Ответы на вопросы для проверки соответствия
знаний, умений и навыков, являющихся обязательными
для работников, назначенных в качестве лиц,
ответственных за обеспечение ТБ на ОТИ и (или) ТС
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
АНВ:
Акт незаконного вмешательства
АЦБПДП: Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале ТС
ЕГИС ОТБ: Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности
ИСО ТБ: Инженерные сооружения обеспечения ТБ
ИТСО ТБ: Инженерно-технические системы обеспечения ТБ
КПП: Контрольно-пропускной пункт
КЭ: Критический элемент ОТИ или транспортного средства
ОТИ: Объекты транспортной инфраструктуры
ОУ: Оценка уязвимости
ОТБ: Обеспечение транспортной безопасности
СТИ: Субъекты транспортной инфраструктуры
ТБ: Транспортная безопасность
ТС: Транспортные средства
ТСО ТБ: Технические средства обеспечения транспортной безопасности
ФОИВ: Федеральный орган исполнительной власти
Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности.
Основными задачами обеспечения ТБ являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения ТБ;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка уязвимости ОТИ и ТС;
5) разработка и реализация требований по обеспечению ТБ;
6) разработка и реализация мер по обеспечению ТБ;
7) подготовка и аттестация сил обеспечения ТБ
8) осуществление федерального гос. контроля (надзора) в области обеспечения ТБ;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение ТБ;
10) сертификация технических средств обеспечения ТБ.
Понятия транспортной безопасности, субъекта транспортной инфраструктуры, объекта транспортной инфраструктуры, транспортных средств, акта незаконного вмешательства.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании;
Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС, а также иные здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса.
Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных ТС устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.
Акт незаконного вмешательства
- противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
3. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС от актов незаконного вмешательства.
Оценка уязвимости ОТИ и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и ТС от потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС.
Решение об утверждении (об отказе в утверждении) результатов проведенной ОУ либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней, оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа, заверяется гербовой печатью и направляется в специализированную организацию, осуществлявшую оценку уязвимости. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик ОТИ и ТС, и/или потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС, требований по ОТБ ОТИ и ТС, в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
4. Планирование и реализация мер по обеспечению ТБ ОТИ и ТС.
Согласно требований нормативных документов существует система мер, реализуемая СТИ для защиты ОТИ и ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения АНВ.
Система принятых на ОТИ мер по защите от АНВ состоит из следующих составных частей:
Организационные меры по обеспечению ТБ ОТИ:
Номенклатура должностей, работающих в зоне ТБ, связанных с обеспечением ТБ;
Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах;
Порядок реагирования на подготовку АНВ, выявления физических лиц, проверки документов, информирования вышестоящих органов, функционирования ИТС;
Установление конфигураций зон ТБ, свободного доступа;
Установление единых видов пропусков;
И т.д.
Инженерно-технические системы обеспечения ТБ ОТИ:
Обеспечение защиты ИТСО ТБ ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных;
Постоянная готовность к использованию и исправность средств связи;
Наличие инженерно-технических систем обеспечения ТБ (ограждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, шлюзы, системы контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, сигнализации, охранного освещения).
Силы обеспечения ТБ ОТИ:
5. Подготовка и аттестация сил обеспечения ТБ, аккредитация подразделений ТБ.
Порядок подготовки сил ОТБ разработан в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и утвержден приказом Минтранса России от 31.07.2014 г. № 212.
Порядком определено, что подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работ, непосредственно связанных с ОТБ, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ, и осуществляется посредством реализации программ основного и дополнительного профессионального обучения.
Подготовка сил ОТБ включает в себя теоретическую , тренажерную и практическую подготовку.
Аттестация сил ОТБ.
Силы ОТБ подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством РФ.
Аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства РФ о ТБ в целях принятия СТИ решения о допуске аттестуемого лица к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ.
Аттестация проводится со следующей периодичностью:
а) один раз в 5 лет - для работников СТИ, ответственных за обеспечение ТБ в СТИ, на ОТИ или ТС.
6. Цели и задачи досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществляемых на объектах транспортной инфраструктуры и ТС в целях обеспечения ТБ.
Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений ТБ, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения ТБ, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее - работники досмотра).
В ходе досмотра в целях обеспечения ТБ (далее - досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, а также ТС, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы (далее - объекты досмотра), в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону ТБ или ее часть.
В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения ТБ осуществляются мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации, выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ.
В ходе повторного досмотра
в целях обеспечения ТБ осуществляются мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ.
7. Силы обеспечения ТБ.
Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за ОТБ, и персонал, непосредственно связанный с ОТБ ОТИ, а также подразделения ТБ.
8. Предметы и вещества, запрещенные или ограниченные к перемещению в зону ТБ объектов транспортной инфраструктуры и ТС, на КЭ ОТИ и ТС.
1. Взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы ими начиненные:
Взрывные устройства и их отдельные элементы;
Патроны боевые (в том числе малокалиберные) и строительно-монтажные;
Патроны к газовому оружию; капсюли (пистоны) охотничьи;
Заряды твердого топлива и изделия, содержащие их в своем составе;
Пиротехнические средства (воспламенительные, дымообразующие, зажигательные, имитационные, осветительные, фотоосветительные, сигнальные, трассирующие, специальные средства, средства активного воздействия, газогенераторы, средства пироавтоматики, средства помех и другие средства, содержащие пиротехнические составы);
Пиротехнические изделия (фейерверки, хлопушки, салюты, петарды, бенгальские огни, спички, фонтаны и другие пиротехнические изделия, содержащие пиротехнические составы);
Капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующие и огнепроводные шнуры и т.д.
2. Огнестрельное оружие и его составные части, включая стволы, затворы и др.
3. Газовое и пневматическое оружие.
4. Копии и имитации огнестрельного оружия.
5. Легковоспламеняющиеся жидкости и вещества.
6. Сжатые и сжиженные горючие газы.
7. Ядовитые и отравляющие вещества.
8. Едкие и коррозирующие вещества (кислоты, щелочи, бром и т.п.)
9. Токсичные вещества.
9. Знания и умения, являющиеся обязательными для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение ТБ на ОТИ.
Работник должен знать:
1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения ТБ на ОТИ и (или) ТС;
2) структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения ТБ;
3) перечень потенциальных угроз совершения АНВ, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;
4) требования по обеспечению ТБ ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;
5) особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;
6) порядок обращения с информацией ограниченного доступа и сведениями, составляющими государственную тайну;
7) порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;
8) особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области ТБ;
9) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения ТБ, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения ТБ порядков и правил.
Работник должен уметь:
1) организовать исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о ТБ в части, касающейся ОТИ и (или) ТС;
2) осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозах совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;
3) организовать инструктаж сил ОТБ;
4) обеспечить реализацию плана обеспечения ТБ ОТИ и (или) ТС в пределах своей компетенции.
10-12. Единая государственная информационная система обеспечения ТБ (ЕГИС ОТБ). Область применения, задачи и цели создания. Структура ЕГИС ОТБ.
Единая государственная информационная система обеспечения ТБ (ЕГИС ОТБ) предназначена для информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) по реализации установленных государством правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Основными целями ЕГИС ОТБ являются:
Сбор, обработка, накопление и хранение информации, а также предоставление доступа к ней;
Обеспечение информационного взаимодействия между оператором, поставщиками, пользователями и потребителями информации ЕГИС ОТБ;
Организация совместного использования информационных ресурсов в области ТБ в рамках единого защищенного закрытого информационного пространства;
Осуществление мониторинга и анализа текущего состояния защищенности ОТИ и ТС от АНВ и принимаемых мер в области ТБ;
Интеграция информационных ресурсов по отдельным видам транспорта для формирования целостного представления о состоянии ТБ транспортного комплекса в целом и для информационного обеспечения деятельности по ее совершенствованию.
Структура системы.
ЕГИС ОТБ является централизованной территориально распределенной информационной системой на базе главного (ГЦОД) и резервного (РЦОД) центров обработки данных с территориально распределенными программно-техническими комплексами (ПТК) федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им территориальных органов и организаций, сопряженными с центрами обработки данных ЕГИС ОТБ с использованием защищенных каналов связи.
13. Порядок получения СТИ и перевозчиками информации по вопросам обеспечения ТБ.
СТИ и перевозчики имеют право в установленном порядке получать от уполномоченных ФОИВ информацию по вопросам обеспечения ТБ.
Для получения информации по вопросам обеспечения ТБ субъект транспортной инфраструктуры и перевозчик направляют в ФОИВ или в его территориальные подразделения письменный запрос, содержащий сведения о запрашиваемой информации и целях ее получения. ФОИВ или его территориальные подразделения в пределах своей компетенции предоставляет СТИ и перевозчику информацию по вопросам обеспечения ТБ в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Запрос и ответ на запрос подлежат обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном подразделении.
14. Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и ТС.
СТИ и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в компетентные органы в области ОТБ, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности РФ, органы внутренних дел РФ или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС, утвержденному Приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134, используя телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия - электронные и/или факсимильные средства связи.
При представлении информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в государственные органы по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ или ТС, занимаемая им должность на ОТИ или ТС, в СТИ или перевозчике, их наименование. Далее сообщается информация согласно соответствующему приложению к Порядку информирования.
Лицо, передавшее сообщение, фиксирует в разделе IV соответствующего приложения фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц государственных органов, принявших сообщение об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.
Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС, подтверждающих факт передачи информации, дату и время, а также заполненное соответствующее приложение (приложения) к настоящему Порядку составляет не менее одного месяца.
15. Уровни безопасности ОТИ и ТС. Порядок их объявления (установления).
Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (ч. I), ст. 837; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415) и Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. I), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36,ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650; N 6, ст. 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251), приказываю:
2.1. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.
3. Информирование об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками посредством имеющихся средств связи органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных структурных подразделений, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов осуществляется по месту фактического нахождения объектов транспортной инфраструктуры, месту регистрации и фактического нахождения транспортных средств.
4. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики при информировании об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственных органов, указанных в настоящего Порядка, используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.
5. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в настоящего Порядка, согласно к настоящему Порядку применительно к конкретным видам транспорта (далее - соответствующие приложения).
6. При отсутствии полной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, подлежащей представлению согласно соответствующему к настоящему Порядку, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики незамедлительно представляют информацию в государственные органы, указанные в настоящего Порядка, и дополняют ее по мере поступления данных.
7. При получении анонимной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию в государственные органы, указанные в настоящего Порядка, согласно соответствующего приложения к настоящему Порядку.
8. При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в настоящего Порядка, по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь, называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, занимаемая им должность на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, в субъекте транспортной инфраструктуры или перевозчике, их наименование. Далее сообщается информация согласно соответствующему к настоящему Порядку.
Лицо, передавшее сообщение, фиксирует в соответствующего приложения к настоящему Порядку фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц государственных органов, указанных в настоящего Порядка, принявших сообщение об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.
9. При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в настоящего Порядка, по средствам электронной связи в электронном виде, информация подписывается электронно-цифровой подписью лица, заполнившего соответствующее к настоящему Порядку (при ее наличии).
10. При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в настоящего Порядка, по средствам факсимильной связи лицо, заполнившее соответствующее к настоящему Порядку на бумажном носителе, удостоверяет его своей подписью.
11. При заполнении соответствующего приложения к настоящему Порядку на бумажном носителе рукописным способом запись производится на русском языке разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.
12. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственным органам, указанным в настоящего Порядка, по средствам электронной, факсимильной связи в соответствии с их программными и техническими средствами.
13. При передаче информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственным органам, указанным в настоящего Порядка, по средствам телефонной и радиосвязи лицо, передавшее информацию, фиксирует факт ее передачи, дату и время посредством аудио- и/или видеосредств.
Транспортная безопасность в Российской Федерации регулируется законами, нормативными актами, постановлениями правительства. Законодательные акты составляются в официально-деловом стиле, сухим юридическим языком, довольно сложным к прочтению и пониманию.
Для человека, впервые столкнувшегося с необходимостью обеспечения транспортной безопасности для собственного предприятия, довольно сложно разобраться в многообразии определений, используемых в законодательных актах и разобраться в этом предмете.
В этой статье приведены основные понятия, используемые при описании транспортной безопасности, с пояснениями и примерами.
Акт незаконного вмешательства
(АНВ)
– противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо материальный ущерб.
Например:
незаконное проникновение на автовокзал, захват автобуса террористами, размещение взрывчатки в поезде.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности
– федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
К ним относятся:
Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор, Росавиация.
Защищенность объектов транспортной инфраструктуры
– состояние, при котором обеспечиваются условия для предотвращения АНВ в деятельность ОТИ.
Оценка уязвимости и реализация плана транспортной безопасности проводятся для обеспечения защищенности ОТИ и ТС.
Зона свободного доступа – конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.
Зона транспортной безопасности
- территория или часть (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ и ТС, проход (проезд) в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
К примеру
, это может быть зал ожидания вокзала, салон автобуса.
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности – участок зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.
Технологический сектор зоны транспортной безопасности – зона транспортной безопасности ОТИ, доступ в которую ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) – строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности - конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ в зону транспортной безопасности.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности (далее – ТСО) - системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации.
(далее - ИТСО) – состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.
Контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) – специально оборудованное место на объекте транспортной инфраструктуры для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.
Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ – специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.
Модель нарушителя – способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.
Нарушитель – лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.
Силы обеспечения транспортной безопасности – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделения транспортной безопасности.
Подразделения транспортной безопасности – подразделения субъектов транспортной инфраструктуры, а также подразделения коммерческих предприятий и иных организаций, привлеченные на законном основании для осуществления функций по защите ОТИ от АНВ.
Внутриобъектовый режим – порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Пропускной режим – порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности.
Транспортная безопасность – состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ.
Уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.
Приложение
Порядок
информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
С изменениями и дополнениями от:
1. Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и пунктом 5.2.53.40 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 .
2. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. N 52/112/134*** .
2.1. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.
3. Информирование об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками посредством имеющихся средств связи органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных структурных подразделений, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов осуществляется по месту фактического нахождения объектов транспортной инфраструктуры, месту регистрации и фактического нахождения транспортных средств.
4. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики при информировании об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственных органов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.
5. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 приложениям N 1-10 к настоящему Порядку применительно к конкретным видам транспорта (далее - соответствующие приложения).
6. При отсутствии полной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, подлежащей представлению согласно соответствующему приложению к настоящему Порядку, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики незамедлительно представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и дополняют ее по мере поступления данных.
7. При получении анонимной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, согласно разделу III соответствующего приложения к настоящему Порядку.
8. При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь, называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, занимаемая им должность на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, в субъекте транспортной инфраструктуры или перевозчике, их наименование. Далее сообщается информация согласно соответствующему приложению к настоящему Порядку.
Лицо, передавшее сообщение, фиксирует в разделе IV соответствующего приложения к настоящему Порядку фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц государственных органов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, принявших сообщение об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.
9. При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам электронной связи в электронном виде, информация подписывается электронно-цифровой подписью лица, заполнившего соответствующее приложение к настоящему Порядку (при ее наличии).
10. При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам факсимильной связи лицо, заполнившее соответствующее приложение к настоящему Порядку на бумажном носителе, удостоверяет его своей подписью.
11. При заполнении соответствующего приложения к настоящему Порядку на бумажном носителе рукописным способом запись производится на русском языке разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.
12. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам электронной, факсимильной связи в соответствии с их программными и техническими средствами.
13. При передаче информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам телефонной и радиосвязи лицо, передавшее информацию, фиксирует факт ее передачи, дату и время посредством аудио- и/или видеосредств.
14. Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, подтверждающих факт передачи информации, дату и время, а также заполненное соответствующее приложение (приложения) к настоящему Порядку составляет не менее одного месяца.
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (ч. I), ст. 837; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. I), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650; N 6, ст. 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251.
- Приложение N 1. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры метрополитена
Приложение N 2. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства
Приложение N 3. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Приложение N 4. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного средства автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Приложение N 5. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта
Приложение N 6. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного средства железнодорожного транспорта
Приложение N 7. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта
Приложение N 8. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного средства воздушного транспорта
Приложение N 9. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта
Приложение N 10. Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного средства морского и внутреннего водного транспорта