Социальное государство - это государство, решающее социальные вопросы жизни общества: развитие производства и предпринимательства, трудовую занятость населения, создание системы здравоохранения, образования, материальное обеспечение жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, создание безопасных условий жизни общества, и т.д. Основными функциями социального государства являются: 1.

научное прогнозирование развития экономики, динамики роста населения, создания новых отраслей промышленности и рабочих мест в них, разработка соответствующих планов - прогнозов, сырьевое, техническое, финансовое и кадровое обеспечение их выполнения. 2.

перераспределение материальных средств между регионами, направление их на обеспечение достигнутого данной страной среднего уровня жизни на всей территории страны. 3.

регулирование уровня жизни различных слоев населения с помощью налогов, оказания благотворительной помощи и материальной поддержки наименее обеспеченным слоям населения. 4.

создание системы бесплатного образования, медицинского обслуживания, поддержка национальной культуры, строительство и предоставление малообеспеченным гражданам недорогого муниципального жилья. 5.

строительство и обслуживание систем снабжения населения водой, электроэнергией, сбор и переработка мусора, строительство государственных дорог, других коммуникаций и т.п. 6.

создание системы государственных органов, необходимых материальных и финансовых ресурсов для прогнозирования стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и борьба с ними, недопущения техногенных аварий, быстрейшего устранения их последствий, оказание помощи пострадавшему населению.

99. Что такое формационная типология государств?

Формационная типология - это разделение государств на типы в зависимости от их общественно-экономических формаций, которые представляют собой определенный способ производства, производственных отношений, классовой и иной структуры общества.

История человеческого общества насчитывает четыре типа общественно-экономических формаций: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой стадией которой является социалистическая, и, соответственно, четыре типа государств: рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические.

Рабовладельческое государство было исторически первым и характеризовалось следующими чертами. Основу его экономики составляла частная собственность рабовладельцев на орудия труда, средства производства и другое имущество, на работников производства - рабов. Власть принадлежала классу рабовладельцев.

Рабы и рабовладельцы признавались основными классами рабовладельческого общества.

Основными функциями рабовладельческого государства были: удержание в повиновении рабов, защита прав рабовладельцев, их имущества, и др.

Феодальное государство - второй исторический тип государства, который признавался более прогрессивным и передовым по сравнению с рабовладельческим.

Основу экономики феодального государства составляла феодальная собственность на землю - главное средство производства и личная зависимость от феодалов крестьян.

Власть в феодальном государстве принадлежала крупным собственникам земли.

Собственность на землю была основой социального неравенства членов феодального общества.

Основными классами считались феодалы и крепостные крестьяне.

Буржуазное государство - это государство периода капитализма. Экономической основой буржуазного государства выступала частная собственность на средства производства, а работниками производства были свободные рабочие, лично независимые от собственников средств производства. Власть принадлежала собственникам средств производства.

Основные классы - буржуазия и пролетариат.

Буржуазное государство прошло несколько этапов развития: от государства переходного периода от феодализма к капитализму и до современного так называемого демократического социального и правового государства.

При рассмотрении социалистического типа государства необходимо различать его теоретическую модель и ее реализацию на практике. Теоретически социалистическое государство мыслилось как государство рабочих и крестьян, всех трудящихся, действующее в их интересах и обеспечивающее равноправие, широкие права и свободы граждан. Экономической основой социалистического государ- ства должна быть общественная собственность на средства производства и всеобщая равноправная занятость населения в народном хозяйстве с оплатой в зависимости от качества и количества труда.

На практике социалистическое государство создавалось как классовое пролетарское государство. Формой государственной власти была диктатура пролетариата, неограниченная никакими законами.

Экономической основой социалистического государства являлась государственная собственность на все средства производства, включая землю, то есть собственность государственных чиновников. Частная собственность была ликвидирована и запрещена.

Государство было не только органом политической власти, но и собственником всех средств производства. Оно непосредственно руководило всем общественным производством, распределением и потреблением продукции.

Реальная власть в государстве принадлежала партийно-госу- дарственной элите.

Права и свободы граждан были существенно ограничены, а во многих областях социальной жизни отсутствовали вообще.

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.

Социальное – это такое государство, основой которого является политика, направленная на обеспечение общепринятого, как правило, не ниже среднего уровня жизни граждан, предоставление возможностей для удовлетворения социально – экономических и культурных прав граждан. Для осуществления предусмотренных социальным государством условий необходим высокий уровень экономического развития.

Слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть имеющий непосредственное отношение к положению людей в обществе. В широком смысле значение слова «социальный» имеет отношение к любому государству, так как всякое государство представляет собой продукт общественного развития. Однако в данном контексте термином «социальное» обозначается такое государство, которое обладает особыми функциями и качествами.

Целью социального государства является обеспечение условий для организации надлежащего уровня образования, здравоохранения, социального обеспечения, трудоустройства и культурного развития.

Социальное государство главными объектами своей деятельности и внимания имеет лиц, уязвимых с точки зрения их положения в обществе: инвалиды, молодежь, пенсионеры, многодетные семьи, семьи с низким уровнем доходов и др. При этом, само существование и деятельность социального государства самым тесным образом связана с такими общественными явлениями как правовое государство, гражданское общество, демократия, права человека, свобода равенство и справедливость.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов. В это время в жизни буржуазного общества вошли в противоречие два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Такие мыслители, как Адам Смит, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном итоге такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Представителем другого подхода является Ж-Ж. Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который – задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства и, таким образом, являлся основанием для упрочения экономической мощи государства. Однако к началу ХХ века по мере накопления богатства стало происходить имущественное расслоение общества, которое угрожало социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти к активному вмешательству в социально – экономическую сферу. Именно в такой историко – политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства 1 .

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в конституциях современных государств. Впервые государство получило название социального в Конституции ФРГ 1949 г. Как уже было отмечено, что подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Однако о социальном государстве как особой политико – правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. При этом, социальным может быть только государство с высоким уровнем экономики, в структуре которой учтена его социальная ориентация 2 .

В историческом контексте реальное возникновение социальных государств начинает происходить в 60-е годы ХХ в. Начальная стадия формирования социального государства – это установление его ответственности за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, а в дальнейшем – это обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

При этом следует учитывать то обстоятельство, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, т.к. необходимо учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должнопостоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости и сглаживания социального неравенства. Профессор Е.А. Лукащева по этому поводу справедливо пишет: « Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства» 3 .

_________________

1 Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства.- М., 1999.- С. 202.

2 Там же. С. 203.

3Права человека. Учебник для вузов по ред. проф. Е.А. Лукашевой. – М., 1999.- С. 208-211.

Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и нравственный. При этом основными целями и задачами социального государства являются: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и предоставление пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод.

Признаки социального государства:

– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;

– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;

– государственная власть основана на принципах демократии;

– государство является правовым;

– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;

– существование гражданского общества;

– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;

– наличие соответствующей законодательной базы.

Функции социального государства:

– сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение и специальные социальные программы;

– поддержка социально незащищенных категорий населения (инвалидов, пенсионеров, молодежь, многодетные семьи и др.);

– поддержка материнства, детства, отцовства, семьи;

– поощрение благотворительности;

– охрана труда и здоровья людей;

– финансирование науки и культуры;

– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;

– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;

– участие в реализации межгосударственных социальных программ.

Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Признаки социального государства. Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита неблагополучных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и т. д.). Не будем этого отрицать, но все же возразим, что мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

    Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан . Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

    Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей . Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить - пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

    Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

    Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения . Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.

    Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг . Образование - важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение - залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, - важная характеристика социального государства.

    Минимизация социальных различий . В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

    Реализация социальной справедливости . Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов - олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

    Мирное разрешение социальных конфликтов . Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.

    Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества . Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Социальное государство - это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

Социальное государство - государство, которое берет на себя обязан-ность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих , их социальной защищенности.

Главная задача социального государства:

    • достижение общественного прогресса на закрепленных принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство должно удовлетворять интересы и потребности людей, стремиться к равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному и справедливому распределению жизненных благ.

Это государство стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Социальной деятельностью такого государства является перераспределение доходов.

Социальное государство призвано:

    1. создавать условия для обеспечения граждан работой,
    2. перераспределять доходы через государственный бюд-жет,
    3. обеспечивать людям прожиточный минимум и содейство-вать увеличению числа мелких и средних собственников,
    4. охра-нять наемный труд,
    5. заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении,
    6. постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна иметь вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкурен-цию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную ини-циативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против бо-гатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной соб-ственности.

Функции социального государства:

    • создание усло-вий для поддержания полной занятости;
    • перераспределение доходов через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечение прожиточного минимума;
    • охрана наемного труда;
    • забота об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохра-нении и т. д.

Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.

Социальная должна обеспечивать права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе право на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния, его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ социальное государство призвано проводить политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности. Под свободным развитием понимается физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

Подробнее

Достойная жизнь - это, конечно, слишком общая цель. Однако ч. 2 ст. 7 дает некото-рую расшифровку обязанностей государства:

  1. охрана труда и здоровья людей;
  2. установление гарантированного минимального размера оп-латы труда;
  3. обеспечение государственной поддержки семьи, материнст-ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  4. развитие системы социальных служб;
  5. установление государственных пенсий, пособий;
  6. иные социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явноотстает от общепризнанных в конституционной теории и практи-ке развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расшире-ния этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожале-нию, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, суще-ственно помогало бы становлению социального государства.