Начало финансового года – это возможность организовать работу бухгалтерской службы наилучшим образом. Кроме Положения об учетной политике, руководству организаций всех форм собственности следует позаботиться о юридическом обосновании функционирования всевозможных внутренних комиссий. И одна из них – Комиссия по или Комиссия по поступлению основных средств. Как не странно, но о таком органе компании очень мало информации. Поэтому давайте знакомиться ближе.

Порядок формирования

Комиссия по оприходованию (поступлению) основных средств (далее – Комиссия) создается отдельным приказом руководителя предприятия, где четко персонализируется ее состав:

  • Председатель (Ф.И.О.);
  • Секретарь (Ф.И.О.);
  • Отдельные члены (Ф.И.О.).

Количество людей определяется потребностями компании и зависит от:

  • Организационной структуры предприятия;
  • Наличия удаленных структурных подразделений;
  • Численности персонала;
  • Количества и структуры основных средств;
  • Частоты движения внеоборотных активов.

Во главе Комиссии находится председатель. В его обязанности входит:

  • Осуществление общего руководства;
  • Распределение обязанностей и раздача поручений отдельным членами;
  • Обеспечение коллегиальности обсуждения вопросов (особенно сложных и спорных);
  • Подпись протоколов заседания Комиссии.

Секретарь документирует работу Комиссии путем ведения протоколов. В государственных и муниципальных учреждениях протоколы по поступлению активов являются неотъемлемой частью плана закупок.

Внимание! Если позволяет штат, то главой Комиссии лучше не назначать руководителя предприятия. Это избавит от лишних вопросов со стороны налоговых и других контролирующих органов, поскольку руководитель организации утверждает Акт приема-передачи основных средств. Лучше, когда за составление акта отвечает один человек (глава Комиссии), а за его утверждение – совершенно другой (руководитель предприятия).

Определение состава

Членами Комиссии являются сотрудники предприятия. В состав обязательно включаются:

  • Работники бухгалтерии, знающие правила документирования, оценки и учета основных средств;
  • Эксперты – технические специалисты (инженеры, строители, энергетики, механики, наладчики и т.д.), специальные знания и опыт которых помогут оценить физико-техническую пригодность объекта для дальнейшего использования.

Допускается в приказе введение в состав экспертов по видам деятельности, который будет присутствовать в особых случаях. Например, «При вводе в эксплуатацию объектов компьютерной / вычислительной техники привлекать к работе программиста Маркина А. И.».
В случае отсутствия на предприятии нужного эксперта, в особых случаях возможно привлечение на основе хозяйственного договора стороннего эксперта:

  • Профильного специалиста (физическое лицо);
  • Специализированной организации (юридическое лицо).

Так, если предприятие имеет дело с высокоточным, сверхсложным или экспериментальным оборудованием, то для его маркировки возможно включение в состав Комиссии представителя научного объединения или специализированной госструктуры

Для изменение состава необходим отдельный указ руководителя фирмы с нормативным обоснованием.

Если физическое лицо — предприниматель не имеет наемных работников, то в создании Комиссии нет смысла. В остальных случаях рекомендуется ее создать, даже если членами будут являться не специалисты узкого профиля (например, бухгалтер, уборщица и сторож).

Учтите: экспертом не может выступать лицо, ответственное за сохранность материальных ценностей.


Полномочия и обязанности

Цель этого органа внутреннего контроля – принятие коллегиального решения о постановке на баланс предприятия и передаче на ответственное оберегание материально-ответственному лицу движимого и недвижимого имущества.

При поступлении нового имущества в компетентность Комиссии входит принятие таких решений:

  • Относится ли конкретное имущество к основным средствам на основании учетной политики предприятия?
  • Можно ли заключить, что поступающий объект технически исправен, полностью укомплектован и пригоден для дальнейшей эксплуатации?
  • Обладает ли основное средство признаками, по которым его следует считать особо ценным имуществом?
  • Сопровождается ли конкретный актив всеми необходимыми первичными документами от поставщика (подрядчика)?
  • Какой срок полезного использования следует установить для конкретного объекта?
  • К какой группе аналитического учета будет относиться актив и какой код по ОКОФ ему нужно присвоить?
  • Какова первоначальная стоимость приобретенных или созданных собственными силами основных средств?
  • Какова справедливая рыночная стоимость внеоборотных активов, которые были выявлены как излишки во время инвентаризации, а также стоимость объектов, полученных безвозмездно?
  • В какое структурное подразделение направляется актив?
  • Кто из сотрудников предприятия будет назначен материально ответственным лицом за сохранность поступившего имущества?

Также эта Комиссия будет рассматривать целесообразность и обоснованность изменения стоимости основных средств и срока их полезного использования. Такая необходимость может возникнуть при изменении учетной политики или первоначальных технических показателей функционирования объекта (в т.ч. в случаях реконструкции, модернизации или достройки).

Совет: нанесение инвентарного номера на основное средство следует произвести в присутствии уполномоченного члена Комиссии и материально ответственного лица, чтобы в будущем избежать споров и недоразумений.

Регламент работы

Комиссия по оприходованию основных средств действует на постоянной основе. Регламент работы регулируется Положением о Комиссии. Периодичность заседания – минимум один раз в месяц. Время на рассмотрение документов на оприходование долгосрочных активов устанавливается в зависимости от графика документооборота. Рекомендуется, чтобы срок на принятие решений в отношении каждого объекта не превышал 14 дней.

Для признания решения правомочным необходимо присутствие 2/3 общего количества членов. При отсутствии председателя, заседание не может состоятся.

  • Решение считается принятым, если за него проголосует больше половины присутствующих;
  • Если мнение членов Комиссии разделяются поровну, то голос председателя считается решающим;
  • В случае несогласия председателя с решением большинства, его особое мнение может быть отражено в протоколе, но не может изменить принятое решение, принятое большинством

Практическая рекомендация: чтобы упростить создание распорядительной документации, можно создать единый документ «Положение о Комиссии по поступлению, выбытию и инвентаризации нефинансовых активов». В нем можно в отдельных пунктах расписать состав, порядок формирования и полномочия каждой из трех перечисленных комиссий, которые будут контролировать сохранность и движение как оборотных, так и внеоборотных активов.

И помните: чем подробнее будут расписаны правила для всех участников, тем легче бухгалтеру обосновывать свои действия. Делегировать полномочия – это разделять ответственность за принятия решений. Это мудро.

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по приему-передаче, списанию, инвентаризации основных средств, материальных запасов и финансовых обязательств


  1. Общее положение
1.1. В целях обеспечения своевременной приемки-передачи, списания основных средств и материальных запасов, а также для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создается комиссия по приему-передаче, списанию, инвентаризации основных средств, материальных запасов и финансовых обязательств (далее - Комиссия).

1.2. Персональный состав Комиссии утверждается приказом директора общебразовательной организации.

1.3. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии.

1.4. Комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

1.5. Срок рассмотрения Комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней.

1.6.Решения Комиссии считаются правомочными, если на ее заседании присутствует не менее двух третьих от общего числа ее членов.

1.7. В своей деятельности Комиссия руководствуется следующими нормативными правовыми актами:

инструкцией утвержденной приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. регистрационный номер 19669);

приказом Минфина Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 27 января 2011 г. регистрационный номер 19593);

распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 09.08.2011г. № 1396 «О Порядке представления документов для согласования списания министерством имущественных отношений Ставропольского края имущества государственной собственности Ставропольского края, закрепленного за государственными учреждениями Ставропольского края и государственными унитарными предприятиями Ставропольского края на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также имущества государственной собственности Ставропольского края, переданного по договорам безвозмездного пользования или договорам аренды организациям всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям»;

общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее - ОКОФ);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002г. №1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 52);

методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49;

налоговым кодексом РФ;

налоговым кодексом Ставропольского края;

иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок списания, передачи, инвентаризации основных фондов, материальных запасов и финансовых обязательств Образовательной организации.
2. Основные задачи и полномочия Комиссии

2.1. Целью работы Комиссии является принятие коллегиальных решений по приему-передаче, списанию, инвентаризации основных средств, материальных запасов и финансовых обязательств ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №10».

2.2. Комиссия принимает решения по следующим вопросам:

об отнесении объектов имущества к основным средствам;

о сроке полезного использования поступаемых основных средств;

об отнесении основных средств к группе их аналитического учета и к кодам основных средств и нематериальных активов по ОКОФ;

о первоначальной стоимости принимаемых к учету основных средств;

о принятии к бухгалтерскому учету поступивших основных средств, материальных запасов с оформлением соответствующих первичных учетных документов;

об изменении стоимости основных средств в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации);

о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, возможности и эффективности их восстановления;

о списании (выбытии) основных средств, материальных запасов в установленном порядке;

о возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от выбывающих основных средств;

о списании материальных запасов на нужды ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №10», с оформлением соответствующих первичных учетных документов;

о проведении инвентаризации имущества, выявлении фактического имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения учете финансовых обязательств общеобразовательной организации.

2.3. Комиссия осуществляет контроль:

за изъятием из списываемых основных средств пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов;

за передачей материально ответственному лицу узлов и деталей, конструкций и материалов, пригодных к дальнейшему использованию, и постановкой их на бухгалтерский учет;

за сдачей вторичного сырья в общеобразовательной организации приема вторичного сырья;

за получением от специализированной организации по утилизации имущества акта приема-сдачи имущества, подлежащего уничтожению, акта об оказанных услугах по уничтожению имущества, акта об уничтожении.

2.4.Комиссия проводит инвентаризацию основных средств, материальных запасов и финансовых обязательств ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №10».

Основными целями инвентаризации являются:

выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов;

сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

проверка полноты отражения в учете обязательств.
3. Порядок принятия решения Комиссией

3.1. Решение Комиссии об отнесении объекта имущества к основным средствам, о сроке полезного использования поступающего основного средства, об отнесении основного средства к соответствующей группе аналитического учета, об определении кода основного средства по ОКОФ в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации принимается на основании:

нормативных правовых актов, указанных в пункте 1.7 настоящего Положения;

ожидаемой производительности или мощности, ожидаемого физического износа, зависящих от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, гарантийного и договорного срока использования и других ограничений использования - при отсутствии информации в указанных документах производителя и в нормативных правовых актах;

данных Инвентарных карточек учета основных средств предыдущих балансодержателей (пользователей) основных средств о сроке их фактической эксплуатации и степени износа - при поступлении объектов, бывших в эксплуатации в учреждениях.

3.2. Решение Комиссии о первоначальной стоимости принимаемых к бухгалтерскому учету основных средств (первоначальной (договорной), балансовой, остаточной) принимается на основании следующих документов:

сопроводительной и технической документации (государственных контрактов, договоров, накладных поставщика, счетов-фактур, актов о приемке выполненных работ (услуг), паспортов, гарантийных талонов и т.п.);

документов, представленных предыдущим балансодержателем - учреждением - по безвозмездно полученным основным средствам от учреждения;

отчетов об оценке независимых оценщиков - по основным средствам, принимаемым в соответствии с Инструкцией 174н, по рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету.

3.3. Решение Комиссии о принятии к бухгалтерскому учету основных средств при их приобретении (изготовлении) в соответствии с гражданско-правовыми договорами на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, изготовлении для собственных нужд, по которым определяется первоначальная стоимость, а также по введенным в эксплуатацию законченным строительством зданиям (сооружениям, встроенным и пристроенным помещениям) осуществляется с оформлением следующих первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам, установленным для оформления и учета операций приема-передачи основных средств, Инструкцией 174н:

акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (код формы по ОКУД 0306001) (далее - Акт ф. N ОС-1) для приема-передачи нематериальных активов, объектов незавершенных строительством, основных средств, за исключением зданий, сооружений и библиотечного фонда независимо от их стоимости, а также основных средств стоимостью до 3000 руб. за единицу включительно;

акта о приеме-передаче здания (сооружения) (код формы по ОКУД 0306030) (далее - Акт ф. N ОС-1а) для приема-передачи основных средств, относящихся к объектам недвижимости независимо от их стоимости;

акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (код формы по ОКУД 0306031) (далее - Акт ф. N ОС-1б) для приема-передачи группы основных средств (библиотечных фондов, производственного и хозяйственного инвентаря и т.п.), группы нематериальных активов. Оформление Акта ф. N ОС-1б на группу основных средств и нематериальных активов, за исключением объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. за единицу включительно, возможно при одновременном выполнении следующих условий для всех основных средств, нематериальных активов, включаемых в группу: наличие одной марки, одинаковой стоимости, ввода в эксплуатацию всех единиц группы в одном месяце;

акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (код формы по ОКУД 0306002) (далее - Акт ф. N ОС-3) для приема-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

3.4. Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, принимается после выполнения следующих мероприятий:

непосредственного осмотра основных средств (при их наличии), определения их технического состояния и возможности дальнейшего использования по назначению с использованием необходимой технической документации (технический паспорт, проект, чертежи, технические условия, инструкции по эксплуатации и т.п.), данных бухгалтерского учета и установления непригодности их к восстановлению и дальнейшему использованию либо нецелесообразности дальнейшего восстановления и (или) использования;

рассмотрения документов, подтверждающих преждевременное выбытие имущества из владения, пользования и распоряжения вследствие его гибели или уничтожения, в том числе помимо воли обладателя права на оперативное управление;

установления конкретных причин списания (выбытия):

износ физический, моральный;

нарушение условий эксплуатации;

ликвидация при реконструкции;

другие конкретные причины;

выявления лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие, и вынесения предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

определения возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, выбывающих основных средств и их оценки, исходя из рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету.

3.4.1. Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, принимается с учетом следующего:

наличия технического заключения эксперта о состоянии основных средств, подлежащих списанию, или дефектной ведомости на оборудование, находящееся в эксплуатации более десяти лет, а также на производственный и хозяйственный инвентарь - при списании основных средств, не пригодных к использованию по назначению;

наличия драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в списываемых основных средствах, которые учитываются в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 22 октября 2001 г., регистрационный номер 2986;

наличия иных документов, подтверждающих факт преждевременного выбытия имущества из владения, пользования и распоряжения.

3.4.2. Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, материальных запасов оформляется по следующим унифицированным формам первичной учетной документации:

акт о списании объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) оформляется по форме 0306003 Общероссийского классификатора управленческой документации (далее - ОКУД).

акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) оформляется по форме 0306033 ОКУД.

акт о списании исключенной из библиотеки литературы (форма 0504144) с приложением списков исключенной литературы.

При списании:

имущества, пришедшего в негодное состояние в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях, к акту о списании имущества прилагаются документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства;

бытовой техники (телевизоров, холодильников и т.д.) к акту о списании объекта основных средств, прилагается техническое заключение мастерских по ремонту бытовой техники или дефектная ведомость о невозможности ее восстановления;

машин и оборудования к акту о списании объекта основных средств, прилагается техническое заключение специализированной организации (имеющей соответствующую лицензию, сертификат) о непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или нецелесообразности их восстановления

3.4.3. К актам о списании прилагаются следующие документы:

копии приказа директора общеобразовательной организации о создании постоянно действующей Комиссии по списанию основных средств;

копии инвентарных карточек учета основных средств;

фотографии списываемых основных средств;

заключения о техническом состоянии, выданные организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

копии технических паспортов и др.

3.4.4. Согласование списания движимого имущества балансовой стоимостью от 3000 рублей, включительно, осуществляется Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края.

3.4.5. Документы для согласования списания движимого имущества, закрепленного за общебразовательной организацией на праве оперативного управления балансовой стоимостью свыше 40000 рублей предоставляются в Министерство образования Ставропольского края и в Министерство имущественных отношений Ставропольского края в соответствии с порядком утвержденным распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 09.08.2011г. № 1396. Каждое Министерство рассматривает документы в месячный срок со дня их поступления и направляют один экземпляр согласованного акта о списании объекта основных средств.

3.5. Решение Комиссии, принятое на заседании Комиссии, оформляется протоколом, который подписывается председателем Комиссии и членами комиссии.

4. Порядок списания материальных запасов


    1. Списание с баланса материальных запасов, пришедших в негодность, либо выданных на нужды общеобразовательной организации, производится на основании акта о списании материальных запасов (форма по ОКУД 0504230).

    2. Акт составляется Комиссией, назначаемой приказом по общебразовательной организации и утверждается директором организации.
Акт о списании может быть составлен на основании ведомости выдачи материальных запасов на нужды общебразовательной организации (Код формы 0504210). Она служит основанием для списания материальных ценностей и предметов основных средств, стоимостью до 3000 рублей за единицу в установленном порядке с баланса общеобразовательной организации.

    1. Хозяйственные и строительные материалы, пришедшие в негодность в связи со стихийным бедствием, а также запасные части к машинам и оборудованию, которые не могут быть использованы, так же списываются на основании оформленного акта о списании материальных запасов.
4.4. Списание материалов и продуктов питания производится на основании следующих документов:

меню - требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

ведомость выдачи материальных ценностей на нужды общеобразовательной организации (ф. 0504210);

путевой лист (ф. 0345001) применяется для списания в расход всех видов топлива;

акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

4.5. Списанные материальные запасы, хозяйственные и строительные материалы, запасные части учитываются и сдаются в эксплуатацию на учебно-бытовые процессы, либо уничтожаются в соответствии с актом о списании материальных запасов.

4.6. Один экземпляр документов по списанию материальных запасов передается в бухгалтерию общебразовательной организации, а другой – материально ответственному лицу.

  1. Общие правила проведения инвентаризации

5.1. С учетом положений Налогового кодекса РФ (НК РФ) инвентаризаци я обязательно проводи тся в следующих случаях:

при передаче имущества общебразовательной организации в аренду, выкупа, продажи, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более 50% его членов.

5.2. Инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми. Сроки и периодичность проведения плановых инвентаризаций, а также их тематика прописываются в графике проведения инвентаризаций, утверждаемом приказом руководителя общебразовательной организации.

Внеплановые инвентаризации назначаются приказом руководителя.

5.3. По охвату проверяемых объектов инвентаризация может быть полной и выборочной. Полная инвентаризация охватывает все категории имущества и обязательств.

В ходе выборочной инвентаризации проверяются отдельные категории имущества и обязательств.

5.4. Перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается руководителем общеобразовательной организации в приказе о проведении инвентаризации.

5.5. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерии.

5.6. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

5.7. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

5.8. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

5.9. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Образовательная организация должна создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
6 . Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества

Инвентаризация основных средств

наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

6.2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности общеобразовательной организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

6.3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Для этих целей привлекаются эксперты.

6.4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений Образовательной организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

6.5. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

6.6. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.

После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

6.7. Комиссия в присутствии кладовщика и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или измерения.

Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

6.8. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

6.9. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации.

В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

6.10. Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

6.11. Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

6.12. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

6.13. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

6.14. В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

6.15. Предметы спецодежды, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей - накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

6.16. Тара заносится в описи по видам и целевому назначению.
Инвентаризация обязательств

6.17. При инвентаризации обязательств проверяется обоснованность числящихся на счетах бухгалтерского учета кредиторской и дебиторской задолженностей, возникших при расчетах:

с бюджетом по налогам и сборам, иным обязательным платежам;

с поставщиками и покупателями по поставкам товаров (оказанием услуг, выполнением работ);

с работниками по заработной плате, социальным и иным выплатам, по выданным авансам, по депонированным суммам.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

правильность расчетов с налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, имеющими отдельные балансы;

правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности.

6.18. В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, с поставщиками и покупателями проверяются акты сверки расчетов, суммы выплаченных авансов, а также начисленные и уплаченные суммы согласно налоговым декларациям, иным отчетным формам и платежным документам.

6.19. При проверке расчетов с работниками общеобразовательной организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
7. Документальное оформление инвентаризации

7.1. Инвентаризационные описи формируются инвентаризационной комиссией, подписываются ее председателем, членами комиссии и материально-ответственным лицом.

7.2. Инвентаризационные описи инвентаризации оформляются не менее чем в двух экземплярах.

7.3. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и от руки – четко и ясно, без помарок и подчисток. Для заполнения таких документов применяются чернила или шариковые ручки.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

7.4. Не допускается оставлять в описях незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

7.5. На имущество, находящееся на ответственном хранении или арендованное, составляются отдельные инвентаризационные описи.
8. Результаты инвентаризации

8.1. По итогам проведенной инвентаризации могут быть выявлены следующие расхождения фактического наличия финансовых и нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета:

излишки;

недостачи.

Эти расхождения обобщаются и заносятся в ведомость расхождений по результатам инвентаризации.

Выявленные излишки (неучтенные объекты) в ведомости отображаются в количественном и суммовом выражении (по рыночной стоимости).

По недостачам в ведомости показывается:

количество и сумма недостач в пределах норм естественной убыли (по балансовой стоимости);

количество и сумма недостач сверх норм естественной убыли (по рыночной стоимости);

разница между рыночной и балансовой стоимостью.

На основании ведомости оформляется акт о результатах инвентаризации.

8.2. Основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и относятся на увеличение финансового результата общеобразовательной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

8.3. Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя общеобразовательной организации и относится на уменьшение финансового результата организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

8.4. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются и относятся на уменьшение финансового результата общеобразовательной организации.

8.5. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Им принимается окончательное решение о зачете таких расхождений.

8.6. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Яблоко раздора: в форме акта № ОС-1 есть специальные поля для отражения данных о комиссии по приему-передаче основного средства. Однако из порядка заполнения этой формы не ясно, обязательно ли вообще создавать такую комиссию и, следовательно, заполнять соответствующие строки.

Почему это важно: при налоговой проверке инспекторы могут посчитать, что акт составлен с нарушением порядка, а значит, основное средство должным образом не принято к учету. На этом основании налоговики могут отказать в признании расходов на его покупку и содержание, а заодно снять вычеты по НДС.

Коллеги, которые обсуждали этот вопрос на форуме сайта www.klerk.ru, в конечном счете так и не смогли прийти к единому мнению.

КОМПАНИЯ САМА РЕШАЕТ, НЕОБХОДИМА ЛИ КОМИССИЯ

Часть участников обсуждения убеждены, что, если в форме акта упоминается комиссия для подписания акта по форме ОС-1, это еще не значит, что поля нужно обязательно заполнять. Форма акта предназначена для всех возможных случаев, и как именно ее заполнять, нигде четко не сказано. Поэтому эти данные компания может вносить в документ по мере необходимости. То есть создавать комиссию или нет, компания решает сама в зависимости от того, насколько она необходима в конкретном случае. Если такая комиссия создана, то акт она подписывает. А если нет, то поля остаются пустыми. Нарушением это не считается. И основанием для отказа в признании расходов или вычетов по НДС быть не может.

КОМИССИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Другие участники, наоборот, уверены, что создать комиссию и внести в акт данные о ней положено в любом случае. Акт является унифицированной формой, и нельзя пренебрегать отдельными реквизитами. К тому же в Порядке заполнения формы акта о возможности не заполнять какие-либо данные ничего не сказано (утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7). Следовательно, комиссия для подписания акта по форме ОС-1 должна подписать акт в обязательном порядке. В противном случае инспекторы могут посчитать, что документ составлен неверно. И на этом основании не принять его в качестве документального подтверждения расходов на покупку и содержание основного средства (ст. 252 НК РФ).

КОМИССИЮ БЕЗОПАСНЕЕ СОЗДАТЬ

В Минфине нам подтвердили, что даже если в акте нет данных о комиссии, это не будет являться нарушением и основанием для отказа в признании затрат или вычетов по НДС. Но здесь логично исходить из того, какое основное средство приобрела компания. Если речь идет о покупке технически сложного оборудования или бывшего в использовании актива, мы считаем, что комиссию безопаснее создать. Для этого достаточно утвердить ее состав приказом руководителя и приложить документ к учетной политике. Ведь впоследствии может оказаться, что имущество имело дефекты, а это никем не зафиксировано. Значит, есть риск, что инспекторы поставят под сомнение экономическую обоснованность затрат по их устранению.

Необходимость в приеме-передаче дел и документов между работниками возникает довольно часто, но упоминание о такой процедуре во внутренних документах организаций встречается редко. Более того, этот вопрос не нашел должного отражения и в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, хотя именно в этой сфере проблемы, возникающие вследствие ненадлежащего оформления приема-передачи дел и документов, более чем актуальны.

Как и когда должны происходить прием и передача дел между работниками? Кто может участвовать в процессе приема и передачи дел и документов? Какими документами регламентируется процедура приема и передачи дел и документов? Каковы основные этапы приема и передачи дел и документов? Как оформляется прием и передача дел и документов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

В соответствии с ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (п. 3), дело - это совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку (п. 71). Как видно, «дело» и «документ» - не одно и то же, несмотря на то, что принято говорить о передаче дел в целом. Однако в ситуациях, когда передаются и дела, и документы, это не вполне корректно. Поэтому по тексту статьи используется словосочетание «прием-передача дел и документов».

Зачем нужно передавать и принимать дела?

Дела и документы передают:

    чтобы рабочий процесс не прерывался;

    чтобы трудовые обязанности отсутствующего работника выполнялись надлежащим образом;

    чтобы можно было оценить объем работы работника, принимающего дела;

    чтобы можно было поделить зоны ответственности.

    В основном необходимость передачи дел прямо или косвенно возникает в следующих распространенных для большинства работников ситуациях:

    уход в отпуск (включая отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком и пр.);

    длительная командировка;

    временная нетрудоспособность;

    перевод на другую работу;

    увольнение (по различным основаниям);

    в иных случаях, когда работнику предстоит длительное время отсутствовать либо вовсе покинуть организацию.

    Отметим, что довольно редко можно стать свидетелем полноценной передачи дел и документов уходящим работником. Даже если это и происходит в отдельных случаях, то практически никогда не оформляется должным образом.

    С одной стороны, зачем оформлять передачу дел в случае, когда работник уходит в отпуск, уезжает в командировку или болеет? Ведь в период такого временного отсутствия его обязанности будут выполнять другие работники, специально назначенные приказом руководителя организации или в ином порядке, установленном в организации. Представим, например, ситуацию, когда временно отсутствует секретарь, в обязанности которого входит:

    прием, экспедиционная обработка входящей корреспонденции, поступающей по различным каналам связи, проверка документов на бумажных носителях на предмет правильности доставки, целостности вложений; регистрация входящих документов в электронном журнале установленной формы, направление их на рассмотрение руководства и в структурные подразделения организации;

    прием от работников организации исходящих документов, проверка правильности их оформления, наличия и комплектности приложений, регистрация в электронном журнале установленной формы;

    формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечение их сохранности.

Очевидно, что такая работа должны выполняться своевременно. Если в организации не один секретарь, то все легко решается: другой секретарь, выполняющий те же обязанности, временно будет работать с двойной нагрузкой. Но если секретарь в организации один, то без передачи дел и документов не обойтись, иначе лицо, которое не в полной мере знакомо с обязанностями секретаря, просто не справится, из-за чего может пострадать не только конкретный участок работы, но и деятельность организации в целом.

Кто обычно передает и принимает дела?

Инициатором передачи дел и документов является обычно либо работник, их принимающий, либо руководитель структурного подразделения, в рамках которого эти дела и документы передаются. Передаются они, соответственно, временно отсутствующим или увольняющимся работником, а принимаются либо новым работником, либо специально назначенным руководством лицом.

Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Однако на практике бывают случаи, когда увольняющийся работник ввиду конфликта или каких-либо других неблагоприятных обстоятельств передавать дела и документы не собирается, особенно если это не входит в его обязанности. Ведь далеко не все люди увольняются с работы по собственному желанию, не все стараются до последнего момента сохранять хорошие отношения с руководством. Что делать в такой ситуации новому работнику?

Прежде всего, данный факт следует зафиксировать актом . Затем вновь принятый работник во избежание риска возложения на него ответственности за чужие ошибки, возможно, допущенные в документах, составленных его предшественником, может составить односторонний документ - опись принимаемых документов (Пример 2).

Обратите внимание . Отказ работника от передачи дел и документов при увольнении не является для работодателя поводом не осуществлять с ним расчет и не выдавать трудовую книжку - независимо от того, закреплена ли данная обязанность в трудовом договоре и/или должностной инструкции.

ПРИМЕР 2

Опись принимаемых документов

Опись дел и документов, принятых корпоративным секретарем Мироновой А.П.

При приеме дел и документов мной выявлено:

1. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 16 января 2011 года № 1/2011, имеется копия данного документа.

2. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 20 апреля 2011 года № 5/2011 (копии нет).

Настоящая опись подтверждает прием вышеперечисленных дел и документов по состоянию на 03 мая 2012 года.

Корпоративный секретарь Миронова А.П. Миронова

Согласовано:

Маслова Е.Д. Маслова

В какой момент следует передавать дела и документы?

Иногда случается, что дела и документы новый работник принимает у своего предшественника еще до выхода на работу. Заметим, что это довольно рискованно, поскольку новый работник, приняв дела, может по каким бы то ни было причинам не выйти на работу. Тогда логичен вопрос: в какой момент следует передавать эти дела и документы?

Дела и документы передаются, как правило, в день увольнения в связи с тем, что до последнего дня работник выполняет свои должностные обязанности. Особо ответственные работники делают это постепенно, разбивая процесс на несколько этапов, осуществляемых заблаговременно, в течение нескольких дней. В этом случае лучше передать дела не непосредственно новому работнику, а лицу, назначенному руководителем структурного подразделения, в котором работал работник. Если увольняется главный бухгалтер, то дела лучше передать непосредственно руководителю организации, поскольку он несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета.

Бывает, что руководитель просит увольняющегося работника приехать в офис в день выхода на работу нового сотрудника, чтобы передать дела непосредственно ему, или, наоборот, человека, который еще не оформлен на работу, - прийти и принять дела у своего предшественника до выхода на работу. По нашему мнению, это неверно, поскольку прием и передача дел и документов осуществляются в рамках трудовых отношений. Следовательно, данная процедура должна осуществляться в рабочий день и в рабочее время как для передающего дела и документы, так и для принимающего их.

Чем регламентируется прием-передача дел?

Как уже было отмечено выше, нормативными правовыми актами вопрос приема-передачи дел и документов не регулируется. Это не удивительно, поскольку единую процедуру приема-передачи дел прописать невозможно, ведь в разных организациях требования к документообороту различны исходя из множества факторов. Есть лишь некоторые рекомендации на этот счет:

Извлечение

(утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

3.1. Общие положения

[…] Инструкцией по делопроизводству предусматривается, что:

[…] при уходе в отпуск, выезде в командировку, на время болезни или в случае увольнения и перемещения по службе работники обязаны передать все находящиеся у них документы работнику, ответственному за делопроизводство структурного подразделения, или другому работнику по указанию руководителя подразделения, при увольнении работника или переводе по службе передача документов и дел осуществляется по акту.

Однако несмотря на отсутствие в законодательных нормах правил приема-передачи дел, организация может самостоятельно установить их в локальных нормативных актах, учитывая специфику деятельности, численный состав работников, их обязанности, ответственность, а также другие факторы, влияющие на необходимость приема-передачи дел и документов во избежание их утери и утраты. В этом случае соблюдение порядка приема-передачи дел будет обязательным для всех работников, ознакомленных с данным локальным нормативным актом в установленном порядке под личную подпись.

Положения о приеме и передаче дел и документов могут быть включены:

    в инструкцию по делопроизводству:

    положение о персонале;

    правила внутреннего трудового распорядка;

    положение о конкретном структурном подразделении и др.

Кроме того, обязанность по передаче и/или приему дел и документов в специально оговоренных случаях рекомендуется закрепить в должностной инструкции и/или трудовом договоре.

Если же в организации отсутствует хоть какое-нибудь упоминание о необходимости приема-передачи дел в локальных нормативных актах, то в конкретных случаях можно предусмотреть это в приказе (Пример 3) или распоряжении.

ПРИМЕР 3

Приказ об организации приема-передачи дел и документов

Закрытое акционерное общество «Метрополь Инвест»

ПРИКАЗ

16.04.2012 № 10-К

Об организации приема-передачи дел и документов

В связи с увольнением Смирновой П.Т. с должности корпоративного секретаря 30 апреля 2012 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Корпоративному секретарю Смирновой П.Т. передать, а заместителю начальника канцелярии Масловой Е.Д. принять дела и документы по Акту приема-передачи дел и документов в помещении канцелярии в срок до 30 апреля 2012 года.

2. Утвердить форму Акта приема-передачи дел и документов (Приложение 1).

3. Для надлежащей проверки передаваемых дел и документов и участия в их приеме-передаче создать комиссию в составе:

председатель - начальник кадровой службы Журкова Н.Г.

члены комиссии:

главный бухгалтер Макарова Н.Т.

начальник канцелярии Петрова М.И.

начальник юридической службы Макаров А.Д.

4. Секретарю Михальченко П.И. довести настоящий приказ до сведения лиц, указанных в п. 1 и 3 приказа, под личную подпись в срок не позднее одного рабочего дня с даты издания приказа.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Основание: заявление об увольнении Смирновой П.Т. от 16.04.2012

Генеральный директор Скворцов А.И. Скворцов

С приказом ознакомлены:

Начальник кадровой службы

Журкова Н.Г. Журкова

Главный бухгалтер

Макарова Н.Т. Макарова

Начальник канцелярии

Петрова М.И. Петрова

Начальник юридической службы

Макаров А.Д. Макаров

Заместитель начальника канцелярии

Маслова Е.Д. Маслова

Корпоративный секретарь

Смирнова П.Т. Смирнова

Порядок передачи и приема дел и документов

Как уже было отмечено выше, порядок передачи и приема дел не может быть единым для всех организаций. Однако чтобы представлять последовательность действий по передаче и приему дел и документов, условно разделим этот процесс на 3 этапа.

■ Этап 1: проверка дел и документов.

Обратите внимание. Принимаемые дела и документы по своей форме и содержанию должны соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе в области делопроизводства и документооборота.

Этап 2: подготовка дел и документов к передаче.

■ Этап 3: оформление приема-передачи дел и документов.

Обязательные реквизиты акта

В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», а также практикой составления актов в организациях для акта приема-передачи документов обычно используют бланк со следующими характеристиками:

    формат А4 (210 × 297 мм);

    каждый лист документа должен иметь поля не менее: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее;

    из белой бумаги или бумаги светлых тонов;

    ориентация страницы - книжная;

    если акт имеет две и более страницы, вторую и последующие страницы нумеруют (номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа).

На бланке документа располагают необходимые реквизиты:

● эмблему организации;

● наименование организации;

● наименование вида документа;

● дату документа;

● регистрационный номер документа;

● место составления документа;

● гриф утверждения;

●заголовок к тексту документа.

● текст документа.

● отметку о наличии приложения.

● подписи.

Хранение актов

Акт подлежит хранению в месте, определенном локальным нормативным актом, например в канцелярии, кадровой службе в личном деле работника или в структурном подразделении, работники которого передают и принимают дела, в течение срока, определенного Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558:

В заключение отметим, что даже если процедура приема дел и документов будет оформлена должным образом, это отнюдь не решит проблем, которые могут возникнуть у работника, принявшего на себя такой ответственный «груз». Однако это убережет работника как от нареканий руководства в отношении документов, составленных не им, так и от возможной ответственности за чужие ошибки.

( Дается в сокращении. Всю статью читайте в печатной версии журнала.)

И.И. Куролес,
ведущий юрисконсульт ЗАО «СПАР РИТЭЙЛ»

Перечня) Положение о защите персональных данных работников Ст. 86 ТК РФ Не указан. Можно установить 5 лет ЭПК (по аналогии со ст. 154 Перечня) Положение об оплате труда Ст. 135 ТК РФ Трудовой договор Ст. 16, 56-59, 67 ТК РФ 75 лет ЭПК (ст. 338 Перечня) Приказы по личному составу (о приеме, переводе, предоставлении отпуска, направлении в командировку, увольнении) Ст. 68, 62 ТК РФ;постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. №1 75 лет ЭПК (ст. 6б Перечня); о предоставлении очередных и учебных отпусков, краткосрочных внутрироссийских командировках 5 лет Штатное расписание Ст. 15, 57 ТК РФ;постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. №1 Постоянно (ст. 32 Перечня) График отпусков Ст. 123 ТК РФ;постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. №1 1 год (ст. 356 Перечня) Личная карточка работника Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 «О трудовых книжках» (п.

Оформление приема-передачи кадровых документов

Скачайте документы по теме: Номенклатура дел (фрагмент)Скачать в.doc Акт приема-передачи дел при смене сотрудникаСкачать в.doc В состав комиссии по приему-передаче дел в кадровой службе включают разных специалистов в зависимости от размера и специфики деятельности компании. Обычно это заместитель директора по персоналу, главный бухгалтер либо бухгалтер по зарплате, сотрудники отдела кадров либо секретарь. Члены комиссии по приему-передаче дел в кадровой службе составлют список кадровых документов и локальных актов, которые есть в наличии.


Это трудовые договоры, приказы, личные карточки, трудовые книжки и прочее. К обязательным локальным актам относятся ПВТР, положение о защите персональных данных и так далее. С учетом специфики деятельности компании должны быть разработаны графики сменности, договоры о полной материальной ответственности.

Как передать кадровые документы новому кадровику

Поэтому отказаться от документального оформления передачи трудовых книжек ни в коем случае нельзя. Важно: при приеме-передаче дел в кадровой службе нужно проверить наличие или отсутствие приказа о назначении ответственного за ведение, хранение трудовых книжек и вкладышей к ним (п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225). Если такого документа нет, его нужно составить и подписать у директора.
При приеме-передаче дел в кадровой службе особого внимания требует Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Эту книгу ведут в рукописном виде. Ее невозможно восстановить, поскольку книга содержит подписи работников, в том числе тех, которые уже уволились. Важно сопоставить записи в трудовых книжках с записями в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.

Приказ оназначении комиссии по передаче дел при увольнении отдела кадров

Инфо

Напомним, что важнейшими реквизитами любого документа являются дата его совершения и регистрационный индекс. Индекс приказа - это его порядковый номер, который присваивается документам в пределах делопроизводственного года, в большинстве случаев совпадающего с календарным (с 1 января по 31 декабря). Исключение составляют учреждения образования, культуры и некоторые другие учреждения, в которых делопроизводственный год начинается 1 сентября.


Обратите внимание: если в организации принята общая сквозная цифровая нумерация приказов, наличие приказа N 18-а между приказами N 18 и N 19 может навести проверяющие органы на мысль о том, что документ выпущен задним числом. При установлении этого факта документ будет признан ничтожным. Все документы следует проверить на наличие подписей уполномоченного лица, виз согласования, отметок работника об ознакомлении, отметок об исполнении.

Прием-передача дел в кадровой службе

Внимание

Внимание: к трудовым книжкам нужен отдельный подход, чтобы не упустить нарушений, ведь пока они в ходу, ответственность за правильное оформление несёт работающий кадровик. Поэтому лучше оформить книжки отдельным документом. Акт приёма передачи трудовых книжек Этот документ должен содержать данные всех имеющихся трудовых книжек:

  • ФИО работника;
  • серия и номер книжки (и вкладыша);
  • наличие записи о работе.

Можно включить в акт сведения:

  • о невостребованных трудовых;
  • о наличии бланков книжек и вкладышей.

Пример акта можете взять здесь. Если документы передать некому Допустим, вы устраиваетесь кадровиком, а приём передача дел никем не оформлена.

Кадровая служба с нуля

В частности, в данной процедуре можно выделить несколько этапов: - создание комиссии; - проверка наличия, содержания, оформления, регистрации и хранения документов; - составление актов приема-передачи дел. Создаем комиссию Сразу скажем, что такая комиссия не обязательна, но желательна. Для ее создания издается приказ, которым в том числе утверждается состав комиссии по проведению процедуры приема-передачи кадровой документации по причине увольнения работника отдела кадров (либо перевода его на другую работу).


Состав комиссии формируется из руководителя учреждения или его заместителя, главного бухгалтера либо бухгалтера по заработной плате, инженера по охране труда, специалиста службы документационного обеспечения, юриста и пр. Главное, чтобы передача дел осуществлялась при участии и прежнего, и нового работников, ответственных за кадровый документооборот.

Комиссии по приему передаче документов

Как снять с себя ответственность за чужие ошибки? Действовать нужно так:

  • точно так же приказом создать комиссию по приёму дел;
  • проверить наличие документов;
  • составить вышеприведённые акты.

Только в этом случае передавать документы будет не уволившийся кадровик, а другой член комиссии, например, бухгалтер. внимание! Важно: после подписания актов обязательно нужно издать приказ, что вы несёте ответственность с момента принятия дел. В таком случае, если вдруг нагрянет ГИТ с проверкой, от ответственности вы освобождаетесь. Но порядок в делах всё же нужно будет навести. Заключение Описанная выше процедура может применяться и в том случае, когда увольняется не единственный кадровик фирмы, а один из работников отдела кадров.
Тогда учитывать нужно не все документы ОК, а только те, которые передаются.

Передача дел в кадровой службе

Читайте по теме в электронном журнале Номенклатура дел кадровой службы После того как комиссия составит список документов, обязательных для отдела кадров именно данной организации, проводят их сверку. Выясняют, какие из обязательных документов есть, а каких нет. В этом поможет номенклатура дел кадровой службы в организации, то есть составленный по установленной форме перечень наименований дел, которые формируются в процессе ведения кадрового документооборота.
В дела объединяют однотипные документы, которые используют в компании. В кадровой службе это:

  • трудовые договоры;
  • приказы по личному составу;
  • учетные документы;
  • личные карточки;
  • трудовые книжки;
  • документы по награждению работников;
  • обращения сотрудников и так далее.

В номенклатуре дел кадровой службы в организации обязательно указывают сроки хранения дел.
Несмотря на то что порядок сдачи документов кадровых подразделений организаций в законодательстве не определен и, соответственно, обязанности составлять и подписывать акт приема-передачи у трудящихся нет, задокументированная передача кадровых бумаг позволяет не только зафиксировать комплектность документов на момент замены сотрудника, но и лишний раз систематизировать документооборот. Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал Непосредственно оформлению акта приема-передачи документов должны предшествовать:

  • организация комиссии (необязательно, но крайне желательно - члены комиссии смогут зафиксировать факт приема-передачи всех необходимых документов);
  • сверка наличия, содержания, регистрации и формы хранения деловых бумаг.

После сверки комплектности документации оформляется акт приема-передачи кадровых документов.

Приказ о составе комиссии при приеме передачи кадровых документов

Очень хорошо, если в учреждении есть инструкция или иной локальный нормативный акт, регламентирующий ведение кадрового делопроизводства: тогда станет ясно, как организовано делопроизводство в организации и где возможны проблемы. Если его нет - ничего страшного, просто будет чуть сложнее определить состав документации. В любом случае для проверки состава кадровой документации, ее содержания и правильности оформления нужно составить перечень документов.
1. Составляем перечень документов кадровой службы. Единого перечня не существует, в каждом конкретном учреждении он будет своим. Тем не менее, некоторые документы должны быть у каждого работодателя: - штатное расписание (ст. 15, 57 ТК РФ); - правила внутреннего трудового распорядка (ст.