• ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
  • Правовой статус федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов
    • Место ФССП России в системе федеральных органов исполнительной власти
    • Полномочия Министерства юстиции РФ по организации деятельности ФССП России
    • Задачи ФССП России
    • Организация деятельности ФССП России
    • Порядок планирования и организации работы ФССП России
    • Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судебных приставов
  • Взаимодействие федеральной службы судебных приставов с иными органами государственной власти
    • Взаимодействие ФССП России с судами
    • Взаимодействие с органами, осуществляющими реализацию арестованного имущества
    • Организация взаимодействия ФССП России с органами государственной власти по вопросам исполнительного производства и реализации полномочий по межведомственной координации деятельности
    • Взаимодействие ФССП России с органами, осуществляющими государственную регистрацию
    • Взаимодействие с органами внутренних дел
    • Взаимодействие с Казначейством России
    • Осуществление прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов
    • Взаимодействие с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и их аппаратами
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
  • Судебный пристав как государственный гражданский служащий
    • Законодательство о государственной гражданской службе
    • Принципы гражданской службы
    • Должности гражданской службы в ФССП России
    • Требования, запреты и ограничения, связанные с гражданской службой
    • Права и обязанности гражданского служащего
    • Дополнительное профессиональное образование судебного пристава
  • Меры профилактики типовых коррупционных проявлений на государственной гражданской службе в ФССП России
    • Предотвращение конфликта интересов
    • Предупреждение государственного служащего о недопустимости осуществления действий, которые могут способствовать возникновению или развитию конфликта интересов
    • Служебная проверка в отношении гражданского служащего
    • Исключение необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • Судебный пристав как должностное лицо ФССП России
    • Требования, предъявляемые к претенденту на должность судебного пристава
    • Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя
    • Полномочия главного судебного пристава РФ
    • Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ
    • Полномочия старшего судебного пристава
    • Организация взаимодействия судебного пристава-исполнителя с судебными приставами по ОУПДС в процессе совершения исполнительных действий
    • Организация работы в отделе судебных приставов
  • ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • Развитие принудительного исполнения актов юрисдикционных органов в России
    • Догосударственный этап принудительного исполнения
    • Государственное принудительное исполнение в X в. и его развитие до конца XV в.
    • Принудительное исполнение в централизованном государстве (с конца XV до конца XVII в.)
    • Принудительное исполнение в России с начала XVIII до первой четверти XIX в.
    • Принудительное исполнение в России с первой четверти XIX в. до 1917 г.
    • Советский и постсоветский периоды развития принудительного исполнения
    • Современный этап принудительного исполнения с 1997 г. по настоящее время
  • Правовая природа, принципы и система исполнительного производства
    • Правовая природа исполнительного производства
    • Принципы исполнительного производства
    • Система исполнительного производства
  • Субъекты исполнительного производства
    • Понятие и виды субъектов исполнительного производства
    • Отводы в исполнительном производстве
    • Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц
    • Стороны исполнительного производства
    • Лица, содействующие исполнению
  • Исполнительные документы
    • Общая характеристика исполнительных документов
    • Исполнительный лист
    • Судебный приказ
    • Соглашение об уплате алиментов
    • Удостоверение комиссии по трудовым спорам
    • Акты органов, осуществляющих контрольные функции
    • Акты по делам об административных правонарушениях
    • Постановление судебного пристава
    • Исполнительная надпись нотариуса
  • Сроки и извещения в исполнительном производстве
    • Сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве
    • Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем
    • Порядок исчисления сроков в исполнительном производстве
    • Извещения и вызовы в исполнительном производстве
  • Психологические аспекты исполнительного производства
    • Психология профессиональной коммуникации судебных приставов
    • Конфликты в общении
    • Психология убеждения
    • Психология кризиса
  • СТАДИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • Общая характеристика стадий исполнительного производства
    • Понятие стадии исполнительного производства
    • Виды стадий исполнительного производства
  • Возбуждение исполнительного производства
    • Содержание стадии возбуждения исполнительного производства
    • Срок передачи исполнительного документа судебному приставу-исполнителю
    • Действия судебного пристава-исполнителя при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства
    • Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Ходатайство взыскателя о применении мер обеспечения исполнения
  • Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению исполнительного документа
    • Содержание действий при подготовке к принудительному исполнению
    • Извещение должника о возбуждении исполнительного производства
    • Установление должнику срока для добровольного исполнения, контроль исполнения и соблюдения установленного срока
    • Разъяснение судебного акта и (или) порядка его исполнения
    • Предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения, изменение порядка и способа исполнения судебного акта
    • Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения
    • Выявление места нахождения должника, а также его имущества (розыск должника, розыск имущества должника)
      • Выявление (розыск) имущества должника - физического лица
      • Выявление (розыск) должника-организации и (или) имущества должника-организации
      • Практика обращения взыскания на имущество должника, права на которое оформлены на других лиц
    • Обеспечение исполнения исполнительного документа
      • Хранение и охрана арестованного имущества
      • Временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации
    • Приостановление исполнительного производства
  • Принудительное исполнение требований исполнительного документа
    • Соотношение понятий «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения»
    • Формы (процедуры) принудительного исполнения
    • Обращение взыскания на имущество должника
    • Оценка имущества должника
    • Реализация имущества должника
  • Распределение взысканных сумм и удовлетворение требований взыскателей
  • Завершение исполнительного производства
  • ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ВЗЫСКАТЕЛЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
    • Юридическая ответственность в исполнительном производстве
    • Перспективы применения процедуры медиации в исполнительном производстве
  • Исполнительский сбор
    • Понятие и признаки исполнительского сбора
    • Правовая сущность исполнительского сбора
    • Порядок взыскания исполнительского сбора
    • Основания возврата должнику исполнительского сбора
    • Особенности взыскания исполнительского сбора
    • Взыскание исполнительского сбора с солидарных должников
    • Возбуждение отдельного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора
  • Расходы по совершению исполнительных действий
  • Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке
    • Специфика оспаривания действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц в судебном порядке
    • Судебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
  • Жалобы, поданные вышестоящему лицу службы судебных приставов
    • Жалобы и обращения как способ внесудебного урегулирования споров
    • Сроки и порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
  • Освобождение имущества от ареста (исключение из описи)
  • Иски о возмещении вреда, причиненного службой судебных приставов
  • ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Особенности обращения взыскания на имущество должника - физического лица
    • Условия обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника - физического лица
    • Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника
    • Обращение взыскания на долю должника в праве общей собственности
    • Исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов
    • История развития алиментного законодательства в России
    • Основания для взыскания алиментов
    • Предъявление на принудительное исполнение исполнительного документа о взыскании алиментов
    • Особенности предъявления на принудительное исполнение нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов
    • Порядок взыскания алиментов
    • Сбор информации о должнике и определение размера алиментов
    • Розыск должника по алиментам
    • Особенности привлечения должников, не исполняющих требования исполнительных документов о взыскании алиментов, к административной и уголовной ответственности
    • Порядок направления документов о взыскании алиментов на территорию иностранного государства
    • Зачет и обратное взыскание алиментов
    • Прекращение алиментных обязательств
  • Особенности исполнения требований, основанных на приговоре суда
    • Взыскание штрафа как вида уголовного наказания
    • Исполнение требований о конфискации имущества
  • Исполнение требований исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера
    • Общая характеристика исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера
    • Исполнение требований по жилищным спорам
    • Исполнение требований по трудовым спорам
    • Исполнение требований по брачно-семейным спорам
    • Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в судебных постановлениях по делам об административных правонарушениях
    • Исполнение требований по спорам о защите личных неимущественных прав
  • Обращение взыскания на имущество должника - организации
    • Особенности обращения взыскания на имущество должника - организации
    • Особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях
    • Имущество, на которое не может быть обращено взыскание
    • Особенности принудительного исполнения после возбуждения дела о банкротстве
    • Действия судебного пристава-исполнителя по приостановлению исполнительного производства при получении определения о введении в отношении должника наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления)
    • Ревизия исполнительных производств, возбужденных в отношении должника на момент вынесения определения о введении наблюдения
    • Особенности совершения исполнительных действий в период со дня введения наблюдения и до открытия конкурсного производства
    • Действия судебного пристава-исполнителя после открытия в отношении должника конкурсного производства
    • Особенности исполнения при банкротстве индивидуального предпринимателя
    • Действия с исполнительными документами после завершения процедур банкротства
  • Особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств публичных образований и учреждений
    • Общая характеристика обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ
    • Порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств бюджета бюджетной системы РФ
    • Имплементация положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституция РФ по вопросам исполнения решений по искам к казне Российской Федерации
  • Особенности исполнения судебных актов, вынесенных в результате нарушения разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов
    • Разумные сроки судопроизводства и исполнения судебных актов
    • Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
    • Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и особенности его рассмотрения
  • Принудительное исполнение актов юрисдикционных органов, осложненное иностранным элементом
    • Особенности исполнения решений иностранных судов на территории РФ
    • Международно-правовое регулирование признания и исполнения иностранных судебных решений
    • Особенности исполнения решений иностранных арбитражей на территории РФ
    • Гармонизация принудительного исполнения иностранных судебных (арбитражных) решений
    • Исполнение процессуальных актов судебного пристава-исполнителя за пределами территории РФ
    • Исполнение актов несудебных органов за пределами территории РФ
  • ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИМУЩЕСТВА
  • Общая характеристика имущества как объекта взыскания
  • Обращение взыскания на денежные средства
  • Обращение взыскания на ценные бумаги
    • Общие положения при обращении взыскания на ценные бумаги
    • Поиск ценных бумаг должника
    • Арест ценных бумаг
    • Ограничение права пользования ценными бумагами
    • Изъятие и хранение ценных бумаг
    • Исполнение по ценной бумаге
    • Уведомление субъектов обращения взыскания на ценные бумаги
    • Реализация ценных бумаг
    • Обращение взыскания на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации
    • Обращение взыскания на постройки
    • Обращение взыскания на объекты незавершенного строительства
    • Обращение взыскания на земельный участок
  • Обращение взыскания на заложенное имущество
    • Общие положения о реализации заложенного имущества
    • Обращение взыскания на движимое заложенное имущество по решению суда
    • Обращение взыскания на заложенное имущество в случае его отчуждения должником
    • Обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество
    • Обращение взыскания на заложенное имущество по исполнительному документу, взыскателем по которому выступает не залогодержатель
  • Обращение взыскания на автотранспортные средства
    • Обращение взыскания на дебиторскую задолженность
    • Обращение взыскания на денежные средства должника-абонента, находящиеся на его лицевом счете
  • Обращение взыскания на право аренды имущества
  • Обращение взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
    • Виды исключительных прав, на которые может быть обращено взыскание
    • Выявление результатов интеллектуальной деятельности
    • Наложение ареста на результаты интеллектуальной деятельности
    • Регистрация результатов интеллектуальной деятельности
    • Ограничение при наложении ареста на результаты интеллектуальной деятельности
    • Изъятие и хранение документов, подтверждающих право собственности должника на результаты интеллектуальной деятельности
    • Оценка результатов интеллектуальной деятельности
    • Очередность обращения взыскания на результаты интеллектуальной деятельности
    • Обращение взыскания на права по лицензионному договору
  • Обращение взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве общей собственности
    • Обращение взыскания на доли участников в уставных (складочных) капиталах юридических лиц
    • Особенности обращения взыскания на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
  • ДОЗНАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
    • Преступления, отнесенные к подследственности федеральной службы судебных приставов
    • Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
    • Неуважение к суду
    • Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса
    • Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации
    • Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта
    • Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
    • Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
  • Производство дознания органами федеральной службы судебных приставов
  • Производство по делам об административных правонарушениях в сфере исполнительного производства
    • Особенности административной ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве
    • Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении
    • Права и обязанности участников производства по делу об административном правонарушении
    • Рассмотрение дела и составление постановления или определения по делу об административном правонарушении

Предотвращение конфликта интересов

Противодействие коррупции (преимущественно в тех случаях, когда речь идет о ее пограничных с правонарушениями проявлениях) требует широкого использования превентивных мер. Реализацию таких мер необходимо связывать с институтом урегулирования конфликта интересов. Конфликт интересов на государственной службе определен как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанных служащих и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда последним.

Проявления конфликта интересов могут быть самыми разными, в зависимости от реализуемых полномочий, возникающих правоотношений, межличностных связей служащего. Можно отметить следующий типичный случай: в проводимом конкурсе на получение льгот (налоговых, финансовых) или государственного заказа участвует хозяйствующий субъект, руководителем которого является родственник служащего или лицо, перед которым служащий имеет имущественное обязательство (например, является его должником).

Отравным для раскрытия содержания понятия «конфликт интересов на государственной службе» является понятие «личная заинтересованность», которое не является новым и содержится в федеральном законодательстве.

В ч. 3 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе отмечается возможность получения соответствующим служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной или натуральной форме, а также доходов в виде материальной выгоды.

Необходимо учитывать сложную правовую природу неосновательного обогащения, которая выражается в невозможности распространения действия обязательств на правоотношения, возникающие из коррупционных деяний 1 Для того чтобы определить действия таких обязательств, необходимо законодательно отнести материальные блага, полученные в результате коррупционной деятельности, к категории неосновательно приобретенных. Последствия этого подхода образуют правовые основания для судебного истребования и принудительного изъятия таких благ в гражданско-процессуальном или арбитражном порядке (см. подробнее: Горелик А.И. Некоторые аспекты реализации положений гражданского законодательства в сфере противодействия коррупции // Безопасность бизнеса. 2008. № 2. С. 33). . В связи с этим законодатель исключил проблемы толкования неосновательного обогащения, акцентировав внимание на понятном для правоприменителя содержании незаконных доходов, которые могут быть получены в результате конфликта интересов. Доходы могут быть в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Ключевое значение имеет определение лиц, подпадающих под сферу личной заинтересованности государственного служащего. К числу таких лиц следует относить членов семьи служащего (причем не только родителей, супругов, детей, братьев, сестер государственного служащего, но и братьев, сестер, родителей и детей их супругов), а также граждан и организации, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Конфликт интересов способен породить коррупционные проявления, имеющие характер гражданско-правового деликта, административного правонарушения или дисциплинарного проступка. Предотвращению возможности появления конфликта интересов призваны способствовать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии). Создание и порядок деятельности комиссий, как выше уже говорилось, предусмотрены Законом о государственной гражданской службе и указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Приказом ФССП России от 24 мая 2011 г. № 238 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и урегулированию конфликта интересов», а также приказом ФССП России от 24 мая 2011 г. № 239 «Об утверждении порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждены порядок работы соответствующих ведомственных комиссий.

Поставленные перед комиссиями задачи связаны с ранним предупреждением (нейтрализацией) причин и условий, которые способствуют коррупционному поведению государственных служащих.

Основанием для проведения заседания комиссии является:

  • полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных ст. 18 Закона о государственной гражданской службе;
  • информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

К предмету комиссионного рассмотрения относятся вопросы (и, соответственно, решений по ним), которые условно можно разделить на четыре группы:

  1. вопросы соблюдения требований к служебному поведению (комиссия устанавливает факт несоблюдения или соблюдения требований);
  2. вопросы трудовой занятости государственного служащего после увольнения с государственной службы в коммерческой или некоммерческой организации либо выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности (комиссия дает согласие либо отказывает в разрешении);
  3. вопросы достоверности (полноты) представленных государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (комиссия признает достоверность (полноту) сведений либо устанавливает неподтверждение достоверности (полноты) сведений);
  4. вопросы непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (комиссия рекомендует: государственному служащему - принять меры по представлению сведений; руководителю государственного органа - применить к государственному служащему конкретную меру ответственности в случае признания непредставления сведений фактом уклонения).

Наиболее распространенным обстоятельством, которое выступает основанием для проведения заседания комиссии, является проверка неполноты или недостоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые декларируются федеральными государственными гражданскими служащими ФССП России и предоставляются в подразделения ведомства по вопросам государственной службы и кадров в связи с установленными законодательством о противодействии коррупции требованиями. Процедуры предоставления и проверки указанных сведений установлены приказом ФССП России от 15 октября 2010 г. № 277 «Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов, и федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Информация, свидетельствующая о конфликте интересов, представляется в комиссию в письменном виде и содержит: фамилию, имя, отчество гражданского служащего и замещаемую им должность; описание нарушения требований к служебному поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; данные об источнике информации.

Следует иметь в виду, что комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины. Проверка информации и материалов, поступивших в комиссию, осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению председателя комиссии. В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов.

По письменному запросу председателя комиссии (в ФССП России им является заместитель директора ФССП России - заместитель главного судебного пристава РФ) представитель нанимателя или руководитель специально уполномоченного им подразделения ФССП России представляет дополнительные сведения, необходимые для работы комиссии, а также запрашивает в установленном порядке для представления в комиссию сведения от других государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

Заседание комиссии проводится в присутствии гражданского служащего. На заседании комиссии может присутствовать уполномоченный гражданским служащим представитель. Заседание комиссии переносится, если гражданский служащий не может участвовать в заседании по уважительной причине. На заседание комиссии могут приглашаться должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители заинтересованных организаций.

На заседании комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

По итогам рассмотрения информации, ставшей предметом заседания, комиссия может принять одно из следующих решений:

  • установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению;
  • установить, что гражданский служащий нарушил требования к служебному поведению. В этом случае представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению, а также провести в государственном органе мероприятия по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения требований к служебному поведению.

Кроме того, по итогам рассмотрения информации комиссия может принять одно из следующих решений:

  • установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
  • установить факт наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов. В случае установления комиссией факта совершения гражданским служащим действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим. Решение комиссии может быть обжаловано гражданским служащим в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Государственный служащий может принять самостоятельные меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. В данном случае оценку вероятности возникновения коррупционных рисков в своей профессиональной деятельности должны осуществлять сами служащие. При этом для практических целей реализации самостоятельного порядка разрешения конфликта интересов нелишними будут рекомендации по использованию возможностей обращения государственных служащих в комиссии для целей предварительной оценки их возможных действий (бездействия), которые исключат риски возникновения конфликта интересов.

Первоначально государственный служащий обязан уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов, а равно о возможности его возникновения, как только ему (служащему) станет об этом известно. К процедуре уведомления не предъявлены специальные требования, за исключением того, что само уведомление должно иметь письменную форму. Следует отметить, что письменное уведомление по своему виду может быть как предварительное (с изложением свидетельств о возможности возникновения конфликта интересов), так и последующее (по факту возникшего конфликта интересов).

На практике не исключена ситуация, когда вручить уведомление начальнику будет проблематично (в условиях командировки, отпуска, болезни и т.д.). Будет ли начальник считаться надлежащим образом уведомленным, если уведомление будет отправлено по почте (телеграфной, электронной ит.д.) или курьерским методом? Ответ однозначен. Правовые последствия, предусмотренные законодательством, регулирующим порядок разрешения конфликта интересов, могут наступить только в случае, если уведомление будет получено, а не просто направлено.

Обязательство начальника принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, который возник у подчиненного государственного служащего, возникает только тогда, когда ему станет известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Указанное обязательство может возникнуть в связи с уведомлением о возникшем (или возможном, назревающем) конфликте интересов. Такое уведомление может быть получено не только от государственного служащего, выступающего стороной конфликта интересов. Источником информации могут быть заявления, сообщения, жалобы, посту пившие от граждан и юридических лиц, сведения из СМИ.

В зависимости от разных обстоятельств со стороны руководителей государственного служащего могут быть реализованы разные меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Основной целью создания системы государственных закупок была борьба с коррупцией. Для того чтобы предотвратить незаконное обогащение государственных и муниципальных служащих был разработан 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Именно в нем представлено четкое определения термина «конфликт интересов».

Что представляет собой конфликт интересов

Конфликтом интересов называют ситуацию, когда заинтересованность должностного лица муниципальной или государственной организации оказывает влияние на выполнение им своих должностных функций. При этом появляется противоречие между интересами граждан, закрепленными законодательно, и индивидуальной заинтересованностью служащего, что приводит к причинению ущерба гражданам, организации или государству в целом.

Заинтересованность служащего может проявляться в денежном эквиваленте, завладении материальными ценностями или иным имуществом. Конфликт интересов может проявляться в следующих ситуациях:

  1. Незаконное завладение служащим государственной или муниципальной организации ценными бумагами или денежными вкладами в банках.
  2. Получение служащим подарков.
  3. Выполнение каких-либо функций государственного управления в отношении своих знакомых, родственников или прочих заинтересованных лиц.
  4. Не соблюдение установленных ограничений и запретов.
  5. Трудоустройство на новую работу после окончания государственной службы.

Служащий государственной или муниципальной организации обязан извещать своего руководителя о возникновении конфликта интересов. Он должен оформить свое сообщение в письменной форме. Отсутствие ответных действий становится прямым нарушением законодательства.

Понятие конфликта интересов в рамках 44-ФЗ

Термин конфликт интересов фигурирует и в 44-ФЗ. Он регламентируется пунктом 9 части 1 статьи 31. При этом под понятием «конфликт интересов» понимаются ситуации, при которых руководитель организатора закупки, кто-либо из членов закупочной комиссии или контрактный управляющий имеют тесную связь с физическими лицами, которые становятся выгодоприобретателями, являются единоличным исполнительным органом или участниками коллегиального исполнительного органа потенциального поставщика. Под выгодоприобретателем понимается физическое лицо, напрямую или косвенно владеющее более чем 10% акций участника закупки или частью уставного капитала, превышающую 10%.

Конфликт интересов наступает, если лицо со стороны заказчика состоит в браке или родственных отношениях с представителем участника закупки. В понятие родственных отношений входят родственники по прямой линии, то есть дети и родители или внуки и деды и бабушки, а также неполнородные и полнородные братья и сестры, усыновленные и их усыновители.

Как урегулируется конфликт интересов

Особенности конфликта интересов рассматриваются и в 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В статье 19 указанного закона прописан порядок создания специальной комиссии, которая призвана разрешать конфликты интересов. Она формируется так, чтобы не возникло конфликта интересов внутри самой комиссии, которые могли бы повлиять на результат ее работы.

В статье 11 27-ФЗ приводится ряд мер, которые направлены на устранение конфликта интересов:

  • Снятие должностного лица с занимаемой должности.
  • Изменение служебного положения или должностных обязанностей лица, которое выступает стороной в конфликте интересов.
  • Добровольный отказ должностного лица от получения выгоды, которая послужила причиной появления конфликта.
  • Самоотвод должностного лица, ставшего стороной конфликта.

Бездействие комиссии по урегулированию конфликта интересов считается нарушением законодательства. В случае выявления подобного факта, для установления степени ответственности, расследование проводится органами прокуратуры.

В первую очередь давайте разберемся, о чем идет речь.

Говоря о конфликте интересов, мы подразумеваем обстоятельства, при которых соображения частной выгоды человека влияют на принимаемые им решения, что в результате часто вредит интересам работодателя.

Конфликт интересов можно классифицировать по виду субъектов:

  1. Организационный - случается, когда субъектами конфликта интересов выступают организации различных видов собственности, государственной или частной.
  2. Личный - характерен для ситуаций, когда частные интересы человека (сотрудника компании) вступают в противоречие с интересами организации-работодателя и связаны с выполнением сотрудником своих служебных обязанностей.

С точки зрения кадрового специалиста стоит рассмотреть второй тип конфликта интересов.

В каких ситуациях возможен конфликт интересов?

  • Закупочная деятельность.

Сюда можно отнести ситуации, когда в качестве закупщика и поставщика выступают родственники.

В качестве иллюстрации данного пункта можно привести ситуацию с закупками товаров для нужд организации, когда представителями заказчика и поставщика являются родственники, например, отец и сын. Организация-заказчик заинтересована в приобретении нужных ей товаров по минимальной цене, а ее закупщик, совместно со своим родственником - представителем поставщика, заинтересованы в получении личной прибыли за счет неосновательного обогащения, путем значительного завышения закупочной цены.

  • Участие работника в принятии решений, способных принести какую-либо выгоду связанным с ним лицам.

Например, выдача сотрудником банка кредита своему родственнику или знакомому.

  • Работа родственников в прямом подчинении.

Как пример можно привести установление необоснованно высокого размера заработной платы родственнику в подчинении или ненадлежащее выполнение контрольных функций в отношении родственника - подчиненного.

  • Работа в конкурирующих организациях.

Работа связанных между собой лиц в конкурирующих организациях потенциально может спровоцировать злоупотребление должностным положением одного лица в пользу компании, где трудоустроено другое лицо. Например, в виде передачи информации, относящейся к коммерческой тайне.

  • Иное использование должностного положения в корыстных интересах.

НАПРИМЕР

Несколько лет назад к специалистам по кадровой безопасности обратился господин Иванов, собственник компании «Андрон» (в целях сохранения конфиденциальности все названия компаний и фамилии людей, упоминаемых в данной статье, изменены), с просьбой разобраться с беспокоящей его проблемой. Основной деятельностью компании являлись оптовые продажи автокомпонентов напрямую от заводов-изготовителей.

С его слов, в последние полгода выручка компании резко и значительно уменьшилась, при сохранении того же объема реализации товаров. Данный факт навел Иванова на мысли о наличии злоупотреблений со стороны наемного персонала компании.

В ходе проведения мероприятий по изучению сложившейся ситуации удалось выяснить следующее. При непосредственном участии господина Петрова, директора компании «Андрон», и одного из его родственников, на имя которого была зарегистрирована компания с таким же видом деятельности, была реализована противоправная схема по выводу средств из компании «Андрон».

Используя непрозрачную схему скидок и бонусов для клиентов, Петров «продавал» компании своего родственника товары практически по закупочной цене, а те, в свою очередь, продавали их, уже по рыночным расценкам, клиентам всё того же «Андрона», лишая таким образом фирму Иванова значительной доли прибыли.

В данном примере мы видим классический вариант конфликта интересов, когда личный корыстный интерес директора компании идет вразрез с интересами самой фирмы и ее учредителя.

Какие меры может предпринять кадровик?

    На этапе трудоустройства:

  • сбор информации о родственных связях кандидата на вакантную должность, в том числе о местах работы родственников (на этапе заполнения анкеты соискателя и собеседования);
  • сбор информации о дружеских связях кандидата путем изучения социальных сетей - например, о наличии среди знакомых кандидата сотрудников конкурирующих организаций;
  • проверка кандидата на наличие зарегистрированных на его имя юридических лиц или ИП. Особое внимание следует обратить на случаи, когда вид деятельности такой компании совпадает или близок к вашему. Проверку возможно осуществить путем получения доступа к онлайн сервисам по предоставлению информации из ЕГРЮЛ, например - с помощью сервиса компании Интегрум;

2. В период работы сотрудника:

  • регулярная проверка сотрудников на появление зарегистрированных на их имя юридических лиц или ИП. Таким же образом, что и на этапе трудоустройства;
  • выявление фактов трудоустройства связанных с сотрудниками лиц в компании-контрагенты вашего работодателя. Возможно путем изучения профилей указанных лиц в социальных сетях.

В заключение хочется сказать, что в настоящее время вопросу конфликта интересов при трудоустройстве кандидата и в процессе его дальнейшей работы в российских компаниях уделяется недостаточно внимания. В результате чего российский бизнес продолжает нести финансовые потери, которые мог бы легко свести к минимуму.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 5

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Урегулирование конфликта интересов является одним из важнейших антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений. Автор рассматривает способы организации работы сотрудников так, чтобы конфликта интересов не возникало, а также методы урегулирования все же возникших конфликтов.

Национальный план противодействия коррупции в качестве одной из главных мер такого противодействия называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. В то же время следует понимать, что сводить институт конфликта интересов исключительно к противодействию коррупции было бы неправильно. Конфликт интересов, во всяком случае, связан именно с конфликтом, конфликтом публичного и частного интереса. Необязательно такой конфликт имеет коррупционный результат. Государственные или муниципальные служащие нередко попадают в ситуацию, характеризующуюся конфликтом интересов, помимо своей воли и не совершая никаких противоправных действий. Однако сама ситуация конфликта между частным и публичным интересами требует более тщательного контроля за принимаемыми ими при этом решениями. В связи со всем вышеизложенным представляется необходимым рассмотреть его сущность более подробно.

Природа конфликта

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов либо субъектов взаимодействия. В научной литературе конфликт интересов в сфере предпринимательской деятельности определяется как "противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего) и личными интересами этого уполномоченного" .

Термин "конфликт интересов" в контексте деятельности государственных и муниципальных служащих стал применяться несколько позже, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на надлежащее выполнение им своих должностных обязанностей.

В Российской Федерации в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утв. Президентом РФ в 2001 г., было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Таким образом, в целом конфликт интересов на государственной службе рассматривался как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями.

Принятый во исполнение данной Концепции Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010, далее - Закон о гражданской службе) определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

Таким образом, подход, в соответствии с которым конфликт интересов - это противоречие между частной заинтересованностью и публичной обязанностью - был сохранен. В то же время с учетом того, что личная заинтересованность была определена в данном Законе посредством получения материальной выгоды, определение конфликта интересов было сужено по сравнению с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Позднее практически аналогичное определение конфликта интересов было введено в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ред. от 17.07.2009, далее - Закон о муниципальной службе).

Конфликт интересов не является административным (служебным) спором, т. к. возникает не по поводу установления или применения условий труда, разногласие по вопросу различно понимаемых прав и обязанностей и/или законности правовых актов управления в данном случае отсутствует . Вместе с тем решение, принятое в результате разрешения конфликта интересов, может быть обжаловано в комиссию по служебным спорам или в суд. В таком случае возникает индивидуальный служебный спор по поводу урегулирования конфликта интересов.

Новое определение конфликта интересов

Институт конфликта интересов подвергся серьезным изменениям после принятия Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции). По сравнению с указанными выше Законами о гражданской и муниципальной службе, указанный Закон в определении сущности конфликта интересов содержит следующие новеллы:

Теперь конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного или муниципального служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (т. е. по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей;

Закон о противодействии коррупции подчеркивает, что личная заинтересованность государственного и муниципального служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Сложно сказать, что понимают законодатели под косвенной личной заинтересованностью. Можно лишь предположить, что в данном случае речь может идти не о непосредственном получении государственным или муниципальным служащим доходов, а о создании реальной возможности их получения. Однако в любом случае понятие "личной заинтересованности" и "конфликта интересов" остается, к сожалению, оценочной категорией.

Помимо вышеуказанного, новеллой Закона является распространение института урегулирования конфликта интересов на все виды государственной службы, в т. ч. правоохранительную и военную.

Понятие личной заинтересованности в Законе о противодействии коррупции также претерпело некоторые изменения по сравнению с используемыми в Законах о государственной гражданской и муниципальной службе.

Во-первых, из ее определения законодатель исключил указание на неосновательное обогащение. Данную новеллу следует считать обоснованной, т. к. использование в законодательстве о государственной и муниципальной службе гражданско-правового термина "неосновательное обогащение" справедливо критиковалось в юридической литературе. В частности, О. В. Казаченкова писала: "...сторонами в обязательствах вследствие неосновательного обогащения могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Гражданский служащий в силу своего особого статуса не может являться участником гражданского оборота. В связи с этим распространение гражданских норм на отношения, регулируемые законодательством о государственной службе, представляется неправомерным" .

Во-вторых, вместо общего указания на натуральную форму получения доходов либо доходов в виде материальной выгоды законодатель конкретизировал, что речь может идти о получении ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав. При определении имущественного характера услуг и указанных прав правоприменителю следует руководствоваться гражданским и налоговым законодательством Российской Федерации.

В-третьих, законодатель отказался от подробного определения иных лиц, которые могут получить доход в случае использования государственным или муниципальным служащим своего служебного положения (как это было сделано в Законах о государственной гражданской и муниципальной службе). Нельзя не отметить, что указание на "граждан или организации, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами" обоснованно критиковалось за чрезмерную расплывчатость, т. к. любой государственный и муниципальный служащий, будучи членом социума, естественно, связан различными обязательствами со значительным количеством различных организаций (таковыми, например, являются обязательства платить коммунальные платежи; рассчитываться по взятому в банке кредиту и т. п.).

Однако в этом плане еще более сложно признать удачным используемое в Законе о противодействии коррупции понятие "третьи лица". Под третьими лицами вполне естественно можно понимать абсолютно любых граждан и организации. В результате этого, исходя из буквального толкования рассматриваемой нормы, личной заинтересованностью, влекущей возникновение конфликта интересов, можно признать такие действия служащего, которые повлекут получение доходов органами государственной власти или иными государственными организациями (ведь они, безусловно, по отношению к государственному или муниципальному служащему также являются третьими лицами). Представляется, что в любом случае в дальнейшем потребуются уточнение и разъяснение термина "третьи лица", используемого в рассматриваемом Законе.

Показательно, что несмотря на то, что Закон о противодействии коррупции содержит новое определение конфликта интересов, распространяющееся на все виды государственной, а также муниципальную службу, старое определение данного понятия было сохранено. Более того, практически одновременно с принятием Закона о противодействии коррупции законодатели внесли изменение в Закон о муниципальной службе, дополнив его ст. 14.1, в которой также содержится иное определение конфликта интересов на муниципальной службе.

С нашей точки зрения, это свидетельствует об отсутствии системного подхода в законотворческой деятельности. При этом указанные различия носят сущностный характер, т. е. ситуация, признаваемая конфликтом интересов, исходя из норм одного Закона, может не трактоваться в качестве такового другим (например, если личная заинтересованность гражданского или муниципального служащего связана с получением им при исполнении должностных обязанностей доходов для третьих лиц, не подпадающих в списки близких родственников и свойственников). В таких ситуациях, на наш взгляд, следует руководствоваться общим правилом о конкуренции общей и специальной норм и применять положения специальных Законов о государственной гражданской и муниципальной службе соответственно.

Два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта

В ст. 11 Закона о противодействии коррупции выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: государственный (муниципальный) служащий и представитель нанимателя. Применительно к государственным и муниципальным служащим законодатель в связи с этим закрепляет две основные обязанности:

Принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

Уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Что касается первой из них, то она подразумевает необходимость государственного или муниципального служащего воздерживаться от контактов с различными организациями, сферы деятельности которых пересекаются с его должностными обязанностями (кроме тех случаев, разумеется, когда такое взаимодействие, наоборот, входит в его должностные обязанности); максимально дистанцироваться от личных предпочтений при принятии управленческих решений и т. п.

Обязанность информирования о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов возникает у государственного или муниципального служащего в момент, когда он узнает об этом. Представляется, что речь должна идти только о реальной угрозе возникновения конфликта интересов, т. к. просто "угроза" его возникновения существует, естественно, всегда. Применение этой нормы на практике, вполне очевидно, будет связано с определенными трудностями, т. к. оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возникший конфликт. Здесь уместно отметить, что, несмотря на то, что понятие "конфликт интересов" применительно к сфере государственной и муниципальной службы используется уже достаточно длительный срок и комиссии по урегулированию конфликта интересов созданы во многих органах государственной власти, количество дел, рассматриваемых ими, остается относительно небольшим.

По результатам проведенного автором настоящей статьи опроса служащих органов государственной власти, располагающихся на территории Саратовской области (как областных, так и федеральных), были получены следующие наиболее типичные ответы о причинах этой ситуации:

Государственные служащие не всегда различают ситуации, когда у них возникает конфликт интересов (либо считают данный конфликт крайне незначительным), и не информируют об этом представителя нанимателя (или непосредственного начальника);

Государственные служащие скрывают наличие конфликта интересов с целью извлечения из сложившейся ситуации незаконной выгоды;

Государственные служащие скрывают наличие конфликта интересов для того, чтобы не менять устраивающую их ситуацию (при этом никакой незаконной выгоды они фактически не получают);

Государственные служащие скрывают наличие конфликта интересов из опасения применения к ним санкций и отрицательного влияния информации о наличии в прошлом конфликта интересов на их карьеру;

Представители нанимателя не инициируют рассмотрение ситуаций, связанных с конфликтом интересов конфликтными комиссиями, не желая, чтобы указанные ситуации получали огласку, и предпочитая разрешать их самостоятельно;

Представители нанимателя не инициируют рассмотрение ситуаций, связанных с конфликтом интересов конфликтными комиссиями, с целью получения выгоды из сложившейся ситуации.

Разумеется, в некоторых случаях могут иметь место и другие причины.

Для иллюстрации имеющейся практики можно привести следующие типичные примеры конфликтов интересов.

Пример 1. Служащая территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти по Саратовской области обратилась к представителю нанимателя с уведомлением о намерении работать по совместительству в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о гражданской службе. Предполагаемая работа заключалась в исполнении обязанностей главного редактора периодического печатного издания, учредителем которого выступал данный территориальный орган. Представитель нанимателя передал решение этого вопроса на рассмотрение конфликтной комиссии, которая пришла к выводу, что конфликт интересов в данном случае будет отсутствовать.

Пример 2. Служащий министерства Саратовской области обратился к представителю нанимателя с уведомлением о намерении работать по совместительству в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о гражданской службе. Предполагаемая работа заключалась в исполнении обязанностей специалиста по кадровой работе в коммерческой организации. Представитель нанимателя передал решение этого вопроса на рассмотрение конфликтной комиссии, которая пришла к выводу, что в данном случае может возникнуть конфликт интересов, т. к. в должностные обязанности данного служащего входит осуществление проверок соблюдения законодательства организаций различных форм собственности, в т. ч. потенциально и организации, в которой он планировал работать по совместительству.

Пример 3. Служащий территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти по Саратовской области обратился к представителю нанимателя с уведомлением о возникновении у него конфликта интересов. Данный служащий по должности был наделен полномочием по рассмотрению дел об административных нарушениях. Обращение к представителю нанимателя было вызвано тем, что в этом случае ему было поручено рассмотрение дела об административном правонарушении, совершенном организацией, одним из учредителей которой выступал его родной племянник. Представитель нанимателя передал решение этого вопроса на рассмотрение конфликтной комиссии, которая пришла к выводу, что в указанной ситуации будет иметь место конфликт интересов. На основании данного решения представитель нанимателя принял решение об отстранении государственного служащего от рассмотрения конкретного дела.

Пример 4. ООО было привлечено к административной ответственности. Постановление о наложении административного наказания в виде штрафа им было обжаловано в судебном порядке. В качестве одного из доводов в жалобе содержалась информация о том, что государственный служащий территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти по Саратовской области, вынесший постановление о наложении административного наказания, является родственником лица, работающего в конкурирующей с обществом организации, в связи с чем принятие им решения не могло быть объективным. Данная информация была получена представителем нанимателя государственного служащего, рассмотревшего административное дело, который принял решение о необходимости привлечения конфликтной комиссии. Предметом рассмотрения конфликтной комиссии являлся вопрос о возможном нарушении государственным служащим обязанности, предусмотренной п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона о гражданской службе. Комиссия пришла к выводу, что конфликт интересов в данном случае отсутствовал, мотивируя это тем, что, во-первых, помимо организации, в которой работал родственник государственного служащего, в данном сегменте рынка осуществляют свою деятельность еще несколько организаций, так что привлечение к ответственности общества не могло создать указанной организации серьезного преимущества; во-вторых, родство между ними было дальним.

На основании имеющейся практики представляется возможным сделать следующие выводы:

1) в большинстве случаев источником информации о конфликте интересов являются обращения самого служащего к представителю нанимателя или непосредственному начальнику. В принципе представитель нанимателя может получать информацию и из других источников, таких как:

Декларации о доходах, подаваемые государственными и муниципальными служащими; иные предоставляемые ими сведения;

Заявления, включая и анонимные, граждан и организаций, в т. ч. считающих себя пострадавшими от неправомерных действий государственного или муниципального служащего, связанных с конфликтом интересов;

Материалы публикаций в средствах массовой информации;

Результаты служебных проверок и т. п.

В то же время на практике случаи получения информации не от самого участника конфликта встречаются достаточно редко (в рассматриваемых случаях это только пример 4);

2) большая часть ситуаций урегулирования конфликтов интересов связана с трудоустройством государственного служащего на другую работу, помимо основной. Указанная ситуация является максимально формализованной, поскольку ч. 2 ст. 14 Закона о гражданской службе прямо указывает, что в данных случаях государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя. Как представляется, это свидетельствует о том, что интенсификация функционирования механизма урегулирования конфликтов интересов возможна при более детальном закреплении в законодательстве обязанности государственных служащих информировать о наличии или реальной угрозе возникновения конфликта интересов.

Закрепление в нормативных актах достаточно широкого перечня ситуаций, в которых государственных служащий обязан сообщать о наличии конфликта интересов или реальной угрозе его возникновения, по нашему мнению, позволит снизить воздействие первой, четвертой и пятой причин невысокой эффективности работы данного антикоррупционного механизма из указанных выше. Связано это с тем, что:

во-первых, повысится степень информированности государственных служащих о ситуации конфликта интересов (воздействие на первую причину);

во-вторых, повысится стимул сообщать о наличии конфликта интересов у тех служащих, которые опасаются это делать, чтобы не помешать должностному росту, т. к. в условиях формализации ситуации конфликта интересов они будут уверены, что несообщение о ней более вероятно скажется на их карьере отрицательно (воздействие на четвертую причину);

в-третьих, повысится стимул инициировать предусмотренную Законом процедуру урегулирования конфликта интересов и у представителей нанимателя, т. к. формализованная ситуация конфликта интересов имеет больше шансов быть выявлена в процессе проверки деятельности органа государственной власти (воздействие на пятую причину).

Определенное воздействие будет оказано и на другие причины низкой эффективности функционирования механизма предупреждения и урегулирования конфликта интересов, хотя и в меньшей степени.

В этом плане представляется перспективным закрепление в подзаконных актах, устанавливающих особенности предотвращения и разрешения конфликта интересов в различных государственных органах, перечня ситуаций, связанных с наличием потенциальной угрозы возникновения конфликта интересов. Ситуация с трудоустройством государственного служащего на работу по совместительству и является по сути такой ситуацией (конфликт интересов еще отсутствует, но угроза его возникновения становится реальной, что требует инициирования процедуры проверки).

Предконфликтная ситуация

В действующем законодательстве можно встретить примеры описания таких ситуаций.

Так, например, в Положении об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда РФ и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2006 N 113, используется понятие "предконфликтной ситуации". При этом предконфликтная ситуация определяется как "ситуация, в которой у должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда и членов Общественного совета при осуществлении ими деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, может возникнуть конфликт интересов". В Положении также даются примеры некоторых предконфликтных ситуаций.

Безусловно, указанное Положение во многом способствует той формализации механизма урегулирования конфликтов интересов, о которой мы писали выше, и с этих позиций может быть оценено только позитивно. В то же время не совсем удачным представляется использование термина "предконфликтная ситуация". Использование слова "предконфликтный" заставляет предположить, что ситуация непосредственно предшествует конфликту, т. е. конфликт обязательно возникнет. Между тем во многих случаях речь идет лишь о реальной угрозе его возникновения. В связи с этим более правильным представляется вести речь о "ситуации потенциального конфликта интересов".

Представляется, что о случаях возникновения таких "ситуаций потенциального конфликта интересов" служащий должен информировать всегда. В то же время перечень подобных ситуаций не должен носить исчерпывающего характера. Указанные меры позволят, с одной стороны, повысить информированность государственного служащего о ситуациях, связанных с угрозой возникновения конфликта интересов, с другой - упростить процедуру привлечения его к юридической ответственности, если обязанность информирования о такой угрозе им не была выполнена.

Способы урегулирования конфликтов

Что касается непосредственно разработки перечня таких ситуаций, то, как представляется, здесь необходимо идти двумя путями.

Во-первых, вполне возможным выглядит разработка ситуаций потенциального конфликта интересов общего характера, которые могут возникнуть во многих государственных и муниципальных органах. Такой ситуацией, например, будет являться осуществление государственным служащим контрольных или юрисдикционных полномочий в отношении организации, в которой работает он сам, его близкие родственники или свойственники. При их определении можно опираться на перечень, приведенный в п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе.

Такая же ситуация возникает и в случае, если близкие родственники (свойственники) государственного служащего имеют какие-то права собственности в данной организации. Закрепление подобного рода конкретных ситуаций выглядит гораздо более перспективным по сравнению с использованным в Законе о противодействии коррупции расплывчатым указанием на сущность конфликта интересов и личной заинтересованности, поскольку действия служащего при их возникновении будут четко регламентированы законодательством.

Перечень ситуаций потенциального конфликта интересов общего характера может быть закреплен в отношении федеральных государственных служащих указом Президента Российской Федерации, а в отношении служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - нормативными актами соответствующего уровня.

Во-вторых, обязательной является разработка перечней ситуаций потенциального конфликта интересов, которые связаны со спецификой деятельности конкретного государственного органа. Разработка таких ситуаций должна быть поручена (рекомендована) конкретным органам власти.

Само уведомление о возникновении конфликта интересов или об угрозе его возникновения осуществляется в письменной форме. Для этого государственными и муниципальными служащими подается заявление либо служебная (докладная) записка произвольной формы . Неисполнение рассматриваемой обязанности государственным или муниципальным служащим должно трактоваться как дисциплинарный проступок и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности. Однако при этом следует помнить, что во всех таких случаях необходимым условием привлечения служащего к ответственности является установление его вины. Применительно к обеим обязанностям, указанным выше, служащего это выглядит достаточно сложным в силу оценочного характера конфликта интересов и, соответственно, мер, которые могут быть предприняты с целью его недопущения. В то же время эта проблема может быть во многом снята при условии закрепления в законодательстве перечней ситуаций потенциальных конфликтов интересов.

Вторым субъектом, на которого Федеральный закон "О противодействии коррупции" возлагает обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является представитель нанимателя. В ч. 4 и 5 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" содержится указание на основные способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе. Таковыми являются:

Изменение должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов (в т. ч. отстранение его от исполнения должностных (служебных) обязанностей);

Отказ государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

Отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего.

Использование всех рассмотренных выше мер отнесено к компетенции представителя нанимателя. Однако решение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов чаще всего требует выяснения большого количества обстоятельств и, соответственно, достаточно больших временных затрат. Поэтому для урегулирования конфликта интересов на некоторых видах государственной службы предусматривается создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. Составы комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы, в свою очередь, была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Новое Положение

Комиссии по урегулированию конфликта интересов осуществляют свою деятельность на основании Положения. Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 было утверждено новое Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение о комиссиях), пришедшее на смену Положению, утв. Указом Президента РФ от 03.03.2007 N 269.

Новое Положение о комиссиях достаточно существенно меняет компетенцию и порядок принятия решений указанными комиссиями. Основные изменения при этом коснулись именно компетенции комиссий, которая была серьезно расширена. Собственно, указанное расширение было предопределено еще с принятием Закона о противодействии коррупции, который распространил сферу действия законодательства о конфликтах интересов на все виды государственной службы (а не только гражданскую, как Закон о гражданской службе).

Однако расширение компетенции комиссий по соблюдению требований к служебному поведению по урегулированию конфликта интересов коснулось не только круга государственных служащих, на которые распространяются их полномочия, но и самого объема этих полномочий. В соответствии со старым Положением о конфликтных комиссиях данные комиссии решали два круга вопросов:

О наличии или отсутствии в действиях гражданского служащего нарушений требований к служебному поведению;

О наличии или отсутствии в конкретном случае личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Новое Положение о комиссиях устанавливает, что помимо указанных, комиссии по урегулированию конфликтов интересов рассматривают также вопросы, касающиеся:

Проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими;

Рассмотрения заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

Рассмотрения обращения бывшего государственного служащего, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы.

Фактически в соответствии с новым Положением о комиссиях конфликтные комиссии призваны контролировать большинство механизмов, предусмотренных федеральным антикоррупционным законодательством. В связи с этим представляется, что в своем новом статусе они, собственно, уже не соответствуют наименованию "комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", т. к. их полномочия уже явно более широки. Возможно, более правильно их было бы именовать "комиссии по противодействию коррупции в органах государственной власти" с внесением соответствующих изменений во все необходимые документы.

К сожалению, в новом Положении о комиссиях так и не был преодолен наиболее существенный недостаток предыдущего Положения - рекомендательный характер решений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. В свое время, еще до принятия Положения о комиссиях 2007 г., автором настоящей статьи на основании анализа буквы и, самое главное, духа Закона о государственной гражданской службе высказывалось мнение, что решения комиссий по урегулированию конфликта интересов должны носить обязательный характер.

Данный вывод основывался на рассмотрении процедуры урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе как элемента антикоррупционного механизма нового Закона, основанного на максимальной элиминации дискреционных полномочий в данном вопросе отдельных должностных лиц, коллегиальном и открытом решении данного вопроса. К сожалению, введенная в Положение норма о необязательном характере решений таких полностью, на наш взгляд, выхолостила процедуру урегулирования конфликтов интересов.

Новое Положение о комиссиях также закрепляет, что решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, за исключением решения по вопросу о разрешении государственному служащему работать в коммерческой или некоммерческой организации для руководителя государственного органа, носят рекомендательный характер. Единственное введенное исключение, когда решение комиссии носит обязательный характер, совершенно объективный характер, т. к. связано с принятием решения относительно гражданина, уже не являющегося государственным служащим и, следовательно, руководителю государственного органа не подчиненного.

Не решают проблему необязательности решений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и нормы Положения, регламентирующие процедуру учета руководителем государственного органа решений комиссии (п. 34). Хотя на руководителя и возлагаются в связи с этим определенные обязанности "рассмотреть протокол заседания комиссии", "уведомить в письменной форме комиссию о рассмотрении ее рекомендаций и принятом решении", они, очевидно, руководителя практически не связывают.

Показательно также, что решение руководителя государственного органа принимается к сведению комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов без обсуждения, что делает это оглашение не только практически бесполезным, но даже и вредным, т. к. несогласие руководителя с решением комиссии может стимулировать ее членов (напомним, в большинстве случаев находящихся от руководителей в состоянии служебной зависимости) к поиску в аналогичных ситуациях решений, которые "понравятся" руководителю.

По нашему мнению, в рамках реализации программы противодействия коррупции на государственной службе законодателю следовало бы внести изменения в указанное Положение, предусмотрев именно коллегиальное решение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов. Аналогичным образом необходимо решать этот вопрос и на других видах государственной и муниципальной службы.

Библиографический список

1. Дедов Д. И. Конфликт интересов. М.: Волтерс Клувер, 2004.

2. Зеленцов А. Б., Яхин Ф. Ф. О предмете административно-правового спора // Юрист. 2003. N 11. С. 36.

3. Казаченкова О. В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2006. N 3. С. 81.

4. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев.

С. Чаннов

заместитель заведующего

кафедрой административного права

и государственного строительства

Поволжской академии

государственной службы

г. Саратов

Подписано в печать

Верховный суд опубликовал два очередных обзора практики, на этот раз один из них посвящен спорам о конфликте интересов и другим взаимоотношениям бизнеса и чиновников, а второй - трудоустройству бывших госслужащих. Мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор, сделанных судьями выводов.

Верховный суд обобщил практику по делам о по делам о незаконном привлечении к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, конфликте интересов и другим нарушениям требований законодательства о противодействии коррупции. В первый обзор вошли наиболее интересные и важные решения судов всех инстанций по делам о привлечении работодателей к административной ответственности за период с 2014 по 2016 год, а во втором документе за тот же период ВС РФ сделал выводы в отношение того, что считать конфликтом интересов. Основное внимание судьи уделили вопросам административной ответственности, как самих чиновников, так и бизнесменов-работодателей.

Трудоустройство чиновников

Верховный суд напомнил, что установлены ограничения в трудоустройстве государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности. При их приеме на работу организации должны соблюдать определенные условия, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. В статье 19.29 КоАП РФ , в частности, к административным правонарушением отнесено привлечение к трудовой деятельности в коммерческую организацию на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях договора гражданско-правового характера, действующего государственного или муниципального служащего, который занимает должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами. Аналогичная ответственность предусмотрена при трудоустройстве бывшего чиновника, если оно произошло с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

В число таких требований входит обязательное информирование бывшего работодателя чиновника, при заключении с ним трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора со стоимостью выполняемых работ свыше 100 тысяч рублей в месяц. Как указал ВС РФ, если работодатель в 10-дневный срок не сообщит о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, представителю его нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы, то возникает объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 19.29 КоАП РФ. При этом, у представителя нанимателя (работодателя) не возникает такой обязанности в том случае, если бывший чиновник осуществляет свою трудовую деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении.

Субъектом административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо организации, а лишь то, на которое возложена обязанность по соблюдать требования части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". Как правило, это руководитель организации или кадровый работник.

Конфликт интересов

Верховный суд проанализировал применение судами антикоррупционного законодательства при разрешении споров, касающихся привлечения чиновников к дисциплинарной ответственности за попытку утаить возможный конфликт интересов, стороной которого они выступали. В данной категории дел суды "в отдельных случаях" допускают ошибки, как отмечено в документе ВС РФ, поэтому судьи сочли необходимым высказать свою правовую позицию. По их мнению, обобщение практики вместе со сделанными выводами, позволит обеспечить единообразный подход к разрешению таких споров. Суд напомнил, что:

В соответствии со статьей 591 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и 2 неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Одно из дел, приведенных в обзоре, касается ситуации, когда о возможном конфликте интересов, стороной которого являлся чиновник, занимающий высокую должность в городской администрации, заявил прокурор. По его данным, за двухлетний по итогам открытых аукционов и запросов котировок данное должностное лицо заключило более 30 контрактов на ремонт муниципального жилищного фонда всего с одной организацией. При этом, в числе учредителей этой организации был муж родной сестры чиновника. Сама сестра также состояла на госслужбе и в силу своего служебного положения знала об условиях проведения конкурсов и о выделяемых из бюджета средствах. Прокурор усмотрел в действиях чиновника личную заинтересованность, которая могла сказаться на итогах аукционов. Три суда установили наличие конфликта интересов и указали, что чиновник не принял мер по его недопущению, а также письменно не уведомил об этом работодателя.

Но коллегия по гражданским делам ВС РФ сделала на этот счет другой вывод. Судьи указали, что обращаясь в суд с заявлением об установлении конфликта интересов, стороной которого выступает муниципальный служащий, сотрудник прокуратуры указал на то, что его личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение обязанностей первого заместителя главы администрации. и что чиновник не попытался избежать конфликта, предупредив свое начальство. Данные действия являются правонарушением, которые влекут увольнение с муниципальной службы, отметила коллегия ВС, но отметила, что это не является спором о конфликте интересов. Поскольку, заявление прокурора связано с последующим разрешением спора о праве на прохождение чиновником дальнейшей службы, а также с оспариванием итогов аукционов. В тексте документа сказано:

Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Следующим выводом Верховного суда стало то, что чиновник, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов. В этом случае он должен признать это и проинформировать своего работодателя. При чем, как отмечено в одном из примеров судебной практики, приведенных в обзоре, в этом случае даже не играет роли факт победы такого связанного лица в аукционе или конкурсе, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только прямо влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Еще одно нарушение, которое часто становится предметом судебных разбирательств — это форма сообщения о конфликте интересов. Верховный суд отметил, что делать это необходимо строго в письменной форме. Иначе получится, как в рассмотренной ситуации, когда госслужащая обратилась в суд с иском к своему бывшему работодателю, в котором просила признать незаконным ее увольнение в связи с утратой доверия и восстановить ее в должности пристава-исполнителя. Оказалось, что в рамках одного из исполнительных производств бывшая судебный пристав устно сообщила своему начальнику о родстве с должником, который приходился ей отцом. Чиновница решила, что заявила таким образом самоотвод и исполнила требования закона о предотвращении конфликта интересов. Однако в ходе возбужденного исполнительного производства на основании судебного приказа, пристав не применила необходимых мер принудительного исполнения и должник успел продать свое имущество, что исключило возможность наложить на него взыскание. Таким образом, конфликт интересов все же возник. Суд указал, что пристав была должна проинформировать начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий.