О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям


В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы

постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы , предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.


2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.


2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Мэра и
Правительства Москвы
www.mos.ru, 11.01.2017

О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

Название документа:
Номер документа: 954-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 11.01.2017

Вестник Мэра и Правительства Москвы, спец. выпуск N 47, 30.12.2016

Дата принятия: 28 декабря 2016
Дата начала действия: 09 января 2017

Малоимущие граждане – граждане, которые были признаны таковыми органами местного управления. При принятии такого решения и присвоения статуса обязательно учитывается доход каждого члена семьи. Статус «малоимущие граждане» подразумевает их право воспользоваться льготами и пособиями, которыми их обеспечивает государство.

Оглавление:

Кому положен статус малоимущего?

При определении статуса малоимущей семьи учитывается не только доход каждого члена семьи, хотя это и самый важный момент для принятия решения. Комиссия обязательно должна убедиться в том, что члены семьи, претендующей на статус малоимущей, проживают вместе и ведут совместное хозяйство.

В 2019 году малоимущими семьями могут считаться такие, которые состоят из супругов, их родителей и детей (родных и/или приемных), бабушек и дедушек, внуков и пасынков (падчериц), отчимов и/или мачех, попечителей (опекунов) и их подопечных. В первую очередь статус малоимущей семьи предоставляется тем обратившимся, у кого в составе семьи имеются инвалиды и пенсионеры.

На присвоение рассматриваемого статуса могут подать прошение и бездетные семьи, и родитель, воспитывающий ребенка в одиночку. Но в законе четко указано, что малоимущими семьями не могут быть признаны пары, проживающие в гражданском браке (нет официальной регистрации брака в органах ЗАГС), и те, кто пребывает в законном браке, но проживают на разных территориях.

Обратите внимание: малоимущей может признаться только та семья, которая попала в бедственное положение по независящим от нее обстоятельствам. То есть тем, кто тунеядствует, злоупотребляет алкогольными напитками и/или наркотическими веществами (данные факты должны быть официально подтверждены), рассматриваемый статус присвоен не будет.

Виды помощи малоимущим семьям в 2019 году

Помощь от государства для малоимущих семей – это не только денежные выплаты, но и выдача продуктов питания, субсидии для оплаты коммунальных услуг и другое.

Помощь родителям со статусом «малоимущая семья»

Стоит обратить внимание, на то, что ниже будут указаны обязательные выплаты родителям из малоимущих семей, а также льготы для детей, предусмотрены законодательством РФ. А вот конкретные суммы по каждому пункту необходимо узнавать в каждом конкретном регионе – цифры будут разниться.

Помощь родителям и детям из малоимущих семей:

  1. Если беременная из семьи с рассматриваемым статусом встала на учет в женскую консультацию на сроке до 12 недель, то ей положена единовременная выплата в размере 581 рубль (в Москве эта цифра будет больше).
  2. Декретное пособие для безработных женщин из малоимущей семьи будет составлять 534 рубля ежемесячно. Но оно полагается только в том случае, если беременная была уволена по следующим причинам:
  • закрылась фирма, в которой трудилась женщина, предоставляющая адвокатские и нотариальные услуги;
  • прекратила свою деятельность компания, для работы которой требуется оформление лицензии;
  • было ликвидировано предприятие в официальном порядке;
  • организация/фирма/предприятие, на котором трудилась женщина, было официально признано банкротом;
  • ИП, оформленное физическим лицом, закрылось.
  1. При рождении ребенка мама из малоимущей семьи получает единовременное пособие – оно зачисляется на счет женщины. Размер такой выплаты вариативен – в Москве, например, это сумма в 15 500 рублей.
  2. Если беременная женщина является супругой военнослужащего, то на третьем триместре беременности ей положена выплата в размере 24 500 рублей единоразово.
  3. Если родители из малоимущей семьи воспитывают приемных детей (оформлено опекунство), то им полагается ежемесячная выплата в размере 15 500 рублей на каждого ребенка ежемесячно (так называемая «зарплата родителя»).

В 2019 году были внесены поправки и к законам по выплатам денежной помощи малоимущим семьям с детьми. Теперь семьям с рассматриваемым статусом положена следующая ежемесячная помощь:

  1. Ребенку до полутора лет . Одному из родителей выплачивается ежемесячно 40% от среднего заработка. Такая выплата не может быть меньше 2 908 рублей на первого ребенка и 5 817 рублей на второго и каждого последующих детей.
  2. Ребенку до 3-х лет . Был установлен размер ежемесячной выплаты на ребенка до 3 лет, который родился в семье третьим по счету (и каждому последующему). В 2019 году он составляет 9 396 рублей.
  3. Ребенку до 5 лет из семьи военнослужащего . Речь не идет о семье призывника-срочника – под данный вид пособий попадают только дети из семьи военнослужащего по контракту. Размер ежемесячного пособия составляет 10 500 рублей.
  4. По потере кормильца для семьи военнослужащего . Она составляет 2 117 рублей и выплачивается ежемесячно.
  5. Пособие малоимущей семье . Речь идет о какой-то конкретной сумме, но она определяется только региональными властями и во многих регионах ее просто не существует.

Новые пособия малоимущим семьям в 2019 году

В первую очередь, нововведения затрагивают образовательную сферу. Например, ребенок из малоимущей семьи может поступить в высшее учебное заведение в том случае если:

  • его возраст младше 20 лет;
  • успешно сдал выпускные экзамены в школе (ЕГЭ) и заработал минимальный проходной балл при сдаче вступительных экзаменов в выбранный ВУЗ;
  • родитель ребенка имеет статус инвалида 1 группы, а сам ребенок является единственным кормильцем семьи.

Кроме этого, детей из малоимущих семей обязаны определять в детские дошкольные учреждения вне очередей, а до 6-летнего возраста малыша государство полностью обеспечивает необходимыми медикаментами.

Стоит обратить внимание на то, что если ребенок из малоимущей семьи проходит обучение в школе, то ему полагается:

  • двухразовое питание на бесплатной основе;
  • получать в личное пользование школьную и спортивную форму;
  • использование льготного проездного билета со скидкой в 50%;
  • бесплатное посещение выставок и музеев разной направленности не чаще чем 1 раз в месяц;
  • посещение на бесплатной основе санатория-профилактория (если ребенок состоит на учете в медицинском учреждении по поводу любой болезни, то такое посещение должно предоставляться не реже 1 раза в год).

Субсидии и льготы для малоимущих семей в 2019 году

Во-первых, они могут зарегистрировать ИП, и этот процесс для рассматриваемой категории граждан будет абсолютно бесплатным (от любых выплат конкретно при регистрации ИП малоимущие семьи освобождены).

Во-вторых, семьи с рассматриваемым статусом имеют право получить льготную ипотеку . Законом предусмотрено и право малоимущих семей на оформление социального найма на квартиру/частный дом и/или дачный участок.

В-третьих, трудящиеся из семьи с рассматриваемым статусом могут рассчитывать на различные льготы от работодателя – например, у них может быть сокращенный рабочий день или им могут предоставить дополнительный отпуск.

Кроме этого, малоимущим семьям в 2019 году, как и ранее, могут воспользоваться правом оформления субсидии для оплаты коммунальных платежей – такие льготы предоставляются только на срок до 6 месяцев.

Как получить статус малоимущей семьи

Чтобы пользоваться льготами для семьи с рассматриваемым статусом и получать все полагающиеся выплаты в рамках закона, нужно будет изрядно потрудиться. И прежде всего, понадобится собрать пакет документов:

  • заявление о просьбе присвоить статус малоимущей семьи;
  • паспорта всех взрослых членов семьи;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей (родных и усыновленных/находящихся под опекунством);
  • свидетельство о браке;
  • справка о доходах на каждого члена семьи;
  • справка о составе семьи – ее можно взять либо в паспортном столе по месту прописки/проживания, либо сделать выписку из домовой книге при условии проживания в частном доме;
  • трудовые книжки на каждого члена семьи (если таковые имеются в наличии);
  • справки из центра занятости на каждого совершеннолетнего члена семьи (если они состоят на учете в этом учреждении в качестве безработных);
  • сберегательную книжку или пластиковую банковскую карту.

Обратите внимание: все трудоспособные члены семьи, претендующей на получение статуса малоимущей, должны либо работать, либо состоять на учете в центре занятости населения – исключение составляют только женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Если местонахождение кого-либо из членов семьи неизвестно, то документы на получение статуса малоимущей семьи будут приняты только в том случае, если уже возбуждено дело о розыске человека.

Помощь малоимущим семьям – важный элемент государственной политики, который учитывает интересы самых малообеспеченных граждан нашего государства.

Важно понимать, что уровень среднего дохода – ключевой, но не единственный критерий, по которому законодатель составляет список льготников: в зависимости от региона и других обстоятельств ни один параметр не может считаться абсолютным по России.

Законодательная база

Именно в нем было дано определение , введены способы его расчета, а все граждане, доходы которых располагаются ниже этой отметки, должны получить помощь от государства. Также там было установлено понятие потребительской корзины – минимального перечня продуктов питания, которые необходимы среднестатистическому человеку для полноценного существования. Закон устанавливает, что прожиточный минимум должен исчисляться ежеквартально в каждом субъекте Российской Федерации отдельно (в зависимости от стоимости продуктов питания в регионе).

Все сопутствующие документы и подзаконные акты принимаются лишь на основании действующего закона «О прожиточном минимуме» .

Для различных категорий населения пособия имеют разную величину. Ключевых категорий малоимущих граждан всего три: трудоспособные, пенсионеры и дети. Размеры выплат индивидуальны для каждого региона, но существуют и общие тенденции.

Пособие на ребенка в среднем примерно на 5% ниже такового для трудоспособного гражданина, а для пенсионера – на 50%. Т. е. если в вашем регионе размер выплат составляет 9 тысяч рублей, то на ребенка будет выплачиваться примерно 8-8.5 тысяч, а для пенсионера – около 6 тыс. руб.

Виды государственной помощи

Денежные пособия

Прежде, чем рассказать о , необходимо разобраться в способе определения финансового достатка семьи – многие граждане по ошибке рассчитывают на помощь от государства, не зная верного способа расчета.

Для того, чтобы вычислить средний доход семьи , необходимо:

  1. Вычислить совокупный доход семьи за последние 3 месяца.
  2. Разделить их на количество членов семьи (в том числе и не имеющих дохода и несовершеннолетних) и еще на 3.
  3. Сравнить полученную цифру с установленным на текущий квартал прожиточном минимуме в вашем субъекте РФ. Если ваша цифра ниже – семья считается малообеспеченной.

Источником получаемых пособий является региональный бюджет. Целью их предоставления являются:

  • покупка товаров, входящих в потребительскую корзины (т. е. жизненно необходимых);
  • получения детского питания;
  • льготного пользования общественным транспортом;
  • льготного питания в столовых государственных учреждений (для школьников – в школьной столовой, для студентов – в университетской и т. д.);
  • компенсации денег, потраченных на одежду, необходимую в школе (спортивную и учебную форму);
  • помощь в поступлении в вуз.

Некоторые региональные администрации приняли решение выдавать единовременное , который идет в школу. Производится эта операция в начале учебного года.

– форма помощи малоимущим студентам. На нее имеют право:

  1. Инвалиды детства І и ІІ группы.
  2. Пострадавшие от воздействия радиационного загрязнения.
  3. Лица, получившие военную травму (в т. ч. инвалидность).
  4. Прошедшие военную службу или проработавшие в органах Внутренних дел более 3-х лет.

Размер социальной стипендии сильно отличается от региона к региону, но ее минимальный размер установлен на федеральном уровне: не менее 2010 рублей для ВУЗов и 730 – для колледжей и училищ.

Жилищные и коммунальные субсидии

Если речь заходит о коммунальных , то необходимо перечислить и те группы малоимущих, которые могут претендовать на них:

  • собственники жилых помещений;
  • члены жилищных кооперативов;
  • квартиросъемщики, обязательства которых с арендодателем закреплены договором;
  • члены семей всех перечисленных выше категорий.

Исключениями из этого правила являются:

  • граждане, проживающие по договору безвозмездного пользования и взявшие ссуду у юридического лица;
  • арендаторы жилья у частных собственников;
  • арендаторы жилья по договору поднайма;
  • отказополучатели, получившие жилье с исполнением наследства;
  • граждане, получающие ренту по договору бессрочного содержания;
  • и, соответственно, члены их семей.

Выплаты назначаются на срок в шесть месяцев. Выплаты происходят в денежной форме на указанный получателем банковский счет. Пенсионные карты и счета для получения других выплат тоже подходят. Возможны и выплаты через отделения связи. Если документы поданы в первой половине месяца (до 15-го числа) и одобрены, то выплаты должны производиться в 1-е число текущего месяца. Если позже – с 1-го числа следующего.

Налоговые и социальные льготы

Практика налоговых и социальных льгот в большинстве регионов ограничивается предоставлением права не уплачивать налог с льготных начислений.

Но для получения такого права необходимо обратиться в налоговую службу по месту прописки. Важно собрать требуемый пакет документов, предоставить их в отделение Федеральной налоговой службы и подать заявление, форма которого утверждена приложением к приказу ФНС N ММВ-7-11/280@ от 13 июля 2015.

Адресная помощь

Адресная помощь малоимущим в регионах может быть представлена:

  • ежемесячным или единовременным пособием;
  • социальными выплатами на оплату технических средств реабилитации;
  • обеспечение продуктами детей младше 2-х лет;
  • оказание единовременной помощи пенсионерам социальными службами.

Ключевая разница между этим и другими видами льгот в том, что они выплачиваются лишь определенной категории лиц. Адресная помощь предоставляется лишь тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума в силу непреодолимых обстоятельств или по уважительным причинам (например по состоянию здоровья). Безработные рассчитывать на подобные льготы не могут. Кроме того, адресная помощь может быть получена (более 3-х детей до 16 лет).

Предоставление одежды и других вещей

Данный вид помощи оказывается как на региональном, так и на государственном уровне. Для ее получения необходимо уже быть признанной малоимущей семьей.

Закона, обязывающего муниципальные или региональные органы власти оказывать натуральную помощь, попросту нет – узнавать о подобных процедурах необходимо в органах социальной защиты.

Четко установленной процедуры ее получения не существует.

Региональные особенности

Льготы малоимущим на региональном уровне представлены в тех же формах, что и на федеральном, но сюда же стоит добавить несколько других видов помощи.

Чаще всего это:

  • регулярные выплаты;
  • единоразовые пособия;
  • гранты на обучение;
  • надбавки к стипендиям;
  • натуральная помощь (одежда, лекарства, продукты питания).

Сумма выплат по пособиям варьируется от региона к региону и зависит от стоимости продуктов в конкретном субъекте РФ.

В ряде регионов имеются законы, которые помогают семьям с низким уровнем достатка при поступлении в вуз или – малоимущие дети могут пройти в учебные заведения без очереди. Для дошкольных заведений имеется практика снижения оплаты на 20-30%, но о конкретных нюансах этих процедур стоит узнавать отдельно для каждого субъекта РФ.

Благотворительные фонды и центры поддержки

В Российской Федерации действуют десятки фондов и центров поддержки, которые оказывают:

  • адресную помощь с сопутствующим мониторингом;
  • натуральную помощь (лекарствами, продуктами, одеждой);
  • психологическую и юридическую помощь и т. п.

Наиболее популярными являются организации «Сердце есть», «Русская береза», «Добросердие» и другие. Наличие филиалов в вашем регионе необходимо уточнять самостоятельно или в органах социальной защиты – часто они сотрудничают с волонтерскими фондами.

Что необходимо, чтобы получить помощь малоимущей семье

Федеральный закон «О малоимущих» установил и перечень необходимых документов для получения гражданами статуса малоимущих:

Заявка должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней. В случае, если один из членов семьи отсутствует, и семья не знает (или намеренно скрывает) его местоположение – право на пособие все равно сохраняется. Но выплаты будут производиться лишь после возбуждения уголовного дела по факту исчезновения этого человека. К слову, подделка документов и предоставление ложных данных в органы социальной защиты чревато отказом от оказания льгот независимо от реального положения семьи.

Оказание поддержки малообеспеченных граждан от администрации г.Ставрополь рассмотрено в следующем видеосюжете:

Статус «малоимущая семья» может быть наложен только органами местного управления. Он необходим для получения льгот и различного рода финансовой помощи от государства.

Многих людей волнует вопрос о том, какой общий доход должен быть у этой ячейки общества, чтобы признать ее малообеспеченной. При принятии такого решения принимается во внимание весь доход, получаемый каждым членом такого семейства.

К сожалению, в 2019 году это не редкость, поэтому все большее количество людей волнует вопрос, как получить статус малоимущей семьи, ведь в этом случае .

Какая семья считается малоимущей? Такое определение содержится в законе «О признании граждан малоимущими».

В соответствии с требованиями данного нормативного правового акта, таким семейством считается та группа родственников, чей средний доход, который поделен на каждого отдельного члена, оказывается ниже .

Вам пригодится эта информация:

Если Ваш совокупный семейный доход ниже суммарного прожиточного минимума в вашем регионе, то вы вправе требовать признать вашу семью малоимущей.

Чтобы установить размер дохода для в определенном регионе государства и определить этот факт, необходимо обратиться с соответствующим заявление о органы соцзащиты, расположенные по месту постоянного проживания.

  1. Дети младше 18 лет. В случае продолжения обучения по очной форме, срок выплаты государственной поддержки продлевается до 23 лет;
  2. Матери одиночки, и один из родителей в полной семье, занимающийся уходом за ребенком;
  3. Инвалиды, на которые распространяются ограничения, установленные по определенным критериям;
  4. Пенсионеры в возрасте до 65 лет;
  5. Многодетные семьи, при условии, что среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

Региональные особенности

При подаче документов, чтобы получить статус малоимущей семьи для признания права на необходимость выплаты соответствующего пособия, необходимо принимать во внимание тот факт, что прожиточный минимум в каждом из регионов Российской Федерации разный.

Соответственно при расчете среднедушевого дохода на человека, необходимо придерживаться установленной регионом величины.

Если же в области не установлено своего минимума, семьи, которые относятся к малоимущим, должны учитывать данный показатель по всей стране.

Пример расчета среднедушевого дохода семьи

В доход семьи входят:

  1. Зарплата;
  2. Денежные доходы;
  3. Доходы за авторство;
  4. Пенсионные выплаты;
  5. Доходы, полученные от недвижимого или движимого имущества;
  6. Натуральные доходы, полученные от личного хозяйства.

Формула расчета заключается в том, что итоговая сумма должна быть поделена на 3, после чего полученный результат должен быть еще раз поделен на количество людей в этой династии.

После того, как заинтересованное лицо посчитает итоговую сумму по данному расчету, он должен сравнить ее с минимумом в своем регионе, к примеру, Московской области.
Малообеспеченным может быть признан только тот гражданин, сумма расчета по которому составила меньше прожиточного минимума.

Для примера, можно рассчитать такой минимум в Москве. Средний доход за последние три месяца составил 99 000 рублей. То есть, средний доход за каждый месяц составляет 33 000 рублей. Если семейство состоит из трех человек, то на каждого ежемесячно приходится по 11 000 рублей.

В Москве минимальный прожиточный минимум составляет чуть более 15 тысяч рублей. Соответственно, такое семейство будет являться малообеспеченным.

Изменения в 2019 году

Изменения для малоимущих граждан в 2019 году, в основном, произойдут в сфере образования и будут касаться только детей в возрасте до 18 лет.

В частности, будущие абитуриенты имеют право поступать в высшие государственные учебные заведения на следующих условиях:

  1. Возраст такого абитуриента не превышает 20 лет;
  2. Ребенок успешно сдал экзамены;
  3. Родитель ребенка воспитывает его в одиночестве и имеют статус инвалида 1 группы;
  4. Все дети дошкольного возраста такого слоя населения идут в детский сад без очереди;
  5. Детям в возрасте до 6 лет все медикаменты предоставляются на бесплатной основе;
  6. Выдается школьная и спортивная форма;
  7. Детей бесплатно кормят в столовой (2 раза в день).
  8. Скидка на проезд в городском транспорте в размере 50 процентов.

Ввод продовольственных карточек

С лета 2019 года для семейств, доход которых ниже установленного минимума в регионе, планируется ввод продовольственных карточек. Сейчас этот законопроект еще находится на этапе рассмотрения, решается, сколько средств будет на этот карточке.

Планируется, что для этих целей будет использоваться карточка «Мир» , на которые будут переводиться баллы. Потратить эти баллы можно на продукты отечественного производства, за исключением алкогольной и табачной продукции.

При определении лиц, которые смогут воспользоваться такими баллами, будут высчитывать средний заработок человека, подсчитывать, реально ли он является малоимущим гражданином. Правила подсчета будут общими.

Окончательная сумма, которая будет переводиться на карту, будет установлена только в 2019 году. Планируется, что каждый год размер начисляемых баллов будет пересматриваться, в зависимости от реального материального положения семьи.


Виды государственной помощи малоимущим семьям

Семейства, имеющие статус малоимущих, могут рассчитывать на помощь государства.

Льготы на ЖКХ

Главная помощь, на которые могут рассчитывать граждане, признанные малоимущими, — льготы на ЖКХ. На что могут рассчитывать малообеспеченные семьи? В отношении данной категории граждан установлена сумма в процентном соотношении, выше которой коммунальные платежи для таких лиц не начисляются.

Если же за ЖКХ приходят большие начисления, малообеспеченное семейство может рассчитывать на получение компенсации.

Детские льготы

На региональном уровне предусмотрено пособие на ребенка: отдельный вид поддержки малообеспеченным. Размер выплаты, на которую имеет право малоимущее семейство, напрямую зависит от уровня заработка родителей и возраста ребенка.

Максимальные выплаты полагаются одиноко проживающей матери, ухаживающей за ребенком в возрасте до полутора лет.

Иные льготы


Также, вы можете рассчитывать на налоговые льготы по недвижимости.

Как оформить статус малоимущей семьи

Чтобы оформить статус малоимущей семьи, заинтересованное лицо должно обратиться в орган соцзащиты с документами, подтверждающими этот статус.

  1. Заявление с просьбой признать семью малообеспеченной;
  2. Паспорта членов семьи;
  3. Свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о регистрации брака;
  4. Справка о доходах;
  5. Справку о составе семьи;
  6. Бумагу из Центра занятости населения;
  7. Трудовую книжку;
  8. Реквизиты банковской карты (для перевода пособий ).

Отказать в присвоении такого статуса необходимо только в тех случаях , когда в ходе проверки документов будет выявлено, что были поданы фальшивые сведения о составе семейства или ее доходах.

Если же документами удалось доказать, что родители и их дети действительно нуждаются в получении дополнительной поддержки со стороны государства, им выдается соответствующая справка, подтверждающая возможность получения льгот.