Вопросы оценки рисков, в том числе профессиональных, т.е. вероятность получения работником профессионального заболевания или травмы во время выполнения служебных обязанностей, на сегодняшний день актуальные.

Профессиональные риски , как видим вокруг категорий относящихся к рискам в последнее время замечается тенденция со стороны государства на внедрение в нашу жизнь принципов, по аналогии с западными странами.

Как всегда, желание внедрить нечто новое, даже если это" новое" уже давно применяется в других странах (а местами уже изжила себя), настолько велико, что к вопросам методик и принципов проведения оценок рисков, как на рабочем месте, так и в целом по экономическим отраслям, внимание уделяется в минимальном объеме, как нибудь само собой образуется.

Но возможно это не совсем так? Может уже существуют полноценные методики оценки профессиональных рисков в открытом доступе или хотя бы зарегистрированые проекты таких методик? Не совсем так, в этой статье мы постараемся разобраться, как и для чего оценивать профессиональные риски .

Профессиональным рискам дает определение:

1 . Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) статья 209 гласит:

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

2. Федеральный закон ФЗ 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , так в 3 статье этого закона, среди прочего указаны следующие основные понятия:

профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях; (также как и ТК РФ)

класс профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей;

Очевидно из названия закона, что оба эти понятия введены и рассматриваются, как некие коэффициенты, для расчета платы работодателем за социальное страхование работников, исходя из "степени вредности", а так же вида экономической деятельности в целом.

Министерством труда, с этой целью, утверждена классификация видов экономической деятельности по классам профессиональных рисков, всего предусмотрено 32 класса профессиональных рисков для всех видов деятельности (ОКВЕД), ознакомиться с таблицей по классам профрисков и ОКВЕД можно .

Первое применение профессиональным рискам найдено - это коэффициент для расчета отчислений в фонд социального страхования.

Для чего еще нужна оценка профессиональных рисков?

Требуется понять, какие бывают риски в целом, применительно к предприятию (организации), а также к рабочим местам, образованных в рамках условного предприятия.

1. Для промышленных производств или предприятий, относящихся к категории объектов повышенной опасности, существуют риски аварий (оборудования, трубопроводов, хранилищ, взрывы и т.д.) для оценки степени рисков возникновения аварии действует следующий документ РД 03-418-01 "Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов". Оценка масштабов возможных техногенных аварий и степени последствий для работников, населения, окружающей среды.

2. Для оценки профессионального риска в области охраны труда , связанного с профессиональной деятельностью работника и являющимся результатом действия комплекса различного рода причин: технологических, организационных, социальных и экономических, в том числе связанных с авариями, используется в качестве рекомендации «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» Р 2.2.1766-03 . Однако возвращаясь к вопросу о полноценных и актуальных методиках оценки профессиональных рисков, данное руководство является далеко не полным, так как учитывает только профзаболевания (без учета травмоопасности и рисков с ней связанных), а также не совсем актуальным по причине того, что не зарегистрирован Минюстом РФ и, соответственно, носит исключительно рекомендательный характер. Какой можно сделать вывод из этого? Эта методика не является всеобъемлющей и подходящей для комплексного анализа рисков, включающих как профессиональные заболевания, так и вероятность травмирования работника.

Оценку уровней профессиональных рисков проводят также при внедрении в организации .

На фоне отсутствия официальной методики оценки профессиональных рисков, утвержденной федеральным органом исполнительной власти (согласно ТК РФ), для оценки профрисков используются, как собственные (внутренние) методики органа сертификации, так и комплексный подход при оценке профрисков, на основании изучения технологических процессов и рабочих операций, данных из материалов СОУТ, производственного контроля, обеспеченности СИЗ, статистикой по травматизму за разные периоды времени т.д.

Отдельная услуга по оценке профессиональных рисков, нужна руководителю предприятия , в качестве комплексного анализа производственной деятельности предприятия, существующих рисков для работников и способов решения по снижению производственных рисков, профессиональных заболеваний, несчастных случаев и т.д. Однако опять же в качестве документа для внутреннего пользования, так как оценка профессиональных рисков не относится к категории обязательных процедур, как , и т.п.

Оценка профессиональных рисков в целом по стране позволяет:

- оценить стоимость затрат на здравоохранение, связанных с ущербом от воздействия конкретного вредного фактора;

- выполнить прогноз государственных затрат на здравоохранение, связанных с воздействием одного или нескольких вредных факторов;

- обосновать иск граждан на материальную компенсацию ущерба для здоровья, связанного с воздействием факторов среды обитания;

- не изменяя существующее правовое поле, создать системы экономической защиты граждан и государства от изменяющейся среды;

-рассчитать страховой тариф при подготовке договора страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Профессиональный риск (R∑, год) от всех возможных видов опасностей для каждой профессии определяется по следующей формуле:

R∑ = Rсм+ Rвр.нт + Rп.нт. =(Псм+Пвр.нт +Пп.нт.) .N.W.t

где:

Rсм - вред от несчастных случаев со смертельным исходом, включая аварии (год);

Rвр.нт. - вред от травм или профзаболеваний, вызвавших временную нетрудоспособность (год);

Rп.нт. - вред от заболеваний, вызвавших постоянную нетрудоспособность (год);

Псм - среднее время сокращения продолжительности жизни от несчастных случаев со смертельным исходом, включая аварии (год/чел.);

Пвр.нт - среднее время сокращения продолжительности жизни от травм или профзаболеваний, вызвавших временную нетрудоспособность (год/чел.);

Пп.нт . - среднее время сокращения продолжительности жизни от профзаболеваний, вызвавших постоянную нетрудоспособность (год/чел.);

N - количество рискующих (по данной профессии) в год на предприятии (или отрасли), по которым оценивались вышеприведенные показатели (чел./год);

W — доля времени, затрачиваемая среднестатистическим работником на выполнение производственной деятельности, включая затраты времени на дорогу до места работы;

t — время, в течение которого определялись показатели вреда, от года и более (год).

Единицами измерния профессионального риска является - средняя потеря ожидаемой продолжительности жизни, учитывающая общую потерю времени в годах в результате воздействия всех форм профессионального вреда.

Количественное значение профессионального риска (средняя потеря ожидаемой продолжительности жизни), год

Примечание

Пренебрежимо малый (переносимый) риск

Менее 0,01

Допустимый риск,

разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности не требуется

Малый (умеренный) риск

0,01-0,3

Допустимый риск,
может потребоваться разработка отдельных мероприятий по обеспечению безопасности

Средний (существенный) риск

0,3-0,8

Риск допустим при условии разработки дополнительных мер безопасности

Высокий (непереносимый) риск

0,8-3

Риск допустим в исключительных случаях при условии реализации специальных мер безопасности

Очень высокий (непереносимый) риск

Недопустимый риск

Сверхвысокий риск

Недопустимый риск, работа должна быть запрещена

Расчет рисков в целях снижения травматизма и обеспечения безопасности жизни и здоровью сотрудников в рамках системы управления охраной труда в организации.

Эксперты нашего центра производят расчет профессиональных рисков, в соответствии с действующим законодательством.

Расчитываем и определяем следующие категории рисков:

  • Риски причинения вреда здоровью, связанные с несоблюдением норм и правил охраны труда и техники безопасности;

  • Профессиональные риски, в том числе психологические, эргономические и другие;

  • Риски получения травмы при выполнении трудовой функции работниками организации;

  • Риски связанные с получением профзаболевания работником;

  • Санитарно-эпидемиологические риски;

  • Экологические риски;

  • Риски при ЧС природного и техносферного характера.



Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК и другими ФЗ (статья 209 ТК РФ).

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков . По сути, это механизм, позволяющий обеспечивать безопасность и улучшение условий труда на предприятии.

Уровень профессионального риска характеризует:

  • вероятность наступления страховых случаев (частота для данной профессиональной группы работающих за определенный период времени);
  • виды и продолжительность повреждения здоровья (утраты трудоспособности);
  • набор компенсационных выплат, медицинских и реабилитационных услуг, требующихся для конкретной профессиональной группы работающих.

Требования к системе управления профессиональными рисками в охране труда

Рассмотрим действующие требованиями к оценке вероятности свершения негативных событий:

1) СОУТ. Класс условий труда есть не что иное, как риск развития у работника профзаболевания . Механизм проведения спецоценки близок к классическому способу оценки рисков. Общим является следующее:

  • Идентификация опасностей;
  • Обоснование, планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда;
  • Информирование работников об условиях труда;
  • Накопление статистических данных об условиях труда;
  • Включение в трудовой договор характеристики условий труда;
  • Коллективная работа (комиссия по СОУТ, оценочная команда при оценке рисков).

Основное отличие СОУТ от оценки рисков – это статичность СОУТ (периодичность её проведения – 1 раз в 5 лет). Однако при оценке рисков обязательно учитываются результаты СОУТ.

2) Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя системы управления охраной труда (СУОТ) . Содержит два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о СУОТ, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области ОТ.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению уровней профессиональных рисков», в данный перечень входит «Проведение СОУТ, оценки уровней профессиональных рисков».

Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о СУОТ – нормативно-правовой акт, обязательные требования которого подлежат безусловной реализации. Согласно данному документу (далее – Положение), процедура управления профессиональными рисками является частью СУОТ организации.

При разработке положения о СУОТ работодатель должен руководствоваться Типовым положением о СУОТ, пункты которого регламентируют процедуру оценки риска:

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (п.33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (п.34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (п.37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (п.39).

СУОТ подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по ОТ в соответствии с выявленными опасностями.

Кроме того, целый ряд национальных стандартов РФ регламентирует принципы и порядок оценки рисков:

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. СУОТ. Определение опасностей и оценка рисков»;
  • ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».

Порядок оценки рисков

Оценка риска – структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  1. какие события могут произойти;
  2. каковы последствия этих событий;
  3. какова вероятность их возникновения;
  4. какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или вероятность опасных ситуаций;
  5. является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка.

Оценку профессиональных рисков можно представить в виде последовательности следующих действий:

  • Выезд эксперта на предприятие;
  • Знакомство с рабочими местами и производственными процессами;
  • Разработка индивидуальных чек-листов для подразделения (рабочего места);
  • Проведение аудита рисков;
  • Оформление карт идентификации рисков;
  • Разработка плана мероприятий по снижению рисков.

Методы оценки рисков

Методы выявления опасностей, в т.ч. в техногенных системах, можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые методы оценки риска основаны на данных статистики . Применимы только там, где такая статистика набрана – к отрасли в целом. Но даже для крупного предприятия метод не работает – из того, что неприятность ещё не произошла, не следует, что риск минимален.
Косвенные методы оценки риска подразумевают: аудит организации рабочих мест, опрос сотрудников, аудит безопасного поведения и прочее.

Применение чек-листа при оценке рисков

Для удобства оценки риска принято применять проверочные листы (чек-листы). При этом перечень опасностей, определенный Положения, не является исчерпывающим – использовать его в качестве готового чек-листа не следует.

Неграмотно составленный чек-лист сведёт на нет всю работу по оценке риска. Зачастую на практике имеет место отправка руководителю подразделения опросника с такими пунктами: «Проведен инструктаж?», «Выданы СИЗ?», «Есть риск травмы?», «Соблюдаются правила?» и т.п. Бригадир утвердительно отвечает на все пункты и возвращает анкету назад. Получивший её специалист удовлетворенно фиксирует низкий уровень риска. Такой подход не имеет ничего общего с настоящей оценкой риска.

Даже если руководитель подразделения осознает свою роль в обеспечении безопасных условий труда и обладает достаточной квалификацией, на практике ему невозможно оценить реальный уровень рисов на своём объекте. Причина этого в целом ряду психологических и профессиональных барьеров.

Механизмы аудита

Для проведения грамотной оценки требуется человек со стороны – штатный сотрудник или специально нанятый для этого эксперт . Его первостепенные задачи:

  • осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест;
  • изучить используемый инструмент;
  • ознакомиться с производственными процессами.

Важно понимать, что работая «под надзором», сотрудники будут демонстрировать идеально безопасное поведение. Здесь следует обращать внимание на детали: резкая смена или остановка работы или оперативный поиск СИЗ при появлении аудитора.

Однако даже эксперт без участия организаторов производственного процесса может упустить отдельные варианты выполнения работы в подразделении. Именно опрос работников и их руководителей способствует точной оценке рисков. Но вопросы следует формулировать правильно – вместо «Вы прошли инструктаж?» спрашивать «Когда был последний инструктаж?», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы». Если ответы о дате инструктажа разошлись с журналом или сотрудники не помнят базовые правила – следует вывод о формальности процесса.

Анализируя совокупность полученных ответов, можно сделать вывод об уровне риска в подразделении.

Процесс визуальной оценки рисков характеризуется следующими примерами:

  • Используемые на рабочем месте инструменты (например, ножи для распаковки коробок) при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности для работника.
  • Свободно болтающиеся провода – одна из главных причин падения в офисе.
  • Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
  • Нарушения правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только допустившего нарушение работника, но и остальных участников рабочего процесса.
  • Отсутствие ограждения места проведения работ увеличивает риск наезда транспорта на работника.
  • Отсутствие регламентированных средств защиты при проведении работ – грубое нарушение требований безопасности труда.

Составление карт идентификации рисков

Форма карты рисков разрабатывается и должна включать в себя следующие основные пункты:

1) Производственный процесс

Процесс, в результате которого возможно увеличение риска – может носить название: «Передвижение в пространстве для осуществления трудовой деятельности».

2) Опасное событие

Может иметь варианты (на примере «риска падения»):

  • образование наледи, гололеда;
  • образование конденсата на кафеле за счет разницы температур;
  • скользкая поверхность полового покрытия;
  • дефекты напольного покрытия;
  • свободно лежащие провода;
  • высокий порог;
  • неприменение спецобуви.

3) Меры управления риском

Перечисляются существующие меры для снижения риска, и оценивается их эффективность.

4) Вероятность и возможная тяжесть травмы в результате наступления анализируемого события.

Для этой оценки приемлем «матричный метод».

Выявленные и описанные риски сводятся в общие карты идентификации риска по подразделениям и в целом по предприятию, представляются в виде таблицы:

Главное после оформления карт риска – разработать меры по снижению рисков. Прежде всего, для рисков высокого и среднего уровней.

Отличие от спецоценки условий труда:

  • процедура оценки риска жестко не регламентирована;
  • нет требований о проведении её специально аккредитованными компаниями, специалисты которых имеют соответствующую подготовку и аккредитацию, несут ответственность за свои экспертные заключения;
  • нагрузка на работодателя в виде оплаты услуг по оценке рисков не компенсируется снижением тарифа страхового взноса и в случае низких рисков, и при принятии работодателем достаточных мер по их снижению.

Перспективы оценки рисков

Оценка риска – один из важных элементов современной системы управления, однако до настоящего времени она не получила должного изложения в законодательстве. По этой причине в настоящее время на практике распространён формальный подход к процедуре оценки профессиональных рисков.

Следует различать оценку профессиональных рисков и риск-ориентированный подход, который применяет Роструд при проведении плановых и внеплановых проверок работодателей с 2018 года в рамках Федерального надзора в сфере труда.

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника. Исходя от степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3) и опасные (класс 4).

Идентификация опасностей – выявление вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Процедура идентификации риска заканчивается составлением перечня и кратким описанием опасностей.

Критерием (количественной оценкой) опасности является понятие риска.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, с учетом тяжести этого вреда (статья 2 закона о Техническом регулировании).

Риск – частота реализации опасности (R) . Это отношение числа случаев проявления опасности (n) к возможному числу случаев проявления опасности (N) .

Профессиональный риск - вероятность повреждения здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (Р 2.2.1766-03. 2.2. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников).

Основные принципы управления профессиональными рисками (Р 2.2.1766-03. 2.2):

  • активное взаимодействие работодателей, работников в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников;
  • регулярное наблюдение за условиями труда;
  • регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников;
  • регулярный контроль защитных приспособлений и применения СИЗ;
  • систематическое информирование работников о существующем риске нарушений здоровья, необходимых мерах защиты и профилактики;
  • пропаганда здорового образа жизни.

При выборе комплекса мер профилактики (управление риском) следует руководствоваться следующими приоритетами (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»):

  • устранение опасного фактора или риска;
  • борьба с опасным фактором или риском в источнике;
  • снижение уровня опасного фактора или внедрение безопасных систем работы;
  • при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты.

Принципы обеспечения безопасности :

  1. Гуманизация – при проектировании процессов, оборудования, организации труда центром внимания должны быть человек, его безопасность, удобство работы, тепловой и физиологический комфорт.
  2. Техническиегерметизация, экранирование, слабого звена, прочность и т.д.
  3. Ориентирующие – знаки безопасности, классификации, нормирование и т.п.
  4. Управленческие – контроль, планирование, стимулирование и т.п.
  5. Организационные – защита расстоянием, временем, профотбор, обучение.

Компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей. Работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.

Виды компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени ;
  • доплаты за условия труда в соответствии с перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и на основании специальной оценки условий труда ;
  • ежегодные дополнительные отпуска;
  • льготное пенсионное обеспечение в соответствии со списками № 1 и № 2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
  • выдача бесплатно молока или других равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания.

ГОСТ 12.0.230-2007 «Cистема управления охраной труда. Общие требования», ставит основной задачей переход от реактивного управления охраной труда (компенсации за вред здоровью) к преактивному (предупреждение вреда), т.е. система управления охраной труда должна быть направлена не на реагирование на инциденты, несчастные случаи и профессиональные заболевания, а на их профилактику.

Тема 2.2 Функционирование системы управления охраной труда на предприятии

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, руководитель должен организовать безопасный труд своих подчиненных и работу по охране труда в руководимом им учреждении. Для этого необходимо:

  • распределить и закрепить приказом обязанности по охране труда среди руководителей и специалистов;
  • создать службу охраны труда;
  • организовать постоянное обучение работников всему тому, что они должны знать, уметь и делать в сфере охраны труда;
  • обеспечить работников всем необходимым для выполнения требований охраны труда;
  • организовать контроль, оценку и анализ условий труда на всех рабочих местах с целью принятия обоснованных решений по охране труда (например, методами: специальной оценки условий труда, текущего, постоянного и многоступенчатого контроля, внутреннего и внешнего аудита).

Основные задачи и принципы построения системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда - предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Решение о создании СУОТ в учреждении должно принимать на добровольной основе его руководство. Она должна быть создана по всем требованиям российского законодательства и международных документов. Основные требования к созданию систем управления охраной труда вытекают из требований трудового кодекса РФ, федеральных законов в сфере охраны труда, ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации». Все они направлены на повышение самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов за принимаемые ими решения.

СУОТ должна быть подсистемой управления учреждением в целом и реально обеспечивать предотвращение аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для этого она должна быть строго документированной и дополнять требования действующих правовых и технических нормативных документов, а также развивать их применительно к специфике деятельности конкретного учреждения.

Руководитель организации должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с ТК РФ ст.212. При этом необходимо:

Определить законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государ­ственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятель­ность организации;
-выявить опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
- определить политику, цели и задачи учреждения в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит СУОТ и анализ ее функционирования;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему менеджмента организации в виде подсистемы.

Финансирование охраны труда – за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных, внебюджетных источников, за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.В ТК РФ установлен норматив финансирования мероприятий по улучшению условий труда в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работник НЕ НЕСЕТ расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Расходы работодателя на мероприятия по охране труда:

  • на замену оборудования,
  • на улучшение условий труда;
  • материальное обеспечение безопасности и охраны труда (в том числе на СИЗ и т. п.);
  • на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на обучение по охране труда);
  • на возмещение вреда работникам (в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Инструкции по охране труда для работника в организации разрабатывает руководитель подразделения. Сроки пересмотра инструкций по охране труда в организации — не реже одного раза в пять лет.

Список документов по охране труда в организации

  1. Приказ о проведении специальной оценки условий труда.
  2. Приказ о назначении ответственных за охрану труда.
  3. Приказ об организации обучения по охране труда и проверки знаний у специалистов …
  4. Приказ о проведении инструктажей по охране труда.
  5. Приказ об утверждении перечня инструкций по охране труда.
  6. Приказ о выдаче работникам СИЗ.
  7. Приказ о выдаче работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
  8. Программа проведения вводного инструктажа по охране труда.
  9. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда с административно-управленческим персоналом и сотрудниками…
  10. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда для уборщика служебных помещений.
  11. Перечень должностей, освобожденных от прохождения первичного (повторного) инструктажа по охране труда.
  12. Перечень рабочих мест …, подлежащих специальной оценке условий труда.
  13. Перечень на I группу по электробезопасности.
  14. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
  15. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
  16. Журнал учета проведения занятий по охране труда и посещаемости слушателей.
  17. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу ООО…
  18. Журнал учета инструкций по охране труда.
  19. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
  20. Журнал предписаний работника службы охраны труда (специалиста по охране труда).
  21. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
  22. Инструкция по охране труда для административно-управленческого персонала и сотрудников…
  23. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе на ПЭВМ и ВДТ.
  24. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе с копировально-множительным аппаратом.
  25. Инструкция по охране труда для неэлектротехнического персонала …
  26. Инструкция по охране труда для сотрудников, выполняющих служебные задания вне территории и помещений организации.
  27. Инструкция по охране труда для кладовщика.
  28. Инструкция по оказанию первичной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
  29. Инструкция о действиях сотрудников в случае обнаружения пожара.
  30. Личные карточки учета выдачи СИЗ.
  31. Личные карточки учета выдачи смывающих средств.
  32. Распоряжение о назначении ответственного за проведение инструктажа и присвоении I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу …
  33. Положение о системе управления охраной труда.

Тема 2.3 Обучение в области охраны труда

Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 212) в обязанности работодателя входит обучение работников безопасности труда.

Инструктажи по охране труда и пожарной безопасности

По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда и пожарной безопасности подразделяются на:

  • вводный,
  • первичный инструктаж на рабочем месте,
  • повторный,
  • внеплановый,
  • целевой.

Нормативная база:

Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Повторные инструктажи по охране труда
Работники организаций полгода / квартал +
Повторные инструктажи по пожарной безопасности
Работники организаций год +
Работники организаций, имеющих пожароопасное производство полгода +

Обучение по охране труда

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций можно проводить непосредственно в организации по соответствующей программе (разработанной самостоятельно), либо в обучающей организации, имеющей аккредитацию на обучение по охране труда.

Если обучение проводится внутри организации, то для проведения проверки знаний требований охраны труда у сотрудников создается постоянно действующая комиссия, стоящая минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов комиссий по проверке знаний.

Обучение проводится не реже одного раза в 3 года.

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Обучение работников рабочих профессий безопасным методам и приемам выполнения работ

Работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в течение месяца после приема на работу или перевода на другую работу.

Порядок, форма и периодичность обучения устанавливаются работодателем в зависимости от видов выполняемых работ.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании.

Нормативная база для обучения:

  1. ГОСТ 12.0.004 – 90 «Организация обучения безопасности труда».
  2. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  3. Отраслевые правила по охране труда.
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий в зависимости от видов работ (1 раз в год) + +

Обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим

Работников рабочих профессий в течение одного месяца после приема на работу необходимо обучить оказанию первой помощи пострадавшим.

Периодичность – не реже одного раза в год.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании при наличии комиссии по проверке знаний, состоящей минимум из трех уже обученных сотрудников.

Нормативная база для обучения:

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте

Персонал, причастный к работам на высоте делится на три группы:

  • 1 группа – рабочие, непосредственно выполняющие работы на высоте;
  • 2 группа – руководители работ — мастера, бригадиры; руководители стажировки; ответственные исполнители работ по наряду-допуску;
  • 3 группа – должностные лица (ответственные за безопасную организацию и проведение работ на высоте; ответственные за проведение инструктажей; работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр СИЗ; ответственные за выдачу наряда-допуска; ответственные руководители работ по наряду-допуску; руководители и специалисты, утверждающие ППР; специалисты по охране труда; члены аттестационных комиссий и преподаватели учебных центров).

Обучение можно проводить непосредственно в организации при наличии постоянно действующей комиссии по проверке знаний либо в обучающей организации.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минтруда РФ от 28.03.2014 №155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, имеющих 3 группу.

Пожарно-технический минимум

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны обучаться пожарно-техническому минимуму.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ МЧС от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность 3 года +* +
Руководители и специалисты подразделений взрывопожароопасных производств 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Электробезопасность

Существуют 5 квалификационных групп по электробезопасности.

I группа присваивается неэлектротехническому персоналу. Это работники, которые напрямую не связаны с выполнением работ в электроустановках, но для которых существует риск поражения электрическим током при нестандартных ситуациях.

Группы с II по V присваиваются электротехническому, электротехнологическому и административно-техническому персоналу.

Для организации эксплуатации электроустановок руководитель назначает ответственного за электрохозяйство. Ответственный за электрохозяйство должен иметь IV группу в электроустановках напряжением до 1000 В и V группу — выше 1000 В. Разрешено не назначать ответственного за электрохозяйство, если в компании отсутствует оборудование, питающееся от сети напряжением выше 380 В.

Руководителю организации, главному инженеру, техническому директору присвоение группы по электробезопасности не требуется.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».
  2. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 №328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Неэлектротехнический персонал (I группа) 1 год +** +
Электротехнический, электротехнологический персонал 1 год +*** +
Административно-технический персонал и специалисты по ОТ, инспектирующие электроустановки 3 года +*** +

** Инструктаж проводит сотрудник компании с группой по электробезопасности не ниже III.

*** Комиссия в составе не менее пяти человек, все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности, причем председатель и не менее двух членов комиссии должны пройти обучение в Ростехнадзоре.

Промышленная безопасность

Должностные лица организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, должны проходить подготовку и аттестацию по вопросам безопасности в объеме, соответствующем их должностным обязанностям.

Подготовка может проводиться либо в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах, либо в режиме самоподготовки. Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Ростехнадзора.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Трудовым кодексом Российской Федерации понятие "профессиональный риск " определено как вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Управление профессиональными рисками является неотъемлемой частью создание и функционирование которой является обязанностью каждого работодателя (статья 212 ТК РФ). Начальным этапом управления профессиональными рисками (ПР ) является проведение их оценки.

Также необходимость оценки профессионального риска может возникнуть при превышении допустимого уровня вредных или опасных факторов, например при превышении уровня шума на рабочем месте выше 80 дБА, работодатель должен провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью работающих (СанПиН 2.2.4.3359-16).

Также отметим, что работодатель обязан ознакомить работника со всеми опасностями на его рабочем месте и результатами оценки профессионального риска, равно как с результатами .

Закажите оценку профессиональных рисков прямо сейчас и
получите Положение о системе управления профессиональными рисками (СУПР)
бесплатно!

ЗВОНИТЕ: +7 812 456-70-17

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

В общем случае оценка (расчет) профессиональных рисков заключается в идентификации опасностей, оценке вероятности их возникновения и возможного ущерба. Полученный количественный показатель риска оценивается на приемлемость по матрице оценки рисков (МОР).

В зависимости от полученных результатов оценки профессиональных рисков работодатель определяет допустимость (приемлемость) существующего уровня риска, исходя из этого определяется необходимость проведения мероприятий по снижению уровня ПР, составляется перечень соответствующих организационно-технических мероприятий, направленных на контроль и снижение уровня риска до минимально возможного.

Результаты оценки профрисков являются основанием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работников.

Отметим, что по данной методике возможно провести оценку экологических рисков, имущественных, репутационных и прочих рисков, связанных с деятельностью организации.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

На сегодняшний день не существует единой методики оценки профессиональных рисков, обязательной для применения . Однако о тметим, что для отдельных категорий работников стандарты все-таки есть, так, например, для работников воздушного транспорта действует ГОСТ Р 57908-2017 "Авиационные риски по реализации системы оценки безопасности полетов при обеспечении воздушного движения", для работников ж/д транспорта утвержден ГОСТ Р 12.0.011-2017 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Методы оценки и расчета профессиональных рисков работников железнодорожного транспорта.

Без наличия четкой методики, обязательной для применения в той или иной отрасли, метод оценки уровня профессиональных рисков определяется работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.

НО! Безусловно, необходимо опираться на действующие в данной сфере нормативно-правовые акты, такие как:

ГОСТ Р 12.0.010-2009 - Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.;
Руководством по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Гигиена труда (Р 2.2.1766-03 );
- ГОСТ Р 54934-2012 / OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования",
- СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" и другие НПА РФ.

При расчете рисков рекомендуется учитывать класс условий труда на рабочем месте, полученный по результатам проведения

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Риск бывает групповой - для группы работников одного отдела, цеха и т.д., индивидуальный риск - для конкретного работника с учетом его возраста, стажа работы со вредными и (или) опасными условиями труда, показателей его здоровья и результатов специальной оценки условий труда. Также существует профессиональный риск работодателя (предприятия) , который определяется как среднее арифметическое значение индивидуальных рисков работников организации.

КАТЕГОРИЯ РИСКА РАБОТОДАТЕЛЯ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ГИТ

С 1 марта 2017 года в новой редакции действует Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. Теперь государственный надзор в сфере труда должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода .

Риск-ориентированный подход - метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий, а также мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется с учетом отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.


6 КАТЕГОРИЙ (КЛАССОВ) РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

    Тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований, зависящей от: потенциального вреда, который может быть причинен ценностям в сфере труда и масштаба распространения потенциальных негативных последствий, который определяется с учетом среднесписочной численности работников предприятия

    Добросовестности поведения работодателей:

Числа случаев травматизма;

- Задолженности по зарплате за предшествующий год;
-
Назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании статистической и ведомственной отчетности.

Периодичность плановых проверок в сфере труда

  • Категория высокого риска (2 класс опасности) - 1 раз в 2 года
  • Категория значительного риска (3 класс опасности) - 1 раз в 3 года
  • Категория среднего риска (4 класс опасности) - не более 1 раза в 5 лет
  • Категория умеренного риска (5 класс опасности) - не более 1 раза в 6 лет
  • Категория низкого риска (6 класс опасности) - плановые проверки не проводятся.

Следует учитывать, что в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Категорию риска присваивают государственные инспекторы труда (ГИТ). Работодатель вправе запросить сведения о присвоенной его деятельности категории риска (ответ получают в течение 15 рабочих дней), в случае несогласия с присвоенной категорией риска, работодатель вправе её оспорить, предоставив соответствующее заявление и собственные материалы, подтверждающие иной класс риска.

В настоящее время охране труда посвящен раздел X Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в котором отражены основные аспекты требований охраны труда, организации охраны труда и иные значимые положения рассматриваемого вопроса.

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Требования охраны труда – это государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работников в процессе трудовой деятельности вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Происшествие – событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.

Несчастный случай – нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.

Организация работ по охране труда – это система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

Сертификация работ по охране труда в организациях – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Под системой управления охраной труда подразумевается часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Кроме того, система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации. Для предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

К средствам индивидуальной, коллективной защиты работников относятся технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Травмобезопасность – это соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных требованиями технических регламентов, положениями стандартов или условиями договоров.

Условия труда определены как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Помимо перечисленных, определены понятия и таких категорий, как:

– технический регламент – документ, принимаемый международным договором Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом и указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

– стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правил осуществления и характеристик процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Условия труда классифицируются так: нормальные, тяжелые, вредные, опасные и иные особые (например, подземные). Самостоятельно в трудовом законодательстве выделяют также условия труда, отклоняющиеся от нормальных (статья 149 ТК РФ). Это работы различной квалификации, совмещения профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и так далее.

К нормальным условиям труда относится производственная обстановка (способ производства), в которой присутствуют:

– исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки, оборудования и тому подобных средств (в том числе орудий) труда;

– своевременное обеспечение работника технической и иной необходимой для работы документацией и тому подобное;

– своевременное обеспечение надлежащего качества материалами, инструментами, иными средствами и предметами, необходимыми для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

– принятие работодателем мер, обеспечивающих охрану труда и безопасность производства.

Также в статье 209 ТК РФ дается понятие вредного и опасного производственных факторов. Вредным является тот фактор, который воздействует на работника и может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор может привести к его травме.

Отсюда вытекает определение безопасных условий труда. Таковой считается такая работа, при которой воздействие на сотрудников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровень воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – это место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Отметим, что под рабочим местом в данном случае понимается не только рабочее место, закрепленное за сотрудником, но и то, на котором он обязан находиться в силу указания работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы в соответствии с порядком, установленным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года № 34 "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты".

Сертификат соответствия организации работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий людей (работников) с применением орудий (средств) труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. В более широком смысле под "деятельностью" понимается выполнение любых действий, направленных на приобретение и осуществление прав, а также исполнение обязанностей организации.

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

При этом согласно статье 211 ТК РФ порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ознакомьтесь с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

В целях добровольного применения всеми работодателями стандартов безопасности труда с 1 июля 2009 года введен в действие для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (Приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года № 169-ст). Также был утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию".

Отметим, что Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 238-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее – Закон № 238-ФЗ) трудовое законодательство дополнено несколькими понятиями, связанными с охраной труда.

Раздел ТК РФ, посвященный охране труда, дополнен такими терминами, как "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками".

Профессиональным риском считается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных установленных законодательством случаях.

Управление рисками представляет собой комплекс взаимо­связанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Обратите внимание на изменения, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Порядок оценки уровня риска и Положение о системе управления рисками должно утвердить Минздравсоцразвития Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Законом № 238-ФЗ установлено, что утверждаемые Минздравсоцразвития Российской Федерации правила аккредитации должны включать в себя требования к таким организациям, порядок контроля за их деятельностью, приостановления или отзыва аккредитации.