В Юго-Восточном административно округе г. Москвы отныне запрещено пересекать прерывистую линию разметки. А наказание за это - лишение права управления транспортным средством…

К такому решению пришел инспектор ДПС ГИБДД УВД ЮВАО лейтенант Д., а мировой судья 271 судебного участка Ф. поддержала его доводы! Впрочем, обо всем по порядку …

План есть план

Итак, есть в Москве такая замечательная улица в районе Лефортово - 1-й Краснокурсантский проезд. Это неширокая улица, две полосы движения, по одной для каждого направления, разделенные на всей ­протяженности прерывистой линией разметки.

Так вот, в один из сентябрьских вечеров (около 20:00) автомобиль двигался по 1-му Краснокурсантскому проезду в сторону улицы Солдатская. В плотном транспортном потоке обгон - вполне естественный маневр, разумеется, разрешенный правилами дорожного движения на том участке дороги (прерывистая линия разметки). В тот момент водитель и подумать не мог, что, выполняя разрешенный обгон, он совершает самое любимое ГИБДД административное правонарушение - выезд на встречную полосу в нарушение ПДД (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ)!

В момент окончания обгона (встречные транспортные потоки, повторимся, разделены прерывистой линией разметки) автомобиль был остановлен инспектором ДПС ГИБДД ЮВАО лейтенантом Д., который заявил водителю, что тот неправомерно выехал на встречную полосу.

А как же прерывистая линия разметки?! - с удивлением спросил водитель.

Вы создали угрозу безопасности движения, так как двигались по встречной полосе! - заявил инспектор Д.

Что мы будем спорить, предлагаю пойти и посмотреть, какая ­разметка нарисована на дороге в месте, где я обгонял, - настоял водитель.

Водитель вместе с инспектором ДПС подошли к месту, где был ­совершен обгон.

Вот, смотрите, - водитель указал пальцем на прерывистую линию разметки, - здесь обгон разрешен, да и знака запрещения обгона нет.

Ну не зря же я тебя остановил, - заявил инспектор ДПС, - не надо правила нарушать!

Постойте, а какой именно пункт ПДД я нарушил, выезжая на встречную полосу через прерывистую линию разметки? - с еще большим ­удивлением спросил водитель.

Ну, раз остановил, не могу же я тебя отпустить. В общем, я протокол составлю, - подытожил сотрудник ГИБДД, - а все остальное в суде будешь доказывать. У меня план!»

«Ну ладно, суд так суд. Уж он-то наверняка во всем разберется», - подумал водитель, написал в протоколе: «Категорически не согласен!!!» и стал ждать суда.

А история между тем только начиналась. Как выяснилось позже, ­«правосудие» и «Конституция» - понятия, суду не знакомые!

Самый гуманный суд в мире

Через три недели водителя, как водится, вызвали в суд. Зная, насколько судебные решения бывают противозаконными, не полагаясь на судьбу, водитель основательно подготовился к судебному заседанию:

  • ознакомился с материалами дела;
  • подготовил письменное объяснение;
  • нарисовал схему движения транспортного средства;
  • подготовил комментарии к протоколу об административном правонарушении и к рапорту инспектора ДПС (т.к. в них было огромное количество неточностей и несоответствий действительности);
  • подготовил ходатайство о допросе инспектора ДПС и пассажира, ­который присутствовал в автомобиле во время совершения обгона;
  • подготовил ряд других ходатайств и доказательств отсутствия ­события правонарушения (как такового).

Плюс ко всему у водителя была полная уверенность в том, что:

  • судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 120 Конституции РФ);
  • судопроизводство осуществляется на основе состязательности ­и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ);
  • каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ);
  • каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ);
  • все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 1.5 КоАП РФ).

Во всяком случае, водитель так думал. Казалось бы, что еще нужно для вынесения объективного, независимого и непредвзятого решения? Не тут-то было!

Судья внимательно выслушала устные объяснения, приобщила к материалам дела письменные объяснения, схему движения автомобиля. Все остальные ходатайства о приобщении к делу доказательств невиновности водителя судья отказалась удовлетворить с мотивировкой: «Они приведут к затягиванию процесса» или «Это не имеет отношения к делу».

Инспектор ДПС Д., явившийся в суд, тоже ничего внятного сказать не смог.

Я правомерно остановил данного водителя, - объяснял инспектор ДПС, - он выехал на встречную полосу.

Постойте, - удивился водитель, - на том участке дороги можно ­выезжать на встречную полосу. Какой именно пункт ПДД я нарушил?

Пункт 11.4 Правил дорожного движения, - заявил сотрудник ГИБДД в суде, - водитель проехал перекресток по встречной полосе.

Ну как же?! - в еще большее недоумение пришел водитель. - Ведь мой автомобиль был остановлен задолго до перекрестка!

Водитель неправомерно выехал на встречную полосу, - продолжал, как автоответчик, бубнить инспектор ДПС в суде, - он создал угрозу безопасности дорожного движения, а также помехи для движения других транспортных средств.

Какие помехи, какая угроза безопасности, что вы несете? - возмущался водитель. - Маневр правилами разрешен, ДТП не было, какие тут могут быть вопросы?

Суду все ясно, - перебил спор мировой судья, - инспектор ДПС свободен, а суд удаляется для вынесения постановления.

Все материалы дела были явно в пользу водителя: протокол говорит об одном, рапорт о другом, инспектор ДПС на допросе показал третье. Рапорт, помимо непонятных и незаверенных исправлений, вообще не был подписан! Этакая безобразная бумажка в деле лежит, даже назвать ее документом язык не поворачивается. Никто и не догадывался, что для мирового судьи Ф. все эти сомнительные документы будут железным доказательством вины!

Каково было удивление водителя, когда за пересечение прерывистой линии разметки мировой судья 271 судебного участка лишила его ­водительских прав на полгода!

На следующий день была подана жалоба в Лефортовский районный суд, которую взялась рассматривать федеральный судья К.

Судебное заседание по рассмотрению жалобы длилось… три минуты!

Я понимаю, что вы правы, - призналась судья, - но оснований для отмены постановления у меня нет.

Постойте, - удивился водитель, - а многочисленные нарушения всех возможных норм материального и процессуального права - это не основание? А то, что водителя лишили прав за то, что он пересек прерывистую линию разметки, - это тоже не основание? Что же тогда вообще является основанием?

Мы не можем отменять постановления, - тяжело вздохнув, сказала судья, - обратитесь в Мосгорсуд. Там, скорее всего, рассмотрят вашу жалобу по существу…

Оказалось, что по каким-то непонятным указаниям кого-то «сверху» федеральные судьи не рассматривают жалобу по существу, а просто отказывают в ее удовлетворении с типовой формулировкой: «Оснований для отмены постановления нет».

Через два дня жалоба была подана уже в Московский городской суд. Но Мосгорсуд вообще отказался рассматривать жалобу с объяснением: «Нарушен порядок подачи надзорной жалобы!»

Мысль о том, что в нашей стране существует право на судебную защиту, а также о том, что в нашей стране судьи независимы и подчиняются только Конституции, оказалась не совсем соответствующей действительности.

Конечно же, сдаваться рано. И за свои права (в прямом и переносном смысле) нужно бороться до конца. Повторная жалоба в Московский городской суд была подана уже на следующий день. Но вряд ли дело закончится этим, скорее всего, придется обращаться в Верховный Суд, Администрацию Президента, а также к Уполномоченному по правам человека.

Что делать, если вы столкнулись с произволом сотрудников ДПС

Подытоживая опыт общения с дорожными блюстителями порядка, - несколько советов о том, что нужно делать, если вы столкнулись с неправомерными действиями сотрудников ДПС ГИБДД или, того хуже, с их откровенным произволом.

  1. Не паникуя и не нервничая, объясните сотруднику ГИБДД, почему его доводы являются неубедительными (ложными, противозаконными) . Для этой цели нелишним, например, будет прогуляться вместе с ним до того места, где двигался ваш автомобиль, и показать траекторию движения «на местности».
  2. Если убедить инспектора ДПС в своей правоте на месте не удалось, дождитесь составления протокола об административном правонарушении . В протоколе, в графе «объяснения», пишите: «Ознакомлен, по существу не согласен». Больше никаких комментариев не даем и не пишем. С остальным будем разбираться позже.
  3. Если вы нарушили ПДД, ни в коем случае в этом не признавайтесь, и уж тем более ни в коем случае не пишите это в протоколе. На дороге встречается масса ситуаций, когда инспекторы ошибаются или присутствуют какие-либо противоречия. Напишите в протоколе: «Ознакомлен, по существу не согласен». На вопрос инспектора: «С чем именно не согласен?» можно не отвечать.
  4. Если за правонарушение предусмотрено лишение права управления транспортным средством, дело будет рассматривать судья. Во время составления протокола инспектор ДПС попытается вручить вам повестку в суд, в этом случае лучше отказаться от ее получения .
    Во-первых, это незаконно: инспектор не вправе решать вопросы, которые обязан решать суд.
    Во-вторых, в то время, которое указано в этой «повестке», в суд явится еще сотня таких, как вы. Поэтому, стоя в очереди, потеряете много времени.
    В-третьих, помните, что судья при подготовке дела к слушанию в любом случае обязан вас известить о времени и месте рассмотрения административного дела.
  5. Дождитесь извещения непосредственно от судьи о дате и времени рассмотрения административного дела. А пока ждете, не теряйте времени, внимательно изучите пункты Правил дорожного движения , которые вы якобы нарушили, и статьи Кодекса об административных правонарушениях , которые предусматривают за это ответственность.
    Не лишним в этом случае будет еще раз ознакомиться с местностью, где вы двигались: внимательно изучите все знаки, разметку и другие особенности движения на том участке дороги. Если есть ­возможность, сфотографируйте эту местность с разных ракурсов.
  6. Перед тем как отправиться на судебное заседание, предварительно ознакомьтесь с делом . Для этого нужно подъехать в канцелярию суда и попросить дело для ознакомления. Вам обязаны его предоставить и дать возможность спокойно его почитать (ст. 25.1 КоАП РФ).
    Более того, если есть возможность, снимите копии со всех документов , имеющихся в деле (или сфотографируйте их). Это можно и нужно сделать, чтобы иметь возможность спокойно подумать над ними дома, а также для того, чтобы материалы дела в процессе не изменялись.
  7. Не надейтесь на судьбу, тщательно подготовьтесь к судебному заседанию :
    • подготовьте свои письменные объяснения;
    • нарисуйте свою схему движения транспортного средства;
    • если в момент движения в автомобиле находились пассажиры, заручитесь их поддержкой и подготовьте ходатайство о вызове их в суд и допросе в качестве свидетелей;
    • если на месте правонарушения вы запомнили номера автомобилей, которые находились (двигались) в том месте, подготовьте ходатайство об установлении их владельцев и вызове их в суд. В том случае, если судья откажется это сделать, в процессе обжалования решения можно будет смело указывать, что он не предоставил возможность доказать свою невиновность, что является нарушением процессуальных норм Кодекса об административных правонарушениях;
    • если в материалах дела есть неточности или сомнения, укажите судье на это: подготовьте письменное ходатайство об исключении данных материалов из дела (судья, скорее всего, в этом откажет, но еще один «козырь» будет на нашей стороне);
    • если существуют еще какие-либо доказательства (которые подтверждают вашу невиновность), подготовьте ходатайство о приобщении и его к материалам дела. Даже если эти доказательства могут показаться совсем бредовыми, смело заявляйте о них: статья 45 Конституции РФ вам дает такое право.
  8. Все перечисленные письменные ходатайства заявляйте на судебном заседании . Не переживайте, что вам могут в них отказать. Даже если судья не согласится удовлетворить ваши ходатайства, они в любом случае будут приобщены к делу, и впоследствии (при обжаловании постановления) вы сможете на них ссылаться.
  9. Также нелишним будет записать ход судебного заседания на диктофон . Причем это лучше делать открыто: ч. 4.3 ст. 24.3 КоАП РФ дает вам на это право. При обжаловании постановления в некоторых случаях очень полезно бывает обратиться к аудиозаписи хода заседания.
  10. Морально будьте готовы к тому, что мировой судья , несмотря на все ваши доводы и доказательства, вынесет постановление о привлечении вас к ответственности . К сожалению, большинство мировых судей живет по принципу: «Если инспектор ДПС составил протокол, значит, водитель виноват по определению».
  11. Если все-таки на судью никак не повлиял вес и количество ваших доказательств, не отчаивайтесь. Впереди еще ряд судебных инстанций, которые относятся к Кодексу об административных правонарушениях и Конституции РФ более уважительно. Поэтому смело обращайтесь в вышестоящий суд (федеральный районный суд) с жалобой на неправомерно вынесенное постановление. Жалоба пишется в свободной форме.
  12. Если же и для федерального судьи ваши доводы окажутся неубедительными и он оставит постановление в силе, обращайтесь еще выше (городской суд, областной суд, Верховный Суд). Там, «наверху», находятся очень грамотные люди. Будьте уверены, они рассмотрят вашу жалобу и ваше дело по существу.

И, наконец, еще один важный момент.

Пока вы пишете жалобу и она рассматривается в федеральном суде, постановление (в том числе и о лишении вас права управления ТС) не является вступившим в законную силу . В этот период времени вы имеете полное право ездить на автомобиле (даже если мировой судья лишил вас такого права). И только когда федеральный суд, куда вы обратились с жалобой на постановление, отказал вам в ее удовлетворении, с этого момента постановление по делу вступает в законную силу.

На период рассмотрения вашей жалобы обязательно возите ее с собой в автомобиле. И если очередной инспектор ДПС ГИБДД заявит вам, что вы управляете автомобилем в то время, когда вы лишены водительских прав, покажите ему жалобу с отметкой суда о ее принятии. Этот документ говорит о том, что постановление по делу еще не вступило в законную силу.

Если же вы столкнулись с откровенным произволом сотрудников дорожно-патрульной службы, рекомендация одна - звоните на центральный пульт ОВД по телефону «02» (с мобильного телефона - 112). Спокойно и внятно объясните, с чем именно столкнулись, что именно сделал инспектор ДПС, где и как это происходило. Оператор официально примет ваше сообщение и направит его на рассмотрение в соответствующее подразделение. Не пренебрегайте этим правом, так как по каждому такому обращению заводится специальная карточка, которая направляется в орган ГИБДД и должна будет в любом случае отработаться.

Кроме того, очень полезно в этом случае официально обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением. И даже если по вашим жалобе и заявлению будет принято решение не в вашу пользу (соответствующие органы не найдут нарушений в действиях инспектора ДПС), будьте уверены, что в следующий раз сотрудник ДПС трижды подумает, прежде чем совершать неправомерные действия или нарушать закон.

Как бы то ни было, старайтесь не нарушать Правила дорожного движения, поскольку доказывание своей невиновности - процесс довольно долгий, нудный и неблагодарный. Особенно в нашей стране, где водитель, который садится за руль, «виноват по определению».

Ну а если столкнулись с незаконными действиями или откровенным произволом сотрудников ДПС, будьте готовы доказывать свою невиновность и идти до конца. Ибо так и только так мы сможем постепенно перейти от варварского общества к цивилизованному правовому государству.

Сноски

Свернуть Показать


Ситуация: инспектор ГИБДД вписан в протокол об административном правонарушении в качестве свидетеля. Правомерно ли это? Может ли инспектор выступать в качестве свидетеля по административному делу в суде? Насколько правомерно будет использование судом подобных показаний для признания водителя виновным в совершении нарушения?

При рассмотрении дел об административных правонарушениях судьям предписано руководствоваться Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), являющимся основным законом, регулирующим порядок привлечения к административной ответственности. Однако не стоит забывать, что наряду с Кодексом немаловажную роль играет и сложившаяся судебная практика по административным делам, а также официальные разъяснения применения норм закона Верховным судом Российской Федерации.

Для того чтобы более полно разобраться в интересующем нас вопросе, проведем анализ законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного суда РФ по интересующей теме.

Так, согласно ст. 25.6 КоАП РФ, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Таким образом, КоАП РФ не содержит каких-либо строго определенных требований к лицу, привлекаемому в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении. То есть, свидетелем по административному делу может быть абсолютно любое лицо, будь то любой посторонний человек, знакомый, друг или даже близкий родственник лица, привлекаемого к административной ответственности. Единственным условием, которому должен отвечать свидетель, является то, что ему должны быть известны обстоятельства дела о лишении водительских прав. Таким образом, нормы Кодекса не запрещают судьям опрашивать в качестве свидетелей любого из присутствовавших при совершении вменяемого водителю правонарушения сотрудников ГИБДД, в т.ч. и составлявшего протокол об административном правонарушении.

Теперь обратимся к разъяснениям Верховного Суда РФ, согласно которым органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Однако в том же Постановлении Пленума Верховного суда РФ имеется и поправка, согласно которой, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях, в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

Что же это у Верховного суда получается: свидетелем по делу составивший протокол об административном правонарушении сотрудник ГИБДД не является, а в тоже время может быть допрошен в качестве свидетеля?!

В то же время можно сделать вывод о том, что согласно разъяснениям Верховного суда, инспектор ГИБДД все же может быть участником судопроизводства, если составил протокол по нарушению не он. Однако в чем же разница между составившим протокол инспектором и его напарником? Оба, хоть и находятся при исполнении служебных полномочий, но в то же время уполномочены на сбор и представление в суд доказательств совершения правонарушения, на составление протокола об административном правонарушении и других доказательств по делу о лишении прав, которые в дальнейшем подлежат изучению судом для принятия решения в отношении водителя. В то же время можно придти к выводу и о том, что как составивший протокол инспектор ДПС, так и его напарник могут иметь служебную заинтересованность в исходе дела.

Тем не менее, поскольку КоАП РФ не содержит такого требования к свидетелю как отсутствие прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, то, из комплексного анализа норм права в совокупности с разъяснениями Пленума Верховного суда, можно придти к выводу, что сотрудники ГИБДД, являющиеся очевидцами совершенного нарушения, вполне законно могут быть привлечены в качестве свидетелей по делу, что на практике довольно часто и происходит.

В тоже время имеется и другой вопрос: насколько свидетель инспектор ДПС будет непредвзят и правдив в своих показаниях? Однако этот вопрос уже подлежит решению в рамках судебного рассмотрения дела и, однозначно, ни законом, ни разъяснениями Верховного суда не трактуется.

Однако не стоит забывать, что никакие доказательства, в том числе и показания любых свидетелей по делу, не должны иметь для суда заранее установленной силы, а задачами производства по делу об административном правонарушении является полнота и всесторонность его рассмотрения.

Какую роль играют понятые при оформлении материала по “пьянке”?
Причины вождения в нетрезвом состоянии, могут быть самыми разными. Начиная с вполне банального «да я только до дома дойти» и до «жена рожает, везу в больницу» (иногда жены может и не быть в машине). Однако, в нашему великому сожалению, законодательство практически никак не дифференцирует степень ответственности водителя, который ездит 200 км/час на сильно загруженной автомагистрали (таким образом он ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников движения, не только своего) от водителя, который «злоупотребив» одним бокалам вина, паркует машину в пустом дворе с соблюдением всех возможных в его ситуации мер предосторожности, на скорости не превышающее 10 км/час. По санкции статьи 12.8 часть 1 КоАП РФ, оба водителя могут быть лишены прав управлять автотранспортными средствами и, скорее всего, на одинаковый срок – полтора года, вроде это и несправедливо не так ли? а ведь не каждый пьяный за рулем одинаково опасен.

При всём при этом. большинство водителей искренне признают себя виновными в суде и надеются что это им поможет (совершенно зря, кстати), даже не пытаясь защитить свои права. Это ошибочный поступок, думая типичным образом "всё, я в суде значить судить будут, я виноват и меня сейчас накажут, может если я признаюсь мне повезёт", но тут к сожаления не все так однозначно, дело в том, что суд попросту не может назначить иное, кроме лишения вас водительских прав в виде наказания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Однако, это не тупик, в этой ситуации есть массы иных способов остаться с правами. Зачастую при составлении протоколов, инспектора ГИБДД часто допускают нарушения действующего законодательства, притягивает факты «за уши», что позволяет использовать его ошибки в суде при защите своих прав. В большинстве случаев, грамотное построение защиты на нарушениях, допущенных инспектором, позволяет успешно прекратить дело в суде и вернуть водительское удостоверение. Ведь привлечение к ответственности может быть только законным, с соблюдением всей установленной законом сложной процедуры составления протоколов, то есть любое доказательство которая "делает" вас виновным должна быть получена законным путём.

Так вот, перейдём к делу. Большинство автолюбителей уже знают, как должна проходить процедура освидетельствования на состояние опьянения: сначала инспектор ГИБДД отстраняет от управления транспортным средством, потом предложение "подышать в трубку" , после, по ситуации, медицинское освидетельствование. Также большинству известно, что при заявлении на медицинское освидетельствование должны присутствовать двое понятых (незаинтересованные в исходе дела лица).

Однако, что должны зафиксировать понятые, знает не каждый, что на самом деле плохо так как это может вам помочь доказать свою невиновность. Понятой своей подписью в протоколе удостоверяет совершение определенных процессуальных действий. При составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством, понятые фиксируют тот факт, что конкретное лицо, водитель, управлял конкретным транспортным средством, в отношении данного лица имелись достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, нарушение речи, и т.д.). При этом когда сотрудник ГИБДД привлекает понятых, он должен разъяснить им положения статьи 25.7 КоАП РФ, где указаны их права и обязанности (конечно не все это делают). При проведении освидетельствования на состояние опьянения, в присутствии понятых водителю разъясняется порядок прохождения освидетельствования, целостность клейма, свидетельство о поверке, после распечатывается одноразовый мундштук, и понятые наблюдают, как водитель дует в трубку, после чего результат показывают понятым и водителю, составляется протокол, где все расписываются. При направлении на медицинское освидетельствование, понятым инспектор ГИБДД сообщает основание, по которому он направляет водителя на медицинское освидетельствование (отказ водителя от прохождения освидетельствования на месте, при его несогласии с результатами, или просто из принципа человек отказывается, при нулевом показателе алкотестера и наличия и инспектора оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (например, наркотического, т.к. алкотестер может определить только алкогольное опьянение).

На самом деле все происходит гораздо "проще и быстро" : если сотрудник и привлечет двух понятых, то права им не разъясняются ("зачем тратить время в пустую" ), обычно, самого водителя они вообще не видят, им только дают подписать документы и всё. Эти поступки являются серьезными процессуальными нарушениями. Не исключён тот случай что понятых вообще не привлекают, а в материалах дела сведения о них все же присутствуют.

Эти грубые нарушения просто обязывает вас прийти в суд и излажить все обстоятельства произошедшего, однако, для суда этого недостаточно, поскольку в материалах дела есть все необходимые сведения о понятых. В данном случае лучше всего проконсультироваться с нашими специалистами, автоюристы постоянно сталкиваются с подобными ситуациями, и на основании своего опыта и знания нормативных документов, грамотно ведут такое дело, каждое дела требует индивидуальный подход, по этому шаблонов этаких тут нет.

ИНСПЕКТОР ГИБДД – СВИДЕТЕЛЬ В СУДЕ

Рассматривая административные дела о правонарушениях, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ, суды практически всегда привлекают к участию в судебном процессе в качестве свидетелей сотрудников ГИБДД, непосредственно занимавшихся оформлением процессуальных документов и сбором доказательств по указанным правонарушениям. При этом доводы защитников о недопустимости подобных действий, как правило, откровенно оставляются судьями без внимания или как надуманные, или как способ затянуть судебное разбирательство.

Что по данному поводу установлено действующим законодательством?

Пункт 1 статьи 25.6 КоАП РФ устанавливает, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Нормы КоАП РФ не содержат прямого запрета на участие в таком деле в качестве свидетеля сотрудников ГИБДД. Тем более что ст. 26 Закона РФ от 18.04.1991 года за № 1026-1 «О милиции» прямо закреплено, что показания сотрудника милиции по делу об административном правонарушении оцениваются судом наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Разъяснение пленума ВС РФ - « Вместе с тем в данном случае необходимо учитывать разъяснение, данное в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» (в ред. от 11.11.2008; БВС. 2005. № 6).

Согласно данному разъяснению - "органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Тем не менее, как указывается в нем далее, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов».

ВЫВОД - процессуальный статус свидетеля как участника производства по делам об административных правонарушениях прямо определен в статье 25.6 КоАП РФ и сотрудник ГИБДД, составивший протокол об АПН, ни при каких обстоятельствах не может являться свидетелем по этому же делу.

Правильность и обоснованность приведенного разъяснения ВС РФ не вызывает сомнения, поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, включая сотрудников ГИБДД, имеют непосредственную заинтересованность в исходе дела.

Так, в ответе на вопрос № 12 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2003 года (БВС РФ 2007 года за № 8) Верховный суд РФ пришел к справедливому выводу о невозможности привлечения сотрудника милиции в качестве понятого при составлении протокола при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, именно ввиду возможной служебной заинтересованности такого лица в исходе дела. Ведь он является работником органа внутренних дел, который составляет протокол об административном правонарушении и формирует доказательственную базу по делу. При этом следует принять во внимание, что процессуальный статус понятого близок к процессуальному статусу свидетеля и впоследствии понятой может быть допрошен судом именно в качестве свидетеля.

Это означает также возможность дачи сотрудником ГИБДД при допросе в суде в качестве свидетеля заведомо ложных показаний. В данном случае соответствующая санкция статьи 17.9 КоАП РФ не является надежной гарантией ее соблюдения. Причина здесь не в смехотворном размере штрафа - от 1000 до 1500 рублей. Просто к такой ответственности привлечь сотрудника ГИБДД элементарно не удастся - по общему правилу согласно пункта 1 статьи 2.5 КоАП РФ «сотрудник органов внутренних дел несет за совершенные им административные правонарушения дисциплинарную ответственность, за исключением административных правонарушений, указанных в п. 2 настоящей статьи, по которым он несет уже ответственность административную».

Вся нелепость ситуации в том, что в пункте 2 статьи 2.5 КоАП РФ административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.9 КоАП РФ, просто … не упомянуто.

Именно поэтому практикуемое судьями предупреждение привлекаемых в качестве свидетелей сотрудников ГИБДД об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний необоснованно и выглядит по меньшей мере нелепо – как можно предупредить об ответственности за дачу заведомо ложных показаний лицо, которое при любом раскладе ответственности за такое деяние просто не понесет?. Это позволяет прямо и обоснованно сомневаться в эффективности такого предупреждения.

Кроме этого, привлечение сотрудника ГИБДД в качестве свидетеля по делу нарушает его конституционное право не свидетельствовать против самого себя (пункт 1 статьи 51 Конституции РФ), которое дублировано в подпункте 1 пункта 3 статьи 25.6 КоАП РФ. А ведь он будет вынужден это сделать. И именно потому, что имеет служебную заинтересованность в исходе дела, именно потому, что именно он составил протокол об АПН и сформировал доказательственную базу по делу.

Отсюда прямо вытекает, что такую же служебную заинтересованность имеет и напарник сотрудника ГИБДД, который произвел вышеуказанные действия.

Возникают два закономерных вопроса:

  1. В каком же тогда качестве выступает в административном процессе сотрудник ГИБДД, составивший протокол об АПН и сформировавший доказательственную базу по делу?
  2. Как расценивать даваемые им показания?

Сотрудник ГИБДД не является участником по делу об АПН, а соответственно, не является свидетелем или любым иным лицом, указанным в главе 25 КоАП РФ. Ввиду того что настоящей главой определен исчерпывающий перечень участников производства по делам об административных правонарушениях, можно сказать, что сотрудник ГИБДД не имеет процессуального статуса вообще.

Поэтому привлечение его судом к участию в деле в качестве любого из лиц, упомянутых в настоящей главе, будет необоснованным и незаконным.

Роль указанного должностного лица в суде сводится исключительно к уточнению тех или иных обстоятельств по делу и ответу на возникающие в связи с этим у суда вопросы. Данные им показания являются доказательством, которое оценивается судом наравне с иными доказательствами по делу. По сути, указанное должностное лицо является в таком случае источником, или, еще лучше будет сказать, носителем доказательств по делу, и, учитывая его возможную служебную заинтересованность в его исходе, к данным им показаниям суд должен отнестись максимально критично.

Все сказанное в равной мере относится и к любым иным должностным лицам, составившим протокол об административном правонарушении.

На практике же пока все происходит с точностью до наоборот: сотрудники ГИБДД по указанной категории дел продолжают привлекаться судом в качестве свидетелей. При этом к их показаниям судьи не то что не относятся критично, а «не находят оснований им не доверять, тем самым не принимая во внимание ни приведенное выше разъяснение ВС РФ об их служебной заинтересованности в исходе дела и нарушая правило статьи 26.11 КоАП РФ о презумпции недопустимости признания за каким-либо доказательством заранее определенной силы.

Время чтения: 7 минут

Лишение водительского удостоверения – одна из самых суровых мер наказания для любого автолюбителя. Конечно, никто не хочет остаться пешеходом на срок от одного месяца до трех лет. Именно такое наказание за несоблюдение Правил дорожного движения предусматривает КоАП РФ в статье 3.8, ч. 2. Если такая неприятность все же случилась, следует разобраться со многими вопросами, в том числе с тем, как проходит суд по лишению водительских прав в 2019 году.

Как узнать о суде

Первый вопрос, который наверняка заинтересует водителя, подпавшего под санкции: как узнать, когда будет суд по лишению прав? Как правило, судебные органы оповещают водителя о дате проведения разбирательства при помощи повестки. Однако, как показывает практика, очень часто повестки по ряду причин не попадают в руки привлеченного к суду нарушителя.

Многие хотели бы знать, через сколько приходит повестка в суд на лишение водительских прав. Ответить однозначно невозможно. Дело в том, что процесс рассмотрения таких дел достаточно сложен.

Изначально инспектор, выявивший нарушение ПДД, пишет протокол. Здесь возникает еще один насущный вопрос: кто лишает водительских прав, суд или ГАИ? Согласно законодательству, изымать права сотрудник дорожной полиции не вправе, лишить водительского удостоверения может только суд: для этого должно пройти судебное разбирательство.

После получения протокола дело направляется в определенный судебный участок. Как только протокол будет рассмотрен судебным органом (на это дается 15 дней), водитель получит от него повестку.

Чтобы не пропустить суд о лишении водительских прав и получить шанс оспорить свое правонарушение, крайне рекомендуется самостоятельно узнать дату его проведения.

Помимо обращения в отделение Госавтоинспекции, получить сведения можно через онлайн-сервис ГИБДД. Для этого нужно лишь ввести в поиск серию и номер своего водительского удостоверения, а также дату его выдачи.

Место проведения суда

Важно знать, в каком суде рассматриваются дела о лишении водительских прав. Как правило, принятие решения по таким вопросам осуществляется мировыми судьями. Дело направляется в то судебное отделение, которое ближе расположено к месту правонарушения или аварии.

Если водителя не устраивает место, где проходит суд по лишению водительских прав, он имеет право подать ходатайство о перенесении рассмотрения дела по месту регистрации. Такую просьбу можно вписать непосредственно в протокол, который составляет сотрудник ГИБДД. Также можно направить в суд письмо с заявлением на перенесение места судебного разбирательства.

Как рассматривается дело

Как происходит лишение водительских прав после того, как протокол о правонарушении попал в суд? Первым делом мировой судья принимает все собранные инспектором ГИБДД материалы к производству. Он назначает дату и время проведения разбирательства, после чего оповещает об этом нарушителя.

В процессе рассмотрения дела в суде водитель имеет право на изучение всех материалов следствия, чтобы представить свои объяснения и доказательства.

При желании можно воспользоваться помощью юриста. Даже если принято решение о лишении, его можно обжаловать.

Рассмотрев дело, судья вынесет . Если вина водителя не была доказана, производство по делу будет прекращено.

Обязательна ли явка в суд

Согласно правилам по проведению разбирательств, касающихся административных правонарушений, дело рассматривается в присутствии предполагаемого виновника. И здесь у многих возникает вопрос, что будет, если не явиться в суд по лишению водительских прав? Нужно сказать, что никакого наказания или штрафа в данном случае не предусмотрено. Если водителя надлежащим образом оповестили о месте и дате рассмотрения правонарушения, но он не явился, дело будет рассмотрено судьей без присутствия обвиняемого.

Однако стоит понимать, что, если не прийти на суд по лишению прав, невозможно будет доказать свою невиновность. Решение будет принято исключительно на основе тех фактов и документов, которые передал инспектор ГИБДД. И очевидно, каким оно будет.

Чтобы повысить свои шансы не быть лишенным водительского удостоверения, рекомендуется все же явиться на процесс. В ходе рассмотрения дела можно представить доказательства своей невиновности или неправомерных действий инспектора.

Ход судебного разбирательства могут изменить:

  • сведения об ошибках при оформлении протокола или задержании;
  • чистосердечное признание вины;
  • водительский стаж и история вождения, то есть наличие предыдущих нарушений или их отсутствие;

Как узнать о решении суда

Водители, которые по каким-либо причинам не смогли посетить заседание суда, могут узнать о принятом решении несколькими способами. Проще всего, конечно, получить информацию через интернет. Если воспользоваться онлайн-поиском нет возможности, получить данные о судьбе своего водительского удостоверения можно:

  • в любом отделении ГИБДД;
  • написав письмо в Госавтоинспекцию;
  • на ближайшем посту дорожного патруля;
  • в канцелярии ближайшего отделения суда.

Нередко оповещения о решении дела по административному нарушению приходят прямо на электронную почту водителя. Как узнать решение суда о лишении водительских прав по интернету? Очень просто: для этого нужно посетить официальный сайт одного из государственных учреждений, связанных с делами, касающимися арестов водительских удостоверений.

Нередко бывает так, что судебное разбирательство уже прошло, решение по лишению прав принято, а постановление водителю не выдали. Данный документ очень важен, ведь он позволяет сдать в ГИБДД права. Хотя такие сведения направляются в органы Госавтоинспекции в электронном виде после суда, иногда они задерживаются.

И где взять постановление суда о лишении водительских прав становится проблемой самого водителя.

Чтобы ускорить процесс, можно обратиться в канцелярию суда, в котором рассматривалось нарушение. Там обязательно хранится оригинал постановления. Перед тем как получить копию постановления суда о лишении прав, придется написать заявление.

В большинстве случаев копия постановления выдается под подпись непосредственно после суда, если водитель на нем присутствовал. В противном случае она будет направлена заказным письмом по адресу прописки в течение пяти дней.

Если пришло время возвращать водительское удостоверение, а постановление суда о лишении водительских прав утеряно, ничего страшного в этом нет. Для возврата документа постановление не потребуется. Достаточно обратиться в отделение ГИБДД с паспортом, действительной (в некоторых случаях) и документом об изъятии прав, который выдадут при их сдаче.

Важно: для возврата прав после лишения с сентября 2013 года требуется сдать теоретический экзамен на знание ПДД.

Можно ли оспорить решение суда

Нередко после судебного разбирательства водитель не признает вину и хочет обжаловать решение. Процесс оспаривания в суде лишения прав должен начинаться с апелляционного заявления, поданного не позже 10-дневного срока с момента вынесения постановления.

Обратиться с обжалованием решения требуется в суд первой инстанции. Сделать это можно при помощи адвоката либо самостоятельно.

В качестве доводов могут быть использованы такие факты, как наличие в семье престарелых родителей или несовершеннолетних детей, инвалидность, использование транспортного средства в качестве источника дохода. В таком случае вместо лишения прав суд может назначить штраф или общественные работы. Все аргументы должны быть подкреплены документально.

Показатели алкотестера . При этом были свидетели, которые не соглашались с мнением инспектора, что водитель пьян, и отказывались ставить подпись в протоколе. Грамотные показания свидетелей часто становятся причиной отмены такого сурового наказания, как лишение удостоверения.

Чтобы выиграть дело, нужно ознакомиться с факторами, смягчающими приговор в суде, либо воспользоваться услугами опытного юриста.

В РФ существует практика лишения права управлять автотранспортом по причине неуплаты алиментов или наличия других задолженностей перед государством.

В прошлом году такое наказание коснулось сотен злостных неплательщиков, которые оказались должны более 10 тысяч рублей.

Лишиться прав можно и за долги государству или частным лицам. На сегодняшний день это практикуется во всех областях РФ. Суровые последствия ждут должников, которые игнорируют требования исполнительных служб о возмещении морального либо имущественного вреда, а также тех, кто вовремя не оплачивает административные штрафы.