондоне состоялось открытие Вестминстерского аббатства – знаменитой церкви, являющейся традиционным местом коронации и захоронения английских монархов.

Нынешний облик аббатства формировался на протяжении долгих лет, так как строительство шло с перерывами, начиная с середины XIII и вплоть до середины XVIII века. Причем Вестминстерское аббатство возводилось «с оглядкой» на Францию, поэтому в его архитектуре специалист без труда распознает некоторые черты, характерные для архитектуры стран континента. Между тем декор фасада все же выполнен в лучших традициях английской готики: отсутствие роскошно оформленных порталов и практически полное отсутствие скульптуры. Зато только в Англии можно встретить столь виртуозную резьбу по камню, которая создает эффект наброшенной на стены здания сетки с прямоугольными ячейками.

Одним из самых известных образцов готического искусства Франции является Реймсский собор. Построенный в XIII веке он был местом коронации практически всех монархов страны вплоть до XIX века. Собор выполнен в стиле зрелой готики. Среди его отличительных черт – роскошные витражные окна-розы.


Центральный и боковые фасады Реймсского собора украшены изящными контрфорсами, всевозможными арками, колоннами и столбами, а также декоративными башенками (пинаклями) со статуями ангелов. И, конечно, особого внимания заслуживают водосточные трубы-горгульи в виде барана, кабана, дракона и грифа.


В самом сердце Вены расположен Собор святого Стефана – один из символов города и один из старейших соборов Австрии. Он возводился несколько столетий с XIII и по XV век. Судьба его была непростой: достаточно вспомнить ужасный пожар, который охватил здание в 1945 году, после чего его пришлось серьезно восстанавливать. Знаменитая мозаичная черепица с гербами и символикой Вены появилась на крыше собора только к концу 50-х годов ХХ века.


Любопытно, что интерьер готического собора выполнен в лучших традициях барокко. Дело в том, что убранство Собора святого Стефана также периодически подвергалось существенным реконструкциям, как и фасады. Но если внешний облик собора не изменял готическому стилю, то его интерьеры ждала иная архитектурная судьба. Так самые яркие изменения в его внутреннем декоре произошли в XVI-XVII веках. Тогда он и приобрел свое роскошное барочное «нутро».


«Пламенеющая готика» – именно так называется стиль, в котором построен легендарный кафедральный собор в Милане. Богатство мелких вытянутых деталей, многие из которых напоминают языки пламени, сильно удлиненные вершины арок и фронты – вот откуда такое название. Собор словно устремляется в небо своими резными «иглами».


Миланский собор – это единственный в Европе готический собор из белого мрамора и четвертый по величине среди европейских соборов. Он был заложен в конце XIV века, а фасад, проект которого утверждал сам Наполеон, был завершен в 1813 году. Автором роскошного декора здания стал легендарный итальянский архитектор Карл Амати, который возвел над зданием настоящий «каменный лес» из 135 мраморных вершин.


Кафедральный собор в испанском городе Севилья был построен на месте мусульманской мечети в рекордные для Средних веков сроки – всего за сто лет. Его строительство завершилось к началу XVI века. Поскольку здание собора возводилось на фундаменте арабской мечети без особых изменений, то в плане он не похож на классические готические соборы. Кстати, Хиральда – колокольня собора с роскошными узорами ранее была минаретом.

Во всех знаменитых соборах можно найти какие-то реликвии. Так, например, в мрачных чертогах Севильского кафедрального собора хранятся картины Мурильо, Веласкеса и Гойи, а на украшение главного алтаря ушло около трех тонн золота. Крест же собора, согласно легенде, якобы отлит из первого золота, которое Колумб привез из Америки.


В испанском городе Бургос располагается еще один знаменитый средневековый собор, построенный в стиле испанской готики. У этого стиля есть масса особенностей, в частности ему присущи черты мавританского искусства. Но самые яркие отличия испанской готики, скажем, от французской, заключаются в нарушении конструктивной логики здания. В начале строительства испанские соборы вроде бы возводились по классическим канонам, но часто не достраивались до конца, а после перестраивались уже без четкой планировки. Благодаря пристроенным капеллам и сакристиям испанские готические соборы утрачивали вертикальную устремленность.

Общественность бурлит из-за конструкции из палок и мётел, которую художник Николай Полисский сам построил и на Масленицу сам поджег. И большинству, далекому от искусства архитектуры, дела нет до названия акции -- "Пламенеющая готика", а между прочим, в нем важная составляющая этого действа. А также объяснение, почему костерок был сделан как бы в форме католического собора. Взгляните, какой на самом деле это представление изящный каламбур, ведь это словосочетание -- важная часть истории искусства.


Термин "пламенеющая готика" придумал еще в 1851 году английский историк Эдуард Фримен.

Прилагательным "flamboyant " ("пламенеющий") обозвали определенный кусок средневекового готического искусства, потому что контуры и силуэты в это время стали похожи на языки пламени.

Вообще у историков искусства как-то принято давать периодам и стилистикам прозвища.

Например, Возрождение делят на 3 периода: раннее и позднее -- это простенько, а вот посрединке находится "Высокое Возрождение". Если придумывать архитектурный перформанс, иллюстрирующий этот термин, то, например, надо взять кучу статуй Ренессанса и прикрепить их к потолку, чтобы смотреть на них можно было только задирая голову.

У различных кусков готического искусства прозвища более разнообразные и любопытные: лучистая готика, интернациональная, перпендекулярная, кирпичная, куртуазная, ланцетовидная...
Раздолье филологам.

Конкретно "пламенеющая" -- период поздней готики в эпоху позднего средневековья, который царил в некоторых странах с 14 века до начала 16 века, в особенности во Франции -- эпицентре всего готического искусства.

Готика вообще вся глобально искусство извивистых линий, но в этот перид они стали особенно извивистыми, кривыми, спиральными, языками пламени. Это видно и в архитектурных элементах, особенно арках и витражах, и в том, как складки лежат на картинах. Это самый роскошный и избыточный период готики, и этим он прекрасен и завораживающ.

Готический собор эпохи пламенеющей готики действительно визуально, если напрячь воображение, всеми своими линиями стремился ввысь, к небесам, к Богу, как пламя, как огонь. Это делалось и подсознательно, и специально -- потому что устремление к Богу, как вы понимаете, было главной задачей идеологии того времени.

Так что когда Николай Полисский соорудил гигантское чучело Масленицы в виде собора, и поджег его -- это он очень круто и наглядно воплотил в жизнь старую метафору. На мгновение в реальной жизни явилось то, что средневековые архитекторы пытались увековечить в камне -- храм, как гигантский костер человеческих душ, устремленный к небесам, к Богу.

На несколько минут он смог сделать огонь строительным материалом и построить из него здание (т.е. именно огонь был строительным материалом, а не ветки).

Впрочем, уточню, что готический стиль архитектуры использовался не только для культовых сооружений, но и для светских -- например, здание английского парламента, замков (например, с заставки Уолта Диснея) и т.п.
То есть "готическое здание" -- это не равно "церковь", люди!


фото: Известия


фото: Лентач


  • И еще, коллеги-журналисты, НЕ используйте, пожалуйста, слово "костел ". Так следует называть только польские, украинские, западенские и проч. славянские католические храмы. В данном случае паспорта у сооружения нет, ничего в его архитектурном силуэте не говорит о том, что это здание из славянских католических земель. Тут просто обобщающий образ готической архитектуры. Слово "храм" или "собор" -- это корректно.

Сжигание гигантского арт-объекта в виде собора высотой с пятиэтажный дом, уже вызвало большой резонанс.

Автором проекта «Пламенеющая готика» стал художник, основатель арт-парка Никола-Ленивец и фестиваля Архстояние Николай Полисский. Он уже сооружал масленичные конструкции в Никола-Ленивце последние несколько лет и в этот раз решил воплотить свою давнюю мечту с созидающим огнем.

«Идею собора, рождающегося из пламени, я вынашивал давно», - говорит Николай Полисский. «Он возводился артелью Никола-Ленивецких промыслов в течение нескольких месяцев.

И в этот праздничный вечер Масленицы у гостей появилась краткая уникальная возможность поймать мгновение его сожжения, чтобы сохранить в памяти надолго. Всегда интересно посмотреть на огонь созидающий, рисующий образы в реальном времени»

Собственно так, по словам Полисского, и должно работать искусство. Смысл акции как раз и состоит в скоротечности и непредсказуемости горения объекта, на создание которого было потрачено столько сил и времени.

«Одно из определений искусства - его абсолютная иррациональность. Строим месяцами, а сгорит за один вечер. В этом есть чувство схватывания мгновения и неповторимости того, что ты созерцаешь.

Когда мы впервые отмечали Масленицу, то сожгли Сенную башню, потому что не знали, что вообще с ней делать, пригласив Германа Виноградова. В этот раз мы создали проект, напоминающий вытянутое готическое строение.

«Пламенеющая готика» должна была проявить себя в огненном обличье. Материалы для башни специально использовали бросовые: верхушки елок и сосен и некондиционное сено в рулонах, так что природа не пострадала»

Полисский констатирует, что буквально сразу после акции получил в свой адрес ряд комментариев, в том числе от лиц духовенства, что в Никола-Ленивце произошло кощунственное действие. И он считает, что это ошибка. Вопросы политики, религии, национальностей и всякого рода разжигание конфликтов или оскорбления искренних чувств табуированы для деятельности художников в парке.

«Ничего культового в моем арт-объекте не было, - естественно отсутствовали кресты, алтарь и любая религиозная символика. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костер, который выстроен в стиле готического здания…

Масленица - это время, когда люди дают свободу всему природному внутри себя, готовы гулять и праздновать вплоть до катарсиса, после чего принимают духовную строгость и пост»

Программа «готической Масленицы» в Николо-Ленивце не ограничилась только сожжением арт-объекта. Помимо этого, посетители парка смогли принять участие в архитектурных мастер-классах, традиционных народных конкурсах и ярмарке, провести время в поисках «Вселенского разума» и попутешествовать от одного арт – объекта, затерянного в снегах, до другого.

В Калужской области на Масленицу сожгли тридцатиметровое готическое строение, сложенное из деревянных веток художником Николаем Полисским. Многие увидели в сожжённом объекте очертания католического костёла и задались вопросом: не попадает ли состоявшийся перформанс «Пламенеющая готика» под статью об оскорблении чувств верующих? На критику ответил сам создатель преданной огню «церкви».

17 февраля в ходе масленичного перформанса «Пламенеющая готика» вблизи деревни Никола-Ленивец в Калужской области был сожжён тридцатиметровый арт-объект, сложенный из веток.

nikolalenivets

В сожжении строения, очертаниями напоминающего католический костёл, многие увидели религиозную неприязнь. Пользователи соцсетей комментировали, что организаторы мероприятия сознательно пошли на провокацию.

Brohan

Так это ж явное оскорбление чувств верующих, разве нет?

исксствнный интллкт

Burning Man, который мы заслужили.

V for vendetta

Православненько! А это не оскорбление чувств верующих?

bochkarev_b


Некоторые добавляли: если бы сожжённое в Никола-Ленивце здание напоминало мечеть или православную церковь, реакция была бы куда более жёсткой.

Ксения

Оскорбили чувства католических верующих ⛪️ Если бы православную церквушку с куполами-луковицами сделали из веток и так сожгли, уже бы уголовные дела шили за оскорбление чувств.

Anna Feldman

Нет, ну головой тоже надо было думать-то. Даже меня, матёрого атеиста, передёрнуло. А мечеть вам не взбрело в голову сделать? В живых бы уже не было. Вот ведь художники) Но красиво.

Ян Дмитриев

А как же оскорбление чувств верующих? Или эта статья только для православных? Вот шуму было бы, если бы католики сделали Васильевский собор и сожгли его прилюдно!

a_remnev

Куда безопаснее (но не менее зрелищно) было бы , но что сделано, то сделано.

В защиту перформанса выступил создатель сожжённого объекта и художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский. В своём посте в фейсбуке он настаивает, что построенное здание не имело никакой религиозной символики и готический стиль часто использовался для светских сооружений - какое, утверждает художник, и должна была напоминать постройка.

Nikolay Polissky

На Масленицу 2018 года мы решили использовать архитектурный стиль «Пламенеющая готика» для создания огненной скульптуры. Этот стиль был использован не только в создании готических культовых сооружений, но и в архитектуре светских зданий: замков, университетов, судов. Ничего культового в моём арт-объекте не было, естественно отсутствовали кресты, алтарь и любая религиозная символика. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костёр, который выстроен в стиле готического здания.

Пламенеющая готика (или Flamboyant), о которой говорит Полисский, - название течения в готической архитектуре, популярное во Франции, Испании и Португалии в 15 веке. Среди самых известных зданий пламенеющей готики - Миланский собор и собор Святого Николая в швейцарском Фрибуре. Здания, принадлежащие стилю, отличают похожие на огненные языки очертания наружных элементов и удлинённая форма фронтонов и арок, придающая строению «пламенные» очертания.

В своём посте художник заверил, что не вкладывал в свою работу никакого религиозного смысла.

Обращаюсь ко всем, для кого моя работа показалась оскорбительной. В моих помыслах никогда не было идеи создать и собственноручно сжечь христианский или другой храм. В моих произведениях люди часто находят то, что я в них не закладывал, это нормально, но обвинять меня в сожжении храма - это чересчур.

zarisovky


Масленица в Никола-Ленивце. Готика, язычество и постмодерн.

Полисский добавил, что готов пойти на диалог с представителями католической и православной церквей и, если они обнаружат в его проекте что-либо кощунственное, приложит усилия, чтобы «предать проект забвению, насколько это возможно в современном мире». Кроме того, художник принёс извинения всем, кого невольно обидел перформансом.

trash_area


Многие встали на защиту Полисского.


Теперь не строят готических соборов.
В былое время у людей были убеждения; у нас,
современников, есть лишь мнения; а мнения
мало для того, чтобы создать готический храм.
Генрих Гейне


Историческая справка
Период Средневековья в истории Европы длился с V по XV вв. Саму историю Средних веков делят на два периода – и .


Готика – это период с XIII по XV вв.



В это время на смену романской оборонительной архитектуре (замки, крепостные стены городов) приходит архитектура готическая. В это время уже не надо было держать оборону. Государства выросли, исчезла феодальная раздробленность. Феодалы (землевладельцы) одного государства теперь не нападали друг на друга. Отныне враждовали между собой и боролись за земли лишь государства, в которых вся власть сосредоточилась в руках монарха.


В период готики большую роль начинают играть и города, они развиваются. Развивается ремесло и торговля. В городах начинают строить ратуши, больницы, рынки и, конечно же, соборы. Величественные, гигантских размеров, со шпилями, уходящими в само небо. Соборы одновременно мрачные и светлые, соборы, которые охраняют жуткие фигуры химер и горгулий (кстати, у них была и чисто практическая функция – они прикрывали водостоки, делая их вид более эстетическим). Соборы со множеством символов, как христианских, так и астрологических. Соборы с огромными окнами-витражами, в противовес церквям романского стиля – с маленькими окнами-бойницами.



Готическая архитектура зарождается во Франции и уже оттуда распространяется по всей Европе – Англия, Германия и, конечно же, Прага (Чехия).


Точно такими же вытянутыми и заостренными как соборы, были и одежды жителей средневековой готической Европы. Они носили вытянутые заостренные кверху шляпы-колпаки, туфли с острыми и вытянутыми носами, платья, удлиняющие фигуру. Но при этом цвета одежды, как и ранее, оставались весьма яркими – синий, желтый, красный.


Мужские прически периода готики мало чем отличались от более ранних романских причесок.



Геннегаусские хроники. 1448. Королевская библиотека. Брюссель.
Мужские прически и головные уборы.


Так, среди мужчин по-прежнему популярностью пользовалась «пейзанская» стрижка – волосы завитые и с длинной густой челкой, закрывающей весь лоб.


Знать могла носить более длинные и также завитые в локоны волосы. Также мужчины могли украшать свои прически и золотыми обручами. Горожане очень часто носили различные головные уборы – колпаки, шляпы, мужские чепцы. Но, в отличие от более раннего времени, в XIV – XV вв. головные уборы были распределены по сословной принадлежности. Так, во Франции ученые и богословы носили шапочки черного цвета, врачи – шляпы с полями и подвязанными к ним наушниками из ткани, которыми закрывались уши. Еще особенностью средневековых врачей было наличие маски в виде длинного птичьего клюва. Такую маску на лицо одевали во время эпидемий чумы. В длинный «клюв» были вложены тряпочки, пропитанные различными растительными отварами, что, как считалось, защищало от инфекции. Нотариусы и судьи носили бобровые шапки. Духовенство – митры и тиары.



Кадр из фильма «Проклятые короли». 1972


Крестьяне носили стрижки «в кружок», «под скобку». Мужчины всех сословий носили бороды и усы.


Представления о красоте также мало чем изменились с периода романского стиля. Так, женщины по-прежнему выбривали волосы надо лбом, выщипывали брови и ресницы, использовали румяна и яркую помаду.



Средневековая миниатюра.
На переднем плане – эннен.


Женщины так же, как и ранее, вынуждены были скрывать волосы под головными уборами. Единственное, теперь они выпускали из под головного убора на лоб несколько прядей, сплетенных в косичку, и уложенных полукругом.


«Рыцарские» косы (длинные и широкие – шириной с ладонь) выходят из моды. Начинают носить две косы, которые закручиваются над ушами в виде «улиток». На такие косы надевалось украшение темплет – украшение в виде выпуклого полушария или же щитка. Такое украшение, темплет, крепилось на обруче, который одевался на голову. Еще одним способом украсить прическу могли служить золотые сетки для волос.


Что касается головных уборов, то они в период готики стали очень высокими и зачастую принимали весьма причудливые формы.



Миниатюра. Франция. XV в.
Головной убор похожий на «рогатый» чепец.




Ян ван Эйк, "Портрет Маргареты Ван Эйк", 1439
«Рогатый» чепец


Так, популярностью пользовался такой головной убор, как горж. Горж – это головной убор в форме трубы или же цилиндра, чьи края расширялись книзу, а сзади, на затылке, находился небольшой разрез.



Нижняя косынка барбет и шляпа.


Носили эннен. Головной убор из ткани, который имел форму конуса и делался на проволочной или же картонной основе. С таким головным убором носили длинные прозрачные вуали. Считается, что моду на эннен ввела королева Елизавета Баварская. Эннен очень не любила церковь, усмотрев в нем карикатуру на готические соборы. Но дамы с завидным упорством продолжали носить, несмотря на все запреты, эннены, которые с каждым разом все больше и больше вырастали в высоту.



Кадр из фильма.
Прическа и украшение темплет.


Из головных уборов также носили барбет – косынка, поверх которой одевались покрывала или же, зимой, шапки. Омюз – платок, концы которого были завязаны вокруг шеи, а сам он по форме напоминал капюшон. Носили и разнообразные чепцы. К примеру, «рогатый» чепец, особенностью которого были золоченые сетки на ушах, или же различные высокие чепцы.