Вариант 1

Часть А

А1. Элементом социальной структуры общества является

1) сословие 2) партия 3) предприятие 4) армия

А2. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот пример - проявление

А3. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?

А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.

Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля

А4. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

А5. Экономическая дифференциация проявляется в

1) сращивание политической власти и крупного капитала

2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.

4) создании новых производств

А6. Эстетические нормы

1) закрепляются в государственном законодательстве

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) основаны на вере в сверхъестественные силы

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

А7. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

1) главенствующее положение отца семейства 2) возрастание роли женщины в семье

3) взаимное уважение между супругами 4) активное участие женщин в общественном производстве

А 8. Социальная группа, члены которой обладают правами и обя-занностями, передающимися по наследству

1) нация 2) сословие 3) класс 4) номенклатура

А9. Чем отличаются нравственные нормы от правовых?

1) нравственные нормы возникли позже правовых норм

2) правовые нормы не существуют в писаной форме

3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле

4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством

А10. Одним из условий возникновения нации является

1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

2) рост уровня образованности населения

3) повышение рождаемости

4) образование правового государства

А11. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку 2) этническому признаку 3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

А12. Отклоняющееся поведение всегда

1) наносит ущерб обществу 2) причиняет вред личности 3) нарушает нормы права

4) не соответствует социальным нормам

Часть В

В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: ______________________________

В2 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

Религия, государство, образование, абитуриенты, семья, производство, друзья.

Часть С

Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

Вариант 2

А1. Отношение к собственности, величина доходов, фактор поль-зования властью — это признаки

1) этноса 2) нации 3) расы 4) класса

А2. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1) социальным статусом 2) социальной мобильностью 3) социальной нормой 4) социальным порядком

А3. Выберите правильное утверждение

1) в истории общества существовали разные виды семьи

2) семейные отношения нормами права не регулируются

3) современная семья включает всех родственников

4) семейные отношения нормами морали не регулируются

А4. К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России 2) людей либеральных взглядов 3) женщин Москвы 4) бригаду рабочих

А5. Восходящей вертикальной социальной мобильности относит-ся

1) повышение по службе 2) занятие предпринимательской деятельностью 3) понижение по службе

4) выход на пенсию

А6. Отклоняющееся поведение всегда нарушает

1) правовые нормы 2) моральные нормы 3) социальные нормы 4) обычаи и традиции

А7. Один из признаков нации —

1) наличие конституции 2) общность исторического пути 3) единое гражданство 4) общность идеологии

А8. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) социальной адаптации

А9. Силой государства обеспечиваются нормы

1) моральные 2) правовые 3) эстетические 4) религиозные

А10. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, чле-ны которой связаны общностью быта и взаимной ответствен-ностью, — это

1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

А11. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

1) отказ от национального насилия во всех его формах

2) оказание военной помощи сепаратистам

3) курс на ослабление многонациональных государств

4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопреде-ление

А12. Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи

1) экономическая 2) досуговая 3) эмоционально-психологическая 4) социально-статусная

Часть В

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ: _________________________

В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением двух, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

Православные, ревизионисты, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

В3. Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны и запишите в порядке возрастания.

1) принадлежность к определенной социальной группе

2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества

3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни

4) связь с традиционной национальной культурой

5) адресованность самым различным слоям населения

Ответ _____________

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци-альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)

за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы - ожидания и нормы-________ (6) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие

Б) группы Д) контроль З) управление

В) интеграция Е) эталон И) стабильность

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В дан-ной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каж-дым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Часть С

С1. Прочитайте текст и выполните задания:

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель-ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука-жите три причины.

С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность - национализм». (И.Н. Шевелев)

4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

7. « Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

Вариант 3

А1 . Одно из проявлений социального неравенства — различие в

1) доходах 2) способностях 3) темпераменте 4) духовных запросах

А2. Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, ме-ждународных договорах, политических принципах, мо-ральных нормах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А3. К функциям семьи относится

1) социализация личности 2) определение минимального размера оплаты труда

3) установление системы школьного образования 4) определение размеров коммунальных платежей

А4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер-риториальному) признаку, относится

1) народность 2) нация 3) горожане 4) класс

А5. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются -

1) обычаями 2) моральными нормами 3) эстетическими нормами 4) традициями

А6. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.

Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует

А. Развитию национальной культуры

Б. Преодолению национальной ограниченности

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А8. Тот факт, что представители разных социальных слоев полу-чают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

1) экономическую 2) политическую 3) профессиональную 4) демографическую

1) следование моде 2) конформизм 3) преступление 4) коллекционирование марок

А10. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А12. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью 2) общностью быта 3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

Часть В

В 1. Запишите слово пропущенное в схеме

Ответ: ________________________

В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.

Ответ _____________________________

В3. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.

1) обучение детей трудовым навыкам 2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда 4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга 6) семейное предпринимательство

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва-ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо-тря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто про-тиворечивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ-ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз-ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен-щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не-обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в имени-тельном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) исследование Б) различие В) труд Г) общение Д) учение Е) стереотип Ж) роль 3) статус И) группа

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Часть С

С1. Прочитайте текст и выполните задания:

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель-ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука-жите три причины.

С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность - национализм». (И.Н. Шевелев)

4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

7. « Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

Тест 1. Общество. Социальные отношения. Обществознание 10 класс.

1. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать, и он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для

1) феодального общества

2) индустриального общества

3) информационного общества

4) постиндустриального общества

2. Природа, в отличие от общества

1) испытывает влияние человеческой деятельности

2) является средой обитания человека

3) изменяется в направлении от низшего к высшему

4) способна развиваться назависимо от человека

3. Запишите пропущенное слово

Уровни научного познания

…………… теоретический

4. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры под которыми они указаны.

1) фирмы 2) сословия 3) партии 4) касты 5) классы

5. Верны ли суждения о проявлении природы человека

А) Познание человеком мира – проявление исключительно социальной природы человека и никак не связано с проявлением природы биологической.

Б) Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

6. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

А) Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развития.

Б) Социальное неравенство выражается в одинаковом доступе социальных групп к общественным благам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

7. Средний возраст начала трудовой деятельности в европейских странах в конце 19 века составлял 11 лет. А в середине 20 века – 25 лет. Причина существенного изменения возраста вступления человека в трудовую жизнь связана, в первую очередь, с

1) возникшим в 20 веке кризисом семьи и семейных ценностей

2) замедлением темпов общественного развития

3) удлинением сроков обучения и профессиональной подготовки

4) ростом иждивенческих настроений в молодежной среде

8. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий и запишите цифру, под которой оно указано

1) рабочая сила 2) безработные 3) занятые 4) трудоспособное население 5) производители материальных благ

9. Запишите слово, пропущенное в схеме

Типы общества

1) традиционное 2) информационное 3)………..

10. Общество, в отличие от природы

1) развивается закономерно

2) подвержено изменениям

3) творит культуру

4) является динамической системой

11. Верны ли следующие суждения о социализации

А) В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б) В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Запишите цифры двух терминов, выпадающих из общего ряда.

1)субъект 2) цель 3) средства 4) индивид

5) объект 6) результат 7) знание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

4

Благодарненского района Ставропольского края

Контрольная работа по обществознанию

в 11классе
по теме « Социальные отношения »

подготовила

учитель истории и обществознания

Лысенко Любовь Фёдоровна

С. Сотниковское

2013


1.Вариант . А.1.Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А.Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б.Принятие социальной роли носит личностную окраску. 1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А.2. В обществоведении под социальной стратификацией понимают 1)наличие в обществе различных сфер 2)разделение общества на общности и группы 3)социальную поддержку малообеспеченных групп населения 4)повышение социального статуса
А.3.В стране Х крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. В данном случае отражается 1)социальная мобильность 2)социальное неравенство 3)социальная структура 4)социальный контроль
А.4.Верны ли следующие суждения о социальной группе? А.Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки. Б.Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны.
А.5.По какому признаку выделены такие общности, как католики, православные и протестанты? 1)территориальному 2)этническому 3)социально-классовому 4)конфессиональному
А6.Светлана уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией? 1)она уехала в командировку 2)она поменяла место жительства 3)города находятся далеко друг от друга 4)города расположены в разных странах
А.7.Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане? 1)социально-классовый 2)этносоциальный 3)демографический 4)территориальный
А.8.Кастовый строй является разновидностью 1)политического режима 2)государственного устройства 3)социальной стратификации 4)экономической системы
А.9.В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс 1)социальной мобильности 2)экономической дифференциации 3)политической стабилизации 4)социальной стратификации
А.10.Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен привилегиями. Это статус 1)чиновника 2)аристократа 3)финансиста 4)предпринимателя Часть 2. В.1.Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)В современном обществе нередко возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях.(2)Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией.(3)Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (4)Социологи называют положение такой личности маргинальным. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. 1 2 3 4

В.2 Прочитайте текст. Выберите слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой_________(1).Это явление получило название социальной___________(2).Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют__________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е.____________(4).__________ (5)мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т.п.Каналами мобильности выступают социальные ___________(6): семья, школа, собственность, армия и т.п.». А) миграция Б)мобильность В)горизонтальная Г)институт Д)статус Е)вертикальная Ж)группа З)стратификация И)маргинализация
1 2 3 4 5 6
Часть 3 С.8 Составьте развернутый план по теме «Социальная мобильность». С.9.4.Социология. Написать эссе «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

Вариант № 2. А.1.К социальной сфере жизни общества относится институт 1)религии 2)науки 3)семьи 4)производства
А2.Выражением социальной стратификации является 1)различие типов экономических систем 2)разнообразие культурных традиций 3)сословное деление общества 4)идейный плюрализм
А3.К высшему классу в экономически развитых странах относятся 1)собственники крупных предприятий 2)инженерно-технические работники 3)профессура высших учебных заведений 4)сотрудники научных учреждений
А4.Социальная сфера жизни общества включает институт 1)государства 2)производства 3)науки 4)семьи
А5.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А.Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения. Б.Брак, заключённый между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности. 1)верно только А. 2)верно только Б. 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А6. В экономически развитых странах большую часть населения составляют 1)маргиналы 2)средний класс 3),синие воротнички, 4)пролетариат
А7. Классовый тип социальной стратификации 1)присущ европейскому средневековому обществу 2)характерен для древневосточной цивилизации 3)носит универсальный характер 4)свойственен индустриальному обществу
А8.Сословное деление общества отражает 1)вид государственного устройства 2)тип социальной стратификации 3)характер экономических связей 4)особенность политической системы
А 9.Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются 1)показателями общественного прогресса 2)проявлениями социальной мобильности 3)критериями социальной стратификации 4)мерилом общественного богатства
А10.После окончания института К.устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример 1)социальной стратификации 2)горизонтальной социальной мобильности 3)профессиональной дифференциации 4)вертикальной социальной мобильности Часть 2
В1.Установите соответствие:
СТАТУСНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)прирожденный статус А)мужчина 2)приобретенный статус Б)высшее образование В)25 лет Г)инженер Д)женат Запишите в таблицу выбранные цифры А__________Б__________В__________Г____________Д
В 2.Вставьте пропущенные слова в текст «Семья - это основанная на_________(1)и /или кровном родстве малая____________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимным__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4),т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть жизни людей и первичная__________(5)детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста».
А)дети Е)институт Б)брак Ж)отношения В)социализация З)группа Г)коллектив И)любовь Д)обязанности К)уважение
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1_________2__________3_________4________5__________6
Часть 3 С.8.Составьте развернутый план по теме «Социальная стратификация общества».
С.9.4.Социология. Написать эссе «Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами». (А. Фаржд).

Список использованной литературы:

    Учебник «Обществознание», под ред. А.И. Кравченко. М.: Русское слово, 2009. Учебник «Обществознание», под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011. Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. 2011. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2011. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник. М.:Астрель, 2012. Половникова А.В. Обществознание: задания с развернутым ответом: Часть С. М.: АСТ. 2011. ЕГЭ – 2013. Обществознание. Тематические и типовые экзаменационные варианты. Под ред. Е.Л. Рутковской. 30 вариантов. М., 2013.


Вариант № 1 (простой)
1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…
А) территориальные
Б) демографические
В) этнонациональные
Г) профессиональные
2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом,
происхождением, семейным положением, ­ это…
А) социальная роль
Б) социальный статус
В) семейное положение
Г) социальная стратификация
3. Критерием выделения страт может быть:
А) уровень дохода
Б) отношение к религии
В) отношение к политической идеологии
Г) уровень развития личных способностей.
4. Социальная роль это –
А) степень признания достоинств личности
Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
Г) социальное перемещение индивида
5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные
отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
6. Глубинная причина социальных конфликтов:
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.
7. С социальной сущностью человека связана потребность:
А) приспосабливаться к условиям природной среды
Б) заботиться о своем потомстве
В) обеспечивать безопасные условия жизни
Г) получить признание в обществе

8. Социальная стратификация – это …
А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой
Б) совместная деятельность людей в различных группах
В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей
Г) система признаков социального расслоения, неравенства
9. Приобретенным является статус­
А) сын
Б) русский
В) флегматик
Г) учитель
10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и
индивидуальных отношений между ними – это…
А) политика общества
Б) структура общества
В) характер общества

Тест по теме «Социальные отношения»
Вариант № 2 (сложный)
1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в
обществе с изменением их статусов.
Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы,
которым должно соответствовать поведение людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
2. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей –
это…
А) внутренний социальный контроль
Б) внешний социальный контроль
В) самоконтроль
Г) социальные санкции
3. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со
стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.
А) влияние общественного мнения
Б) принуждение
В) регламентация социальных институтов
Г) групповое давление
4. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного
места жительства – это..
А) маргиналы
Б) люмпены
В) сословие
Г) социальный класс
5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение
человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.
Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает
норма.
Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы
обществ, социальных групп.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
7. Нации и народности – это…
А) исторические типы общества
Б) этнические общности
В) демографические группы
Г) поселенческие группы
8. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить
как конформное?
А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато
конфликтом, старается не изменять себе.
Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на
открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.
В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей,
его позиция – быть не таким, как все.
Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него
всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

9. Верны ли следующие суждения о социализации?
А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах,
происходящих в общественной жизни.
Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично­
групповых свойств и качеств человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

1 вариант

    Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является(-ются)

    физические данные 3) умственные способности

    особенности темперамента 4) профессия

    Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

    Политический 3) профессиональный

    Территориальный 4) социально - классовый

    По социально - классовому признаку выделяют такую социальную общность, как

    Немцы 3) горожане

    Горожане 4) предприниматели

    Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие признаки.

Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

5.Через 5 лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою квалификацию и стал бригадиром. Это пример:

1) социальной стратификации 3) социальной роли

2) социальной мобильности 4) социализации

6. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности.

Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

7. Какой статус относят к предписанному статусу?

1) водитель 3) мужчина

2) студент 4) депутат

8. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

9. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

10. Моральные нормы, в отличие от правовых,

1) регламентируют поведение людей

3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

12.Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите в порядке возрастания.

1) бойкот 4) выговор

2) аплодисменты 5) комплименты

3) насмешка 6) улыбка

13. Одобрение окружающими поступка человека может быть выражено в формальных и неформальных санкциях. К числу неформальных относится

1) вручение грамоты 3) премирование

2) лестный отзыв товарища 4) вручение памятного подарка

14. Принадлежность к семье Н. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

1) экономическая 3) эмоционально - психологическая

2) социального контроля 4) социально - статусная

15. Верны ли следующие суждения об этнических общностях?

А. Этнические общности являются важными элементами социальной структуры общества.

Б. Племена - это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психологическим складом.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

16. Молодежь как социальную группу отличает

1) общность быта 3) общность социального происхождения

2) социально - психологические особенности 4) единство политических взглядов

17. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Семья, клуб собаководов, бригада маляров - все эти объединения обозначают общим понятием «социальная …»

Ответ:_______________________________

18. Установите соответствие:

Социальные группы: Критерии:

А) мужчины 1) демографический

Б) племена 2) этнический

В) народности

19. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите цифры в порядке возрастания.

1) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5 - м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.

2) Рядовой инженер назначен руководителем проекта.

3) Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.

4) Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.

5) Гражданка вступила в повторный брак.

6) Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.

Ответ:________________________________

20. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:______________________________________

21. Установите соответствия:

События: Вид социальной мобильности

А) ученый - историк начал преподавать в ВУЗе. 1) вертикальная

Б) старший преподаватель получил должность 2) горизонтальная

В) офицер получил внеочередное звание.

Г) девушка - католичка накануне бракосочетания

перешла в протестантскую веру.

22. Прочитайте текс, каждое из положений которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

(1) В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

23. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, - это

1) этнос 2) община 3) государство 4) класс

24. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

1) государство предоставляет человеку возможность самостоятельно определять национальную политику

2) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими

3) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств

4) государство вводит налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

25. Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Тест по теме: «Социальные отношения»

2 вариант

1. К социальным группам, выделяемым по этническому принципу, относятся

    Нации 3) общественные движения

    Классы 4) сословия

2. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

3. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека - это

2) статус 4) роль

4. Социальные нормы

1) играют роль регулятора поведения людей

2) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести

3) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах

4) всегда являются «неписанными» нормами поведения

5. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию

1) воспитательную 3) эмоционально - психологическую

2) репродуктивную 4) социально - статусную

6. За добросовестный многолетний труд гражданин Н. бал награжден орденом. К числу других формально позитивных норм относится

1) вручение грамоты 3) аплодисменты

2) комплименты 4) слава

7. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе .

1) Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена

2) Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.

3)Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

4) Указание и определение гражданином своей национальности обязательно.

8. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1)социальную мобильность 3) социальное неравенство

2) социальную стратификацию 4) социальную адаптацию

9. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер.

Б. формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

10. Маргиналами называют

1) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

2) опустившиеся на социальное "дно" выходцы из разных классов

3) представители малооплачиваемых слоев населения

4) разорившиеся предприниматели.

11.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, требованиях морали.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

Установите соответствие между понятиями и определениями:

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) Социальная мобильность А) Социальные функции, выполняемые человеком в

соответствии с его социальным статусом.

2) Социальная дифференциация Б) Перемещения из одной социальной группы в

3) Социальная роль В) Установленное в обществе правило (образец)

поведения.

4) Социальная норма Г) Разделение общества на группы, занимающие

разное социальное положение.

11 . Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Характеризую положение человека в обществе, которое определяется его возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией, мы говорим о его …»

Социально -культурные 2) социально -политические 3) организационно-экономические 4) социально - ...

  • Документ

    Тест по теме « общество» 10 класс 1 Общество это... «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям это…. 20 Типы общества: ... элементами являются-----------общественной жизни и социальные институты.Выделяют 4 сферы которые...