Еще со времен СССР большая часть таксистов оказывали свои услуги нелегально. Как следствие, это приводит к выписыванию штрафов.

Часто встречаются ситуации, когда частные перевозчики имеют исключительно на несколько автомобилей, причем остальные работают неофициально. Таким образом, остальные автомобили работают без разрешения на перевозку пассажиров. Работодатели экономят свои средства:

  • на проведении регулярных медицинских осмотров наемного штата;
  • на требуемых ремонтных работах (часто таксисты начинают ремонтировать свои автомобили, когда они уже находятся не на ходу);
  • на регулярных проверках технического состояния транспортных средств (об уровне безопасности в таком случае можно и не говорить вовсе);
  • на оформлении страховых полисов и других разрешительных документов (полное отсутствие гарантии получения компенсации в случае причинения ущерба здоровью пассажиров, в том числе и самому водителю).

При этом подобная экономия своего капитала часто выходит боком, что приводит к ухудшению рынка услуг такси.

Никто не может дать гарантий: трезвый водитель за рулем или нет. Если произойдет ДТП, никто не возьмет на себя ответственность, а отвечать придется исключительно нелегальному таксисту.

Многие задаются вопросом – можно ли работать в такси без разрешительного пакета документов? Ответ прост – можно, но только в этом случае необходимо быть готовым к регулярным штрафным санкциям.

По сути, такси – неофициальное трудоустройство, только с небольшим нюансом: всю ответственность берет на себя водитель транспортного средства. Кроме того, такие водители не могут рассчитывать на получение социального пакета при необходимости в этом, а также им не начисляется трудовой стаж.

Для получения необходимой лицензии, дающей право на работу в такси, необходимо отвечать некоторым требованиям :

  • транспортное средство, планируемое в дальнейшем для работы в такси, должно находиться в отличном техническом состоянии;
  • наличие водительского стажа должно быть не меньше 5 лет.

В свою очередь транспортное средство должно быть оснащено:

  • цветовой отметкой, подтверждающей принадлежность к услугам такси;
  • световыми маячками с «шашками»;
  • счетчиком.

Установленные светящиеся специальные фонари должны обладать оранжевым либо желтым цветовым оттенком. Они устанавливаются с помощью магнитов на крышу транспортного средства. Благодаря такому монтажу, в короткое время можно с легкостью снять шашку, если в этом будет необходимость.

На самом кузове транспортного средства допускается возможность указывать наименование и другие атрибуты компании, а также номера диспетчеров.

Транспортные средства, используемые в качестве таксомоторов, в обязательном порядке проходят техосмотр с периодичностью раз в 6 месяцев.

В предоставлении лицензии на оказание услуг по перевозке пассажиров может быть отказано, если:

  • наличие водительского стажа — меньше 5 лет;
  • транспортное средство не является личной собственностью либо же не принадлежит заявителю на основании подписанного соглашения лизинга;
  • отсутствует подтверждение о прохождении техосмотра транспортного средства.

Стоит отметить, что на практике порядка 75% заявителей получают лицензии с первого раза.

Необходимые документы

Для получения необходимой разрешительной документации (лицензии) необходимо обратиться в соответствующий орган и предъявить определенный пакет документов.

Выдачей лицензии занимается Министерство транспорта, однако в некоторых регионах РФ выдачей лицензии могут заниматься другие учреждения.

Перед обращением необходимо подготовить :

  • заявление, которое составляется совместно с сотрудниками органа, занимающегося выдачей лицензии;
  • удостоверение о регистрации транспортного средства либо же другой документ, подтверждающий право собственности (подается оригинал и копия);
  • оригинал и копию паспорта заявителя;
  • оригинал и копию нотариально заверенной доверенности (если документы подает доверенное лицо).

Если речь идет об оформлении лицензии для такси, которое имеет статус индивидуального предпринимателя, процесс оформления не меняется, кроме одного нюанса: дополнительно нужно подготовить копию свидетельства о .

На основании поданных документов сотрудники соответствующего органа осуществляют проверку данных, и в течение первых 30-ти календарных дней будет выдана лицензия.

Необходимо помнить, что в лицензии указываются:

  • информация о владельце (инициалы, паспортные данные);
  • сведения о транспортном средстве;
  • наименование органа, выдавшего разрешение на работу в такси;
  • информация о компании, где транспортное средство зарегистрировано в такси;
  • персональный номер;
  • дата и место выдачи лицензии.

Сроки и стоимость

Стоимость получения лицензии в каждом регионе отличается между собой. В крупных городах цена на лицензию будет выше, в небольших населенных пунктах – меньше. В среднем понадобится не более 10 000 рублей.

К примеру, в Санкт-Петербурге и Москве стоимость составляет 10000 рублей.

При желании можно воспользоваться компаниями, оказывающие посреднические услуги. В таком случае цена возрастет до 13 000 — 15 000 рублей.

Период оформления составляет не больше 30-ти календарных дней , при обращении к посредникам – не больше двух недель.

Размер штрафа

В случае если все-таки было принято решение о работе в такси без разрешительных документов, нужно быть готовым к оплате различных штрафов. Согласно КоАП штрафные санкции могут применяться по определенным пунктам, которые набрали юридической силы в ноябре 2014 года:

  1. Согласно п. 12.3 части 2.1 – осуществление нелегальной перевозки пассажиров, в том числе и багажа с использованием легкового автомобиля (оказание услуг без лицензии). При первом правонарушении штраф составляет 5000 рублей.
  2. Согласно п. 12.4 части 3 – применяется в случае установки на транспортное средство цветовых изображений, сигнализирующих работу в такси. Если работа велась «на себя» – штраф составляет 5000 рублей, для должностных лиц – порядка 20 000 рублей, юридическим лицам – порядка 500 000 рублей.
  3. При установке специальных фонарей на транспортное средство, кроме конфискации проверяющими органами прибора, водителю грозит штраф в размере 5000 рублей. Штрафная санкция предусматривается п. 12.5 части 4.1 . Штраф распространяется и на транспортное средство, которое не осуществляет перевозку пассажиров и багажа, но на нем установлены различные цветовые изображения, сигнализирующие принадлежность к такси.

Ответственность

Вышеуказанные штрафы являются максимальным наказанием для водителей и юридических лиц, которые предоставляют услугу по перевозке пассажиров неофициально.

Со слов некоторых чиновников, такая мера наказания не позволяет говорить об уменьшении числа нелегальных перевозчиков, поскольку достаточно раз заплатить штраф в 5000 рублей и продолжать осуществлять свою трудовую деятельность.

Относительно юридических лиц складывается ситуация, что доказать факт работы нелегального перевозчика на ЮЛ практически невозможно, если только сам таксист об этом не скажет. Но, как показывает практика, такое случается только в 5% случаях.

Чиновники предлагают разработать дополнительный механизм, способный увеличить штрафы за нелегальные перевозки, но при этом уменьшить сумму налогов, что позволит вывести нелегальных таксистов из тени. Однако это еще только на уровне разговоров, никаких решительных действий не принимается.

Стоит ли работать в такси без лицензии? Узнайте из данного видео.

Оказание услуг в сфере пассажирских перевозок должно сопровождаться оформлением документов, делающих законным данный вид деятельности. К одному из таких документов относится лицензия на перевозку пассажиров. Получение ее сопряжено с необходимостью соответствия определенным показателям и оплате государственной пошлины. В связи с этим многие лица предпочитают оказывать услуги такого рода без наличия необходимых документов в обход регулирующего законодательства. Перевозка пассажиров без лицензии согласно КоАП РФ становится причиной привлечения к ответственности, а этот факт уже свидетельствует о необходимости выплаты определенных сумм штрафа и прочих последствиях, предусмотренных административным кодексом.

Необходимость получения лицензии


Читайте:

Законодательно определено, что перевозка пассажиров может осуществляться исключительно при наличии специализированных лицензий. Для того чтобы иметь возможность получения такого разрешения, компания, выступающая в роли перевозчика, должна обладать определенным набором транспортных средств надлежащего качества и соответствовать условиям, отраженным в правилах для заявителей на получение лицензии. Необходимость такого документа вызвана следующими факторами:

  • Контроль за состоянием перевозчиков в плане исправности транспортных средств и оснащения их всем необходимым оборудованием. Соблюдение таких норм значительно сокращает количество ДТП на дорогах;
  • Поступление дополнительных средств в бюджет за счет оплаты гос. пошлин при получении лицензий, которая составляет 7,5 тысяч рублей;
  • Контроль деятельности юридических и физических лиц, оказывающих услуги перевозки.

Перевозка пассажиров в соответствии с требованиями законодательства

Для того, чтобы перевозка считалась законной, необходимо наличие таких показателей и факторов:

  • Организация, выступающая в качестве транспортной компании, должна иметь лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которая связана с пассажирскими перевозками. Предоставление лицензии осуществляется региональным подразделением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
  • Перевозки пассажиров, выполняемые согласно предварительного заказа, подразумевают необходимость заключить договор фрахтования. Соглашение подписывается между фирмой, организовывающей перевозку и пассажиром, который будет пользоваться услугами. В качестве исключения выступают такси, перевозящие пассажиров по заказам, где допускается заключать договор в устном виде;
  • Если выполняемые перевозки относятся к регулярным, в таком случае в качестве дополнения к прочим документам необходимо прилагать согласованный маршрут. В такой ситуации водитель уже заранее получает информацию относительно опасных участков на дороге, расположения пунктов питания и отдыха, заправок и медицинских учреждений.

Незаконные перевозки и требования для получения лицензии

В случае, если отсутствует одно из перечисленных условий или нет необходимых документов при водителе, такая перевозка будет отнесена к незаконной и все причастные лица будут нести административную ответственность за нарушения.

Стоит отметить, что судебная практика знает достаточное количество случаев, когда имели место дорожно-транспортные происшествия со смертельными исходами. В таком случае возможно привлечение к уголовной ответственности, и отсутствие разрешающей документации и необходимых лицензий на перевозку пассажиров только усугубляет ситуацию. В подобной ситуации виновное лицо может получить большую меру наказания, чем предусмотрена определенной статьей уголовного кодекса РФ.

Получение лицензии осуществляется после предоставления необходимого пакета документов, заполненного заявления и квитанции, подтверждающей оплату государственной пошлины, обязательной для всех организаций.

В процессе оказания услуг может потребоваться переоформление. Оно необходимо в случае, если изменяется название фирмы или компании, организационно-правовая форма деятельности или компания подвергается реорганизации.

В общем предоставление лицензий осуществляется для перевозок следующего типа:

  • В пределах населенного пункта;
  • В пригородных районах;
  • Для междугороднего или международного сообщения.

Той организации, которая подает заявление на получение лицензии, придется соответствовать определенным требованиям:

  • Наличие транспортных средств, которые могут быть собственными или арендованными;
  • Наличие помещений для обслуживания и ремонта транспорта;
  • Наличие соответствующей лицензии у организации или индивидуального предпринимателя, которая будет проводить медицинский осмотр водителей;
  • Наличие в транспорте зоны для отдыха в случае осуществления междугородних перевозок;
  • Оборудование автомобилем специальными системами, которые позволяют отследить месторасположение транспорта;
  • Соблюдение всех прочих правил, которые связаны с безопасностью перевозок.

Несение ответственности за отсутствие лицензии


Читайте:

В случае, если выясняется, что выполнение перевозок осуществляется без наличия необходимой лицензии, что противоречит установленным законодательством норм и правил, виновные лица привлекаются к ответственности. Мера наказания в таком случае напрямую зависит от типа транспорта, относительно которого было выявлено нарушение и того, кто виновен в такой ситуации.

Отсутствие лицензии в случае осуществления перевозки автобусом влечет за собой необходимость оплаты :

  • Для водителя 5 тыс. рублей;
  • Для должностных лиц 5 тыс. рублей;
  • Индивидуальные предпринимателей – 100 тыс. рублей;

Стоит отметить, что оплачивая , виновные лица не освобождаются от необходимости получения лицензии.

В случае, если зафиксировано нарушение, заключающееся в осуществлении незаконных перевозок пассажиров, виновным лицам следует до указанного в постановлении срока оплатить необходимую сумму .

Далее необходимо прекратить осуществление деятельности без наличия документов и обратиться с заявлением для получения лицензии. Предварительно ответственные лица должны будут изучить все показатели, которым они должны соответствовать и обеспечить их наличие, чтобы не получить отказ от организации, выдающей разрешения.

В случае, если в отношении тех же лиц или организаций будет замечено такое нарушение повторно, водителям и индивидуальным предпринимателям уже придется заплатить в размере 50 тысяч рублей. Кроме того, в таких ситуациях возможна транспорта. Юридическое лицо при повторном нарушении понесет наказание в форме оплаты штрафа в размере 400 тыс. рублей.

Работа таксистом требует большой ответственности от водителя, ведь от него зависит жизнь и здоровье пассажиров. Поэтому государство заботится о том, чтобы в этой сфере трудились профессионалы на технически исправленном транспорте. Это реализуется с помощью обязательного лицензирования водителя, а нарушение правила влечет за собой административную ответственность. Попробуем разобраться, каким может быть штраф за работу в такси без лицензии в 2019 году.

Нарушения водителей в сфере перевозок регламентирует Административный кодекс ( , ) и (5 мая 2011 г.). Наложением на водителя штрафов за нелегальное такси занимается ГИБДД, выявляя нарушителей без лицензии прямо на дороге.

Сумма штрафа

Сумму штрафных санкций за отсутствие лицензии устанавливает КоАП. На сегодняшний день она составляет 5 тысяч рублей. Однако для региональных властей законодатель предусмотрел возможность повышать штраф за перевозку пассажиров без лицензии. Например, в столице он составляет уже 10 тысяч рублей. Но это не все, чем может закончиться нежелательная встреча с инспектором для водителя без лицензии.

  1. Незаконная перекраска автомобиля под цвета таксомоторной компании грозит штрафом в 5 тысяч рублей.
  2. За отсутствие «шашек» на такси штраф составляет 3 тысячи рублей.
  3. Оштрафовать могут, даже если инспектор выявит факт того, что водитель после получения денег от пассажира не выдал ему чек. За это выписывается квитанция на 1 тысячу рублей.

Таким образом, общий штраф за такси без лицензии в 2019 году может составлять кругленькую сумму. Более того, в Федеральном собрании разрабатывается проект повышения для водителей санкций за подобное правонарушение еще в 5-6 раз.

Инспектор может выдать квитанцию и за другие нарушения ПДД: отсутствие аптечки и огнетушителя, просроченные права. И также может быть выписан и документов на машину у водителя. При необходимости допускается эвакуация транспортного средства на штрафную стоянку.

Однако для поощрения ответственных водителей существует льгота, предусматривающая 50% скидку на оплату по квитанции в течение 20 суток после ее получения. Поэтому крайне выгодно вовремя .

Важные моменты при общении с сотрудниками ГИБДД

Конечно, инспекторы ДПС – это не роботы. При деликатном и вежливом общении с ними даже можно договориться о снисхождении. И речь здесь идет не о взятке со стороны водителя.

  1. Не стоит признаваться, что водитель является таксистом. Доказать данный факт непросто, учитывая, что инспектор не имеет права требовать объяснений от пассажиров.
  2. Работа в такси без лицензии предполагает использование обычной машины без «шашек» и цветовых обозначений.
  3. Пойманному водителю легче согласиться на штраф за неправомерное нанесение обозначений «такси», чем за незаконную перевозку пассажиров.
  4. Не стоит привлекать к себе внимание полиции невежливым поведением на дороге и систематическими нарушениями ПДД.

Поскольку выписанный штраф за отсутствие лицензии может быть обжалован, а во время разбирательства от инспектора потребуется доказательная база правомочности своих действий, что в данном случае не так просто, то многие сотрудники ГИБДД отпускают таких водителей с миром. Но повезти может только в том случае, если общаться с полицейским в предельно корректной форме. Иначе получение документа со штрафом неизбежно.

Порядок получения лицензии

Выдача лицензии осуществляется в управлении ГИБДД по месту регистрации заинтересованного лица. Рассмотрение документов проходит в среднем в течение 30 суток. Если заявка будет одобрена, водитель получит желаемый документ, который действителен на протяжении 5 лет. В правильно оформленной лицензии указывается:

  • сведения о машине;
  • Ф. И. О. водителя;
  • дата выдачи документа;
  • серийный номер документа.

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.