Аккредитация испытательной лаборатории означает признание ее технической компетенции в проведении определенных видов испытаний, в то время как орган по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе сертификации продукции. Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом:

  • * повышение качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации;
  • * признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках;
  • * обеспечение конкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Аккредитация этих органов осуществляется на основе принципов:

  • - добровольности;
  • - открытости и доступности правил аккредитации;
  • - компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
  • - недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • - обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
  • - недопустимости совмещения полномочий по аккредитации и подтверждение соответствия;
  • - недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Объектами аккредитации являются организации, осуществляющие деятельность в области оценки соответствия: испытательные лаборатории, органы по сертификации, контролирующие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.

Для получения аккредитации испытательная лаборатория должна соответствовать следующим требованиям:

юридический статус испытательной лаборатории должен соответствовать действующему законодательству;

персонал испытательной лаборатории не должен подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки;

лаборатория должна быть всесторонне компетентной для проведения соответствующих испытаний;

лаборатория должна иметь внутреннюю систему обеспечения качества, соответствующую области ее аккредитации;

лаборатория должна применять методы и процедуры, установленные соответствующими стандартами и техническими условиями;

испытательное оборудование, средства и методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений и нормативных документов на методы испытаний;

помещения лабораторий должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышенная температура, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям методик испытаний, санитарных правил и норм, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды;

лаборатория должна быть обеспечена оборудованием и расходными материалами (химическими реактивами) для достоверного проведения испытаний и измерений;

испытательная лаборатория должна соблюдать договоры и обеспечивать условия, гарантирующие конфиденциальность в соответствии с требованиями заказчиков и безопасные условия труда для своих сотрудников.

Работа по аккредитации включает следующие шесть основных этапов:

  • 1. Представление заявки на аккредитацию и ее предварительное рассмотрение.
  • 2. Экспертизу документов по аккредитации.
  • 3. Аттестацию заявителя.
  • 4. Анализ всех материалов по результатам экспертизы и аккредитации.
  • 5. Принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации и соответственно оформление, регистрацию и выдачу аттестата аккредитации
  • 6. Последующего инспекционного контроля аккредитованной организации.

Этап подачи заявки включает следующие процессы:

запрос испытательной лаборатории или органа по сертификации о возможности аккредитации в данном органе, о требованиях и правилах ее проведения;

предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и заявителем после ознакомления с информационными материалами;

заявку на аккредитацию по специальной форме;

регистрацию заявки в органе по аккредитации;

анализ полноты данных заявки и приложений к ней;

заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон.

Этап проведения экспертизы состоит из следующих процессов:

назначения экспертов для аккредитации по согласованию с заявителем;

распределения обязанностей при аккредитации между членами экспертной комиссии;

анализа органа по аккредитации;

проведения экспертизы непосредственно в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным критериям;

составления отчета по экспертизе членами экспертной комиссии.

Этап решения по аккредитации включает следующие операции:

проверку результатов экспертизы по отчету экспертной комиссии;

оформление аттестата аккредитации при положительном решении;

занесение в реестр аккредитованных органов по сертификации или испытательных лабораторий.

Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредитации в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора.

Общие требования к испытательным лабораториям определены ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с EN 45001. Стандарт определяет требования к юридическому статусу лаборатории в соответствии с действующим законодательством, устанавливает условия ее беспристрастности, независимости и неприкосновенности. Требования по технической компетенции дифференцированы по таким элементам, как требования к управлению организацией, персоналу, помещениям и оборудованию, помещениям и окружающей среде, рабочим процедурам, методам испытаний систем качества, систем регистрации результатов, обращению с образцами, конфиденциальности и безопасности, субподрядным работам, а также требования, регулирующие взаимодействия с заказчиком и аккредитующим органом.

Порядок аккредитации испытательных лабораторий, включая проверочные и калибровочные, определен ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с EN 45002. Аккредитация лаборатории производится по критериям ГОСТ Р 51000.3-96. Этапы аккредитации соответствуют общепринятым этапам по ГОСТ Р 51000.1-95. Каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего.

Аналогичным образом взаимосвязаны стандарты ГОСТ Р 51000.5-96 и ГОСТ Р 51000.6-96. Первый устанавливает требования (критерии) к органам по сертификации продукции и услуг, а второй - к порядку их аккредитации по критериям первого.

ГОСТ Р 51000.5-96 гармонизирован с EN 45011.

В 1979 г. в связи с требованиями национальной сертификации был создан технический комитет по международной торговле.

Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Реко­мендации по ак­кредитации Р 50.4.001-96 предусматривают пять этапов, содержание которых полностью совпадает с рассматрива­емым вариантом. Каждый этап состоит из стандартных процедур (рис.1.19).

Этап подачи заявки включает следующие процессы:

а) запрос испытательной лаборатории или органа по сертифи­кации о возмож­ности аккредитации в данном органе, о требова­ниях и правилах ее проведения. Орган по аккредитации направ­ляет заявителю необходимые информационные материалы;

б) предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и зая­вителем после ознакомления с информационными материалами;

в) заявку на аккредитацию по специальной форме, где заяви­тель указывает область аккредитации (виды продукции и услуг, сертификация которых плани­руется, или виды испытаний), обя­зательства по проведению процедуры аккре­дитации и ее оплаты независимо от результата.;

г) регистрацию заявки в органе по аккредитации;

д) анализ полноты данных заявки и приложений к ней, кото­рые содержат данные о юридическом статусе испытательной лаборатории или органа по серти­фикации, оснащенности производствен­ными площадями, оборудованием, кадрами и норматив­ной документацией, а также заполненную анкету-вопрос­ник о го­товности к аккредитации и руководство по обеспечению качества;

е) заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон.

Этап проведения эк­спертизы состоит из следующих процессов:

а) назначения экс­пертов для аккредита­ции по согласованию с заявителем. В каче­стве руководителя эксперти­зы выступает обычно штатный эксперт орга­на (системный эксперт), а в качестве техничес­ких консуль­тантов - эксперты из числа при­влекаемых на основа­нии субподряда;

б) распределения обязанностей при акк­редитации между чле­нами экспертной комис­сии, которое проводит главный эксперт; заявоч­ных документов экспер­тами по специ­альным вопросам

в) анализа органе по ак­кредитации

г) проведения экспертизы непосредствен­но в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным критериям;

д) составления отчета по экспертизе членами экспертной ко­миссии.

Этап решения по аккредитации включает следующие опе­рации:

а) проверку результатов экспертизы по отчету экспертной ко­миссии. Утвер­ждение или отклонение решения экспертной ко­миссии проводит комиссия по аккредитации, в состав которой входят руководитель органа и члены сектор­ных комитетов;

б) оформление аттестата аккредитации при положительном решении. Срок действия аттестата, в котором указывается об­ласть сертификации или испыта­ний, максимально составляет 5;

в) занесение в реестр аккредитованных органов по сертифика­ции или испыта­тельных лабораторий.

Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредита­ции следит за выполнением требований аккредита­ции в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании до­говора.

Таким образом, аккредитация способствует обеспечению ка­чества сертифика­ции и доверию к ее результатам и методам.

Рыночные отношения и проблема качества. Качество как средство конкурентной борьбы и фактор успешной коммерческой деятельности

Качество продукции – понятие довольно емкое и широкое. Общеизве­стно, что технический уровень и качество продукции формируются ("закла­дываются") при ее разработке, обеспечиваются в процессе производства и поддерживаются в ходе эксплуатации и ремонта. Однако на последнем этапе они снижаются по разным причинам, в том числе по мере морального старе­ния.

Специалисты различают технический, экономический и философский аспекты качества. Рассматривая в нашем случае техническую сущность по­нятия "качество", следует представлять, что продукция имеет ряд свойств, описываемых (устанавливаемых в технической документации) с помощью значительного количества технических характеристик (показателей качест­ва). Выбор состава таких характеристик (параметров) обеспечивает полноту понятия "качество", которая в значительной мере зависит от объективности и квалификации разработчиков продукции.

Под воздействием интенсивного развития рыночных отношений в ми­ровой экономике на смену задаче строгого соответствия стандартам произво­дителя приходит новая: обеспечение соответствия реальным потребностям потребителя, который желает и должен получить возможность свободного выбора из множества аналогичных товаров тех, что наиболее пригодны с точки зрения их использования. К обеспечению соответствия стандартам до­бавляется необходимость обеспечения соответствия использования продук­ции. Решение этой задачи потребовало изменения технологии контроля каче­ства товаров. Технический контроль начинает превращаться в специализиро­ванный вид деятельности, направленный на регулирование качества, анализ причин дефектов, выработку мер по их устранению и проведение мер профи­лактического характера. На смену средствам технического контроля прихо­дят средства технического управления качеством продукции.

В 70-е гг. конкурентная борьба производителей за рынки сбыта выдви­гает как одну из основных целей производства продукции обеспечение соот­ветствия стоимости, т.е. сочетание высокого качества продукции и низкой стоимости. Достижение этой цели потребовало, в дополнение к используе­мым средствам технического управления качеством, развития и совершенст­вования элементов организационного управления качеством. На базе объе­динения технического и организационного управления родилась концепция комплексного управления качеством продукции.

Внедрение комплексного управления качеством продукции означало завершение перехода от важности "внутреннего контроля качества" к важно­сти "внутреннего строительства качества". Этот переход привел в 70-х гг. ве­дущие предприятия многих стран к новому уровню качества их продукции, основанному на обеспечении соответствия ее стандартам, использованию и стоимости.

В 80-х гг. в результате дальнейшего обострения конкурентной борьбы происходит очередная переориентация целей в области обеспечения качества продукции. Высокий уровень индустриального развития большинства стран позволял не только быстро копировать технологию производства и обеспече­ние этих соответствий, но и иметь в ряде случаев более низкие издержки (на рабочую силу, на землю и т.п.). В этой связи стратегической целью стано­виться соответствие скрытым требованиям потребителей, что побудило про­изводителей к созданию так называемых "новаторских товаров", т.е. тех, ко­торые удовлетворяли бы желания потребителей до того, как эти желания у них появятся.

Для достижения новых целей в области обеспечения качества и под мощным воздействием японского опыта с середины 80-х гг. в мировой прак­тике стал формироваться новый подход, характерный и для настоящего вре­мени, получивший название "всеобщее управление качеством".

Для получения аккредитации испытательная лаборатория должна соответствовать следующим требованиям:

– юридический статус испытательной лаборатории должен соответствовать действующему законодательству;

– персонал испытательной лаборатории не должен подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки;

– лаборатория должна быть всесторонне компетентной для проведения соответствующих испытаний;

– лаборатория должна иметь внутреннюю систему обеспечения качества, соответствующую области ее аккредитации;

– лаборатория должна применять методы и процедуры, установленные соответствующими стандартами и техническими условиями;

– испытательное оборудование, средства и методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений и нормативных документов на методы испытаний;

– помещения лабораторий должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышенная температура, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям методик испытаний, санитарных правил и норм, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды;

– лаборатория должна быть обеспечена оборудованием и расходными материалами (химическими реактивами) для достоверного проведения испытаний и измерений;

– испытательная лаборатория должна соблюдать договоры и обеспечивать условия, гарантирующие конфиденциальность в соответствии с требованиями заказчиков и безопасные условия труда для своих сотрудников.

Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Этап подачи заявки включает следующие процессы:

– запрос испытательной лаборатории или органа по сертификации о возможности аккредитации в данном органе, о требованиях и правилах ее проведения;

– предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и заявителем после ознакомления с информационными материалами;

– заявку на аккредитацию по специальной форме;

– регистрацию заявки в органе по аккредитации;

– анализ полноты данных заявки и приложений к ней;

– заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон.

Этап проведения экспертизы состоит из следующих процессов:

– назначения экспертов для аккредитации по согласованию с заявителем;

– распределения обязанностей при аккредитации между членами экспертной комиссии;

– анализа органа по аккредитации;

– проведения экспертизы непосредственно в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным критериям;

– составления отчета по экспертизе членами экспертной комиссии.

Этап решения по аккредитации включает следующие операции:

– проверку результатов экспертизы по отчету экспертной комиссии;

– оформление аттестата аккредитации при положительном решении;

– занесение в реестр аккредитованных органов по сертификации или испытательных лабораторий. Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредитации в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора.

Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, а также перечень органов по аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

Общие требования к аккредитации ОС по сертификации продукции и услуг, а также к аккредитации испытательных лабораторий приведены в ГОСТ Р 51000.6–2008 и в ГОСТ Р 51000.4– 2008. В указанных документах определены общие подходы к организации аккредитации ОС и ИЛ, рассмотрена процедура (порядок) проведения работ по критериям аккредитации, предложены типовые формы документов, сопровождающих все этапы проведения аккредитации ОС и ИЛ, начиная от заявки на проведение аккредитации и заканчивая оформлением результатов.

Деятельность предприятий и организаций в области технического регулирования, в отношении аккредитации, осуществляется в следующих направлениях:

  • – подготовка предприятия (организации) к аккредитации в качестве органа по сертификации;
  • – подготовка предприятия (организации) к аккредитации в качестве испытательной лаборатории;
  • – организация работы ОС;
  • – организация работы ИЛ;
  • – подготовка ОС и ИЛ к проведению инспекционного контроля;
  • – осуществление и оформление ОС и ИЛ корректирующих мероприятий.

Основополагающим организационно-методическим документом, определяющим порядок рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее – Госстандарт), является приказ от 18.05.2005 № 611. Указанный документ направлен на дальнейшее совершенствование деятельности по организации и проведению работ по аккредитации, осуществляемых ОС и ИЛ. С этой целью утверждены: временный порядок рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Госстандарте, состав рабочей комиссии Госстандарта по аккредитации, положение о рабочей комиссии Госстандарта по аккредитации.

Работы по аккредитации ОС и ИЛ осуществляют уполномоченные Госстандартом организации, в том числе: ВНИИС, ВПИЦСМВ, ВПИИПМАШ, ВПИИстандарт, УИИИМ, Технический центр Гегистра систем менеджмента качества, ФГУ Ростест-Москва, Тест-С.-Петербург, региональные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ).

Порядок аккредитации ОС и ИЛ в Росстандарте представлен в табл. 10.1, а необходимый состав документов приведен в табл. 10.2.

Таблица 10.1

Порядок аккредитации ОС и ИЛ в Росстандарте

Этап работы

Участник

Выполняемые функции

Рассмотрение заявки и прилагаемого к ней комплекта документов

Заявитель

Подготавливает документы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.6-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 – 2008. Направляет заявку и комплект документов в аккредитующий орган

Назначение уполномоченной организации

Аккредитующий орган (Росстандарт)

Проверяет правильность оформления заявки и комплектность представленных документов. Определяет уполномоченную (экспертную) организацию из числа установленных. Информирует заявителя о рассмотрении документов. Направляет заявку и комплект документов в экспертную организацию

Экспертиза документов

Уполномоченная организация

Проводит экспертизу документов на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 и ГОСТ Р 51000.6–2008. Оформляет экспертное заключение. Подготавливает предложения по оформлению аттестационной комиссии.

Примечание. Работы по экспертизе проводит на основании договора с заявителем. Согласует состав аттестационной комиссии с заявителем

Передает экспертное заключение и предложения по составу аттестационной комиссии в аккредитующий орган для принятия решения

Принятие решения по работе аттестационной комиссии

Аккредитующий орган

Согласует состав аттестационной комиссии. Разрабатывает и утверждает программу работы аттестационной комиссии

Аттестация заявителя (оценка на месте)

Аттестационная комиссия

Проводит аттестацию заявителя в соответствии с утвержденной программой работы. Оформляет акт аттестации. Передает акт в экспертную организацию.

Примечание. Всеми членами аттестационной комиссии должны быть завизированы (с расшифровкой подписи):

  • – проект области аккредитации;
  • – проект положения об ОС или ИЛ

Подготовка документов ддя принятия решения об аккредитации

Экспертная организация

Готовит и представляет в аккредитующий орган комплект документов заявителя и предложение о возможности аккредитации его в заявленной области

Принятие решения об аккредитации

Аккредитующий орган

Рассматривает документы заявителя и предложения экспертной организации. Утверждает аттестат аккредитации и область аккредитации. Регистрирует ОС в Государственном реестре. Передает документы зарегистрированного ОС в экспертную организацию для передачи заявителю

Таблица 10.2

Комплект документов, представляемых ОС и ИЛ на аккредитацию

Вид документа

Документ, устанавливающий форму

Примечание

ГОСТ Р 51000.4-2008 (форма А1, используемая при аккредитации ИЛ)

Направляется в аккредитующий орган, заверенная подписями и печатью

ГОСТ Р 51000.6-2008 (форма А1, приложение А, используемые при аккредитации ОС)

Анкета-вопросник

ГОСТ Р 51000.4-2008 (по форме АЗ для ИЛ) и ГОСТ Р 51000. 6–2008 (по форме А4 для ОС)

Приказ по организации о создании ОС(ИЛ)

Область аккредитации ОС (ИЛ)

ГОСТ Р 51000.4-2008, ГОСТ Р 51000.6-2008, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17021-2008, Р 50.1.055-2005

Копия устава организации

Нотариально заверенная с приложением свидетельства о регистрации

Руководство но качеству ОС(ИЛ)

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р 40.002-2000,

ГОСТ ИСО 9001-2008

Копии сертификатов компетентности экспертов

По формам, установленным в системе сертификации ГОСТ Р

Справка о деятельности ОС (ИЛ)

Объем выполненных работ по сертификации, количество выданных сертификатов, виды сертификационных работ

В ОС и ИЛ особое внимание при подаче документов на аккредитацию обращается на высшую степень отработки руководства по качеству, которое должно отвечать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р 40.003-2008.

ОС и ИЛ должны установить, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества в соответствии с областью их деятельности.

Им следует документально оформить свою политику, процедуры и инструкции в объеме, необходимом для обеспечения высоких показателей испытаний и/или калибровок, по улучшению результативности и эффективности менеджмента качества ОС и ИЛ. Необходимо отметить, что выполнение этих задач ОС и ИЛ будет более эффективным и качественным в связи с принятием межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025– 2009.

Этот документ содержит все требования, необходимые испытательным и калибровочным лабораториям для демонстрации потребителям и контролирующим органам, что ОС и ИЛ осуществляют свою деятельность в условиях эффективной системы менеджмента, которая позволяет управлять всеми процессами, имеет надлежащий уровень технической компетентности и способна обеспечивать технически обоснованные результаты.

Органы по аккредитации могут использовать национальный стандарт РФ как основу для подтверждения компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2009).

Другим документом, способствующим более эффективной работе ОС и ИЛ, является ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021–2008.

Стандарт будет полезен организациям, внедряющим системы менеджмента, органам по сертификации и в конечном счете потребителям и органам, включенным в область действия систем менеджмента, которые контролируют продукцию и услуги.

Подводя итоги вышесказанному, нельзя не отметить серьезную работу, которую предстоит решить в ближайшее время – создание национального органа по аккредитации. В этом направлении сделан первый шаг. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 ("О единой национальной системе аккредитации") вышло постановление Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845 "О федеральной службе по аккредитации". Реализация идей, содержащихся в этих важнейших документах, позволит улучшить деятельность органов по сертификации и аккредитации, осуществляя ее на единой правовой, методологической и методической основе, что в конечном итоге повысит качество и конкурентоспособность отечестенной продукции и обеспечит результативность системы менеджмента.

Ниже приводится порядок действий для аккредитации лабораторий неразрушающего контроля (ЛНК), лабораторий разрушающих и других видов испытаний (ЛРИ) и аналитических лабораторий (АЛ)

Процедура аккредитации испытательных лабораторий включает следующие этапы:

  1. направление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;
  2. анализ представленных документов;
  3. проверка и оценка заявителя на месте;
  4. анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения;
  5. оформление свидетельства об аккредитации (либо мотивированного отказа);
  6. периодический контроль за деятельностью аккредитованной лаборатории.

Направление заявки на аккредитацию

Заявитель планирующий аккредитацию в качестве органа оценки соответствия, направляет заявку (форма заявки для ЛНК , для ЛРИ , для АЛ ) с приложением документов (перечень документов для ЛНК , перечень для ЛРИ ). Документы направляются в папке, вместе с перечнем содержимого и сопроводительным письмом.

Анализ документов

Результаты рассмотрения документов отражаются в заключении, которое должно содержать оценку соответствия организации критериям аккредитации. Заключение подписывается специалистом (экспертом) по аккредитации.

Проверка и оценка заявителя на месте

Выездную проверку на месте осуществляет специальная комиссия в состав которой входят эксперты по аккредитации и технические специалисты. Сроки проверки должны быть согласованы с заявителем.

Комиссия оценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения так же должны пройти проверку.

Результаты проверки отражаются в акте (форма акта указана в СДА 15-2009) Акт проверки должен быть подписан членами комиссии, в том числе специалистом (экспертом) по аккредитации проверяющего органа, и полномочным представителем заявителя. В акте проверки указывается один из трех вариантов заключения комиссии: невозможность аккредитовать заявителя; возможность аккредитовать заявителя после исправления замечаний; возможность аккредитовать заявителя.

Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации

Территориальный уполномоченный орган составляет заключительный отчет и проект свидетельства об аккредитации и передает эти документы вместе с актом проверки в Центральный орган, который направляет их в Комиссию по аккредитации. Принятие решения об аккредитации или об отказе в ней осуществляется на заседании Комиссии по аккредитации.

Оформление и выдача свидетельства об аккредитации

После получения положительного решения комиссии по аккредитации, Центральный орган оформляет свидетельство об аккредитации с указанием его области (формы свидетельств об аккредитации ЛНК, ЛРИ или АЛ приведены в СДА-15-2009).

Свидетельство об аккредитации заявителю выдает тот орган, который, проводил проверку и оценку. В свидетельстве об аккредитации устанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет.

Орган, который выдает свидетельство об аккредитации, и орган оценки соответствия подписывают договор, определяющий их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации.

В случае отказа в аккредитации Орган по аккредитации Единой Системы по согласованию с Комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.