МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЯСА ПОЖАРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE SAFETY BELT.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. ТЕSТ МЕТНODS

Дата введения 01.10.98

Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (Н.П. Копылов, В.И. Логинов, М.А. Мотин, С.Ю. Семенов, С.М. Ртищев).

Внесены отделом 2.4 ВНИИПО МВД России.

Подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Жук, Д.П. Игнатьев, В.И. Степанов).

Внесено Изменение № 1, утвержденное приказом ГУГПС МВД России от 25.12 1999 г. № 101.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие нормы определяют общие технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества поясов пожарных спасательных (далее по тексту - поясов), а также материалов, применяемых для их изготовления.
2. Настоящие нормы распространяются на выпускаемые, вновь разрабатываемые и приобретаемые за рубежом пояса.
3. Настоящие нормы могут применяться при сертификационных испытаниях в Системе сертификации в области пожарной безопасности.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. Пояс пожарный спасательный - индивидуальное приспособление, предназначенное для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров, первоочередных аварийно-спасательных работ, а также для ношения топора пожарного и карабина.
5. Поясной ремень - конструктивный элемент пояса, непосредственно охватывающий тело человека по талии.
6. Пряжка - конструктивный элемент пояса, предназначенный для его фиксации на теле человека и регулирования по длине.
7. Карабинодержатель - конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него пожарного карабина.
8. Страховочное кольцо - конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него амортизатора с фалом.
9. Хомутик - конструктивный элемент пояса, предназначенный для запасовки свободного конца поясного ремня.
10. Шлевка - конструктивный элемент пояса, предназначенный для фиксации на поясе пожарного карабина в горизонтальном положении.
11. Страховочная система - группа конструктивных элементов, размещенных на поясе и предназначенных для обеспечения страховки пожарного при работе на высоте и снижения динамических нагрузок, возникающих в момент случайного падения человека.
12. Фал - конструктивный элемент страховочной системы, связывающий человека при помощи карабина с местом закрепления.
13. Коуш - конструктивный элемент фала, предназначенный для заделки его конца с целью образования петли.
14. Амортизатор - конструктивный элемент страховочной системы, снижающий нагрузку, возникающую в момент случайного падения человека.
15. Подсумок - конструктивный элемент страховочной системы, предназначенный для хранения, переноски и защиты амортизатора и фала от внешних воздействий.
16. Назначенный ресурс - суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация пояса должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
17. Работоспособность (работоспособное состояние) - состояние пояса, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской документации.
18. Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности пояса.
19. Критерий отказа - признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния пояса, установленные в нормативно-технической и конструкторской документации.

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

20. Технические параметры поясов и материалов, применяемых для их изготовления, должны соответствовать требованиям, изложенным в настоящих нормах.
21. Продукция, изготавливаемая отечественными предприятиями, допускается к проведению
сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она в установленном порядке прошла все стадии и этапы разработки, предусмотренные ГОСТ 15.001, ГОСТ 2.103, все виды испытаний (включая межведомственные приемочные), имеет полный комплект конструкторской документации на серийное производство, согласованной с Государственным заказчиком пожарно-технической продукции.
Продукция, импортируемая Российским потребителям, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она сопровождается эксплуатационной документацией, удовлетворяющей требованиям Государственного заказчика.
Экспертиза конструкторской документации обязательна при организации и проведении сертификационных испытаний в области пожарной безопасности.

22. Конструкторская документация на отечественную продукцию должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД и откорректирована по результатам испытаний установочной серии с присвоением в установленном порядке литеры “А”.
Эксплуатационная документация на продукцию, импортируемую Российским потребителям, должна быть оформлена на русском языке по ГОСТ 2.601 и одобрена Государственным заказчиком пожарно-технической продукции.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

23. Перечень использованных в настоящих нормах стандартов, технических условий и других нормативных документов приведен в приложении 1.
24. Пояса пожарные спасательные по конструктивному исполнению подразделяются на два типа:
- пояса пожарные спасательные без страховочной системы (тип А);
- пояса пожарные спасательные со страховочной системой (тип Б).

IV. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

25. Требования к конструкции
25.1. В конструкцию пояса должны входить:
а) поясной ремень;
б) пряжка;
в) карабинодержатель;
г) хомутик;
д) шлевка;
е) страховочная система (для поясов типа Б).
25.2. В страховочную систему должны входить:
а) страховочное кольцо;
б) фал;
в) амортизатор;
г) подсумок.
25.3. Пояса должны выпускаться по типоразмерам, обеспечивающим обхват талии в пределах от 800 до 1300 мм.
25.4. Масса пояса должна быть:
- для типа А не более 1 кг;
- для типа Б не более 1,4 кг.
25.5. Конструкция шлевки должна обеспечивать фиксацию карабина на поясе в горизонтальном положении.
25.6. Страховочное кольцо должно располагаться на поясе со стороны спины пожарного при застегнутой пряжке.
25.7. Ширина поясного ремня (далее по тексту - ремня) должна быть не менее 80 мм.
25.8. Края деталей из тканевых материалов и отверстия в них, а также концы сшивных ниток должны быть заделаны так, чтобы исключить их расплетение.
25.9. Все детали пояса не должны иметь дефектов, ухудшающих внешний вид пояса, наличие острых кромок не допускается.
25.10. Диаметр отверстия карабинодержателя и страховочного кольца для закрепления карабина или страховочного фала должен быть не менее 20 мм.
25.11. Пряжка должна позволять регулировать длину пояса в соответствии с п. 25.3 без применения каких-либо вспомогательных приспособлений.
25.12. Хомутик должен обеспечивать удержание свободного конца поясного ремня при застегнутой пряжке.
25.13. Свободный конец поясного ремня не должен перекрывать карабинодержатель.
25.14. Длина фала должна быть в пределах от 800 до 1500 мм. Допускается использование приспособления, регулирующего длину фала.
25.15. Свободный конец фала должен быть заделан в коуш, линейные размеры которого должны соответствовать ГОСТ 19030.
25.16. Пояс. не должен создавать неудобств при надевании боевой одежды пожарных и снаряжения.
25.17. Конструкция пояса должна позволять пожарному:
а) осуществлять операцию по самоспасанию в соответствии с Наставлением по пожарно-строевой подготовке;
б) выполнять при тушении пожаров все виды работ, в том числе первоочередные аварийно-спасательные.

26. Требования стойкости к внешним воздействиям
26.1. Статическая разрывная нагрузка ленты, используемой для изготовления поясного ремня (далее по тексту - ленты), после воздействия на нее в течение не менее 30 с металлического стержня, нагретого до температуры 450 °С, должна быть не менее 11,25кН.
26.2. Продолжительность остаточного горения и тления материала ленты не должна превышать 2 с после воздействия на него в течение 15с открытого пламени.
26.3. Поперечная жесткость ленты должна быть в пределах от 30 до 60 град.
26.4. Статическая разрывная нагрузка фала должна быть не менее 11,25 кН после воздействия на него:
а) температуры окружающей среды 600 °С в течение не менее 10с;
б) металлического стержня, нагретого до температуры 450 °С, в течение не менее 30 с;
в) открытого пламени в течение не менее 30 с.
26.5. Жесткость фала должна быть не более 0,25 м.
26.6. Пояс в сборе (при наличии страховочной системы, включая фал и амортизатор) должен выдерживать статическую нагрузку 11,25 кН в течение не менее 60 с после воздействия на него:
а) температуры окружающей среды 50 °С в течение не менее 6 ч;
б) температуры окружающей среды минус 40 °С в течение не менее 6 ч;
в) температуры окружающей среды 200 °С в течение не менее 3 мин;
г) воды в течение не менее 1 ч;
д) 6 % раствора пенообразователя в течение не менее 1 ч.
26.7. Пояс должен сохранять работоспособность после приложения статической нагрузки 4 кН в течение не менее 5 мин, при этом перемещение поясного ремня в пряжке не должно превышать 5 мм.
26.8. Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты 2 м.
26.9. Максимальное усилие, возникающее в поясе в момент динамического рывка при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам фала, должно быть не более 4 кН.

27. Требования надежности
27.1. Вероятность безотказной работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты при помощи пожарной спасательной веревки и пожарного карабина должна быть не менее 0,900.
27.2. Назначенный ресурс работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты при помощи пожарной спасательной веревки и пожарного карабина должен быть не менее 100 циклов применения.

28. Требования к материалам
28.1. Все материалы, используемые для изготовления пояса и его комплектующих, должны соответствовать нормативным документам на них.
28.2. Металлические детали должны быть изготовлены из коррозионно-стойкого материала или иметь антикоррозионное покрытие, по внешнему виду соответствующее п. 2.1 ГОСТ 9.301.
28.3. Материал амортизатора должен иметь показатель по огнестойкости не ниже, чем у материалов, используемых для изготовления боевой одежды пожарных (НПБ 157, разд. 4, п. 4.5), или иметь защитный чехол, отвечающий вышеназванным требованиям.
28.4. Материал подсумка должен иметь показатель по огнестойкости не ниже, чем у материалов, используемых для изготовления боевой одежды пожарных (НПБ 157, разд. 4, п. 4.5).

29. Требования к комплектности и маркировке
29.1. В комплект поставки пояса должны входить:
а) пояс в сборе (в соответствии с п. 25.1);
б) паспорт-инструкция.
29.2. Каждый пояс должен иметь маркировку, содержащую следующие данные:
- наименование (условное обозначение) изделия;
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- обозначение условного размера;
- дату выпуска (месяц, год).
Маркировка должна быть четкой и сохраняться в течение всего срока службы.
29.3. Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке.

(Измененная редакция, Изм. №1)

V. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Номенклатура показателей пояса, которые подлежат проверке в процессе испытаний, приведена в табл. 1.

Таблица 1

Номенклатура видов испытаний Пункты настоящих норм
Техническое требование Метод испытаний
Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки 25.1, 26.2, 25.8, 25.9, 28.2, 29 31
Проверка регулировки пояса по длине и величины обхвата талии 25.3, 25.11 32
Проверка массы 25.4 33
Проверка линейных размеров 25.10, 25.15 34
Проверка ширины ремня 25.7 35
Проверка длины фала 25.14 36-
Проверка прочности ленты после воздействия нагретого металлического стержня 26.1 37
Проверка устойчивости материала ленты к воздействию открытого пламени 26.2 38
Проверка поперечной жесткости ленты 26.3 39
Проверка прочности фала после воздействия температуры окружающей среды 600 °С 26.4 а) 40*
Проверка прочности фала после воздействия нагретого металлического стержня 26.4 б) 41*
Проверка прочности фала после воздействия открытого пламени 26.4 в) 42*
Проверка жесткости фала 26.5 43*
Проверка устойчивости материала подсумка и материала амортизатора к воздействию открытого пламени 28.3, 28.4 44*
Проверка несущей способности пояса после воздействия температуры окружающей среды 50 °С 26.6 а) 45
Проверка несущей способности пояса после воздействия температуры окружающей среды минус 40 °С 26.6 б) 46
Проверка несущей способности пояса после воздействия температуры окружающей среды 200 °С 26.6 в) 47
Проверка несущей способности пояса после воздействия воды 26.6 г) 48
Проверка несущей способности пояса после воздействия пенообразователя 26.6 д) 49
Проверка прочности пояса статической нагрузкой 26.7 50
Проверка прочности пояса динамической нагрузкой 26.8 51
Проверка максимального усилия, возникающего в поясе в момент динамического рывка 26.9 52*
Проверка эксплуатационных характеристик пояса при надевании боевой одежды и снаряжения 25.5, 25.6, 25.12, 25.13, 25.16 53
Проверка вероятности безотказной работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты 25.17 а,. 27.1 54
Проверка назначенного ресурса работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты 25.17 а), 27.2 55
Эксплуатационные испытания изделия 25.17 б) VII

* По данным пунктам пояса типа А испытаниям не подвергаются.

... Полная версия документа с таблицами, изображениями и приложениями в прикрепленном файле...

4.1.1. Пояса должны соответствовать требованиям технических условий на пояса конкретных конструкций.

Приобретаемые пояса за рубежом должны иметь сертификат соответствия требованиям безопасности.

4.1.2. Пояса по климатическому исполнению должны соответствовать климатическим зонам их применения.

Климатическое исполнение пояса должно быть указано в технических условиях на него.

4.1.3. Пояса должны быть регулируемые по длине и обеспечивать обхват талии от 640 до 1500 мм.

4.1.4. Типоразмеры поясов устанавливаются техническими условиями на пояса конкретных конструкций.

4.1.5. Ширина лямок пояса, несущих нагрузки, не должна быть менее 50 мм, безлямочного пояса в спинной части - не менее 80 мм.

4.1.6. Длина стропа (фала) пояса устанавливается техническими условиями на пояса конкретных конструкций.

4.1.7. Масса пояса должна быть не более 2,1 кг.

4.1.8. Статическая разрывная нагрузка для пояса должна быть не менее 7000 Н (700 кгс).

4.1.9. Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам стропа (фала).

4.1.10. Динамическое усилие при защитном действии для безлямочного предохранительного пояса и для предохранительного лямочного пояса, имеющего только плечевые лямки, не должно превышать 4000 Н (400 кгс), для предохранительного лямочного пояса с плечевыми и ножными лямками - не более 6000 Н (600 кгс).

4.1.11. Карабин стропа (фала) предохранительного пояса должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой при надетой утепленной рукавице.

Продолжительность цикла "закрепление - открепление" должны быть не более 3 секунд.

4.1.12. Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие.

Замок и предохранитель карабина должны закрываться автоматически.

4.1.13. Усилие для раскрытия карабина должно быть не менее 29,4 Н (3 кгс) и не более 78,4 Н (8 кгс).

4.1.14. Строп (фал) пояса для электрогазосварщиков и других работников, выполняющих огневые работы, должен быть изготовлен из стального каната или цепи.

4.1.15. Условия безопасного применения стропа (фала) должны быть указаны в технических условиях на пояса конкретных конструкций.

4.1.16 Металлические детали предохранительного пояса не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев.

4.1.17. На каждом поясе должны быть нанесены:

а) товарный знак предприятия-изготовителя;

б) размер и тип пояса;

в) дата изготовления;

г) клеймо ОТК;

д) обозначение стандарта или технических условий;

е) знак соответствия.

4.1.18. Предохранительные пояса перед выдачей в эксплуатацию, а также через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытанию статической нагрузкой по методике, приведенной в стандартах или технических условиях на пояса конкретных конструкций.

После испытания под нагрузкой проводится тщательный осмотр пояса и при отсутствии видимых повреждений он допускается в эксплуатацию.

4.2. Требования к предохранительным верхолазным устройствам

4.2.1. Предохранительные верхолазные устройства должны обеспечивать плавное торможение страховочного каната при скорости извлечения его из устройства, превышающей 1,5 м/с.

4.2.2. Предохранительное верхолазное устройство должно иметь элемент для закрепления его на опоре или к иному надежно закрепленному конструктивному элементу здания, сооружения.

Выходной конец страховочного каната предохранительного верхолазного устройства должен быть оформлен в виде петли или оснащен кольцом или карабином, к которым работник прикрепляет стропы (фал) предохранительного пояса.

4.2.3. Барабанная система предохранительного верхолазного устройства, оснащенная храповым устройством с пружиной, должна обеспечивать намотку страховочного каната определенной длины, выдерживающего динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг в процессе торможения до полной остановки его падения на длине тормозного пути от 0,6 до 1,5 м.

4.2.4. При массе предохранительного верхолазного устройства в 8 кг страховочный канат имеет длину в 5 м, при массе в 9,4 кг - 10 м, 11 кг - 12 м, 14 кг - 20 м, 21 кг - 30 м.

4.2.5. Исходя из конкретных условий работ следует применять предохранительное верхолазное устройство с необходимой длиной страховочного каната, позволяющего работнику относительно свободно передвигаться в процессе выполнения рабочих операций на расстоянии до 5 и даже до 30 м (в зависимости от применяемого предохранительного верхолазного устройства) вниз от места закрепления предохранительного верхолазного устройства, не производя при этом перезакрепления карабина стропа (фала) предохранительного пояса.

4.2.6. Работник, использующий предохранительное верхолазное устройство, при падении должен остерегаться ударов о конструкции при маятниковом качании сработавшего предохранительного верхолазного устройства.

4.2.7. После каждого случая срабатывания, а также периодически в процессе эксплуатации через каждые 6 месяцев должны проводиться освидетельствование и испытание предохранительного верхолазного устройства по методике, указанной в технических условиях предприятия-изготовителя.

Пожарные часто работают на больших высотах. Спасают людей, тушат огонь и ликвидируют очаги возгораний. Чтобы обеспечить собственную защиту и безопасность других людей в их снаряжение входят средства самоспасания. К таким относятся пояс, карабин, тросы и веревки. Они необходимы для перемещения по вертикальным поверхностям и страховки. Пожарный карабин закрепляют на специальном поясе и пропускают через него веревку.

Назначение и применение

Карабины используют в различных областях: альпинизме, спорте, строительных работах. В пожарном деле это устройство применяют во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

На пожарном спасательном поясе есть держатель для карабина. Человек надевает его и пристегивается к веревке, которую навивает на «прямую» часть. Пожарный карабин подходит для совместного использования с любыми видами тросов. Однако существуют ограничения по эксплуатации устройства:

  1. карабин не должен прикасаться к другим предметам во время воздействия нагрузки на него;
  2. веревку вщелкивают и пропускают в определенном положении, чтобы она не задевала затвор;
  3. основная нагрузка должна приходиться на рабочий участок карабина;
  4. перед использованием его надежность проверяют на небольшой высоте.

Карабины становятся непригодными для пожарных при появлении малейших дефектов. Их не ремонтируют, не шлифуют поверхность.

Для работников пожарной охраны проводят инструктаж, разъясняя правила пользования средствами самоспасания. Также есть правила по хранению, приемке карабинов и поясов.

Размер, форма и материалы

Пожарные карабины изготавливают грушевидной формы. С ними удобно работать, а их конструкция позволяет правильно распределить нагрузку. Карабины для других случаев бывают самых разнообразных форм. Максимальная масса карабина для пожарных – 0,45 кг.

Для производства этих средств самоспасания используют углеродистую сталь. Встречаются карабины для спорта или других нужд из алюминия и титана. Они уступают стальным в прочности и долговечности, но меньше весят. Однако в пожарном деле крайне важна надежность и способность выдерживать значительную нагрузку. Готовый карабин покрывают слоем цинка для защиты от коррозийных процессов.

Размер карабина пожарного зависит от диаметра поперечного сечения проволоки. Диапазон размеров – от 5 до 14 мм. Это основное обозначение для выбора карабина. Также учитывается длина (от 40 мм до 200 мм), ширина затвора защелки (от 5 мм до 38 мм), а также рабочая и максимальная нагрузки. Вес пожарных карабинов у большинства производителей от 0,008 кг.

Конструкция

Устройство этого снаряжения включает:

  1. силовой крюк;
  2. затвор;
  3. шарнирное соединение;
  4. замковое соединение;
  5. замыкатель (муфта);
  6. рабочий участок.

Карабины с предохранительным приспособлением, а - карабин пожарный по ГОСТ 7041-71; б - карабин по ГОСТ 14185-69.

Силовой крюк принимает на себя основную часть нагрузки. Находится между рабочим участком и замковым соединением. Затвор замыкает крюк, а муфта нужна для надежного закрепления обеих частей карабина. Подвижность затворного элемента обеспечивает шарнирное соединение.

Рабочий участок всегда прямой, а его сечение не может быть менее 12 мм. На проволоку в этом месте навивают веревку. Не допускаются устройства, затвор которых может самостоятельно раскрываться и выпускать веревку.

Муфта пожарного карабина бывает автоматического и неавтоматического типа. Последняя считается классической и открывается или закрывается только руками. Это надежный механизм затвора, но иногда случается раскрытие при сильных вибрационных нагрузках. Автоматические муфты открывают в два этапа. Для закрытия затвора достаточно убрать руку от него. Для использования пожарного карабина с автоматической муфтой необходимо постоянное наблюдение человека.

Существуют такое устройство как карабин пожарный с фиксатором муфты. Они надежны, но стоимость их значительно выше стандартных карабинов. Дополнительно на конце крюка бывает цветная полоска для неавтоматических муфт, чтобы пожарный мог убедиться в надежном соединении. Недостаток автоматических муфт – подверженность загрязнениям. Некоторые модели отличаются более плавным ходом.

Каждый карабин маркируют: указывают производителя, дату изготовления и ГОСТ, которому соответствует исполнение. В соответствии с действующим законодательством на пожарные карабины распространяется требование об обязательных испытаниях в лабораторных условиях. Поэтому изготовитель должен получить сертификат на серию своего товара, предоставив 3 образца из одной партии для проверки.

Требования к устройству

Пожарный карабин должен выдержать статическую нагрузку от 3500 Н в течение 3 минут. Во время испытания закручивают муфту. В случае поломки (отказа) карабина или замыкателя устройство считают непригодным для использования.

Имеет значение и величина усилия раскрытия затвора. Для этого карабин держат в горизонтальном положении, чтобы раствор был наверху. Затвор открывают 3 раза и измеряют усилие, а затем вычисляют среднее арифметическое значение. Оно не может быть более 30 Н.

Также проверяют прочность по главной и малой оси с открытым и закрытым затвором, работоспособность механизмов, динамическую прочность, ресурс. Дополнительно проводят испытания открытым огнем, воздействием высоких температур (до 300 °С), агрессивных сред и воды.

У трёх карабинов из одной партии проверяют соответствие размерам, массе . Необходим и визуальный контроль. В нормативных документах указаны допустимые погрешности. Величину раскрытия затвора определяют с помощью специального шаблона.

Проверка перед эксплуатацией

Испытания пожарных карабинов проводят не реже 1 раза в год. Вместе с карабином проверяют пожарный спасательный пояс. Для этого сооружают прочную конструкцию из балок или консолей. Ее диаметр мне может быть менее 300 м. Карабин надежно закрепляют на спасательном поясе, который надевают на балочное сооружение.

К карабину подвешивают груз. Нормативами установлена определенная масса для проверки спасательных поясов – 350 кг. Груз закрепляют без рывков. Испытание проводится в течение 5 минут.

Если на устройстве не обнаружено дефектов, изменений покрытия, трещин и затворный механизм работает исправно, то карабин можно использовать в дальнейшем. Результаты испытаний заносят в протоколы и делают отметку об этом в специальном журнале.

Разработаны методики для проверок карабинов и поясов посредством готового стенда. В этом случае применяют динамометр для фиксации значения нагрузки (350 Н) на устройство. Время испытания остается неизменным – 5 минут.

Предназначен для страховки при работе на высоте и самостоятельного спасения пожарного в случае опасности во время тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ , а также для ношения топора пожарного и поясного карабина пожарного . Используется совместно с боевой одеждой пожарного .

Особенности конструкции

Пояс пожарного спасательный состоит из двух-штырьевой пряжки, хомутика, карабинодержателя, шлевки, ленты пояса, накладки. Шпильки пряжки и пряжка обеспечивают жесткую фиксацию пояса на талии пожарного. Карабинодержатель обеспечивает надежную связь между поясом пожарного и карабином, а с помощью шлевки - размещение карабина и его прилегание к поясу пожарного. В конструкции применяется техническая лента специального назначения (модель FWG) из полиэстера с огнестойкой пропиткой. Пряжка и карабинодержатель из стали с антикоррозионным покрытием. Хомутик, шлевка и накладка из сидельно-шорной кожи, что благоприятно сказывается на работе пояса при изгибах, а также повышает долговечность отверстий под шпильки пряжки. Конструкция пояса пожарного практически исключает перемещение поясного ремня в пряжке. Свободный конец ленты не перекрывает карабинодержатель. Шлевка пришита к ленте пояса. Применение кабурной кнопки создает удобства крепления карабина и повышает долговечность шлевки. Пояс пожарного спасательный отличается простотой конструкции, удобством в эксплуатации, технологичностью, применением высококачественных материалов и относительно небольшой массой.

Технические характеристики

Ширина поясной ленты 85 мм;
Статическая разрывная нагрузка не менее 26,2 кН;
Масса ППС без карабина не более 0,9 кг

Определение размера пояса пожарного

1 размер обеспечивает обхват талии от 800 до 1070 мм;
2 размер обеспечивает обхват талии от 900 до 1170 мм;
3 размер обеспечивает обхват талии от 1050 до 1320 мм.

Правила безопасности

Требования безопасности при эксплуатации ПСС

Согласно требованиям приказа МЧС №630:
303. Перед заступлением на боевое дежурство пояса пожарные, а также пожарные поясные карабины подлежат тщательному осмотру.
304. Пояс пожарный снимается с боевого расчета при:
  • повреждении поясной ленты (надрыв, порез);
  • неисправности (поломки, погнутости) пряжки и шпилек пряжки;
  • нарушении целостности заклепок и отсутствии на них шайб;
  • порыве заклепками или блочками материала поясной ленты;
  • отсутствии хомутика для закладывания конца пояса;
  • наличии трещин и вмятин на поверхности блочков или отсутствии хотя бы одного из них;
  • наличии разрывов кожаной облицовки пояса.

Периодичность и порядок испытаний

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.
К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин. (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин.).
После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.
Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов могут производиться на стенде с помощью динамометра.