Миогимнастика в ортодонтии – это один из наиболее действенных способов лечения и профилактики аномалий зубочелюстной системы. Эффективен при дисфункции мимических и жевательных мышц, а также суставов нижнечелюстной и височной групп .

Неправильный прикус исправляется при помощи специального комплекса упражнений.

Основные принципы

Формирование прикуса обуславливается работой мышц, которые расположены в непосредственной близости с рядами зубов. Нарушения в работе мускулатуры могут привести к развитию дефектов .

Одним из самых распространенных методов коррекции прикуса является миотерапия, суть которой заключается в тренировке челюстных мышц .

В ортодонтии такой способ может быть использован :

  • как самостоятельная терапия;
  • в рамках комплексного лечения;
  • как подготовка к ортодонтической коррекции;
  • для профилактических целей.

Упражнения способны дать положительный результат и при неправильном прикусе.

Эффект от гимнастики достигается благодаря пристальному контролю за выполнением рекомендаций лечащего врача и регулярности тренировочного процесса. Весь комплекс упражнений подбирается врачом после тщательного осмотра.

Важно, чтобы гимнастика была понятной и простой, иначе эффективность коррекции может быть низкой.

Лечебная гимнастика назначается врачом за 2 месяца до начала специального ортодонтического лечения . Это обуславливается тем, что лечебная нагрузка на зубы подготавливает их к особенностям силового воздействия оборудования.

В большинстве случаев гимнастику целесообразно применять совместно с аппаратным лечением дефектов и аномалий челюсти .

Комплекс миогимнастики Рокабадо, применяемый при дисфункции внчс (височно-нижнечелюстного сустава) дополняют точечным массажем и аутогенной тренировкой.

Эффективность и правила выполнения

Положительный результат упражнений прямо зависит от уровня развития патологии, а также от регулярности и качества выполняемой гимнастики. К ней предъявляется следующий комплекс требований:

  • Обязательно мышечное сокращение полости рта с максимально возможной амплитудой.
  • Важно учитывать то, что сокращения должны осуществляться в рамках физиологических пределов.
  • Необходимо после каждого упражнения делать паузу, равную времени, затраченному на него.
  • Сокращения должны повторяться до появления легкой усталости.

Особенность заключается в тренировке специальных мышечных групп, которые способствуют лечению, так называемых антагонистов и синергистов. Гимнастика позволяет достичь необходимых результатов при профилактике детских аномалий временного прикуса.

Именно поэтому для данной формы лечения особенно подходят дети от 4-х лет , которые уже могут понимать и выполнять требуемые задания.

Для исправления прикуса

Существуют действенные комплексы миогимнастики, которые предназначаются для коррекции и полного устранения различных аномалий прикуса :

Глубокий прикус

  • Гимнастика проводится исключительно стоя. Руки заносятся назад, а подбородок поднимается вверх. В данном положении требуется выдвинуть на максимально возможное расстояние нижний зубной ряд.

    Для достижения хорошего эффекта желательно выполнять тренировку три раза в день.

  • Через 30 дней упражнение слегка видоизменяется. Отличие заключается в выдвижении нижнего ряда зубов с их установкой впереди верхней челюсти.

Открытый прикус

  • Тренировка заключается в последовательном сжатии и разжимании зубных рядов. Сила мышечного сокращения должна контролироваться пальцами, которые необходимо прижать к щекам.

    Выполняется до возникновения легкого утомления.

  • Два пальца должны располагаться в районе передних зубов нижней челюсти и исключать возможность ее поднятия.

Зубами можно прикусить палочку, с нанизанной на нее небольшой резиновой трубкой для исключения вероятности повреждения эмали.

Мезиальный прикус

  • В упражнении важно надавить кончиком языка на заднюю поверхность верхнего зубного ряда и удерживать данное положение, как минимум, 5 минут до образования мышечной усталости.
  • Голова должна быть слегка закинута назад. При закрывании рта нужно коснуться языком задней поверхности неба.
  • Нижняя губа помещается под верхний ряд зубов.

Косой прикус

В случае, если основной причиной образования такого прикуса стало изменение положения нижнего ряда зубов со смещением в сторону, то упражнение будет иметь следующий вид:

  • Рот максимально открывается, а нижний зубной ряд передвигается в сторону, где наблюдается некорректное смыкание челюсти.
  • После, нижняя челюсть поднимается до сопряжения с зубами верхней группы и удерживается, как минимум, 5 секунд.

При проблеме смыкания губ

Существует несколько основных упражнений :

  • При плотном сжатии губ требуется осуществлять вращательные движения языком под губами.
  • Вытянутый язык размещается на поверхности нижней губы, в то время, как верхняя, при быстром смыкании, должна ударить по языку.
  • Требуется прижать язык к небу и открыть рот с максимальной возможной амплитудой. При смыкании губ нужно издать звук, напоминающий стук молотка.

Каждое из описанных упражнений выполняется сначала в сидячем положении. По мере усложнения необходимо встать.

Продвинутый гимнастический комплекс выглядит следующим образом:

  • Нижняя челюсть выдвигается вперед до перекрытия нижними резцами верхнего зубного ряда.

    Такое положение удерживается, по меньшей мере, 10 секунд. После этого челюсть полностью возвращается в изначальное положение.

  • Предыдущее упражнение может быть усложнено путем равномерного поворота головы. Челюсть нужно постараться удержать в вытянутом положении.
  • Голова отклоняется назад, ноги устанавливаются на ширине плеч. Зубной ряд выдвигается до тех пор, пока не произойдет краевое сопряжение челюсти.

Для участков языка

Передний участок

Необходимо подготовить специальные резиновые кольца, которые нарезаются из пипетки. Элемент помещается на конец языка, который, в свою очередь, подносится к альвеолам. После этого нужно сглотнуть слюну.

Важно следить за тем, чтобы резинка случайно не провалилась в горло. Количество глотаний за одну тренировку – не более 15.

Альтернативным вариантом упражнения может быть прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами. В этом положении необходимо удерживать язык не менее 5 минут.

Интенсивность и частота упражнения постепенно увеличиваются, в зависимости от стадии лечения.

Средний участок

Цоканье языком не менее 50 раз. Предварительно на середину языка помещается резиновое кольцо. Зубы смыкаются, а губы приоткрываются. После этого язык поднимается кверху и прижимается к своду неба.

Для восстановления укороченной уздечки

Упражнение выполняется в 3 этапа :

  • Облизывание губ языком. Движение осуществляется от одного уголка рта к другому, после чего осуществляется попытка касания с подбородком и кончиком носа.
  • «Пересчет» зубов языком снаружи и изнутри.
  • Упор языка в обе щеки.

Для круговых мышц

Тренировка круговой мышцы щек и рта является важной составляющей миогимнастики для лица и выполняется в случаях ее недостаточной работоспособности , наблюдаемой, обычно, во время дыхания через рот.

Упражнения проводятся и при деформации верхних зубов. Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Существует несколько основных упражнений для ортодонтического лечения данной мышцы:

  • Упражнение №1. Согнутые мизинцы помещаются в углы рта. Лечение осуществляется путем незначительного растяжения рта и параллельного сокращения мышц. Важно, чтобы губы не выворачивались в процессе тренировки.
  • Упражнение № 2. Тренировка выполняется при помощи специального оборудования – межгубного диска Фриэля. Данное приспособление должно придерживаться губами в течение 60 секунд.

Развитие круговой мышцы крайне полезно при диагностике ротового дыхания, а также при образовании промежутка между губами. Тренировки вызывают изменение формы верхней губы и формируют корректные контуры ротовой полости.

Вероятность рецидива дефектного наклона зубов верхней челюсти практически исключена.

Использование специальных приспособлений

Корректировать ротовой тип дыхания и позицию языка следует как можно раньше, поскольку после 9 лет, наблюдаемый эффект от миогимнастики значительно ниже .

Вестибулярная пластинка

Вкладывается в рот во время сна. Днем элемент применяется только для гимнастики, основная цель которой заключается в нормализации дыхания, исправлении структуры нижней челюсти и положения языка.

Пластина вкладывается в рот большим пальцем руки и немного вытягивается за специальное кольцо, параллельно удерживаясь губами.

Металлический диск

Предназначается для борьбы с вредной детской привычкой сосания пальцев, с неправильным ротовым дыханием и с дистальным прикусом. Также может использоваться для коррекции осанки.

Диск сжимается губами, при этом нижнюю челюсть выдвигают немного вперед. Зажатый губами диск должен располагаться строго горизонтально.

Приспособление позволяет тренировать мышечные группы околоротовой области.

Заключение

Миогимнастика назначается лечащим врачом с целью профилактики и лечения разнообразных зубных аномалий.

Характер описанных коррекционных мероприятий скорее лечебный, но стоматологи назначают гимнастику и с целью закрепления результата, для устранения вероятности рецидивов.

Примерный комплекс упражнений миогимнастики для детей смотрите на видео:

Основополагающим фактором для результативного лечения является позитивный настрой . Эффект и степень лечебного воздействия непосредственно зависит от терпения, усидчивости и готовности на постоянной основе выполнять монотонные упражнения.

Именно данные составляющие, совместно с контролем исполнения, очень важны для достижения необходимого результата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Губы доставляют нам очень много хлопот. Круговая мышца, которая кольцом охватывает ротовую щель, не крепится ни к одной кости, зато в нее вплетается больше десятка других мышц. Такое "плавающее" положение круговой мышцы рта позволяет нам артикулировать и выражать эмоции, но оно же является провоцирующим фактором для морщин. Особенно если есть дурные мимические привычки (поджимать губы) или бытовые привычки (курить, пить коктейль через трубочку).

Круговая мышца рта:

Со временем круговая мышца рта ссыхается, уменьшается в размерах - и как результат, уменьшается красная кайма губ, сами губы становятся узкими, а вокруг них (как раз поперек мышечных волокон) образуются кисетные морщины.
Наша задача - укрепить круговую мышцу рта, улучшить ее кровообращение и питание, тогда следствием будет разглаживание кожи. С этой задачей хорошо справляется упражнение, которое я называю "Хоботок" - потому что губы в нем вытягиваются вперед широким хоботком.

Но сначала - разминка!

Разминка для губ

1. Придерживая пальцами уголки губ (чтобы не образовывались морщины), заверните губы на зубы и похлопайте губами. От 10 до 20 раз.
2. Не убирая пальцев, изобразите губами открытое «О», затем открытое «Э». Сильно артикулируя, беззвучно произносите О-Э. От 10 до 20 раз.
***************
Укрепляем круговую мышцу рта: упражнение «Хоботок»

Исходное положение: сидя или стоя, позвоночник выпрямлен как в упражнении «Струна». Мышцы свода черепа натянуты назад и вверх. Губы напрягите и вытяните широким «хоботком». Пальцы обеих рук положите на губы: указательные – на верхнюю, большие – на нижнюю (фото слева).

Выполнение: «Вдавливаем» пальцы в область вокруг рта, направляя движение строго перпендикулярно зубам, заставляя губы слегка выворачиваться и отделяться от зубов (фото справа).
Начните с 10 надавливаний, сделайте паузу 10 сек. и снова десять раз надавите. Постепенно увеличивайте число нажатий и доведите их до 20 в каждом подходе.

Важно! Не ослабляйте напряжение губ - при надавливании губы должны сохранять форму колечка. Если они потеряли эту форму и почти сомкнулись – это значит, что вы ослабили напряжение мышцы. Напрягите губы снова и восстановите форму.

Техника безопасности: вытягивая губы, не делайте из них «куриную гузку», формируйте широкое колечко, следя, чтобы на верхней губе не образовывались морщины. Пальцы совершают короткие сильные движения строго перпендикулярно плоскости зубов, не смещая кожу.

Если у вас что-то не получается, начните с упрощенного варианта упражнения.

Упрощенный вариант упражнения «Хоботок»

Выполнение: губы напрягите и вытяните широким «хоботком», как будто вы хотите внутренней поверхностью губ «приклеиться» к зеркалу. Задержите губы в напряженном состоянии от 5 до 10 сек, затем расслабьтесь. Повторите. Начните с 5 повторов, постепенно доведите до 10.

Расслабление: после выполнения упражнения подуйте через расслабленные губы со звуком "Пфффф", как будто сдуваете невидимую пушинку. Сделайте пальцевый душ для области возле губ.
***************

И очень важный совет! Мы часто неосознанно поджимаем губы, что является причиной появления и углубления морщин возле рта. Возьмите за правило «держать язык за зубами»: когда не говорите, поднимайте кончик языка к верхнему небу и кладите его за верхние зубы на десны. Вы почувствуете, что в таком положении напрячь губы практически невозможно. И лицо сразу будет казаться мягче и моложе.

Желаю удачи!

Юлия Зартайская, ваш инструктор по фейскультуре

«Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас».
Коко Шанель

Кожа вокруг рта в наибольшей степени подвержена раннему старению. Вертикальные морщины над губами, которые часто называют «штрих-код», и морщины вокруг рта, известные также как линии улыбки, указывают на то, что кожа начинает терять свою эластичность. Она становится тоньше и суше. Это связано с малым количеством сальных желез в этой области лица.

Разговаривать, улыбаться и проявлять свои эмоции губами позволяет круговая мышца рта, расположенная вокруг губ. На этом участке лица мало подкожной жировой клетчатки, кроме того, в отличие от мышц на руках и ногах, которые крепятся к костям скелета, круговая мышца рта прикрепляется прямо к коже, а так как этой мышцей мы пользуемся миллион раз в день, ее активное действие также способствует возникновению морщин. Чем подвижнее лицо, тем скорее появляются на нем морщины. У людей спокойных морщин всегда меньше, чем у нервных, вспыльчивых. Доказано, что хмурое выражение лица сильнее сказывается на образовании морщин, нежели улыбка.

Появление морщин обусловлено не только естественным процессом старения, но и некоторыми факторами, усугубляющими этот процесс:

— Наиболее сильным является воздействие ультрафиолетовых лучей, которые способны проникать в глубокие слои кожи и вызывать ее раннее старение. Ультрафиолетовое излучение разрушает волокна коллагена и эластина в коже, а без них кожа начинает провисать, в результате чего происходит преждевременное образование морщин.

— Образование морщин вокруг рта является закономерным явлением у курильщиков.

— Другими причинами быстрого старения являются стресс, прием антидепрессантов и частое употребление жевательной резинки.

— Кожа становится морщинистой при злоупотреблении косметическими средствами. Неправильное пользование косметикой приводит к преждевременному увяданию кожи. Не стоит забывать о том, что мыло, жесткая вода и частое нанесение пудры сушат кожу.

— При соблюдении диет для похудения вначале худеет лицо, по этой причине кожа становится морщинистой.

— Старение кожи ускоряют также недостаток жидкости и неправильное питание (избыток насыщенных жиров и простых углеводов в рационе питания, увлечение фаст-фудом и такими продуктами, как сухарики, чипсы и т.п.)

Гимнастика от морщин вокруг рта

Гимнастика от морщин, как и любая другая гимнастика, должна быть регулярной и систематической, только тогда она принесет желаемый результат. Делать эти упражнения нужно каждый день утром или вечером. Выполнение упражнений занимает, как правило, от 5 до 15 минут в день. Упражнения помогают улучшить кровоснабжение и питание кожи, повысить ее упругость и эластичность. Благодаря им повышается тонус мышц, уменьшаются носогубные складки, исчезает возрастная «печальная маска» — опущение губ. Однако на мгновенный эффект рассчитывать не стоит: чтобы заметить ощутимые результаты, потребуется не меньше 2-3 недель ежедневных усилий.

Упражнения лучше выполнять в полном одиночестве перед зеркалом.

1.Сильно надуйте щеки и перемещайте воздух по кругу - от левой щеки над верхней губой к правой щеке и из-под нижней губы справа к левой щеке. Затем слегка откиньте голову назад и осторожно выдувайте воздух, словно пушинку сдуваете. Повторите 10 раз.

2. Слегка вытяните губы, плотно прижимая уголки рта к зубам. Считая до 12, медленно стягивайте губы к центру. Затем сдвиньте сжатые губы по 3 раза влево и вправо. Расслабьтесь и проведите ладонями по лицу снизу вверх, чтобы снять напряжение.

3. Проводите языком за сомкнутыми губами по кругу, будто облизываетесь. Кончик языка должен прогладить изнутри одну щеку, затем нижнюю губу, другую щеку и верхнюю губу. Повторите по 8 раз в каждую сторону.

4. Медленно, напрягая губы, произносите один за другим звуки «а-а-а-», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у». Повторите упражнение 10 раз.

5. Выдвиньте вперёд нижнюю челюсть и плотно сожмите губы так, чтобы напряглись мышцы до ушей. Расслабьте губы, возвратите нижнюю челюсть на место. Повторите упражнение 5-10 раз.

6. Вдохните через нос, при этом сильно втяните щеки, затем выдохните через рот. Повторите упражнение 10 раз.

7. Поднимите верхнюю губу так, чтобы обнажились верхние зубы. Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.

8. Оттяните нижнюю губу так, чтобы обнажились нижние зубы Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.

9. Плотно сомкните губы. Приложите указательные пальцы к уголкам рта. Не расслабляя губы, пальцами подвигайте вверх-вниз уголки рта, медленно считая до 30. На счет 30 расслабьте губы.

10. Сжав губы сердечком, вращайте ими по часовой стрелке и обратно. Повторите 5 раз.

11. Сделайте глубокий вдох через сжатые зубы, а выдох последовательно через левый, а потом правый угол рта. Повторите 5-10 раз.

12. Втяните губы внутрь рта, придавливая их при этом зубами. Сохраняйте это положение в течение нескольких секунд. Повторите 5-10 раз.

Массаж от морщин вокруг рта

После выполнения дыхательных упражнений протрите кожу травяным тоником и нанесите на нее увлажняющий крем. Затем мягкой зубной щеткой помассируйте круговыми движениями область вокруг рта. Делать массаж нужно всегда от уголков рта к центру губ.

Увлажнение и питание кожи вокруг рта

Замедлить процесс появления морщин вокруг рта помогут простые домашние средства, из которых можно не чаще 1-2 раз в неделю делать увлажняющие и питательные маски:

1. Смешайте 2 ч. ложки натурального йогурта и по 0,5 ч. ложке лимонного сока и меда. Нанесите смесь на проблемную область лица, через 15 мин. смойте маску теплой водой и промокните лицо полотенцем.

2. Прекрасным увлажняющим действием обладает яичный желток, маски на его основе в первую очередь рекомендуются для сухой кожи лица. Самый легкий и доступный рецепт маски из желтка: отделите сырой яичный желток от белка, хорошенько смажьте им лицо и через 15-20 минут умойтесь теплой водой.

3. Тщательно разотрите 1 желток куриного или 2 желтка перепелиных яиц, добавьте по 0,5 ч. меда и оливкового масла. Вместо оливкового можно использовать миндальное, персиковое, абрикосовое или льняное масло. Еще раз все размешайте, наложите массу на область вокруг рта, через 15 мин. смойте теплой водой. Эта маска обладает хорошим питательным действием.

Маски с добавлением меда противопоказаны при расширенных сосудах и многочисленных капиллярных звездочках на коже лица, при интенсивном росте волос на лице, а также при сахарном диабете, бронхиальной астме и аллергии на продукты пчеловодства.

Полезные привычки

  • По утрам, когда чистите зубы, полощите рот прохладной кипяченой водой в течение 2-3 минут. Эта про-цедура тре-нирует мышцы щек и губ, а также укрепляет зубы и улуч-шает слюноотделение.
  • После умывания вытирайте лицо полотенцем, перемещая его не от глаз к подбородку, так как это способствует появлению глубоких носогубных складок, а от подбородка к глазам.
  • Ежедневно перед сном протирайте наиболее уязвимые области лица лимонным соком или касторовым маслом.
  • Откажитесь от загара под прямыми лучами солнца и частого посещения солярия.
  • Если нет противопоказаний, ежедневно выпивайте по 1,5-2 л жидкости, преимущественно чистой воды без газа.

Как и в любом деле, результаты действий по предотвращению появления морщин вокруг рта целиком зависят от потраченных вами времени и усилий на них. Попробуйте следовать этим нехитрым рекомендациям по уходу за своим лицом, и в скором времени отражение его в зеркале наверняка будет радовать вас.

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

С ребенком младшего и среднего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи. Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения. В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения.

Вот простые упражнения, которые вы с ребенком можете начать делать уже сейчас. А позже, когда дети усвоят эти упражнения, мы вместе с вами научим их более сложным упражнениям.

Обратите внимание, что некоторые упражнения имеют несколько названий, но способ выполнения и цель у них одна.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

1. «Бегемотик», «Окошко» или «Птенчик»

Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удер- живать губы и язык в заданном положении.

Как делать: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик язы-ка у передних зубов. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» - губы и язык примут нужное положение.

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Окошко»

Широко открыть рот - "жарко", закрыть рот - "холодно"

«Птенчик»

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд. Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

2. «Улыбка», «Заборчик» или «Лягушка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передниезубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Как делать: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и ниж ние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

«Улыбка»

Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я бы точно так же смог. Вот смотри. Сейчас.

«Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губки прямо к ушкам.

Улыбнулись губки

Вот и наши зубки.

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «иииии» скажи,

свой заборчик покажи.

3. «Хоботок» или «Дудочка»

Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Как делать: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло- жении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите емудотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто силь- нее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - игубы примут положение трубочки.

«Хоботок»

Хоботок слоненок тянет

И вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

«Дудочка»

Мои губы-трубочка-
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

4.«Хомячок» или «Шарик»

Предложите малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторите упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

«Хомячок»

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Шарик»

Ребенок надувает щеки, затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

5. «Колечко»

как делать: Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О). Удержите губы в таком положении 2-5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

6. «Малыш плачет»

Как делать: Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА! », а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд.

7. «Веселый - грустный»

Цель: вырабатывать навык быстрого изменения положения губ.

Как делать: Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2-5 раз.

8. «Поцелуй»

Как делать: Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2-5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2-5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

9. «Рыбка»

Цель: подготовить губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Как делать: Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

10. «Тигр»

Цель: развивать подвижность губ, подготавливать их к произнесению звуков О, Н. ,

Как делать: Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы. Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти, для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Злого тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

11. Чередование«Хоботок» -«Улыбка» - «Бегемотик»

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Как делать: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и по-втори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый вы-полняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Обратите внимание! Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.