В России действуют особые правила для закупок медицинских изделий. Если продукция входит в список из ПП РФ от 05.02.2015 № 102, заказчики обязаны отклонять заявки иностранных поставщиков, а производителям из ЕАЭС давать преференции. Как правильно применять постановление 102 от 05.02.2015 с учетом изменений в 2019 году, а также о том, какие именно изменения произошли, читайте в нашем материале.
Перечень товаров
В ПП РФ от 05.02.2015 № 102 включены два перечня. В первом содержатся медизделия, при закупках которых применяются особые условия допуска для иностранных поставщиков и производителей. В 2019 году список претерпел изменения. В частности, в перечень включены такие медицинские изделия, как:
- 13.20.44.120 - марля медицинская;
- 14.12.11, 14.12.21, 14.12.30.131, 14.12.30.132, 14.12.30.160 - медицинская одежда;
- 21.20.23.111 - наборы биохимических реагентов для определения ферментов;
- 21.20.24.131 - бинты стерильные и нестерильные марлевые;
- 21.20.24.150 - медицинские маски;
- 26.60.11.111 - томографы;
- 26.60.11.113 - рентгеновские аппараты;
- 26.60.12.132 - аппараты ультразвукового сканирования;
- 30.92.2 - кресла-коляски;
- 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.129 - аппараты искусственной вентиляции легкихи другие.
Во второй перечень входят медизделия одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков. В него входят устройства для переливания крови, контейнеры для ее транспортировки, расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких, для аппаратов искусственного кровообращения и т.д.
Применение
В ПП РФ от 05.02.2015 № 102 установлены ограничения и правила допуска иностранных медизделий в госзаказе. Они действуют для закупок товаров из специальных перечней. Заказчик обязан отклонить все заявки с продукцией из-за рубежа, если поданы как минимум 2 соответствующие требованиям заявки с товарами из стран ЕАЭС, которые не содержат предложений о поставке одного и того же вида медизделий одного производителя.
Если закупаются медицинские изделия одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков, заказчику следует отклонить все заявки с продукцией из-за рубежа, если поданы как минимум 2 соответствующие требованиям заявки, которые отвечают следующим условиям:
- содержат товары производства стран ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медизделий одного производителя;
- содержат продукцию, при производстве которой использовались иностранные материалы в процентном соотношении, соответствующем требованиям ПП РФ от 14.08.2017 № 967;
- содержат товары, имеющие документы о соответствии собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017.
С 9 июля 2019 года Правительство изменило перечень иностранных медицинских изделий с ограниченным допуском. Из перечня исключили коды ОКПД, оставили ОКПД2 и название товара. Статья поможет разобраться, как заказчикам применять ограничения и условия допуска.
Если условия не выполнены и заказчик не отклонил заявки с товарами иностранного производства, применяются особые условия допуска. Поставщикам продукции, произведенной в странах ЕАЭС, предоставляют преимущества. Они описаны в приказе Минфина России от 04.06.2018 № 126н. Если заказчик проводит конкурс, запрос котировок или предложений, цена, указанная в заявках с продукцией из стран ЕАЭС, снижается на 15%. Таким образом участники получают преимущество по сравнению с иностранными поставщиками. Если проводится аукцион, в котором выигрывает иностранный поставщик, контракт с ним заключают по цене на 15% меньше предложенной.
Участники закупок, в которых действуют ограничения, подтверждают страну производства продукции сертификатом о происхождении.
Ограничения не действуют, если заказчик проводит закупку товаров из перечней за пределами РФ - на территории зарубежного государства.
Онлайн сервис проверки закупки на преимущества, ограничения и запреты
Сервис "Ассистент заказчика" проверит, входит ли ОКПД2 закупки в перечни, которые требуют установить преимущества организациям инвалидов и УИС или применить национальный режим. Дополнительно подскажет, входит ли код в аукционный перечень и перечень электронных закупок.
Введите коды ОКПД2 или наименования для проверки и нажмите кнопку "проверить". Получите результат через секунду!
Постановление № 102 с изменениями на 2019 год
В 2019 году 102 постановление меняли трижды. С января 2019 года вступили в силу изменения, введенные ПП РФ от 19.12.2018 № 1590. В частности, в новой редакции изложили условия, при которых заказчик отклоняет все заявки с продукцией из-за рубежа. Также документ дополнили пунктом 3.2. В нем говорится, что при исполнении контракта замена закупаемого медизделия на другое, произведенное не в стране ЕАЭС, запрещена.
С 30 мая вступили в силу правки, внесенные ПП РФ от 15.05.2019 № 602. В документ добавили новые условия, при которых ограничения и особые условия допуска не применяются. Это касается закупок в рамках реализации программ приграничного и трансграничного сотрудничества. В список попали программы «Карелия», «Коларктик», «Россия - Юго-Восточная Финляндия», «Россия - Латвия», «Интеррег. Регион Балтийского моря» и другие. В качестве подтверждения закупок в рамках этих программ нужно предоставить заключение Минпромторга.
В июле вступили в силу изменения, которые внесло ПП РФ от 26.06.2019 № 813. Изменился перечень медизделий из-за рубежа, при закупках которых действуют ограничения. Он пополнился 14 позициями. В частности, перевязочными материалами, оториноскопами, тонометрами для измерения внутриглазного давления, медицинскими кроватями и другими.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102
Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 2).
2. Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1: содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2: содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
2.1. В случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2.1.1. Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 года № 968; утратил силу с 1 января 2019 года - постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года № 1590. - См. предыдущую редакцию.
2.2. Установить, что:
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.
2.3. Установить, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, документация о закупке должна содержать начальные (максимальные) цены, рассчитанные в соответствии с методикой, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
3. Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и перечень № 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
3.1. При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями заявки (окончательные предложения), которые содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.
3.2. При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза или процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которого больше указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на соответствующий год, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.
4. Установленные настоящим постановлением ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1, не применяются в следующих случаях:
размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу настоящего постановления;
осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1, заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.
5. Установить, что положения настоящего постановления не применяются в случае закупки товаров, включенных в перечень № 1 и перечень № 2 в рамках реализации:
программы приграничного сотрудничества "Карелия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия" на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Коларктик", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Коларктик" на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия" на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2017 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша" на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Варшаве 29 декабря 2017 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Эстония", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Эстония" на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;
программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014-2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение), подписанным в г.Брюсселе 30 января 2018 г.
Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ, указанных в абзацах втором - девятом настоящего пункта, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемое в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
Вложенные файлы
- Постановление №102.docx
Все заказчики, работающие по Закону № 44-ФЗ, должны применять постановления № 102 (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд») только в случае закупки конкурентными способами . Что это значит?
Если медицинские изделия включены в перечень, утвержденный постановлением № 102, заказчик обязан устанавливать соответствующее ограничение в документации о закупке. Изделия в перечне классифицированы по кодам классификатора ОКПД.
↯ Больше статей в журнале
При этом в перечне имеется специальная оговорка о том, что при применении перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД, так и указанным в перечне наименованием вида медицинского изделия указанного кода. Оговорка означает, что ограничения применяются не ко всем медицинским изделиям, относящимся к кодам ОКПД, указанным в перечне, а только к видам медицинских изделий, прямо в нем поименованным.
Согласно п. 2 постановления № 102 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь или Республика Казахстан;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
То есть, постановление № 102 будет только применено при совокупности двух вышеприведенных условий.
Если же на закупку подана только -одна заявка, в которой предложен иностранный товар, такая заявка не может быть отклонена. Или же две заявки, в одной из которых предложен иностранный товар, а в другой товар из России, - в данном случае заявка с иностранным товаром тоже не может быть отклонена.
Согласно п. 3 постановления № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ - СТ-1. Именно этот сертификат должен представить участник в составе заявки, и именно на основании этого документа определяется страна происхождения медицинских изделий. При этом, отсутствие в заявке сертификата -СТ-1 как такового не является основанием для отклонения заявки.
Решение об отклонении заявки может быть принято только в случае, если на закупку было представлено минимум две заявки, соответствующие п. 2 постановления № 102. В таком случае заказчик обязан отклонить не только заявки, содержащие предложение о поставке иностранной изделий, но и те заявки, в которых не представлен СТ-1.
В связи с поступающими вопросами о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих
из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление № 102) при осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий Минэкономразвития России, ФАС России и Минпромторг России сообщают следующее.
1. По вопросу применения кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007
(далее - классификатор).
Постановлением № 102 определен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок
для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
При применении перечня (согласно примечанию к нему) следует руководствоваться как кодом в соответствии с классификатором, так и наименованием вида медицинского изделия.
Например, по классификатору (ОКПД) ОК 034-2007 код 18.21.21.111 включает «комплекты и костюмы мужские, производственные и профессиональные, из хлопчатобумажных тканей». Постановление № 102 применяется только в том случае, если указанные комплекты и костюмы мужские, производственные и профессиональные, из хлопчатобумажных тканей закупаются в качестве одежды медицинской.
2. По вопросу отклонения заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при проведении электронных аукционов.
Пунктом 2 постановления № 102 установлено, что заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Создаваемой заказчиком аукционной комиссией принимается решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе на основании результатов рассмотрения первых и вторых частей заявок.
Таким образом, вывод о соответствии поданных заявок требованиям аукционной документации может быть сделан только по итогам рассмотрения первой и второй частей заявок.
С учетом изложенного при проведении электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке товаров иностранного происхождения за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, в соответствии с пунктом 2 постановления № 102 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
3. По вопросу формирования лотов при закупке медицинских изделий, включенных в перечень.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно положениям статьи 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В целях применения постановления № 102, а также обеспечения конкуренции при осуществлении закупок, не рекомендуется включать в состав одного лота медицинские изделия, включенные и не включённые в перечень.
4. Обращаем внимание, что постановление № 102 не применяется при осуществлении закупок путем проведения запроса котировок в связи с тем, что данный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусматривает разработку документации о закупке.
Не было никаких санкций. К тому времени Россия состояла во Всемирной торговой организации, которая предполагает равный правовой режим для товаров, работ, услуг всех государств - членов ВТО. Соответственно, 44-ФЗ содержит статью 14, в которой говорится, что по отношению к товарам, работам и услугам иностранного происхождения устанавливается национальный режим: то есть они приравниваются к российским.
Однако по Генеральному соглашению ВТО по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ) существуют исключения из этого соглашения: такими исключениями в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках закона № 44-ФЗ.
Россия начала активно пользоваться этим правом с 2015 года. На данный момент существует двенадцать таких ограничений и запретов. Для того чтобы понимать законодательство о запретах на закупку иностранных товаров, следует запомнить те сферы, в которых применяется импортозамещение (изъятия из национального режима).
Сферы изъятия из национального режима (ст. 14 ФЗ-44)
- Оборона страны и безопасность государства.
- Машиностроение.
- Медицинские изделия, в том числе изделия из ПВХ-пластикатов и коронарные стенты и катетеры.
- Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
- Отдельные виды товаров легкой промышленности.
- Программное обеспечение.
- Радиоэлектронная промышленность.
- Отдельные продукты питания.
- Мебельная и деревообрабатывающая промышленность.
- Преференции товарам государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором состоит Российская Федерация.
Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Естественно, заместить все товары иностранного происхождения российскими невозможно, поэтому в каждой из этих сфер существуют отдельные перечни поименованной Правительством РФ продукции, в отношении которой применяются изъятия из национального режима.
Последствия несоблюдения правил импортозамещения в рамках 44-ФЗ
Ответственность за неприменение изъятий из национального режима в извещении и документации о закупке определена в части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Ответственность несет руководитель, или иное должностное лицо заказчика, утвердившее документацию о закупке.
На данный момент это нарушение - одно из самых распространенных составов, выявляемых контрольными органами, поскольку для специалиста по закупкам бывает довольно проблематично не допустить нарушения требований об импортозамещении. Почему - рассмотрим ниже.
Механизмы исключений из национального режима в рамках контрактной системы
Для того чтобы понимать, как работают все эти изъятия, необходимо знать, какие применяются принципы и механизмы правового регулирования при установлении ограничений и запретов на допуск иностранных товаров к закупкам по 44-ФЗ.
I. Прямые запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Здесь все понятно: Правительство РФ своим постановлением запрещает закупать в рамках 44-ФЗ конкретные иностранные товары по перечню. Как правило, с пониманием этих запретов никаких проблем не возникает.
Примеры запретов, установленных Правительством РФ:
- Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом автомобили иностранных марок, которые собираются на территории Российской Федерации, считаются российскими.
- Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд". В этом постановлении содержатся два приложения - в отношении федеральных заказчиков и в отношении региональных и муниципальных заказчиков с соответствующими перечнями.
- Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (у слуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
- Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В России ведется реестр программного обеспечения.
- Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072 (запрет в отношении товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности). С 1 декабря 2017 года на два года установлен запрет на закупку иностранной мебели.
II. Установление ценовых преференций для российских товаров, или условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Здесь речь идет о Приказе Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. № 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В этом приказе применяются два механизма условий допуска.
В приказе существует специальный перечень товаров, на которые он распространяется (например, компьютерная техника, продукты питания, ряд медицинских изделий и т.д.). При проведении электронного аукциона в рамках 44-ФЗ участники закупок, предлагающие иностранный товар, при соблюдении условий, установленных приказом № 155, в том числе, наличии заявок с товаром, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), заключают контракт по цене, сниженной на 15 % по отношению к предложенной в рамках аукциона цены иностранного товара.
Например, в закупке приняли участие два участника. Участник-1 предлагает российский товар за 120 рублей, а Участник-2 предлагает иностранные товар, но за 100 рублей. В этой ситуации выигрывает Участник-2, но поскольку он предлагает иностранный товар, контракт с ним будет заключен с учетом требований приказа №155 не за 100 рублей, а за 85 рублей.
Суть ограничений сводится к предоставлению ценовой преференции производителям из государств-членов ЕАЭС, которая делает невыгодным участникам закупки предлагать иностранный товар в рамках 44-ФЗ. Условия допуска устанавливает Минэкономразвития России.
При осуществлении закупок товаров, работ и услуг другими способами (путем проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок) оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, для целей оценки заявок из заявки с товаром ЕАЭС вычитается 15% от предложенной в них цены (по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов). То есть если участник предлагает российский товар за 100 рублей, то при расчете баллов по критерию «цена контракта» будет считаться, что он предложил цену 85 рублей, но при этом контракт с таким участником будет заключен по цене 100 рублей. Но при этом учитываются и другие критерии оценки.
III. Ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами
Во-первых, сейчас на российском рынке невозможно заместить все иностранные товары российскими.
Во-вторых, нет гарантии, что в рамках конкретной закупки обязательно выйдет участник с российским товаром. Поэтому можно остаться без необходимых товаров, работ и услуг. Поэтому государство ввело еще один механизм, который сейчас превалирует в постановлениях, которые издает Правительство РФ. По суть это реализация принципа «Третий лишний», согласно которому налагается запрет на участие иностранных производителей в закупках не полностью, а только при наличии двух российских производителей и ЕАЭС (в отдельных случаях - только российских). То есть при отсутствии заявок с товарами российских производителей, иностранный товар предлагать можно. Ограничения устанавливаются Правительством РФ.
Для того чтобы применялся принцип «Третий лишний», в закупке должно быть не меньше двух заявок с российскими товарами, причем эти товары должны быть от разных производителей. И только при соблюдении этих условий заявка с иностранным товаром должна быть отклонена. Если же подано две заявки с российскими товарами одного производителя и заявка с товаром иностранного происхождения, то такая заявка подлежит допуску к участию закупке. Поэтому в большинстве случаев к российским производителям приравниваются производители из государств - членов ЕАЭС.
Метод применяется в основном в медицине.
Примеры реализации принципа «третий лишний» Правительством РФ:
- Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обратите внимание, что помимо принципа «Третий лишний» с 2017 года начал применяться принцип «Второй лишний». Этот принцип применяется не везде, а только при закупке:
- изделий из ПВХ-пластикатов, определённых Правительством РФ. При наличии хотя бы одной заявки от поставщика, включенного в специальный реестр поставщиков, отклоняются все заявки участников закупки, не включенных в реестр;
- стентов для коронарных артерий и катетеров. При наличии хотя бы одной заявки с российскими товарами, заявки с иностранной продукцией отклоняются.
Примеры реализации принципа «второй лишний» Правительством РФ:
- Постановление Правительства РФ от 14.08.2017 N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2017 г. № 1469 " Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Запрет в отношении иностранного программного обеспечения (постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236)
В рамках постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 действует запрет на допуск иностранного программного обеспечения к закупкам по 44-ФЗ. Суть этого постановления заключается в следующем.
Пример
При наличии такого документа в закупочной документации заказчики по 44-ФЗ могут закупать иностранное программное обеспечение.
Однако с 1 января 2018 года вступили в силу изменения в ПП РФ 1236, согласно которым запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств, не распространяется на программное обеспечение, включенное в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.
То есть помимо реестра российского программного обеспечения Минкомсвязи будет вести реестр евразийского программного обеспечения. Соответственно в обоснование невозможности соблюдения запрета на закупку иностранного программного обеспечения нужно будет указывать на отсутствие аналогичных программ не только в России, но и странах ЕАЭС.
Запрет в отношении товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности (постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072)
С 1 декабря 2017 года действует двухлетний запрет на закупку иностранной мебели и товаров деревообрабатывающей промышленности. Установлен специальный перечень такой продукции. Суть заключается в запрете на приобретение иностранной продукции, кроме товаров, произведенных в странах ЕАЭС, как при проведении конкурентных процедур, так и при закупках у единственного поставщика.
Кроме того, на заказчиков возлагается обязанность устанавливать дополнительное требование к участникам закупки об использовании отечественных материалов (ЕАЭС) из пунктов 1 и 2 перечня (ДВП и ДСП) при производстве товаров из пунктов 3 - 29 перечня (ч. 2 ст. 31 ФЗ-44).
Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
№ п/ п | Наименование товара | Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
1 | Плиты древесно-стружечные и аналогичные плиты из древесины или других одревесневших материалов | 16.21.13 |
2 | Плиты древесно-волокнистые из древесины или других одревесневших материалов | 16.21.14 |
3 | Мебель металлическая для офисов | 31.01.11 |
4 | Мебель деревянная для офисов | 31.01.12 |
5 | Мебель деревянная для предприятий торговли | 31.01.13.000 |
6 | Мебель кухонная | 31.02.10 |
7 | Основы матрасные из деревянного каркаса | 31.03.11.110 |
8 | Основы матрасные из металлического каркаса | 31.03.11.120 |
9 | Основы матрасные прочие | 31.03.11.190 |
10 | Матрасы, кроме матрасных основ | 31.03.12 |
11 | Мебель металлическая, не включенная в другие группировки | 31.09.11 |
12 | Мебель деревянная для спальни, столовой и гостиной | 31.09.12 |
13 | Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати | 31.09.12.110 |
14 | Диваны, софы, кушетки детские и подростковые с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати | 31.09.12.111 |
15 | Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати, прочие | 31.09.12.119 |
16 | Мебель деревянная для спальни | 31.09.12.120 |
17 | Кровати деревянные для взрослых | 31.09.12.121 |
18 | Шкафы деревянные для спальни | 31.09.12.123 |
19 | Тумбы деревянные для спальни | 31.09.12.124 |
20 | Гарнитуры деревянные, наборы комплектной мебели для спальни | 31.09.12.125 |
21 | Мебель деревянная для спальни прочая | 31.09.12.129 |
22 | Мебель деревянная для столовой и гостиной | 31.09.12.130 |
23 | Столы обеденные деревянные для столовой и гостиной | 31.09.12.131 |
24 | Столы журнальные деревянные | 31.09.12.132 |
25 | Шкафы деревянные для столовой и гостиной | 31.09.12.133 |
26 | Гарнитуры и наборы комплектной мебели | 31.09.12.134 |
27 | Мебель деревянная для столовой и гостиной прочая | 31.09.12.139 |
28 | Мебель деревянная, не включенная в другие группировки | 31.09.13 |
29 | Мебель из пластмассовых материалов | 31.09.14.110 |
В связи с запретами возникает вопрос: каким образом все это подтверждается?
В документации о закупке заказчик должен требовать в составе заявки на участие в закупке документы, указанные в п. 2 - 4 критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных ПП РФ от 10.05.2017 № 550:
- копия специального инвестиционного контракта + заключение Минпромторга о выполнении/невыполнении обязательств;
- акт экспертизы, выданный ТПП;
- либо сертификат СТ-1, выданный ТПП.
Запрет в отношении коронарных артерий и катетеров (постановление Правительства РФ от 04.12.2017 № 1469)
Запрет в отношении коронарных артерий и катетеров действует с 14 декабря 2017 года до 1 июля 2018 года. Здесь действует правило «Второй лишний»: то есть при наличии хотя бы одной заявки с российской продукцией заявки с иностранными товарами заявка отклоняются. Если никто из участников, предложивших иностранные товары, не будет отклонен, то применяется приказ Минэкономразвития № 155.
Этот запрет применяется только при проведении электронных аукционов и запросов предложений, когда помимо заявки с иностранным товаром подана хотя бы одна заявка с российской продукцией.
В составе заявки требуется предоставить один из следующих документов:
- сертификат СТ-1;
- подтверждение производства на территории РФ, выданное Минпромторгом России до 30.11.2017 включительно;
- заключение о подтверждении производства на территории РФ, выдаваемое Минпромторгом России с 01.12.2017.
Внимание!
Запрещено объединять в одной закупке стенты для коронарных артерий и катетеры и иные виды медицинских изделий, а также два и более вида изделий, указанных в пункте 1 ПП РФ 1469
Преференции для товаров из государств членов ЕАЭС (приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155)
Согласно приказу, действует перечень товаров (продукты питания, компьютеры бумага, мебель и прочее), в отношении которых предоставляются преимущества - ценовые преференции. Действует приказ только в том случае, если есть хотя бы одна заявка с иностранным товаром и одна заявка с товаром из государств ЕАЭС.
Механизм реализации
- об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок в заявке на участие страны происхождения товара;
- о предоставлении документа, подтверждающего страну происхождения товара (реквизиты (при наличии документа) включаются в контракт).
Запрет в отношении товаров машиностроения (постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656)
Устанавливается запрет на закупку иностранных легковых автомобилей по перечню, указанному в ПП РФ 656, закупку коммунальной техники и отдельных видов спецтехники, определенных видов оборудования (например, генераторы). Соответственно, заказчик не имеет права закупать в рамках 44-ФЗ такую продукцию.
Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
№ п/ п | Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014(КПЕС 2008) | Наименование |
1. | 28.22.14.159 | Машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки |
2. | 28.92.21.110 | Бульдозеры на гусеничных тракторах |
3. | 28.92.50.000 | Тракторы гусеничные |
4. | 28.92.28.110 | Отвалы бульдозеров неповоротные |
5. | 28.92.28.120 | Отвалы бульдозеров поворотные |
6. | 28.92.21.120 | Бульдозеры на колесных тракторах и тягачах |
7. | 28.92.22.110 | Грейдеры самоходные |
8. | 28.92.24.120 | Катки дорожные самоходные |
9. | 28.92.25.000 | Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные |
10. | 28.22.15.110 | Автопогрузчики с вилочным захватом |
11. | 28.92.26.110 | Экскаваторы самоходные одноковшовые |
12. | 28.92.26.120 | Погрузчики полноповоротные ковшовые, кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков |
13. | 28.92.27.110 | Экскаваторы многоковшовые самоходные |
14. | 29.10.21.000 | Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые |
15. | 29.10.22.000 | Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые |
16. | 29.10.23.000 | Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые |
17. | 29.10.24.000 | Средства автотранспортные для перевозки людей прочие |
18. | 29.10.30.110 | Автобусы |
19. | 29.10.30.120 | Троллейбусы |
20. | 29.10.30.190 | Средства автотранспортные пассажирские с числом мест для сидения не менее 10 прочие |
21. | 29.10.41.110 | Автомобили грузовые с дизельным двигателем |
22. | 29.10.41.120 | Автосамосвалы с дизельным двигателем |
23. | 29.10.42.111 | Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую массу не более 3,5 т |
24. | 29.10.42.112 | Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую массу свыше 3,5 т, но не более 12 т |
25. | 29.10.42.120 | Автосамосвалы с бензиновым двигателем |
26. | 29.10.43.000 | Автомобили-тягачи седельные для полуприцепов |
27. | 29.10.51.000 | Автокраны |
28. | 29.10.59.110 | Средства автотранспортные для транспортирования строительных материалов |
29. | 29.10.59.120 | Автолесовозы |
30. | 29.10.59.130 | Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог |
31. | 29.10.59.140 | Автомобили пожарные |
32. | 29.10.59.150 | Средства транспортные для аварийно-спасательных служб и полиции |
33. | 29.10.59.160 | Автомобили скорой медицинской помощи |
34. | 29.10.59.170 | Комплексы медицинские на шасси транспортных средств |
35. | 29.10.59.180 | Средства транспортные для обслуживания нефтяных и газовых скважин |
36. | 29.10.59.210 | Средства транспортные для перевозки денежной выручки и ценных грузов |
37. | 29.10.59.220 | Средства транспортные для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска |
38. | 29.10.59.230 | Средства транспортные для перевозки нефтепродуктов |
39. | 29.10.59.240 | Средства транспортные для перевозки пищевых жидкостей |
40. | 29.10.59.250 | Средства транспортные для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа |
41. | 29.10.59.260 | Средства транспортные оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей |
42. | 29.10.59.270 | Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами |
43. | 29.10.59.280 | Средства транспортные - фургоны для перевозки пищевых продуктов |
44. | 29.10.59.310 | Средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами |
45. | 29.10.59.320 | Снегоочистители |
46. | 29.10.59.390 | Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки |
47. | 29.20.21.110 | Контейнеры общего назначения (универсальные) |
48. | 29.20.21.120 | Контейнеры специализированные |
49. | 29.20.21.122 | Контейнеры-цистерны |
50. | 29.20.23.110 | Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрациклам |
51. | 29.20.23.120 | Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей |
52. | 29.20.23.130 | Прицепы и полуприцепы тракторные |
53. | 29.20.23.190 | Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки |
53.1. | из 27.11.31.000 | Установки генераторные с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт |
54. | 30.20.20.120 | Вагоны трамвайные пассажирские самоходные (моторные) |
55. | 30.20.32.120 | Вагоны трамвайные пассажирские немоторные |
Перечень содержит три группы товаров:
- Товары, указанные в пунктах 1-13, 17, 19, 27-32 и 34-55 перечня: например, бульдозеры, троллейбусы, автокраны и пр.
- Товары, указанные в пунктах 14-16 и 33 перечня: например, автомобили легковые и автомобили скорой медицинской помощи.
- Товары, указанные в пунктах 18 и 20-26 перечня: например, автобусы, автосамосвалы с дизельным двигателем, автосамосвалы с бензиновым двигателем и пр.
Закупка товаров машиностроения из первой группы
Эти товары можно купить только в случае, если их страной происхождения является Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Армения или Республика Казахстан.
В извещении и закупочной документации заказчику нужно указать, что:
- в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ и на основании постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 установлен запрет на допуск товара, страной происхождения которого не является Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Армения или Республика Казахстан;
- участник закупки в заявке может предложить только товар, страной происхождения которого является Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Армения или Республика Казахстан;
- для подтверждения страны происхождения товара заявка участника закупки должна содержать сертификат о происхождении товара (пп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51; п. 6 ч. 5 ст. 66; п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона №44-ФЗ). Сертификат СТ-1 о происхождении товара из России выдает ТПП России.
Закупка товаров машиностроения из второй группы
Такие товары можно закупать, если они соответствуют требованиям, предусмотренным примечанием к перечню и одному из следующих условий:
- произведены хозяйствующими субъектами, например:
- СП ЗАО "ЮНИСОН", поселок Обчак, Минская область
- АО "Азия Авто" (автосборочный завод), г. Усть-Каменогорск, ул. Бажова, 101/1
- ОАО "ИжАвто", г. Ижевск, Республика Удмуртия и др.
- произведены российскими юридическими лицами, осуществляющими ввоз автокомпонентов для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 -8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов, заключенных с Минэкономразвития России, при условии надлежащего исполнения указанных соглашений;
- или в режиме, предусмотренном абзацем 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.
Для подтверждения соответствия товара указанным требованиям заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемый ТПП России (пп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51; п. 6 ч. 5 ст. 66; п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).
Закупка товаров машиностроения из третьей группы
Можно закупать такие товары, если они соответствуют требованиям, предусмотренным примечанием к перечню (т.е. определенное количество операций по сборке осуществлено на территории России, Белоруссии, Казахстана, Армении).
В извещении и документации указывается, что:
- в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ и на основании постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 установлен запрет на допуск товара, который не соответствует требованиям, предусмотренным примечанием к перечню;
- участник закупки в заявке может предложить только товар, соответствующий требованиям, предусмотренным примечанием к перечню;
- для подтверждения соответствия товара указанному требованию заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемый ТПП России (пп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51; п. 6 ч. 5 ст. 66; п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона №44-ФЗ).
Документы, подтверждающие российское (либо ЕАЭС) происхождение товаров машиностроения:
- Копия специального инвестиционного контракта;
- Акт экспертизы, выданный ТПП (приказ ТПП от 25.08.2014 №64);
- Разовый сертификат СЧ-1 (приказ ТПП от 25.08.2014 №64).
Вопросы, возникающие при применении ПП РФ 656:
- Допустим, мы закупаем автомобиль «Лада». Автомобиль «Лада» является российским. Но с точки зрения применения ПП РФ 656 если участник не предоставил в составе заявки документ, подтверждающие российское происхождение товара, то заказчик должен отклонить такую заявку. Выходит, что российский производитель должен подтверждать, что он отечественный и платить деньги за предоставление соответствующего документа, либо это должен делать поставщик. В итоге запрет устанавливается в поддержку российского производителя, но блокирует его выход на рынок 44-ФЗ. Какой выход? В 44-ФЗ содержится одна ошибка, позволяющая законно обходить запреты и ограничения на допуск иностранной продукции. В статье 83 (о запросе предложений) забыли написать, что в извещении и закупочной документации о проведении запроса предложений устанавливаются запреты и ограничения на допуск иностранных товаров в рамках статьи 14. Поэтому если не состоялся аукцион, заказчик сейчас имеет право провести запрос предложений и не устанавливать эти запреты и ограничения.
- Подпадает ли под ПП РФ 656 лизинг техники?
- Если заказчик отнес закупаемую продукцию к неправильному коду ОКПД2?
- Как применять разовые сертификаты СТ-1 и акты экспертизы ТПП РФ, за которые поставщик должен платить каждый раз, когда участвует в госзакупке?
- Можно ли смешивать лоты (например, включать в одну закупку товары машиностроения, подпадающие и не подпадающие под ПП РФ 656)?
Запрет в отношении товаров легкой промышленности (Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791)
Здесь также речь идет не обо всех товарах легкой промышленности, а только о тех, которые указаны в приложениях к ПП РФ 791:
В приложении №1 к установлен перечень для федеральных заказчиков (за исключением гособоронзаказа);
В приложении №2 - перечень для заказчиков регионального и муниципального уровней.
Принцип ПП РФ 791: закупка товаров лёгкой промышленности иностранного производства или услуг по их прокату допускается только в случае, если отсутствуют аналоги, произведенные на территории Евразийского экономического союза.
Кроме того, как и при закупке мебели, устанавливаются специальные дополнительные требования к участникам закупки в рамках части 2 статьи 31 закона о контрактной системе о том, что при изготовлении товаров легкой промышленности должны использоваться материалы и полуфабрикаты, страной происхождения которых является государство - член ЕАЭС.
Основной вопрос, который возникает при применении ПП РФ 791, - чем это подтверждается? Дело в том, что постановление не содержит перечня документов, которыми может подтверждаться соответствие товаров легкой промышленности его требованиям. Отклонять ли заявку участников, никак не подтвердивших страну происхождения товара. Часть контролирующих органов считает, что если в постановлении не указаны документы, которые должен предоставить поставщик, то заявку без приложенных документов отклонять нельзя. Другие ссылаются, например, на статью 66 закона №44-ФЗ, в которой установлено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в рамках статьи 14, поэтому требовать документ можно, но предоставляется такой документ в произвольной форме. Спикер склоняется ко второй точке зрения: то есть заказчик в документации указывает, что такой документ предоставляется в произвольной форме (например, участник декларирует страну происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, которые использовались при изготовлении данного товара).
Второй вопрос: Отклонять ли заявку участника закупки, который предложил к поставке товары из стран ЕАЭС, но не уточнил страну происхождения материалов и полуфабрикатов, которые использовались при их изготовлении?
Также возникает вопрос о возможности применения «смешанных лотов» в отношении товаров, входящих и не входящих в перечни ПП РФ 791. Здесь закон тое не запрещает смешивать лоты, но следует быть готовыми обосновать необходимость таких действий (технологическая взаимосвязь закупаемых товаров).
Запрет в отношении пищевых продуктов (постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №832)
ПП РФ 832 действует с 3 сентября 2016 года; оно распространяется только на конкурентные способы закупки, на закупки у единственного поставщика не распространяется. Постановлением предусмотрен перечень пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 | Наименование вида пищевых продуктов |
10.20.1 | Продукция из рыбы свежая, охлажденная или мороженая |
10.20.2 | Рыба, приготовленная или консервированная другим способом; икра и заменители икры |
10.20.3 | Ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные водные, мороженые, переработанные или консервированные |
10.84.30.120 | Соль пищевая выварочная |
10.84.30.130 | Соль пищевая поваренная йодированная |
10.11.11.110 | Говядина парная, остывшая или охлажденная |
10.11.11.120 | Телятина парная, остывшая или охлажденная |
10.11.12 | Свинина парная, остывшая или охлажденная, в том числе для детского питания |
10.11.20.110 | Субпродукты пищевые крупного рогатого скота парные, остывшие или охлажденные |
10.11.31 | Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания |
10.11.32 | Свинина замороженная, в том числе для детского питания |
10.12.1 | Мясо птицы охлажденное, в том числе для детского питания |
10.12.40.120 | Субпродукты домашней птицы пищевые замороженные |
10.51.2 | Молоко и сливки сухие, сублимированные |
10.51.30.100 | Масло сливочное |
10.51.30.110 | Масло сливочное |
10.51.30.200 | Пасты масляные |
10.51.30.210 | Пасты масляные |
10.51.4, за исключением 10.51.40.120 | Сыры, продукты сырные и творог |
10.51.51 | Молоко и сливки, сгущенные или с добавками сахара или других подслащивающих веществ, не сухие |
10.61.11.000 | Рис шелушенный |
10.81.12 | Сахар белый свекловичный или тростниковый и химически чистая сахароза в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок |
10.81.13 | Сахар рафинированный свекловичный или тростниковый со вкусоароматическими или красящими добавками; кленовый сахар и кленовый сироп |
При наличии товара в этом перечне заказчик должен применять запрет в рамках ПП РФ 832.
Механизма действия ПП РФ 832
Применяется принцип «Третий лишний». Если у заказчика есть предложения на поставку продукции, включенной в постановление не менее чем от двух российских производителей, что подтверждено документами в соответствии с указанными постановлениями, то заявки на поставку продукции от иностранного производителя отклоняются комиссией по осуществлению закупок.
Подтверждением страны происхождения товара является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с законом о контрактной системе наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира. Декларация подается в произвольной форме.
Спорный вопрос применения ПП РФ 832
Поскольку российское законодательство не запрещает регистрировать юридический лица с одинаковым наименованием, как определить из тех сведений, которые подают участники, являются ли производители разными организациями с одним наименованием или это одно и то же юридическое лицо?
Варианты принятия решений о допуске/отклонении заявок
Ситуация | Действия с заявками на поставку «иностранного» товара |
заявок на товар из России нет, все заявки на «иностранный» товар | Допустить |
1 заявка на товар из России + заявки на «иностранный» товар | допустить |
2 и более заявки на товар из России одного и того же производителя + заявки на «иностранный» товар | допустить |
2 и более заявки на товар из России, товар различных производителей + заявки на «иностранный» товар | отклонить |
2 заявки на товар из России различных производителей (1 заявка - есть подтверждающие документы, 2 заявка -нет подтверждающих документов) (заявка не соответствует документации) + заявки «иностранный» товар |
допустить |
Запрет в отношении радиоэлектронной продукции (постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968)
В ПП РФ 968 также включен перечень продукции, в отношении которой установлен запрет. В него включено практически все компьютерное оборудование, коммуникационное оборудование, средства связи, а также видеокамеры, микрофоны проекторы и даже розетки штепсельные, люстры, лампы, светильники и т.д.
ПЕРЕЧЕНЬ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ И УСЛОВИЯ ДОПУСКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
27.40.12.000
Код ОКПД2 | Наименование вида товара |
26.11.22.110 | Фоторезисторы |
26.11.22.120 | Элементы фотогальванические |
26.11.22.130 | Диоды лазерные (полупроводниковые лазеры) |
26.11.22.190 | Приборы полупроводниковые прочие |
26.11.22.210 | Светодиоды |
26.11.22.220 | Светодиодные модули |
26.11.22.230 | Светодиоды органические |
26.11.22.290 | Части светодиодов и светодиодных модулей |
26.11.22.300 | Приборы пьезоэлектрические и их части |
26.11.30.000 | Схемы интегральные электронные |
26.20.11.110 | Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата |
26.20.11.120 | Книжки электронные записные и аналогичная компьютерная техника |
26.20.12.110 | Терминалы кассовые, подключаемые к компьютеру или сети передачи данных |
26.20.12.120 | Банкоматы и аналогичное оборудование, подключаемое к компьютеру или сети передачи данных |
26.20.13.000 | Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных |
26.20.14.000 | Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных |
26.20.15.000 | Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода |
26.20.16.110 | Клавиатуры |
26.20.16.120 | Принтеры |
26.20.16.130 | Графопостроители |
26.20.16.140 | Терминалы ввода/вывода данных |
26.20.16.150 | Сканеры |
26.20.16.160 | Устройства ввода сенсорные |
26.20.16.170 | Манипуляторы |
26.20.16.190 | Устройства ввода/вывода данных прочие |
26.20.17.110 | Мониторы, подключаемые к компьютеру |
26.20.17.120 | Проекторы, подключаемые к компьютеру |
26.20.18.000 | Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений |
26.20.21.110 | Устройства запоминающие внутренние |
26.20.21.120 | Устройства запоминающие внешние |
26.20.22.000 | Устройства запоминающие полупроводниковые, сохраняющие информацию при выключении питания |
26.20.30.000 | Устройства автоматической обработки данных прочие |
26.20.40.110 | Устройства и блоки питания вычислительных машин |
26.20.40.120 | Элементы замены типовые устройств ввода и вывода |
26.20.40.130 | Инструменты и принадлежности для вычислительных машин |
26.20.40.190 | Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки |
26.30.11.110 | Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации |
26.30.11.120 | Средства связи, выполняющие функцию цифровых транспортных систем |
26.30.11.130 | Средства связи, выполняющие функцию систем управления и мониторинга |
26.30.11.140 | Оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи |
26.30.11.150 | Средства связи радиоэлектронные |
26.30.11.160 | Средства связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий |
26.30.11.190 | Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки |
26.30.12.000 | Аппаратура коммуникационная передающая без приемных устройств |
26.30.13.000 | Камеры телевизионные |
26.30.21.000 | Аппараты телефонные проводные с беспроводной трубкой |
26.30.22.000 | Аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей |
26.30.23.000 | Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях) |
26.30.30.000 | Части и комплектующие коммуникационного оборудования |
26.30.40.110 | Антенны и отражатели антенные всех видов и их части |
26.30.40.120 | Части и комплектующие радио- и телевизионной передающей аппаратуры и телевизионных камер |
26.40.11.000 | Радиоприемники широковещательные, кроме автомобильных, работающие без внешнего источника питания |
26.40.12.000 | Радиоприемники широковещательные, не работающие без внешнего источника питания |
26.40.20.110 | Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения |
26.40.20.120 | Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения без устройств записи и воспроизведения звука и изображения |
26.40.20.130 | Приемники телевизионные (телевизоры) черно-белого изображения |
26.40.31.110 | Устройства электропроигрывающие |
26.40.31.120 | Проигрыватели грампластинок |
26.40.31.130 | Проигрыватели кассетные |
26.40.31.190 | Аппаратура для воспроизведения звука прочая |
26.40.32.110 | Магнитофоны |
26.40.32.120 | Диктофоны |
26.40.32.190 | Аппаратура для записи звука прочая |
26.40.33.110 | Видеокамеры |
26.40.33.190 | Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая |
26.40.34.110 | Мониторы, не предназначенные специально для использования в качестве периферийного оборудования |
26.40.34.120 | Проекторы без приемных устройств, не предназначенные специально для использования в качестве периферийного оборудования |
26.40.41.000 | Микрофоны и подставки для них |
26.40.42.110 | Громкоговорители |
26.40.42.120 | Телефоны головные, наушники и комбинированные устройства, состоящие из микрофона и громкоговорителя |
26.40.43.110 | Усилители электрические звуковых частот |
26.40.43.120 | Установки электрических усилителей звука |
26.40.44.000 | Аппаратура приемная для радиотелефонной или радиотелеграфной связи, не включенная в другие группировки |
26.40.51.000 | Части и принадлежности звукового и видеооборудования |
26.40.52.000 | Части радиоприемной и радиопередающей аппаратуры |
26.40.60.000 | Приставки игровые, используемые с телевизионным приемником или оборудованные встроенным экраном, и прочие коммерческие и азартные игры с электронным дисплеем |
27.11.50.120 | Преобразователи электрические статические |
27.33.13.110 | Разъемы и розетки штепсельные |
27.33.13.120 | Соединители электрические, зажимы контактные, наборы зажимов |
27.33.13.130 | Арматура кабельная |
27.33.13.140 | Контакторы электромагнитные |
27.33.13.150 | Пускатели электромагнитные |
27.33.13.160 | Аппараты электрические для управления электротехническими установками, кроме контакторов и пускателей электромагнитных, реле управления и защиты |
27.33.13.190 | Устройства коммутационные и/или предохранительные для электрических цепей прочие, не включенные в другие группировки |
27.40.11.000 | Лампы герметичные узконаправленного света |
Лампы накаливания галогенные с вольфрамовой нитью, кроме ультрафиолетовых или инфракрасных ламп | |
27.40.13.000 | Лампы накаливания мощностью 100 - 200 Вт, не включенные в другие группировки |
27.40.14.000 | Лампы накаливания прочие, не включенные в другие группировки |
27.40.15.110 | Лампы газоразрядные |
27.40.15.120 | Лампы ультрафиолетовые |
27.40.15.130 | Лампы инфракрасные |
27.40.15.140 | Лампы дуговые |
27.40.15.150 | Лампы светодиодные |
27.40.21.120 | Фонари электрические переносные, работающие от батарей сухих элементов, аккумуляторов, магнето |
27.40.22.110 | Светильники электрические настольные, прикроватные или напольные, предназначенные для использования с лампами накаливания |
27.40.22.120 | Светильники электрические настольные, прикроватные или напольные, предназначенные для использования с люминесцентными газоразрядными лампами |
27.40.22.130 | Светильники электрические настольные, прикроватные или напольные, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света |
27.40.22.190 | Светильники электрические настольные, прикроватные или напольные, предназначенные для использования с лампами прочих типов |
27.40.24.110 | Указатели светящиеся |
27.40.24.120 | Табло световые и аналогичные устройства |
27.40.25.110 | Люстры |
27.40.25.120 | Устройства осветительные электрические подвесные, потолочные, встраиваемые и настенные |
27.40.33.110 | Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с лампами накаливания |
27.40.33.120 | Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с люминесцентными газоразрядными лампами |
27.40.33.130 | Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света |
27.40.33.190 | Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов |
27.40.39.110 | Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки |
27.40.39.190 | Арматура осветительная прочая, не включенная в другие группировки |
27.90.20.110 | Панели индикаторные с устройствами жидкокристаллическими или светодиодами |
27.90.20.120 | Приборы световой и звуковой сигнализации электрические |
28.23.25.000 | Части и принадлежности прочих офисных машин |
28.23.26.000 | Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов |
29.31.23.110 | Приборы освещения и световой сигнализации электрические для транспортных средств и мотоциклов |
Здесь также применяется принцип «Третий лишний», но есть одна особенность: национальный режим в отношении стран ЕАЭС будет применяться только с 1 сентября 2018 года. До этого производители из ЕАЭС считаются иностранными.
Российское происхождение товара подтверждается:
- Специальным инвестиционным контрактом.
- Заключением Минпромторга.
- Уведомлением о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения, выданным Министерством промышленности и торговли РФ.
- Сертификатом СТ-1.
Запрет в отношении медицинских изделий (постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, от 14.08.2017 № 967)
В ПП РФ 102 содержится два перечня. К первому перечню применяется принцип «Третий лишний» (заявка с иностранным товаром отклоняется при наличии двух заявок с товарами из ЕАЭС).
По второму перечню с учетом требований ПП РФ 967 (изделия из ПВХ-пластикатов) действует принцип «Второй лишний» (при наличии хотя бы одной заявки от поставщика, включенного в специальный реестр поставщиков, отклоняются все заявки участников, не включенных в реестр). Применяется этот принцип при закупках бюджетными учреждениями, оказывающими медицинскую помощь в рамках государственной программы бесплатной медицинской помощи. При этом такие заказчики обязаны запрашивать у ЭТП все вторые части заявок вне зависимости от порядкового номера.
Запрет в отношении лекарственных препаратов, включённых в перечень ЖНВЛП (постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289)
Данный запрет применяется только в отношении лекарственных препаратов, включенных Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год. Применяется только в монолотах, то есть когда закупается только одно международное наименование (МНН). Здесь тоже действует принцип «Третий лишний». Заявка с иностранным ЖНВЛП отклоняется, если есть две заявки с отечественным товаром. Если никого не отклонили, применяется приказ Минэкономразвития №155 (преференции).
Правило формирования монолота установлено ПП РФ от 17.10.2013 №929.
Происхождение товара также подтверждается сертификатом СТ-1.
Что касается смешанных лотов. Исходя из практики ФАС России не рекомендуется в одной закупке смешивать товары, включенные и не включенные в ПП РФ 1289.