Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Это объясняется многими причинами, среди которых и некомпетентность проверяющих, и умышленные действия по созданию конфликтных ситуаций в проверяемой организации.

Для защиты своей позиции предприятия могут выбрать правовые средства, предусмотренные действующим законодательством.

Административный способ защиты заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы контролирующего органа без передачи спора в суд.

Порядок административного обжалования актов и действий налоговых органов регулируется частью первой Налогового кодекса РФ (пп. 7 п. 2 ст. 1 НК РФ), таможенных органов - Таможенным кодексом РФ (ст. 17 ТК РФ). В отношении иных контролирующих органов применяется порядок, предусмотренный КоАП РСФСР, если иное не указано специальными законами, регулирующими деятельность этих органов.

По общему правилу подача жалобы осуществляется в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу в зависимости от предмета обжалования.

Срок подачи жалобы различен. Так, для жалобы в налоговые органы он составляет три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

КоАП РСФСР предусматривает для обжалования 10дневный срок (ст. 268 КоАП РСФСР).

Целая система сроков административного обжалования установлена для таможенных органов.

Так, согласно ст.ст. 370 и 371 ТК РФ постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган в течение 20 дней со дня вынесения постановления.

Акт о наложении взыскания по упрощенной форме может быть обжалован начальником или заместителем начальника таможенного органа, должностное лицо которого составило указанный акт, в течение 10 дней со дня составления акта (ст. 386 ТК РФ).

Решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц обжалуются в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу в течение трех месяцев со дня уведомления лица о решении либо совершения действия.

При неуведомлении лица о принятом решении первоначальная жалоба может быть подана в течение шести месяцев с даты принятия решения. При бездействии первоначальная жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня истечения трехмесячного срока после получения соответствующими таможенными органами либо их должностными лицами письменной просьбы о принятии решения.

В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба.

К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Законодательство не предъявляет каких-либо обязательных требований к содержанию жалобы в вышестоящую инстанцию.

При подаче жалобы на практике указываются следующие сведения:

наименование и адрес вышестоящего органа или Ф.И.О. должностного лица, на имя которого подается жалоба;

Ф.И.О. и адрес лица, подающего жалобу;

наименование органа или Ф.И.О. должностного лица, чьи действия или бездействие обжалуются;

номер и дата обжалуемого решения контролирующего органа о привлечении лица к ответственности;

основания, по которым производится обжалование ненормативных актов контролирующего органа, действий или бездействия его должностных лиц, а также дата и время их совершения.

Жалоба, поданная юридическим лицом, подписывается его руководителем либо иным законным или уполномоченным представителем юридического лица. Если жалоба подается физическим лицом, она подписывается им самостоятельно либо его представителем.

Срок, установленный законодателем на рассмотрение жалобы, также различен. Так, жалоба налогоплательщика в налоговые органы должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения соответствующим лицом (ст. 140 НК РФ). Такой же срок предусмотрен и для жалоб в таможенные органы (ст.ст. 375, 409 ТК РФ). КоАП РСФСР предусматривает 10-дневный срок на рассмотрение жалобы, если иное не предусмотрено законодательством.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий орган обычно принимает одно из следующих решений:

оставить жалобу без удовлетворения;

отменить решение нижестоящего органа;

назначить дополнительную проверку;

изменить решение или вынести новое решение.

Подача жалобы в вышестоящие налоговые органы не

приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако лицо, рассматривающее жалобу, вправе приостановить их исполнение, если у него имеются достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действия не соответствуют законодательству РФ (ст. 140 НК РФ, ст. 412 ТК РФ). В соответствии со ст. 270 КоАП РСФСР в случае подачи жалобы в установленный срок исполнение постановления о наложении административного взыскания приостанавливается.

В связи с тем, что общего правила не существует, при обжаловании действий либо решений какого-либо контролирующего органа нужно еще раз внимательно ознакомиться с нормативным актом, регулирующим его деятельность.

Подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов контролирующих органов, действий или бездействия их должностных лиц юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд.

Для защиты своих прав возможно предъявление в суд следующих исков:

о признании недействительным решения контролирующего органа, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан;

о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов;

о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

и о возврате из бюджета денежных средств, списанных контролирующим органом в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства;

о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) этих органов.

Иск о признании недействительным решения контролирующего органа, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан.

Предметом обжалования по искам о признании недействительным ненормативного акта контролирующего органа являются его решения (постановления).

К ненормативным актам органа исполнительной власти, принятым в связи с проведением проверки, которые могут быть обжалованы в суд, относятся, например:

акт об изъятии документов, свидетельствующих о совершении правонарушений;

решение о приостановлении операций по счетам в банках или иных кредитных учреждениях;

акт, составляемый при воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих проверку, на территорию или в помещения проверяемого;

решение (постановление), вынесенное руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа по результатам рассмотрения материалов проверки.

Следует отметить, что сам акт проверки обжаловать нельзя, поскольку этот документ лишь фиксирует факт проведения проверки и обстоятельства, которые были в результате выявлены. Предметом урегулирования может быть только решение, которое будет вынесено на основании данного акта.

Немаловажными при подаче данного иска являются следующие обстоятельства:

размер государственной пошлины по иску организации о признании недействительным решения органа исполнительной власти составляет 10 МРОТ

при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт. Это означает, что в данном случае проверяемая организация или индивидуальный предприниматель не обязаны доказывать незаконность оспариваемого ими решения. Обоснованность принятого решения должен доказать контролирующий орган.

Иск о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц контролирующего органа

Согласно п.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Ответчиком по данному иску может являться как конкретное должностное лицо, так и контролирующий орган, поскольку работники, уполномоченные совершать те или иные действия, совершают их не от собственного имени, а от имени налогового органа.

Результатом удовлетворения иска о признании незаконными действий (бездействия) является признание факта их незаконности и понуждение должностных лиц к прекращению таких действий или бездействия.

Так, в практике арбитражных судов имеются споры о признании незаконными действий налоговых органов.

Сотрудниками налоговой инспекции и налоговой полиции было проведено изъятие документов у акционерного общества. По истечении пяти дней после изъятия ни подлинные документы, ни изготовленные с них копии акционерному обществу возвращены не были.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с жалобой на действия налоговых органов по удержанию изъятых документов. В судебном заседании истец уточнил, что им обжалуются действия налоговых органов в лице их руководителей в связи с неисполнением обязанностей, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

Арбитражный суд своим определением производство по делу прекратил. Основанием для вынесения данного решения послужил тот факт, что истец в жалобе (иске) не указал конкретных должностных лицЛи того, какие их действия (бездействие) обжалуются.

Постановлением апелляционной инстанции определение арбитражного суда оставлено без изменения.

Президиум ВАС РФ с выводами арбитражного суда не согласился (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 июня 2000 г.

N 6713/99), указав на сделанные истцом в ходе судебного заседания необходимые уточнения. При этом Суд указал, что в соответствии с п. 8 ст. 94 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе изъять у проверяемого лица подлинные документы в порядке, предусмотренном указанной статьей. При изъятии таких документов с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Пропуск налоговым органом пятидневного срока, установленного ст. 94 НК РФ для возврата изъятых документов, является основанием для обжалования действий налогового органа в судебном порядке (ст. 138 НК РФ).

В другом случае акционерное общество обжаловало в арбитражный суд решение государственной налоговой инспекции об отказе зачесть излишне уплаченные им суммы налога в счет текущих налоговых платежей в соответствии со ст. 78 НК РФ. Иск был предъявлен к начальнику районной налоговой инспекции.

Определением арбитражного суда в приеме искового заявления было отказано по основанию, предусмотренному ст. 107 АПК РФ, со ссылкой на то, что данный спор арбитражному суду неподведомствен, поскольку иск предъявлен к физическому лицу (начальнику налоговой инспекции).

Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение (Постановление Президиума ВАС РФ от 7 марта 2000 г. № 6344/99), так как пришел к выводу, что оснований для отказа в приеме искового заявления у суда не имелось, поскольку ст. 138 НК РФ предусмотрена возможность судебного обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Иск о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которомувзыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке.

Оспариваемым документом, в частности, является инкассовое поручение налогового (или таможенного) органа на списание со счета налогоплательщика в бесспорном порядке начисленных по результатам проверки сумм недоимок и пени за различные налоговые правонарушения. Указанное инкассовое поручение передается налоговым органом в банк, обслуживающий налогоплательщика, и подлежит исполнению последним в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ).

Если в момент поступления в банк данного документа на счете налогоплательщика отсутствуют денежные средства либо их недостаточно для полного исполнения этого инкассового поручения, последнее помещается банком в картотеку неисполненных документов для контроля и последующего списания соответствующих денежных средств по мере их поступления на счет налогоплательщика.

По иску о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения контролирующего органа государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой суммы.

Размер государственной пошлины согласно ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ составляет при сумме иска:

до 10 тыс. руб. - 5% от цены иска, но не менее минимального размера оплаты труда;

свыше 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб. - 500 руб. + 4% от суммы свыше 10 тыс. руб.;

свыше 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. - 2100 руб. + 3% от суммы свыше 50 тыс. руб.;

свыше 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - 3600 руб. + 2% от суммы свыше 100 тыс. руб.;

свыше 500 тыс. руб. до 1 млн руб. - 11 600 руб. + 1% от суммы свыше 500 тыс. руб.;

свыше 1 млн руб. - 16 600 руб. + 0,5% от суммы свыше 1 млн руб., но не свыше 1000-кратного размера МРОТ.

В случае если у лица отсутствуют денежные средства для уплаты государственной пошлины, это не означает, что оно не может обратиться за судебной защитой. При предъявлении искового заявления необходимо подать ходатайство о рассрочке или об отсрочке уплаты госпошлины. К ходатайству прилагаются:

справка налогового органа о наличии у лица банковских счетов;

справки банков, подтверждающие отсутствие на этих счетах средств, необходимых для оплаты госпошлины.

Проверяемый вправе также приложить иные документы, подтверждающие его тяжелое имущественное положение, которое не позволяет ему уплатить госпошлину при подаче иска.

К исковому заявлению прилагаются доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые лицо ссылается в обоснование своих требований.

Иск о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иных нормативных правовых актов.

При предъявлении иска к нему прилагаются доказательства списания денежных средств со счетов по решению контролирующего органа (исполненные платежные или инкассовые поручения, выписки с банка и т.д.). Неправомерность взыскания подтверждается доказательствами отсутствия нарушений (в частности, нарушений в исчислении налогов и сборов), послуживших основанием для принятия этого решения.

К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы:

бухгалтерские и иные документы, имеющиеся в распоряжении организации, опровергающие обстоятельства, изложенные в акте.

Иск о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) контролирующих органов

Конституция РФ (статья 53) устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами.

Для наступления имущественной ответственности контролирующих органов необходимо доказать в совокупности:

факт определенных действий или бездействия этих органов, их должностных лиц или работников и их незаконность;

причинение убытков (или вреда имуществу) при осуществлении должностным лицом (работником) своих служебных обязанностей;

причинную связь между неправомерными действиями (решениями) или бездействием и причиненными убытками (наступившим вредом). Кроме того, необходимо представить обоснованный расчет понесенных убытков.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Убытки, как правило, делятся на прямые (имеют непосредственную связь с фактом нарушения органами государственной власти прав физических и юридических лиц) и косвенные.

Законодательство допускает возмещение убытков, причиненных необоснованным взысканием экономических (финансовых) санкций. Однако необходимо обратить внимание, что судебно-арбитражная практика исходит из того, что применение в данном случае норм об ответственности за неисполнение денежного обязательства, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, не допускается. Такое положение закреплено в Постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В п. 2 данного Постановления определено, что в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством.

Ответчиками по искам о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) органов исполнительной власти, признаются Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Предъявление иска непосредственно к контролирующему органу, допустившему нарушение, не может служить основанием для отказа суда в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд обязан привлечь в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган (п, 12 Постановления № 6/8).

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение одного месяца со дня вынесения решения (гл. 20 АПК РФ).

Если срок обжалования в апелляционной инстанции был пропущен, то решение может быть обжаловано в кассационной инстанции. В кассационной инстанции может быть обжаловано также не устраивающее истца постановление апелляционной инстанции. Кассационная жалоба может быть подана в течение одного месяца после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда (гл. 21 АПК РФ).

Последней судебной инстанцией для защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц является Президиум ВАС РФ. Судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по протесту, принесенному Председателем ВАС РФ, Генеральным прокурором РФ или их заместителями. В случае несогласия истца с вынесенным решением (постановлением) арбитражного суда истцу следует направить на имя одного из перечисленных лиц заявление о принесении протеста. При наличии соответствующих оснований для пересмотра дела должностное лицо приносит протест, который рассматривается Президиумом ВАС РФ. Если основания для принесения протеста отсутствуют, истцу направляется уведомление об этом (гл. 22 АПК РФ). Вопросы 1.

Какие виды контроля Вы знаете? 2.

Назовите функции внешнего и внутреннего контроля. 3.

Какие контролирующие организации учреждены в Российской Федерации? 4.

Права, обязанности и полномочия контролирующих органов в России. 5.

Как защитить права проверяющих и проверяемых?

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решение контролирующих органов по акту проверки требования об устранении нарушений, если он считает, что проверка была проведена с нарушением законодательства РБ.

Проверяемый субъект может направить жалобу в вышестоящий контролирующий орган или в Хозяйственный Суд. Подача жалобы в вышестоящий контролирующий орган не исключает возможности подачи жалобы в суд. В суд необходимые документы могут быть поданы в течение года со дня составления акта проверки или вынесения предписаний об устранении нарушений.

Жалоба в вышестоящий контролирующий орган может быть подана в течение 30 календарных дней со дня составления акта или вынесения предписания об устранении нарушений. Пропуск данного срока является основанием для отказа в приеме жалобы. Жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий контролирующий орган в праве :

1) Оставить решение требования без изменений, а жалобу без удовлетворения.

2) Отменить решение требования полностью или частично.

3) Отменить решение требования и назначить дополнительную проверку.

4) Внести изменения в предписание требования.

Помимо жалобы по акту проверки субъект хозяйствования имеет право подать жалобу на действия или бездействия проверяющего . Такая жалоба подается вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящее должностное лицо вправе:

1) Удовлетворить жалобу, что влечет за собой внесение изменений в акт проверки, применение административной дисциплинарной ответственности к проверяющему.

2) Оставить жалобу без удовлетворения.

По результатам рассмотрения жалобы в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения по ней данное решение направляется к субъекту хозяйствования подавшему жалобу, а также в контролирующий орган который проводил проверку.


СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА

1. Понятие и сущность аудита. Содержание аудиторской деятельности.

2. Классификация аудита, его цели и задачи.

3. Понятие сопутствующих аудиту услуг.

4. Сравнительная характеристика аудита и ревизии.

5. Профессиональная этика аудитора.

Понятие и сущность аудита. Содержание аудиторской деятельности.

В РБ осуществляется независимый контроль достоверности бухгалтерской отчетности, который называется аудитом. Правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории РБ определены законом РБ от 8 ноября 1994 г. №3373-12 «Об аудиторской деятельности». Данный закон устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления аудиторской деятельности.



В развитие данного закона министерством финансов РБ разрабатываются правила аудиторской деятельности, регулирующие отдельные стороны ее осуществления, например, планирование аудита, профессиональная этика лиц, оказывающих аудит, особенности аудита субъектов малого предпринимательства и т. д.

Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по независимой проверке или аудиту бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и других документов организации, ее обособленных подразделений, банковских групп, холдингов, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской отчетности в целях выражения мнения о достоверности бух отчетности и соответствия совершенных операций законодательству.

Аудиторская деятельность осуществляется аудиторами.

Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным для аудитора и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Требования к физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора:

1) высшее экономическое или юридическое образование;

2) наличие стажа по специальности не менее трех лет;

3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора индивидуального предпринимателя или в качестве работника аудиторской организации.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность или оказывающая сопутствующие аудиту услуги. В ее штате должно быть не менее трех аудиторов.

Аудиторские организации и аудиторы ИП проводят аудит:

· достоверности бухгалтерской отчетности;

· достоверности консолидированной отчетности банковской группы или банковского холдинга;

· правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

· финансового состояния инвестора;

· финансового состояния эмитента ценных бумаг;

· формирования уставного капитала, происхождение денежных средств учредителей организаций вносимых в ее уставный капитал;

· достоверности налоговых деклараций и отчетов;

· состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;

· стоимости основных средств, находящихся в собственности;

· иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации.

5.1. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке, в том числе в следующих случаях:

Нарушение срока регистрации жалобы;

Нарушение сроков рассмотрения жалобы;

Нарушение сроков размещения на официальном сайте информации о поступлении жалобы и ее содержании, о месте и времени рассмотрения такой жалобы, сведений о вынесенном решении и выданном предписании;

Отказ в рассмотрении жалобы, если основания отказа не предусмотрены законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом;

Отказ контролирующего органа, должностного лица контролирующего органа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате рассмотрения жалобы документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

5.2. Оснований для приостановления рассмотрения заявления законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

5.3. В случае если в заявлении не указаны имя и фамилия гражданина, направившего заявление, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на заявление не дается.

5.4. Контролирующий орган при получении письменного заявления, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить заявление без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему заявление, о недопустимости злоупотребления правом.

5.5. В случае если текст письменного заявления не поддается прочтению, ответ на заявление не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается заявителю, направившему заявление, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5.6. В случае если в письменном заявлении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно (два и более раз) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми заявлениями, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) контролирующего органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель.

5.7. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в заявлении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить заявление в контролирующий орган.

5.8. Если ответ по существу поставленного в заявлении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

5.9. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является заявление, направленное в контролирующий орган.

5.10. Заявитель в заявлении указывает:

Наименование контролирующего органа, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

Фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

Сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) контролирующего органа, должностного лица;

Доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) контролирующего органа, должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

5.11. При рассмотрении заявления контролирующий орган рассматривает:

Документы, представленные заявителем;

Материалы объяснения, представленные должностным лицом;

Результаты исследований, проверок.

5.12. Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения заявления:

1) получать информацию по следующим вопросам:

О входящем номере, под которым зарегистрировано в системе делопроизводства заявление;

О нормативных правовых актах, на основании которых контролирующий орган исполняет государственную функцию;

2) отозвать заявление до момента вынесения решения по данному заявлению;

3) иные права в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с исполнением государственной функции.

5.13. Нарушения настоящего Регламента ФАС России, территориальными органами, должностными лицами ФАС России обжалуются в ФАС России.

5.14. Нарушения настоящего Регламента должностными лицами территориального органа обжалуются либо в соответствующий территориальный орган.



5.15. Заявление, поданное с нарушением пунктов 5.13 и 5.14 настоящего Регламента, с подтверждающими документами направляется получившим ее контролирующим органом в соответствующий контролирующий орган с уведомлением заявителя о переадресации заявления.

5.16. Поступившее заявление рассматривается контролирующим органом в течение тридцати дней со дня регистрации.

5.17. Срок рассмотрения заявления может быть продлен в случае принятия руководителем контролирующего органа решения о необходимости проведения проверки по заявлению, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней.

5.18. Решение о продлении срока рассмотрения заявления сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления.

5.19. Решение по заявлению в территориальный орган принимает руководитель соответствующего территориального органа.

Решение по заявлению в ФАС России принимает руководитель ФАС России или его заместитель.

5.20. По результатам рассмотрения заявления на решение, действия (бездействие) контролирующего органа, его должностного лица руководитель контролирующего органа принимает одно из следующих решений:

Признать решение, действия (бездействие) контролирующего органа, его должностного лица соответствующими настоящему Регламенту и отказать в удовлетворении заявления;

Признать решение, действия (бездействие) контролирующего органа, его должностного лица не соответствующими настоящему Регламенту полностью или в части. В этом случае ответственным исполнителем по заявлению в целях установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и применения дисциплинарного взыскания, либо принятия решения о других видах ответственности, представляется руководителю (заместителю) контролирующего органа служебная записка с изложением сути нарушения и указанием должностных лиц, его допустивших, для принятия решения о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

5.21. Решение руководителя (заместителя) контролирующего органа оформляется в письменной форме.

5.22. Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объеме.

5.23. Служебная записка, указанная в пункте 5.20, с резолюцией руководителя (заместителя) ФАС России направляется в Управление государственной службы ФАС России не позднее трех рабочих дней, следующих за днем изготовления решения в полном объеме.

Служебная записка, указанная в пункте 5.20, с резолюцией руководителя территориального органа ФАС России направляется должностному лицу, ответственному за работу по противодействию коррупции, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем изготовления решения в полном объеме.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки .

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки . По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Условно можно выделить два вида актов проверки:

1. Промежуточный акт – составляется до окончания проверки в случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам крайне важно принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства.

Промежуточный акт проверки должен содержать :

Основание назначения проверки, дату и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

Дату начала проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место и дату промежуточного составления акта проверки;

Наименование, местонахождение и подчинœенность (фамилия, имя, отчество, место жительства) проверяемого субъекта͵ учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов;

Описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренную законодательными актами ответственность за такое нарушение;

Указание на то, что акт проверки является промежуточным;

Иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

На основании промежуточного акта проверки контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.

2. Итоговый акт – составляется по окончании проверки в соответствии с правилами главы 8 Положения о порядке проведения проверок.

Результаты совместной проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае, если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны :

Основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

Даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;

Проверенный период;

Должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта͵ обязанных подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

Наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделœения – адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчинœенность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);

Наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

Кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

Какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

Описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

Размер причинœенного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

Должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

Иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.

За достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах, ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта͵ представившие указанные справки, объяснения и расчеты.

Однородные нарушения бывают отражены в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки, в которых указываются всœе необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причинœенного вреда (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов.

В необходимых случаях к акту проверки бывают приложены справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта.

Акт (справка) проверки подписывается проверяющим (руководителœем проверки), а также:

Руководителœем проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателœем, при их отсутствии – иным представителœем проверяемого субъекта͵ лицом, осуществляющим частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

Лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки.

Акт (справка) проверки в течение 2 рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителœем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.

В случае несогласия с содержанием акта в целом или в части, проверяемый субъект или его представитель делает запись перед своей подписью: «С возражениями» и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителœем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При крайне важности в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта͵ его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства. Данные объяснения прилагаются к акту проверки.

На основании акта͵ составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

Первый экземпляр решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля у контролирующего (надзорного) органа.

В случае обнаружения контролирующим (надзорным) органом при осуществлении контроля (надзора) признаков административного правонарушения, ведение административного процесса по которому отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов (организаций), контролирующий (надзорный) орган обязан письменно сообщить об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 9.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинœения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинœения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении – на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки.

Материалы проверки направляются в органы уголовного преследования с сопроводительным письмом, в котором указываются наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделœения – адрес его места нахождения), его местонахождение (место жительства), выявленные нарушения, требования законодательства, которые нарушены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства.

По окончании проверки контролирующий (надзорный) орган, проводивший проверку, вправе проинформировать вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, собственника имущества проверяемого субъекта или его представителя о выявленных фактах нарушений законодательства и внести предложения о предотвращении их в будущем.

Проверяемый субъект вправе обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки , требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных Положением или иным актом законодательства, либо нарушают его права.

Вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, бывают обжалованы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинœены, и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами.

Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня его вынесения .

Жалоба на решение по акту проверки может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган , вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинœены, в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (совершения).

Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в месячный срок со дня ее получения .

По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки вышестоящий контролирующий (надзорный) орган вправе:

Оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

Отменить решение полностью или частично;

Отменить решение и назначить дополнительную проверку;

Внести изменения в решение.

Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.

Тема 4. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

78. Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных настоящим Положением или иным актом законодательства, либо нарушают его права.

Вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами.

Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения.

Правила настоящего пункта не распространяются на решения контролирующих (надзорных) органов и действия (бездействие) проверяющих, принятые (осуществленные) в ходе административного процесса.

79. Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения).

Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен соответственно вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены.

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений адресуется в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа), которому проверяющие непосредственно подчинены, жалоба на действия (бездействие) проверяющих – вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены.

80. Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в месячный срок со дня ее получения.

81. По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящее должностное лицо вправе:

оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;

отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;

внести изменения в решение, требование (предписание).

82. По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо вправе:

удовлетворить жалобу;

оставить жалобу без удовлетворения.

83. Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.