• Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Консульские учреждения

Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. Консульские функции выполняются консульскими учреждениями. Функции консульских учреждений могут выполнять и дипломатические представительства.

Различают четыре вида консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относят также консульские отделы дипломатических представительств.

Деятельность консульских учреждений осуществляется на основе Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), другими международно-правовыми актами, а также двусторонними консульскими конвенциями между государствами (например, Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Гана от 22 февраля 1985 г., Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22 мая 1992 г., Консульская конвенция между Российской Федерацией и Украиной от 15 января 1993 г.).

Установление консульских отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию. При этом согласие, данное на установление дипломатических отношений между двумя государствами, означает, если иное не оговорено, согласие на установление консульских отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой в силу самого события разрыва отношений консульских.

Консульское учреждение может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ (район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций) определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

Согласие государства пребывания также требуется, если какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где они сами находятся.

Государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений консульского учреждения, возглавляемого почетным консульским должностным лицом, от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.

Консульскими функциями являются :

защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;

содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями Венской конвенции;

выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованными лицами;

выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства;

исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства «mortis causa» (по причине смерти; в ожидании смерти) на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;

охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения в соответствии с законами и правилами государства пребывания распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания;

осуществление предусматриваемых законами и правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве, а также в отношении их экипажа;

оказание помощи указанным судам и самолетам и их экипажу, принятие заявлений относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без ущерба для прав властей государства пребывания, расследование любых происшествий, имевших место в пути, и разрешение всякого рода споров между капитаном, командным составом и матросами, поскольку это предусматривается законами и правилами представляемого государства;

выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.

При выполнении своих функций консульские должностные лица могут обращаться в компетентные местные органы своего консульского округа, а также в компетентные центральные органы государства пребывания, если это допускается, и в той степени, в какой это допускается законами, правилами и обычаями государства пребывания или соответствующими международными договорами.

При назначении на должность представляемое государство снабжает главу консульского учреждения документом, имеющим форму патента или подобного ему акта, составляемым при каждом назначении, удостоверяющим его должность и указывающим, как общее правило, его полное имя и фамилию, категорию или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Патент или подобный ему акт дипломатическим или иным соответствующим путем передается правительству того государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. Если государство пребывания согласно, представляемое государство может вместо патента или подобного ему акта послать государству пребывания уведомление, содержащее вышеуказанные данные о главе консульского учреждения.

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Государство пребывания может отказать в выдаче экзекватуры и при этом не обязано сообщать представляемому государству мотивы отказа.

В ряде случаев глава консульского учреждения может приступить к исполнению своих обязанностей до получения им экзекватуры. К таким случаям относятся временный допуск главы консульского учреждения к выполнению своих функций и временное выполнение функций главы консульского учреждения (если глава консульского учреждения не может выполнять своих функций или если должность главы консульского учреждения вакантна).

Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа. Кроме того, оно обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами, вытекающими из Конвенции.

Глава консульского учреждения и персонал консульского учреждения являются работниками консульского учреждения. Персонал консульского учреждения делится на три группы: консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо - это лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций, консульский служащий - лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении, работник обслуживающего персонала - лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения.

При отсутствии конкретной договоренности о численности консульского персонала государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала не переходила за пределы, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в консульском округе, и потребности данного консульского учреждения.

Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство о том, что то или иное консульское должностное лицо является «persona поп grata» (нежелательное лицо - лат.) или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно, соответственно, отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении. При этом государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения представляемому государству. Если представляемое государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может соответственно аннулировать экзекватуру данного лица или перестать считать его работником консульского персонала.

Функции работников консульского учреждения прекращаются, в частности: но уведомлении государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются; по аннулировании экзекватуры; по уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставлять работникам консульского учреждения,

не являющимся гражданами государства пребывания, а также членам их семей, проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников. В частности, оно должно предоставить, в случае необходимости, в их распоряжение транспортные средства, которые требуются для них самих или для их имущества, за исключением имущества, приобретенного в государстве пребывания, вывоз которого во время отбытия запрещен.

Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности, в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др.

Специальные функции консульских учреждений весьма разнообразны. К ним относятся:

  • -- информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;
  • -- информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;
  • -- учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;
  • -- консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;
  • -- паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;
  • -- выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
  • -- консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;
  • -- выполнение соответствующих действий по истребованию документов;
  • -- охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;
  • -- совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;
  • -- выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть, М., 2005. - с. 311.

Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение.

Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства.

Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов.

Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами.

Очень важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания. Работники консульского учреждения пользуются свободой передвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности Теория международных отношений: Учебное пособие / Цыганков П.А.. - М.; Гардарики, 2004. - с. 364.

В ходе осуществления своей деятельности консульские учреждения обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и правила.

Государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уважение и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц.

  • 7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.
  • 8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • Общие вопросы, связанные с установлением и поддержкой консульских отношений, урегулированы многосторонней Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Кроме того, государства широко практикуют заключение двусторонних консульских конвенций, в которых регулируются вопросы количества консульских учреждений государств на территории друг друга, местонахождение консульских округов, привилегии и иммунитеты персонала консульств и др. Государства также имеют внутреннее законодательство, регулирующее консульские отношения. В Советском Союзе таким нормативным актом был Консульский устав СССР 1976 г., действовал и в Украине в части, что не противоречит ее Конституции, до 1994 г., когда Указом Президента Украины был введен Консульский устав Украины.

    Главой консульского учреждения консул. Его статус отличается от статуса главы дипломатического представительства, поскольку консул осуществляет представительских функций своего государства в государстве пребывания. Функции консулов имеют относительно узкий и конкретный характер и осуществляются ими в пределах консульского округа.

    Государства на практике используют как штатных консулов, так и нештатных (почетных) консулов. Последние обычно назначаются из лиц, которые постоянно проживают в государстве нахождения консульства и пользуются в ней авторитетом. Часто почетными консулами есть адвокаты, бизнесмены, деятели культуры. Они могут быть гражданами государства, которая их признает, государства пребывания или третьего государства. Почетные консулы не состоят на государственной службе государства, которая их признает, и не получают от нее заработной платы, поэтому этот институт экономически выгоден. Как правило, сборы за консульские услуги, которые взимаются почетным консулом, идут в его прибыль. Сегодня Украина имеет 96 почетных консулов.

    Понятие и виды консульских учреждений

    Консульское учреждение (консульство) - это постоянный государственный орган внешних сношений, учрежденный в другом государстве на основании соглашения между этими государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.

    1)генеральное консульство,

    2)консульство,

    3)вице-консульство

    4) консульское агентство.

    Эти учреждения возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Консулы и вице-консулы, кроме тех случаев, когда они возглавляют консульские учреждения, могут входить как обычные чиновники в состав генеральных консульств. Сегодня довольно распространено открытие консульских отделов при дипломатических представительствах. Возглавляют эти отделы заведующие, которые именуются генеральными консулами или консулами. Как принято на практике, заведующим консульских отделов посольств не представляются патент и экзекватура, поскольку они действуют как сотрудники дипломатического представительства.

    Основные функции консульских учреждений определены в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Это, в частности, такие:

    1) защита в государстве пребывания интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

    2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государством, которая представляется государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

    3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

    4) выполнение административных и нотариальных функций;

    5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам государства, представляется, в том числе правовой;

    6) оказание помощи морским (речным) судам и самолетам и их экипажам;

    7) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение государством, представляется, что не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

    При выполнении функций консульские учреждения должны руководствоваться как нормами международного права, так и законами своего государства и государства пребывания. Важную роль в консульских отношениях между государствами играют двусторонние консульские конвенции. В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения имеют право напрямую сноситься только с местными властями консульского округа. Если возникает необходимость во взаимодействии с правительством государства пребывания, то ее можно реализовать только с помощью дипломатического представительства своего государства. При отсутствии дипломатических отношений государства могут возложить выполнение некоторых дипломатических функций на консульские учреждения с согласия правительства принимающей государства. В таких случаях консульства имеют право сноситься с правительством государства пребывания.

    В большинстве государств консульские учреждения подчинены министерствам иностранных дел, а также дипломатическому представительству своего государства в государстве пребывания.

    По нормам международного и внутригосударственного права консулы могут представлять физических и юридических лиц своего государства в судах и других органах государства пребывания в порядке, предусмотренном в указанных нормах.

    Самыми распространенными видами деятельности консульских учреждений являются: выдача виз, выдача и продление сроков действия паспортов, регистрация граждан, которые постоянно проживают на территории консульского округа, регистрация актов гражданского состояния, легализация и нотариальное заверение документов и др. За выполнение указанных действий консульства взимают консульские сборы в валюте государства пребывания. Государства могут заключить между собой соглашение об отмене взимания всех или некоторых видов консульских сборов.

    Консульский округ – район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций (консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах с согласия государства пребывания выполнять свои функции за пределами консульского округа).

  • Выше уже говорилось, что на Венской конференции по консульскому праву при обсуждении содержания статьи 5 Конвенции, касающейся консульских функций, не возникло разногласий по пункту «в», в котором речь шла о консульский функции выяснения всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни в государстве пребывания и сообщении о них правительству представляемого государства и заинтересованным лицам.

    На тот момент (1963 г.) эта формулировка соответствовала праву и практике западных государств, как это следовало из серии заключенных к тому времени двусторонних консульских конвенций . Впрочем и государства Восточной Европы и Советский Союз, если судить по заключенным ими в тот период двусторонним консульским конвенциям, такая формулировка также устраивала.

    Как видно, внешнеторговая консульская функция в контексте международного права представляла собой своего рода штрих без расшифровки. Расшифровка тогда была просто невозможна из -за разности позиций государств. Однако, в настоящее время западные государства, прежде всего США, и их ученые, предлагают новации, касающиеся дипломатического и консульского права. Им бы хотелось по максимуму сблизить внешнюю государственную службу с бизнесом. И в своей стране, США например, это практически сделали, разработав вполне эффективные формы и методы организации деятельности государственных органов внешних сношений по содействию внешней торговле. Выразилось это в том, что помимо дипломатической и консульской служб были созданы такие крупные организации как Администрация экономического сотрудничества, Управление международного сотрудничества, Товарно-кредитная корпорация и т.п. Были организованы торговые представительства за рубежом, а в посольствах экономические советники и атташе. В последующем этому последовали другие западные государства. Консульский Устав к примеру США, предписывает консулам следующие виды действий:

    1) не допускать нарушений прав американских граждан в вопросах торговли и мореплавания, прав, основанных на международном обычае и праве и договоре;

    2) наблюдать, докладывать и, если возможно, пытаться устранить дискриминацию, направленную против сельскохозяйственных, коммерческих и промышленных интересов в других государствах;

    3) защищать национальную коммерческую репутацию США.

    Консулу воспрещается выступать в качестве арбитра в любых торговых

    спорах .

    Он должен: отвечать на запросы, касающиеся торговых и иных экономических тем, оказывать прямое содействие американским гражданам и фирмам; поощрять учреждение американских торговых палат и оказывать им поддержку; находясь в США в отпуске или по другим обстоятельствам, он обязан, в соответствии с инструкциями, выступать на торговых прессконференциях.

    Доклады консула, которые он представляет в Г осударственный департамент или в другие заинтересованные инстанции, должны основываться на официальной информации в государстве пребывания, так и

    на надежных частных источниках.

    Из сказанного видно, что Консульский Устав США дает консулу достаточные полномочия для того, чтобы он мог эффективно содействовать

    любой коммерческой или иной деятельности американских граждан и юридических лиц.

    И хотя международное право настойчиво требует, чтобы любая консульская деятельность не противоречила законам и правилам государства пребывания, официальных американских лиц это никогда не смущало, они поступали так, как это представлялось им нужным. Иначе и быть не могло, поскольку правовая доктрина США отдает приоритет внутреннему американскому закону перед международным правом.

    Тогда возникает вопрос: почему, вдруг, сейчас американцы пытаются внести свои порядки в общее международное право? Почему бы им не продолжить и далее поступать так, как они и делали до сих пор?

    Ответ можно найти в изменившихся международных обстоятельствах. Известный американский юрист Син. Д. Мерфи в своей работе «Практика США в международном праве» указывает на то, что в современных условиях дипломаты и консулы в исполнении своих функций сталкиваются в государствах пребывания с растущим числом препятствий со стороны

    Американцев не устраивает и другое. В последние годы они проиграли ряд дел в Международном Суде ООН, которые они предполагали выиграть. Если бы они полагали иначе, то они бы не согласились на юрисдикцию Суда и дела бы не рассматривались (Суд не может сам инициировать принятие и рассмотрение дел).

    Имеются в виду следующие дела:

    1) International Court of justice, The Vienna Convention on Consular Relations (Paraguay V. USA), Provisional Measures, Order of 9 April 1998, I. C. J.

    2) International Court of Justice, La Grand (Germany v. USA), judgment, I.C.J., Reports 2001, P. 466.

    3) International Court of Justice, Avena and Other Mexical Nationals (Mexico v. USA), judgment, I.C.J. Reports 2004, P. 12.

    В такой же степени разработаны положения, касающиеся консульских функций по содействию внешней торговле в законодательстве Великобритании. Крупный специалист в сфере консульского права американский юрист Люк Ли в своей работе «Консульское право и практика», переизданной на Западе несколько раз отмечал, что «именно консулы несут на себе основное бремя по содействию экспортной торговле Соединенного Королевства» .

    В добавление к тому, что имеет законодательство США в уставных документах, британским консулам предписано: 1) регулярно сообщать об экономических и коммерческих условиях в государствах своего пребывания, обращая особое внимание на местные потребности в определенном виде товаров; 2) помогать экспортерам в преодолении возникающих в процессе торговли трудностей, и прежде всего трудностей, возникающих в результате действий правительственных органов государства пребывания.

    В своих докладах в Лондон в Департамент по коммерческим отношениям и экспорту консул дает описание местных фирм с точки зрения их делового опыта, репутации, квалификации, существа их бизнеса. Если фирма (иностранная) предложит свои услуги в качестве агента, вопрос последовательно будет изучен консулом, Департаментом по коммерческим отношениям и экспорту и заинтересованными лицами с английской стороны. Естественно, что во многом решающим будет мнение консула .

    Департамент по гарантиям экспортных кредитов может, при необходимости, запросить мнение консула о целесообразности предоставления кредита той или иной фирме или корпорации.

    Если местная фирма имеет претензии к английскому контрагенту, консул проверит жалобу и в случае ее обоснованности доложит в департамент по коммерческим отношениям и экспорту. При этом он должен проверить, были ли прямые контакты между сторонами с целью урегулирования возникших проблем.

    Консул, как видно, по нормам британских законов погружен в тему внешней торговли довольно глубоко. Но параллельно с ним этими делами занимаются и различные государственные и частные организации. Может возникнуть вопрос: не ведет ли это к дублированию? Ведет. И, тем не менее, этот порядок сохраняется. Сохраняется, прежде всего, потому, что проекты внешнеторговых отношений имеют разные источники информации, совпадение информации в этом случае является гарантией ее истины. А это особенно важно в условиях противоречивой и неустойчивой конъюнктуры рыночных отношений и ценностей.

    Если исходить из одного из главных источников консульского права, в частности, из Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, то там нет ничего, касающегося взаимных отношений консульских учреждений и предпринимателей вообще. В то время термин «предприниматель» имел хождение на Западе, но не использовался в СССР, да и в государствах народной демократии Восточной Европы.

    В Китае и в государствах, недавно освободившихся от колониального господства западных государств, он пока еще не был в широком ходу. Если же внимательно прочитать статью 5 упомянутой Конвенции - консульские функции, то ей вполне можно дать нужное в данном исследовании толкование. Уже первый пункт «а» этой статьи содержит положение о том, что консульские функции включают в себя обязанность консульского учреждения «защищать в государстве пребывания интересы представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом». А кто такой предприниматель? Это и есть физическое или юридическое лицо, занимающееся частной предпринимательской деятельностью.

    Следующий пункт «б» статьи 5 предписывает «содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания...». Как видно, речь здесь идет о сферах деятельности, в которых как раз и задействованы предприниматели.

    Получается таким образом, что нет, вроде как, предмета для спора, поскольку нет правовой нормы, воспрещающей консульскому учреждению заниматься оказанием помощи или предоставлением консульской защиты лицам, занятым в частном бизнесе. Но во всем этом всегда был и есть очень существенный нюанс. Дело в том, что с момента появления в Древней Греции (примерно в V веке до н.э.) лиц, избираемых греческими гражданами, живущими за рубежом, опытных и знающих (проксенов), которые могли бы оказать им защиту и помощь в возникающих спорах и конфликтах, считалось, что содействие таких лиц любым коммерческим операциям является обычным делом.

    Проходили века, и никто не ставил под сомнение обязанность консульских должностных лиц, направленных на работу заграницу, оказывать коммерсантам всестороннюю помощь.

    Однако к XIX веку прогресс мировой и деловой цивилизации, а также развитие капиталистической формации, очень изменили характер общественных отношений. Консульские функции существенно усложнились и в своем существе во многом изменились. Это было вызвано, прежде всего, с тем, что изменилась роль государства. В предшествующие века государство представляло преимущественно интересы феодально -монархической верхушки общества и обреталось оно, в лице своих чиновников, там же - вверху общественной надстройки.

    А консулы занимались, скажем, так черновой работой внизу, оказывая поддержку тем, кто создавал материальную основу надстройки. С приходом во власть буржуазии изменился общественный характер государства. Оно «опустилось» к земным делам, втянулось в экономику, стало помогать процессам буржуазной интеграции и деловому сотрудничеству.

    И тут обнаружились многие факты, явления и обстоятельства, связанные с работой консулов. Обнаружились они особенно ярко в США, в государстве, где капиталистические отношения развивались наиболее бурно. Государственный секретарь США Э. Ливингстон в столь далеком от нас 1833 году отмечал в Сенате, что «существовавшая система оплаты консульских услуг приводила к ссорам между владельцами судов и консулами, наносила ущерб репутации США и приводила к тому, что он (консул) действует, прежде всего в своих собственных интересах, а не в соответствии со своими обязанностями» . Ливингстон предложил внести изменения в национальное законодательство, по крайней мере, уточнить порядок и ставки за консульское действие и услуги. Сенаторы согласились, но реально ничего делать не стали.

    В то же время заметно возрастало число случаев и дел, по которым требовалась помощь консула. Соответственно росли ставки за консульские услуги. И вот наступил момент, когда, как отмечал в своем докладе консульский инспектор Рандольф в 1882 году, американский консул в Лондоне зарабатывал больше, чем Президент США. Причем, по его словам, дело не ограничивалось Лондоном. Рандольф привел множество фактов консульской коррупции, взяточничества и весьма низкой квалификации работников консульской службы .

    Поскольку немногим было лучше положение в других государствах, в основном, в европейских, с середины XIX века пошла полоса принятия законов, по которым в консульских вопросах приоритет отдавался штатным, т.е. государственным консулам, определялись меры по повышению их профессионального уровня и нравственных качеств.

    С того же времени укрепилась практика, согласно которой в крупные городские мегаполисы стали назначаться только штатные консулы, а в регионы - почетные. Тогда же консулов перестали числить в качестве торговых агентов, хотя в ряде случаев (в той же Австрии с 1848 г.) их ввели в штат министерства торговли.

    И, опять-таки, тогда стало набирать силу новое движение: крупные корпорации и торговые фирмы стали организовывать за рубежом собственные представительства. Но даже в этом случае в силу усиления деловой конкуренции корпорациям и фирмам нельзя было обойтись без правового и политического содействия консула. Это объяснялось не только обострением конкуренции, но и тем, что множилось число заключаемых международных договоров, уследить за которыми и понять их, торговым агентам было очень трудно.

    А тут еще пошла практика включать в международные договоры положения о режиме наибольшего благоприятствования. Это были положения, по которым стороны предоставляли друг другу тот лучший режим, который получала третья сторона в сношениях с участником этого международного договора. Иначе говоря, корпорация государства «А» поставляла по договору свои товары в корпорацию государства «Б» на определенных условиях. В какой -то момент последняя заключила договор с контрагентом в государстве «В» на более благоприятных условиях. В соответствии с режимом наибольшего благоприятствования такие же условия должна была получить корпорация государства «А». Однако, со всем этим нужно было уметь разобраться и использовать ситуацию к своей выгоде. Лучше, конечно, в этих делах разберется консул, в функции которого входит наблюдение за соблюдением международных договоров, обязанность не допускать дискриминации фирм представляемого государства, предотвращать ущерб, который у этих фирм мог бы возникнуть.

    Дела внешние - это зона для предпринимателей довольна опасная, поскольку она сильно политизирована, связана с внутренней политикой иностранного государства. А предприниматели политику не воспринимают и, как правило, не любят. И явление это довольно не новое. Еще в начале XX века профессор Франц Лист отмечал, что «консулы являются постоянными представителями назначающего их государства в его хозяйственных и особенно торгово-политических отношениях к государству, в которое они

    назначаются» .

    Консул в чужом государстве предпринимателю ценен именно тем, что он осведомлен о политической конъюнктуре в данном государстве. Без знания этой конъюнктуры предпринимателю вряд ли можно и нужно рисковать излишней вовлеченностью в экономическую сферу иностранного государства, заключать договоры с контрагентами по вопросам инвестиций, покупки собственности, размещения вкладов, идти на спекуляции с валютой, драгметаллами и т.п.

    В период Франца Листа все это было еще относительно просто, поскольку проще была экономика и политика. Сейчас в обеих этих сферах сложностей прибавилось настолько много, что с ними разбираются многочисленные институты, но и те не всегда могут дать правильный прогноз. Дела европейские, дела в России, как и в СНГ все это очень хорошо подтверждают.

    Не менее хорошо место консула во всех этих делах, также в начале XX века, определял другой русский ученый Казанский. Вот что он писал: «Консул должен был внимательно изучить условия отечественного и местного хозяйства и вообще общественной жизни, чтобы указывать своим соотечественникам и своему государству, какие выгоды они могут иметь в данном месте. Как в тех, так и в других отношениях, консул призван не

    только исполнять отдельные текущие дела, но и давать общее направление

    взаимным отношениям сносящихся государств» .

    Более ста лет тому назад было так сказано, но как все это правильно даже для настоящего времени. Особенно это относится к последней фразе цитаты о том, что консул должен давать «общее направление». Должен, конечно, но сейчас этого от него и не требуют. Консул загружен такой массой текущих дел, что ему, как говорится, некогда головы поднять. У консула много времени уходит на оказание содействия огромному числу сограждан, которые сейчас тысячами появляются в его консульском округе. Все это в добавление к тому, что исторически представляло основу деятельности консула - содействие торговле, мореплаванию (в наше время - транспортным связям). Будем помнить и о том, что в своем консульском округе перед местными властями консул является фактическим представителем своего государства.

    Что касается предпринимателей, то понятно, что консул всегда и неизбежно им оказывал внимание, что делалось и делается это отнюдь не безвозмездно. У него есть установленный государственный тариф на оказание услуги в сфере торгово-экономической, как и в иных сферах - административной, нотариальной, визовой и т.п.

    Из всего сказанного следует выделить основной элемент. Вот как это представлено в работе Ильина Ю.Д. «Основные тенденции развития консульского права»: «Однако основные функции консулов в их классическом понимании заключаются в учете потребностей внешней торговли и принятию необходимых мер по ее стимулированию и развитию. Когда консульская служба теряет связи с внешней торговлей, она превращается в административно-нотариальный придаток дипломатической службы, тем более что одной из целей дипломатической службы также

    является содействие развитию внешнеэкономических государственный

    связей» .

    В общем, автор с таким мнением согласен, но, со своей стороны, следует отметить, консульские учреждения, в лице консульских должностных лиц действительно содействуют развитию внешнеэкономических отношений представляемого государства с государством своего пребывания, но всегда оставалось сложным определить возможности в прямом содействии коммерческим операциям их частных предпринимателей.

    В статье 22 Гаванской Конвенции о консульских чиновниках 1928 года, как уже отмечалось выше прямо указано: «Консулы, которые занимаются торговлей или осуществляют функции, отличные от тех, которые соответствуют их консульским обязанностям, подчиняются местной юрисдикции по всем своим действиям, которые не относятся к консульской службе» .

    Сказано, как видно, коротко и ясно. На Конференции в Вене в 1963 году, выработалась универсальная консульская конвенция, при обсуждении проекта статьи 5 Конвенции никто из участников не настаивал на детализации торговых функций консула. В итоге было записано в самом общем плане, что в консульские функции входит «содействие развитию торговых, экономических... связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции».

    Следует обратить внимание, что экономическая и торговая деятельность в данном случае связывалась не с взаимной выгодой, что было бы логичным, а с дружественными отношениями.

    Получалось, таким образом, что в качестве общей нормы консульская функция содействия предпринимателям толком не разработана до сих пор. Консульские учреждения в лице консульских должностных лиц (консулов) руководствуются в своей работе в основном внутренними инструкциями, получаемыми от собственного правительства. При этом понимается, что «Консулы выполняют те функции, которые на них возложены их государством без ущерба для законодательства государства, в которой они их

    выполняют» .

    Против этого понимания никто реально не возражал. В частности, с этим был согласен Подкомитет комиссии Лиги Наций по прогрессивной кодификации международного права . Затем с этим согласилась Комиссия международного права ООН, которая в докладе о работе своей XII сессии определила пять основных консульских функций:

    «I. Функции, относящиеся к торговле и судоходству: Защищать и поощрять торговлю между представляемым государством и государством пребывания и способствовать развитию экономических отношений между этими двумя государствами.

    II. Функции, относящиеся к защите граждан представляемого государства.

    III. Административные функции.

    IV. Нотариальные функции.

    V. Прочие функции» .

    Как видно, КМП отдала торговой функции приоритет.

    Примеров разного рода, касающихся деятельности консула по содействию торговле, включая сферу законодательства, можно найти очень много, но размеры данного исследования сделать это не позволяют. Остается констатировать в целом, что к настоящему времени торговая функция отлажена достаточно полно, практика по ее исполнению богатая.

    Консульское учреждения, в принципе, содействует торговле, но само ею не занимается в силу своего статуса.

    С тем, чтобы это положение сохранялось, как во благо самой консульской службы, так и товарно-промышленных фирм, которые он обслуживает, в конце XIX - начале XX века был создан Институт торговых представителей, обычно подчиненный национальному министерству торговли. Обязанности торговых представителей в том и состоят, чтобы оказывать непосредственно коммерческую поддержку своим фирмам и корпорациям, ведущим деловые операции в государстве пребывания. Этот Институт, кстати, не вызывает возражений в официальных кругах влиятельных государств. Россия и Азербайджан тоже активно используют торговые представительства за рубежом.

    В России, в частности в настоящее время имеется 65 торговых представительств в основных развитых государствах мира. Их задачи:

    1) представлять государственные интересы за рубежом в сфере экономических отношений и обеспечивать такие интересы;

    2) проведение эффективной внешнеэкономической политики государства и содействие развитию торговых и экономических связей России;

    3) участие в реализации межгосударственных торгово -экономических соглашений;

    4) защита экономических интересов российских экспортеров и импортеров, оказание им всемерного содействия в осуществлении деловых контактов, развитии новых направлений и форм экономического и научно-технического сотрудничества;

    5) мониторинг и контроль за исполнением двусторонних соглашений о торговле и экономическом сотрудничестве;

    6) подготовка конъюнктурных материалов о ситуации на товарных рынках, а также информационная и консультативная помощь, содействие в проведении торговых выставок и рекламных компаний.

    Не следует забывать, что торговые представительства России и Азербайджана - это органы государства, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на государственном уровне. Это, однако, не означает, что они оказывают помощь и защиту только государственным организациям и представительствам, нет, они являются надежным помощником и частного бизнеса, о чем и свидетельствуют приведенные выше функции торгпредств.

    И здесь приходиться сталкиваться с тем, что торгпредства во исполнение своих функций прямо пересекаются с функциями почетных консулов, как они определены в Приказе МИД РФ от 13 октября 1998 г. № 2774, утвердившем Положению о почетном консуле Российской федерации 1998 г. В частности, эти функции определены таким образом: «Почетный консул защищает в своем консульском округе права и интересы Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц. В пределах своей компетенции почетный консул содействует развитию дружественных отношений Российской Федерации с государством пребывания, расширению

    экономических, торговых, научных, культурных и иных связей» .

    Почетный консул оказывает консультативные и информационные услуги по установлению контактов и развитию бизнес - сотрудничества с партнерами государства пребывания, знакомство с законами, помощь в получении виз, разрешений на работу, вида на жительство. Если были нарушены права и интересы российских граждан и юридических лиц, то почетный консул принимает меры по их восстановлению. Он занимается вопросами опеки и попечительства, делами по наследству, оказывают содействие лицам, задержанным или арестованным, в том числе, организуя их юридическое представительство.

    Подобные функции почетного консула определены и в двусторонних консульских конвенциях Российской Федерации с рядом иностранных государств (с Азербайджаном от 6 июня 1996 года, с Казахстаном от 28 марта

    1994 года, с Румынией от 4 июля 2003 года), а так же в Соглашениях с Европейским Союзом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации Европейским Союзом и о Реадмиссии от 25 мая 2006 года.

    Таким образом, торгово-экономическим делами за рубежом занимаются в разной мере дипломатические представительства, консульские учреждения (штатные и почетные), торговые представительства, а также многочисленные представители влиятельных торгово-промышленных и финансовых корпораций. Это сложная единая система, которая окончательно сложилась в XX веке и убедительно проявила свою эффективность.

    Что касается дипломатических представительств и консульских учреждений России и Азербайджана, то они помимо экономической аналитики, предоставляют дипломатическую и консульскую защиту при ее необходимости, включая частные фирмы. Но они не участвуют и не имеют права участвовать непосредственно в торговых операциях, подменяя собой торговые представительства. И не будут они этим заниматься, поскольку их забота - дела государства, а не частных предпринимателей. Данное утверждение, точки зрения международного права, не подлежит никакому сомнению.

    Консульские учреждения: порядок их создания и назначения консула

    Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

    Установление дип.отношений, если не оговорено иное, означает и установление консульских отношений, которые могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии ждип.отношений. Разрыв дип.отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.

    Практика знает 2 вида консульских учреждений: консульские отделы дип.представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

    Мжду установлением консульских отношений и открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени.

    Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия.

    Консул считается приступившим к исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для выполнение консулом своей миссии необходимо получение консульского патента и экзекватуры.

    Консульский патент - документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя, гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождения консульства назначаемого лица. Этот документ направляется правительству государства пребывания.

    По получении консульского патента власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций консульском округе. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры м.б. отказано без объяснения мотивов.

    Консульский корпус в общем, + дуайен.

    Для заведующих консульскими отделами дип.представительств направление патента и получение экзекватуры не требуется.

    Окончание миссии консула может иметь место след случаях:

    Отозвание консула представляемым государством, аннулирование экзекватуры государством пребывания, истечение срока консульского патента, закрытие консульского учреждения в данном пункте, прекращение консульских отношений в целом, война, смерть консула, выход территории консульского округа из под суверенитета государства пребывания.

    Внештатный (почетный) консул и его правовое положение.

    Консул нештатный - лицо не состоящее на госуд дип службе, но выполняющее консульские ф-ции по поручению представляемого гос-ва и с согласия гос-ва пребывания. Может заниматься предпринимательской деятельностью, может получать или не получать вознаграждение от представляемого гос-ва за выполннение консульских обязанностей.

    По Венской Конвенции о конс. сношениях 1963 нештатные консулы пользуются теми же основными привилегиями и иммунитетами, что и штатные (за искл. личной неприкосновенности, которая предоставляется им только при исполнении консульских ф-ций). Гос-во пребывания, как правило, само ограничивает иммунитеты и привилегии, предоставляемые им нештатным консулам, а представляемое гос-во по своему усмотрению определяет и ограничивает ф-ции нештатных консулов. Возможно назначение нештатных консулов как из граждан, таки и из иностранцев. Нештатный консул не может быть должностным лицом. Он отличается от обычного тем, что он вообще не состоит на гос. службе в качестве должностного лица. Характерные признаки:

    Возможность выполнения консульских ф-ции как собственными гражданами, так и иностранцами

    Неполучение регулярной заработной платы за выполнение ф-ций

    Разрешение им, в отличие от шт.консулов, заниматься коммерческой и иной приносящей доходы деятельностью.

    Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами

    Статья 58

    Общие положения, относящиеся к преимуществам, привилегиям и иммунитетам

    3. Привилегии и иммунитета, предусматриваемые настоящей Конвенцией, не предоставляются членам семьи почетного консульского должностного лица или консульского служащего, работающего в консульском учреждении, возглавляемом почетным консульским должностным лицом.

    4. Обмен консульскими вализами между двумя консульскими учреждениями, возглавляемыми почетными консульскими должностными лицами и находящимися в разных государствах, не будет разрешаться без согласия двух соответствующих государств пребывания.

    Статья 59 Защита консульских помещений

    Государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений консульского учреждения, возглавляемого почетным консульским должностным лицом.

    Статья 60 Освобождение консульских помещений от налогов

    … за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

    Статья 61 Неприкосновенность консульского архива и документов

    Статья 62 Освобождение от таможенных пошлин

    … за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, следующие предметы, при условии, что они предназначены для официального пользования консульским учреждением, возглавляемым почетным консульским должностным лицом: государственные гербы, флаги, вывески, печати и штампы, книги, официальный печатный материал, канцелярскую мебель, канцелярское оборудование и др. подобные предметы, получаемые консульским учреждением из представляемого государства или по требованию последнего.

    Статья 63 Уголовные дела

    Если против почетного консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы.

    Статья 65 Освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительство

    Статья 66 Налоговые изъятия

    Почетное консульское должностное лицо освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и заработную плату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций.

    Факультативный характер института почетных консульских должностных лиц

    Каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц.

    Международно-правовые основы и практика проведения операций ООН по поддержанию и установлению мира (понятие и особенности ОПМ)

    Источники.

    Ст. 42-43 Устава ООН.

    Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 48/37 от 9 декабря 1993 г (защита персонала и ответственность).

    ФЗ о порядке предоставления Россией военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности от 1995 года.

    Операции ООН по поддержанию мира – меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, принимаемые СБ ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

    Операции ООН по поддержанию мира (изначально они так не назывались) ведут начало с 1948 г. С 1948 по 1996 гг. ООН провела 36 операций по поддержанию и установлению мира. В операциях ООН приняли участие более 650 тысяч человек (как военный, так и гражданский персонал).

    Операции ООН осуществляются в 2-х основных формах:

    Миссии военных наблюдателей ООН для контроля за соблюдением перемирия, за прекращением военных действий;

    Направление ООН в "горячие точки" вооруженных сил, набранных из различных стран ("голубые каски").

    Крупная операция ООН была проведена в 1956 г. во время Суэцкого кризиса. 26 июля 1956 г. Египет национализировал Суэцкий канал, против чего выступили Франция, Великобритания и США 30-31 октября 1956 г. Великобритания и Франция предъявили Египту ультиматум - вывести его войска из зоны канала, и начали военные действия против Египта. Военные действия против него начал и Израиль. Попытки осудить эту агрессию в Совете Безопасности ООН были блокированы представителями западных стран. В ноябре 1956 г. Ген.ассамблея ООН приняла решение о создании Чрезвычайных вооруженных сил ООН для Египта под руководством Генерального Секретаря ООН. Хотя это противоречило Уставу ООН, СССР воздержался при голосовании, так как Египет дал на это согласие, считая, что войска ООН помогут предотвратить расширение агрессии. Вооруженные силы ООН были направлены в Египет не для борьбы с агрессией, а для выполнения других функций, которые и стали именоваться ОПМ.

    Различие между ОПМ и принудительными действиями ООН заключается в следующем:

    ВС при операциях по ОПМ не ведут военные действия против воюющих сторон, вооружены легким оружием и применяют его лишь для самообороны, наблюдают за прекращением военных действий, разъединяют противоборствующие стороны, создают буферные зоны между ними и т.п.

    Руководит миротворческими операциями Генеральный Секретарь ООН со своим аппаратом. Он же назначает командующего операциями. Миротворческие операции ООН (как миссии наблюдателей, так и использование вооруженных сил) осуществлялись только с согласия государств-участников вооруженного международного конфликта или противоборствующих сторон в случае немеждународного вооруженного конфликта.

    Согласие сторон является принципиальным отличием проведения миротворческих операций ООН от принудительных мер ООН в политическом и международно-правовом плане.

    Устав и документы ООН и миротворческие операции.

    Главный вопрос, который сейчас возникает, где грань между миротворческими операциями и принудительными действиями ООН, так как от ответа на него зависит, имеют ли право региональные организации проводить в своем регионе миротворческие операции без разрешения (полномочий) Совета Безопасности.

    Принудительные действия ООН (с применением или без использования вооруженных сил) могут осуществляться только по решению Совета Безопасности. Направляемые в этом случае вооруженные силы ведут военные операции и их функции совершенно иные, чем у вооруженных сил, участвующих в миротворческих операциях ООН (решение о проведении таких операций от имени ООН также должны приниматься Советом Безопасности).

    Тенденции в проведении ОПМ.

    При развале государственных структур в результате внутреннего конфликта, ООН и направляемые ею войска содействуют восстановлению органов государственной власти. На вооружении войск находится теперь не только легкое оружие, но и тяжелое вооружение, включая авиацию. Появился термин "миротворческих операций второго поколения". Иногда применение силы войсками в таких операциях осуществляется с согласия противоборствующих в конфликте сторон для охраны важных объектов, разоружения неконтролируемых банд, мародеров и т.п.), а порой и без их согласия. Таким образом, миротворческие операции начинают принимать характер принудительных действий.

    Отражением этой тенденции в практике ООН явился термин "принуждение к миру". Очевидно, что он может применяться только к немеждународным вооруженным конфликтам (в случае международного конфликта цель действий ООН с момента ее создания - принудить государство, нарушающего мир, соблюдать мир). Когда миротворческие операции проводятся от имени ООН, проблемы в политическом, международно-правовом плане не возникают. Проблема возникает в случае проведения операций региональными органами. Они имеют право проводить принудительные действия в регионе, но только с разрешения (полномочий) Совет Безопасности, а миротворческие операции - без разрешения (полномочий) Совета, поскольку они осуществляются с согласия противоборствующих сторон.

    Формирование в практике ООН правил и принципов проведения миротворческих операций

    В 1965 г. Генеральная ассамблея ООН учредила Специальный комитет по операциям по поддержанию мира в составе 33 государств (резолюция 2006 (XIX) от 18 февраля 1965 г.). В задачи комитета входили всестороннее рассмотрение практики проведения указанных операций ООН и выработка рекомендаций. В 1974 г. Генеральная ассамблея ООН создала Комитет для рассмотрения предложений, касающихся пересмотра Устава ООН (резолюция 3349 (XXIX) от 17 декабря 1974 г.). В дальнейшем задачи Комитета были расширены и он стал также рассматривать вопросы проведения миротворческих операций ООН, анализируя их и внося предложения о совершенствовании этой деятельности.

    Следует отметить, что, хотя решение о проведении операций ООН по поддержанию мира принимаются Советом Безопасности, практически их осуществлением руководит Генеральный Секретарь ООН с помощью своего аппарата.

    Порядок принятия решений о проведении операций, формировании вооруженных сил.

    принимает решение о проведении ОПМ ООН

    утверждает мандат для проведения операции, в котором формулируются задачи операции, сроки ее проведения и ряд других указанных выше положений, касающихся данной операции.

    Тенденция:

    Раньше были случае когда ГА в обход СБ принимал решение о проведении «операций ООН». В результате СБ, который несет основную ответственность за поддержание мира и безопасности оставался не у дел. Руководство же операциями осуществлялось высшими чиновниками ООН. Пример: Конго 1964 года. Сейчас все через СБ.

    В мандатах стали формулироваться задачи, предусматривающие применение войсками ООН силы не только для самообороны, но и в других случаях: при охране гуманитарных операций в условиях ведущихся военных действиях, защите гражданского населения и..."оказании давления на конфликтующие стороны в целях достижения национального примирения более быстрыми темпами, чем те, с которыми они готовы были согласиться".

    Мандат должен периодически пересматриваться в зависимости от вменения обстановки.

    Тенденция в последние годы к непосредственному управлению операциями по поддержанию мира.

    Виды и формы участия государств в операциях ООН по поддержанию мира.

    Выделение государствами воинских контингентов в состав войск ООН для участия в операции по поддержанию мара;

    Действия государств, параллельные с действиями ООН;

    Предоставление различного рода услуг, помощи для проведения операций и их финансирования

    Формирование вооруженных сил ООН.

    Выделение государствами воинских формирований в состав войск ООН для частая в операциях ООН по поддержанию мира осуществляется на добровольной основе.

    Однако поскольку операции проводятся в основном за счет ООН, государства довольно охотно в них участвуют, поскольку это политически выгодно, военнослужащие приобретают определенный опыт, а расходы в основном несет ООН. Свыше 80 государств из всех регионов мира принимали участие в операциях.

    Воинские контингенты, выделяемые для участия в операциях ООН по поддержанию мира, образуют вооруженные силы ООН, которые действуют юридически от имени этой организации, имеют флаг ООН и другую символику ("голубые каски"). Разработана система взаимоотношений ООН со страной, направившей свой воинский контингент, порядок взаимодействия войск. Операцией руководит командующий, назначаемый Генеральным Секретарем. Взаимоотношения военнослужащих внутри контингента регламентируются их национальным правом.

    Впервые при проведении операции в Боснии вооруженные силы выделялись военным блоком - НАТО. Правда, эти операции ООН были отнесены к разряду принудительных действий ООН с элементами поддержания мира, с согласия противоборствующих сторон в конфликте на применение к ним силы (резолюция Совета Безопасности 1031 (1995) от 15 дек.

    Другие формы участия в операциях ООН по поддержанию мира, их финансирование.

    Наряду с выделением ООН воинских контингентов практика проведения операций знает и другие формы. Так, при проведении акций ООН в Руанде, США, вне рамок ООН, параллельно с действиями ООН, проводили свою акцию, доставляя гуманитарную помощь населению. Участие в операции выражается также в направлении политических деятелей, гражданских лиц, медицинского персонала, транспортировки войск и грузов, а также оказании всевозможной помощи и услуг для осуществления операций (помощь в снаряжении и снабжении войск, предоставлении им привилегий, в период пребывания на территории другого государства, инженерно-техническое обслуживания и т.п.).

    Наряду с регулярным бюджетом ООН существует отдельный фонд для проведения операций по поддержанию мира, в который все члены ООН должны делать взносы.

    Функции и задачи вооруженных сил в операциях ООН по поддержанию мира.

    они не должны вести военных операций;

    направляются в "горячие точки" с согласия государств в международном конфликте или противоборствующих сторон - в немеждународном вооруженном конфликте, причем после прекращения военных действий;

    контроль за выполнением сторонами конфликта соглашения о прекращении военных действий;

    поддержка прекращения огня;

    разъединение противоборствующих сторон;

    создание буферных зон;

    проявление полной нейтральности, "равноудаленности", беспристрастности в отношении противоборствующих сторон (С тем, чтобы обеспечить такой подход, считалось целесообразным направлять войска из стран, расположенных в другом регионе и не имеющих интересов в том районе, где происходит вооруженный конфликт).

    Войска были вооружены легким оружием и использовали его только для самообороны. В последние годы функции войск в операциях ООН по поддержанию мира расширяются:

    участие в охране важных объектов (гидростанций, АЭС и т.п.);

    защита мирного населения, оказании ему гуманитарной помощи;

    разоружение мародеров и вооруженных групп, выходящих из повиновения конфликтующих сторон;

    предотвращение поставок оружия с тем, чтобы уменьшить масштабы военных действий.

    Тенденции.

    Войска применяют военную силу с согласия противоборствующих сторон, а иногда, - и без этого. То есть в операциях, проводимых в немеждународных вооруженных конфликтах, появляются элементы принуждения - поддержание порядка, когда государственные структуры бездействуют, защита мирного населения и т.п. Вооруженные силы имеют уже тяжелую технику и применяют ее для решения стоящих перед ними задач. Авиация в Сомали (1992-1993), Ливан (1995).

    Большое внимание при проведении операций обычно уделялось обеспечению безопасности персонала. В этих целях в ООН были приняты специальная резолюция об ответственности за нападение на персонал ООН и мерах по привлечению к суду лиц, участвовавших в нападениях (резолюция Генеральной ассамблеи ООН 48/37 от 9 декабря 1993 г.).

    Важность специальной подготовки персонала как военнослужащих, так и полицейских и гражданских лиц) для участия в ОПМ.

    Все ОПМ должны также сопровождаться комплексом информационных мероприятий с помощью всех средств массовой информации.

    Список литературы.

    Учебник МП

    Словарь МП

    Стивен Рейдер. ОПМ – военные аспекты многонационального подхода. Военная мысль 10994, №2.

    UN Peace-keeping// UN Department of Public Information

    Диссертация на тему «Исследование причин возникновения и эволюции кризисов». Автор – сотрудник СБ РФ.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/