1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.



Комментарии к ст. 4.5 КОАП РФ


1. Давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.

3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.

5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.

В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.

7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.

8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.

Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Правовая система России предусматривает разные виды ответственности за проступки, противоречащие законодательству, попирающие права отдельных лиц, общественные интересы. За опасное преступление гражданин отвечает в соответствии с Уголовным кодексом, также существуют нормы гражданского права, которые, среди прочего, призваны регулировать взаимоотношения между обидчиком и пострадавшим. Но есть еще такое понятие, как административная ответственность. Разберемся в ее специфике детальнее.

Понятие и черты административной ответственности

Если говорить простыми словами, то административная ответственность наступает при совершении деяний, которые относительно неопасны для общества. Ввиду малозначительности преступления, за него грозит и сравнительно несерьезное наказание. Типичными являются финансовые взыскания, но возможны и более строгие меры.

Об административной ответственности говорят при нарушении норм административного права. Но меры применяются не столько в качестве санкций, призванных наказать, сколько с превентивной целью. Поскольку важно предупредить новые правонарушения.

Значимая отличительная черта разрешения таких ситуаций: за эти проступки могут привлекать не только через суд. Такие компетенции возложены на должностных лиц государственных органов. Самый яркий и понятный пример - таковыми полномочиями обладают инспекторы ГИБДД. Они имеют право выписывать нарушителям квитанции, по которым те оплачивают штрафы за нарушения правил дорожного движения. Хотя административные дела часто рассматриваются и судебными инстанциями. Есть определенные признаки проступков, при наличии которых можно говорить о наступлении административной ответственности. Это такие черты:

  • попирание интересов - государственных, общественных либо личных;
  • осознанность деяния либо бездействие;
  • виновность.

После привлечения к административной ответственности не стоит опасаться судимости. Но при этом бояться ответа за свои деяния предстоит и в случае, если виновник действовал по незнанию/неосторожности, а не только по злому умыслу. Если назначается такое наказание, то оно считается действующим в течение года.

Классификация административных наказаний

Сфера административных правонарушений достаточно широка и разветвленна. Они отличаются и по степени тяжести последствий, и по другим критериям. Поэтому действует и обширная система мер, которая позволяет в определенных случаях наказывать нарушителей, а в иных - и предупреждать прецеденты. Разные виды административной ответственности преследуют свои цели. Для детального ознакомления с ними следует обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Выделяют меры, нацеленные на наказание лица, которое совершило противоправное деяние - репрессивные. Это система штрафов, которые могут применяться и по отношению к простым гражданам, и к должностным лицам, и к организациям. Отдельно действует превентивная система: она создана для профилактики административных правонарушений. Также могут приниматься меры, нацеленные на восстановление порядка и возмещение ущерба.

Когда наступает административная ответственность, могут применяться следующие наказания. При отсутствии тяжелых последствий нарушения, когда виновное лицо не является злостным нарушителем, то возможно предупреждение. Его выносят компетентные органы в письменном виде, опираясь на форму, установленную КоАП. При более серьезном административном правонарушении законы позволяют наказывать виновника финансово. Каким будет штраф, зависит от ситуации. Об этом подробно изложено в статьях, которые описывают размер взыскания для каждого конкретного преступления.

Еще одна мера, применяемая по отношению к виновному - изъятие орудия либо предмета административного правонарушения с последующим возмещением. Такую вещь обычно продают, а субъекту ответственности отдают деньги, за вычетом расходов, которые были понесены в связи с ее реализацией. Возможна и полная конфискация в рамках действующих законов. Тогда предмет забирают, а виновник не получает за него никакого возмещения.

В КоАП предусмотрена такая мера воздействия, как лишение гражданина/юридического лица какого-либо особого права. Яркий пример - это когда у водителя забирают его удостоверение, запрещая садиться за руль. Допустим по закону и арест. Максимальный срок - 15 суток. Иностранцам же грозит административное выдворение из страны.

По отношению к отдельным лицам может применяться такое наказание, как дисквалификация. Чаще всего это касается граждан, которые занимают руководящие должности в компаниях. Юридическому лицу же грозит административное приостановление деятельности. Но для такой меры должны быть веские основания: угрозы жизни и здоровью людей либо экологии. Также прекращается работа организации, если выясняется, что она способствует терроризму, участвует в обороте наркотиков, привлекает к труду незаконных мигрантов.

Особенности привлечения к административной ответственности

Иногда компетентные органы или их сотрудники допускают нарушения, назначая несправедливое административное наказание. Широко распространены злоупотребления среди сотрудников ГИБДД, которые выписывают штрафы направо и налево. Но возможны аналогичные спорные ситуации и в других сферах, ведь административная ответственность может наступить не только для простого гражданина, а и для организации или должностного лица. Поэтому важно знать законный порядок привлечения к ней.

Первое, о чем нужно помнить: при совершении административного правонарушения любой субъект ответственности не может быть наказан его же руководителем или иным лицом, у которого он находится в подчинении. Это ключевой момент, которым отличается административная ответственность от дисциплинарной.

Чтобы понимать специфику административных правонарушений, важно разобраться, что может выступать их объектом. Это практически любые общественные отношения. Причем они могут регулироваться не только административными нормами права. За нарушения налогового и трудового, земельного и гражданского законодательства привлекаются к административной ответственности разные категории правонарушителей, если только их преступления не заходят за границы этой сферы, переходя в иную правовую плоскость.

Отдельно следует сказать и о субъектах в административном деле. Законы России позволяют привлекать к ответу граждан с 16 лет и юридических лиц, а иногда и их филиалы. При этом специфика разбирательства предопределяется тем, является ли ответчик общим или же он относится к особой категории. Яркий пример - должностное лицо, военнослужащий будут отвечать по специальным статьям. В КоАП предусмотрены «персональные» санкции в зависимости от категории ответчика.

Кодекс также прописывает алгоритм действий в случае нарушения того или иного правонарушения. Если инспектор просто остановил автомобиль на дороге за незначительный проступок в вопросах соблюдения ПДД, то он имеет право сразу выписать штраф. Но когда речь идет о приостановлении работы предприятия/компании, то механизм намного сложнее. Сначала компетентное лицо (инспектор, например) фиксирует нарушение. Далее на основе протокола происходит судебное разбирательство, и только если суд находит субъекта разбирательства виновным, то выносит соответствующее постановление. И далее на его основе судебные приставы выполняют волю суда.

Сроки привлечения

Иногда должностными лицами не соблюдается порядок привлечения к ответу виновного после совершения административного правонарушения. Поэтому важно понимать свои права и полномочия компетентных органов. А особенно необходимо изучить положения КоАП, которые оговаривают срок давности привлечения к административной ответственности. Такие моменты указаны в статьях 4.5-4.6.

Однозначного ответа на вопрос, какова давность привлечения к административной ответственности, нет и быть не может. Поскольку слишком разного рода деяния подпадают под КоАП. Соответственно, от характера административного правонарушения зависит, в какой срок виновного могут привлекать к ответу. В большинстве своем постановление выносят в течение двух месяцев. Если же речь идет о передаче дела в суд, то процесс затягивается как минимум на три месяца.

Давность начинает отсчитываться с момента совершения проступка. Когда он повторяется неоднократно, его называют длящимся. Во втором случае срок начинают считать с момента, когда противоправное деяние было обнаружено. Яркий пример - гражданину отправляют штраф за штрафом за нарушение ПДД. Но стоит понимать, что правонарушитель, который повторяет деяние вновь и вновь, будет наказан с большей строгостью. Так как повторное правонарушение закон считает отягчающим обстоятельством.

Поскольку простые граждане чаще всего попадают в ситуацию, когда им грозит административное наказание за нарушение ПДД, полезно узнать более детально о сроках давности по таким делам. Закон устанавливает период в 12 месяцев. Но стоит напомнить, что после получения постановления водитель имеет право его обжаловать. И это необходимо сделать в четко ограниченный срок: в течение 10 дней. Если же нет оснований или желания приступать к обжалованию, лучше поспешить с оплатой штрафа. Так как при неисполнении обязательства с виновного взимают взыскание в большем размере.

Если речь идет об административных правонарушениях в природоохранной сфере, касается защиты детей, авторского права, срок давности по таким делам - 1 год. То же самое касается и преступных деяний, влекущих за собой дисквалификацию. При нарушении таможенного законодательства административная ответственность наступает еще в течение 2-х лет. Для особой категории преступлений предусмотрен максимальный срок давности. Это все дела, которые связаны с коррупционерами и пособниками террористов. По ним могут привлекать в течение шести лет.

Как обжаловать наказание по КоАП

Согласно российским законам, правонарушитель имеет возможность оспорить постановление, если считает его несправедливым или незаконным. На практике самые спорные дела - это санкции, применяемые сотрудниками ГИБДД по отношению к водителям. Но могут возникать прецеденты и в других сферах. Если есть основания для оспаривания, нужно в установленный законом срок подать соответствующую жалобу. В какие именно органы ее направляют, зависит от ситуации.

Например, если постановление вынесено инспектором ГИБДД, есть смысл жаловаться его начальнику. При судебном разбирательстве дела ходатайство подают в вышестоящие судебные органы. Для грамотного оспаривания стоит изучить положения КоАП, а именно статьи 30.1-30.8.


Гражданин имеет право жаловаться на несправедливое/неправомерное наказание в течение 10 суток. Жалоба должна быть небезосновательной. Поэтому к ходатайству важно приложить доказательство своей правоты. Можно просить как о полной отмене взыскания или иной меры воздействия, так и о ее пересмотре.

Иногда ходатайства рассматриваются компетентными органами, даже если сроки, выделенные законом на обжалование, упущены. Но это при условии, что у гражданина были весомые основания их пропустить. Такой причиной может быть тяжелая болезнь или иная ситуация, которая не позволила своевременно обжаловать наказание. Компетентные органы рассматривают жалобу в течение 10 дней.

Освобождающие обстоятельства

В КоАП есть также статьи, которые предусматривают, что в некоторых случаях административная ответственность не наступает, точнее, виновного от нее освобождают. В первую очередь это касается незначительных проступков. Компетентный чиновник/орган изучает ситуацию, обращая внимание на обстоятельства дела. Его интересуют как отягчающие, так и смягчающие факторы.

Если рассматривается вопрос об освобождении от ответственности, то должностное лицо, судья или же компетентный орган имеет право вынести просто устное замечание. И в таком случае проступок не повлечет за собой никаких последствий.

Также не стоит забывать об амнистии. В случае смерти субъекта ответственности его уже никак к ней не привлекут. Возможен аналогичный исход и в случае, если вдруг будут отменены статьи КоАП, регулирующие правоотношения по конкретной ситуации. Иногда наказание заменяют: чаще всего это дисциплинарные меры.

Особого подхода придерживаются суды и иные компетентные органы в решении дел по несовершеннолетним. Их рассматривают специальные комиссии. Они вольны вовсе не наказывать подростка, если на то есть основания. Но возможно и применение особых мер, предусмотренных для несовершеннолетних, вместо привлечения к административной ответственности.

В некоторых случаях не применяют определенные меры воздействия по отношению к особым категориям лиц. Например, если водитель-инвалид пользуется машиной для передвижения и реализации базовых потребностей, у него не заберут транспорт. Также у охотника не отнимут ружье, когда он этим промыслом добывает на жизнь. Арест и вовсе недопустим по отношению к беременным, несовершеннолетним, гражданам с детьми до 18 лет.

Административные правонарушения имеют не менее распространенную тенденцию среди населения, что и любой другой вид. В каждом отдельном случае предусматривается определенный вид наказания в зависимости от тяжести преступления, а также существуют виды истечения сроков привлечения к административной ответственности. Этот нюанс также зависит от совершенного деяния.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Срок привлечения к административной ответственности описывается в ст. 4.5-4.6 КоАП РФ. Эти моменты необходимы для того, чтобы вовремя привлечь к наказанию нарушителя, иначе многие административные дела могли бы растянуться на несколько лет.

Сроки давности нужны также для того, чтобы обвиняемый в правонарушении знал период окончания, в течение которого его могут привлечь за совершенное деяние. Стоит отметить, что далеко не для всех административных преступлений предусматривается срок давности, что также расписывается в законодательных актах.

Важные моменты

Согласно КоАП, основные моменты, касающиеся сроков привлечения к ответственности, следующие:

  • Срок давности наступления ответственности по административному правонарушению не является единым для всех статей и видов совершенных деяний.
  • Минимальным сроком давности наступления ответственности является 60 дней, а максимальным – 6 лет. Последний вариант не может быть применим ко всем правонарушениям, поскольку это считается больше исключением, чем правилом.
  • Понятие «Срок давности» подразумевает не только прекращение текущего процесса по привлечению к ответственности, а также невозможность завести повторное делопроизводство по совершенному деянию.
  • Если в процессе дела по административному правонарушению участвуют судебные органы по привлечению к ответственности, то минимальный срок увеличивается с 2-х до 3-х месяцев.
  • Днем отсчета срока давности является либо следующий день после совершения преступления, либо следующий день после составления акта административного правонарушения. В каждом отдельном случае необходимо руководствоваться статьями КоАП и конкретным деянием.

В качестве периода давности следует понимать текущий процесс дела, в момент которого совершается разбирательство по деянию либо наблюдается бездействие соответствующих органов. По истечении необходимого периода, если не было вынесено какое-либо решение, нарушителя невозможно привлечь к ответственности.

Давность привлечения к ответственности

Согласно КоАП РФ можно говорить о следующих сроках давности:

  • постановление о прекращении преследования по административному правонарушению выносится не позднее 2-х месяцев;
  • в отношении судебного разбирательства этот срок смещается до 3-х месяцев;
  • давность в 1 год соответствует правонарушениям в отношении детей, охраны природы, авторских прав и аналогичных преступлений;
  • срок давности в 1 год относится ко всем преступлениям, предполагающим дисквалификацию сотрудника, а также длящиеся нарушения (определенные виды нарушения ведения предпринимательской деятельности, лишение водительских прав в связи с определенным деянием водителя или его бездействием);
  • нарушение законов таможенного контроля предусматривает срок давности в 2 года;
  • максимальный период в 6 лет характерен для коррупционных действий и граждан, связанных с террористическими акциями.

Деяния, связанные с терроризмом, в 99% случаев подпадают под Уголовный кодекс, поэтому применение статей КоАПа на практике здесь малоактуально.

Нормы КоАП

Статья 4.5 КоАП «Давность привлечения к административной ответственности»:

П.1 Постановление об АП не может быть вынесено после 2-х месяцев с момента начала срока давности. В отношении участия судебных органов период увеличивается до 3-х месяцев.
П.2 При длящемся правонарушении началом срока считается момент совершения преступного деяния.
П.3 Нарушения, касающиеся дисквалификации, предусматривают срок давности 12 месяцев, началом отсчета срока является день его обнаружения.
П.4 Если в возбуждении дела отказано либо оно прекращено по иным обстоятельствам, но при этом существуют признаки административного правонарушения, отсчетом срока давности считается момент его обнаружения.
П.5 Если при делопроизводстве поступило ходатайство о перенесении процесса по месту жительства, то срок давности приостанавливается на тот момент, пока документы будут преодолевать соответствующее расстояние.
П.5.1 Если спортсмен замечен в допинге, то срок давности исчисляется с момента получения соответствующего заключения антидопинговой компанией или другой организацией, уполномоченной подтвердить факт применения запрещенных веществ в спорте.
П.6 Срок давности по нарушению антимонопольных законов исчисляется с момента получения соответствующей службой решения о совершенном деянии.
П.7 Правонарушение, совершенное в Антарктике, предполагает начало срока действия ответственности с момента получения документов уполномоченными органами.

Комментарий к статье

Срок давности – это период, по истечении которого нарушителя невозможно привлечь к ответственности за совершенное деяние. У различных видов правонарушений имеется отличающийся срок давности.

Момент отсчета срока давности также предусматривает различные интервалы времени – со дня обнаружения правонарушения или с момента его совершения. Разница может быть существенная, если АП совершено 1 мая 2019 года, но обнаружено лишь 1 июня 2019 года. В таком случае целый месяц может представлять половину от срока давности.

В случае прекращения уголовного преследования судья или прокурор имеет право направить дело на выявление административного правонарушения. В этом случае срок давности отсчитывается не с момента передачи дела, а со дня обнаружения или совершения противоправного деяния. Нередко срок давности к этому времени может уже закончиться.

Во всех случаях отсчетом срока давности является день, следующий за днем обнаружения или совершения. Проще говоря, сам день деяния не учитывается.

Порядок определения

Простой пример – страховую компанию по суду обязали выплатить некоторую сумму по своим обязательствам. Срок исполнения 15 дней, который заканчивается 17 августа. Постановлением от 18 октября было вынесено решение о привлечении к ответственности за невыполнение обязательств.

Страховая компания подала встречное возражение по поводу истечения срока давности по привлечению к ответственности, основываясь на том, что с 17 августа по 18 октября прошло более 2-х месяцев. Государственные органы, грубо говоря, опоздали на 1 день, что является законным основанием для неисполнения своих обязанностей.

Возможна ли приостановка

Единственный вариант, когда возможна приостановка срока давности, направление ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства.

Пример: водитель был оштрафован 1 марта 2019 года в Пермском крае. Гражданин проживает в Москве и ходатайствует о рассмотрении дела по прописке. В таком случае документы перенаправляются в столицу. На этот период срок давности приостанавливается пока документация не достигнет соответствующих органов в Москве.

Бумаги в столицу поступили 1 мая 2019 года. Именно с этого времени срок давности возобновляется.

Что делать после истечения срока

Правонарушитель, который уверен, что срок давности по совершенному деянию истек, должен точно убедиться в данном факте. Во-первых, свериться со статьей в КоАП и определить срок давности наступления административной ответственности по конкретному деянию. Во-вторых, сопоставить прошедшее время и указанный период в законодательстве.

Дальнейшие действия предусматривают подачу ходатайства о прекращении имеющегося делопроизводства. Оно составляется в произвольной форме.

В тексте указывается:

  • реквизиты судьи или иного ответственного лица, на чье имя подается ходатайство;
  • персональные данные, на кого было заведено делопроизводство;
  • текстовая часть предусматривает подробное описание сложившейся ситуации, а также точные даты, указанные в документах (далее необходимо сослаться на ст. 4.5 КоАП РФ и указать просьбу о прекращении дела о привлечение к административной ответственности);
  • внизу страницы ставится дата и подпись.

Если дата соответствует наступлению срока давности, то дело будет закрыто, а гражданин избежит штрафа, общественных работ и иных видов наказания в зависимости от совершенного деяния.

Нюансы относительно штрафов от ГИБДД

Штрафы ГИБДД – наиболее распространенное административное правонарушение, поэтому вопрос о сроках давности имеет большую востребованность.

Нарушение ПДД является административным правонарушением, поэтому на привлечение к ответственности государственным органам дается не более 2-х месяцев. В случае разбирательств через суд – 3 месяца.

Схема простая:

  • на оплату штрафа дается 60 дней;
  • при погашении задолженности в течение 20 дней – предусматривается 50%;
  • отсчет льготного периода начинается с вынесения постановления;
  • при уклонении от оплаты дело передается судебным приставам;
  • после этого момента нарушителю отводится 5 дней на добровольное погашение долга;
  • далее приставы получают доступ к счетам должника и возможность принудительного взыскания.

- это время, по прошествии которого виновного нельзя привлечь к ответственности. Каковы сроки давности по административным правонарушениям , и в отношении каких нарушений законодательства они применяются, пойдет речь в этом обзоре.

Ответственность и наказание в административном праве

Административное правонарушение - это умышленно совершенные действия, нарушающие существующие правовые нормы в области налогового, трудового, таможенного, авторского, природоохранного и иного законодательства. Административное правонарушение отличается от преступления меньшей степенью нанесенного ущерба. Однако некоторые нарушающие закон действия, в зависимости от тяжести содеянного, могут быть признаны как административным правонарушением, так и преступлением.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды наказания за административные правонарушения:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • арест;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • некоторые другие.

Отношения, связанные с административными проступками, виды правонарушений, особенности административной ответственности, сроки привлечения к административной ответственности нашли свое законодательное отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).

Не знаете свои права?

Срок давности по административным правонарушениям

Несмотря на свершившийся факт нарушения закона, у правонарушителя есть возможность избежать последствий в виде наказания в случае, если будут пропущенысроки давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Говоря другими словами, вынести постановление о привлечении к ответственности и наказать виновного нельзя, еслисрок привлечения к административной ответственности превышен.

Срок давности по административным правонарушениям , согласно пункту 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в большинстве случаев составляет 2 месяца, а по делам, разбираемым в суде - 3 месяца.

Срок давности по административным правонарушениям составляет 1 год в отношении большой группы деяний. Это связано с объективными условиями проявления вредных последствий от правонарушения. То есть когда само противозаконное действие и вред, наступивший от него, разобщены по времени. К примеру, загрязнение водоема какими-либо выбросами было совершено в один день, а последствия в виде вреда экологии наступили через 3 месяца. К этой группе относятся правонарушения в сфере:

  • патентного законодательства;
  • валютного законодательства;
  • антимонопольного законодательства;
  • защиты прав потребителей;
  • участия в долевом строительстве домов;
  • деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
  • трудового законодательства;
  • другие правонарушения.

За нарушение таможенного и бюджетного законодательства давность привлечения к административной ответственности составляет 2 года. За нарушение законодательства о политических партиях - 3 года. За нарушение законодательства о противодействии коррупции и противодействии терроризму - 6 лет.

Вопрос о том, каков срок давности по привлечению к ответственности за нарушения ПДД волнует многих водителей, так как нередко в их практике бывает так, что, нарушив когда-то правила, они получают исполнительские документы по нему через месяц-другой, когда они уже давно забыли про него. Какой же максимальный срок отводится законом для привлечения водителя к ответственности за административное правонарушение в области правил дорожного движения?

Законом установлены 3 различных предельных срока для привлечения к административной ответственности и вынесения постановления:

  1. 2 месяца предоставляется должностным лицам ГИБДД для завершения разбирательств по делам, которые поступили в отдел от инспекторов ГИБДД, если они не выписали постановление на месте нарушения. К ним относятся различные нарушения ПДД и , где для выяснения виновника или степени вины требуется проведение дополнительных расследований и экспертиз.
  2. 3 месяца предоставляется судьям для рассмотрения дел по административным правонарушениям и вынесения судебного постановления по тем правонарушениям, которые должны рассматриваться судебными органами. К ним относятся такие нарушения ПДД, совершение которых влечёт наказание согласно статьям КоАП в виде лишения водительских прав, например, вождение в пьяном состоянии, проезд в обратном направлении по дороге с односторонним движением и т.д.
  3. 12 месяцев предоставляется судьям для вынесения окончательного постановления по нарушениям, квалифицируемым статьями:
  • 12.8 (управление или );
  • 12.24 (ДТП с нанесением );
  • 12.26 (уклонение от прохождения );
  • ч.3 ст.12.27 (употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ после ДТП);
  • ч.2 ст.12.30 КоАП (неосторожное причинение лёгкого или среднего вреда здоровью пешеходом или пассажиром ТС).

Когда приостанавливается срок давности

Исчисление приостанавливается в тех случаях, когда рассматриваемое дело переводится из одного территориального органа в другой. Например, если водитель, допустивший нарушение Правил в одном регионе, проживает и зарегистрирован в другом удалённом регионе, то по его ходатайству рассмотрение дела о правонарушении может быть переадресовано в отделение ГИБДД или суд по месту его проживания.

Допустим, что житель столицы поехал в краткосрочный отпуск к Чёрному морю и совершил в Крыму нарушение ПДД, требующее определённый срок для рассмотрения. Чтобы не задерживаться там дольше отпущенного срока, он ходатайствует о переводе дела о правонарушении в Москву по месту своего постоянного пребывания, на что местный орган ГИБДД даёт разрешение и отправляет материалы дела по почте в столичное управление МВД по указанному адресу.

Материалы дела могут поступить в московское отделение ГИБДД через 3-4 месяца, однако это не значит, что срок давности прошёл, и дело может быть закрыто. На самом деле исчисление срока давности приостанавливается на тот промежуток времени, который начинается с момента принятия решения о переводе дела в Москву и заканчивается моментом принятия его к рассмотрению на новом месте.

Видео: Срок давности привлечения водителя к административной ответственности за нарушение ПДД

Срок давности для длящихся правонарушений

Существуют так называемые длящиеся административные правонарушения, которые отличаются от обычных тем, что продолжаются длительный период времени. Классическим примером длящегося правонарушения в области дорожного движения является такой случай, когда водитель автомашины припарковал её с нарушением правил парковки и убыл в длительную командировку или отпуск. Таким образом, данное нарушение ПДД будет длиться не один день, а до того момента, пока не приедет хозяин или эвакуатор.

Согласно требованиям ч.2 ст.4.5 КоАП срок давности по привлечению владельца транспорта к ответственности за нарушение правил парковки начинает исчисляться с момента установления факта нарушения контролирующими службами. В сфере дорожного движения, регулируемого Правилами, длящихся административных нарушений немного. Некоторые похожие нарушения ошибочно считаются длящимися, хотя таковыми не являются.

Например, к таковым некоторые водители относят езду с просроченным полисом ОСАГО или сильно тонированными передними стёклами. Эти нарушения также могут продолжаться длительное время, однако их нельзя причислить к длящимся правонарушениям, так как фактом нарушения Правил считается не просрочка действия полиса и наличие запрещённой тонировки, а сам факт управления автомобиля без действующего полиса и с сильно тонированными стёклами. Поэтому каждый выезд автомобиля будет считаться отдельным нарушением и за фактически одно нарушение можно получить несколько штрафов.

Окончание срока давности по привлечению к ответственности

Хоть и не часто, но встречаются на практике случаи, когда по каким-то нарушениям ПДД, совершёнными водителями, истекают сроки давности по привлечению виновников к ответственности из-за того, что должностные лица органов ГИБДД или судьи по разным причинам не сумели в отведённый срок завершить расследование и вынести постановление по делу. В таком случае можно сказать, что виновнику повезло, и он может вполне законно быть освобождён от ответственности за совершённое правонарушение, т.е. избежать наказания.

Для того чтобы заведённое административное дело было прекращено в связи с окончанием срока давности водителю необходимо подать в отделение ГИБДД или суд, где расследуется данное дело, своё заявление с соответствующим ходатайством. Заявление составляется в произвольной форме, но оно должно содержать следующую информацию:

  • должность, звание и фамилию должностного лица, кому адресуется документ;
  • реквизиты и данные заявителя;
  • дата совершения и подробное описание нарушения, дата окончания срока давности по привлечению к ответственности;
  • просьба о прекращении разбирательства и закрытии дела по правонарушению со ссылкой на ст.4.5 КоАП;
  • дата подачи заявления и личная подпись.

После приёма заявления и при условии отсутствия приостановлений, продлевающих срок давности, ходатайство будет удовлетворено, дело закрыто и сдано в архив.