В последний день работы Госдума шестого созыва приняла один из самых резонансных законопроектов последних лет.


Как принимали закон


Законопроект внесли в Госдуму 7 апреля депутат Ирина Яровая и член Совета федерации Виктор Озеров. Инициативу они объяснили «новыми проблемами» с международным терроризмом. В первом чтении проект был принят 13 мая.

Во втором и сразу же в третьем чтениях проект принят 24 июня. Окончательные поправки раздавались парламентариям за несколько минут до обсуждения. В итоге проект был заметно смягчен. За проект в третьем чтении проголосовали 287 депутатов, против -147, один воздержался.

В чем суть поправок


Разрешить сотрудникам ФСБ и СВР «получать на безвозмездной основе от госорганов и государственных внебюджетных фондов» доступ к информационным системам и базам данных.

Причислить к разыскным мероприятиям получение правоохранительными органами «компьютерной информации», в том числе доступ к электронной почте, СМС-сообщениям.

Обязать операторов почтовой связи «принимать меры» для того, чтобы по почте не отправлялось оружие и другие «опасные» предметы.

Увеличить для операторов связи и интернет-компаний срок хранения информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, а также изображений, звуков или иных сообщений пользователей до трех лет (сейчас - шесть месяцев). В день принятия закона авторы пошли на уступки и согласились увеличить такой срок всего до года.

Регламентировать миссионерскую деятельность . Например, запрещается проповедовать в жилых помещениях.

Ужесточить наказания за терроризм и экстремизм, а также дополнить Уголовный кодекс новыми составами преступлений этой категории.


Лишение гражданства тех, кто окажется втянутым в террористическую и экстремистскую деятельность. Подозреваемым в подобной причастности запретить выезд за рубеж.

Ко второму чтению было решено отказаться от этих видов наказания.

Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет за «склонение, вербовку и иное вовлечение» в совершение массовых беспорядков.

Лишение свободы от 10 до 20 лет за создание террористической организации.

Увеличивается число уголовных статей, ответственность по которым наступает с 14 лет.

Штраф для юридических лиц за использование СМИ и интернета для разглашения гостайны - от 400 тыс. до 1 млн руб.

Чем опасны поправки и то, как их принимали


Предлагавшиеся нормы о лишении гражданства не соответствуют ст. 6 Конституции РФ («гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»).

Никто из глав других ответственных думских комитетов не был привлечен к проработке поправок Ирины Яровой.

Новации стали неожиданностью для религиозных деятелей: при разработке закона с ними не консультировались.

Правовое управление Госдумы отмечало, что усиление наказания за пособничество в совершении террористических преступлений в ряде случаев повлечет более строгое наказание, чем за их совершение.

По подсчетам операторов связи, реализация требований законопроекта лишит их чистой прибыли и оставит бюджет без налоговых отчислений.

Госдума в пятницу, 24 июня, приняла во втором и третьем чтении антитеррористический пакет законов, внесенный председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и главой комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктором Озеровым. Об этом сообщает .

Поправки предлагается внести в Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный кодексы (УПК), а также в 10 отдельных законов. Ими вводится пожизненное заключение за международный терроризм, уголовная ответственность за терроризм с 14 лет, а также обязательство операторов связи, мессенджеров и соцсетей хранить всю информацию о содержании разговоров и переписки пользователей.

Поправками вводится новый состав преступления - международный террористический акт. Международным предлагается признать теракт, произошедший за пределами России и подвергший опасности жизнь и здоровье граждан страны. За него предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет либо в виде пожизненного заключения.

В законопроектах также предлагается снизить возрастной порог уголовной ответственности для террористических преступлений до 14 лет.

В УК появляется новая статья - несообщение о готовящемся теракте, угоне самолета и некоторых других преступлениях. За это будет предусмотрен штраф до 100 тысяч рублей или в размере зарплаты осужденного за период до 6 месяцев, либо принудительные работы до 1 года, либо лишение свободы на тот же срок. При этом не подлежит уголовной ответственности несообщение о подготовке или совершении преступления супругом или близким родственником.

Публичные призывы к терроризму в интернете, а также его публичное оправдание предлагается наказывать штрафом от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или лишением свободы от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 5 лет.

За склонение и вербовку к организации массовых беспорядков вводится наказание в виде штрафа от 300 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от 2 до 4 лет либо без такового или в виде принудительных работ на срок от 2 до 5 лет либо лишения свободы от 5 до 10 лет.

Парламентарии также обязали операторов связи хранить на территории России в течение 3 лет информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео, а также содержание разговоров и переписки - до 6 месяцев.

Также операторы связи обязуются предоставлять правоохранительным органам информацию о пользователях и об оказанных им услугах связи и другие данные.

Мессенджеры и социальные сети должны будут хранить данные о фактах передачи сообщений 1 год, а содержание переписки - до полугода. Они будут обязаны при использовании дополнительного кодирования сообщений представлять в ФСБ ключи для их декодирования. За отказ граждане будут штрафоваться на сумму от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, должностные лица - от 30 до 50 тысяч рублей, юрлица - от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

Скандальные антитеррористические законопроекты Ирины Яровой приняты парламентом и подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным 6 июля, вопреки надеждам правозащитников и операторов связи на президентское вето. Надежды на вето вообще было мало, потому что с 2013 года Президент РФ не пользовался этим правом. Закон мог бы остановить Совет Федерации, который крайне редко, но всё же пользуется своим правом вето. Но и этого не произошло. Законы вступят в силу 20 июля 2016 года, за исключением некоторых положений, вступающих в силу позже.

Законы были приняты в короткие сроки: за три месяца они прошли и Государственную Думу, и Совет Федерации, и Президента РФ.

Мы уже проводили , поэтому сейчас есть смысл остановиться на тех изменениях, которые были внесены в первоначальный текст проектов.

Федеральный закон от 06.07.2016 №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» состоит из 19 статей, первоначальный проект был дополнен девятью статьями.

В первоначальной редакции законопроекта №1039149–6 содержалась норма, согласно которой в целях обеспечения координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по профилактике терроризма по решению Президента РФ могут формироваться органы из представителей этих органов. Эти органы могут принимать решения по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Решения оформляются актами указанных органов и являются обязательными. В итоговом варианте норма дополнена полномочием субъектов РФ установить административную ответственность за неисполнение этих решений, в случае если она не предусмотрена федеральным законом.

Статьи 2-4 были включены в текст законопроекта его авторами в процессе работы над ним, они посвящены полномочиям спецслужб. ФСБ и СВР наделяются правом получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на них обязанностей информационные системы и базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним.

В Федеральном законе «О ФСБ» исключается второе предложение из нормы следующего содержания: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Предполагается, что ответственность (гражданско-правовую) за причиненный законными действиями военнослужащих ФСБ несет сама ФСБ, однако исключение второго предложения из приведенной нормы вносит некоторую неопределенность в вопрос о том, будет ли ФСБ возмещать вред. При этом в Законе остаются общие положения о том, что государственные органы, организации и граждане вправе требовать от органов ФСБ возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов ФСБ при исполнении ими служебных обязанностей.

Изменения в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вносят получение компьютерной информации в перечень оперативно-розыскных мероприятий. Мероприятия, связанные со снятием компьютерной информации, проводятся при участии ФСБ и органов внутренних дел только по судебному решению.

В закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» внесены изменения в части исключения выдачи обыкновенной гуманитарной визы лицам, осуществляющим профессиональную религиозную деятельность, в том числе миссионерскую. Первоначальное предложение о запрете на выезд из России в случае наличия у гражданина предостережения о недопустимости нарушения закона было исключено. Резонансная неконституционная статья 5 законопроекта, предполагавшая лишение гражданства РФ за совершение преступлений террористической направленности, также была исключена из закона по инициативе самих авторов законопроекта.

Возникает вопрос: когда законодатели Яровая и Озеров писали закон, они не знали, что другим законом запрещено лишать человека российского гражданства? А если знали, то зачем включили такое одиозное положение в проект? Как вариант - чтобы отвлечь внимание от других вопросов.

Уточнены некоторые положения закона «Об оружии»: конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия, а при производстве таких изделий и определенных видов оружия запрещается использовать основные части не только боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, но и снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного (статья 6).

Большие изменения вносятся в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: в него вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава. Данной главы не было в первоначальной редакции законопроекта.

Миссионерская деятельность - это деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, сети «Интернет» либо другими законными способами. Миссионерской деятельностью не может заниматься представительство иностранной религиозной организации. Однако российские религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.

Закон запрещает осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе, которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо законом «О противодействии терроризму». Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности и другие деструктивные цели.

За нарушение правил осуществления миссионерской деятельности предусмотрена административная ответственность.

Статья 9 Федерального закона №374-ФЗ с изменениями в закон «О почтовой связи» также появилась в процессе работы над законопроектом. Закон дополняется обязанностью операторов почтовой связи принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях запрещенных предметов и веществ. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение. По существу, закон зафиксировал то, что уже применяется на практике службой почтовой безопасности.

Самый большой резонанс вызвали изменения в закон «О связи». В итоговом документе число поправок увеличилось. Помимо резонансных поправок в закон вошла новая обязанность операторов связи прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах. Это означает, что могут перестать работать все «левые» сим-карты, выданные без указания паспортных данных в договоре, а также все сим-карты, использующиеся не тем лицом, на которое оформлен договор. За несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов вводится административная ответственность. Также в законе появилась обязанность операторов связи выдавать информацию о пользователях и оказанных им услугах связи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В законе осталась норма о том, что операторы связи обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет. Однако следует предположить, что «информация о фактах» - это, по сути, так называемые логи, а не сама информация. В отношении самой информации - текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных сообщений пользователей услугами связи - установлен срок хранения до шести месяцев. Важно, что порядок, сроки и объем хранения указанной в информации устанавливаются Правительством РФ. То есть до того как Правительство РФ установит этот порядок норма фактически не будет действовать. Для данной нормы предусмотрена отсрочка вступления в силу на два года: она начнет действовать с 1 июля 2018 года.

Аналогичные правила хранения информации с аналогичными оговорками вводятся в отношении организаторов распространения информации в сети «Интернет». Кроме того, провайдеры обязаны при использовании в электронных сообщениях пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в ФСБ информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых электронных сообщений. Как эта обязанность будет реализовываться на практике, пока не очень понятно.

Изменения в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусмотренные статьей 6 законопроекта, оказались в статье 12 принятого Закона. Замечания Правового управления Госдумы и несоответствие данных норм предмету закона не стали препятствием для их сохранения в тексте. Кроме того, редакция была дополнена нормой о том, что при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. За нарушение этой обязанности предусмотрена административная ответственность, формулировка уточнена в соответствии с замечаниями Правового управления Госдумы.

Федеральный закон от 06.07.2016 №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» также увеличил количество статей вдвое по сравнению с проектом - с двух до четырех статей. Однако изменений по сравнению с проектом не так много.

По статье 205.6 Уголовного кодекса РФ «Несообщение о преступлении» учтены замечания Правового управления Думы: максимальное наказание уменьшено с трех лет лишения свободы до одного года.

В статье 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» санкции выросли по сравнению с тем, что было в проекте. В проекте закона предлагалось повысить на 2–3 года нижние пределы сроков лишения свободы, а в итоге на пять лет выросли и высшие пределы.

В статье 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», статье 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности» предлагаемые безальтернативные санкции в виде лишения свободы с учетом замечаний юристов заменили на альтернативные - с наказаниями в виде штрафа, принудительных работ, лишения свободы.

Статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности» не вошла в итоговый закон.

Изменилась редакция изменений, которые вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В целом, закон, вносящий изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, практически не изменился по сравнению с первоначально внесенным проектом.

ВЫВОДЫ

1. «Антитеррористический пакет» Яровой был существенно доработан с учетом поправок, однако это привело к ужесточению закона. Из самых громких положений законопроекта в закон не вошло только лишение гражданства, ограничение на выезд и статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности». Все остальные положения сохранились. Например, статья 205.6 «Несообщение о преступлении» будет действовать с 20 июля 2016 года.

2. Закон был дополнен новыми нормами, в частности, изменениями в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в который вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава.

3. Закон дополнился полномочиями органов, осуществляющих ОРД, и органов безопасности получать удаленный доступ к любым информационным системам и базам данных, а также, по решению суда, компьютерную информацию (электронные сообщения частных лиц). Надо полагать, что у спецслужб и так есть доступ к информационным системам и компьютерной информации.

4. Шум вокруг законов Яровой стал сводиться к переживаниям операторов связи и интернет-провайдеров о повышении их расходов в связи с необходимостью соблюдения закона и шутками пользователей в интернете на тему «большой брат следит за тобой». Однако по поводу «слежки» нельзя утверждать, что со вступлением в силу закона что-то должно кардинально измениться в сторону тотального нарушения тайны сообщений. Также нет смысла возмущаться ужесточением ответственности за терроризм. Странно, что в Интернете не поднялся такой же шум, например, по поводу уголовной ответственности за недоносительство.

5. Акцентирование внимания общественности на заведомо одиозных и непроходных положениях законопроектов приводит к тому, что действительно важные, значимые нормы и законопроекты, которые могут привести к нарушению прав рядовых граждан (не террористов), остаются в тени.

Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.

Что предписывает «закон Яровой»

Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.

В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило п​остановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.

Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.

По словам Сергея Солдатенкова, это [неутвержденные требования к оборудованию] «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК ). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода [до вступления в силу требований «закона Яровой»] провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.

Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.

По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».

Дорогая скорость

В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, — в 35-40 млрд руб., — в 45 млрд руб.

По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.​

Законопослушные иностранцы

Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.

В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.

Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.

Для операторов связи правительство дало отсрочку в части хранения пользовательского интернет-трафика

Архивное фото

Москва. 1 июля. сайт - С 1 июля в РФ вступил в силу пакет антитеррористических поправок в законодательство (так называемый "Закон Яровой"), подписанный президентом 7 июля 2016 года. Согласно документу, операторы связи и интернет-компании обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей в срок до шести месяцев. Вслед за законом был подписан перечень поручений правительству в части разъяснения правил хранения.

В апреле 2018 года правительство утвердило правила для операторов связи. Согласно постановлению, которое вступило в силу также с 1 июля, телеком-компании обязаны будут хранить аудиозаписи разговоров и SMS-сообщения пользователей в течение шести месяцев. При этом правительство дало отсрочку для операторов в части хранения пользовательского интернет-трафика. Так, с 1 октября 2018 года операторы связи должны будут хранить весь интернет-трафик пользователей за последние 30 суток в течение шести месяцев. При этом емкость технических средств хранения будет увеличиваться ежегодно на 15% в течение 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Данные можно хранить на серверах других операторов, но по предварительному согласованию с ФСБ.

Разъяснения для интернет-компаний правительство опубликовало 28 июня, за пять дней до вступления в силу закона. В отличие от операторов связи, интернет-сервисы не получили отсрочку по хранению пользовательских данных. Согласно постановлению, записи переговоров в интернете, текстовые сообщения, видео- и иной контент, пересылаемый их пользователями, должен храниться полгода. Речь идет о пользователях, осуществляющих доступ в интернет на территории России или с использованием телефона российского сотового оператора.

"Закон Яровой" в течение последних двух лет подвергается критике со стороны отрасли. Бизнес и государство активно обсуждали возможность смягчения требований в части объемов и сроков хранения данных, также предлагалось отложить вступление в силу закона.

Обязанность хранить большие массивы данных, часть которых дублирует друг друга несколько раз, требует масштабных капитальных затрат со стороны бизнеса, заявляли представители отрасли.

Ранее большая тройка операторов связи озвучила свои оценки на исполнение закона в течение пяти лет. "Мегафон" заложил в бюджет 35-40 млрд рублей, VEON оценивает затраты в 45 млрд рублей, "МТС" - 60 млрд рублей. ПАО "Ростелеком" вовсе назвало "затруднительным" выполнить требования по исполнению "Закона Яровой" из-за нехватки оборудования на рынке. Интернет-компании не дают оценок затрат на реализацию закона.