13:38 — REGNUM В результате законодательных новшеств на рынке лекарств, в России может резко сократиться количество аптек и могут подорожать рецептурные препараты. Об этом 19 февраля «Коммерсант».

Это связано с возможным принятием в России закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарственных препаратов. По данным издания, принадлежащая крупному национальному дистрибьютору фармпрепаратов ГК «Протек» крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла» из 1,86 тыс. аптечных «точек» может закрыть около половины своих торговых предприятий.

«Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла. Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию», — отметил гендиректор сети Александр Филиппов на заседании «Деловой России».

В первую очередь, по словам Филиппова, пострадают 250 объектов в небольших городах. Другим крупным игрокам розничного фармацевтического рынка «светит» примерно та же участь. В частности, о возможных сокращениях своей аптечной сети заявили такие крупные предприятия, как «Неофарм» (аптечная сеть «Столички»).

"В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят», — подчеркнул генеральный директор аптечной сети Евгений Нифантьев .

По его словам, выручка таких аптек невысока, и поэтому любое ее снижение может будет критичным. Менее крупные региональные аптечные сети могут совсем уйти с рынка.

Напомним, инициатором идеи разрешения продажи безрецептурных препаратов в обычных продовольственных выступил вице-премьер Игорь Шувалов ещё в 2014 году. В конце 2017 года соответствующий законопроект был разработан Минпромторгом РФ.

В ведомстве подчеркнули, что принятие данного законопроекта позволит простимулировать развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. В ходе публичного обсуждения документа, завершившегося 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, об этом сообщили в «Деловой России».

В основном, участников аптечного рынка беспокоит то, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, в то время, как предприятия аптечного профиля получают такую лицензию на каждую торговую точку.

Здравствуйте.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

4. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, его правопреемника или иного предусмотренного федеральным законом лица.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

Свернуть

Ответы юристов (3)

    Юрист, г. Бузулук

    Общаться в чате

    ​Елена, добрый вечер! В увольнении по собственному желанию инициатором может быть только сотрудник. В противном случае это будет желание не работника, а работодателя. Подобные просьбы со стороны начальства являются незаконными.​ Если вы не планируете расставаться с работодателем, то, конечно, писать такое заявление не стоит. Вступать в открытую конфронтацию с начальством тоже не рекомендую.​Выходов из сложившейся ситуации может быть несколько:

    Не писать заявление об увольнении по собственному желанию и работать дальше как ни в чём не бывало;

    Не писать указанное заявление, а обратиться в контролирующие органы с жалобой на работодателя;
    -Предложить работодателю расстаться по соглашению сторон с выплатой определённой суммы.
    Часто именно последний вариант устраивает обе стороны. Работник не хочет, чтобы его «изживали» с работы, а работодатель готов заплатить, лишь бы работник ушёл. Поэтому выбор всегда есть, и он за работником. Ели руководитель стоит на своём и ни о каком соглашении сторон не хочет слышать. В таком случае ему предстоит иметь дело с трудовой инспекцией. После обращения в эту службу она должна провести проверку работодателя.​

    С уважением, Татьяна.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Юрист, г. Астрахань

      Общаться в чате

      ​Здравствуйте, Елена!

      На основании статьи 180 Трудового кодекса РФ

      1. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Трудового Кодекса.​

      2.О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.​

      3.Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.​

      На основании статьи 178 Трудового кодекса РФ

      При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового ​Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

      В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

      ​Следовательно, Вам не нужно увольняться по собственному желанию. Закон на Вашей стороне!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист

      Общаться в чате
      • 8,5 рейтинг

      Здравствуйте Елена.

      Если речь идет о работодателе юридическом лице,​ то обязаны выплатить выходные пособия согласно трудовому законодательству.

      Статья 180 Трудового кодекса РФ:

      При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников

      организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.


      О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.


      Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.


      При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

      Статья 178 Трудового кодекса РФ:

      При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).


      В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

      Если же речь идет о работодателе ИП, гарантии высвобождающему работнику также могут быть предоставлены по условиям заключенного с ним трудового договора.

      Индивидуальный предприниматель принял решение о ликвидации. Обязан ли он заранее предупреждать своих работников об увольнении в связи с прекращением им своей деятельности? Обязан ли индивидуальный предприниматель выплачивать выходное пособие и другие компенсационные выплаты сотруднице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком?

      Индивидуальный предприниматель не обязан заранее предупреждать своих работников об увольнении в связи с прекращением им своей деятельности, а также производить на этом основании компенсационные выплаты, за исключением случаев, когда такие обязанности предусмотрены трудовым договором с работником.


      Обоснование вывода:


      В соответствии с п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве такого работодателя. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, в том числе и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут быть уволены по данному основанию так же, как и остальные работники (часть четвертая ст. 261 ТК РФ).


      При этом трудовое законодательство не содержит положений, которые обязывали бы индивидуального предпринимателя заранее уведомлять работников о предстоящем увольнении, а также производить им компенсационные выплаты, связанные с увольнением по инициативе работодателя. Положения частей первой и второй ст. 178 и ст. 180 ТК РФ, предусматривающие обязанность работодателя уведомить сотрудников о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца, а также выплатить им пособие в размере среднемесячного заработка и сохранять за ними средний заработок на период трудоустройства, распространяются только на работодателей, являющихся организациями.


      В отношении же работодателей - физических лиц (в том числе, индивидуальных предпринимателей) действует специальная норма части второй ст. 307 ТК РФ, устанавливающая, что сроки предупреждения их работников об увольнении, равно как случаи и размеры выплачиваемых им при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат, определяются трудовым договором.


      Исходя из буквального толкования данной нормы и анализа других положений трудового законодательства можно прийти к выводу, что условия о заблаговременном предупреждении работников об увольнении и связанных с этим компенсационных выплатах вносятся в трудовой договор между работником и индивидуальным предпринимателем по их взаимному согласию. На это указывают, в частности, положения ст. 57 ТК РФ, которые не относят эти условия к числу обязательных условий трудового договора.


      Данная точка зрения превалирует и в судебной практике, согласно которой при отсутствии в заключаемом индивидуальным предпринимателем трудовом договоре согласованных сторонами условий о сроке предупреждения об увольнении и о связанных с увольнением компенсационных выплатах предприниматель не обязан производить такое уведомление и осуществлять соответствующие выплаты (смотрите, например, кассационные определения СК по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 07.02.2012 по делу N 33-299/2012, от 30.12.2011 по делу N 33-3913/2011 , апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14.03.2012 по делу N 33-1720/2012, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.04.2011 N 33-5014/2011).


      Тем не менее некоторые суды придерживаются противоположной позиции - исходя из того, что включение вышеуказанных условий в трудовой договор между работником и индивидуальным предпринимателем является обязательным, и при их отсутствии в нем к отношениям сторон применяются по аналогии положения трудового законодательства, касающиеся увольнения работников организации в связи с ее ликвидацией (смотрите, например,

Признаваться в финансовой несостоятельности - всегда неудобно. Вроде как получается, что предприниматель работает плохо. А что делать, если наращенную эффективность полностью съедает новая система налогообложения, которая приравнивает аптеку к ларьку, торгующему пивом и сигаретами? С 1 января этого года аптеки перевели на общую систему налогообложения, и ставка по страховым взносам сразу выросла более чем в два (!) раза - с 14 до 34%. Прибавьте рост арендной платы, энергоносителей и коммунальных платежей. Даже не будучи провидцами, провизорам не потребовалось много времени, чтобы понять - не выжить! - и даже таким «акулам» российского фармацевтического бизнеса, как, например, аптечная сеть «36,6». Вместе с коллегами из разных регионов страны представители компании озвучили результаты работы «по-новому». Итого: с начала года 20% российских аптек уже закрылись, 7% специалистов попали под сокращение. Перспективы не просто не радужные, а согласно которым до конца года закроется почти каждая вторая аптека, а те, кто выживет, вынуждены будут закладывать возросшее налоговое бремя в стоимость лекарств - в каждую ампулу и в каждую таблетку.

Прогнозы настолько удручающие, что РААС в середине июня провела брифинг, на котором через СМИ, по сути, обратилась напрямую к потребителю. Во-первых, по карману обычных людей, а любой из нас хоть раз в жизни ОРЗ да болел, это ударит в первую очередь (цены на лекарства неизбежно вырастут), скажется на удобстве потребителя (просто потому, что аптек станет меньше), и, возможно, затронет вопросы безопасности (вспомним теневой фармацевтический рынок, зарплаты в конвертах и все сопутствующее начала 90-х). Во-вторых, аптекари вынуждены обнародовать информацию - к чиновникам и депутатам они уже обращались.

В Минсоцздравразвития и Минпромторге не отрицают социальную значимость аптек, и депутаты Госдумы, наверное, так же болеют, как простые смертные, по крайней мере, по словам исполнительного директора РААС Нелли Игнатьевой, и те и другие выражают полное понимание и сочувствие. Тем не менее, закон вступил в силу, и аптекари платят налоги и взносы, не как продавцы жизненно необходимых ЛС, а как и все продавцы подчас не всегда полезных вещей. Вернее, даже больше, чем большинство из них.

Ни одна из российских аптек не относится к предприятиям малого бизнеса, - заявление Нелли Игнатьевой , исполнительного директора РААС, не может не вызвать недоумения. - Согласно классификации, мы не относимся к социальным предприятиям торговли, и, соответственно, не обладаем никакими льготами.

Данные министерства здравоохранения настолько разнятся с цифрами Росстата, даже в таком, казалось бы, элементарном вопросе, как количество аптечных организаций, что не приходится удивляться той легкости, с которой они обрекают их на закрытие. Чиновники уверены, что в стране почти 70 тыс. аптечных организаций, статистики насчитали где-то в полтора раза меньше - 47 тыс. Вот и получается, что сокращение аптек в полтора-два раза в ходе естественного отбора не кажется ни законодательной, ни исполнительной власти катастрофой. После того как представители РААС начали ходить по кабинетам и отстаивать льготные ставки, чиновники от здравоохранения спохватились было и - подготовили в апреле законопроект, который предполагает введение льготных тарифов по страховым взносам. Но, во-первых, льготные - это все равно 26% (вместо прежних 14%), во-вторых, предусмотрена льгота только для аптек, оставшихся на ЕНВД, а таковых не много. По оценкам РААС, до 70% аптечных организаций страны с января этого года лишились льготной системы по ЕНВД, на «упрощенке» работает около 1% аптек, да и то - в Москве, где не применяется ЕНВД. Есть данные и по тем аптекам, которые и до нововведения платили в казну на общих основаниях. Послабление весьма сомнительное, к тому же это всего лишь проект. В общем, «воз и ныне там», ну не в ВОЗ же российским фармацевтам обращаться? Хотя формально, вроде бы чиновники не бездействуют, и доводы РААС были услышаны.

Что было, что - будет?

К гадалке не ходи, а факты и данные статистики - вещь упрямая. Порядка 20% российских аптек до января подпадали под общую систему налогообложения. И - все они (!) были убыточными или практически являлись таковыми. Выживали за счет других аптек сети, т.к. социальную значимость своих предприятий аптекари как раз отлично понимают, и не закрывали аптечные пункты даже в небольших населенных пунктах, где от силы раз в неделю кто-нибудь упаковку анальгина купит. По таким аптекам новые ставки ударили в первую очередь.

Мы закрываем предприятия в 1600 населенных пунктах, - цифры, озвученные генеральным директором государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» Александром Ли , - огромны. Но и край Красноярский велик и необъятен - по географии это 800 километров в длину и полторы тысячи километров в ширину. - Например, печально знаменитая Хатанга. Про потерю рентабельности не хочу говорить, она очевидна. К тем цифрам, которые называли коллеги, добавлю транспортную составляющую. У нас пересылка 10 килограммов лекарств в отдаленные населенные пункты обходится в 70 тысяч рублей!

Представителям государственных и муниципальных аптечных организаций, пожалуй, труднее всего. Пример Челябинска перед глазами, для которого новые ставки стали смертоубийственны. В крупном промышленном и региональном центре закрылись ВСЕ (!) муниципальные аптеки. Там принято решение о наделении ряда частных учреждений функцией льготного отпуска лекарств, но это опять же больше похоже на латание дыр в условиях общего системного сбоя. То же, что лечить воспаление легких аспирином.

К слову, фармацевты давно просили отменить ценорегулирование на препараты стоимостью ниже 100 руб. Аптеки как предприятия социально ответственные поддерживают обязательный ассортимент, зарабатывая на том же отечественном аспирине сущие копейки, но очередная попытка государства «сделать как лучше» переформулировала вопрос рентабельности для аптечных учреждений в вопрос жизни и смерти.

Мы не предлагаем, мы требуем, чтобы аптекам вернули социальный статус! - председатель экспертного совета по здравоохранению общественного объединения «Деловая Россия» Давид Мелик-Гусейнов категоричен. - Нельзя приравнивать аптеки к предприятиям торговли. Мое мнение, что ставка по отчислениям в социальные фонды для аптек не может быть больше 20%.

Аналитики РААС просчитали неизбежный рост цен на лекарства по ставкам, которые сейчас есть в налоговом законодательстве. Итак, при существовавшей ставке в 14% цены в этом году выросли бы на 3%, при ставке 20% соответственно до 5%; но, поскольку даже те аптеки, которые останутся на ЕНВД, возможно, и только в лучшем случае будут платить 26% в соцфонды, аналитики прогнозируют рост цен более 6%, а большинство аптек - по высшему тарифу в 34%, то можно ждать подорожание лекарств на 10%. Обращаю внимание, что этот рост цен рассчитан без учета инфляции.

«Московские аптеки»: Не боитесь, что обнародование подобных прогнозов чиновники от здравоохранения могут воспринять как шантаж?

Это констатация факта, - отвечает исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева. - Нам нечего терять.

Много было сказано про особенности выживания национальной фармацевтики, а теперь, что называется, - цифра дня. По данным Росстата на конец мая, средняя рентабельность российских аптек составляет 0,9%. Это при льготной системе налогообложения даже до 1% аптекари не дотягивали. В зависимости от размеров аптечной организации рентабельность варьировалась от 0,5 до 2%.В последнем случае, как правило, прибавку давали сопутствующие товары и лечебная косметика, что не может быть панацеей.

Кому выгодно и еще один извечный русский вопрос

Если лечить пневмонию аспирином, пациент, может, и выживет, если организм сильный и сам справится. Беда в том, что даже сильные мира фармацевтического и при существовавших ставках работали на грани рентабельности.

По словам генерального директора сети «36,6» Валерии Солок , отчисления в социальные фонды увеличились почти в 2 раза: «В абсолютных цифрах это 159 миллионов рублей только за I квартал этого года против 88 миллионов за тот же период прошлого года. Прибавьте НДС, который теперь аптеки, переведенные на общую систему налогообложения, также будут платить полностью. О какой инвестиционной привлекательности бизнеса можно говорить»?

Мы всегда поддерживали все инициативы правительства, например, в начале 2010 г. одними из первых добровольно снизили на 12% цены на ЖНВЛП.

Эта крупная фармацевтическая сеть могла себе это позволить - и за счет оборота, и за счет собственного производства, выпуская лекарственные средства и препараты под собственной торговой маркой. Отвечая на вопрос «что делать?», аптекари пребывают в некоторой растерянности. Пусть и снижая издержки, без закрытия ряда аптек не обойтись даже крупным сетям. Все они уже в минусе и закладывают на год отрицательный баланс. Осложнились отношения с дистрибьюторами, которые почувствовали уязвимость аптек, и, опасаясь недолговечности отношений (просто из-за того, что аптека может разориться), все менее охотно идут на отсрочку платежа и другие формы сотрудничества. Дробление крупных сетей на мелкие предприятия - как вариант, но, опять же, сопряженный с ростом издержек. Мелким участникам рынка, хотя, повторюсь, официально к предприятиям малого бизнеса аптеки не относятся, проще сменить сферу деятельности.

Закладывать возросшие затраты в цены - без вариантов. Напугать россиянина ростом цен практически невозможно. Интернет кишит возмущениями по поводу новой потребительской корзины на 2011-2012 гг. Обнародованный во второй половине июня закон оставляет потребности среднестатистического гражданина на уровне 2006 г., то же относится и к среднестатистическому москвичу. Итак, предполагается, что на лекарства гражданин тратит 10% от непродовольственных расходов, и это вместе с товарами первой необходимости и средствами санитарии, в абсолютных цифрах - это вообще кот наплакал, т.е. купил пару пачек стирального порошка (а за одеждой очень бережно надо ухаживать, а то одной-то ветровочки на 5 лет не хватит) - и на лекарства ничего не остается. Соседка-пенсионерка тратит на лекарства больше половины своей пенсии, это ей повезло, нет хронических заболеваний, львиная доля уходит на коммунальные платежи и на питание практически ничего не остается. Надо ли говорить, что при таком образе жизни - расходы на лекарства могут только расти, даже не из-за того, что аптекари поднимут цены на лекарства.

Один из журналистов задал вопрос про уход в Интернет как форму спасения. Провизоры не рассматривают его как вариант. Тогда уж в подполье, но возвращение к 90-м тоже больше имеет отношение к популизму, нежели к реальному способу борьбы за выживание. Интернет-аптека, как и обычная, должна иметь склад, который могли бы проверить контролирующие организации. Тем более что лекарства - товар не только жизненно важный, но и требующий соблюдения вполне конкретных условий хранения на разные их группы.

Мы говорим про нетеневой фармацевтический бизнес, - председатель координационного совета РААС Сергей Кривошеев вспомнил про квотирование в советские времена. - В Москве, где на одном пятачке возле метро можно встретить 5, а то и больше аптек, может, действительно, существует некоторый переизбыток данных торговых точек, и ликвидация части которых не будет так ощутима.

В первую очередь новая система налогообложения ударила по регионам, особенно по дотационным. Столица вообще в данной ситуации - не показатель, скорее уж Челябинск, где закрылись все муниципальные аптеки, та же Хатанга и Красноярск. В Красноярске, кстати, только за 2 года торговые точки государственного предприятия «Губернские аптеки» подверглись более чем 700 проверкам! Поэтому, переходя к вопросу, кому и зачем это надо, при всей внешней очевидности ответа на него не найти.

Если государство так хочет контролировать фармацевтический бизнес «от и до» (если аптек станет меньше, делать это будет намного проще), то, по словам участников брифинга, этот, пожалуй, и так самый прозрачный бизнес, легко мониторится и проверяется.

Увеличить наполняемость соцфондов? Сомнительно, с учетом ликвидации ряда предприятий, «выжившие» будут приносить столько же, если не меньше. Позиция чиновников напоминает поведение старухи из сказки про золотую рыбку. Как можно было увеличивать ставки более чем вдвое, если данные по существовавшей рентабельности в 1% Росстат не хранил под грифом «совсекретно»? И кто будет наполнять фонды? И все равно мы отнесем эти деньги в аптеки, чтобы купить лекарства по выросшим ценам. Тут чиновники правильно рассуждают, лекарства - вещь необходимая, может быть, больше, чем хлеб. Если заболел - никуда не денешься, пойдешь и купишь, то, что, как говорится, «доктор прописал». А вот про пенсии - это они зря. Притом что у нас по средней продолжительности жизни мужчины вообще не доживают до пенсионного возраста, в т.ч. и из-за уровня медицинского обслуживания, и далеко не всем интересно, сколько и куда отчисляется сейчас. В общем, широкомасштабная реформа здравоохранения задела и фармацевтику. РААС в очередной раз обратилась к Президенту Дмитрию Медведеву с просьбой об индивидуальном рассмотрении вопроса налогообложения аптечных организаций. И если обмен полисов вызывает технические вопросы со стороны пациентов и некое сопротивление со стороны врачебного сообщества, то резкое увеличение налогового бремени в отношении аптек - не контрастный душ для оздоровления фармацевтического рынка (выживет сильнейший), мы-то знаем, что закаливанием можно заниматься, когда организм здоров, а при существовавшей рентабельности в 1% это больше похоже на эвтаназию.

Ксения Алексеенко

Многие предприниматели при выборе ниши для бизнеса совершают массу ошибок: игнорируют анализ рынка, конкурентной среды и конъюнктуры, не учитывают собственные возможности, открывают бизнес без наличия специальных знаний и пр. В результате через некоторое время бизнес приходится закрывать из-за его нерентабельности. Мы расскажем, почему и как закрываются аптеки.

Основные причины расставания с аптечным бизнесом:

  • Незнание специфики
  • Непосильные налоговые нагрузки
  • Ограничение наценки на ассортимент
  • Ограничение числа сопутствующих товаров, которые аптека имеет право продавать
  • Высокие затраты на обеспечение соответствующих условий хранения для наркотических, сильнодействующих, психотропных средств
  • Необходимость нести затраты по обеспечению минимальным ассортиментом и пр.

Как закрыть аптеку – пошаговая инструкция

Сложность процедуры по закрытию бизнеса зависит от организационно-правовой формы.

Если аптека открывалась ИП, порядок закрытия упрощенный – уведомительный. Следует подать в налоговый орган следующие документы:

  • Документ об уплате госпошлины (чек из банка или его электронная версия)
  • Заявление по форме Р26001, заверенное нотариусом
  • Выписка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей
  • Действующее свидетельство о присвоении ОГРНИП
  • Выписка из ЕГРИП с указанием видов деятельности

После получения свидетельства о прекращении деятельности следует подать уведомление в ПФР о закрытии ИП, получить выписку об отсутствии задолженностей, расторгнуть соглашения по договорам и юридическими и физическими лицами, уволить персонал, снять с учета кассовый аппарат и закрыть расчетный счет в банке.

Если аптека открывалась ООО (общество с ограниченной ответственностью), порядок закрытия существенно сложнее, поэтому многие предпочитают обращаться к профессиональным специалистам. Поэтапное руководство:

1. Проведение собрания учредителей, на котором принимается решение о ликвидации ООО. К решению нужно приложить нотариально заверенные заявления по следующим формам:

Форма 15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации»;

Форма 15002 «Уведомление о назначении ликвидационной комиссии».

2. Подготовка формы С-09-4 «Сообщение о начале процедуры ликвидации».

3. Подготовка документов:

  • свидетельство о регистрации ООО;
  • устав ООО;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • свидетельство налоговой инспекции о постановке на учёт;
  • договор учредителей о создании ООО;
  • справка о присвоении кодов статистики фирме;
  • извещения из ПФР, ФСС, ФОМС о взятии аптеки на учёт;
  • печать ООО;
  • копии паспортов и свидетельства ИНН директора, главного бухгалтера и всех членов ликвидационной комиссии.
4. Проверка отчетности
5. Подача документов в регистрирующие органы в течение трех дней с принятия решения о ликвидации
6. Получение свидетельства установленного образца.
7. Подача уведомления в ПФР и ФСС в свободной форме
8. Подача заметки в журнал «Вестник государственной регистрации»
9. Проведение инвентаризации
10. Уведомление кредиторов о начале процесса ликвидации
11. Взыскание задолженностей с дебиторов
12. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса
13. Закрытие расчетного счета
14. Снятие кассового аппарата с учета
15. Обращение в налоговую с заявлением об окончании процесса ликвидации

Куда девать товар

Один из самых животрепещущих вопросов при закрытии аптеки – куда девать товар? Ведь реализовать его можно только при наличии фармацевтической лицензии, а после ликвидации предприятия она становится недействительной.

Статья 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях и статья 171 Уголовного кодекса РФ предусматривают санкции за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, однако статья 2 ГК РФ определяет предпринимательской ту деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Разовая же реализация товарных остатков без извлечения прибыли (по закупочным ценам с учетом расходов на хранение и реализацию) не может быть признана предпринимательской деятельностью. Соответственно, наказания за это не предусмотрено.

Кому продать товар – вопрос довольно простой, поскольку сегодня многие фирмы предлагают свои услуги по выкупу товарных остатков. Остается только найти наиболее подходящие условия, сбыть остатки и окончательно закрыть аптеку.