Если истец или ответчик прошел по всем ступеням российской судебной системы, но так и не смог добиться справедливости, последняя возможность отстоять собственные интересы – надзорная жалоба по гражданскому делу. Она направляется в высший орган юстиции – Президиум Верховного суда. Если эта инстанция не удовлетворит требования гражданина, далее защита прав будет возможна только через международные институты. Чтобы добиться своего, нужно составить обращение максимально грамотно и по форме, и по содержанию.

Кто вправе подать жалобу?

Согласно положениям ст. 391.1 ГПК РФ, подать обращение в ВС РФ в порядке надзора имеют право следующие категории граждан:

  • истец и ответчик по судебному делу;
  • третьи лица, если несправедливое решение суда нарушает их права и интересы;
  • прокурор, если он представлял обвинение в ходе разбирательств;
  • государственные структуры, если решение суда нарушило интересы широкого круга лиц.

Если надзорная жалоба по административному делу подается не участниками разбирательства, а третьими лицами, последним нужно объяснить в тексте документа, как именно пострадали их интересы.

Сроки направления обращения

Жалоба в надзорную инстанцию имеет следующие особенности:

  • она направляется в высшую инстанцию правосудия – Верховный суд;
  • ее можно готовить, когда решения апелляционной и кассационной инстанции вступили в законную силу;
  • ее вправе направлять исключительно лица, оговоренные в ст. 391.1 ГПК РФ.

Срок подачи надзорной жалобы ограничен действующим законодательством. Заинтересованная сторона вправе подготовить обращение в ВС РФ в трехмесячный период с даты вступления в силу обжалуемого постановления суда.

Если заинтересованная сторона пропустила «дедлайн» по уважительным причинам, например, из-за тяжелой болезни или длительной командировки, сроки можно восстановить. Для этого вместе с жалобой подается ходатайство о продлении периода. ВС РФ вправе отклонить его или ответить положительно.

Cоставление обращения в Верховный суд

Подготовить грамотное обращение в ВС РФ способен только человек, знакомый с нормами права и имеющий четко аргументированную позицию. Недостаточно просто копировать образец надзорной жалобы, представленный в интернете, нужно детально разобраться в ситуации и выстроить собственную стратегию.

В тексте документа можно опираться на один из двух моментов:

  • неправильное толкование судами нижестоящих инстанций норм действующего права, отказ учесть последние коррективы и изменения в законодательстве;
  • несоблюдение процессуальных норм, указанных в ГПК РФ, АПК РФ и других НПА.

Требования к содержанию жалобы изложены в ст. 391.3 ГПК РФ. В статье указано, что документ должен содержать:

  • наименование судебной инстанции-получателя;
  • ФИО и адрес прописки заявителя и иных лиц, участвующих в деле;
  • наименования судов нижестоящей инстанции, рассматривавших дело ранее, описание сути принятых ими решений;
  • сведения об обжалуемом постановлении суда;
  • перечень аргументов, позволяющих требовать пересмотра ранее принятых решений;
  • изложение конкретных требований автора-составителя (например, отменить ранее принятые решения и взыскать с ответчика неустойку за несоблюдение договорных обязательств);
  • список прилагаемых документов-подтверждений;
  • дата составления.

Готовый документ заверяется подписью гражданина или его законного представителя. Во втором случае к жалобе обязательно прикладывается доверенность, подтверждающая его полномочия. Необходимо соблюдать правила делового стиля и следить за аргументированностью и грамотностью изложения позиции заявителя.

Образец надзорной жалобы:

Принятие к рассмотрению

Готовое обращение передается получателю – в ВС РФ. Судьи могут принять относительно поступившего документа одно из трех решений:

Возврат без рассмотрения по существу

Решение о возвращении принимается в 10-ти-дневный срок. Причины для его принятия следующие: нарушение сроков написания жалобы, несоблюдение подсудности, требований к форме или содержанию, подпись неуполномоченного лица на документе, пожелание автора бумаги отозвать ее.

Отказ от рассмотрения жалобы на заседании суда

Решение принимается, если после изучения материалов обращения специалисты ВС РФ не видят оснований для пересмотра принятого ранее судебного решения.

Передача документа для рассмотрения на судебном заседании

Согласно ст. 391.6 ГПК РФ, на предварительное рассмотрение жалобы и принятие решения об отказе или передаче в производство отводится не более 2-х месяцев.

Порядок рассмотрения жалобы в ВС

Если надзорная жалоба передается в производство, Верховный суд назначает время и место проведения заседания. Об этом извещаются все участники разбирательства, им направляются копии обращения инициатора процесса. Если никто не явится на слушания, они все равно состоятся. Однако посещение заседания в интересах участников, т.к. они вправе давать собственные комментарии.

Слушания начинаются с выступления судьи-докладчика, который рассказывает об обстоятельствах дела, излагает аргументы из жалобы, текст решений судов нижестоящих инстанций. Затем слово дается иным участникам процесса, которые вправе высказать свои пояснения и возражения. Первым всегда выступает автор жалобы.

В конце заседания судьи принимают постановление, которое оглашается участникам заседания. В нем указывается название суда, дата и место принятия, данные об отменяемых решениях, выводы ВС РФ и объяснение их мотивов.

Подача надзорной жалобы – это способ отстоять собственную правоту, если нижестоящие инстанции приняли несправедливые решения. Чтобы ВС РФ встал на сторону обратившегося, нужно соблюсти требования к форме и содержанию заявления, тщательно аргументировать излагаемую позицию.

Последней возможностью отменить судебный акт является надзорная жалоба по гражданскому делу. После рассмотрения этого документа вероятность отменить решение суда, вступившее в силу, крайне мала.

Рассматривает надзорную жалобу высший судебный орган – Президиум Верховного Суда РФ. Затем защитить свои права можно только в международных судах, например, Европейском по правам человека и т.п. Или по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Составить надзорную жалобу самостоятельно возможно при четком понимании материальных норм, которые составят основу жалобы. И процессуальных требований ГПК, при нарушении которых возможна отмена ранее вынесенных судебных решений. Мы разместили общие рекомендации. Дополнительные вопросы читатель может задать дежурному юристу сайта.

Пример надзорной жалобы по гражданскому делу в Верховный Суд РФ

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации

адрес: 690000, г. Владивосток, пер. Морской, д. 24, кв. 3,

тел. 8 900 023 000

адрес: 690000, г. Владивосток, пр. Ленина, д. 3,

тел/факс 8 253 9378556

в рамках дела № 2-48795/2020

Решением Первореченского районного суда г. Владивостока от 24.12.2020 г. по гражданскому делу № 2-48795/2020 частично удовлетворены требования истца о признания права собственности на квартиру. В удовлетворении требования о взыскании неустойки за нарушение срока исполнения обязательства по передаче квартиры суд отказал.

Апелляционное определение Приморского краевого суда от 12.03.2021 г. вынесено но основании поданной мной . Решение первой инстанции апелляционный суд оставил без изменения. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.06.2021 г. постановило оставить судебные акты в силе.

С судебными решениями и постановлениями я не согласна по следующим причинам.

15.01.2019 г. мной заключен договор уступки права (требования) с Чихладзе Н.К., который к этому времени денежные средства по договору долевого участия полностью выплатил. Следовательно, в соответствии со ст. 384 ГК РФ, ко мне перешли все принадлежащие Чихладзе Н.К. права. Которые принадлежали ему в соответствии с договором с Застройщиком (Ответчиком). При этом, поскольку к этому моменту Застройщик уже обязан был сдать дом и передать мне квартиру, ко мне перешло и право требовать . Моя позиция подтверждается положениями действующего законодательства: Гражданским кодексом и Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ. Принятыми в рамках дела судебными актами нарушено единообразие в толковании и применении материальных норм права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 391.1, 391.9 ГПК РФ,

  1. Отменить определение Судебной коллегии по гражданским делам от 05.06.2021 г.
  2. Направить дело на новое рассмотрение в части взыскания с Ответчика неустойки за нарушение срока исполнения договорного обязательства.

Приложение:

  1. Копия надзорной жалобы;
  2. Квитанция об уплате ;
  3. Копия решения Первореченского районного суда г. Владивостока;
  4. Апелляционное определение Приморского краевого суда;
  5. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ;

Аванесова О.В. 04.09.2021 г.

Как составляется надзорная жалоба в Верховный Суд

До обращения в суд в порядке надзора заявитель, как правило, уже проходит такие стадии обжалования, как и . Но надзорная жалоба имеет свои особенности. Один факт ее подачи не означает, что суд ее рассмотрит.

При подготовке документа важно соблюдать формальные требования, такие как:

  • указать наименование судебного органа, куда адресуется жалоба;
  • привести полное наименование заявителя (ф.и.о. или наименование организации с указанием ОГРН и ИНН, адрес проживания, телефоны) и его процессуальный статус в деле;
  • указать всех лиц, участвующих в деле, с адресами их местожительства и телефонами для связи;
  • изложить краткое содержание судебного решения по делу и отразить перечень всех постановлений суда, вынесенных в ходе обжалования;
  • отразить, какие именно судебные акты обжалуются и почему;
  • окончание надзорной жалобы содержит просьбу к суду: или отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, или изменить судебные акты без нового рассмотрения.

Содержание надзорной жалобы по гражданскому делу

Надзорная жалоба по гражданскому делу должна быть мотивированна. И содержать сведения о том, какие права юыли нарушены ранее вынесенными судебными актами. Это:

  • права человека и гражданина, которые закреплены общепризнанными международными принципами права, содержатся в международных источниках права или в Конституции РФ;
  • права и интересы неопределенного круга лиц;
  • публичные (государственные) интересы;

Или нарушена сложившаяся практика толкования или применения норм права.

Таким образом, содержание надзорной жалобы должно отражать наличие одного из вышеуказанных обстоятельств. Т, безусловно, ссылки на нормы материального и процессуального права.

Подача надзорной жалобы в Верховный Суд РФ

Процедура обжалования в порядке надзора предполагает обращение надлежащего заявителя непосредственно в Президиум Верховного суда. Принимаются к производству жалобы на следующие судебные акты:

— вынесенные по результатам рассмотрения судом субъектов РФ в первой инстанции, с условием их в Верховном суде РФ (например, об оспаривании нормативных правовых актов субъекта РФ);

— дела, разрешенные по существу Верховным судом РФ в качестве суда первой инстанции (с условием о прохождения стадии апелляционного обжалования);

— апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам или Апелляционной коллегии ВС РФ;

Надзорную жалобу необходимо направить в суд до истечения 3 месяцев с даты вступления в силу последнего вынесенного по делу судебного постановления.

В суд надлежит отправить не только жалобу, но и заверенные судом копии судебных актов всех инстанций. Это должны быть не просто копии, полученные заявителем с использованием технических средств. А документы, которые заявитель получит в суде. С гербовой печатью и удостоверением верностью копии сотрудником суда. Копии жалоб и приложений к ней направляются в Суд в количестве, необходимом для лиц, участвующих в деле.

Судебный надзор является самой последней инстанцией, в которой можно обжаловать вступившее в силу решение, вынесенное судами первоначально, а после пересмотренное в порядке кассации и апелляции. А потому судебное решение, принятое в порядке надзора, пересмотру уже не подлежит.

Основания

Основаниями подачи надзорной жалобы по гражданскому делу в вышестоящий судебный орган должны являться:

Судебный надзор является самой последней инстанцией, в которой возможно обжаловать вступившее в силу решение, вынесенное судами первоначально, а после пересмотренное в порядке кассации и апелляции. А потому судебное решение, принятое в порядке надзора, пересмотру уже не подлежит.

Жалобы в порядке надзора рассматриваются исключительно Верховным судебным органом РФ.

Основания

Подача надзорной жалобы по гражданскому делу в вышестоящий судебный орган должны сопровождаться следующими основаниями:

  • нарушенные свободы и права гражданина, которыми он наделен Конституцией РФ, международными и иными законными актами (это может быть истец, ответчик и иные участвующие лица судебного процесса),
  • нарушенные публичные, общественные интересы широкого круга граждан,
  • неверное истолкование и применение судьями норм российских законных актов.

Рассмотрение

Надзорная жалоба по гражданскому делу разрешается в следующем порядке. Если она подана без нарушений, то поступит на рассмотрение к одному из судей Верховного органа. В противном случае будет возвращена заявителю без рассмотрения. Судья изучает представленные документы, анализирует изложенные в иске доводы и при необходимости запрашивает судебное дело, которого касается жалоба. В итоге он выносит одно из определений: о передаче прошения в Президиум Верховного Суда или об отказе ее туда направить.

Судебный Президиум также изучает жалобу, представленные документы, другие материалы и назначает судебное рассмотрение. Когда кто-то из вызванных не является в суд, это не помешает вынести решение. Принимается оно путем голосования: утверждается то, что поддержано большим количеством голосов.

Как написать

Образец надзорной жалобы по гражданскому делу мало отличается от обычного судебного иска. В ней указываются:

  1. наименование суда,
  2. личные и контактные данные просителя,
  3. сведения о других участвующих лицах,
  4. указание всех судебных органов, ранее выносивших решения по этому делу,
  5. перечисление имеющих судебных постановлений и их суть, какое право они нарушают,
  6. изложение прошения,
  7. дата, подпись.

Документы

В надзорную инстанцию вместе с жалобой нужно представить документы:

  • паспорт просителя,
  • копии всех существующих судебных постановлений по делу,
  • доверенность, если от лица просителя действует представитель,
  • квитанция об уплате госпошлины (в 2015 году для гражданина - 300 рублей, для организации - 6000 рублей),
  • иные документы.

Все их следует представить в количестве экземпляров, равному количеству участвующих лиц.

Сроки

Предельный срок подачи надзорной жалобы - 3 месяца после приобретения судебным актом законной силы.

Срок ее рассмотрения - 2 или 3 месяца, в зависимости от того, запрашивалось ли гражданское дело. Может быть продлен Председателем ВС РФ до 2 месяцев.

На рассмотрение прошения в Президиуме также дается не более 2 месяцев.

Решения

Президиум ВС РФ по результатам рассмотрения жалобы принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет прошение и направляет дело на новое рассмотрение,
  • пересматривает дело и выносит решение,
  • оставляет жалобу без удовлетворения, а прежние решения судов или хотя бы одно из них - без изменения,
  • прекращает дело,
  • оставляет без рассмотрения жалобу, поданную с нарушениями.

Надзорная жалоба в Президиум Верховного Суда на решение городского суда и кассационное определение Верховного суда об отказе исковых требований о признании частично недействительным договора приватизации, признании недействительным договора купли-продажи и выселении.

В Президиум Верховного Суда _____________

По иску:
________________________________________

НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА
на решение __________городского суда от __________г. (дело №________) и кассационное определение Верховного суда ____от _____г. (дело №_____).

Решением ___________городского суда ___________от ___________года нам было отказано в удовлетворении исковых требований к ________________, _______________о признании частично недействительным договора приватизации, признании недействительным договора купли-продажи и выселении.
Кассационным определением Верховного суда ____ решение ______________городского суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Считаю, что указанные судебные акты являются незаконными и необоснованными, вынесены с грубыми и многочисленными нарушениями норм материального и процессуального права. При рассмотрении дела суды обеих инстанций не исследовали существенные обстоятельства дела, а выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, противоречат фактическим обстоятельствам дела.

1. Решение суда первой инстанции вынесено с многочисленными грубыми нарушениями норм ГПК РФ, что привело к вынесению незаконного решения, а выводы суда противоречат нормам законодательства материального права.

Года______________. по договору приватизации № _________ с фирмой ___________________ в лице директора ________________________________на основании распоряжения главы администрации ___________________г. получает в собственность квартиру, находящуюся по адресу г.__________________________.
Мы считаем, что данный договор приватизации является частично недействительным и нарушает права несовершеннолетнего __________________и _________________по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна. Данный договор был заключен с грубыми нарушениями жилищного законодательства.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на тот момент, несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, имеют равные права, вытекающие из договора найма, и в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.
Кроме того в соответствии с ч.2 ст.7 Закона РФ от 04.07.1991г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
В договор приватизации от ____________г. № ___ несовершеннолетние дети (_________________________) не были включены, не смотря на то, что оба ребёнка в паспорт ____________были вписаны.
Выводы суда первой инстанции о том, что дети___________. -____________- были зарегистрированы и проживали в квартире __________________________, а значит не имели права на включение в приватизацию противоречат нормам закона.
Вышеуказанная ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» специально выделяет, что в договор передачи жилого помещения в собственность включаются также и несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

В соответствии с положениями Семейного кодекса РФ отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей и не могут осуществлять их в противоречии с интересами детей.
Согласно ч.2 ст.37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав.
Таким образом, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями несовершеннолетних лишь при наличии разрешения органа опеки и попечительства. Никакого разрешения указанного органа получено не было.
Следовательно, дети должны были быть вписаны в договор приватизации, в противном случае необходимо было разрешение органа опеки и попечительства на не включение детей в приватизацию.
Почему фирма ________________ в лице директора __________________________________ выкидывает из приватизации двух несовершеннолетних детей остаётся непонятным.

Фактически суд первой инстанции, включая органы опеки и попечительства, прокурора и адвоката безвестно отсутствующего _________________ уклонились от выяснения данного вопроса. Он очень поверхностно исследовал все обстоятельства, тем самым нарушив процессуальные нормы о полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.

2. В тот же день _____________ г. заключается договор купли-продажи спорной квартиры между ____________. и ___________
Данная сделка также совершена с нарушением требований законодательства.
В силу ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.
Поскольку ____________ и _____________ на момент приватизации имели равное с _________________ право на квартиру, он мог производить ее отчуждение лишь с согласия органов опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна. А так как обе сделки не соответствуют требованиям закона мы считаем, что они недействительны как ничтожные.
Все приведённые в настоящей жалобе доводы были озвучены при рассмотрении дела, однако большая часть из них не нашла отражения в решении суда первой инстанции.

3. Кассационная инстанция согласилась со всеми доводами суда первой инстанции, бездоказательно воспроизведя в своем постановлении решение суда первой инстанции.
На основании изложенного, считаю, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, которые выразились в нарушении и неправильном применении норм жилищного законодательства и Гражданского кодекса РФ, нарушении требований ГПК РФ об объективном, всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела. Выводы судов противоречат нормам законодательства. В связи с изложенным и в соответствии со ст.ст. 376, 377 ГПК РФ,

1. Решение ________ городского суда от _________________ года и кассационное определение Верховного суда ______ по иску ________________ в интересах несовершеннолетнего ____________________ и ______________ к _______________________________ о признании частично недействительным договора приватизации, признании недействительным договора купли-продажи и выселении отменить полностью.
2. Не передавая дело на новое рассмотрение принять новое судебное постановление.

Приложение: копии надзорной жалобы; копия решения от ______.; копия кассационного определения.

_____________.______________

_____________. _______________

«_____»________________ 20___года

В Президиум Верховного Суда РФ

121260, Москва, ул. Поварская, 15

От: ___________________________

(ФИО полностью, адрес)

Лица, участвующие в деле:_______

(ФИО полностью, адрес

всех участников дела)

НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА

(по гражданскому делу)

"___"_________ ____ г. _________ (наименование всех судов) было вынесено

судебное постановление _________ (наименование всех судебных постановлений,

во всех инстанциях, вынесенных по гражданскому делу) по гражданскому делу по

иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________

(указать сущность исковых требований).

Судебным постановлением _________(указать, как разрешено дело).

Считаю, что при вынесении судебного постановления были существенно нарушены

нормы материального и процессуального права _________ (указать процессуальные и

материальные нормы права, нарушенные при рассмотрении дела).

Судебное постановление нарушает _________ (указать, какие нарушения допущены

при вынесении судебного постановления; как нарушены права и свободы гражданина,

гарантированные Конституцией РФ; общепризнанные принципы и нормы международного

права; иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 391.1 - 391.13

Гражданского процессуального кодекса РФ,

1. Передать надзорную жалобу с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании

Президиума Верховного суда РФ.

2. Отменить ____________ (наименование судебного постановления) от "___"_________ ____ г.

по гражданскому делу по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика)

о _________ (сущность исковых требований).

Перечень прилагаемых к жалобе документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

1. Копия надзорной жалобы.

2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Копия решения (определения) суда _________ (наименование суда первой инстанции),

заверенная судом.

4. Копия апелляционного определения _________ (наименование суда апелляционной инстанции),

заверенная судом.

5. Копия кассационного постановления (определения) _________ (наименование суда

кассационной инстанции), заверенная судом.

Дата подачи жалобы "___"_________ ____ г. Подпись заявителя: _______

В Судебную коллегию Верховного суда РФ

по гражданским делам.

Адрес:121260, г. Москва, ул. Поварская, 13.

Заявитель: Иванов Иван Иванович,

Адрес: 665717. Иркутская обл.,

г. Братск, ул. Дружбы, д. 10, кв.10.

Ответчик: Открытое Акционерное Общество

«РУСАЛ Братский Алюминиевый завод».

Адрес: 665716. ОАО «РУСАЛ Братск».

НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА

(в Судебную коллегию Верховного суда РФ по гражданским делам)

На определение иркутского областного суда от 03.08.2010 года. И решение Братского

городского суда РФ от 26.04. 2010 года.

26.04. 2010 года решением Братского городского суда РФ в иске Иванова И.И.

к ответчику ОАО «РУСАЛ Братск» о восстановлении на работе, оплате вынужденного

прогула и компенсации морального вреда отказано (Приложение №1).

01.05.2010 года определением судебной коллегии по гражданским делам иркутского

областного суда РФ решение оставлено без изменений (Приложение №2), а представление

прокурора без удовлетворения (Приложение №3).

Заявитель надзорной жалобы с решением Братского городского суда РФ от 26.04. 2010 года

и определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда РФ

от 03.08.2010 года не согласен, считает их вынесенными существенными нарушениями закона.

Согласно решению суда, увольнение по п.8 ст.77 ТК РФ произведено правильно, в

соответствии с законом и соблюдением норм трудового законодательства. Суд в своём

решении суд сослался на приказа Минздравпрома РФ от 14.03.1996 года №90 «О порядке

проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и

медицинских регламентах допуска к профессии», следовательно суд посчитал, что

комиссия КЭК МУЗ ГБ №1 г.Братска вправе была давать заключение о профессиональной

пригодности. Суд также сделал вывод, что вакансия дворника была противопоказана истцу.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда РФ

по делу установлено, что заключение КЭК было выписано на основании приказа Минздравпрома РФ

от 14.03.1996 года №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских

осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», и соответствует

требованиям ст.49 "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ

ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН". Суд установил, что вакансия дворника была противопоказана истцу

по медицинскому заключению. Суд сделал вывод, что увольнение на основании заключения

МСЭК не заслуживает внимания.

Однако всё выше перечисленное не соответствует действительности.

Увольнение по п.8 ст.77 ТК РФ возможно только на основании заключении МСЭК.

Ответчик (работодатель) данного заключения не предоставил.

При этом грубо нарушена Конституция РФ ст.55 пункт 3. Права и свободы человека и

гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой

это необходимо в целях защиты здоровья.

Согласно ФЗ "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ

ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН"

Статья 21. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных

заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и

организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным

органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении

на работу и периодические медицинские осмотры.

Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего

переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к

выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной

с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения

медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и

может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов

профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной

опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области

здравоохранения и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и

периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных

законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Суд неправильно применил ст.49 "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН".

Данный факт подтверждает ответ главного специалиста Министерства здравоохранения

и социального развития РФ (Том-1 Лд-40).

Также нарушено международное право. Россия несет обязательства в силу факта членства

в Международной Организации Труда и присоединения к его уставу по четырём

основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ от 18 июня 1998 года.

Международная конференция труда: ст.2.

d) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Согласно п.1 ст. 6 Конвенции МОТ 158 временное отсутствие на работе в связи с

болезнью или травмой не является законным основанием для увольнения, которая

применяется в развитие принципа о недопустимости дискриминации работников с временной

нетрудоспособностью, который закреплен в Декларации МОТ об основополагающих

п.8 ст.77 ТК РФ требует доказывания наличия стойкой утраты трудоспособности работником,

что подтверждается заключением МСЭК".

Нарушено Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2

"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"

п.31. В случае расторжения трудового договора по подпункту "а" пункта 3 статьи 81 ТК РФ

работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что

состояние здоровья работника в соответствии с медицинским заключением препятствовало

надлежащему исполнению им своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду

что, если работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности, однако

обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении

другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для

при отказе работника от перевода на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по

состоянию здоровья, либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор

с работником прекращается в соответствии с пунктом 8 статьи 77.

п.60. Работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного

порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

Ответчик не смог предоставить доказательства, подтверждающие то обстоятельство,

что состояние здоровья истца препятствовало надлежащему исполнению своих трудовых

обязанностей. Так как истец надлежащим образом исполнял свои трудовые обязанности.

В соответствии с 224 ТК РФ была вакансия дворника не противопоказанная мне по состоянию

здоровья. Это подтверждает справка условий труда, предоставленная ответчиком (Том-1 Лд-30).

Суд так же отказал в истребовании доказательств по делу тем самым лишил истца возможности

доказать свою правоту, чем существенно ограничил процессуальные права, связанные с

предоставлением доказательств (Том-1 Лд-44).

Суд в своём решении прямо сослался и сделал вывод на основании Приказа Минздравмедпрома РФ

ПРОФЕССИИ" и он был один и единственный довод о полномочиях комиссии КЭК.

Указанные причины подтверждали обоснованность заявленного истцом ходатайства (Том-1 ЛД-50).

Соответчик МУЗ ГБ №1 предоставил в суд приказ №90 (том-2 Лд 94-109)

в качестве доказательства своих полномочий. И в соответствии этим приказом теперь

врачебная комиссия может состоять из двух, одного или вообще без членов комиссии,

так как законодательство это не регламентирует. Также данная комиссия вправе выписывать

несуществующие противопоказания к работе, тем самым нарушив моё законное право

на труд. А с такими противопоказаниями к работе выписанными комиссией ВКК (КЭК)

противопоказан труд в запылённых, загазованных цехах, в контакте с раздражающимися,

аллергизирующимися веществами, с переохлаждением. Сроком на 1 год. Невозможно

найти работу, ответ с центра занятости (Приложение №11)! В приказе Минздравмедпрома РФ

от 14.03.1996г. №90 "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ

МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ ДОПУСКА К

ПРОФЕССИИ" таких противопоказаний нет.

Ответ Минюста РФ говорит о том что, Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 года

№90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров

работников и медицинских регламентах допуска к профессии» данный акт не содержит

правовых норм (письмо Минюста РФ от 27.12.1996г.№07-02-1376-96). (Приложение №26).

Следовательно, данный приказ не даёт никому никакого права выдавать медицинские

заключения с противопоказаниями к работе.

Нарушена Конституция РФ п.2.ст.90. Указы и распоряжения Президента Российской

Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ.

УКАЗ Президента РФ от 23.05.1996 N 763. Пункт 10.

ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ"

п.10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов

и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или

сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию , а также

последствий , как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования

соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и

организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В суде не было подтверждено ни одного довода ответчиков. Соответчик МУЗ ГБ №1 не смог

доказать, что у меня (Истца) были какие-либо хронические заболевания и противопоказания

к работе, которые бы препятствовали моей работе. Это подтверждает Заключение №1817

клиники НИИ медицины труда и экологии человека г.Ангарска (Приложение №12), и дополнения

к заключению №1817 клиники НИИ медицины труда и экологии человека г.Ангарска. (Приложение №13).

Консультативное заключение, от 04.11.2003г. КВД г.Иркутска. (Приложение №14).

Консультативного заключения от 09.12.2003г. Областного КВД г.Иркутска. (Приложение №15).

Заключение судмедэкспертизы (Приложение №18).

Полномочия выдавать медицинское заключение и какие-либо другие документы с

противопоказаниями к работе никто не подтвердил, ни Главное управления здравоохранения

Иркутской области (Приложение №16), ни главный специалист по Клинико-экспертной

работе Иркутской области (Приложение №17).

Также судья отказалась рассматривать заявление об отводе судьи от 23.04.2005 года (Приложение №22),

Указанные причины подтверждают обоснованность моей жалобы.

В связи с этим считаю, что в удовлетворении моей жалобы, было отказано без достаточных к тому оснований.

Без устранения данной судебной ошибки имевшей место в ходе предшествующего

разбирательства и повлиявшего на исход дела, невозможно восстановления и защиты

существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов. Что и подтвердила в своём

представлении прокуратура. Судебным решением грубо нарушено моё право на труд.

Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что

оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление

в правах. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 2,15,17, 18,37, 45,46).

1) выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании;

2) суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда;

3) выводы суда, изложенные в решении, содержат существенные противоречия, которые

повлияли на решение суда.

В результате нарушаются принципы состязательности и равноправия сторон

(ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных положений, судебное решение подлежит пересмотру, если есть

сведения что, в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения,

повлиявшие на исход дела.

Ошибочное судебное решение не может рассматриваться, как справедливый акт и должно

быть исправлено. Цель исправления судебных ошибок, служит основанием для пересмотра

решений судов. Лишение права оспаривать судебные ошибки, явно умаляет достоинство

личности. А в силу ст. 21 Конституции РФ ничто не может быть основанием для его умаления.

Поскольку такое решение не отвечает требованиям справедливости.

Таким образом, при вынесении решения по делу Братский городской суд РФ и Судебная

коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда РФ сделало выводы с

существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Кроме того,

указанное судебное решение и определение нарушают единство судебной практики и

законности, в связи, с чем подлежат отмене в надзорной инстанции:

1) Суд не применил закон, подлежащий применению;

2) Неправильно определил обстоятельства, имеющие для дела;

3) Нарушил статью подлежащею применению ст.55 пункт 3. Конституции РФ, ст.21

ФЗ "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН",

ст.224 ТК РФ, то есть нарушил норму материального и процессуального права (п.п.1,4ст.364,

п.п.1,2,3. ст. 363 ГПК РФ) что привело к неправильному разрешению дела;

4) Нарушил Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2

"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" п.31.,60;

5) Нарушена Конституция РФ п.2.ст.90. Указы и распоряжения Президента Российской

Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ;

6) Нарушен Указ Президента РФ от 23.05.1996г. №763 «О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ

И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ», пункт. 10;

8) Нарушена ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" ст. 23.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые

и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы:

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 391.1. - 391.13. ГПК РФ

1) Решение Братского городского суда от 26.04. 2010 года отменить.

2) Определение Иркутского областного суда от 03.08.2010 года отменить. И направить на новое рассмотрение.

Приложение:

3) Копия справки Врачебно-Консультационной комиссии от 02.12.2002года. (Том-2 Лд-22).

4) Копия приказа об увольнении от 13.01.2003 года. №24/лс. (Том-2 Лд-21).

5) Копия заключения №1817 клиники НИИ медицины труда и экологии человека гАнгарск. (Том-2 Лд-35).

6) Копия дополнения к заключению №1817 клиники НИИ медицины труда и экологии человека

г.Ангарск от 20.01.2004года. (Том-1 Лд-60).

7) Копия ответа из Минюста РФ по приказу №5 (Том-2 Лд- 188).

8) Копия определение от 26.07.2006 года. Отказано в истребовании доказательств. (Том-2 Лд-197)

9) Копия жалобы для ответчика.

Иванов Иван Иванович/______________/ «___» июня 2006г.

(подпись)

"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"

Статья 391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Статья 391.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Статья 391.3. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

5. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

6. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Статья 391.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями третьей - шестой статьи 391.3 настоящего Кодекса;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью второй статьи 391.1 настоящего Кодекса.

2. Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 391.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 - 391.3 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 391.10 настоящего Кодекса.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Статья 391.13. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

2) дата и место принятия постановления;

3) дело, по которому принято постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

7) выводы Президиума Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

8) мотивы, по которым Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Статья 391.14. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.