Имя Алексея Маресьева уже давно стало символом мужества и отваги. История о том, как летчику удалось выжить после падения самолета, перенести ампутацию ног и снова взмыть в небо, воспетая в «Книге о настоящем человеке» Борисом Полевым , кажется, на первый взгляд, просто невероятной, но практически все в ней – правда. 18 дней, проведенные в лесу, встреча с медведем, сложнейшая операция и даже танец на протезах перед медкомиссией – все это на самом деле пережил советский летчик-герой . Но в книге можно найти и выдуманные эпизоды…

То, что Алексей Маресьев стал пилотом, - практически невероятно. В детстве Алеша рос болезненным ребенком, перенес малярию и в «награду» за это заработал ревматизм. Слабый физически, он вместе с тем был наделен от природы невероятной силой воли. Эту черту характера Алексей позаимствовал у отца, прошедшего Первую мировую войну.



Первые попытки попасть на учебу в летное училище были обречены на провал: хронические диагнозы, казалось, перечеркнули все надежды Маресеьва на то, чтобы связать свою жизнь с небом. Однако удача все же улыбнулась парню: в 1937 году он идет в армию и служит в авиации, пройдя курс обучения в Чите и Батайске.

Алексей начал войну 23 августа 1941 года в Кривом Рогу. Почти через год, 4 апреля 1942, состоялся тот самый бой в районе Демянского котла, в ходе которого самолет Маресьева был уничтожен немцами, но самому пилоту удалось выжить. 18 дней летчик пробирался к деревне, за это время ему довелось вынести немало испытаний. Тяжелее всего было переносить голод, в поисках еды обессиливший летчик попытался поймать ящерицу и ежа, обе попытки оказались тщетны.



Схватка с медведем у Маресьева действительно была, Полевой очень точно описал этот эпизод в книге. Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.

К деревне Маресьев дополз едва живым. Вначале его приняли за немца, поскольку он никак не реагировал на попытки местных жителей с ним заговорить. Когда стало понятно, что он «свой», стали выхаживать. Маресьев пробыл в деревне неделю, состояние его ухудшалось, но, к его счастью, самолет из Москвы за ним все же прилетел. В госпитале летчика тут же «списали» в число безнадежных, но по случайности профессор Теребинский увидел его состояние и тут же отправил героя на операционный стол.

Страсть летать оказалась сильнее физического недостатка. Еще не отбыв положенный срок в госпитале, Маресьев уже рвался на передовую. Характерный эпизод с танцами перед комиссией – не выдумка. Маресьев на самом деле отплясывал, правда, испытывая нестерпимую боль, раны кровили. К слову, летчик учился танцевать с одной из медсестер, но пару раз так отдавил ей ноги протезами, что решил оттачивать мастерство на соседе по койке.



Места сбылась: в 1943 году Маресьев был признан «годным» и отправлен в часть. Его долго не допускали к боевым вылетам, и взмыть в небо он смог лишь вместе с асом Александром Числовым. Летая с протезами, Маресьев сбил 7 вражеских самолетов и был удостоен звания Героя Советского Союза. На фронте Маресьев познакомился с военным журналистом Борисом Полевым, рассказал ему о своей судьбе, и этот рассказ стал после основой книги.

Маресьев летал еще почти год, а после стал работать инструктором для подготовки бойцов. Новые самолеты требовали сверхнагрузок, и летчик правильно рассудил, на каком месте он сможет принести больше пользы.

Единственная история, которая была полностью выдумана Полевым, - это любовная линия. Свою единственную герой встретил уже после войны, их чувства были взаимны, и пара прожила счастливо 55 лет!

– еще один бесстрашный советский летчик, успехами которого восторгается весь мир!

Подвиг Алексея Маресьева - легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время Второй мировой войны, - сегодня известен всем. и стремление к жизни героя сумели победить вначале смерть, а затем и инвалидность. Наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь. Подвиг Маресьева - надежда и пример для многих людей, ставших жертвами трагических обстоятельств не только в военное, но и в мирное время. Он напоминает, чего может добиться тот, кто не утратил силы бороться и веру в себя.

Маресьев Алексей Петрович: детские и юные годы

20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (теперешней Волгоградской области), родился третий сын. Алексею было три года, когда отец его умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, которая работала уборщицей на заводе, выпала нелёгкая доля самой поднимать на ноги детей - Петра, Николая и Алексея.

Закончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года он работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и параллельно учился на рабфаке. Уже тогда у него появилось желание стать лётчиком.

Два раза он пробовал поступить в лётное училище, однако ему возвращали документы: перенесённая в детстве тяжёлая форма малярии серьёзно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто верил тогда, что Алексей станет лётчиком - ни мать, ни соседи не были исключением - однако он упрямо продолжал стремиться к своей цели.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправляется в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на Амуре. Работая механиком-дизелистом, он также занимается в аэроклубе, обучаясь лётному делу.

Три года спустя, когда Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил в звании младшего лейтенанта. Там же он был назначен на должность инструктора. В Батайске служил до самой войны.

Начало войны и истории подвига

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый из его боевых вылетов состоялся около Кривого Рога. Когда весной следующего года лётчик был переброшен на Северо-Западный фронт, на его счету уже числились четыре сбитых самолёта врага.

4 апреля 1942 года в ходе воздушной битвы в районе Старой Руссы (Новгородская область) был подбит истребитель Маресьева, а сам он получил ранения. Лётчик вынужден был совершить посадку в лесу - на территории вражеского тыла.

Восемнадцать суток Алексей Маресьев отчаянно сражался со смертью, пробираясь к линии фронта. Когда подвели раненые, а затем и обмороженные ноги, он продолжал двигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва живого, его обнаружили в лесу двое мальчиков из деревеньки Плав (Плавни) Валдайского района. Жители деревни укрыли лётчика у себя и попытались выходить, однако последствия ранения и обморожения ног были слишком тяжёлыми. Маресьеву требовалась операция.

В начале мая около деревни приземлился самолёт. Его пилотировал Андрей Дехтяренко - командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненого лётчика удалось переправить в Москву в военный госпиталь.

Безжалостный приговор врачей и… возвращение в строй

Всё, что происходит далее, и есть не что иное, как один долгий непрекращающийся подвиг Маресьева. Госпитализированному с гангреной и заражением крови лётчику медики чудом спасли жизнь, однако им пришлось ампутировать ему голени обеих ног. Ещё находясь на больничной койке, Алексей начинает изнурительные тренировки. Он готовится не просто к тому, чтобы встать на протезы и научиться передвигаться на них. В его планах - владеть ими настолько совершенно, чтобы иметь возможность вернуться в авиацию. Тренироваться он продолжил и в 1942 году в санатории, делая ошеломительные успехи, которые стали результатом его железной воли и мужества.

В начале следующего года Маресьева отправляют на медкомиссию, после которой он получил направление в Ибресинскую лётную школу в Чувашии. В феврале 1943 года он успешно провёл первый пробный вылет после своего ранения. Всё это время он с недюжинным упорством добивался отправки на фронт.

И снова в бою!

Просьба лётчика была удовлетворена в июле 1943 года. Но командующий 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка поначалу боялся отпускать его на задания. Однако после того, как командир его эскадрильи Александр Числов, посочувствовавший Маресьеву, стал брать его с собой на боевые вылеты, которые оказывались удачными, доверие к возможностям лётчика возросло.

После того как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до окончания войны им было сбито ещё семь самолётов врага. В скором времени слава про подвиг Маресьева разнеслась по всему фронту.

Примерно в это время произошла первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты "Правда" Борисом Полевым. Подвиг лётчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги "Повесть о настоящем человеке". В ней Маресьев выступил прообразом главного героя.

В 1943 году Маресьев получил звание Героя Советского Союза.

Окончание войны. Жизнь после неё - ещё один подвиг Маресьева

Год спустя Алексею Маресьеву предложили покинуть боевой полк и перейти в управление вузов ВВС на должность инспектора-лётчика. Он согласился. На его счету к этому времени было восемьдесят семь боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолётов противника.

В 1946 году Маресьев Алексей Петрович оказался уволенным из военной авиации, однако постоянно продолжал поддерживать великолепную физическую форму. Он катался на коньках, ходил на лыжах, занимался плаванием и ездой на велосипеде. Свой персональный рекорд он установил под Куйбышевом, когда переплыл Волгу (2200 метров) за пятьдесят пять минут.

Маресьев был очень известен в послевоенные годы, многократно приглашался на различные праздничные мероприятия, участвовал во встречах со школьниками. В 1949 году он побывал в Париже, участвуя в Первом всемирном конгрессе сторонников мира.

Кроме того, он продолжил учиться, закончив в 1952 году Высшую партийную школу а четыре года спустя защитил в области истории кандидатскую диссертацию.

Много времени Маресьев посвящал общественной работе. Он входил в состав Комитета ветеранов войны, был избран депутатом в кроме того, возглавлял Общероссийский фонд инвалидов ВОВ.

Семья

Память о герое

Боевые и трудовые заслуги Маресьева были удостоены множества наград. Помимо Золотой Звезды Героя СССР и ряда государственных наград своей Родины, он стал кавалером множества иностранных орденов и медалей. Также он стал почётным солдатом одной из почётным гражданином родного Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре и многих других городов. Его имя носит общественный фонд, ряд улиц, школ, патриотических клубов и даже малая планета.

Память об Алексее Маресьеве, его силе воли, жизнелюбии и мужестве, которые по праву принесли ему славу человека-легенды, навеки останется в людских сердцах, служа примером для воспитания последующих поколений.

20 мая отметил бы день рождения Алексей Петрович Маресьев, выдающийся советский летчик, герой Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Алексей родился под Саратовом, в маленьком городке Камышине, в простой трудовой семье. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей - Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе...


Алеша Маресьев в детстве

Алексей с детства мечтал стать летчиком. В годы становления советской авиации, когда в каждом райкоме висел плакат «Комсомолец, на самолет!», а с уст радиокомментаторов не сходили сообщения об очередном рекорде, такая мечта, в принципе, не удивительна и вполне осуществима. Но Алеша еще ребенком тяжело переболел малярией и ревматизмом, а это влияет на сердце. Поэтому в летное училище его долго не брали - разрешения не давала медкомиссия. Пришлось закончить «фабричку» и поработать токарем на том же деревообрабатывающем производстве. Тогда молодой рабочий по комсомольской путевке уехал на стройку - в Комсомольск-на-Амуре. На новом месте парень пошел на хитрость: «потерял» ненавистную медицинскую справку и после полугода интенсивной спортивной подготовки прошел комиссию заново. В Комсомольске его взяли в местный аэроклуб...

Срочную службу Алёша проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом ВВС, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение комсомольцев обращению с истребителями, освоил Р-5, И-16, И-153.

С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета.


Маресьев в кабине самолета

Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь...

4 апреля 1942 года Алексей Маресьев под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, и в бою со звеном «мессершмиттов» был подбит. Совершил вынужденную посадку на лесной просеке - как выяснилось, в глубоком немецком тылу. И в момент удара самолета о землю не успел вынуть ноги из ременных «стремян», фиксировавших сапоги летчика к педалям в кабине. В результате получил переломы и вывихи плюсневых костей на обеих стопах.

Если пилот получает при посадке такую травму, в медицинских инструкциях черным по белому написано: «при оказании первой помощи вынимать из кабины осторожно, наложить на стопы фиксирующие повязки с шинами и транспортировать пострадавшего в госпиталь в лежачем положении, приподняв ножной конец носилок во избежание отеков и усиления боли». В густом лесу в тылу врага помощь Маресьеву было оказывать просто некому. И он был вынужден самостоятельно вылезать из кабины самолета, разрезать на опухших ногах сапоги и как-то двигаться...

Как-то - это пешком. А потом, когда ноги отказали окончательно - ползком по мокрому снегу и стылым весенним болотам. В течение 18 дней, ориентируясь на звуки фронтовой канонады.

Заметим, что боевой вылет истребителя во фронтовой операции рассчитан на 2-3 часа в воздухе. Поэтому какой-либо паек с собой у летчика не предусматривается. Чисто психологически никто не рассчитывает быть сбитым и пешком выбираться с занятой неприятелем территории. Разве что, у самых запасливых по карманам реглана найдется несколько сухарей...

Маресьев 18 суток питался в лесу прошлогодними ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле. Серьезным подспорьем оказалась банка тушенки, найденная в вещмешке убитого солдата. Но хватило ее ненадолго

Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» написал, будто бы я в лесу ежа пробовал, - вспоминал летчик, - но это - писательское преувеличение... Весна в том году была поздняя, в апреле в лесах под Новгородом еще снег лежал, ёжики были в спячке. Вообще, из живности я видел только птиц, но мне не с чем было на них охотиться, а еще однажды добыл оттаявшую ящерицу. Никакая она на вкус! Вы спросите, а как же медведь-шатун, который на меня напал после вынужденной посадки? В книге все мои злоключения в лесу начинаются с этого медведя. Был медведь, правда это. Я в него в упор всю обойму выпустил, остался без патронов... Уже потом, оголодав, вспомнил о медведе, я ведь, когда служил на Сахалине, общался с охотниками, они медвежатину хвалили, вполне съедобное мясо. Но ведь я не знал тогда, сколько мне идти, думал, фронт близко, и разделывать убитого медведя не стал. Потом жалел об этом - нож-то у меня был...

Только на 19 день обессиленного от голода и боли летчика нашли мальчишки из сожженной деревни Плав - Серёжа Малин и Саша Вихров. Малыши не рискнули приближаться к незнакомому человеку сами - позвали взрослых. Мужики на санях перевезли Маресьева в земляной поселок, живший в немецком тылу, фактически, в партизанском режиме. Врачей в землянках не было, Алексея осмотрел только старый партизан - семидесятилетний деревенский староста, человек опытный, прошедший Первую Мировую войну. Нашел и повреждение костей обеих стоп, и обморожения, и заражение крови.

Городской доктор нужен! - гласил вердикт старого солдата, - иначе «антонов огонь» - и смерть...

Колхозники пытались лечить летчика народными средствами: парили в бане, отпаивали настоями целебных трав, но очень скоро стало ясно, что сепсис прогрессирует, и одним знахарством, без хирургии, парня не спасти. Тогда старик ночью вышел в путь через линию фронта, чтобы привести врачей.

Через несколько дней за Алексеем к партизанам вылетел санитарный У-2. Летчик был перевезен в московский госпиталь, где в приемном покое решили, что помощь опоздала: раненый уже находился в бессознательном состоянии, с симптомами «полиорганной недостаточности» - это когда при тяжелом заражении крови начинают одна за другой отказывать системы жизнеобеспечения организма. Маресьева сочли безнадежным, укололи ему сильного обезболивающего, сняли с носилок и уложили на «резервную» койку в коридоре - по соседству с госпитальной мертвецкой. Умирать...

Славно, что не сразу в морг повезли, я ведь был очень близок к тому, чтобы оказаться на том свете, - вспоминал впоследствии сам Алексей Петрович.

На счастье Алексея, профессорский обход в то утро делал известный хирург Николай Наумович Теребинский. В ответ на медсестринское смущенное «А у нас тут летчик умирает...» профессор откинул с койки простыни...

Еще не умирает. Всего-то навсего - гангрена ног... С некоторыми осложнениями, конечно, но мы еще за тебя поборемся, солдатик! Если оперировать сегодня - жить будешь. И даже ходить будешь, правда, на протезах и, наверное, с палкой. Но ноги - это ведь еще не повод списывать мужика на кладбище, не так ли, родной?

Теребинский блестяще провел костнопластическую ампутацию голеней, сформировав парню вместо ног две пригодные для протезирования культи. Еще месяц ушел на борьбу с заражением. По воспоминаниям хирурга, операцию пришлось делать под так называемым «регионарным наркозом» - отключать медикаментами только чувствительность в ногах. Общего усыпления хлороформом или эфиром врачи делать не рискнули - у Маресьева был слишком высок риск просто не проснуться.


Алексей на побывке в родных местах

В современных условиях человек, лишившийся ног, может получить модульные высокотехнологичные протезы. С ними человек не чувствует себя инвалидом - ходит без костылей, водит автомобили, ставит рекорды на параолимпийских соревнованиях.

В годы войны всех этих чудес современной медтехники не было, в ходу были так называемые шинно-гильзовые протезы. Жесткая гильза из блокованной (вываренной и проклеенной особым образом) конской кожи толщиной в полсантиметра плотно охватывает то, что осталось от живой ноги. К этой гильзе на железной шинке с шарниром крепится деревянная ступня, в каблук которой вделан резиновый клин для амортизации. Если надеть ботинок - похоже на ногу, конечно... Но шаг на такой кожано-деревянной ноге - жесткий, бежать или прыгнуть почти невозможно, можно только медленно гулять вразвалочку. Многие инвалиды до конца жизни не расставались с тростью. Так что госпитальный мастер-протезист, пообещавший, что Маресьев вскоре сможет «на велосипеде кататься, с барышнями польку-бабочку плясать» был и сам уверен, что преувеличивает...

Но Алексей поставил себе цель - научиться ходить без трости и вернуться на фронт. В знаменитой книге Бориса Полевого газетную вырезку с историей летчика Карповича, вернувшегося в строй без ноги в Первую Мировую войну, Маресьеву показывает контуженный сосед по палате - полковой комиссар. В госпитале Маресьев действительно был знаком с комиссаром, умиравшим от контузии. Но вот Карпович - персонаж вымышленный. Его реальными прототипами могли быть авиаторы Первой Мировой Александр Прокофьев-Северский или Юрий Гильшер. Оба летчика в результате боевых ранений пережили ампутацию и вернулись в авиацию на протезах.

А комиссар для меня сделал даже нечто большее, чем рассказал о других безногих летчиках, - вспоминал Маресьев, - После операции врачи мне давали сильнодействующие обезболивающие. Да, да, опиум, что ж еще... И комиссар сказал: «Алексей, учись терпеть без капелек. От такой поддержки надо отвыкать, а то погибнешь».

В сентябре 1942 года Маресьева выписали из госпиталя. К этому времени Алексей еще пользовался тростью, но вполне уверенно ходил, самостоятельно разработав для себя программу ежедневных многочасовых тренировок. Занятия продолжил в санатории, к концу пребывания в котором Алексею предстояло пройти медкомиссию. И эта медкомиссия просто «по определению» должна была его комиссовать подчистую.

Алексей решил произвести на консилиум военных хирургов особое впечатление - такое, чтобы у светил медицины не осталось сомнений в том, что он сможет управлять самолетом. Для начала освоил велосипед. Затем задался целью научиться танцевать. Правда, история с танцами началась, по признанию Маресьева, с конфуза: первым делом Алексей наступил партнерше на ногу. После этого девушки с ним танцевать отказывались, и учиться пришлось в паре с соседом по палате.

Только когда я уже умел кое-что, медсестры соглашались выйти со мной в круг, - вспоминал Алексей, - Начал с вальсов, с мазурки. Потом освоил польку. Более всего возни вышло, когда начали с сестричкой разучивать русскую - я даже ходил вприсядку, как полагается, а потом наутро не смог протезы надеть: обе культи были сбиты до кровавых мозолей. Решил усовершенствовать протезы, для чего выпросил у соседей остатки от ремней. Ребята худые были, ремни им были длинноваты, приходилось укорачивать амуницию, ну, я и забрал все остатки от ремней, потом этими кусочками сам отремонтировал протезы.

Перед медкомиссией Алексей с места запрыгнул на стул. Впоследствии этот эпизод режиссеры захотели включить в фильм «Повесть о настоящем человеке». И актер Кадочников, игравший Алексея, должен был повторить этот прыжок. Так вот, человеку с неплохой физической подготовкой, на совершенно здоровых ногах, удалось убедительно вскочить на стул и удержать равновесие только с третьего дубля...

Окончательно убедили врачей вечерние танцы в санаторном клубе, во время которых Алексей со знакомой медсестрой солировали почти час. Медкомиссия признала летчика «условно пригодным» к дальнейшей службе - с условием повторного прохождения летной практики в учебном отряде. Причем, «учебку» выбрали подальше от фронта: в Чувашии. Там опытного летчика попытались после учебного курса оставить в инструкторах. Только летом 1943 года, дойдя до высшего авиационного начальства, Маресьев смог добиться отправки на фронт. И был зачислен в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.


Алексей с учебным самолетом По-2

Впрочем, и в полку ему поначалу летать не давали. Сперва командир ссылался на отсутствие свободных истребителей. Потом в глаза сказал:

А если ты со своими деревянными ногами пропадешь в первом же полете - что со мной будет?..

Поверил в Маресьева командир эскадрильи Александр Числов, лётчик-ас, в годы войны лично сбивший 21 вражеский самолёт и удостоенный звания Героя Советского Союза. Именно Числов, когда у него угодил в госпиталь раненый ведомый, согласился передать его самолет Алексею. И в дальнейшем Маресьев летал как ведомый Числова.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев в паре с Числовым сбил в бою два вражеских истребителя Fw-190. А над Курской дугой летчик едва не пропал без вести: увлекся боем и не заметил, как у истребителя подошел к концу запас горючего. Машина Маресьева дотянула до аэродрома, планируя с заглохшим мотором - когда Алексея уже собирались искать.

А вскоре в полк приехали журналисты в поисках героев для газетного очерка... Тогда-то и произошла встреча Алексея с Борисом Полевым. Корреспондента «Правды» определили на постой в землянку, где жил с товарищами Маресьев. Пилоты перед отбоем делились боевыми впечатлениями, Полевой только и успевал записывать.

Потом журналисту отвели место на двухъярусных нарах, тот забрался на них и уже вознамерился до утра отойти ко сну. И вдруг услышал, как внизу что-то глухо грохнуло... Полевой обернулся на звук. Из-под нижнего «этажа» нар виднелся правый сапог. Обыкновенный офицерский юфтевый сапог, до блеска надраенный, как полагается по уставу. Только из голенища торчала протезная гильза...

Летчик, разувавшийся на нижних нарах, тем временем отстегнул и левый протез и поставил рядом второй сапог. Тот самый летчик, с которым вместе они полдня провели на аэродроме, который упоенно рассказывал о воздушных боях, который поведал о недавно сбитом «фоккере»...

Перехватив взгляд Полевого, сосед улыбнулся.

Ну да, это мои ноги. Деревянные. А вы правда ничего раньше не заметили?..

По воспоминаниям Алексея Борис Полевой написал очерк в «Правду». Но тогда, в сорок четвертом, редактор материал в печать не пустил:

Представляете, какой шум поднимут наши враги? Калека на самолете... Скажут, что у нас уже и здоровых летчиков не хватает. Так что не будем кормить сенсациями геббельсову пропаганду!

Только в 1946 году, во время Нюрнбергского процесса, Борис Полевой доработал материал до полноценной книги. Когда Алексея Маресьева спросили, все ли в «Повести о настоящем человеке» - правда, он ответил:

Правда. На 99 и 9 десятых процента.

А прочему тогда писатель изменил одну букву в фамилии? Лётчик у него - Мересьев, а не Маресьев.

Ну, может, боялся, что я сопьюсь после войны, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка - вообще не про меня.

До конца войны Алексей Маресьев сбил 7 самолётов противника и был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году он согласился с предложением стать инспектором военных ВУЗов - и продолжал летать на учебных самолетах.


Алексей - Герой Советского Союза

Интересен ответ летчика на традиционный вопрос ветерану:

Где вы встретили День Победы?

В госпитале. На койке с «крапивной лихорадкой». Накануне позавтракал американской тушёнкой, в результате чего по всему телу пошла сыпь - аллергия!

К своей послевоенной славе Алексей относился скептически:

Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых свой Борис Полевой не нашёлся!

Когда по «Повести о настоящем человеке» была поставлена опера, Маресьева пригласили на премьеру. Он честно просмотрел весь спектакль, но на вопрос, понравилась ли опера, ответил:

Хорошо имитированы звуки авиационных моторов...

В последний раз Маресьев поднимался в небо в начале 1950-х на самолёте По-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. Окончательно перешел на наземную работу, когда в воинских частях «расплодились» реактивные самолеты - к управлению сверхскоростной техникой его все-таки не допустили.

Ему суждено было еще возглавить Центральный Совет ветеранов войны, пережить крах Советского Союза. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. Но в то утро прославленный летчик скончался от сердечного приступа. В итоге вместо праздника состоялся вечер его памяти...


Алексей Маресьев - председатель Совета Ветеранов

20 мая 1916 года родился выдающийся советский летчик Алексей Петрович Маресьев , чей подвиг лег в основу книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Человек с большой буквы

В наше время редко найдется человек, который бы не знал героической истории этого солдата. Благодаря автору книги Алексей Маресьев навсегда вошел в историю как эталон «настоящего человека», истинного защитника отечества.

Алексей Маресьев остался в памяти народа как образец невероятной выдержки, силе духа и любви к родине. Его не остановило ни крушение самолета, ни 18-днейвное возвращение к своим ползком зимой без пищи, ни обморожение и ампутация обеих ног. Он словно обладал сверхчеловеческой волей к жизни .

Ему удалось сделать невероятное: мало было просто выжить, нужно было продолжать жить. Именно жить , а не существовать на правах инвалида. Он доказал, что способен летать. Он вернулся в истребительную часть и продолжил защищать свою родину.

Он и после славы, нахлынувшей на него после выпуска книги и фильма, остался настоящим человеком. Он не любил воспоминаний о войне, ему не нравилось повышенное внимание к себе. Алексей говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая — «Сколько у нас Маресьевых». Маресьев знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь — и всё!»

Сколько у нас Маресьевых

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.

Михаил Левицкий.

Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

Юрий Гильшер.

Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр Прокофьев-Северский.

Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

Захар Сорокин.

Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию.

«Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», — часто спрашивали прославленного летчика. А он в ответ шутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня».

Краткая биография

Алексей Петрович Маресьев появился на свет в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три года.

В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер .

Война

Начало войны Маресьев встретил на Юго-Западном фронте, где он числился в составе 296-го истребительного полка. Для советской армии первые месяцы войны были очень непростым временем. Фашистские летчики превосходили их и в уровне владения техникой, и в накопленном опыте. Маресьев к тому времени уже был опытным летчиком . Это его и спасло.

Александр Игоревич Покрышкин, выдающийся советский летчик, говорил: «Тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны».

Свой первый самолет он сбил в начале 1942 года. Это был транспортник Ju-52. В марте 1942 года Алексея Маресьев перевели на Северо-Западный фронт. К этому моменту на его счету было уже 4 сбитых самолета. Именно здесь произойдет воздушный бой, который навсегда изменит его жизнь.

Между озерами Селигер и Ильмень весной 1942 года около города Демьянска советскими войсками была окружена 100-тысячная группировка фашистских войск. Они не собирались сдаваться. Напротив, оказывали очень сильное и организованное наступление. Это место до сих пор называют «Демьянский котел» .

4 апреля 1942 года Як-1 Маресьева осуществлял прикрытие бомбардировщиков в бою с вражескими истребителями. Во время этого вылета самолет Алексея был подбит . Он хотел сделать вынужденную посадку в лесу, но шасси самолета зацепилось за верхушки сосен, и машина перевернулась.

Мересьева спасло то, что в тех местах был глубокий снег, который смягчил падение. Летчик получил тяжелые ранения ног, но выжил.

18 дней он ползком без еды и с больными ногами добирался до линии фронта.

«Говорили, якобы отец у немцев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…», — вспоминает об Алексее Маресьеве его сын Виктор Маресьев.

Ситуация была невероятно страшная: один в глухом лесу, с больными ногами, голодный летчик даже не знал, в какую сторону ему нужно двигаться. Как признавался сам герой, его спасла лишь огромное желание жить.

Смерть не смогла его победить. Он выбрался к своим в районе Плав Кисловского сельсовета. Его заметили местные жители — отец и сын. Вначале они боялись к нему подойти, потому что сначала подумали, что это немец. К тому времени Алексей уже не был в состоянии произнести что-либо внятное. Лишь позднее его обнаружили дети из этой же деревни. Они определили, что это советский пилот, позвали отца и отвезли раненого летчика к себе домой.

Целую неделю жители деревни пытались выходить Алексея, но ему требовалась серьезная медицинская помощь. И в первых числах мая за Маресьевым прилетел самолет и увез его в госпиталь в Москву.

Врачи диагностировали гангрену обоих ног. К тому моменту Алексей был в крайне тяжелом состоянии. Была нужна срочная ампутация. Жизнь ему спас профессор Теребинский , который во время операции боролся за его жизнь.

Жизнь после «смерти»

Ампутация должна была поставить точку в карьере летчика. Однако Алексей не для того вернулся с того света, чтобы просидеть остаток жизни в инвалидной коляске. Он принял для себе решение вернуться с строй любой ценой.

За 6 месяцев ежедневных интенсивных тренировок Алексей снова научился не просто ходить на протезах, но и танцевать.

Исполнитель главной роли лётчика Маресьева актёр Павел Кадочников в своём дневнике записал: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился.

Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?»

И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия».

Часто бывает так, что человек, который становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» - это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.

Биография которого описана в статье, - знаменитый советский летчик, герой, которого знал каждый школьник СССР. История этого удивительного человека - это правдивая повесть о великой силе воли и несломленном духе.

Детство

Родился А.П. Маресьев 7 мая 1916 года в небольшом городке Камышин Камышинского района в Российской Империи. Его отца звали Петр Авдеевич Маресьев, а мать - Екатерина Никитична. Про отца Алексея сохранилось мало информации. Известно только то, что он умер, когда будущему герою было всего три годика. Матери пришлось воспитывать самой троих сыновей. Конечно, молодой вдове было сложно накормить, одеть и должно воспитать детей, однако, судя по результатам ее трудов, у нее это здорово получилось. Денег в семье обычно не хватало, поэтому жили они скромно. Работала Екатерина Никитична на деревообделочном заводе уборщицей. Когда подросли сыновья - Петр, Алексей и Николай, - они помогали матери по хозяйству и всячески старались ее поддерживать.

Учеба

По достижении семи лет Маресьев Алексей Петрович, биография которого учит отваге и пошел в общеобразовательную школу в родном городке. После ее окончания он поступил в училище, где выучился на токаря по металлу и пошел работать на тот же завод, где работала его мать.

Однако к токарскому делу у юного Алексея душа не лежала. В мыслях он всегда рисовал себе непостижимое небо и мечтал летать, как птица. С самого детства будущий летчик Маресьев был очень упорен и целеустремлен. Вдохновленный мечтами о небе, он дважды посылал свои документы в летное училище, но и в первый, и во второй раз ему было отказано. Причиной отказа была перенесенная в детстве Алексеем малярия в тяжелой форме. Из-за этой болезни у юноши развился ревматизм уже в молодом возрасте, и был довольно сильно подорван иммунитет.

В 1934 году, в возрасте 18 лет, парня отправляют на строительство города Комсомольск-на-Амуре. Там молодой человек помимо основной работы начинает заниматься в аэроклубе. Мечты о небе не покидали его никогда. В 1937 году он смог лицом к лицу столкнуться с высотой синих небес. В этом году А.П. Маресьев был призван в Красную Армию. Сначала он служил на Сахалине в авиационном погранотряде, а потом поступил в авиационное училище. С этого момента начался путь к мечте, которую так долго лелеял Маресьев Алексей Петрович. Биография его круто изменилась.

Война

К сожалению, и на безоблачное небо находят тучи. Так, в 1939 году молодой летчик, будучи в Батайске инструктором, в авиационном училище встретил Вторую мировую войну. Уже летом 1941 он был направлен в военный истребительский полк. Впервые самолет Маресьева полетел в бой в августе 1941 года. Во время боевых действий летчик Маресьев героически рвался в воздушную атаку и бесстрашно бросался на врага, проявляя чудеса храбрости. Менее, чем за полгода, Алексей сбил 4 вражеских истребителя, но однажды вражеский пулемет настиг и сбил самолет Маресьева. Случилось это в начале апреля 1942 года. Находясь в сознании, но будучи сильно раненым, летчик был вынужден экстренно посадить машину. С искалеченными ногами герой оказался один на незнакомой земле. Однако, несмотря на боль и страх, Маресьев Алексей Петрович, биография которого является примером для каждого защитника Родины, не собирался сдаваться смерти. Питаясь корой деревьев, растениями, ягодами и шишками, раненый летчик ползком, истекая кровью, 18 суток добирался до линии фронта. Когда он уже совсем потерял надежду на спасение, его, окровавленного и обессиленного, недалеко от населенного пункта нашли двое ребят. Мальчишки позвали на подмогу старших. Маресьева довезли до деревни и поселили в одном из домов. Добрые люди всячески пытались помочь солдату и спасти ему жизнь. Вскоре он в критическом состоянии был доставлен в больницу. Повреждения были очень серьезные. У Маресьева началась гангрена и сепсис. Никто из врачей не брался его оперировать. От смерти летчика спас хирург Теребинский. Маресьеву пришлось ампутировать две ноги до колен, но жизнь его была спасена.

Несмотря на инвалидность, Алексей Петрович не сдался, а решил бороться до конца. Трудно представить, но этот летчик, будучи калекой, добился возвращения на фронт. После ранения он продолжал летать и сбивать вражеские самолеты. Уже после возвращения в строй он сбил семь немецких истребителей. В этом ему помогали протезы, на которых Маресьев не только научился ходить и летать, но и танцевать вальс! За свое мужество и доблесть он получил множество наград, а также звание «Герой Советского Союза». Маресьев А.П. - это образец невероятного мужества и поразительного стремления к победе.

Послевоенное время

После войны герой нашей статьи работал инструктором в школе Военно-Воздушных Сил. Он всегда поддерживал хорошую физическую форму. Плавал, катался на коньках, лыжах, велосипеде. Поставил личный рекорд по плаванью и переплыл Волгу под Куйбышевом (2,2 км) за 55 минут.

Такой силе воли и рвению к жизни можно только позавидовать. Стал кумиром своих учеников, многих летчиков и просто мирных граждан Алексей Маресьев. Биография и его подвиг легли в основу книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Его приглашали на многие мероприятия и знали почти в каждом доме. О нем рассказывали детям в школе и ставили в пример подрастающему поколению.

Личная жизнь

Маресьев А. П. был женат. Супруга Галина родила ему двух сыновей: Виктора и Алексея. Виктор стал инженером-автомобилистом, а вот Алексей, к сожалению, был инвалидом с самого детства. Семья жила довольно мирно и счастливо.

Награды

Алексей Петрович - Герой Советского Союза. Он был удостоен множеством наград. Получил Орден «За заслуги перед Отечеством», за социальную работу и воспитание патриотизма у молодежи был удостоен Ордена Дружбы, награжден и Красного Знамени. Его невероятная отвага и сила духа были отмечены Орденом Отечественной Войны. Получил еще многие другие награды, а также особую благодарность Президента Российской Федерации.

Уход из жизни

Умер Маресьев 18 мая 2001 года. В честь его 85-летия был организован концерт в Театре Российской армии в Москве, где Маресьев должен был быть почетным гостем. Но к несчастью, у Алексея Петровича остановилось сердце перед самым началом торжественной части. Герой скончался. Концерт в его честь был начат минутой молчания.