Вносится депутатами Государственной Думы

И.В.Лебедевым, С.В.Ивановым

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О внесении изменений в статью 16 Федерального закона

"О свободе совести и о религиозных объединениях" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Внести в статью 16 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации 1997, N 39, ст.4465; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880) изменение, дополнив её пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1 Молитвенный обряд, а также религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека или животного беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, местах и объектах, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, а также в жилых помещениях.

В иных местах совершение молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного осуществляется в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации."

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2006, N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4007; N 46, ст. 5553) изменение дополнив статьёй 20.30 следующего содержания:

"Статья 20.30. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного.

1. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Проведение религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного в непосредственной близости от детских учреждений, а равно совершение молитвенного обряда, если это привело к нарушению общественного порядка или создало угрозу безопасности населения -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток."

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

" О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных организациях" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Данным законопроектом предлагается установить особый порядок для совершения таких религиозных обрядов как молитвенный обряд и обряды связанные с жертвоприношением животных, иными насильственными действиями.

Проведение религиозных обрядов и церемоний регламентировано федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ " О свободе совести и о религиозных организациях" (далее -Закон).

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона беспрепятственное проведение религиозных обрядов, церемоний и богослужений гарантировано государством в строго установленных местах. Это места специально предназначенные для совершения религиозных обрядов (культовые здания, сооружения и территории к ним прилегающие, кладбища, крематории), места находящиеся в собственности религиозных организаций (учреждения, предприятия) и частное жилище. Перечень является исчерпывающим. Проведение религиозных обрядов и церемоний вне установленных законом мест возможно в ряде специальных учреждений (больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и т.п.) по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей (п.3 статьи 16 Закона).

В остальных случаях проведение религиозных обрядов и церемоний должно осуществляться в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (п.5 статьи 16 Закона), т.е. с предварительным уведомлением и согласованием время и места проведения с местными органами власти.

В действующем законодательстве отсутствуют нормы предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка, проведения религиозных обрядов, церемоний и богослужений. Применение норм административного права, предусматривающих ответственность за нарушение порядка, установленного для проведения митингов, шествий и демонстраций, в отношении религиозных обрядов ограничено, так как они не учитывает особенности регулируемых отношений.

Вместе с тем, как показали события последних лет, проведение ряда религиозных обрядов нарушает и ущемляет права граждан, например совершение молитвенного обряда во время празднования крупных религиозных праздников, сопряженных с большим количеством верующих.

Определить точное количество участников молитвенного обряда заранее не представляется возможным, поэтому трудно определить размер территории, которая будет задействована при проведении обряда. Это приводит к несанкционированному перекрытию транспортных и пешеходных потоков, к резкому увеличению плотности потоков, на подходах к месту проведения молитвенного обряда. Обеспечить надлежащую безопасность при проведении данных мероприятий не представляется возможным, так как это явление носит стихийный характер.

Совершение массового молитвенного обряда создает угрозу жизни и здоровью населения, не только из-за стихийности, но и в следствии того, что осложняет работу оперативных служб(полиции, скорой помощи, МЧС и т.д.).

Совершение массового молитвенного обряда вызывает в обществе социальную напряженность на религиозной почве. Недовольство высказывается с обеих сторон. Граждане не принимающие участия в совершении религиозного обряда возмущены ограничениями, возникающими в связи с проведением данного обряда, а верующие, тем что им мешают совершать молитвенный обряд.

Нарекания в обществе, также вызывают и обряды связанные с жертвоприношением животных, проводимые на улицах городов, на глазах простых граждан, в том числе и детей. Ритуальные жертвоприношения животных в местах непредназначенных для этого нарушают санитарные правила и негативно сказываются на психическом здоровье взрослых и детей.

Законодательство Российской Федерации о свободе совести основывается на принципе, что Россия является светским государством и отправление религиозного культа, вне зависимости от исповедуемой религии, не должно нарушать и ущемлять права других граждан.

Данным законопроектом предлагается предусмотреть для таких религиозных обрядов, как молитвенный обряд, обряды жертвоприношения и иные обряды, связанные с насильственными действиями в отношении человека (обряды посвящения, очищения и т.п.) особый порядок проведения, а именно ограничить их проведение местами, прямо указанными в законе (п.2 статья 16 Закона).

При этом законопроектом предусматривается, что законом субъекта Российской Федерации перечень установленных федеральным законодательством мест, а также порядок проведения данных обрядов могут быть определены с учетом, сложившихся на территории субъекта Российской Федерации обычаев и традиций.

За нарушение установленного порядка предлагается установить административную ответственность.

Это обеспечит соблюдение и реализацию принципа о своде совести заложенного в Законе, избежав ущемления и нарушения прав граждан.

Госдума запретила религиозным проповедникам ходить по домам

© Фото с сайта duma.gov.ru

Госдума изменила правила осуществления в России миссионерской религиозной деятельности, передает корреспондент «Росбалта».

Соответствующие изменения в законодательство депутаты приняли при рассмотрении во втором чтении так называемого «антитеррористического» пакета законов.

Законом вводится понятие миссионерской деятельности, под которой предлагается понимать «распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных (предоставленных) для богослужений, религиозного почитания (паломничества), учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, зданий и строений религиозного назначения, помещений образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов, а также через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Также запрещается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях. Депутаты запретили и перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности. При этом депутаты обязали миссионеров иметь при себе «решение общего собрания религиозной группы или организации о предоставлении им права на осуществление миссионерской деятельности с указанием реквизитов, письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности» такой группы или организации, говорится в законе.

Иностранным миссионерам разрешили проповедовать только на территории того региона, в котором зарегистрирована представляемая ими группа или организация.

«Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена», — подчеркивается в документе.

Также запрещается миссионерская деятельность, цели и действия которой направлены на нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

Религиозное объединение будет нести ответственность за действия свои проповедников. По еще одной норме запрещается выпуск или распространение литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой религиозной организации. Нарушение этого запрета обернется штрафом до 50 тыс. рублей и конфискацией материалов.

За осуществление миссионерской или проповеднической деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях депутаты решили штрафовать граждан на сумму от 5 тыс. до 50 тыс. рублей, а юрлиц — от 100 тыс. до 1 млн рублей. Если правонарушение совершил иностранец или лицо без гражданства, он заплатит штраф и будет выдворен из России.

Первый заместитель Начальствующего епископа - Управляющий делами РОСХВЕ, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций епископ Константин Бендас продолжает разъяснять положения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (№374-Ф3 от 6 июля 2016 г.). Видеосюжет посвящен публичной миссионерской деятельности.

Съемка и монтаж Информбюро "Спектр"

Новые поправки к Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях» впервые внесли такое понятие, как «миссионерская деятельность».

Миссионерская деятельность – это публичная деятельность религиозного объединения, направленная на внешних нецерковных людей с целью их вовлечения в деятельность религиозного объединения.

Закон ни в коем случае не запрещает миссионерскую деятельность, но накладывает на нас, законопослушных граждан и миссионеров по призванию, определенные новые требования.

Итак, в соответствии с буквой закона, он никак не посягает на мое личное благовестие и, в соответствии с ФЗ «О свободе совести» и Конституцией РФ, могу по-прежнему свободно делиться и распространять свои религиозные взгляды. Но закон регламентирует религиозную деятельность, направленную на вовлечение людей в религиозную организации или группу от лица организации. В таком случае я должен иметь какой-то документ и быть готовым его предъявить.

Что это может быть?

  1. Официальный документ религиозной организации, подтверждающий, что я являюсь ее руководителем.
  2. Документ удостоверяющий, что я являюсь священнослужителем. Для РОСХВЕ это просто, т.к. все священнослужители нашего Союза уже имеют такие удостоверения.
  3. Это может быть документ удостоверяющий, что я вхожу в какой-то коллегиальный орган церкви: церковный совет, пасторский совет, пресвитерский совет, совет старейшин или что-то иное, что определяет наш устав или внутренние определения.
  4. Это может быть прямой документ, уполномочивающий меня заниматься миссионерской деятельностью от лица религиозной организации.

В случае религиозной группы возможен только один документ, подтверждающий полномочия заниматься миссионерской деятельностью от лица религиозной группы, выданный, так скажем, неким советом данной религиозной группы.

В следующем выпуске мы будем говорить об особенностях благовестия через интернет или средства массовой информации, новых требованиях к иностранным миссионерам, проведении миссионерской деятельности в жилых помещениях и многих других вопросах, связанных с новым законом.

Предыдущие выпуски:

Главное, что надо знать (Определение миссионерской деятельности в соответствии с законом)

28 ноября 2015 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации». Какие религиозные организации должны сдавать в органы юстиции отчеты (начиная с отчетности за 2015 год), разъясняет руководитель Юридической службы Московской Патриархии, канд. юрид. наук игумения Ксения (Чернега). Текст разъяснения опубликован в журнале «Приход» (№ 1, 2016).

Федеральный закон от 28 ноября 2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации» изменяет порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.

Ранее такой контроль осуществлялся в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, с указанием общей суммы средств религиозной организации, израсходованных за год.

В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.

Новый закон изменил прежний порядок контроля.

Главные изменения заключаются в следующем:

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, частично, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции теперь будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности (начиная с отчетов за 2015 год).

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:

  • религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;
  • от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;
  • от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.

4. Новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, ФНС, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из данного перечня, поэтому у них органы юстиции не вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций.

Федеральный закон № 341-ФЗ вступил в силу с 09.12.2015 г.

С постатейным комментарием к закону можно ознакомиться на сайте журнала «Приход» (www.vestnik.prihod.ru) в разделе «Юридические вопросы».

По вопросам применения закона следует обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии.

Патриархия.ru

Вопросы, касающиеся религиозной деятельности в Российской Федераци, регламентируются Федеральным законом 125. Данный акт подтверждает, что Россия является светским государством, и признает особую роль православия в культуре страны, а также иных религий, которые исповедуются народами РФ.

Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” принят 19 сентября 1997 года. В силу он вступил с момента официального опубликования 26 сентября. Краткое содержание закона о вероисповедании в России по структурному разделению на главы учитывает следующие аспекты:

  • общие положения, правовая основа и связь с иными законодательными актами;
  • религиозные объединения, их создание, регистрация, представительства;
  • права и условия функционирования религиозных организаций;
  • порядок осуществления миссионерской деятельности;
  • осуществление надзора и контролирующих функций за исполнением положений закона о религии.

С момента публикации в Закон о свободе совести и вероисповедания РФ был внесен ряд поправок. Последняя редакция документа была проведена в июле 2016 года.

Скачать

Скачать Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” можно . Текст представлен в последней редакции с внесенными изменениями, актуальными на этот год. Документ будет одинаково полезен как для граждан, знакомящихся с законодательством, так и для юристов, изучающих правовую базу в вопросах религии.

Последние изменения Закона о свободе совести

Последние изменения в ФЗ о религиозных организациях были внесены в 2016 году. 30 марта в Закон о религии РФ была добавлена статья 21.1 ФЗ 125 о распоряжении имуществом, находящимся в собственности соответствующих организаций:

  • все сделки с собственностью должны подтверждаться уполномоченным органом религиозной организации, без его участия сделка считается недействительной;
  • недвижимость богослужебного назначения или памятники религии могут отчуждаться лишь в пользу государства или муниципальных образований или иным организациям той же конфессии.

Для понимания роли закона о религии и последних поправок следует рассмотреть также статьи, которые подверглись изменениям в более ранние периоды. В ФЗ 125 ст 3 ч 5 указывает на право не заявлять о своей религии и не участвовать в соответствующих обрядах. Оговаривается запрет на принуждение малолетних детей. Данное положение не изменялось с момента публикации закона. Последние поправки в саму статью 3 были внесены в 2015 году и коснулись редакции первой части.

Статья 5 ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях” регламентирует положения об образовании в рамках выбранной религии. Последние изменения были произведены в 2015 году. По ним был введен пункт 5 о праве обучать религии последователей. Предписывается, что такое воспитание не является образовательной деятельностью.

Отдельные изменения от 6 июля 2016 коснулись введения в закон о религии главы о миссионерской деятельности.

Миссионерская деятельность

  • во втором абзаце п 2 статьи 13 слова «и иной религиозной деятельностью, » дополнились словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность «;
  • полностью изменена редакция пункта 3 статьи 17 ФЗ 125 ;
  • пункт 2 статьи 20 Федерального закона о религии также изложен в новой редакции.

Все указанные изменения являются сопутствующими поправками, направленными на актуализацию вводимой главы 3.1. Она регламентирует миссионерскую деятельность и добавляет статьи 24.1 и 24.2.

Статья 24.1 Закона о религии предписывает содержание миссионерской деятельности. Регламентируется, что таковая может проводиться:

  • в культовых помещениях или на земельных участках данной конфессии;
  • в иных сооружениях и зданиях, отдельных помещениях или на земельных участках, которые принадлежат религиозным организациям;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных учреждений, которые исторически используются в обрядах данной религии.

Предписывается при этом, что миссионерскую деятельность нельзя проводить в жилом секторе. Не разрешается ее проведение и на территории организаций, исповедующих иную религию, без соответствующего разрешения.

Статья 24.2 Закона о религии предписывает порядок, по которому может проводиться миссионерская деятельность. В данном вопросе предписываются следующие аспекты:

  • наличие у миссионеров разрешения от религиозной организации на совершение соответствующих действий;
  • без дополнительных документов о полномочиях правом на миссионерскую деятельность обладают руководитель, члены коллегиального органа и священнослужители;
  • иностранные граждане могут осуществлять свою деятельность на территории учреждений соответствующей религии;
  • запрещается выступать от имени религиозного объединения, которое было запрещено законом или его цели и действия противоречат законодательству.

Касательно последнего пункта в статье приводится перечень недопустимых действий. Предписывается, что за деятельность миссионеров ответственность несет соответствующее религиозное объединение.