Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Земельное право»

на тему: «Контроль за использованием и охраной земель»

Выполнила: слушатель Грекова Екатерина Александровна,

по направлению подготовки "Гражданское право"

Контроль за использованием и охраной земель - это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:

1. государственный;

2. муниципальный;

3. общественный;

4. производственный.

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:

1. Должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

Конечным результатом этой функции является:

1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:

1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

4. акты судебных органов.

Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

Муниципальный земельный контроль. Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. кадастр недвижимость земельный контроль

Общественный земельный контроль. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля.

Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель.

Мониторинг земель - это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:

1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

2. непрерывное наблюдение за использованием земель

3. анализ и оценка качественного состояния земель.

По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:

1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, сущность, формы, правовое положение, функции и цели сельскохозяйственных кооперативов. Отличия содержания права пользования земельными участками в СССР и РФ. Порядок предоставления постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2010

    Понятие, предмет и источники земельного права. Особенности государственного управления земельными ресурсами и охраной земель. Государственный земельный кадастр, контроль за использованием и охраной земель. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

    шпаргалка , добавлен 26.09.2010

    Правовой режим земель граждан, предусмотренный законодательством РФ. Государственный контроль за использованием и охраной земель, система органов земельного контроля. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Рассмотрение современного государственного кадастра недвижимости, его функции: учетная, фискальная и информационная. Принципы и основы проведения мониторинга земель в Российской Федерации. Анализ действующего законодательства по мониторингу земель.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    История развития земельно-кадастровых отношений в России. Характеристика законодательства в области ведения государственного кадастра недвижимости. Порядок проведения кадастровой оценки земель для установления земельного налога и арендной платы.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Понятие, виды, основания и порядок возникновения и прекращения права лесопользования, оборот прав пользования лесными участками. Документы, регламентирующие права и обязанности лесопользователей. Правовые основы государственного экологического контроля.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2012

    Понятие, основания возникновения и прекращения права безвозмездного срочного пользования земельными участками. Сущность, цели и содержание правовой охраны земель в процессе их использования. Правовой режим земель, предоставляемых для недропользования.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Сущность, особенности земельных отношений в России, характеристика нормативно-правовой базы. Полномочия органов государственной власти по распоряжению земельными участками. Распределение земельного фонда в Российской Федерации по категориям земель.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Государственный кадастр недвижимости как систематизированный свод сведений. Рассмотрение особенностей подготовки межевого плана. Анализ принципов ведения государственного кадастра недвижимости. Способы подготовки кадастрового паспорта земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2012

    Анализ состояния земельного законодательства и необходимость его совершенствования. Система органов управления земельными ресурсами. Нормативно-правовые акты, регулирующие контроль за использованием земель. Принципы проведения экологической экспертизы.

Государственный контроль за использованием и охраной земель (государственный земельный контроль) осуществляется специально уполномоченными государственными органами (ФАКом и др.) за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833 утверждено Положение о государственном земельном контроле. Тогда государственный земельный контроль осуществлялся Федеральной службой земельного кадастра России, теперь – доблестным ФАКом, Главный ФАКер является главным государственным инспектором РФ по использованию и охране земель. Государственный земельный контроль осуществляется ФАКом совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ (относительно земель лесного фонда), Министерством сельского хозяйства (относительно земель сельскохозяйственного назначения), Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства промышленности и энергетики РФ (относительно земель поселений).

Государственный земельный контроль осуществляется в форме плановых (не чаще одного раза в два года) и внеплановых (в частности, для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства) проверок. В ходе государственного земельного контроля, в частности, составляются и направляются уполномоченным органам и лицам протоколы об административных правонарушениях, предупреждения о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение (см. приложение к Положению о государственном земельном контроле). Главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители, главные государственные инспекторы субъектов РФ, городов, районов и их заместители (вместе также именуемые ФАКеры) вправе также в пределах своей компетенции, определенной Кодексом РФ об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы, выдавать предписания о приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, ведущихся с нарушением прав на землю или создающих угрозу их нарушения.

49. Землеустройство: понятие, виды, порядок осуществления .

Землеустройство – институт земельного права, регулирующий индивидуальное определение земельного участка. Одно из основных мероприятий по землеустройству – межевание земель, то есть разграничение земельных участков, установление их границ (или согласование – при предоставлении земельных участков).


Виды землеустройства (ст.1 Федерального закона «О землеустройстве»):

1. Прогнозное (проектное) землеустройство – изучение состояния земель, планирование организации рационального использования земель и их охраны.

2. Территориальное (межхозяйственное) землеустройство – образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, установление их границ на местности.

3. Внутрихозяйственное землеустройство – организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов для обеспечения их традиционного образа жизни.

Землеустроительный процесс. Стадии землеустроительного процесса:

1. Возбуждение ходатайства о проведении землеустройства в результате таких решений органов власти как решение о предоставлении земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка, об инвентаризации земель, о выделении земельной доли.

2. Камеральная подготовка – сбор и изучение имеющейся землеустроительной и градостроительной документации, в результате формируется задание на проектирование.

3. Обследование земельного участка для изучения состояния земель.

4. Проектирование.

5. Утверждение проектной документации (лицом, инициировавшим землеустройство, если землеустройство проводится в связи с оформлением или переоформление прав – органом местного самоуправления).

6. Установление границ земельного участка на местности (межевание), в итоге изготавливается карта (план) объекта землеустройства.

7. Изготовление землеустроительной документации, карты (плана) земельного участка и передача их соответствующему лицу – инициатору землеустроительного процесса.

В некоторых случаях (градостроительных) обязательной является также стадия авторского надзора. В определенных случаях некоторые стадии землеустроительного процесса оказываются усеченными. В соответствии с п.4 ст.69 ЗК, при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за семь календарных дней до начала работ; отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства; заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы.

+++++++++++++++++++

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Законом РФ от 18 июля 2001 г. «О землеустройстве» понятие землеустройства и его задачи определяются как мероприятия по изучению состояния земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.

Задачи землеустройства (ст. 3 Закона РФ «О землеустройстве»):

1) изменение границ объектов землеустройства;

2) предоставление и изъятие земельных участков;

3) определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

4) перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

5) выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

6) проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Обязательной сферой деятельности по специальному управлению землей является государственный контроль за использованием и охраной земель. Его задачи состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами требований земельного законодательства Республики Беларусь (ст.

139 КЗ). Он осуществляется специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству и местными исполнительными и распорядительными органами.

Местные представительные органы (Советы депутатов) также имеют определенные полномочия по контролю за принятием решений об изъятии и предоставлении земельных участков: местный Совет депутатов может в течение месяца предложить исполкому пересмотреть решение.

Контроль состоит в проверке уполномоченными на то органами соблюдения установленных правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по представлению и изъятию земель. Проведение государственного контроля позволяет своевременно выявить и устранить нарушения земельного законодательства. Г осударственный контроль за использованием земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель РБ и всех пользователей земли.

Порядок осуществления госконтроля определен «Положением о государственном контроле за использованием и охраной земель», утвержденным постановлением Совета Министров РБ 25 февраля 1993 г. и нормативными документами Госкомимущества. Там же определен круг обязанностей и права Главных государственных инспекторов по использованию и охране земель РБ. Контроль за соблюдением требований при производстве землеустроительных работ осуществляется Инспекциями по экспертизе проектов, связанных с использованием и охраной земель, и контролю за качеством землеустроительных и топографогеодезических работ в порядке, установленном Г оскомимущества РБ.

К сфере деятельности по специальному управлению землей относится и мониторинг земель. Он является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республики Беларусь, предусмотренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 апреля 1993 г. и Законом об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 141 Кодекса о земле, мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за их состоянием для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга являются все земли, независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования. Мониторинг земель ведется по единой для РБ системе за счет средств государственного бюджета в неразрывной связи с ведением государственного земельного кадастра.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения за состоянием земель, включая аэрофотогеодезические, топографогеодезические, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания с использованием современных технических методов. Ведение мониторинга обеспечивается Госкомимущества, который утверждает методики программ, по которым ведутся наблюдения за состоянием земель, в том числе выполняемые другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На основании полученных материалов Комитет обеспечивает систематизацию, изучение и хранение данных о земле, а также издание материалов мониторинга земель.

Еще по теме Государственный контроль за использованием и охраной земель. Мониторинг земель.:

  1. Глава 10 ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
  2. Система и компетенция органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель
  3. § 4. Обеспечение охраны земель в сфере управления использованием и охраной земель
  4. Тема 8 Государственное управление использованием и охраной земель
  5. Глава XII. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ)

Т. Г. ШАТРОВА

КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Минск НО ООО «БИП-С», 2002

Контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, в том числе землепользования и охраны земель.

Контроль за соблюдением земельного законодательства является одной из важнейших функций государственного управления в области регулирования земельных отношений. В этой связи изучение данного правового института имеет огромное значение и является обязательным. Студенты должны овладеть определенными познаниями о целях, задачах и видах контроля в области регулирования земельных отношений, а также изучить систему государственных органов, осуществляющих контроль в области рационального использования и охраны земель.

Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны земель, его можно рассматривать как значительную правовую меру.

Именно посредством осуществления контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов земельных отношений к исполнению экологических требований.



Поскольку меры принуждения или меры юридической ответственности применяются к нарушителям земельного законодательства в процессе контроля, то не менее важным представляется изучение темы «Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства».

Юридическую ответственность за нарушение земельного законодательства рассматривают как правовой институт отрасли земельного права. Под юридической ответственностью понимают совокупность неблагоприятных последствий (взысканий), наступающих для нарушителя земельного законодательства. Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению природоохранных требований.

Особое значение юридической ответственности и ее место в системе земельного права объясняется также наличием в земельно-правовых нормах такого элемента как санкция. Санкция представляет собой структурный элемент нормы права, в которой изложена мера государственного взыскания за нарушение правила, предусмотренного диспозицией нормы.

Студенты должны уметь отличать земельное правонарушение от земельного преступления, уметь характеризовать дисциплинарный проступок.

Кроме того, в результате изучения данной темы студенты должны овладеть знаниями о понятии видах юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, а также поиска нормативных правовых актов, предусматривающих меры государственного взыскания за нарушение земельного законодательства.

Защита прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов осуществляется посредством разрешения земельных споров. Данное обстоятельство определяет значение и актуальность темы о земельных спорах. Земельные споры – это неурегулированные конфликты по поводу предоставления и изъятия земли, установления прав на земельные участки, установления и ограничения полномочий собственников, владельцев и пользователей, нарушения имущественных прав и защищаемых интересов участников земельных отношений.

Указанный правовой институт представляет собой сложное структурное образование. Это объясняется расширением круга субъектов земельных отношений, а также тесной связью земельных, гражданских, аграрных, трудовых, семейных и других правоотношений. В результате изучения данной темы студенты должны знать понятие и виды земельных споров, уметь характеризовать эти виды, а также приобрести навыки определения государственного органа, который правомочен разрешить тот или иной земельный спор.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема: Контроль в области регулирования земельных отношений:

а) Понятие, задачи и виды контроля в области регулирования земельных отношений.

б) Государственный контроль в области регулирования земельных отношений.

в) Ведомственный и производственный контроль в области регулирования земельных отношений.

г) Общественный контроль в области регулирования земельных отношений.

д) Информационный, предупредительный и карательный контроль в области регулирования земельных отношений.

е) Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы при осуществлении контроля в области рационального использования и охраны.

Тема: Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

а) Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

б) Основания возникновения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства как результат осуществления контроля в области регулирования земельных отношений.

в) Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

г) Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.

д) Гражданская ответственность за нарушение земельного законодательства.

е) Земельно-правовая ответственность.

ж) Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства.

Тема: Разрешение земельных споров.

а) Понятие и виды земельных споров.

б) Стороны в земельном споре. Их права и обязанности.

в) Подведомственность земельных споров. Споры, подлежащие разрешению в административном порядке. Споры, подлежащие разрешению в судебном порядке.

КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

Система контроля в области использования и охраны земель состоит из органов государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Задачами контроля в области рационального использования и охраны земель служат обеспечение соблюдения земельного законодательства, норм экологической безопасности, установление порядка пользования землями, порядка ведения учёта, порядка проведения экологических и изыскательских работ, выполнение охранных мероприятий.

Государственный контроль осуществляют органы государственного управления в области регулирования земельных отношений.

Ведомственный контроль осуществляют структурные подразделения министерств и ведомств, в пределах своих полномочий.

Производственный контроль осуществляется специальными службами на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями и гражданами Республики Беларусь.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ.

Государственный контроль в области использования и охраны земель осуществляют: местные исполнительные и распорядительные органы, в пределах своей компетенции; специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству; министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; органы Минздрава (санэпидемслужбы). Государственный контроль представляет собой систему наблюдений за исполнением земельного законодательства, систему выявлений нарушений земельного законодательства и систему применения принудительных мер воздействия на нарушителей. Государственные органы, осуществляющие контроль, выполняют следующие контрольные функции:

1. организуют проверку и экспертизу изменения состояния земель;

2. принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;

3. принимают участие в подготовке нормативных правовых актов сфере регулирования земельных отношений;

4. вносят в установленном порядке предложения о консервации загрязнённых и деградировавших земель;

5. информируют население о состоянии земельного фонда, об эффективности использования земель и о принимаемых мерах по охране земель;

6. принимают участие в согласовании градостроительной и землеустроительной документации;

7. принимают участие в работе комиссий о приёмке земель после мелиоративных и других работ;

8. осуществляют надзор за соблюдением юридическими и физическими лицами земельного законодательства;

9. принимают меры по недопущению самовольного занятия земель;

10. предоставляют сведения о наличии земельных угодий, о наличии свободного земельного фонда и о наличии правонарушений.

Госкомзем осуществляет контроль за проектированием, размещением и строительством объектов оказывающих негативное воздействие на состояние земель, за размещением объектов обезвреживания отходов и объектов захоронения отходов. Он осуществляет контроль за проведением землеустроительных работ, за исполнением градостроительной документации и за соблюдением порядка регистрации субъектов земельных отношений, порядка выдачи документов удостоверяющих право на землю и выполняют другие контрольные функции.

В соответствии с положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды. Государственный контроль за состоянием земель осуществляют главные государственные инспекторы, государственные инспекторы, главные инспекторы и инспекторы структурных подразделений министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. На основании данного положения инспекторы имеют право:

1. беспрепятственно входить в учреждения, организации и на предприятия при наличии удостоверения и предписания на проверку;

2. запрашивать и получать любые документы необходимые для проверки выполнения земельного законодательства;

3. приостанавливать деятельность юридических лиц нарушающих земельное законодательство;

4. налагать штрафы на должностных лиц, в случае выявления нарушений земельного законодательства;

5. составлять акты проверок для направления в соответствующие органы, с целью привлечения виновных лиц к ответственности;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды также осуществляет контроль за выполнением природоохранных требований при отводе земель под любые виды деятельности, а также за соблюдением экологических норм при разработке новых технологий и техники и за предотвращением захламления и загрязнения земель.

Специальные службы Минздрава осуществляют контроль за соблюдением санитарных норм при размещении объектов захоронения отходов производства и потребления, а также за соблюдением санитарных норм при проведении землеустроительных работ и при осуществлении градостроительной деятельности.

3. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.

Ведомственный контроль в области использования и охраны земель осуществляют министерства и ведомства. Задачами этого контроля служит обеспечение соблюдения подведомственными юридическими лицами земельного законодательства.

Юридические лица и предприниматели при осуществлении своей деятельности обеспечивают проведение производственного контроля в области использования и охраны земель.

Производственный контроль является менее эффективной формой контроля, вследствии двух причин:

1. руководители организаций, прежде всего, заинтересованы в производстве продукции и её реализации, следовательно, наблюдается просто нехватка времени для осуществления контроля за соблюдением земельного законодательства;

некоторые руководители либо сознательно либо несознательно отдают предпочтение решению текущих проблем, пренебрегая перспективными задачами и осуществляют контроль за соблюдением земельного законодательства лишь в случае проверок.

4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.

Общественный контроль осуществляют общественные объединения, трудовые коллективы, общественные инспекторы и граждане. Задачей этого вида контроля является проведение общественной проверки за соблюдением юридическими и физическими лицами земельного законодательства, а также проведением мероприятий по охране земель. Общественные инспекторы вправе:

1. информировать население о состоянии земель;

2. проводить общественные слушания;

5. выносить решения о приостановлении деятельности тех или иных юридических лиц, которые носят рекомендательный характер;

6. направлять соответствующие материалы в государственные органы и суд для принятия мер по приостановлению строительства объектов влияющих на состояние земель.

^

Вопрос 19. Контроль за использованием и охраной земель.


Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:


  1. государственный;

  2. муниципальный;

  3. общественный;

  4. производственный.
Государственный земельный контроль .

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:


  1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

  1. за выполнением обязанности по рекультивации земель;

  2. по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

  3. за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

  4. за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

  1. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

  1. за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

  2. за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;
Конечным результатом этой функции является:

  1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

  2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

  3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2 х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:


  1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

  • в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

  • в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

  1. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

  2. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

  3. акты судебных органов.
Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

^ М униципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

^ О бщественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

^ Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель. Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:


  1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

  2. непрерывное наблюдение за использованием земель

  3. анализ и оценка качественного состояния земель.
По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:


  1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

  2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

  3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).
^

Вопрос 20. Охрана земель.


Охрана и защита земель – разные понятия. Законодатель отказался от легального определения охраны земель.

  1. сохранение земель;

  2. восстановление земель;

  3. улучшение благоприятного состояния земель.
Охрана земель характеризуется двумя категориями и выполняет 2 функции: превентивную (предупредительную) и восстановительную.

Превентивные мероприятия:


  1. разрабатываются программы по охране земель:

  2. проведение экологической экспертизы (государственной и общественной – в зависимости от объекта, органа, который осуществляет);

  3. установление в законодательстве экологических, санитарно-гигиенических требований и норм, в том числе установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву, биологических веществ, несоблюдение которых может привести к загрязнению почв окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

  4. в законодательстве устанавливаются меры экономического стимулирования по охране и надлежащему использованию земель (напр., плата за загрязнение окружающей среды);
Восстановительные мероприятия:

  1. рекультивация земель (нормативные акты: Постановление правительства от 23.02.1994 г. № 140 “О рекультивации земель…”, Приказ Министерства природы Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 – утверждены основные положения)

  2. мелиорация земель,

  3. консервация земель.
Рекультивация земель.

Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; Приказ Министерства природы, Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67.

Рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Рекультивация направлена на восстановление земель в целях использовании сельского лесного хозяйства, водного хозяйства, для строительства, рекреационных, природно-охранных и санитарно-защитных целях.

Органы, выдающие разрешения на проведение работ, разрушающих почвенный слой, органы, предоставляющие соответствующие земельные участки, обязаны определять условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для дальнейшего их использования, устанавливают порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя.

Разрабатывается проект рекультивации, в котором определены все условия. Он должен пройти экологическую экспертизу.

Приёмка рекультивированных земель проводится специальной комиссией, которая создаётся на местах.

Нарушенные земли – это земли, утратившие свою хозяйственную ценность либо являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного слоя, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

^ Мелиорация земель.

ФЗ от 10.01.1996 г. “О мелиорации земель”.

Мелиорация – это коренное улучшение земельных участков путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, агротехнических и иных мелиоративных мероприятий.

Существуют 4 типа мелиорации:


  1. гидромелиорация;

  2. агролесомелиорация;

  3. культуртехническая мелиорация (как правило, очистка земельных участков);

  4. химическа мелиорация.
Мелиорация осуществляется в целях:

  • повышения продуктивности и устойчивости земледелия;

  • обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции;

  • создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель.
Консервация земель.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 г. №830 (им утверждено Положение о консервации земель и изъятия их из оборота).

Консервация земель проводится в целях:


  • предотвращения деградации земель;

  • восстановление плодородия почв и загрязненных территорий.
С учётом специальных обследований решение о консервации земель принимают уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления. После принятия такого решения разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации, мероприятия, очерёдность проведения мероприятий, их стоимость, а также предложения по дальнейшему использованию после завершения мероприятий по консервации.

Органы, которые приняли решение о консервации, информируют об этом органы Росреестра.

Земельные участки, при принятии решения о консервации либо изымаются из оборота, но сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями либо переводятся в земли запаса.

Частным случаем загрязнения является загрязнение радиоактивными химическими веществами.

В соответствии со ст. 14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному или химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство сельскохозяйственной продукции, отвечающей установленным требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещается выращивание и реализация сельскохозяйственной продукции.

В целях реабилитации земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Разрабатываются специальные экологические программы. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному химическому загрязнению, определен в Постановлении Правительства от 27.02.2004 г. № 112.

Загрязненные земли в зависимости от степени загрязнённости могут:


  1. переводиться в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека, необходимого качества, произведённой на этих землях продукции, и при отсутствии эффективных технологий при восстановлении таких земель;

  2. земли используются по назначению с установлением особых условий использования и режима деятельности на этих землях в целях обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой продукции.
Этих двух случаях устанавливаются охранные зоны, охранные знаки о том, что эти земли загрязнены.

  1. земли используются по целевому назначению без установления особых условий использования, режима деятельности, если уровень загрязнения не превышает установленных нормативов.
^ Убытки от загрязнения . Лица, в результате деятельности которых произошло загрязнение, обязаны возместить причинённые убытки, + обязаны возместить затраты на дезактивацию; расходы по приведению земель в состояние пригодное для использования земель по целевому назначению, либо возмещают стоимость земельного участка в случае перевода земель в состав земель запаса.
^

Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения.


Ответственность нужно понимать в двояком смысле:

  1. юридическая ответственность как правовой институт (в объективном смысле) – это совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия за совершение правонарушения в области использования и охраны земель и порядок их возложения на правонарушителя;

  2. в субъективном смысле юридическая ответственность – это обязанность лица, виновного в совершении правонарушения, претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные законом или договором.
Основные функции ответственности:

  1. штрафная (репрессивно-карательная);

  2. предупредительно-восстановительная (превентивная);

  3. правовосстановительная (компенсационная).
Основанием ответственности является земельное правонарушение. Земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние, нарушающее права, законные интересы и (или) правовые нормы, регулирующие отношения в области использования, управления и охраны земель.

Особенностью ответственности за земельные правонарушения является то, что привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности возместить убытки и устранить последствия земельного правонарушения.

В состав правонарушения входят 4 элемента:


  1. объект;
Общим объектом земельных правонарушений являются правоотношения в области использования, управления и охраны земель. Специальным объектом могут быть отношения права собственности на землю, порядок ведения кадастра недвижимости, отношения в сфере управления.

  1. объективная сторона;
Выражается в форме противоправного деяния (как правило, в форме действия, либо бездействия), а так же причинной связи между последствием и причинённым вредом. Земельные правонарушения могут иметь формальный состав и материальный состав. Может характеризоваться факультативными элементами (нецелевое использование водоохранных зон – место использования);

  1. субъект;
Любые лица: граждане, юридические лиц, должностные лица. Они могут быть непосредственными участниками земельных отношений (собственниками, землевладельцами, землепользователями), либо могут быть опосредованными (при самовольном захвате земельного участка);

  1. субъективная сторона.
Это вина (умысел либо неосторожность). Как правило, правонарушения совершаются с косвенным умыслом.

Виды ответственности в сфере использования и охраны земель:


  1. административная ответственность;

  2. уголовная ответственность;

  3. дисциплинарная ответственность;

  4. гражданско-правовая ответственность;

  5. земельно-правовую ответственность.
  1. ^

    Земельно-правовая ответственность.

Вопрос о наличии, отсутствии земельно-правовой ответственности – спорный.

Земельно-правовая ответственность принимается не так часто.

Специфической санкцией земельно-правовой ответственности является земельного участка у собственника либо принудительное прекращение прав на земельный участок.

Специфический порядок применения этой санкции, он определен в ст. ст. 44–47, 54 ЗК, 284–286 ГК, ст.6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Субъекты: собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи. Арендаторы земельно-правовой ответственности не несут , они несут гражданско-правовую ответственность.

Законодатель установил 2 различных вида порядка применения земельно-правовой ответственности:


  1. прекращение прав у землевладельцев и землепользователей;
Основание для принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, право безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения определены в ст.ст. 45 и 47 ЗК.

Принудительное прекращение данных прав производится в следующем порядке:


  1. при наличии правонарушения, предусмотренного ст. 45 и 47 ЗК, орган государственного земельного контроля налагает административное взыскание и одновременно выносит предупреждение о необходимости устранения нарушения;

  2. в этом предупреждении указывается допущенное правонарушение (его содержание, суть), устанавливается срок для устранения допущенного правонарушения; разъясняются права земледельца, землепользователя в случае принудительного прекращения прав; указывается возможность принудительного прекращения прав;

  3. Если в течение установленного срока правонарушение не будет устранено, орган Госземконтроля направляет в суд заявление о принудительном прекращении права на земельный участок. По истечении 10 дней с момента вынесения решения, данный орган (который предоставил участок) уведомляет о таком решении орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

  1. изъятие у собственника.
Основанием для изъятия земли у собственника являются:

  1. неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства или строительства в течение 3-х лет, если более длительный срок не предусмотрен законом (ст. 8.8 КоАП);

  2. использование земельного участка с грубым нарушением правил рационного использования земель, установленных земельным законодательством;
В соответствии со ст. 285 ГК грубым нарушением правил рационального использования понимается использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки.

  1. ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения.
Предусмотрено ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”– ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения. Случаи должны указываться в ЗК РФ.

При наличии оснований право собственности принудительно прекращается в судебном порядке путём продажи с публичных торгов. В соответствии со ст.286 ГК требуется 2 условия для того, чтобы орган обратился в суд:


  1. необходимо заблаговременно предупредить собственника о допущенных нарушениях (п.3 ст. 53 ЗК можно использовать по аналогии);

  2. отсутствует письменное согласие собственника земельного участка на добровольное исполнение решения об изъятии земельного участка.
Лицо, которое распоряжается соответствующими земельными участками, должно уведомить собственника о решении о прекращении права собственности.

В суд с требованием об изъятии земельного участка обращается орган Госземконтроля (хотя законе прямо не определено). При изъятии земель сельскохозяйственного назначения в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ или в случаях установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

Вырученная на торгах сумма не полностью возмещается собственнику. Из неё вычитаются расходы на исполнение судебного решения (ст. 240 ГК по аналогии).

  1. ^

    Административная ответственность за земельные правонарушения.

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП либо законами субъектов Российской Федерации предусмотрена и установлена административная ответственность.

Субъектами являются физические лица, в том числе должностные, и юридические лица. В земельном законодательстве юридические лица рассматривались как субъекты административной ответственности с 1991 года.

Должностное лицо – это лицо, которое наделено организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, вооруженных силах, а так же лицо, которое осуществляет функции представителя власти в силу служебного положения.

Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности с 16 лет Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности физическое лицо (должностное лицо).

В соответствии с требованиями земельного кодекса, если к административной ответственности привлечено юридическое лицо за ввод объекта в эксплуатацию, его строительство и в результате такого строительств (ввода) был причинен ущерб земельным участкам, то ответственности так же подлежат соответствующие должностные лица (главный инженер или другое лицо, которое выполняет соответствующие обязанности).

Основные санкции:


  1. административный штраф;

  2. предупреждение.
Можно выделить три группы составов земельных правонарушений, за которые предусмотрена ответственность:

  1. правонарушения в сфере права собственности и иных прав на землю (нап., самовольное занятие земельного участка
использование земельного участка без надлежаще оформленных документов);

  1. противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охрану (например, использование не по целевому назначению, неиспользование земельного участка для строительства);

  2. деяния, нарушающие правила управления в сфере использования и охраны земель (напр., сокрытие информации для ведения кадастра недвижимости).
Компетенция органов по привлечению виновных лиц к ответственности устанавливается гл. 23 КоАП (в основном это суды).
  1. ^

    Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.

Возможно две формы гражданско-правовой ответственность:

  1. возмещение в натуре (восстановление прежнего состояния земельного участка);

  2. возмещение убытков (ст. 15 ГК).
В соответствии с Земельным кодексом причиненный земельными правонарушениями вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях (см. ст.76 и 62 ЗК).

Существует два вида гражданско-правовой ответственности:


  1. договорная – наличие договорной связи между правонарушителем и потерпевшим;

  2. внедоговорная (чаще используется этот вид ответственности).
При возмещении вреда земельному участку как природному ресурсу применяются методики и таксы в соответствии со ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Земельный участок является не только объектом недвижимости, но и частью окружающей среды. Если вред причинен земле как имуществу, то размер убытков доказывает собственник земли.

  1. ^

    Уголовная ответственность за земельные правонарушения.

Два состава преступлений за земельные правонарушения предусмотрены в УК:

  1. порча земель (ст. 254 УК);

  2. государственная регистрация незаконных сделок.
^ Порча земель (ст.254 УК).

За порчу земель предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (в зависимости от последствий).

Порча земель – это ухудшение физических и биологических свойств почвы, снижение ценности земли.

Объект – это общественные отношения в области использования и охраны земель.

Объективная сторона – это действие или бездействие в форме отравления, загрязнения или иной порчи земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Необходимым условием является наступление последствий:

Этот состав материальный. Необходимым условием является вред, который выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели леса; гибели животных; загрязнении водных объектов, атмосферы воздуха; гибели водных биоресурсов.

Вред здоровью человека может выражаться:


  • причинение вреда тяжелой, средней, легкой степени;

  • временная или постоянная утрата трудоспособности;

  • расстройство здоровья.
Субъект – специальный, это лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее хранение, использование или транспортировку соответствующих веществ.

^ Субъективная сторона – умысел (как косвенный, так и прямой), при смерти человека – неосторожность к данному последствию.

Квалифицирующие составы:


  1. ч. 2 предусматривает совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

  2. ч. 3 – причинение по неосторожности смерти человека.
Государственная регистрация незаконных сделок с земельными участками (ст.170 УК).

3 состава объективной стороны:


  1. регистрация незаконной сделки с земельным участком, т.е. предание юридической силы сделке без достаточных правовых оснований;

  2. искажение учётных записей кадастра недвижимости, т.е. их несоответствие фактическим, качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка;

  3. умышленное занижение размеров платежей за землю (т.е. уменьшение земельного налога или арендной платы).
Объект – общественные отношения в области учета и оборота земельных участков.

Субъект – это должностные лица, использующие своё должностное положение (должностные лица Росреестра, должностные лица налоговых органов).

Субъективная сторона – прямой умысел, обязательным элементом субъективной стороны является корысть или иная личная заинтересованность.

  1. ^

    Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

В основе лежит дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Субъект – специальный, это лицо, которое состоит с работодателем в трудовых, служебных отношениях, т.е. является работник, в обязанности которого входит соблюдение или исполнение норм земельного законодательства (землеустроители, агрономы, механизаторы и иные лица).

Объектом являются трудовые и земельные отношения (в сфере использования, управления, охраны земель).

Меры дисциплинарной ответственности установлены в ТК (общие: замечание, выговор, увольнение). Порядок применения предусмотрен в ТК РФ, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ. ФЗ, уставами, положениями о дисциплине могут предусматриваться дополнительные меры ответственности.

В течение месяца с момента обнаружения должны быть применены соответствующие санкции.

Приказ о наложении взыскания объявляется под расписку. Он может быть обжалован в КТС и в суд.