Правовую основу порядка и места отбывания назначенного по приговору суда уголовного наказания в виде лишения свободы составляют положения Главы 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В частности, в ст. 73 УИК РФ отмечено: "1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы".

Более детально процедура распределения осужденных по исправительным учреждениям ФСИН РФ прописана в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения
(утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), а именно:

Пункт 5: Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены.

Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.

Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации;

Пункт 6: При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Таким образом, в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ существует презумпция отправления осужденных для отбывания лишения свободы по месту жительства или месту вынесения приговора.

На практике у самих осужденных и их родственников возникают серьезные трудности в части поддержания семейных связей, обусловленные произвольными действиями должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний РФ, к исключительной компетенции которой относится решение вопроса об избрании конкретного исправительного учреждения.

Не всегда выбор местонахождения колонии совпадает с местом жительства осужденного - тем самым создаются препятствия, во всяком случае, в осуществлении личных контактов - посредством свиданий с родственниками, большинство из которых не может себе позволить оплачивать дальние переезды.

В соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 года № 21, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. Любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально-значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности,защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 25.07.2013 года (дело "Ходорковский и Лебедев против России") в пунктах 836, 837, 850 сформулировал следующие значимые подходы (ориентиры).

В качестве исходного пункта Европейский Суд признает, что власти обладают широкой дискрецией в вопросах исполнения наказаний. Однако Конвенция не может остановиться у тюремных ворот, и нельзя полагать, что заключенный лишается всех своих прав, гарантированных статьей 8 Конвенции, только по причине его статуса «лица, лишенного свободы после осуждения». Европейский Суд не закрывает глаза на ограничения, которые выходят за рамки того, что обычно считается приемлемым в деле обычного заключенного.

Например, существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является содействие тюремной администрации в поддержании контактов с близкими родственниками. Ограничения контактов с другими заключенными и членами семьи, установленные тюремными правилами, рассматривались Европейским Судом как "вмешательство" в права, защищенные статьей 8 Конвенции. Так, помещение осужденного в конкретную тюрьму может вызвать вопрос в соответствии со статьей 8 Конвенции, если его последствия для личной и семейной жизни заявителя выходят за рамки "обычных" тягот и ограничений, присущих самому понятию лишения свободы.

Как Комиссия по правам человека указала в деле "Уэйкфилд против Соединенного Королевства", "Статья 8 Конвенции обязывает государство содействовать заключенным в максимально возможной степени для создания и поддержания связей с людьми в целях способствования социальной реабилитации заключенных. В этом контексте расположение места, где содержится заключенный, имеет значение".

Кроме того, право на уважение семейной жизни возлагает на государства позитивное обязательство содействия заключенным в поддержании эффективного контакта с близкими родственниками. В контексте лишения свободы Комиссия по правам человека признала, что возможность близких родственников посещать заключенного составляет существенный фактор в сохранении семейной жизни.

Европейский Суд сознает трудности, сопутствующие управлению тюремной системой. Европейский Суд также учитывает ситуацию в Российской Федерации, где исторически исправительные колонии строились в отдаленных и пустынных районах, далеко от густонаселенных регионов Центральной России.

Существуют другие аргументы в пользу предоставления властям широких пределов усмотрения в этой сфере. Однако пределы усмотрения не являются неограниченными. Распределение тюремного населения не должно полностью относиться на усмотрение административных органов, таких как Федеральная служба исполнения наказаний.

Интересы осужденных в поддержании, по крайней мере, некоторых семейных и социальных связей также должны в какой-то степени приниматься во внимание. Законодательство Российской Федерации основано на схожих посылах, поскольку дух и цель статьи 73 УИК РФ направлена на сохранение социальных и семейных связей заявителем с местом, где они проживали до осуждения.

Вместе с тем практическое исполнение этого закона в Российской Федерации могло привести к непропорциональному результату, как показывает дело заявителей. В отсутствии ясного и предсказуемого метода распределения осужденных среди исправительных колоний система не "обеспечила меру правовой защиты против произвольного вмешательства со стороны публичных органов" В делах заявителей это повлекло результаты, несовместимые с уважением личной и семейной жизни заявителей.

Если говорить о правовых механизмах восстановления нарушенного государством права на уважение частной и семейной жизни, то наиболее действенным является подача искового заявления в суд общей юрисдикции, оформленного в соответствии с требованиями статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Предметом иска может служить требование о признании незаконным избрания для отбывания наказания в виде лишения свободы конкретного исправительного учреждения без учета дальности его расположения от места жительства как самого осужденного, так и его родственников, с которыми он желает и имеет право поддерживать семейные связи. Параллельно следует заявить и требование о переводе осужденного в иное, соответствующее назначенному по приговору суда виду исправительное учреждение, расположенное либо в том субъекте РФ, где первый проживал до осуждения, либо в любом из ближайших к нему субъектов РФ.

В идеале подаче иска должно предшествовать обращение самого осужденного или его близких родственников в территориальный орган ФСИН РФ, где был вынесен приговор, и собственно в Федеральную службу исполнения наказаний, с заявлением о предоставлении сведений об основаниях принятого решения о направлении осужденного отбывать наказание в иной регион РФ, а не по месту жительства.

Сделать это нужно для того, чтобы убедиться, что такое решение руководством регионального Управления ФСИН РФ или федеральным ведомством принималось с учетом общих правил, закрепленных в УИК РФ, а также обусловлено социально-значимой и законной целью.

Отсутствие мотивированного ответа на данное заявление будет служить поводом для последующего обращения к суду с просьбой истребовать доказательства, на которых сторона истца основывает свои требования, в виду невозможности получить доступ к ним самостоятельно (ст.ст. 56, 57 ГПК РФ).

При этом при подготовке текста искового заявления следует иметь в виду, что согласно, пункту 13 упомянутой ранее Инструкции (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), "Перевод осуществляется:

В исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;

в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России.

Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного*, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых, соответственно, медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного"

Таким образом, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заключение территориального органа ФСИН РФ, утвержденное решением Федеральной службы исполнения наказаний РФ, не отвечает требованиям соблюдения разумных пропорций между достижением социально-значимых целей удаленного размещения осужденного и его правом на сохранение семейных связей, можно рассчитывать на вынесение судом положительного решения по гражданскому иску.

Примером является дело жителя Симферополя (Республика Крым) Геннадия Афанасьева.

9 марта 2016 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми признал право Афанасьева на отбывание наказания с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на уважение семейной жизни).

На ФСИН России возложили обязанность решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым уголовного наказания с учетом мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН РФ, и положений статьи 8 Конвенции.

Скачать иск Афанасьева можно

Скачать решение Сыктывкарского городского суда по иску Афанасьева можно

Заполненный образец документа

ГУФСИН по (наименование округа,адрес)
Начальнику УФСИН
(наименование, адрес, Ф.И.О.)
от ________________________ (ФИО полностью),
проживающей по адресу: ___________

заявление.

Мой муж, ________________________ (ФИО полностью), ____________(дата рождения), уроженец __________________ (место рождения), ранее проживавший по адресу: _________________________, был осужден ___________________ (наименование суда) по ст. …….. УК РФ к ……. годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК ……….. режима.

Коллегией (наименование суда) приговор был оставлен без изменений.
В настоящее время мой муж ____________находится в учреждении ФБУ ИК № … , расположенном по адресу: ______________________________________________________
Обращаюсь к Вам с просьбой о направлении моего мужа в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту его постоянной регистрации, т.е. в ближайшие регионы ___________________________________________________________________________.

Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживали. При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Прошу Вас рассмотреть мою просьбу о направлении моего мужа _____________________из учреждения ФБУ ИК-___________________________в любое учреждение, не удаленное от ___________________(место проживания заявителя) далее чем на___________км для дальнейшего отбывания наказания, по следующим основаниям:

1. У моего мужа есть ребенок ___________________ (ФИО, дата рождения).

2. Я получаю небольшую заработную плату и не могу ездить на свидания к мужу в другие субъекты РФ.

Учитывая вышеизложенное, убедительно прошу Вас не отказать в моей просьбе, а именно принять решение о направлении осужденного ________________из учреждения ФБУ ИК____________ (наименование области) в любое учреждение, не удаленное от (наименование области) далее чем на ______ км для дальнейшего отбывания наказания.

Приложение:
1. Копия свидетельства о заключении брака;

2. Копия свидетельства о рождении;

3. Справка о заработной плате.

«_____» ________________ ________ г. _____________________ ________________

Необходимо отметить, что перевод осужденного по месту проживания его или родственников, дело очень сложное, но положительные решения есть. Вопрос о переводе осужденного из одного исправительного учреждения в другое в пределах одного региона рассматривается руководством УФСИН региона или УФСИН России. Вопрос о переводе осужденного в исправительное учреждение другого региона решается исключительно УФСИН России.

При переводе осужденных должностные лица руководствуются инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения.

Основанием для перевода заключенного в колонию по месту проживания родственников (его проживания) может быть:

1. Инвалидность одного родителей.

2. Наличие малолетних детей при тяжелом материальном положении супруги.

3. Тяжелое заболевание осужденного, или его родственников.

Вместе с тем, данные обстоятельства должны быть подтверждены документально.

1. Инвалидность одного родителей - выпиской из амбулаторной карты из поликлиники по месту жительства; - справка из органов соц. защиты о наличии инвалидности.

2. Наличие малолетних детей при тяжелом материальном положении супруги - копия (нотариально заверенная) ; - справка о супруги с места работы.

3. Тяжелое заболевание осужденного или его родственников - выписка из амбулаторной карты из поликлиники по месту жительства; - справка из органов соц. защиты о наличии инвалидности (если есть); - заключение лечащего врача о возможности существенного ухудшения здоровья при отбывании наказания в районах крайнего севера.

Перечень документов необходимых для перевода по месту жительства:

  1. Ходатайство на имя директора ФСИН России Корниенко Геннадия Александровича (указать ФИО осужденного, дата год рождения, статья срок, н место отбывания наказания, начало срока, конец срока, от кого ФИО, адрес проживания, телефон, обстоятельства по переводу - дальность, тяжёлое положение).
  2. Справка о составе семьи, если есть дети с датами года рождения.
  3. Справки о состоянии здоровья если имеются больные.
  4. Если есть инвалиды, документы подтверждающие.
  5. Справки о доходах семьи.
  6. Прошение - ходатайство администрации по месту проживания (желательно).

Форма обращения от осужденного

Директору ФСИН России

Г. А. Корниенко

119991 г. Москва, ГСП-1, Житная ул., д. 14

от Ф.И.О. осужденного по ст.**** к 10 годам лишения свободы

с отбыванием наказания в колонии строгого режима

Х О Д А Т А Й С Т В О

Я, Ф.И.О., **.**.**** г.р., ранее проживавший по адресу: (ваш домашний адрес), был осужден ****** городским судом **** края дата вынесения приговора по ст. 228.1 ч. 2 УК РФ к десяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Для отбывания наказания я был направлен в ФБУ ИК-11 УФСИН России по «регион места отбывания» (Адрес места отбывания) и нахожусь там по настоящее время.

Обращаюсь к Вам с просьбой о направлении меня, в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту моего жительства ― в ***** область.

Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ, а также согласно Приказа Министерства Юстиции РФ № 235 от 01.12.2005 «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», осужденные к лишению свободы должны направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживали. При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Прошу Вас рассмотреть мою просьбу о направлении меня из учреждения ФБУ ИК-… «адрес места отбывания» в любое учреждение, не удаленное от «место проживания» для дальнейшего отбывания наказания, по следующим основаниям:

У меня из близких родственников только мама - Ф.И.О. Она являюсь пенсионером. Ее пенсия составляет около 5500 рублей в месяц. На эти деньги она не сможет каким-либо образом поддерживать меня, если я буду находиться на значительном от нее расстоянии. Не сможет поддерживать социальные связи, заботиться обо мне, приезжать ко мне на положенные свидания, передавать положенные передачи, лекарства.

Я страдаю тяжелым хроническим заболевание печени, у меня выявлен сахарный диабет, гипертония второй степени, при которых я должен проходить курс лечения. Полагаю, что Вы понимаете, что моя мама будет тяжело переживать за мое здоровье, не имея возможности чем-то помочь мне в силу отсутствия материальных средств и невозможности навестить меня, если я буду находиться далеко от нее.

В связи с имеющимися заболеваниями я, имею 2 группу инвалидности. Для поддержания моего здоровья, нуждаюсь в лекарственных средствах, передача которых мне, возможна только при условии отбывания наказания мной в регионе моего проживания (***** область).

Учитывая вышеизложенное, убедительно прошу Вас не отказать в моей просьбе, а именно принять решение о направлении меня из учреждения ФБУ ИК-… «Адрес отбывания» в любое учреждение, не удаленное от г. ***** ****** края для дальнейшего отбывания наказания в соответствии с Приказом Министерства Юстиции РФ № 235 от 01.12.2005.

Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 7. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 17. 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статья 38 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Права моей мамы, Ф.И.О., гарантированные Конституцией РФ нарушены в связи с направлением меня в «Регион отбывания».

На основании вышеизложенных обстоятеств:

П Р О Ш У

Перевести меня Ф.И.О., из учреждений УФСИН «Регион отбывания» в одну из колоний «Регион проживания» по месту моего проживания, для восстановления социальных связей и право на семью, достойную жизнь, гарантированные Конституцией РФ, а так же для возможности получения мною необходимых лекарственных средств.

Приложение:

1. Справка о составе семьи.

2. Справка о регистрации по месту жительства.

3. Справка о размере пенсии или дохода родственников.

4. Справка о состоянии здоровья осужденного, и родственников.

5. Если есть иные документы, необходимо подробно расписать их.

Число, подпись

Директору ФСИН России

Г. А. Корниенко

119991 г. Москва, ГСП-1, Житная ул., д. 14

в интересах Ф.И.О. осужденного по ст.**** к? годам лишения свободы

с отбыванием наказания в колонии строгого режима

ХОДАТАЙСТВО

Мой муж, ________________________ (ФИО полностью), ____________(дата рождения), уроженец __________________ (место рождения), ранее проживавший по адресу: _________________________, был осужден ___________________ (наименование суда) по ст. …….. УК РФ к ……. годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК ……….. режима.

Коллегией (наименование суда) приговор был оставлен без изменений.
В настоящее время мой муж ____________находится в учреждении ФБУ ИК № … , расположенном по адресу: ______________________________________________________
Обращаюсь к Вам с просьбой о направлении моего мужа в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту его постоянной регистрации, т.е. в ближайшие регионы ___________________________________________________________________________.

Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживали. При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Прошу Вас рассмотреть мою просьбу о направлении моего мужа _____________________из учреждения ФБУ ИК-___________________________в любое учреждение, не удаленное от ___________________(место проживания заявителя) далее чем на___________км для дальнейшего отбывания наказания, по следующим основаниям:

1. У моего мужа есть ребенок ___________________ (ФИО, дата рождения).

2. Я получаю небольшую заработную плату и не могу ездить на свидания к мужу в другие субъекты РФ.

Учитывая вышеизложенное, убедительно прошу Вас не отказать в моей просьбе, а именно принять решение о направлении осужденного ________________из учреждения ФБУ ИК____________ (наименование области) в любое учреждение, не удаленное от (наименование области) далее чем на ______ км для дальнейшего отбывания наказания.

Приложение:
1. Копия свидетельства о заключении брака;

2. Копия свидетельства о рождении;

3. Справка о заработной плате.

ПРАВОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА.

Приказ Минюста России от 01.12.2005 N 235 (ред. от 28.06.2013) "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7249)

В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) «перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении».

Такой перевод допускается:

  1. в случае болезни осужденного (перевод для стационарного лечения и оказания специализированной медицинской помощи в лечебные заведения уголовно-исполнительной системы, расположенные, как правило, в другой климатической зоне);
  2. для обеспечения личной безопасности осужденных (в случае реальной угрозы жизни осужденного, исходящей от других осужденных);
  3. при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный;
  4. при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных администрации учреждения, эпидемии).

Следует учитывать, что такие обстоятельства, как затруднительное материальное положение родственников, тяжелое состояние здоровья родных и близких, а также иные социально-бытовые и семейные проблемы осужденных не являются «исключительными обстоятельствами» и не рассматриваются как основание для перевода осужденного в другое исправительное учреждение. Порядок переводов осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется Министерством юстиции Российской Федерации (в настоящее время действует Приказ Минюста России от 01.12.2005 № 235 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения»). Инициатива перевода может исходить согласно пункту 11 вышеназванного приказа от осужденного и (или) его родственника либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, по рапорту начальника исправительного учреждения.

При каждом обращении с просьбой о переводе проверяется его обоснованность, после чего уполномоченными сотрудниками территориального органа УИС составляется необходимый пакет документов с выводами о целесообразности (нецелесообразности) перевода осужденного. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в пределах одного субъекта Российской Федерации осуществляется по указанию начальника территориального органа управления уголовно-исполнительной системы. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации осуществляется по указанию руководства Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН РФ, г. Москва) на основании мотивированного заключения. С письменным заявлением о переводе с указанием оснований для перевода можно обратиться в администрацию ИУ, где содержится осужденный. При получении отрицательного ответа и несогласии с ним, такие ответы могут быть обжалованы в органах прокуратуры, в вышестоящее инстанции (например, если решение было принято региональным органом федеральной службы исполнения наказаний, то оно может быть обжаловано непосредственно во ФСИН РФ).

Или оспорить в суде, это более эффективный инструмент.