Страница 4 из 7

§ 4. Присвоение классных чинов, воинских званий работникам органов и учреждений прокуратуры

В соответствии с Федеральным законом о прокуратуре прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры присваиваются классные чины. Эти чины присваиваются в соответствии с должностным положением и пожизненно. Генеральный прокурор РФ вправе присваивать классные чины и иным работникам.
Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659 утверждено Положение о классных чинах, а постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 352 утверждены нормы выдачи и описание знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины.
Классный чин - это специальный служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка. Классные чины присваиваются прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ. Должности, по которым прокурорам и следователям присваиваются классные чины, перечислены в ст. 14-16 Закона о прокуратуре.
Установлены следующие классные чины: действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1, 2 и 3 классов, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1, 2 и 3-го классов, младший юрист.
Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Генеральному прокурору Президентом РФ. Классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов присваиваются Президентом по представлению Генерального прокурора РФ прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование. Первоначальный классный чин, классные чины старшего советника и советника юстиции всем прокурорским работникам органов прокуратуры, а также классные чины прокурорским работникам Генеральной прокуратуры РФ и классные чины прокурорским работникам научных и образовательных учреждений прокуратуры РФ присваивает Генеральный прокурор РФ.
Другие классные чины присваиваются прокурорами субъектов Федерации.
Порядок представления работников органов прокуратуры к присвоению классных чинов определяется приказом Генерального прокурора РФ № 6-11 от 25 декабря 1997 г.
Присвоение классного чина производится в последовательном порядке при положительной характеристике, в соответствии с занимаемой должностью и по истечении срока пребывания в классном чине.
Присвоение классного чина без соблюдения последовательности, но не более чем на один чин выше того, в котором состоит работник, допускается в случаях примерного исполнения им служебного долга и за достигнутые успехи в работе по укреплению законности, а также при выдвижении на высшую должность. Классные чины специалистам органов прокуратуры присваиваются при наличии у них высшего, незаконченного высшего или среднего специального образования или стажа работы по специальности свыше трех лет.
К присвоению первоначального классного чина представляются работники, прошедшие аттестование и имеющие следующий стаж работы в занимаемой должности: прокуроры и следователи, сотрудники институтов Генеральной прокуратуры Российской Федерации - не менее шести месяцев; специалисты, заведующие канцеляриями с высшим, незаконченным высшим или средним специальным образованием - не менее одного года; специалисты, заведующие канцеляриями со средним образованием - свыше трех лет.
Работникам, имеющим высшее юридическое образование и перешедшим на работу в органы прокуратуры из других правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, научных юридических учреждений, учреждений повышения квалификации и правовых служб предприятий, классный чин может быть присвоен с учетом занимаемой должности и квалификации до истечения шести месяцев работы, в соответствии с занимаемой должностью.
Лицам, назначенным на должности прокурора или следователя по окончании юридических факультетов учебных заведений высшего профессионального образования, присваивается классный чин юриста 3 класса.
Лицам, ранее служившим в органах военной прокуратуры, пребывающим в запасе (отставке) и поступившим на работу в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов Федерации, городов и районов, специализированные прокуратуры, а также в научные и образовательные учреждения системы прокуратуры РФ на должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов до старшего советника юстиции включительно, классные чины присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, но не ниже имеющихся у них воинских званий. Лицам, пребывающим в запасе (отставке) и имеющим воинские звания генерал-полковника юстиции, генерал-лейтенанта юстиции, генерал-майора юстиции, классные чины присваиваются в соответствии с должностью, но не ниже чина старшего советника юстиции.
Классные чины и воинские звания находятся в следующем соотношении:

Название чина

Воинское звание

младший юрист

младший лейтенант юстиции

юрист 3 класса

лейтенант юстиции

юрист 2 класса

старший лейтенант юстиции

юрист 1 класса

капитан юстиции

младший советник юстиции

майор юстиции

советник юстиции

подполковник юстиции

старший советник юстиции

полковник юстиции

государственный советник юстиции 3 класса

генерал-майор юстиции

государственный советник юстиции 2 класса

генерал-лейтенант юстиции

государственный советник юстиции 1 класса

генерал-полковник юстиции

действительный государственный советник юстиции

генерал армии

При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их военному званию классные чины, а при определении на военную службу прокуроров и следователей, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.
Уволенным в запас сотрудникам военной прокуратуры при переводе их в территориальные и специализированные прокуратуры первоначальный классный чин присваивается без проведения аттестования, соблюдения установленных сроков и не ограничивается предельно допустимыми по занимаемой должности, за исключением классных чинов, присваиваемых Президентом РФ.
Присвоение очередного классного чина производится по истечении следующего срока пребывания в прежнем классном чине: младшего юриста - 1 год или до получения высшего юридического образования; юриста 3 класса - 2 года; юриста 2 класса - 2 года; юриста 1 класса - 3 года; младшего советника юстиции - 3 года; советника юстиции - 4 года.
Сроки пребывания в чинах старшего советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов не устанавливаются. Присвоение очередного чина этих классов может быть только в случаях повышения в должности и за особые отличия в работе.
Работники органов прокуратуры, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Лишение классного чина может иметь место при увольнении работника из органов прокуратуры за порочащий поступок. В случае совершения работником органов прокуратуры грубых нарушений служебного долга или недостойного поведения он может быть понижен в чине. Восстановление работников в прежнем классном чине производится в порядке аттестования.
Работникам, перешедшим в органы прокуратуры РФ из прокуратур стран СНГ, учитываются только классные чины, присвоенные им Генеральным прокурором СССР в период существования единой системы органов прокуратуры Союза ССР.
Работники органов прокуратуры, имеющие дисциплинарное взыскание, не прошедшие аттестования, к присвоению классного чина не представляются до снятия взыскания, а также имеющие серьезные недостатки и упущения в работе, явившиеся предметом обсуждения на коллегии или оперативном совещании при руководителе прокуратуры или начальниках структурных подразделении, до признания их в аттестационном порядке соответствующими занимаемой должности либо улучшения показателей в работе.
Выписки из приказов о присвоении классных чинов вручаются работникам, помещаются в личное дело и передаются в бухгалтерию для начисления доплат за классный чин.
Причины задержки в представлении к присвоению классных чинов должны быть мотивированы.
Несоблюдение сроков представления работников к присвоению классных чинов в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ рассматривается как нарушение служебных обязанностей, влекущее привлечение виновных к ответственности.
Время нахождения прокурорского работника на военной службе по призыву или контракту в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" засчитывается в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина.
Время учебы прокурорского работника в очной аспирантуре по юридической специальности, а также переподготовка или повышение квалификации с отрывом от службы, если работник был направлен туда из органов или учреждений прокуратуры с сохранением денежного содержания при условии последующего возвращения в эти органы, засчитывается в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина.
Ношение форменного обмундирования разрешается прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, а также лицам, уволенным из органов прокуратуры, за исключением уволенных за совершение порочащих их поступков.
При участии в судебном рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменной одежды обязательно.


Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" .

Размеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

№ п/п

Наименование должности

Должностной оклад
(рублей в месяц)

Ежемесячное
денежное поощрение
(должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы
(в процентах к должностному окладу)

1. Должности категории "руководители"

Высшая группа должностей

Заместитель федерального министра

9004

10,5

150-200

Директор департамента

8287

150-200

Заместитель директора департамента

7967

150-200

2. Должности категории "помощники (советники)"

Высшая группа должностей

Помощник федерального министра

7967

150-200

Советник федерального министра

7967

150-200

3. Должности категории "специалисты"

Главная группа должностей

Начальник отдела

в департаменте

6773

120-150

Референт

6614

120-150

Ведущая группа должностей

Заместитель начальника отдела в департаменте

5897

90-120

Ведущий советник

5818

90-120

Советник

5736

90-120

Ведущий консультант

5658

90-120

Консультант

5578

90-120

Старшая группа должностей

Главный специалист-эксперт

5100

60-90

Ведущий специалист-эксперт

4622

60-90

Специалист-эксперт

4144

60-90

4. Должности категории "обеспечивающие специалисты"

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист
2 разряда

5339

90-120

Старшая группа должностей

Старший специалист
1 разряда

4144

60-90

Старший специалист
2 разряда

4065

60-90

Старший специалист
3 разряда

3985

60-90

Младшая группа должностей

Специалист
1 разряда

3502

до 60

Размеры месячных окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих

Наименование классного чина

Оклад за классный чин
(рублей в месяц)


Федерации 1 класса

2949

Действительный государственный советник Российской
Федерации 2 класса

2790

Действительный государственный советник Российской
Федерации 3 класса

2630

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

2392

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

2232

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

2074

1833

Советник государственной гражданской службы

1675

Советник государственной гражданской службы

1515


Российской Федерации 1 класса

1436

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

1197

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

1117


Российской Федерации 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Степень секретности

Размер надбавки
(в процентах
к должностному окладу)

"Особой важности"

50 - 75

"Совершенно секретно"

30 - 50

"Секретно" (при оформлении допуска с проведением
проверочных мероприятий)

10 - 15

"Секретно" (при оформлении допуска без проведения
проверочных мероприятий)

5 - 10

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны

2012-2013 Министерство здравоохранения РФ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон «горячей линии» Министерства здравоохранения:

8 800 200-03-89

Телефоны Справочной службы Министерства здравоохранения:

8 495 628-44-53 , 8 495 627-29-44

Email Справочной службы Министерства здравоохранения:

Многоканальный телефон Министерства здравоохранения:

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ


ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим.

2. Установить на основании части 8 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , что ранее присвоенные федеральным государственным служащим в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации согласно таблице соответствия (прилагается).

Пункт 3 вступает в силу с момента вступления в силу Указа Президента РФ о денежном содержании федеральных гражданских служащих (пункт 6 данного документа). 3. Установить, что со дня присвоения федеральному государственному гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин).

4. Руководителям федеральных государственных органов (их аппаратов) принять меры, направленные на решение вопросов, связанных с реализацией пункта 2 настоящего Указа, предусмотрев при этом внесение в 2-месячный срок необходимых изменений в нормативные правовые акты федеральных государственных органов, а также в личные дела и трудовые книжки федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этих органах.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1963);

Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1997 г. N 1135 "О внесении изменений в Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 44, ст. 5056);

пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. N 1458 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 6014);

пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 444 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1508);

пункт 6 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 1389 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст. 4659).

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г., за исключением пункта 3, который вступает в силу одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.

7. Установить, что впредь до вступления в силу пункта 3 настоящего Указа федеральным государственным гражданским служащим, которым присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, соответствующий присвоенному классному чину, в размерах согласно приложению N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1164) с учетом повышений, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 1103 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 34, ст. 4224), от 9 ноября 2000 г. N 1853 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4541) и от 23 сентября 2003 г. N 1117 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 39, ст. 3743).

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее — федеральные гражданские служащие).

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее — должности гражданской службы):

Классные чины Группы должностей
гражданской службы
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
младшая группа
Референт государственной гражданскойслужбы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
старшая группа
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

ведущая группа

Государственный советник Российской Федерации 3 класса Государственный советник Российской Федерации 2 класса Государственный советник Российской Федерации 1 класса

главная группа

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

высшая группа

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящего Положения.

4. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

5. Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

7. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

8. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

9. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее двух лет.

10. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

11. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

12. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

13. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

14. Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче квалификационного экзамена этим гражданским служащим принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

15. Классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

16. Классные чины, указанные в пункте 15 настоящего Положения, присваиваются:

а) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, — по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлению Правительства Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах или их аппаратах — по представлению руководителей этих органов.

17. Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

а) в федеральных органах исполнительной власти — Правительством Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах — руководителями этих органов.

18. Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

19. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

20. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего.

21. В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

а) до истечения срока, установленного пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, — не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;

б) по истечении указанного срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.

22. При поступлении на гражданскую службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания, федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

При присвоении классного чина гражданской службы учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида государственной службы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

23. Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

24. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

25. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

26. Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ТАБЛИЦА
СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАЗРЯДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КЛАССНЫМ ЧИНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 27 ИЮЛЯ 2004 Г. N 79-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Квалификационные разряды федеральных государственных служащих Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Государственный советник Российской Федерации 1 класса государственный советник Российской Федерации 1 класса
Государственный советник Российской Федерации 2 класса государственный советник Российской Федерации 2 класса
Государственный советник Российской Федерации 3 класса государственный советник Российской Федерации 3 класса
Советник Российской Федерации 1 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Советник Российской Федерации 2 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник Российской Федерации 3 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Советник государственной службы 1 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Советник государственной службы 2 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник государственной службы 3 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной службы 1 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Референт государственной службы 2 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной службы 3 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам на­учных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваива­ются классные чины в соответствии с занимаемыми должностями, стажем работы, результатом аттестации. Порядок присвоения классных чинов установлен Положение о классных чинах прокурорских работников РФ. Для работников органов прокуратуры установлено 11 классных чинов, от действительного государственного советника юстиции (чин, присваиваемый Генеральному прокурору РФ) до младшего юриста.

Работникам органов прокуратуры присваиваются следующие классные чины:

Младший юрист,

Юрист 3-го класса,

Юрист 2-го класса,

Юрист 1-го класса,

Младший советник юстиции,

Советник юстиции,

Старший советник юстиции,

Государственный советник юстиции 3-го класса,

Государственный советник юстиции 2-го класса,

Государственный советник юстиции 1-го класса,

Действительный государственный советник юстиции.

Сотрудники военной прокуратуры имеют воинские звания юстиции.

Работники прокуратуры, имеющие классные чины, имеют право на хранение и ношение служебного оружия.

К присвоению первоначального классного чина представляются прокурорские работники, прошедшие аттестацию, имеющие соответствующее образование и следующий стаж работы в занимаемой должности:

Прокуроры, научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ - не менее шести месяцев.

Работникам, имеющим высшее юридическое образование и перешедшим на работу в органы прокуратуры РФ из других правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, классный чин может быть присвоен с учетом занимаемой должности и квалификации до истечения шести месяцев работы.

Лицам, назначенным на должности прокурора по окончании юридических факультетов учебных заведений высшего профессионального образования, присваивается классный чин юриста 3 класса.

Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине:

младшего юриста - один год или до получения высшего юридического образования

юриста 3 класса - два года

юриста 2 класса - два года

юриста 1 класса - три года

младшего советника юстиции - три года

советника юстиции - четыре года.

Сроки пребывания в чинах старшего советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса не устанавливаются.

Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Президентом РФ.

Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ прокурорским работникам РФ, имеющим высшее юридическое образование.

Досрочно или без соблюдения последовательности классный чин присваивается:

При выдвижении на вышестоящую должность;

За примерное исполнение служебного долга или особые отличия в работе.

При этом очередной классный чин может быть присвоен выше положенного по занимаемой должности (но не выше чем на два чина), за исключением классных чинов государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса.

Прокурорские работники РФ, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Прокурорские работники РФ, осужденные за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, могут быть лишены классного чина по приговору суда.

Прокурорским работникам РФ, восстановленным на службе в органах и учреждениях прокуратуры РФ после перерыва, связанного с незаконным увольнением, время перерыва засчитывается в срок пребывания в очередном классном чине.

16. Аттестация прокурорских работников (ст.41)

Прокуроры и следователи не реже одного раза в 5 лет проходят аттестацию, по результатам которой при учете занимаемых ими должностей и стажа работы им присваиваются классные чины с одиннадцатого (младший юрист) до первого (действительный государственный советник юстиции). Классные чипы присваивают Генеральный прокурор РФ (с одиннадцатого по пятый) и Президент РФ (с четвертого по первый). Аттестация проводится в соответствии с Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ.

Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, определению уровня профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности, решению вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов, досрочном присвоении классных чинов, а в органах военной прокуратуры – воинских званий, а также классных чинов (воинских званий) выше положенных по занимаемой должности.

Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры – и воинских званий. Аттестация должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Однако работник органов прокуратуры может быть аттестован досрочно в межаттестационный период в следующих случаях: при выдвижении на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника.

Для проведения аттестации в органах и учреждениях прокуратуры РФ создаются соответствующие аттестационные комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии, которыми являются руководители структурных подразделений прокуратуры, учреждения. Ее состав утверждается приказом соответствующего руководителя органа или учреждения прокуратуры.

Комиссия представляет собой совещательный орган. На заседании комиссии обсуждаются и вырабатываются для руководителя соответствующего органа прокуратуры предложения по кадровым и другим вопросам, связанным с прохождением службы в органах прокуратуры. Комиссия заслушивает объяснения и ходатайства, обменивается мнениями и путем голосования принимает решение простым большинством голосов.

В аттестационных документах должны содержаться краткие сведения о работнике: год рождения, образование, стаж работы в прокуратуре, наличие наград, данные о его профессиональной подготовке, творческих и организаторских способностях, инициативности, компетентности, организованности, деловитости, ответственности за выполнение служебного долга, повышении профессионального уровня (самостоятельной учебе, прохождении стажировок, обучении в региональных учебных центрах, институтах повышения квалификации, аспирантуре), морально-психологических качествах, чертах характера, наклонностях, отношении к коллегам, умении работать с подчиненными, обучать и воспитывать их, способности принимать ответственные решения, готовности служить в отдаленных регионах, местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в зонах вооруженных конфликтов, состоянии здоровья, работоспособности, фактах упущений и ошибок в работе, причинах неправильного поведения, а также устранении недостатков, отмеченных при предыдущей аттестации, сведения о которой предоставляются в аттестационную комиссию.

В заключении должны быть сделаны выводы и рекомендации: о соответствии занимаемой должности, неполном служебном соответствии занимаемой должности, несоответствии занимаемой должности, назначении на должность с понижением, освобождении от занимаемой должности, увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения работника на службе в органах и учреждениях прокуратуры либо пребывания на военной службе, зачислении в резерв на выдвижение, назначении на вышестоящую должность, присвоении первоначального классного чина и т. д.

При необходимости может быть отражено, какие недостатки по службе и в поведении необходимо устранить аттестуемому. Аттестационные документы подписываются соответствующими должностными лицами органов прокуратуры (руководителем или заместителем).

Аттестация проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Обязательным является присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также сотрудника, обжаловавшего аттестацию, либо работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или несоответствии занимаемой должности.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает докладчика, аттестуемого, мнения кадровой службы, членов комиссии, проводит открытое голосование и большинством голосов присутствующих членов комиссии принимает решение. При равенстве голосов работник также признается соответствующим занимаемой должности.

Аттестации утверждаются Генеральным прокурором РФ, нижестоящими прокурорами, а также их заместителями.

17. Основания прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры

Статья 43. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде , прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях:

а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры;

б) прекращения гражданства РФ;

в) нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника;

г) несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных статьями 16 и 17 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ";

д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

е) утраты доверия.

1.1. Наличие заболевания , препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, является основанием для прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры.

2. Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 65 лет .

Решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста и занимающих должности, указанные в статьях 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона. Однократное продление срока нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры допускается не более чем на год.

Продление срока нахождения на службе работника при наличии у него заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, а также работника, достигшего возраста 70 лет, не допускается. После достижения указанного возраста работник может продолжить работу в органах и учреждениях прокуратуры на условиях срочного трудового договора с сохранением полного денежного содержания.

3. Прокуроры имеют право на выход в отставку . Основаниями отставки являются:

а) выход на пенсию ;

б) несогласие с решениями или действиями государственного органа или руководителя .

Отставка Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Отставка прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором РФ.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Классификация государственных служащих Российской Федерации

Классификация государственных служащих - одна из сложных в административной науке и практике. Нормативно она решена лишь частично. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют, что классификация государственных служащих многовариантна. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.

1. По уровням государственной власти:

  • федеральные государственные служащие;
  • государственные гражданские служащие субъектов РФ.

2. По ветвям государственной власти:

  • государственные служащие законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • судебной власти и прокуратуры;
  • иных высших государственных органов.

3. По видам государственной службы.

  • гражданский служащий;
  • военнослужащий;
  • служащий правоохранительных органов.

4. По условиям прохождения службы:

  • карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
  • замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.

5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам. Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ классные чины на гражданской службе введены в Российской Федерации вместо квалификационных разрядов, установленных еще в 1995 г. Классные чины, воинские и специальные звания - одна из фундаментальных основ государственной службы, поэтому на ней следует остановиться подробно.

Чины, ранги, звания. В современном российском законодательстве определено четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу РФ, присваиваются:

  • классные чины;
  • дипломатические ранги;
  • воинские звания;
  • специальные звания.

Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только классные чины 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 13. .

Законодательно установлены общие условия (принципы) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственных служащих РФ:

  • их последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
  • присвоение классного чина, воинского звания и т.д. государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
  • досрочное присвоение классного чина воинского звания и т.д. либо присвоение классного чина и т.д. на одну ступень выше, предусмотренных для замещаемой должности государственной службы, в качестве меры поощрения;
  • учет классного чина воинского звания и т.д. при переводе или поступлении служащего с государственной службы одного вида на другой;
  • сохранение присвоенного классного чина, воинского звания и т.п. при освобождении от замещаемой должности государственной службы или увольнения с государственной службы;
  • лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания только по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также пребывание в них учитываются при присвоении классного чина и т.д. по новому виду государственной службы. Заметим: учитываются, но не переносятся автоматически.

В частности, в указе Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими» 2005 г. № 113 говорится, что при поступлении на гражданскую службу гражданина РФ, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида службы, дипломатического ранга воинского или специального звания, то ему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Классный чин гражданского служащего РФ - это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.

Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:

  • секретарь государственной гражданской службы РФ;
  • референт государственной гражданской службы;
  • советник государственной гражданской службы РФ;
  • государственный советник Российской Федерации;
  • действительный государственный советник РФ 2 .

В каждой группе чинов предусматривается три класса - 1, 2, 3-й (1-й класс высший). Всего, таким образом, в гражданской службе России 15 классных чинов.

Классные чины строго дифференцированы по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:

  • чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует младшей группе должностей;
  • чин референта государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует старшей группе должностей;
  • чин советника государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует ведущей группе должностей;
  • чин государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует главной группе должностей;
  • чин действительного государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует высшей группе должностей.

Присвоение классных чинов гражданских служащих РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.

Высшие классные чины - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3-го класса - присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ.

При этом:

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ;
  • в иных федеральных государственных органах (законодательной, судебной власти) или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

  • в федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ;
  • в иных федеральных государственных органах - руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя.

Гражданским служащим субъектов РФ классные чины присваиваются в соответствии с законами субъектов Федерации 3 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 11. . Как правило, классные чины высших и главных групп должностей присваиваются губернаторами, а остальные - руководителями местных администраций и их структурных подразделений.

С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.

Законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским служащим:

  • классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы;
  • гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена;
  • классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, причем с соблюдением последовательности присвоения чина, с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности государственной гражданской службы РФ в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический ранг, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы России.

Например, первым классным чином для младшей группы должностей является секретарь государственной гражданской службы РФ 3-го класса для старшей группы должностей - референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса и т.д.

Первый классный чин федеральному гражданскому служащему присваивается после успешного завершения испытания. Если испытание не устанавливалось по условиям служебного контракта, то первый классный чин присваивается не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый служащему.

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

  • в классных чинах секретаря государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса - не менее одного года;
  • в классных чинах советника государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - не менее двух лет;
  • в классных чинах действительного государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - как правило, не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря гражданской службы 1-го класса референта гражданской службы 1-го класса, советника гражданской службы 1-го класса и государственного советника РФ 1-го класса сроки не устанавливаются.

При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче этого экзамена принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа.

В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

  • до истечения срока, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в занимаемой должности и не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
  • по истечении срока - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы, но в пределах группы должностей, к которой относится занимаемая должность.

Важно, что очередной классный чин не присваивается гражданскому служащему, имеющему дисциплинарные взыскания, а также служащему, в отношении которого проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от занимаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, в том числе с выходом на пенсию, а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Дипломатические ранги. В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.

Законодательством установлено, что лицам, заметающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МИД РФ на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера присваиваются в соответствии с их квалификацией и занимаемой должностью дипломатические ранги. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса советник 1-го класса советник 2-го класса, первый секретарь 1-го класса, первый секретарь 2-го класса, второй секретарь 1-го класса, второй секретарь 2-го класса, третий секретарь, атташе.

Воинские звания. На государственной военной службе традиционно существуют воинские звания. Они были и в армии императорской России, и в Советской Армии, есть и в современных Российских Вооруженных силах. Составы военнослужащих и их воинские звания Российской Федерации установлены Федеральным законом № 53-ФЭ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и рядом других нормативных актов. Согласно действующему законодательству все воинские звания делятся на войсковые и корабельные. Их иерархический уровень и старшинство зависят от состава военнослужащих и замещаемых ими должностей. На военной службе существует три состава (группы) военнослужащих: солдаты (сержанты), прапорщики и офицеры.

Группе солдат, матросов, сержантов и старшин соответствуют следующие воинские звания:

  • войсковые - рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина;
  • корабельные - матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина.

Группе прапорщиков и мичманов соответствуют воинские звания:

  • войсковые - прапорщик и старший прапорщик;
  • корабельные - мичман и старший мичман.

Офицерский состав подразделяется на три категории: младшие,

старшие и высшие офицеры.

Воинские звания младших офицеров:

  • войсковые - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • корабельные - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.

Воинские звания старших офицеров:

  • войсковые - майор, подполковник, полковник;
  • корабельные - капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.

Воинские звания высших офицеров:

  • войсковые - генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал- полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации;
  • корабельные - контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.

Соответствие званий и чинов. Своя классификация специальных званий существует в правоохранительной государственной службе.

Сложный и пока до конца не решенный вопрос - правовое определение соответствия воинских званий званиям правоохранительной службы или классным чинам. Как уже отмечалось, они учитываются, но не переаттестуются автоматически. Все зависит от замещаемой должности в новом виде государственной службы.

Разработан табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам (теперь классным чинам) государственных служащих 4 Указ Президента РФ от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащего». .

Согласно нему соответствует:

  • генералу армии, адмиралу флота генерал-полковнику, адмиралу - квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника РФ 1-го класса;
  • генерал-лейтенанту, вице-адмиралу - действительный государственный советник РФ 2-го класса;
  • генерал-майору, контр-адмиралу - действительный государственный советник РФ 3-го класса;
  • полковнику, капитану 1-го ранга - государственный советник РФ 2-го класса;
  • подполковнику, капитану 2-го ранга - государственный советник РФ 3-го класса;
  • майору, капитану 3-го ранга - советник РФ 1-го класса;
  • капитану, капитан-лейтенанту - советник РФ 2-го класса;
  • старшему лейтенанту - советник РФ 3-го класса;
  • лейтенанту - советник государственной службы 1-го класса;
  • младшему лейтенанту - советник государственной службы 2-го класса;
  • старшему прапорщику, старшему мичману, прапорщику, мичману - советник государственной службы 3-го класса;
  • старшине, главному корабельному старшине, старшему сержанту, главному старшине - референт государственной службы 1-го класса;
  • сержанту, старшине 1-й статьи, младшему сержанту, старшине 2-й статьи - референт государственной службы 2-го класса;
  • ефрейтору, старшему матросу, рядовому, матросу - референт государственной службы 3-го класса.

Следовательно, введение и присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий служащим являются фактором упорядочения государственно-служебных отношений, закрепления иерархии государственных должностей, стимулом повышения квалификации государственного служащего и фактом государственного признания его заслуг.

Одно из главных требований, которое предъявляется к государственным служащим, - их профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Данное требование вытекает из принципа современной государственной службы РФ - профессионализма и компетенции служащих. Возрастание сложности управленческого труда потребовало от служащего профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Основные формы специализации персонала государственной службы - профессия, специальность, должность. Диагностика управленческих кадров по определению их профессиональной компетентности осуществляется с помощью специальных методов оценки персонала: конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, испытаний, составления профессиограмм, индивидуальных собеседований, наблюдений и т.д.

Весьма важен вопрос мотивации поступления граждан на государственную службу. Что влечет их стать государственными служащими? Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянности работы (44,7%), а далее - желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию 5 Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики. М.: РАГС. 2005. С. 36. .

Результаты исследования говорят о том, что в целом у российских государственных гражданских служащих превалирует личная и одновременно общественно-государственная мотивация поступления на государственную службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.