Казна Российской Федерации, казна субъекта Федерации и муниципальная казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного (муниципального) имущества. В приложении N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I перечисляется имущество, составляющее казну Российской Федерации: это средства федерального бюджета, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Федеральное казначейство Российской Федерации согласно Положению о нем организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.
Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями, не является средством обеспечения обязательств Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований и, следовательно, не образует объект взыскания кредиторов по таким обязательствам.
Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. В свою очередь, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК. Так, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями, собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Как указывается в ст. 115 ГК, в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Ранее статус казенного предприятия был определен Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года N 1003 "О реформе государственных предприятий" и Типовым уставом казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия. Согласно п. 1.5 Типового устава государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам завода в случае недостаточности его денежных средств. Предусмотренная Указом и Типовым уставом конструкция казенного предприятия, таким образом, в значительной мере отличается от конструкции, введенной ГК: во-первых, из Кодекса следует, что казенным может быть как вновь созданное предприятие, так и предприятие, образованное в результате реорганизации федерального государственного предприятия, тогда как Указ исходит из возможности создания казенного предприятия на базе ограниченного круга ликвидируемых (при наличии определенных оснований) федеральных государственных предприятий; во-вторых, право оперативного управления закрепленным имуществом, которым по Указу наделялось казенное предприятие, по существу, аналогично праву, имеющемуся у государственного учреждения (при недостаточности денежных средств у казенного предприятия его расчеты с кредиторами должны осуществляться за счет федерального бюджета). Эти и некоторые другие особенности статуса казенного предприятия, предусмотренные Указом, ограничили практическое значение его положений.
Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства. Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Принцип разграничения ответственности государства и хозяйственных, в том числе государственных, организаций составляет одно из основных начал статуса российских торговых представительств за рубежом. Положение о торговых представительствах СССР за границей, не утратившее к настоящему времени юридической силы, исходит из того, что торговые представительства в качестве ответчика могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных представительствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении которых государство в международных договорах путем одностороннего заявления, доведенного до сведения компетентных органов стран пребывания, выразило согласие на подчинение торгового представительства суду страны пребывания по указанным спорам. По обязательствам торговых представительств несет ответственность государство с учетом указанных положений. Торговые представительства не отвечают по обязательствам внешнеэкономических, иных хозяйственных организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам представительств.
Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Положения о раздельной ответственности не применяются, если РФ принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.
Литература.
1. Богуславский М.М. Международное частное право. М. 1998 г.
2. Брагинский М.М. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М. 1981 г.
3. Витнявигус П.П. Гражданская правовая субъективность Советского государства. Вильнюс. 1978 г.
4. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М. 1995 г.
5. Шенгелия Р.В. Гражданская правосубъективность советского государства в кредитных отношениях. Тбилиси. 1984 г.
6. Гражданский кодекс РФ (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля 1999 г.)
Казна Российской Федерации 1 аккумулирует финансовые средства государства и имущество, находящееся в государственной собственности и не распределенное между государственными предприятиями и учреждениями. ГК РФ предусматривает наделение и закрепление за федеральными унитарными предприятиями государственного имущества на правах владения, пользования, распоряжения (но без права отчуждения). Таким образом, их имущество, принадлежа государству, не входит в казну, так же как и сами предприятия в целом. Аналогичная ситуация имеет место и применительно к имуществу государственных учреждений.
При анализе состава и характеристик казны в проводимых управленческих разработках необходимо обратить внимание на сложившееся разделение в понимании казны на ее денежную и вещественно-имущественную составляющие.
В состав денежной составляющей казны входят:
♦ бюджет,
♦ средства Центрального банка РФ,
♦ средства различных фондов Российской Федерации (Пенсионного, Социального развития, Резервного, Будущих поколений и иных внебюджетных фондов),
♦ золотовалютный и алмазный фонды.
В состав вещественно-имущественной составляющей казны включают основные виды недвижимого и движимого имущества, находящегося в государственной собственности и относимого к казне как нераспределенные между унитарными предприятиями и учреждениями:
♦ объекты природно-ресурсной сферы (земельные участки и участки недр, лесные и водные объекты и др.);
♦ имущественные, в том числе производственно-технологические и иные комплексы предприятий и учреждений;
♦ нежилые здания и сооружения;
♦ объекты жилого фонда и социально-культурной сферы;
♦ объекты инженерной инфраструктуры, сети и коммуникации;
♦ иные материальные ценности.
1 Согласно законодательству различают казну Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Приводимые материалы, в основном, изложены применительно к федеральному уровню казны. Как и в рамках всей книги, будем исходить из того, что основные методологические положения, в частности, по регулированию, использованию и контролю казны в своей основе идентичны для всех названных уровней управления.
Определенная неполнота законодательства, регулирующего состав, формирование и управление казной в современных условиях развития рыночных реформ, стимулирует постановку и активные поиски управленческих решений. Основными при этом являются требования комплексности и соответствия главным целям государственного управления. Возможный механизм формирования и управления вещественно-имущественной составляющей казны можно представить следующим образом.
♦ Основанием для включения имущества в состав казны, зачисления в реестр казны и его исключения из него являются юридические факты, с которыми связано возникновение и прекращение права собственности на данное имущество.
♦ Имущество считается включенным в состав казны с даты подписания ответственной государственной структурой (департаментом, агентством, службой и т. д., на которые возложена ответственность за данный вид имущества) акта приема-передачи, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, или с даты перехода права собственности на имущество к Российской Федерации.
♦ Имущество считается исключенным из состава казны с
даты перехода права собственности на него к иным лицам
по гражданско-правовым сделкам или с даты подписания
ответственной государственной структурой акта приема-
передачи имущества.
♦ Имущество казны принадлежит на праве собственности Российской Федерации и должно быть отражено в документах учета соответствующей ответственной государственной структуры (ОГС) по нормативам инструкций о бюджетном учете. Названные структуры обобщают сведения о подотчетном им имуществе казны в соответствии с установленными требованиями.
♦ Возможную передачу и перераспределение имущества казны между различными ОГС осуществляют на основании актов приема-передачи.
♦ Реестр имущества казны содержит сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества, другие сведения, соответствующие требованиям законодательства о бухгалтерском учете. В Реестр включают также сведения о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих его исключение из состава имущества казны и его возврат.
♦ Порядок обобщения данных, предоставления документов, содержащих сведения для внесения их в Реестр, а также порядок выдачи информации определяется Положением о Реестре имущества казны.
♦ Оценку имущества казны проводят в установленном порядке с привлечением независимых оценщиков.
♦ Расходы по учету, сохранности, движению и управлению имуществом казны производят за счет средств бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.
♦ Контроль за содержанием, сохранностью и использованием имущества казны, не переданного в пользование юридическим и физическим лицам, осуществляют подразделения ОГС.
♦ Контроль за сохранностью, состоянием и целевым использованием имущества казны, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, по условиям заключенных договоров о передаче имущества осуществляют соответствующие ответственные государственные структуры.
♦ На срок передачи имущества казны в пользование бремя его содержания и риск случайной гибели ложится на пользователя в соответствии с заключенным договором.
♦ В период, когда имущество казны не обременено договорными обязательствами, обязанности по его содержанию и сохранности такого имущества выполняют соответствующие ОГС за счет средств федерального бюджета.
♦ Инвентаризацию имущества казны и учет операций с ним ведет Федеральное казначейство Российской Федерации во взаимодействии с соответствующими федеральными отраслевыми структурами с привлечением лиц, в пользовании которых находится имущество казны.
♦ Юридические и физические лица, а также должностные лица подразделений ОГС, совершившие действия (бездействия) или принявшие противоправные решения, причинившие ущерб имуществу казны, несут ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.
- Экономика: пределы государственно-правового воздействия
- Экономическое законодательство: к истории вопроса
- Государственное регулирование экономики России
- Экономическое законодательство в советский период и эпоху реформ
- Современная российская экономика и законодательство
- Концепции правового регулирования экономики и административное право
- Публичное экономическое право Франции
- Германия: право экономики, административно-хозяйственное право
- Экономический анализ права
- Идеи экономического права в России
- Экономическое право - комплексная отрасль или учебная дисциплина?
- Продолжение дискуссии о хозяйственном праве
- Публичное экономическое право: тенденции развития
- Публичное право и регулирование экономических отношений
- Деление права на публичное и частное
- В поисках критерия разделения права на публичное и частное
- Современные тенденции разделения права
- Роль административного права в регулировании экономики
- Конституционные принципы регулирования экономики
- Концепция «экономической конституции»
- Постановления Конституционного Суда РФ в экономической сфере
- Публичные элементы в гражданском праве России
- Участие государства в имущественных отношениях
- Гражданская правосубъектность государства и его органов
- Разнообразие теорий о гражданской правоспособности государства
- Иммунитет государства
- Концепция юридического лица и правоспособность государства
- Органы публичной власти как юридические лица
- Государство и казна
- Понятие казны
- Состав федеральной казны
- Имущественная ответственность государства
- Возмещение вреда, причиненного государством: теоретические подходы
- Порядок возмещения вреда за счет казны
- Проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда государством
- Исполнение судебных решений о взыскании вреда с государства
- Взаимодействие государства и бизнеса
- Участие бизнеса в государственном управлении
- Публично-частное партнерство: история возникновения и основные формы
- Государственно-частное партнерство в России
- Концессия как форма публично-частного партнерства
- Возникновение и распространение концессий
- Смешанный характер концессионного соглашения
- Объекты и субъекты концессионного соглашения
- Условия концессионного соглашения
- Порядок заключения концессионного соглашения
- Субъекты экономического регулирования
- Экономическая компетенция органов публичной власти
- Федеральные органы власти в сфере экономики
- Органы по управлению государственной собственностью
- Правовой статус «смешанных органов» в сфере экономики
- Счетная палата РФ
- Центральный банк РФ
- Государственные корпорации и государственные компании
- Общие нормы о государственных корпорациях
- Виды государственных корпораций
- Деятельность государственных корпораций
- Риски при создании государственных корпораций
- Государственная компания
- Саморегулируемые организации: правовой статус и основы деятельности
- Теоретические основы саморегулирования
- Саморегулируемые организации в России
- Правовой статус саморегулируемых организаций
- Публично-правовые черты саморегулируемых организаций
- Квазигосударственные органы
- Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов
- Публично-правовые способы регулирования экономики
- Разрешительные и контрольные полномочия органов власти
- Экономическая функция государства
- Государственная регистрация
- Лицензирование в экономической сфере
- Государственный контроль и надзор
- Экономическое прогнозирование и планирование
- Оказание публичных (государственных) услуг в экономической сфере
- Импорт концепции «сервисного государства»
- Российская правовая доктрина публичных услуг
- Нормативные основы предоставления государственных услуг в Российской Федерации
- Электронизация государственных услуг
- Специфика государственных услуг в экономической сфере
- Государственное регулирование цен и тарифов
- Либерализация цен и основы ценовой политики
- Законодательные основы государственного регулирования цен
- Государственная поддержка
- Виды государственной поддержки
- Государственные и муниципальные преференции
- Управление государственной собственностью
- Основы управления государственной собственностью
- Состав государственной собственности
- Формы управления государственной собственностью
- Учет государственной собственности
- Разграничение государственной собственности
- Нормативные основы разграничения государственной собственности
- Современное законодательство о разграничении государственной собственности
- Проблема возмездности в отношениях по разграничению государственной собственности
- Приватизация государственной собственности
- Правовая природа приватизации
- Основные способы приватизации
- Национализация как антипод приватизации
- Создание унитарных предприятий
- Акционерная собственность государства
- Коррупция как деструктивный фактор в экономике
- Теневая экономика и коррупция
- Способы противодействия коррупции в экономике
- Нормативная база противодействия коррупции
- Антикоррупционная экспертиза экономического законодательства
- Административные барьеры для бизнеса
- Административные барьеры при осуществлении легализующих функций
- Административные барьеры при осуществлении государственного контроля
- Административные барьеры при предоставлении публичной информации
Состав федеральной казны
Попытаемся охарактеризовать состав федеральной казны путем экскурса в действующее законодательство. Прежде всего, казна подразделяется на денежную и имущественную.
Денежную казну составляют средства федерального бюджета, следовательно, важными источниками правовых норм о казне служат Бюджетный кодекс РФ и федеральные законы о бюджете.
В состав казны включаются акции и другие ценные бумаги, доли и вклады государства. Согласно законодательству большая часть природных ресурсов находится в федеральной собственности, следовательно, включается в состав федеральной казны.
- недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»);
- земельные участки (Земельный кодекс РФ);
- лесные участки в составе земель лесного фонда (Лесной кодекс РФ);
- водные объекты (Водный кодекс РФ);
- животный мир в пределах территории Российской Федерации (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»).
Необходимо отметить, что некоторые виды природных ресурсов могут находиться только в федеральной собственности (например, лесные участки в составе земель лесного фонда).
В состав казны включаются и объекты культурного наследия , находящиеся в федеральной собственности (Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» незакрепленную федеральную собственность образует Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней . В его составе выделяется Алмазный фонд, являющийся неделимым и неотчуждаемым, и золотой запас РФ (используется для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей при чрезвычайных ситуациях).
В состав федеральный казны включен и государственный резерв (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве») - особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для целевого использования, определенного законодательно. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный резерв не подлежит приватизации.
Еще одной составляющей государственной казны является государственная часть Музейного фонда РФ (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»), в которую входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации (порядок их разграничения определяется в специальном положении), независимо от того, в чьем владении они находятся (они закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления). Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции.
Согласно Федеральному закону от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в казну входит и Архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.
Есть и другие виды имущества, которые попадают в федеральную казну: конфискованное и выморочное имущество, переданное в доверительное управление (но по ст. 1018 ГК на него не обращается взыскание), имущество, переданное в аренду или залог (обращение взыскания на него невозможно).
Говоря о казне, необходимо иметь в виду и гражданско-правовую классификацию вещей на оборотоспособные, ограниченные в обороте и необоротоспособные. Это необходимо при определении статуса того или иного компонента казны. На самом деле соотношение такой гражданско-правовой классификации и публичного назначения того или иного имущества неочевидно и во многом ситуативно.
Возвращаясь к пониманию государственной казны и ее составляющих, выделим (условно) следующие составные части:
- денежные средства (государственный бюджет);
- объекты, которые находятся в государственной собственности, но могут находиться и в частной (земельные участки, памятники истории и культуры);
- объекты специального назначения, используемые в публичных целях. Режим таких видов имущества регламентируется особо (фонд драгоценных металлов, государственный резерв, Музейный и Архивный фонды). Необходимо отметить, что гражданско-правовая категория вещей, изъятых из оборота, не учитывает всех нюансов такого особого режима;
- иное имущество, не закрепленное на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Поскольку объекты казны специального назначения отчуждению не подлежат, они не представляют ценности в плане гражданского права - с ними нельзя совершать сделки, обеспечивать обязательства и т.п. Да и режим денежной казны (бюджета) установлен нормами как гражданского, так и публичного (бюджетного) законодательства, что диктует необходимость учитывать при применении гражданско-правовых норм особенности публичных субъектов, установленные в том числе бюджетным законодательством, а при формировании и исполнении бюджета - наличие у публичных субъектов гражданских прав и обязанностей 1 См.: Голубцов В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. 2006. № 9. .
Кстати, по Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета) составляющего казну Российской Федерации» утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.
К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации кроме средств федерального бюджета Пенсионного фонда Государственного резерва Алмазного фонда социального страхования других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации уставного капитала и иного имущества Банка России включая золотовалютные резервы относится движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр и все что прочно связано с землей в том числе здания сооружения объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом.
Таким образом к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:
- а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
- б) участки леса недр водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
- в) недвижимое имущество в том числе:
- - здания строения сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
- - объекты инженерного и коммунального назначения;
- - бесхозное имущество (на период установления собственника);
- - имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
- г) движимое имущество в том числе акции (доли вклады) хозяйственных обществ и товариществ находящееся в федеральной собственности;
- д) имущественные права в том числе права на объекты интеллектуальной собственности полученные за счет средств федерального бюджета;
- и) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество в том числе переданное в пользование аренду залог и по иным основаниям выморочное имущество.
При этом на законодательном уровне перечень устанавливающий исчерпывающий состав имущества составляющего государственную казну Российской Федерации и подлежащего государственному учету ведению и распоряжению не определен.
В отсутствие нормативных актов устанавливающих перечень имущества казны документами Росимущества имущество составляющее казну определено как недвижимое имущество (без земельных участков) не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в состав которого входит имущество ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий включающее в себя объекты нежилого назначения изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте) и объекты жилого фонда подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения помещения (жилые и нежилые) сооружения в том числе: взлетно-посадочные полосы дороги причальные стенки инженерно-технические коммуникации объекты незавершенного строительства выморочное имущество.
Введение.
В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество), включенные в казну, составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество (активы казны), принадлежащее Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Имущество казны России, составляющее основу национального богатства, является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и, в основном, обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета) и возможностями по пополнению (формированию) таких активов.
Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны казна рассматривается как хранилище имущества, и данная трактовка казны приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. Второе значение института казны - система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам, основное назначение которой - перераспределение государственных активов. В такой системе происходит формирование (аккумулирование) активов, поступающих из различных источников, для дальнейшего их использования в интересах государства. При этом формирование казны осуществляется, в основном, органами государственной власти различных уровней, на которые возложены функции приобретения, инвентаризации, учета, оценки, хранения, контроля, передачи в хозяйственное пользование и оперативное управление, приватизации, ликвидации соответствующих видов активов. Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций), которые, в свою очередь, группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования. При формировании активов казны можно выделить следующие процедуры: оценка текущего состояния казны и прогноза ее изменения, выработка политики по формированию казны, нормативно-правовое обеспечение формирования казны, информационное обеспечение и ведение баз данных по активам. В составе перечисленных процедур, а также в качестве самостоятельных единиц при формировании казны используются отдельные операции, такие как операции учета, оценки, инвентаризации, хранения и т. п.
1. Теоретические аспекты государственной казны России.
1.1. Понятие, сущность, цели и задачи государственной казны.
В гражданском кодексе РФ дается следующее определение государственной казны – «Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» 1 .
В казну поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РФ, республикой в составе РФ, автономной областью, автономным округом, краем, областью в соответствии с законом.
Сущность государственной казны наиболее полно проявляется в ее функциях:
1. Воспроизводственная функция. Проявляется в том, что посредством
расходов из государственной казны обеспечивается финансирование различных мероприятий, отраслей экономики публично-правового образования, образуются доходы отдельных категорий граждан. Государственное казенное имущество в целом позволяет вступать публичному субъекту в экономические отношения, инициировать и создавать благоприятные условия для функционирования как государственного, так и негосударственного сектора экономики.
2. Социальная функция. Осуществляется в связи с финансированием социально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государственной казны производит опосредованный социальный эффект, заключающийся в сохранении и создании новых рабочих мест.
3. Функция капитализации. Реализуется при поступлении в государственную казну ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ.
4. Инвестиционная функция. Выражается в том, что государственная казна может выступать инструментом проведения инвестиционной политики публично-правового образования (обеспечительная мера).
5. Организационная функция. Проявляется в обеспечении деятельности органов государственной власти публичного субъекта, государственных унитарных предприятий и учреждений.
6. Гарантийная функция. Выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и т.д.).
7. Правовая функция. Обусловливает возможность непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
Социально-экономическая сущность института имущества казны проявляется в задачах управления, в реализации которых она должна участвовать:
рост социально-экономического уровня жизни населения;
пополнение бюджетов соответствующих уровней;
Развитие конкуренции и поддержки предпринимательства;
Учет и нахождение хозяина бывшего «ничейным» или низкоэффективного государственного имущества;
Вывод общественных ресурсов из теневой экономики.
Институт имущественной казны как элемент хозяйственной структуры государства
должен базироваться на социально-экономической политике государства. Усиление его значимости будет способствовать стабилизации и росту экономики, активному участию в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Для придания имуществу казны социально-экономической сущности реального ресурса необходимо:
четкое разграничение и юридическое закрепление прав собственности за субъектами общества, в том числе общественно-правовыми образованиями;
учет потенциального имущества, который должен производиться на основе социально-экономической экспертизы, определяющей реальную ценность и перспективу включения его в экономический оборот или постановки на баланс органов социального блока. Необходим ступенчатый (поэтапный) метод учета и освоения потенциального имущества.
Кроме того, формирование казны как инструмента, позволяющего решать социально-экономические задачи, предусматривает вложение средств для придания объектам имущества товарного вида в целях передачи правомочий собственности на имущество казны, как субъектам государственных предприятий, учреждений, так и частным организациям социального блока.
При этом основными задачами в отношении государственной собственности являются:
поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнения функций государства;
переход к новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необходимым функциям государства;
качественное повышение эффективности управления федеральной собственностью с целью существенного увеличения доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения выполнения государственных функций и временно находящегося в федеральной собственности.
1.2. Структура государственной казны России.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов, относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то, что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года, что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации», утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)» 1 .
К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации, кроме средств федерального бюджета, Пенсионного фонда, Государственного резерва, Алмазного фонда, Фонда социального страхования, других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации, уставного капитала и иного имущества Банка России, включая золотовалютные резервы, относится движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Таким образом, к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:
а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
в) недвижимое имущество, в том числе:
Здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
Объекты инженерного и коммунального назначения;
Бесхозное имущество (на период установления собственника);
Имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
г) движимое имущество, в том числе акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в федеральной собственности;
д) имущественные права, в том числе права на объекты интеллектуальной собственности, полученные за счет средств федерального бюджета;