July 26th, 2015

Готический собор Святой Марии (Catedral de Santa María de Valencia) – это главный храм Валенсии (Valencia). Важнейшим сокровищем собора является полупрозрачная чаша, называемая Святым Граалем, преподнесенная в дар собору королем Арагона Альфонсо V Великодушным в 1437 году. До 1916 года чаша хранилась в зале с реликвиями, но затем была перенесена в капитульный зал с капеллой Санто-Калис (Santo Cáliz), где хранится до сих пор.

Немного об истории собора, прежде, чем перейдем к "сладкому".))
Кафедральный собор Валенсии находится в самом центре Старого города Валенсии, по адресу Plaza de la Reina (Plaça de la Reina).
Северный фасад собора выходит на площадь Plaza de la Virgen (другие названия площади: Plaça de la Marede Déu или Plaça de la Seu).
Кафедральный собор в Валенсии был построен в 1238 году на месте бывшего римского храма Дианы – богини плодородия, флоры и фауны. Его еще называют La Seu (Ла Сео), то есть «архиепископская епархия».
Готическая архитектура сооружения сочетается с элементами ренессанса и классицизма, а также с мавританской башней- колокольней Микалет, позже переименованной в христианских традициях в честь архангела Михаила.
На 68-метровую башню ведет винтовая лестница со смотровой площадкой.

Западный фасад собора с Апостольскими вратами (Puerta de los Apóstoles) выходит на площадь Святой Девы. Такое название ворота получили из-за скульптур двенадцати апостолов, расположенных у входа. Фасад создавался в период 1303-54 гг. Автором арочной конструкции был архитектор Николас де-Аутона.

На площади plaza de la Reina можно увидеть металлический макет Валенсийского собора.

Здесь же врата «Лос Йеррос» (Puerta de los Hierros) – “Железные ворота” (1703-13 гг.) – главный вход в церковь. Эти врата были созданы архитектором Конрадом Рудольфом в стиле итальянского барокко.

Внутренний интерьер собора...

Капелла Санто-Калис (Santo Cáliz), где хранится Святой Грааль...

А вот и та самая заветная чаша...

"Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла..." (Томас Мэлори)

Начитавшись романов Дэна Брауна и его коллег, тема таинственного сосуда с кровью Иисуса занимает и мой бестолковый ум.))

Надо сказать, что впервые тема Грааля появляется в 1190 г. в литературном произведении французского поэта Кретьена де Труа «История Грааля», повествующем о юном Персивале, приближенном короля Артура, который попадает в замок загадочного короля-рыбака. Во время трапезы в зал входит красивый юноша с копьем, с которого капает кровь, а за ним - прекрасная молодая женщина с Граалем в руках. Чаша была из чистого золота и украшена множеством драгоценных камней; от нее исходило удивительное сияние. Во время обеда ее пустили по кругу. В рассказе говорится, что, поскольку заинтригованный Персиваль ничего не спросил ни о Граале, ни об окровавленном копье, зловещее предсказание осталось в силе: король-рыбак не сможет излечиться от ран на бедре, сделавших его калекой; его страна будет уничтожена, погибнут сотни рыцарей, и многие вдовы и сироты наденут траур.

Известной же во всей средневековой Европе легенду о Святом Граале сделал Робер де Борон (французский поэт 12-13 века). Он одухотворил обычную чашу, упоминавшуюся во французском романе, и превратил её в кубок Тайной вечери, тот самый кубок, в который, по преданию, собирал кровь Христа после распятия Иосиф Аримафейский. Де Борон также был первым, кто упомянул о перевозе Грааля в Британию, где он был спрятан. С тех пор на острове существовала династия хранителей Грааля, одним из которых впоследствии стал Персеваль.

В книге "Код Да Винчи" Дэна Брауна идет разговор о фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Согласно библейскому сюжету, именно на Тайной вечере, накануне предательства Иуды и ареста Иисуса, Спаситель пил из чаши вино. Но на фреске Леонардо чаша на столе отсутствует, зато справа от Иисуса сидит один из апостолов, имеющий скорее женские черты, нежели мужские. В романе автор предполагает, что это – не Иоанн, как считалось ранее, а… Мария Магдалина. Дэн Браун предполагает, что Иисус и Мария Магдалина были женаты, более того, у них родилась дочь Сара, которая впоследствии положила начало династии Меровингов. После этого понятие «Святой Грааль» стали употреблять в значении «святая кровь» и заговорили о потомках Бога, которые, возможно, не без помощи ордена тамплиеров, и по сей день живут на земле.
Дэн Браун эту версию придумал не сам, он руководствовался в своей работе книгой Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая кровь и Святой Грааль».По мнению авторов, именно приоры до сих пор хранят тайну местонахождения Святого Грааля, скрывают правду об истинной жизни Иисуса Христа, Марии Магдалины и их потомков.

О чаше в соборе Валенсии.
Раньше чашу в соборе использовали в религиозных церемониях, но в 1744 году ее случайно уронили на пол, и она раскололась, после чего решено было ее отреставрировать и в дальнейшем хранить просто как культовый предмет (теперь чаша используется только в особо торжественных случаях). Два Папы Римских (Иоанн Павел II и Бенедикт XVI) во время посещения Валенсии использовали чашу во время проведения массовой службы.

Если верить библейскому преданию, Грааль - это чаша, которой пользовался Христос на Тайной Вечере. Позже Иосиф Аримафейский, дядя Христа, сумел заполучить эту чашу у Понтия Пилата, в которую собрал кровь из ран распятого на кресте Христа, и переправил её в Британию, где Грааль стал талисманом первых христиан. Захороненная или потерянная где-то близ Гластонбери - первого центра христианства в Британии, - чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Рыцарям короля Артура каким-то образом удалось разыскать Грааль - к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость.

Этой чаше более 2000 лет. Католическая церковь признала её подлинной святыней. Ватикан признал её «свидетельницей шагов Христа по земле».

Чаша представляет собой халцедоновый (или агатовый) кубок темно-красного оттенка высотой 7 см и 9,5 см в диаметре, стоящий на подставке с двумя ручками, которые, однако, появилась позже. Данная разновидность минерала, из которого изготовлена чаша, называется карнеолом или сердоликом и датируется I в. н.э. (по другим данным, она была изготовлена в 100-50 году до н.э.). Археолог Антонио Бельтран отнёс чашу к началу новой эры (1 век) и определил, что она была создана в мастерской Египта, Сирии или самой Палестины, что доказывает возможность нахождения чаши на Тайной Вечере.
Чаша отделана золотом, ценным жемчугом и изумрудами. Основание и две ручки чаши были добавлены в Средневековье, так что лишь сама чаша может считаться настоящей реликвией.
Нет одной истории появления чаши в Валенсии.
Одна история рассказывается следующее...
В 258 году в Риме правил император Валериан, который устраивал жестокие гонения на христиан. И как-то в его руки попался архидиакон Лаврентий, который якобы хранил у себя несметные сокровища Римской христианской церкви. На все приказы императора отдать сокровища, чтобы пополнить истощенную казну (к тому же необходимо было уничтожить особенно почитаемые у христиан реликвии и тем самым навсегда избавить страну от ненавистной Валериану религии), Лаврентий отвечал отказом, за что в скором времени и принял мученическую смерть. Но несгибаемый служитель церкви перед собственной гибелью успел переправить сокровища, среди которых упоминалась и чаша Христа, в свой родной город Оска, в Испанию, к своим родителям. От них реликвия перекочевала в церковь Святого Иоанна в Пиренеях, а затем попала в кафедральный собор в Валенсии.

Другая история такова.
После смерти Девы Марии ученики Христа распределили между собой ее имущество, и чаша, из которой Христос вкушал на Тайной вечере, была увезена святым Петром в Рим. Из-за преследований, которым подвергались христиане, папа Сикст II в III веке поручил ценную реликвию св. Лаврентию, который хранил ее в своем родном городе Уэска. Там чаша находилась вплоть до 712 года, после чего спасавшиеся от мусульман христиане спрятали ее в Пиренеях, а затем в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья близ города Хака. В 1399 году монахи подарили Грааль королю Арагона Мартину I, и чаша попала в Сарагосу, во дворец Альхаферия. В 1424 году Альфонсо V Великодушный перевез реликвию в Валенсию в знак благодарности за помощь, оказанную королевством Валенсия в его средиземноморских битвах.

Кое-какие детали историй, конечно, сходятся.
Но самое интересное заключается в том, что чаш Грааля объявляли в нескольких разных местах по всему миру. Так что до сих пор нет определенности, какая из них настоящая.

В 2014 году вышла книга Маргариты Торрес и Хосе Ортеги-дель-Рио «Короли Грааля», где авторы прослеживают историю потира доньи Урраки до древнего Иерусалима и доказывают, что он вполне может быть чашей Тайной вечери. Исследование стало очередной сенсацией. Так называемый потир доньи Урраки, ониксовая чаша для богослужений в золотой оправе, украшенной драгоценными камнями, - гордость базилики Сан-Исидоро. Жившая в XI веке донья Уррака, старшая дочь Фердинанда I, короля Кастилии и Леона, была благочестивой особой и щедро одаривала церкви. Этот сосуд она преподнесла базилике Сан-Исидоро, в которой впоследствии принцессу и похоронили.

Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе. Перед храмом Великой Богоматери расположены 2 статуи - Веры и Религии. Статуя Веры держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует её искать.

Еще один город – «убежище» Грааля – итальянская Генуя. Чаша, хранящаяся там в соборе Святого Лоренцо, сделана из стекла изумрудного цвета и имеет необычную шестигранную форму. Происхождение этого раритета неизвестно, в документах указано только то, что его забрали в качестве трофея из мечети в Кейсарии в Палестине во время первого крестового похода.
По свидетельству Гийома Тирского, это трофей крестоносцев, найденный в одной мечети в древнем палестинском городе Кесарее в 1101 г. Отождествление с Граалем основано на «Золотой легенде» Якопо Ворагинского - собрании христианских преданий XIII века, где сказано, что Иисус с учениками на Тайной вечере пил из изумрудной чаши. Когда Наполеон захватил Геную, он перевез святыню в Париж. Затем чашу вернули обратно, однако в пути она треснула. Так с трещиной ее сейчас и лицезрят.

Другие следы чаши ведут в базилику Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме.
Многие фрески в этом храме, на которых есть изображение Грааля, указывают на то, что чаша спрятана в катакомбах, расположенных под базиликой. Кстати, сам храм построен на месте погребения святого Лаврентия, что тоже наводит на мысль о закономерности хранения там реликвии. В 1938 году монахом-капуцином Джузеппе Да Бра была произведена подробная опись помещений катакомб. В ней упоминается 20-метровая комната со стоящими в ней скелетами. Один из скелетов держит в руках сосуд, по всем признакам похожий на Святой Грааль.

Чаша из Метрополитен-музея в Нью-Йорке представляет собой два серебряных сосуда, вставленных один в другой. Наружный, позолоченный, украшен замечательными рисунками, изображающими Сына Божьего и некоторых его соратников-апостолов.
Чаша была отреставрирована во Франции и в 1933 году выставлена на Всемирной выставке в Чикаго как чаша Тайной Вечери.

Ученые, проведя анализы и исследования, пришли к выводу, что внешняя чаша сделана несколько позднее, чем внутренняя, которая выглядит гораздо скромнее, но вызывает больше споров. Ученые установили, что время ее изготовления – I век н. э., и она вполне может оказаться знаменитым Граалем. Чаша была найдена при раскопках в городе Антакья (Антиохия) на юге Турции.

"...у него тоже было тайное желание, которое он хотел загадать Святому Граалю..."

Говорят, что все, что загадаешь около Грааля, все сбывается. Ну, дай бог!

Жизнь и учение Иисуса из Назарета легли в основу мировой авраамической религии, зародившейся в Палестине в первом столетии нашей эры, в среде верящих в грядущее пришествие Мессии иудеев. Спустя 3,5 года после казни Христа новая религия начала свое стремительное распространение и среди неиудейских народов. Благодаря ближайшим последователям и ученикам Иисуса стали известны многочисленные факты его земной жизни. От одного к другому, из страны в страну — передавались истории, обраставшие подробностями и превращавшиеся в легенды.

Особый смысл теперь приобретали слова Учителя, произнесенные им при жизни и после воскрешения, то есть после смерти. Само торжество над непобедимостью Смерти дарило людям надежду. Магическими свойствами наделялось все, что хоть как-то связывалось со Спасителем: его личные вещи, предметы, которых Он касался, числа, которые произносил, даты, в которые производил деяния…. Тем более важными, пропитанными невероятно мощной энергетической силой, считались предметы, относящиеся к таинству смерти Сына Человеческого и его последующему Воскрешению, среди которых величайшими реликвиями до сих пор являются:

Плащаница – полотно, которым обернули тело Христа в момент погребения;

Копье Судьбы – пика, которой воин-римлянин — центурион Лонгин — пронзил тело распятого Иисуса;

Святой Грааль – чаша, которой на Тайной Вечере пользовался Учитель.

Предания о Священном Граале

Придавал ли какое-то значение сосуду из последнего вышеуказанного пункта сам Иисус, сегодня узнать невозможно. Культ Чаши Грааля сложился в Британии Средневековья, но истоки его лежат все-таки в Иерусалиме, откуда все и началось.

Колыбель легенды

Нынешняя столица Израиля – город очень древний, многое повидавший за время тысячелетий своего существования. Не случайно сюда, к самым «корням основания», прибывают путники, вылетающие из международных аэропортов стран мира: из французского Орли и каталонского Эль-Прата, и нидерландского Схипхола, из британского Хитроу и американского аэропорта им. Джона Кеннеди. Туристы (поодиночке или в составе групп) добираются в Золотой Иерушалаим из израильского и, после короткого отдыха в каком-то из , отправляются на встречу со Старым городом: гуляют по колоритным узким улочкам, пишут записки у Стены Плача, присоединяются к выбранной из немалого списка названий .

Атеисты и до мозга костей светские путешественники наравне с паломниками поднимаются на Масличную гору к или на гору Сион к в католическом аббатстве. В Граде Давида вдруг каждому становится ясно, что Творец – един, и не столь важна принадлежность к конкретному вероисповеданию, а куда ценнее искреннее уважение к любой религии и умение настроиться на «божественную волну» Высших Сил, одаряющих энергией, мудростью, добротой и состраданием. Здесь, в старинном Святом городе встречаются паломники и туристы из Вены, отпускники с и путешественники из Австралии – Иерусалим научился справляться с собственными бедами и объединять людей, ищущих духовного просветления. Тут мифы обретают реальность, а душа становится материально ощутимой.

Чаша Святого Грааля

Сионская горница, расположенная на одноименной иерусалимской возвышенности – Сионской горе, сегодня открыта для посещения, а, значит, все желающие могут увидеть ту самую комнату, в которой происходила последняя трапеза Христа с ближайшими учениками. Событие известно, как «Тайная Вечеря», а помещение, где Учитель предсказал предательство «одного из двенадцати» и установил таинство ритуала Святого Причастия, определяется Евангелиями от Луки, Марка и Матфея, как место нахождения первого сосуда (потира), используемого для причащения. Из чаши, поданной Иисусом, пили в тот вечер апостолы, приобщаясь к Его крови, готовой уже пролиться в искупление людских грехов.

Персонаж, имя которого переплелось с историей Священного Грааля, звался Иосифом Аримафейским. Этот знатный и богатый человек, член Синедриона из города Рамафы (Аримафеи), тайно сочувствовал идеям Христа, хотя открыто не входил в круг его последователей. Некоторые библейские тексты утверждают, что Иосиф приходился Христу родным дядей, во всяком случае, он получил у Понтия Пилата разрешение снять с креста казненного Иисуса и совершить обряд захоронения. Погребение погибшего Учителя состоялось в собственной гробнице Иосифа. Но знаменит вышеназванный персонаж еще одним деянием. Легенда гласит, что кровь, стекающую из ран распятого Спасителя, Иосиф собрал и сохранил в сосуде, из которого во время трапезы на Тайной Вечере вкушал Мессия. Печальный круг замкнулся: вино в чаше, олицетворяющее искупительную кровь Христа, обернулось реальной кровью мученика, наполнившей Грааль. Сосуд стал частью манящей и таинственной легенды.

Благодаря божественному содержанию священная Чаша Грааля отличается фантастически-волшебными свойствами:

В ней заключена невероятная сила исцеления;

Она дарует своему хранителю биологическое бессмертие;

Она гарантирует испившему из нее прощение грехов;

Она способна, словно «рог изобилия», напоить и насытить своего владельца неземными яствами.

Очевидно, что обладать подобным предметом мечтали многие смертные. Но понятно и другое: столь священная вещь обыкновенному человеку принадлежать не может. Более того, увидеть Чашу имел возможность лишь безгрешный праведник; недостойный же человек при одном только приближении к реликвии – наказывался болезнью или тяжелой раной.

Поиски святыни

«Охота» за артефактами, относящимися к периоду земной судьбы Сына Человеческого, начинается в Европе с 9-го столетия. Бесплодные поиски Святого Грааля, которым целиком посвящали свои жизни рыцари Круглого стола, описаны в Артуровском цикле легенд (Артуриане), включающем мифологическую и кельтскую историю Британских островов.

Почему вдруг поиски иерусалимской реликвии переместились в Британию? На самом деле, это лишь одна из версий, правда, особенно популярная. Легенда утверждает, что Иосифу Аримафейскому пришлось покинуть Иерусалим (по одним данным, по торговым делам, по другим – по указанию Святого Филиппа) и перевезти доверенную ему священную реликвию в Британию, с которой, по свидетельству археологов, у Святой земли имелись давние связи.

Прибыв в английский городок Гластонбери, Иосиф воткнул в землю свой дорожный посох, а тот пустил корни, превратился в чудесный терновый куст, который дважды в году цвел. Посчитав такой знак божественным предзнаменованием, Иосиф выстроил в местечке церковь, позднее она выросла и стала аббатством. В подземельях Гластонберийского аббатства — вот где находится Чаша Грааля – убежденно сообщали произведения средневековой литературы. И в маленьком городке до самого разрушения храма в 16-ом столетии (по приказу короля Генриха VIII) не иссякал поток верующих. Кстати, на этих же поверьях основано стихотворение У.Блейка, известное как гимн «Иерусалим» и даже неофициально ставшее гимном всей Великобритании.

Еще ряд источников рассказывает о волшебном испанском замке Сальват, возведенным ангелами всего за одну ночь – будто бы это и есть настоящее хранилище Чаши.

А как выглядит Святой Грааль? Даже в этом вопросе мнения расходятся! Допустим, в кельтских преданиях говорится о магическом камне Граале, умеющем кричать и, таким образом, признавать «голосом» истинного короля и его право на престол.

Но чаще в легендах форма Грааля – все-таки чаша, изготовленная из драгоценного самоцвета (изумруда), выпавшего из короны Люцифера в ходе битвы Падшего Ангела с воинством Архангела Михаила.

Значение слова «грааль» привело некоторых исследователей к мысли о том, что это – «королевская кровь» или кровь потомков Христа, а, быть может, Священная Чаша – это Мария Магдалина, культ которой возник в начале эры Средневековья.

История знает также примеры, когда некие чаши выдавались за древний артефакт. Такое случалось в 19-ом веке, а путеводители по итальянскому Турину и в наши дни сообщают читателям, что Чаша находится в этом городе.

Святой Грааль по-прежнему волнует воображение романтиков, его ищут современные маги и ученые, религиозные и творческие деятели. А еще он обозначает заветную мечту, цель, которой, порой, отдаются лучшие годы жизни.

ВОПРОС: действительно ли существует святой Грааль?

ОТВЕТ: цикл легенд о святом Граале возник и распространился в период конца XII – начала XIII века. Чтобы понять, каким образом появилась эта тема, вкратце опишем некоторые аспекты той эпохи.

В Средние Века общество было организовано согласно жесткому феодальному порядку, основанному на религии: ее считали нравственным фундаментом земной власти. Средневековые рыцари, принадлежавшие к привилегированному сословию, «благородные защитники веры», в литературе наделялись такими чертами, как смелость, чувство долга и чести, а также абсолютная верность своему феодальному правителю и церковной иерархии. В этом культурном контексте рождались рыцарские романы, которые можно разделить на два крупных цикла. Первый из них - каролингский (воспевающий деяния Карла Великого и его паладинов). Он зародился и развивался на севере Франции, и в нем прославлялись такие рыцарские достоинства, как благородство души, физическая сила и преданность вплоть до смерти. Второй цикл – артурианский (рассказывающий о делах короля Артура и рыцарей Круглого стола) – возник в Британии. В нем, в отличие от каролингского цикла, над коллективными рыцарскими подвигами преобладают личные подвиги отдельных рыцарей короля Артура.

Фантастические события в легендарных местах, населенных вымышленными и волшебными персонажами, - неотъемлемая часть средневековых художественных вкусов, которые выражали посредством поэтического, символического языка более глубокую реальность – как правило, духовную, насыщенную моральным и назидательным содержанием.

Истории, связанные с королем Артуром и его рыцарями, разворачиваются на легендарном острове Авалон, постоянно окутанном туманом, скрывающим его и делающим его недоступным. На него можно попасть лишь в том случае, если сами жители Авалона разрешат переплыть на магической лодке, которая либо плывет сама по себе, либо ее гребцы – магические существа.

Кто такой король Артур? На этот счет существует не одна гипотеза. Кто-то считает его легендарным персонажем, кто-то – кельтским божеством, символизирующим саму землю («арт» означает скала, от этого слова происходит «earth» – «земля»). Кто-то придерживается гипотезы о том, что король Артур реально существовал в VI веке.

А вот образ Мерлина, по всей вероятности, имеет историческую основу. Его можно идентифицировать с валлийским бардом Мирддином, жившим в V или VI столетии, знатоком пророческих сказаний.

Гальфрид Монмутский, повествовавший о нем в христианском ключе, считал, что магические способности Мерлина происходили от самого дьявола. По версии Гальфрида, дьявол хотел послать на землю некоего антихриста, чтобы распространить зло, и с этой целью овладел во сне девушкой. Но она, проснувшись, решила рассказать об увиденном ночью кошмаре. Священник осенил ее крестным знамением. Поэтому родившийся у нее сын был огромным и косматым, но в душе свободным от всякого злонамерения. С одной стороны, Мерлин унаследовал от дьявола способность знать прошлое. А с другой - получил в дар от Бога способность предвидеть будущее, и именно этот дар он использует в благих целях, направляя короля Артура на поиски святого Грааля.

Тот факт, что маленький Мерлин, будучи благословленным еще находясь в материнском чреве, родился с физическими характеристиками отца, но с душевными чертами матери, то есть свободным от склонности ко злу, должен был свидетельствовать о том, что Бог может преобразить во благо даже самое ужасное зло, если мы вверяем себя Ему.

Мерлин, согласно легенде, взял маленького короля Артура под свою защиту, руководил им, когда он извлек из камня меч Экскалибур и открыл ему миссию, для которой тот был предназначен: поиск Священного Грааля.

Согласно этой легенде, Священный Грааль привез в Англию Иосиф Аримафейский. После распятия Христа он претерпел немало испытаний и страданий от евреев из-за своей веры в Иисуса и оставил родную землю – подобно Аврааму. Легенда гласит, что он отправился в неизвестную страну, которая оказалась Англией. Здесь он доверил Грааль своему родственнику – именуемому «Королем-Рыбаком», - от которого Грааль переходил к потомству. Образ Короля-Рыбака будет центральным во всех рассказах о Граале, и каждый хранитель Грааля будет назван «Королем-Рыбаком». Потом следы того места, где якобы располагался дворец Короля-Рыбака, теряются, и теряются следы Грааля. По преданию, это произошло и из-за постепенного падения человечества, особенно вследствие раны, нанесенной Королю-Рыбаку за совершенный им грех тем же копьем, которым был пронзен бок Христа. Этимология прозвища «Король-Рыбак», возможно, связана с христианской символикой: рыба была символом Христа, а апостолы – «ловцами человеков», - или же с кельтской мифологией.

Итак, на землю, управляемую Королем-Рыбаком, обрушивается проклятие, вызывающее неурожай и опустошение во всем царстве. И вот, Мерлин открывает королю Артуру, что положить конец этой ситуации может только обретение Грааля. Некоторые из Рыцарей Круглого стола отправляются на его поиски, но только троим удается до него добраться, поскольку они обладали необходимыми для этого нравственными качествами. Еще двое будут близки к цели, но не достигнут ее из-за греха.

Существует много интерпретаций этимологии слова «Грааль». Впервые этот термин встречается в языке ойл в XII веке.

В литературе Грааль впервые встречается в «Персевале» Кретьена де Труа. Хотя там и упоминается о нем как о евхаристической Чаше, все же Грааль описывается, скорее, как некий магический сосуд, символ Матери-Земли. Грааль не представлен как реликвия, и даже слово употребляется с неопределенным артиклем, то есть предполагая наличие каких-то еще «граалей»., магических сосудов, рассеянных по земле.

Отождествление Грааля с христианской реликвией произойдет позднее, в XIII веке, в «Романе о Граале» Робера де Борона. Именно в нем Грааль представлен как Чаша Иисуса, использованная Им на Тайной Вечере, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь, исшедшую из бока Распятого Христа. Надо сказать, что такая идентификация была принята благосклонно богословами той эпохи, которые были заняты борьбой с ересью катаров, отрицавшей Воплощение Иисуса.

Сама Чаша Иисуса Христа упоминалась в рассказах паломников, утверждавших, что она хранится в храме Анастасис в Иерусалиме. Существуют свидетельства VII века, которые подтверждают, что евхаристическая Чаша Иисуса была известна и почиталась тогда как святыня.

Некоторые отождествляли Грааль с «Кесарийским Потиром», привезенным в Геную из Кесарии в начале XII века. Он по сей день хранится в кафедральном соборе города. Ценностью святыни его наделил в XIII веке епископ Иаков Ворагинский, автор сборника житий святых «Золотая легенда». Он отождествил хранящийся в Генуе потир с сосудом, используемым Иисусом Христом на Тайной Вечере.
Согласно другой традиции, возникшей в Испании в XIII веке, Святой Потир хранится в кафедральном соборе Валенсии.

Наш современник писатель Грэм Хэнкок полагает, что Грааль – не что иное, как сам Ковчег Завета, похищенный из Иерусалимского храма в период между X и VI веками до Рождества Христова. Он также выявил связь между Граалем и Тамплиерами, хранившими и передававшими из поколения в поколение его тайну.

Как мы видим, Священный Грааль вобрал в себя целый ряд переплетающихся между собой мифов, сказаний, возможно, с какими-то элементами реальности, насыщенными христианской и языческой символикой вне временных и пространственных рамок.

Таким образом, мы не можем сказать, где находится подлинная Чаша Иисуса Христа, сохранилась ли она вообще. В любом случае, христианская святыня ничего общего не может иметь с магическими свойствами священных предметов из средневековых легенд. Но Грааль может и сегодня послужить символом поиска того, что приходит свыше как дар и что можно получить не человеческими усилиями, а благодаря смирению и после глубокого внутреннего очищения, то есть обращения сердца. А это обращение выражается в евангельской простоте малых, которые доверяют не самим себе, а Богу. Таким образом, для каждого из нас достижение Грааля – это обретение безвозмездного дара Бога. И отправляясь на поиски Грааля, мы не ищем что-то внешнее, какой-то предмет, а прежде всего встаем на путь внутренней аскезы, преображающей всю жизнь и наделяющей ее смыслом. «Священный Грааль» христианина сделан не из дерева и не из камня: это – послание безграничной любви Бога. Эта любовь побуждает нас выйти из равнодушия и пойти навстречу тем, кто страдает и кто еще не слышал спасительного послания Иисуса. Вот – единственный Грааль, который мы можем найти и предложить тем, кто рядом.

Итак, на вопрос «Существует ли Святой Грааль?» можно спокойно ответить: да, и это – тайна Любви. Любви Бога, из-за которой Он стал человеком, и любви человека, отвечающего на эту любовь любовью к Богу и ближнему.

Рыцари Круглого стола видели свое предназначение в поисках и охране Святого Грааля. Близкое созерцание чаши дарует бессмертие, а выпитая из нее жидкость искупает грехи… Существовал ли Священный Грааль? Или это выдумки? Чаша это? Или камень? Или некая реликвия?

Святой Грааль. Предположения о возникновении

По средневековым кельтским легендам, этот магический предмет является чашей, из которой испил Иисус Христос на Тайной вечере. Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Спасителя в эту святыню и привез в Британию. Существует еще одна трактовка понятия - «живой камень». По приданию, он был принесен ангелами на землю и обладал волшебной силой. «Святой Грааль» еще обозначает родившегося у Марии Магдалины от Иисуса Христа младенца. Словосочетание нередко используется при описании чудесного света, священного огня, благословенного и даже Также встречается в роли обозначения заветного желания и цели.

Церковное таинство или кельтский миф

Практически каждый народ имеет свой ответ на вопрос о том, Грааль - что это. В египетских письменах был найден иероглиф, который обозначает сердце. Знак имел форму магического сосуда. Кельты считали Грааль полной чашей вина, меда или пива, которую подносила королю юная девушка. Это был символ верховной власти племени. Приверженцы христианской веры считали, что чаша Грааля - сердце Христа. По легенде, она была создана из изумруда, который упал со лба Люцифера. С помощью магического предмета кровь Христа искупила грех павшего ангела. Предание также повествует о том, что чаша была передана Адаму, но после грехопадения осталась в раю. Тот, кто найдет ее там, искупит грехи человечества. Конечно, обнаружить чашу Грааля может только самый достойный искатель.

Божественное звучание

Формула Первоначального Звука - «Грааль». Что это? Бог произнес данный звук, когда создавал материальную вселенную. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Данный звук обладает силой, которая преобразовывает материю с помощью внесения изменений в основную матрицу бытия. Мудрые мужи из Шамбалы - Бодхисатвы - принесли в мир людей Грааль.

Легенда говорит о том, что во время Тайной вечери Иисус нацарапал на дне деревянного блюда формулу Первичного Звука. После ужина он передал чашу Марии Магдалине, сказав следующее: «Сие есть Магдала Церкви Моей…». Тем самым он посвятил деву в некую тайну, ценность которой понимала только она.

Через тысячу лет после прихода Спасителя Бодхисатва Агапит принес в мир Священный Грааль еще раз. Он был дан в виде формулы из 12 знаков. В период XI-XII веков предмет нашли. Люди, которые его хранили, организовали орден Тамплиеров.

Орден рыцарей

В IV веке до нашей эры чаша Грааля стала символом духа приключений, волшебства окружающего мира, сплетения мифов и мистики учения о Христе. Древний Египет в этот период стал местом создания Ордена рыцарей Грааля. Его возникновение связано с нападением Люцифера на замок Монсегюр, которым владел первый король Грааля Титурель. Для защиты рыцари объединились в Орден и дали обет всегда быть на страже магического предмета. Через некоторое время данное общество разместилось в Палестине. Царь Соломон, правивший там, носил Грааль в виде камня в перстне. Позже магический предмет перевоплотился в чашу, хранителями которой были и рыцари Круглого стола

Когда мир стал слишком греховным, Орден рыцарей Грааля решили перенести чашу в святое место. Они отправились на Восток, где оказались в стране Шамбала. Это таинственное место с вечной весной и бьющимися источниками молодости. Здесь, на горе Монсальват, рыцари строят замок, который становится пристанищем Грааля. Вокруг горы, по преданию, лежит Звездный океан и течет река Времен. Попасть в замок могут только избранные, которых призвал магический предмет.

Поиски чаши

Кто только не искал Священный Грааль. Многие рыцари исколесили мир в его поисках. В каждой эпохе находились свои искатели. Даже Гитлер был одержим поисками чаши, отправляя экспедиции во все уголки мира. Зачем нужен этот предмет? По легендам, тот, кто найдет чашу, получит власть над миром и обретает вечную жизнь.

В начале XIV века во время бунта во Франции поисками стал заниматься король страны Филипп IV по прозвищу Красивый. Желанный предмет был скрыт в Тампле - парижской резиденции ордена тамплиеров. Проходя по подземным коридорам замка, король увидел сокровищницу, которая, казалось, стоила дороже всего его имущества в несколько раз. Когда восстание улеглось и Филипп IV покинул крепость, его не оставляли в покое мысли о несметном богатстве. Понимая, что оно не могло возникнуть путем накопления или подношения, король решил, что рыцарям помогает нечто, наделенное огромной силой. С этих пор предметом его желаний стал Святой Грааль. Где находится он, король знал, но как его заполучить? В октябре 1307 года Филипп IV отправил по всем городам Франции тайный приказ, который призывал арестовать тамплиеров с конфискацией имущества. Чуть позже Папа Климент V обвинил орден в греховности и запретил дальнейшее его существование. Приказ короля был выполнен без какого-либо сопротивления со стороны тамплиеров, но сокровище так и не нашли. Магический предмет исчез без следа.

Россия тоже не осталась безучастной к поискам Грааля. Агван Лобсан Дорджиев - представитель Далай-Ламы XIII - до Октябрьской революции возвел в Санкт-Петербурге буддийский дацан. Строительство было ориентировано на райскую землю - Шамбалу.

Грааль - что это? Литературные источники

Информация о черпается из разных произведений. Такие авторы, как Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, Робер де Борон внесли большой вклад в формирование легенды о Граале. Первый писатель в конце XII века в своих работах поведал о волшебном месте и о «Горе спасения», на которой стоит замок Монсальват. В нем была спрятана от нечестивых людей чаша Грааля. Роман «Парцифаль» повествует о местоположении чаши на границе Испании (территория Галлии). Легенда о «Короле-рыбаке» рассказывает о таинственной болезни монарха хранителя чаши. Ни один лекарь не мог помочь королю, пока Парцифаль не спросил его о местонахождении Грааля и не дал напиться из реликвии. В книге «Святой Грааль» А.Э. Уэйт рассказывает о связи святого символа с идеей искупления грехов и добровольной жертвы. Святыня часто упоминалась в христианской литературе. Евангелие от Никодима повествует о том, как чаша Святого Грааля участвовала в Тайной вечере.

Сложно сказать, можно ли полностью доверять древним источникам литературы, так как раньше влияние церкви было огромным, и на письменность в том числе. Некоторые произведения подвергались жесткой цензуре или просто были утрачены. Но считается, что знающие настоящую историю небольшими порциями выдавали ее, осталось только собрать информацию воедино.

Копье Лонгиния

Помимо Грааля в мире существует еще один магический предмет, наделенный чудодейственными силами, - Копье Судьбы. Им было проткнуто тело распятого Христа. Копье считается символом осуществления пророчества. Оно служит доказательством физической смерти Спасителя и дарит веру в его Воскресение.

Предания наделяют Копье Лонгиния магической силой. Оно дарует избранному способность излечивать раны, восстанавливать здоровье. Хранитель Копья может править всем миром и оставаться непобедимым. Сила исчезает, если избранный нарушает установленные правила поведения или расстается с магическим предметом.

Владельцы Копья

Впервые описание святыни встречается в летописях Константинополя. Здесь держа в руках Копье, решил основать столицу христианства. После осаждения Рима магический предмет перешел во владение к захватчику - готу Алариху. Далее Копье оказывалось в руках короля Теодориха, императора Юстиниана. Им владеют самые могущественные воины, которым святыня дарует либо процветание и силу, либо хаос и разрушения.

Династия Каролингов дольше всех продержала Копье у себя. После них власть над предметом захватили саксонские императоры - Барбаросса, Фридрих II. Через некоторый промежуток времени могущественный дом Габсбургов надолго овладел святыней. После Наполеон пытался найти Копье, но его успели вывезти из Вены. В музее указанного города магический предмет хранился до 1938 года. В это время он очень заинтересовал Адольфа Гитлера, и после присоединения страны к Германии Копье перешло на хранение в Нюрнберг. После проигрыша в Великой Отечественной войне фюрер пытался спрятать реликвию, отправив ее в Антарктиду, но не успел. В 1946 году святыня была возвращена в Вену, где находится до сих пор.

Церковное предание

Сотник Лонгин, проткнувший тело Спасителя, уверовал во Христа и отправился с проповедями в языческие страны - на Кавказ и в Закавказье. Считается, что в землях древней Армении он оставил свое Копье. По другой версии, наконечник святыни был принесен апостолом Фаддеем. Не раз народы Кавказа обращались за помощью к реликвии. Например, при правлении императора Александра I пронесенная крестным ходом по территории Грузии святыня избавила людей от эпидемии холеры.

Копье хранится в ризнице Эчмиадзинского монастыря. Настоящее ли оно? Или это копия? Сложно сказать. Ученые изучали реликвии, находящиеся как в Армении, так и в Вене, но к единому мнению о подлинности не пришли.

Реликвия в произведениях современности

Грааль - что это? Где его искать? Такие вопросы не раз задавали герои литературных трудов, художественных фильмов и даже компьютерных игр. Одни из самых известных фильмов, где фигурировала святыня, - это «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Король-рыбак», «Код да Винчи». Авторы по-своему видели загадку магического предмета. Например, в ленте «Код да Винчи» Грааль - это потомок Иисуса Христа и Марии Магдалины. Одним из востребованных писателей, который пытался найти разгадку реликвии, стал Дэн Браун.

Так в чем же суть Грааля?

Образ святыни испокон веков поддерживает веру многих людей в существование реликвии. Священный Грааль - что это такое? На этот вопрос до сих пор нет точного ответа. Но чаще всего встречается вариант чаши, из которой вкушали кровь Христову на Тайной вечере. Есть еще одна версия гласит, что реликвия - это камень, который попал к людям волшебным способом. Но в одном представления о святыне схожи - послание Грааля заключено в его способности даровать Спасение. В связи с этим возможен еще один вариант разгадки - это некое состояние души человека, при котором возможно воссоединение с Богом.

История о Святом Граале - это столь запутанный клубок европейских легенд, восточных преданий, литературных повествований и домыслов, уходящих корнями отнюдь не к библейскому первоисточнику, как можно было бы предполагать, а чуть ли не к языческим фольклорным мотивам кельтов, что впору воскликнуть: «А был ли мальчик?» А точнее, неуловимая христианская реликвия в виде чаши, из которой причащались на Тайной вечере ученики Иисуса Христа, в которую позже была собрана кровь Спасителя, распятого на кресте.

«Грааль» - это старофранцузское слово, которым обозначали большое блюдо, поднос. Такое назначение Грааля описывает старейший из сохранившихся документов об этой реликвии - роман провансальского поэта-трубадура Кретьена де Труа «Персефаль, или Повесть о Граале», относящийся к 1182 году. В этом романе Грааль представлен в виде большого блюда, выложенного драгоценными камнями, которое носит дева по залам замка. Однако в других произведениях об этом артефакте - поэмах и романах - Грааль предстает в виде чаши, кубка и даже камня. Однако ни одно из этих произведений не пользуется славой авторитетного источника информации.

В основу легенды о Граале лег христианский апокриф о путешествии в Англию Иосифа Аримафейского. Земляк Кретьена де Труа, также провансальский поэт Роберт де Борн, ссылается на старинный исторический источник - рукопись, в которой речь идет о том, что Иисус дал Иосифу Аримафейскому чашу Тайной вечери, после чего Иосиф и его сестра покинули Палестину и отправились в Западную Европу проповедовать христианство.

Чашу и копье, которым было пронзено тело Иисуса, Иосиф привез в Британию, причем некоторые легенды указывают даже конкретное место, куда были доставлены эти реликвии, - монастырь Гластонбери. В этом аббатстве стояла старая церковь, однако она сгорела еще в 1184 году, и на ее месте была построена более поздняя церковь. Предание гласит, что Грааль спрятан в подземельях аббатства.

Саму чашу чаще всего представляют как бокал, вырезанный из оливкового дерева высотой 12 и диаметром 6 сантиметров.

Одна из легенд повествует, что сын святого Иосифа сошел с небес и принял участие в таинстве евхаристии, совершавшейся в замке Грааль. Другое сказание повествует, что кельтский волшебник Мерлин, покровительствовавший королю Артуру, посылал искать Грааль рыцарей Круглого стола, но эти поиски успеха не принесли.

Около дюжины посвященных Граалю сочинений составлены между 1180 и 1225 годами на французском языке или являются переводами с французских текстов. И каждое из них предлагает свою версию истории об этой таинственной вещи. Речь в них идет о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Эти герои - Персеваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад - рыцари короля Артура, которые совершают мистические путешествия в поисках святыни. Стремление ее найти продиктовано волшебными свойствами Грааля: человек, испивший из этой чаши, получает прощение грехов и вечную жизнь, а по некоторым сведениям - и бессмертие, а кроме того - вполне материальные блага - еду и питье.

Единственным человеком, которому удалось обрести Грааль, был рыцарь Галахад. Он с детства воспитывался монахами в целомудрии и праведной жизни, а прикоснувшись к святыне, вознесся на небо как святой. Другой рыцарь, Персифаль, лишь приблизился к находке: он лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака, и был свидетелем его исцеления, когда король на глазах рыцаря испил из этой чаши святой воды.

Немецкий поэт-миннезингер Вольфрам фон Эшенбах, автор «Парсифаля», в своей поэме, написанной в конце XII века, утверждает, что чашу Грааля хранит рыцарский орден «Templaisen». В этом названии угадывается орден тамплиеров - рыцарей Храма, активных участников крестовых походов в Святую землю. Этот орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым в начале XIV века. В некоторых средневековых романах рыцарь Парсефаль ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором тамплиеры под охраной хранят Грааль. В средневековых легендах хранителями Грааля также выступают рыцари-тамплиеры. В части из них Грааль - это кровь потомков Иисуса.

Этимология этого слова возводится к «sang royal» - «королевская кровь» и даже «sang real» - «истинная кровь», что понималось как кровь Христа. Такое понимание продиктовано, очевидно, двояким значением старофранцузского слова «cors» - и «кубок» и «тело». Возможно, поэтому Грааль, понимаемый то как «кубок Христа», то как «тело Христово», в легендах получил прочную привязку к Иосифу Аримафейскому - стражу над телом Христа. Поэтому одна из легенд гласит о таинстве евхаристии - причащении телом и кровью Христовой в замке Грааль, в котором якобы участвовал сын Иосифа Аримафейского, сошедший с небес.

Есть у легенды о Граале и еще одна генеалогическая линия, уходящая корнями в кельтскую мифологию. И даже глубже: в индоевропейских мифах магический кубок - символ жизни и возрождения. В кельтских, ирландских и валлийских мифах повторяется сюжет о волшебном сосуде, дававшем человеку мистическое блаженство. Во Франции XII века над этим повествованием потрудились средневековые трубадуры и миннезингеры, в результате чего легендарная чаша стала ассоциироваться с христианским таинством евхаристии.

В кельтских мифах присутствует и еще одна интересная емкость с магическими свойствами: расколотый волшебный ведьмовской котел Керидвен, хранящийся в замке Аннун, доступ в который могут получить лишь совершенные люди с чистыми помыслами. Для всех остальных людей этот замок остается невидимым. В еще одном кельтском мифе Грааль предстает в виде камня, умеющего кричать. Его крик символизировал признание истинного короля и потому был установлен в столице Ирландии Таре.

Исследованию легенд о Граале много лет посвятил известный российский ученый академик Александр Веселовский. Он доказал, что предание о Граале зародилось на христианском Востоке в первые века нашей эры, в христианских общинах Сирии, Эфиопии и Левко-Сирии - Малой Армении. На Запад же оно попало в эпоху крестовых походов, и принесли его туда рыцари и трубадуры, участвовавшие в походах в Святую землю и слышавшие эти восточные легенды.

Позже восточные легенды и образы были творчески переосмыслены в европейском художественном слове. Поэтому в европейских преданиях о Граале немало ссылок на Восток. Эпизоды, где фигурирует личность Иосифа Аримафейского, присутствовавшего при распятии Христа, имеют свои корни в популярных в Византии апокрифах - «Евангелии от Никодима», «Деяниях Пилата» и особенно «Книгах Иосифа Аримафейского». В одном из византийских письменных памятников «Мабинагион» говорится о хранении священной чаши у императрицы в Константинополе. Впрочем, в западноевропейском источнике XIII века, «Младшем Титуреле» Альбрехта фон Шарфенберга, речь идет лишь о копии Грааля, хранящейся в Константинополе.

Среди праздников Византийской церкви был и праздник обретения Святой Чаши Господней, отмечавшийся 3 июля. Есть сведения, что в 394 году эта чаша хранилась в Иерусалиме, в храме Сиона, возведенном на том месте, где проходила Тайная вечеря. Возможно, позже она была перевезена в столицу Византийской империи Константинополь и хранилась там в одном из православных храмов. Однако дальнейшая судьба святыни неизвестна: в 1204 году в результате Четвертого крестового похода Константинополь захватили и разграбили западноевропейские рыцари. Упоминания о том, что чаша попала в земли Западной Европы, соседствуют с информацией о том, что её спрятали в одном из замков на Востоке.

Одна из версий искателей Грааля гласит, что эта святыня христиан спрятана в Украине. Тайник с реликвией расположен в Крымских горах, а история его крымских странствий уходит в эпоху Средневековья. В XII-XV веках на территории горного и предгорного Крыма существовало небольшое княжество Феодоро со столицей в городе Мангуп-Кале. Его территория тянулась неширокой полоской от Ямболи (современной Балаклавы) до Алустона (ныне Алушта). Княжество управлялось династией царей Гаврасов, имевших армянское происхождение, и находилось в сфере влияния Византийской империи. Этнический состав населения был пестрым: там жили крымские готы, аланы и греки, но их объединяла общность религии - феодориты исповедовали православие.

Положение маленького государства было шатким. В одной из легенд, сохранившихся с тех времен, рассказывается о войне феодоритов с генуэзцами (из истории известно, что с генуэзцами княжество вынуждено было вести частые войны), владевшими колониями в южно-бережной части Крымского полуострова. В ходе этой войны генуэзцы поставили условие правителям Феодоро: передать им некую золотую колыбель, после чего война будет прекращена. Ситуация была столь угрожающей, что князь вместе с семьей укрылся в одной из пещер горы Басман, где и спрятал эту таинственную золотую колыбель.

После чего в горах произошло землетрясение и обвал, и золотая колыбель оказалась надежно скрытой от людей. Интересно, что эту легенду подтверждают данные археологических исследований. Ученые установили, что на горе Басман существовало поселение, разрушенное в результате мощного землетрясения в XIV или XV веке. А внутри одной из горных пещер был найден скелет человека, раздавленного обвалившейся на него каменной глыбой.

О том, что могла собой представлять мангупская золотая колыбель, высказываются разные мнения. Одни считают, что это была золотая купель, подаренная князю Феодоро Исааку московским царем Иваном III. Другие видели в ней сходство с колыбелью Чингисхана. Однако наиболее проницательные исследователи заметили одну важную деталь в росписях храмов, оставшихся со времени существования этого небольшого государства. В них часто присутствует мотив чаши-колыбели с младенцем. В христианской традиции ребенок в чаше символизирует Христа. Кровь распятого Христа, как мы помним, была собрана в чашу.

В XX веке к этим крымским легендам неожиданный интерес проявили спецслужбы двух великих империй, ведших между собой войну, в том числе и в Крымских горах. И вновь, как когда-то уже случалось, сторонами в этой войне выступили западноевропейские воины и наследники византийской традиции.

В 1926-1927 годах в Крыму развернула деятельность группа сотрудников специального отдела по криптографии НКВД СССР во главе с Александром Барченко. По официальной версии, группа исследовала пещерные города Крыма. Но в эту группу входил астрофизик Александр Кондиайн, рассказавший о другой, негласной цели чекистской экспедиции, а именно поиске камня внеземного происхождения, несколько сотен тысяч лет назад упавшего на Землю из созвездия Орион.

Кстати, в уже упоминавшейся поэме Вольфрама Эшенбаха «Парсифаль» Грааль представлен в виде камня, упавшего на землю из короны Люцифера, оттуда и пошло аллегорическое название Грааля - «камень с Ориона». Дело это закончилось драматически: руководитель экспедиции Александр Барченко был расстрелян в 1941 году, перед самым началом войны с Германией.

Интерес к Граалю имели не только спецслужбы страны победившего социализма, но и их немецкие коллеги. Чашу Грааля пытался заполучить Адольф Гитлер, приказавший в разгар Второй мировой войны начать активные поиски реликвии. Фюрер, склонный к мистическим поискам, хотел, так сказать, приватизировать легендарные магические свойства этого сосуда. Его подручные в венском музее Хофбург нашли копье римского центуриона Лонгина, которым он пронзил тело Христа. В этом артефакте нацисты также видели источник магической силы, и Гитлер полагал, что копье поможет ему победить в войне своих врагов - СССР, Америку и Великобританию.

Когда в Крым пришли немцы, они, как и их предшественники, развернули поиски Грааля в Крымских горах. Руководителем поисков реликвии был Отто Олендорф, носивший псевдоним Graalritter - рыцарь Грааля, под его командованием находилась «Айнзацгруппа D». Поиски велись в крепости Джуфт-Кале (Чуфут-Кале), где были осмотрены караимские кенассы, мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-ханум и многочисленные пещеры. Искали и в татарских мечетях, и в руинах старых храмов, и в развалинах крепости Керменчик. Однако Грааль немцы так и не нашли. Тем не менее за работу в Крыму Отто Олендорф получил от Адольфа Гитлера Железный крест первой степени.

Есть еще одна интересная история Грааля, связанная с Англией, которую приводят в своей книге «Поиски священного Грааля и драгоценной крови» Иен и Дейк Бегг. Истоки ее ведут все к тому же аббатству Гластонбери. В XVI веке, в эпоху правления короля Генриха VIII, в Англии утверждается Реформация. Католические монастыри закрываются, католические священники подвергаются преследованиям. В 1535-1539 годах король создает специальные комиссии, которые-закрыли все монастыри в Англии. Их имущество было конфисковано, а братия разогнана. По приказу короля вскрывались и разграблялись даже мощи святых.

Последний аббат монастыря Гластонбери незадолго до смерти отдал Грааль монахам, которым доверял. Они отправились с реликвией в Уэльс, в аббатство Аберистуит. Они нашли приют в богатом поместье Нантес Мэнер, хозяином его был лорд Пауэлл. Он предложил монахам убежище в своем владении; там монахи спокойно жили и работали. Последний из монахов, проживших там многие годы, передал Грааль хозяину владения и завещал всегда хранить его там, в Нантес Мэнер. Последний представитель рода Пауэллов умер в 1952 году, и тогда Грааль перешел к семье Майерилесс. Однако долго у них не задержался и таинственным образом исчез.

Как мы видим, с уходом славных времен трубадуров и рыцарей поиски Грааля не прекратились. Грааль волнует умы искателей и в наши дни. Итальянский археолог Альфредо Барбагалло утверждает, что Святой Грааль находится в Риме и спрятан в помещении под базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура. Эта церковь - одна из семи наиболее посещаемых паломниками церквей Рима. Ученый сделал такое заключение после того, как два года изучал средневековую иконографию внутри церкви и устройство катакомб под ней. По мнению археолога, Грааль исчез в 285 году, после гибели священника Лоренцо, которому Папа Римский Сикст V дал поручение заботиться о сохранности раннехристианских церковных сокровищ.

"Тайны и загадки истории и цивилизации"