Остановка на дороге... Потенциально каждый к этому готов, и мы привыкли, что нас останавливают для проверки документов... Однако так было не всегда. Так до 2017 года остановить машину просто так, ради проверки документов было нельзя, но были другие возможности остановить машину. То есть можно было прикрыться другими причинами, а потом проверить заодно еще и документы.
Что же, все течет и меняется. С 2017 года вышел приказ №664, которым введен "Административный регламент исполнения МВД РФ функций по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения". Согласно этого документа отменен не безызвестный приказ МВД №185, и само собой поменялись критерии к причинам остановки автомобиля на дороге. А значит нам самое время разобраться по каким причинам может быть остановлен водитель? Стоит ли останавливаться по требованию инспектора ГИБДД на трассе?

Прежде чем перейти к документам "местного значения", обратимся к ФЗ. Ведь именно он дает право на остановку сотрудникам полиции автомобиля.

Остановка ТС полицейским (инспектором) федеральный закон (ФЗ РФ "О полиции", N3-ФЗ)

Итак, обратимся к федеральному закону, в котором собственно и есть упоминание о том, что полицейский может останавливать ТС, для досмотра, задержания и т.д. Лучше процитировать этот закон, а не пересказывать. Так с статье 13 "Права полиции", смотрим пункт 20...

Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

Здесь вроде как ничего не написано о том, что есть какие-то причины и ограничения для остановки ТС. Здесь важен сам факт того, что полицейские могут все же останавливать ТС. На самом деле также стоит обратится к "Административному регламенту...", который мы упомянули ранее.

Причины остановки машины (ТС) инспектором (Приказ МВД РФ N664 от 2017 года)

Теперь самое время обратиться к частному, то есть к приказу МВД №664 «Об утверждении Административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Именно он является тем самым регламентом, который предписывает не только причины, но и то как подходить, как представляться, как себя вести с водителями. Однако нас интересуют только причины остановки, поэтому мы более подробно именно о них.
Здесь стоит обратиться к пункту 84 Административного регламента "Остановка транспортного средства".

В нем говориться (курсивом текст нормативного документа)…

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

84.6. Необходимость использования транспортного средства.

84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Собственно расшифровывать каждый пункт - причину ни к чему. Вы и сами вполне можете прочитать и сделать для себя заключение о причинах остановки. Осталось лишь сказать, что их очень много и не стоит особо вдаваться в подробности по какой из причин вы были остановлены. Проще при остановке общаться с сотрудником ГИБДД конструктивно, нежели "гнуть пальца", - а на каких это основаниях...
Поэтому не смотря на то, что есть закон, есть наша статья, проще найти "общий язык" при общении со стражем порядка, ведь порой полицейские всего лишь выполняют свою работу (служат) и обычная проверка документов является штатной процедурой, на которой не стоит заострять внимание.

Cотрудникам ГИБДД вернут право проверять документы водителей вне стационарных постов. Соответствующий приказ МВД проходит финальные стадии согласования . Каковы будут последствия для водителей, и спровоцирует ли новый регламент «гаишный беспредел»?

«Назовите причину остановки…»

С этой фразы «грамотные» водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. Пресловутый приказ №185 включает норму, которая якобы запрещает инспекторам ДПС останавливать автомобили вне стационарных постов без не дай бог какой причины. Так, по крайней мере, приказ трактуется многими водителями, провоцируя их сходу оспаривать законность остановки.

Ситуация усугубилась массовым закрытием в 2012 году постов ДПС по всей стране, которые вдруг посчитали неэффективными: дескать, преступник всегда найдет способ объехать пост, а инспекторы вместо работы отсиживаются в комфорте.

В сочетании с формулировкой приказа №185 это дало почву для регулярных конфликтов: водители нередко считали, что почти любая остановка незаконна.

Что может инспектор

Если внимательно читать приказ №185, он запрещает инспектору останавливать машину вне стационарных постов лишь для проверки документов. Но есть еще девять причин остановки, среди которых наиболее популярная – установление инспектором признаков нарушения.

Само правонарушение инспектор может выявить с помощью технических средств, например, радара, но может и заподозрить его. Этого вполне достаточно для остановки.

– Скажем, состояние алкогольного опьянения или степень затонированности автомобиля инспектор может установить только с использованием специальных приборов уже после остановки, – поясняет автоэксперт Юрий Панченко. – Однако выявить признаки нарушения визуально и остановить автомобиль для детальной проверки он вправе.

Впрочем, основанием для проверки документов водителя является уже выявленное нарушение, ориентировка или указания в рамках спецопераций. То есть нынешний регламент запрещает остановку и проверку документов совсем без причины, хотя к нарушителям это послабление не относится.

Нерабочая норма

В любом случае, запрет легко обходится, поскольку инспектор всегда может объяснить причину остановки законными основаниями, сославшись на ориентировки диспетчера или собственное подозрение.

– С 2006 года я отслеживаю интересные постановления судов, но только один раз в Архангельской области мне встретился прецедент, когда суд принял аргументы водителя, поскольку сам инспектор признался, что единственной причиной остановки стало желание проверить документы. Но если сотрудник ДПС себе не враг, он назовет или придумает множество других причин, – поясняет Юрий Панченко. – Более того, есть еще внутренний регламент (приказ №186), который разрешает инспектору назвать любую причину остановки, в том числе необходимость в проверке документов, если он подозревает водителя в совершении серьезного правонарушения.

Таким образом, на практике норма не действует, а из-за неверной интерпретации провоцирует водителей на заведомо проигрышный конфликт. Оспорить в суде законность остановки крайне проблематично.

Что изменится

О возможности изъятии запрета на проверку документов вне постов на недавнем совещании у президента соообщил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норму он назвал ошибочной, подчеркнув, что транспортная логистика и география страны требуют иного подхода. Соответствующий приказ готовится уже не первый месяц и, по данным «Коммерсанта «, сейчас находится в стадии финального согласования.

В новом приказе прописано право сотрудников МВД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа и другие документы. Согласно новой редакции, на вопрос о причинах остановки инспектор сможет сказать прямо: «Проверка документов». С одной стороны, это развязывает руки: сотрудники ДПС смогут остановить понравившуюся машину, проверить документы, включая полис ОСАГО, и отнять у водителя время, не изобретая сложных обоснований.

С другой стороны, при желании все то же самое делается и в рамках нынешнего регламента, а попытка водителя разыграть карту «причина остановки» не принесет ему осязаемых выгод, кроме затягивания спора.

Кроме того, особенного смысла злоупотреблять новой формулировкой, по сути, нет.

– Понимаете, пока инспектор проверяет документы у одного водителя, мимо проезжают еще четыре, – рассуждает Юрий Панченко. – Поэтому в любом случае инспктор настроен остановить машину, которая дает повод для подозрений или откровенно нарушает. По существу новая редакция законопроекта не изменит ничего, зато убавит пыл «умников», которые изначально не понимали суть приказа №185.

Каждый автомобилист боится быть остановленным инспектором, даже, если он ездит аккуратно, не нарушая правила дорожного движения. Чтобы относиться спокойнее к этой процедуре, автомобилисту не помешает хотя бы поверхностно знать, по каким причинам его на дороге может остановить инспектор.

Какие изменения произошли в новом регламенте?

В старом приказе № 185 2009 года говорилось, что инспектор может проверять документы автомобилиста только на постоянном посту дорожно-патрульной службы. Поскольку эти стационарные посты было дорого содержать, поэтому за несколько лет их сократили в разы. Вне поста они могли проверять документы транспортного средства только во время специальных рейдов.

Статистическое исследование показало, что на стационарных постах эффективность выявления нарушений очень низка, водители, завидев пост издалека, как правило, снижают скорость и проезжают мимо аккуратно, предупреждая других водителей о посте миганием фар. Тогда, в связи с отсутствием необходимой портативной техники у сотрудников ГИБДД, не было возможности сверять документы остановленного автомобилиста вне постоянного поста, которые, как правило, оснащены нужной для проверки техникой. Из-за этого неудобства реальные нарушители, ничем не выдавшие себя и не превышающие скорость движения, легко уходили от ответственности, например, водители, лишенные прав или не получившие их, угонщики, несильно пьяные, наркоманы. А раз нет постов, то такие водители продолжают безнаказанно нарушать правила, подвергая себя, пассажиров и пешеходов опасности.

Сейчас, в связи со стремительным техническим прогрессом, оснащением каждого сотрудника ДПС портативной техникой и прочими изменениями, появилась возможность изменить устаревший регламент по надзору за безопасностью дорожного движения, что и произошло с заменой старого приказа на новый № 664 с 20 октября 2017 года. Самым главным изменением в новом регламенте ГИБДД можно назвать, что инспектора теперь могут проводить проверку документов вне контрольного поста.

Но участок на дороге, где инспектор может заниматься проверкой документов, выбирает его руководство на основании статистики аварий в определенной местности.

По каким причинам инспектор может затормозить водителя?

Список оснований, по которым могут затормозить автомобиль вне постоянного поста:

  • При обнаружении сотрудником дорожно-патрульной службы нарушения водителем ПДД.
  • Если марка, модель и цвет автомобиля подходят под описание ранее угнанного автомобиля.
  • Чтобы забрать показания у автомобилиста, оказавшегося невольным свидетелем аварии.
  • Чтобы автомобилист побыл понятым.
  • Когда инспектору срочно нужна машина, например, догнать преступника или срочно увезти пострадавшего в больницу.
  • Чтобы автомобилисты дали дорогу спецмашинам.
  • Когда требуется помощь автомобилиста инспектору или другим автомобилистам, пассажирам, пешеходам.
  • При получении информации от диспетчера, что в автомобиле, подходящим под описание, водитель может быть правонарушителем или его пассажиры.
  • Чтобы временно запретить, ограничить движение транспортных средств.
  • Во время проверки, проходящей по плану.
  • Во время мероприятий, проводящимися по приказу от руководства.
  • Когда автомобилистам может грозит опасность (неисправная машина, ремонт дороги или моста, авария).
  • Чтобы убедиться в наличии документов на право управления, пользование данного автомобиля и перевозку груза.

Дополненный список прав инспекторов.

В новом регламенте ГИБДД от 20 октября 2017 года расширили права сотрудников ДПС, которые теперь имеют право:

  • Проверять документы не только у автомобилиста, но и у его пассажиров вне контрольного поста ДПС.
  • Вести съемку не только служебном видеорегистраторе, но и на собственном телефоне, если нет возможности найти понятых.
  • Проверять документы не только на транспортное средство, но и на перевозимые грузы.
  • Проверять у автомобилиста наличие полиса ОСАГО.
  • Задерживать автомобиль, находящееся в угоне.

Способы остановки автомобилистов.

Водителям следует помнить, что их остановить может только сотрудник дорожно-патрульной службы. Стажер дорожно-патрульной службы, участковый, гражданский в форме регулировщика лишены права останавливать транспортные средства, так как не наделены функцией регулировщика дорожного движения.

Сотрудник дорожно-патрульной службы, чтобы остановить нужное транспортное средство, озвучивает данное требование через громкоговоритель или направляет жезл в сторону определенной машины. Затем жезлом указывает на место, куда должен подъехать автомобилист. В вечернее время сотрудник дорожно-патрульной службы в целях безопасности должен использовать световые сигналы.

У сотрудника ДПС нет прав на принудительную остановку транспортных средств:

  • Автобусы и ему подобные транспортные средства, заполненные пассажирами.
  • Транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам.
  • Транспортные средства, принадлежащие консульским учреждениям иностранных государств.
  • Мопеды.
  • Мотоциклы.
  • Мотороллеры.

Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилистов на:

  • Железнодорожных проездах.
  • Горных дорогах.
  • Мостах.
  • Дорогах со слабой видимостью.
  • Эстакадах.
  • Путепроводах.
  • В туннелях.

После того, как автомобилист остановился, сотрудник дорожно-патрульной службы должен:

  • Сразу подойти к автомобилисту, которому не нужно выходить из машины.
  • Вежливо поздороваться с автомобилистом.
  • Назвать свою фамилию, имя, отчество, звание.
  • Объяснить автомобилисту, по каким причинам его транспортное средство остановили.
  • При требовании автомобилиста, предъявить удостоверение, но не отдавая его.
  • Попросить автомобилиста освободить собственные документы от обложки и передать документы.
  • Если сотруднику дорожно-патрульной службы автомобилист нужен как понятый, то нужно объяснить его права и обязанности.
  • Если автомобилиста остановили из-за несоблюдения правил, сотрудник дорожно-патрульной службы должен объяснить это автомобилисту.
  • Сотруднику дорожно-патрульной службы запрещено останавливать автомобилиста на длительный срок.

Список документов, которые проверяет инспектор.

Инспектор тормозит автомобилиста, чтобы проверить документы, только в тех случаях:

  • Когда автомобилист нарушил ПДД.
  • Автомобилист подходит под описание правонарушителя или находящегося в розыске.
  • Выявлении признаков подделки документов личности или перевозимого груза.
  • Когда автомобилист необходим в качестве понятого.

Если автомобилист, остановленный сотрудником дорожно-патрульной службы, оказывается иностранцем, то у него проверяются документы:

  • Паспорт иностранного гражданина или ему подобный документ.
  • Миграционная карта, виза.
  • Водительское удостоверение.
  • Документы на автомобиль.
  • Если машина ввозится в Российскую Федерацию, то проверяются документы, оформленные для прохождения таможни.
  • Полис ОСАГО или подобные ему страховые документы.
  • Документальное разрешение для въезда на территорию.

Кроме автомобилиста, сотрудник дорожно-патрульной службы проверяет документы всех его пассажиров.

  • Вне контрольных постах в темное время суток использовать специальные световые сигналы.
  • В условиях недостаточной видимости или ночью носить световозвращающее снаряжение и светящийся жезл.
  • Если автомобилист не предоставил необходимые документы, то сотрудник дорожно-патрульной службы должен его оставить на контрольном посту, пока родственники или близкие друзья забывчивого, которым даются три часа, не привезут его документы.
  • При выявлении нарушений автомобилиста сотрудник дорожно-патрульной службы обязан наложить на него штраф.

Водители должны знать эти права и обязанности сотрудника ДПС, чтобы спокойно пользоваться своим автомобилем, не страдая от произвола, иногда встречающегося на дорогах.

Являясь участником дорожного движения, каждый водитель задумывается над вопросом, какими полномочиями обладает инспектор ГИБДД, когда он имеет право остановить водителя, и имеет ли сотрудник право остановить машину, если водитель не нарушает правила дорожного движения.

Нормативная база

Для начала установим какими нормативными документами руководствуется сотрудник ДПС при несении службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принимаемые законы постоянно изменяются и дополняются. Рассмотрим действующие в 2019 году законы и нормативно-правовые акты.

После отмены Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, МВД России приказом от 02.03.2009 N 185 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112).

В октябре 2017 года вступил в силу новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приказ МВД России от 23.08.2017 N 664), который детализировал права и обязанности водителей и инспекторов ДПС.

Именно данный регламент и определяет основные права, обязанности и полномочия сотрудников ГИБДД при общении с водителями и пешеходами.

В каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить транспортное средство

В соответствии с действующим законодательством остановить движущее транспортное средство сотрудник ГИБДД имеет право в случаях:

  1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. То есть при нарушении водителем ПДД, инспектор имеет полное право остановить нарушителя;
  2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.;
  3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании автомобиля в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. В этом случае может быть остановлено практически любое транспортное средство;
  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. необходимость использования транспортного средства водителя для выполнения возложенных на сотрудников ГИБДД обязанностей;
  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  9. проведение на основании распорядительных актов руководителей ОВД, ГИБДД специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. Обычно такими мероприятиями является операция «трезвый водитель», проходящая в праздничные дни;
  10. проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Более подробно о причинах и основаниях для остановки водителя инспектором ГИБДД

Новое. С 2017 года Административным регламентом предусмотрено право по остановке транспортных средств для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, не только на стационарных постах ДПС.

Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства

Действующими нормативно-правовыми актами четко регламентированы действия сотрудника ГИБДД при остановке ТС.

Так, в соответствии с Административным регламентом МВД требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Таким образом, Анализируя действующее законодательство, установлено, что инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль даже жестом руки, без применения иных технических средств. При этом не допускается останавливать автомобили на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения.

Действия сотрудников ГИБДД после остановки автомобиля

В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом МВД РФ сотрудник ГИБДД, остановив транспортное средство, должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им их права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важно. При представлении инспектор ГИБДД должен назвать свою должность, специальное звание и фамилию.

Остановка с целью проверки документов

Основной причиной остановки водителей является проверка документов.

Рассмотрим правила проверки документов у водителей. Согласно п. 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Об ответственности за управление автомобилем без полиса ОСАГО можно прочитать в статье по ссылке.

Справочно. С 2016 года на водителя возложена обязанности представлять также и документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".

О правилах проведения проверки документов инспектором ГИБДД можно прочитать в статье по ссылке.

Следует обратить внимание, что в случае отсутствия необходимых документов и нежелание их представления водителем, помимо административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ, инспектор может применить ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции).

Практика привлечения водителей к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ свидетельствует, что данная статья применяется при применении водителями специальных удерживающих средств для документов (цепочки).

Так, один из водителей был остановлен инспектором ДПС для проверки документов. Водитель предъявил документы: водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, скрепленные друг с другом на цепочке. Водителю было предложено представить документы в развернутом виде, на что водитель ответил отказом, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Судья районного суда, пришел к обоснованному выводу о том, что действия водителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Предъявление документов на цепочке препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД для проверки.

Доводы водителя о том, что требования сотрудников о предъявлении документов он исполнил, предъявил запрашиваемые документы в специальном удерживающем устройстве, суд посчитал несостоятельными.

Суд в своем решении указал, что Правилами дорожного движения предусмотрена обязанность водителя по требованию уполномоченного должностного лица передать ему для проверки перечисленные в п. 2.1.1 ПДД РФ документы. В нарушение данной нормы водитель предъявил документы на цепочке, не передавая их сотруднику ГИБДД. Водитель должен осуществлять хранение документов таким образом, чтобы при необходимости их проверки уполномоченным сотрудником ГИБДД не возникало препятствий для передачи документов для проверки, однако водитель умышленно скрепил документы зажимным устройством, прикрепив данное устройство на цепочку, которая препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД и дальнейшей их проверке.

Сообразительный водитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкция которой предусматривает ответственность в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток или административный штраф.

Остановка транспортного средства при нарушении водителем ПДД

Также как и в случае проверки документов, сотрудник ГИБДД обязан представиться и объяснить причину остановки. При нарушении водителем ПДД и наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В присутствии водителя составляется протокол об административном правонарушении, выносится определение о назначении места и времени рассмотрения дела и выносится постановление по делу об АП.

В случае несогласия с вынесенным постановлением его можно обжаловать в течение 10 дней со дня получения его копии.

Случаи, при которых сотрудник вправе предложить водителю выйти из автомобиля

Законодательством установлены следующие случаи:

  • необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Сотрудник ГИБДД имеет право пригласить водителя занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Наши статьи

Всем владельцам автомобилей полезно!

Что делать, если остановил сотрудник ДПС?

Автовладелец может оставаться за рулем. Инспектор сам подойдет к водителю, он должен полностью представиться, объяснить, почему он Вас остановил. По закону водитель может спросить, почему машину затормозили, в случае если инспектор почему-либо не захотел сам назвать причину остановки. Следует знать, что по Административному регламенту (приказ МВД РФ 185 от 02.03.2009) тормозить машины для проверки документов инспекторы ДПС могут лишь в зоне действия постоянного поста.

Если Вы слышите от инспектора о проверке документов, а рядом не наблюдается постоянного поста ГИБДД, то можно сослаться на этот приказ. Если сотрудник ДПС указывает на то, что это служебный документ и посторонних лиц он не касается, имеет смысл напомнить ему о ст. 29 п. 4 Конституции РФ. По конституции гражданин вполне может пользоваться любой информацией, в том числе и ведомственными приказами.

Если в качестве причины остановки инспектор ДПС все-равно назвал стандартную проверку документов, но при этом рядом нет постоянного поста ДПС, то этот факт нужно записать в протоколе. Согласно статье 26.2 ч.3 КоАП РФ такой протокол считается недействующим и никаких оснований для наказания автовладельца нет.

В случае если инспектор грубит, повышает голос, стоит также напомнить ему о приказе №185 п.19

Водитель может требовать, чтобы инспектор показал служебное удостоверение. Документ должен показываться раскрытом виде. Это право автовладельца указано в Правилах дорожного движения в пункте 2.4. Если инспектор отказывается показать свое служебное удостоверение, водитель может звонить в полицию. Предварительно предупредив инспектора об этом, нужно набрать «02» и рассказать о подозрительном человеке, одетом как инспектор ДПС, который останавливает машины, но при этом не желает показать служебное удостоверение. Показывать удостоверение сотрудник должен, не только открыв его, но и так, чтобы автовладелец мог внимательно его прочитать, при необходимости списать персональные данные инспектора. Эти данные пригодятся при написании жалобы. Собственные документы автовладелец имеет право показывать, только убедившись, что действительно имеет дело с инспектором ДПС, то есть после изучения удостоверения.

Пожаловаться на противоправные действия инспектора можно в течение 10 дней после случившегося происшествия.

В каких случаях сотрудники ДПС могут останавливать Вас:

  • несоблюдения ПДД водителем или пассажирами;
  • подозрения на виновность водителя или пассажиров в ДТП;
  • исполнения судебного решения или судебного пристава;
  • в экстренных ситуациях.

Сотрудник ДПС не имеет право останавливать машины без оснований.

Где сотрудники ДПС имеют право останавливать Вас для проверки документов?

Проверка документов на владение и использование автомобиля, а также на перевозимый груз возможно лишь на постоянном посту ДПС, контрольных
полицейских постах и КПП. Постоянный пост ДПС - место нахождения наряда ДПС, где расположены служебные помещения, укомплектованные всем необходимым оборудованием. К зоне ответственности инспекторов, дежурящих на постоянном посту, относится также часть ближайшей местности и дороги. У каждого поста есть схема с четко очерченными границами ответственности.

В случае если инспектор пытается Вас привлечь к ответственности на большом расстоянии от постоянного поста, Вы имеет полное право просить показать схему поста. Постоянным постом не может считаться автомобиль, ларек, кусты и деревья. Во время особых операций инспекторы могут останавливать машины для контроля документов за пределами постоянного поста. Понять то, что проходит какое-то особое мероприятие, можно по необычной обстановке: множество инспекторов ДПС в сопровождении нарядов ОМОН, одетых в бронежилеты или в парадную форму, по радио и телевидению сообщают о проведении особых мероприятий.

За порядком на дорогах следят инспекторы ДПС, но это не значит, что останавливать машины имеют право только они. Согласно «Закону о полиции» и ПДД п.2.1 представитель любой правоохранительной структуры имеет такое право. Но у каждой правоохранительной структуры есть внутренние регламентирующие документы, в которых четко прописано, когда и в каких случаях их сотрудники могут останавливать транспортные средства, см. ст.13 п.20 «Закон о полиции».

Сотруднику патрульно-постовой службы разрешено останавливать автомобиль при попытке проехать в закрытую зону или для контроля документов.