Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности (к вопросу об Экологической доктрине России)

Грачев В.А.

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет.

Приданию законотворческой работе в сфере экологии упорядоченности и системности должно способствовать создание Экологической доктрины Российской Федерации. Решение о ее разработке было принято на экологическом форуме, который состоялся в доме ученых в Москве в начале года. Уже создана концепция такого документа. Ее авторами являются академики РАН Лаверов Н.П., Израэль Ю.А., Исаев А.С., Павлов Д.С., Осипов В.И.

В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Подробнее следует остановиться на вопросе о правовых основах.

Во-первых, о международных конвенциях. За истекшие годы ратифицированы Конвенция ООН об изменении климата (04.11.94г.); Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (25.11.94г.); Конвенция о биологическом разнообразии (17.02.95г.). Недавно удалось достичь взаимопонимания по конвенции по опустыниванию, принято положение V, которое тормозило ратификацию Россией этой конвенции.

Особую тревогу, в связи с изменившейся позицией США, вызывает реализация Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола.

Во-вторых, о нашем внутреннем законодательстве. С 1993 года, с принятием новой Конституции и выборов Государственной Думы Российской Федерации, в развитии федерального законодательства в данной области общественных отношений огромную роль имеет законодательная деятельность Федерального Собрания Российской Федерации. С 1993 года образован и действует Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации.

К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”(1995г.), “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” (1997г.), “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”(1998г.), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха (1999г.).

За последнее время в развитие основных Конституционных принципов в области охраны окружающей природной среды не только приняты крупные основополагающие законы, но и многие законопроекты в настоящее время проходят различные стадии законодательного процесса в Государственной Думе.

Однако многие вопросы, необходимые для решения экологических проблем, так и остались не решенными и составляют существенные пробелы в экологическом праве. Так, до настоящего времени не внесены соответствующие изменения и дополнения в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” - основополагающий закон, который должен отвечать как современным требованиям, так и перспективным задачам охраны окружающей природной среды, обеспечивать право граждан на благоприятную среду и переход России к устойчивому развитию.

На данный момент законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” принят Государственной Думой в первом чтении. В нем максимально сохранена концепция действующего закона, но при этом он приведен в соответствие с действующим законодательством.

Стоит особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки и приведения в соответствие с действующим законодательством раздела об экономическом механизме охраны окружающей природной среды. Новая редакция закона направлена на обеспечение механизма, реализующего принцип “загрязнитель платит”, и в то же время призван дать возможность загрязнителю обеспечить привлечение необходимых средств на строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и обеспечение иных мероприятий, необходимых для охраны окружающей природной среды.

Доработанный законопроект фактически является “генеральной подготовкой” к написанию Экологического кодекса Российской Федерации. Экологический Кодекс, как и любой кодекс, представляющий из себя кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей природной среды и природопользования, смог бы урегулировать не только природоохранные проблемы, но и дал бы возможность скорректировать все законы, касающиеся природопользования. Эта задача на перспективу, к которой надо стремиться. Однако на данном этапе необходимо скорейшим образом принять закон “ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной Среды”.

Ведется серьезная работа также по следующим направлениям:

1. Закон “О питьевой воде”;

2. Радиационно-ядерный блок законов:

– три атомных законопроекта;

– закон “О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда”;

3. Закон “Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта”;

4. Закон “О государственном регулировании использования нефтяного (попутного) газа” и другие (всего около 30).

Вызывает озабоченность позиция Правительства: среди указанных законопроектов нет ни одного, внесенного Правительством.

Для нас - парламентариев - этот раздел доктрины особенно важен.

Большинство экологических проблем, с которыми мы сегодня столкнулись, имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов. За наше бездействие сегодня будут расплачиваться наши дети и внуки.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В этой связи хочу остановиться на следующих проблемах, которые представляются мне наиболее важными и актуальными.

Ликвидация химического оружия. Правовая база создана: принят Федеральный закон “Об уничтожении химического оружия”, Россия стала участницей соответствующей Конвенции.

Учитывая, что при перевозке химического оружия могут возникнуть аварийные ситуации, объекты по уничтожению химического оружия предполагается размещать рядом с объектами их хранения.

Однако тут есть проблема. Так, в поселке Леонидовка Пензенской области хранится около 20 % общего объема запасов химического оружия страны. Размещение здесь объекта по уничтожению химического оружия затруднено, так как в районе поселка Леонидовка сложилась кризисная экологическая ситуация в связи с прошлым опытом уничтожения химического оружия первого поколения, когда в конце пятидесятых годов.

Таким образом, получается, что химическое оружие уничтожать надо, а завод в Леонидовке строить нельзя. К тому же, если, не дай Бог, что случится, то всему бассейну Волги угрожает участь похуже Чернобыля. Эта проблема, на наш взгляд, очень важна и ее надо решать.

Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения техногенных аварий. Причем, многие опасные производственные объекты расположены в бассейнах больших рек, таких как Амур, Ангара, Волга, Енисей, Колыма, Обь, Ока, Селенга. В особенности, это касается предприятий золотодобывающей промышленности. То, что случилось в Румынии, когда в бассейн Дуная произошел выброс цианидов, должно нас насторожить и очень серьезно озаботить. Сейчас на золотодобывающих предприятиях России также скопились огромные запасы цианидов, а состояние их хранилищ оставляет желать лучшего.

Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды. Нужен Федеральный закон “О питьевой воде и питьевом водоснабжении”, который установит жесткие требования к охране источников питьевого водоснабжения, создаст правовые механизмы рационального использования питьевой воды, установит государственные гарантии питьевого водоснабжения в Российской Федерации, обязательность контроля качества воды на кране потребителя и информирования граждан о качестве потребляемой ими питьевой воды. Закон, в первую очередь, защитит конституционные интересы всех граждан России, поэтому, я думаю, о качестве и безопасности питьевой воды надо вести отдельный разговор.

Далее - радиационное загрязнение территорий. Гонка вооружений и несовершенство технологии оставили нам такое наследство, знакомство с которым заставляет думать о том, как очистить территорию страны от радиоактивных отходов (РАО) прошлых лет. Это атомные подводные лодки (АПЛ), это последствия Челябинской и Чернобыльской аварий, это огромные запасы РАО во всех городах, в том числе и в Москве. Вот о чем надо думать и искать пути решения вопроса.

Существует еще несколько очень серьезных проблем. К примеру, защита воздушного бассейна, защита от шума, вибрации, проблема энергоинформационного воздействия и другие. Но я считаю, что все они останутся нерешенными, если мы не создадим надежный эколого-экономический механизм охраны окружающей среды. Сейчас сбор платежей крайне недостаточен.

Загрязнение окружающей среды в стране, несмотря на резкий промышленный спад, продолжается, а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических нарушений уменьшаются как шагреневая кожа. Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами и сбросами вредных веществ. Практически прекратились компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды. Система платежей за загрязнение, насчитывающая уже почти десять лет, не решает этой проблемы. А ведь наряду с бюджетными есть и небюджетные механизмы решения этой проблемы.

Одним из экономических внебюджетных рычагов механизма обеспечения экологической безопасности страны, на наш взгляд, наиэффективнейшим является экологическое страхование, которое, выполняя превентивную, контролирующую, социальную, компенсаторную и инвестиционную функции, может создать реальную защиту территорий и населения от угроз его жизненно важным интересам.

Страхование гражданской ответственности известно с конца XIX века. Экологическое страхование в обязательной форме не имеет законодательной базы нигде в мире. Отсюда - трудности разработки закона. Для России такой закон актуален.

Закон “Об обязательном экологическом страховании” безусловно обеспечит не только защиту жизненно важных интересов граждан, но и позволит сформировать ресурсосберегающую стратегию рационального природопользования - новую доминанту в обществе, когда экономически невыгодно станет загрязнять; экологически чистое и стабильное производство, ресурсосбережение начнет приносить прибыль.

Реальность такова, что в условиях постоянного дефицита федерального бюджета переход экономики страны к рыночным отношениям сопровождается резким сокращением бюджетных средств, выделяемых на охрану окружающей среды. Так, в 1994 году на обеспечение экологических задач природно-ресурсного блока было выделено всего 0,6% расходной части бюджета, в 1996 году эта доля равнялась 0,5%, а в последующие годы - 0,4%. Это на порядок ниже уровня должного обеспечения экологической безопасности.

Нужно, конечно же, искать и другие источники расходов на реализацию экологических программ. Но это ни в коем случае не плата за ввоз отходов, как это пытаются представить наши оппоненты, но это вполне может быть нормальный оборот ядерного топлива, производимого у нас в стране. Я против паники вокруг атомных станций. У нас в стране от некачественного алкоголя в год гибнет в десятки тысяч раз больше людей, чем от радиации. От некачественной питьевой воды, загрязненного воздуха, эпидемиологических бедствий заболеваемость и смертность в десятки тысяч раз выше, чем от радиации. Так можно дойти до крайности, можно и электричество запретить по той же причине, ведь от него пожары бывают и люди гибнут.

За использование природных ресурсов надо платить и платить серьезно. Это - наша позиция.

Пока политика в сфере пользования природными ресурсами не стимулирует их сбережение и рациональное использование. Наоборот, в экономике наблюдается хищническая эксплуатация природно-ресурного потенциала, а плата за ресурсы - смехотворная. Экологический налог как экономический стимулятор, с одной стороны, конечно, может ограничивать опасные формы природопользования, но с другой стороны, он должен стимулировать деятельность по охране окружающей среды.

Интересной и перспективной, на наш взгляд, может быть введение экологической ренты, в основу которой могут быть положены расчеты ущерба, нанесенного России при трансграничном перемещении отходов за период либерализации торговли со странами мирового сообщества, а также “вклада” отдельных государств и регионов в выбросы парниковых газов, озоноразрушающих веществ и т.п. Это могло бы стать основанием для пересмотра внешних долговых обязательств России с учетом принятой в мировой практике процедуры экологического зачета и получения компенсации, адекватной величине экологического ущерба. Россия также может востребовать компенсацию за вклад в сохранение устойчивости биосферы Земли.

И еще несколько слов о реализации формулы “ПОРЯДОК И ТВОРЧЕСТВО”.

Надо признать, что главной предпосылкой кризисного состояния в стране явилась ошибочная установка на то, что “рынок автоматически решит все проблемы”. В экономической теории этого периода укоренилось представление о том, что факторами производства являются только земля, труд и капитал. Тогда как великий русский ученый Вернадский еще в 1916 году говорил, что производство держится на “трех китах” земля, труд и творчество. Не нужно умалять роли капитала, но следует признать, что фактор ТВОРЧЕСТВА, в основе которого лежит образование, и как фактор формирования мировоззрения и культуры, является решающим в создании всего принципиально нового, что может дать конкурентоспособную продукцию, обеспечить эффективное развитие производства и улучшение качества жизни людей.

Все блага, которые окружают современного человека, созданы его же творческим гением.

Творчество должно помочь и в решении экологических проблем. Например, проблема уничтожения химического оружия - вот творческая задача для ученых и изобретателей. Надо на месте все бомбы превратить в безопасные болванки, потом свезти все в “одно место” и уничтожить.

Необходимо, кроме того, активизировать деятельность Правительства по представлению законодательных инициатив в сфере экологии. Сейчас в Комитете около 30 законопроектов, в той или иной стадии разработки, и среди них нет ни одного, внесенного Правительством.

Во-вторых, инициировать разработку законопроектов необходимо по экологизации транспорта, регламентации энерго-информационного обмена; борьбе с шумом, вибрацией, иными физическими воздействиями.

И, наконец, самое главное - это экологическая культура, экологическое воспитание, образование, просвещение - основа формирования экологического мировоззрения и активной жизненной позиции человека.

Главным фактором остановки деградации биосферы и ее последующего восстановления является формирование основ экологической культуры народов Земли, включая экологическое образование (воспитание) подрастающего поколения, экологическое просвещение населения. Ведь целью и ожидаемым результатом экологического образования является формирование экологической культуры личности и общества в целом, воспитание чувства ответственности у человека для решения экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. Поэтому необходимость экологического образования воспринимается обществом как фактор коллективной безопасности.

Ведь только экологически грамотный государственный деятель любого ранга сможет экологически грамотно управлять в порученной ему сфере; только экологически грамотный законодатель экологически грамотно откорректирует правовое поле страны; только экологически грамотные родители воспитают экологически грамотное поколение; только экологически грамотное общество не допустит экологических катастроф любого масштаба в залог выживания и процветания будущих поколений человечества.

У государства всегда будут проблемы политические, экономические, социальные, межэтнические, в той или иной степени решаемые или нерешаемые, что будет, конечно же, определять и место страны в международном сообществе, и уровень жизни ее граждан, в который, однако, пока не включается качество среды обитания.

Природа - не бездонная, неисчерпаемая кладовая; планета - живой организм, здоровье которого в наши дни уже практически необратимо подорвано хищническим истреблением ископаемых Земли, интенсивной хозяйственной деятельностью и накоплением непосильного груза отходов, отравляющих все живое. Кстати, в США на всей территории с 1975 года введен мораторий на добычу полезных ископаемых стратегического значения, поэтому американские интересы простираются всюду в мире. Однако планета для всех землян одна.

Экологи уже 40 лет бьют в набат, призывая человечество остановиться от самоистребления. Вред, нанесенный среде обитания, бумерангом бьет по человеку - неотъемлемой мыслящей, а потому и опасной части Природы. Сейчас человечеству нужно научиться выживать в окружающей среде, качество которой нужно научиться улучшать и больше не экспериментировать с покорением Природы. То есть, от потребительского стереотипа поведения по отношению к Природе необходимо отказаться как от самоубийственного, нужно сознательно перевести вектор общественного и личностного мировоззрения на выживание в окружающей среде: улучшая ее - улучшать качество собственной жизни; ведь обеспечить личное спасение от экологической опасности - значит обеспечить экологическую безопасность страны.

Таким образом, экологическое мировоззрение, экологическая культура становятся защитно-приспособительным механизмом выживания человека и общества в масштабах планеты, страны, региона. Поэтому формирование основ экологической культуры посредством экологического образования и просвещения не может ограничиться только изучением предмета “Экология” в традиционных образовательных учреждениях (в соответствии с законодательством об образовании), оно всеохватно: все слои населения, все сферы жизни, все возрасты. Это должны понять, в особенности лица, принимающие решения, и, прежде всего, субъекты законодательной инициативы, руководители и специалисты органов исполнительной власти, чтобы регулирование этой жизненно важной сферы возвести в ранг государственной политики. Со вступлением в силу названного Закона будет введен в действие гуманитарный механизм обеспечения экологической безопасности страны и каждого ее гражданина. Экологическая культура - одно из главнейших направлений и основа Экологической доктрины Российской Федерации.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sdo.uni-dubna.ru/

Актуальные вопросы экологической безопасности и охраны

окружающей среды

Канд. ист. наук, доц. Николаев А. В.

Жужома Ю. Н. [email protected]

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий, механики и оптики Институт холода и биотехнологий

Охрана окружающей среды является одной из важнейших международных проблем, поскольку по всем прогнозам и оценкам, состояние окружающей среды на планете неуклонно ухудшается: меняется климат, сокращаются площади лесов, увеличивается опустынивание, разрушается озоновый слой, загрязняются атмосфера и Мировой океан.

Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В последние годы в связи с заметными изменениями окружающей среды, в разных концах планеты, природными катаклизмами, усиливающимся воздействием человека на биосферу внимание государственных и общественных организаций к проблемам экологии существенно возросло.

Рост общественных потребностей, непрерывное наращивание мощностей промышленного производства, связаны с интенсивным использованием природных ресурсов. Появилось новое противоречие - между внутренне безграничными возможностями развития производства и ограниченными возможностями окружающей среды.

Проблемы определения сущности взаимосвязи человека и среды, взаимодействия человека и природы во все века привлекали внимание различных философских школ и направлений. Жить в согласии с природой -один из основополагающих принципов жизни на Земле. Однако взаимодействие общества и природы на современном этапе имеет все признаки антропогенного экоцида - люди разрушают необходимые условия жизнедеятельности и даже собственного существования.

Проблемы, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды в целом и неудовлетворительным состоянием отдельных ее объектов, находятся в центре внимания мировой общественности уже более пятидесяти лет. Наиболее острыми экологическими проблемами глобального характера остаются следующие: загрязнение Мирового океана морским транспортом; дефицит пресной воды; уменьшение площади лесов; сокращение биологического разнообразия животного и растительного мира; незаконное

трансграничное перемещение особо опасных веществ и отходов; разрушение озонового слоя Земли; всемирное потепление.

Современный глобальный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем приведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. Однако, нужно не забывать, что кризисная ситуация в ряде регионов страны способна вызывать обострение социально-политических проблем, в том числе межнациональных, межрегиональных и т. д. Осознание того, что социально ориентированная экономика не должна недооценивать серьезность экологических проблем, побуждает искать пути их преодоления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Сложно не согласиться с мнением Д.С. Велиевой о том, что существует объективная необходимость совершенствования национальной политики в важнейших сферах жизнедеятельности общества и государства. Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых конституционно значимых благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений.

Главная экологическая функция государства - обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации конституционного права человека на благоприятную природную среду, обеспечить необходимые условия для осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Об этом, в частности, свидетельствует принятие «Экологической доктрины Российской Федерации», в которой прямо заявляется, что «устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровье ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды». Обеспечение этой жизненно важной задачи вряд ли возможно без соблюдения норм и принципов экологического права, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Встает вопрос: что можно предпринять для решения глобальной экологической проблемы. В этой связи большое значение приобретают совместные действия ученых, работающих в областях естественных, технических и гуманитарных наук.

В последнее время в высших учебных заведениях РФ успешно осуществляется процесс экологизации основных форм учебной и внеучебной работы со студентами, активизируется научно-исследовательская работа молодых специалистов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Изучение проблем охраны окружающей среды и основ экологического права призвано обобщить знания, связанные с освоением, использованием и охраной природной среды. Современное состояние экологии, проблема взаимоотношений человека и природы потребовали преподавания в вузах основ экологии, природопользования и экологического права. Разрабатываются курсы лекций, проводятся семинары, студенты выполняют контрольные работы, пишут рефераты по экологическому праву.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.09 г. №537, экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности России. Таким образом, задача обеспечения экологической безопасности России признана одной из основных экологических функций государства.

В РФ принят ряд, нормативных актов, составивших правовую основу регулирования отношений в области обеспечения экологической безопасности. Это законодательство можно условно разделить на следующие блоки:

1. Конституция РФ. В ст. 72 закреплена категория «экологическая безопасность». Конституционную основу развития законодательства в данной области составляет также ст. 42, в которой подчеркивается, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;

2. Экологическое законодательство, включая Закон РФ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ФЗ от 05.03.92 г. «О безопасности», ФЗ «О защите населения и территорий то чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21, 12.95 г., ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

3. Законодательство, регулирующее отношения в области обеспечения экологической безопасности при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности. В данный блок законодательства включается ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 9.01.96г., ФЗ «Об использовании атомной энергии», ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г., ФЗ «О недрах» в ред. от 08.02.95г.

Анализ нормативных актов позволяет определить понятие «экологическая безопасность» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества в процессе взаимодействия общества и природы от неблагоприятного воздействия окружающей среды, естественное состояние которой нарушено вследствие загрязнения, засорения или иного неблагоприятного воздействия, вызванного хозяйственной

деятельностью человека. Как видно из данного определения, объектами экологической безопасности являются человек и природные объекты.

Основными принципами осуществления государством политики экологической безопасности являются:

приоритет создания благоприятной для жизни человека природной среды в ходе социально-экономического развития территорий;

Государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания, в первую очередь, в зонах экологического бедствия и экологического неблагополучия;

гласность планов осуществления деятельности, способной угрожать экологической безопасности населения, общества или природной среды;

Обеспечение полной, своевременной достоверной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозе экологической безопасности;

Разрешительный порядок осуществления производственной и иной деятельности, в том числе направленной на изъятие природных ресурсов, способной создать угрозу экологической безопасности населения и природной среды;

Проведение государственной экологической, санитарно-эпидемиологической и технической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции;

Организация системы государственного экологического мониторинга; внедрение системы страхования от последствий экологических, природных, техногенных бедствий, а также аварий, имеющих экологические последствия;

Учреждение специализированной государственной службы спасения населения и ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций, экологических катастроф и стихийных бедствий;

Поддержка деятельности общественных организаций, массовых движений и граждан, направленной на обеспечение экологической безопасности;

Развитие научных основ политики экологической безопасности и создание специально уполномоченного органа по реализации политики экологической безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.09 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» Указ Президента РФ от 12.05.09 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: «сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата». Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового

регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.

Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально -сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

Система экологической безопасности являет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение безопасности хозяйственных объектов для здоровья и жизни человека; сохранение естественного состояния природных объектов, расположенных в зоне воздействия промышленного объекта; предотвращение загрязнения окружающей среды; разработку плана мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятного воздействия на природную среду; привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

В качестве основных направлений политики в сфере обеспечения экологической безопасности отмечены предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в области охраны окружающей среды и природопользования.

Государственная политика в области экологической безопасности на территории РФ, ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа предусматривает единство и согласованность действий органов государственной власти РФ, и субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйственной и иной деятельности, а также граждан должна обеспечивать сохранение биосферы и всех ее компонентов на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также условий для жизнедеятельности людей. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, должна регламентироваться с позиций экологической безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 3 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня

управления: федеральный, межрегиональный, региональный

(территориальный), муниципальный (местный), объектовый.

Появляются санитарно-биологические, социально-экономические и технические категории, оценивающие предметы и явления с точки зрения экологических нагрузок и вызываемых ими нарушений. Рассматриваются технические средства наблюдения и измерения химического, радиационного, микробиологического, теплового, шумового и других загрязнений окружающей среды; параметров экосистем; контроля технологических параметров производственных процессов.

Благодаря активной позиции власти страны в вопросах предупреждения и ликвидации ЧС за последние годы, одной из приоритетных задач Национального центра (ФГБУ НЦУКС) стало ускорение и оптимизация действий по реагированию на чрезвычайные ситуации с использованием современных технологий.

Возможности ФГБУ НЦУКС позволяют проводить заседания Федерального оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в режиме он-лайн. В сжатые сроки ФГБУ НЦУКС стал интеллектуальным территориально распределительным комплексом, позволяющим в оперативном режиме управлять силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций. В настоящее время подобные центры созданы и функционируют в ряде европейских государств. Однако аналогов российскому аппаратно-программному комплексу поддержки принятий решений, разработанному специально для ФГБУ НЦУКС, в мире не существует.

Мониторинг служит средством достижения следующей цели -аттестации количественного и качественного состава сред обитания живых систем и их состояния. Обеспечение экологической безопасности на глобальном и национальном уровнях относится к приоритетным направлениям международного сотрудничества Российской Федерации, а так же выработке навыков экологически оправданного поведения. Экологическая безопасность при реализации инфраструктурных проектов обеспечивается посредством проведения государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней, а также предупреждением и выявлением нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в рамках государственного строительного надзора.

Минприроды России разработан проект концепции федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России (на 2013-2020 гг.)», одним из направлений которой является раздел «Ликвидация прошлого экологического ущерба». В рамках данного направления планируется реализовать 50 «пилотных» проектов по ликвидации прошлого экологического ущерба.

В 2011-2012 гг. в соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и

защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года № Пр-3400, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями осуществлен комплекс мероприятий по следующим направлениям:

1) совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2) развитие фундаментальной и прикладной науки, техники и технологий;

3) развитие международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Результатом законотворческой деятельности стало принятие значительного числа федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также принят ряд приказов федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Ратифицированы международные договоры, связанные с регулированием отношений в области утилизации плутония, а также развитием сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, ратифицирована Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий в целях предотвращения аварий, вызываемых опасными веществами, а также ограничения их последствий.

В целях дальнейшего совершенствования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в планах реализации намеченной программы на 2012 год было принято решение, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям планировалось провести комплекс мероприятий:

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям обеспечить реализацию Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г. в соответствии с возложенными функциями и установленными полномочиями в данной области;

МЧС России продолжить работу по совершенствованию системы технического регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечить сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов.

Таким образом, анализ состояния окружающей среды и активной работы РСЧС, показывает, что приостановить экологическую дестабилизацию можно путем решения наиболее острых проблем сохранения окружающей среды и путем совершенствования правого механизма обеспечения экологической безопасности, мониторинга экологической обстановки, лишь при условии формирования должного отношения к данной проблеме в обществе, с воспитанием экологической культуры и экологического сознания российского общества и каждого его члена. Роль экологической культуры предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать разумно в пользовании природными ресурсами по совести, и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 12.05.09 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» //Российская газета. 2009, 19 мая.

2. Жужома Ю.Н., Николаев А.В. Эколого-правовой механизм охраны окружающей среды в решении экологических задач// РОССИЯ В ВТО: ПЕРСПЕКТИВЫ, ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ. Сборник научных статей, Вып.13/под общ. редакцией проф. В.В.Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права. - 2012. - а 71 - 75.

3. Велиева Д.С. Экологическая безопасность России: проблемы и перспективы // Гражданин и право. - М.: Новая правовая культура, 2012, № 3. -С. 46-54.

Actual problems of ecological safety and environmental protection

Nikolaev A.V., Zhuzhoma I.N. [email protected]

Saint - Petersburg National Research University of information Technologies, Mechanics and

Institute of Refrigeration and biotechnology

Environmental protection is one of the most important international problems, as in all projections and estimates, the state of the global environment is steadily deteriorating: the climate is changing, shrinking forest area is increasing desertification, depleting the ozone layer, polluted the atmosphere and oceans. Keywords: Environmental (ecological) safety, environmental protection, prevention and elimination of emergency situations.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и

общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства , руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное
  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ(ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды . Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

  • К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
  • Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
  • Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила - санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию - Земельным кодексом РФ, по недрам - Законом РФ «О недрах», водопользованию - Водным кодексом РФ, по использованию животного мира - Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде - Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Федеральный закон РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. № 2. Ст.133. охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Вопросам полномочий органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, посвящена глава II Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды".

Законодатель выделяет полномочия:

  • - для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • - основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.

Согласно ст.71 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года)//Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст.445. в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации. Охрана окружающей среды и законодательство об охране окружающей среды в соответствии со ст.72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции РФ).

Государственное управление в области охраны окружающей среды является частью социального управления и должно рассматриваться как одна из функций Российской Федерации.

Так, государство, несмотря на перечень разграниченных вопросов в области охраны окружающей среды между федеральным центром и органами государственной власти субъектов (ст.5 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды"), предусмотрело в рамках реализации ст.77 Конституции РФ, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Так, в соответствии со ст.8, 9 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено: государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. № 51. Ст.5712. . Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. В рамках действующего законодательства и разграничения полномочий следует отметить Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»//СПС «КонсультантПлюс». .

В литературе и в текстах законодательных актов встречаются термины "управление охраной окружающей среды", "управление взаимодействием общества и природы", "управление природоохранительной деятельностью", "управление в области использования природных ресурсов и окружающей среды", "экологический менеджмент" Дубовик О.А. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2003. - С.202.. Все они означают совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства. С.А. Боголюбов кратко определяет экологическое управление как совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды в РФ Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: 1997..

Встречается также термин "экологическое управление". Выделяется несколько видов экологического управления: государственное; ведомственное; производственное; общественное.

Каждый из перечисленных видов экологического управления осуществляется разными субъектами: государством и его уполномоченными органами; специальными ведомствами; хозяйствующими субъектами; общественными объединениями юридических лиц и граждан.

Управление выражается через законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды, в разработке мероприятий по охране окружающей среды (программ), контроле за исполнением норм в области охраны окружающей среды, нормативных актов всех уровней.

Только государственное управление из всех возможных является реальным инструментом, осуществляющим реализацию правоустанавливающих, правореализующих и контролирующих функций в области охраны окружающей среды на территории РФ.

Государственное управление в области охраны окружающей среды выражается в следующих функциях:

  • - установление правовых норм, регламентирующих вопросы в области охраны окружающей среды, природоохранительного, природоресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений;
  • - принятие основ государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности;
  • - осуществление контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля);
  • - установление нормативов, государственных стандартов в области охраны окружающей среды;
  • - государственный учет природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных кадастров и мониторинга объектов окружающей среды;
  • - экологическая оценка состояния окружающей среды.

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

При аппарате Президента РФ существует Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, которая образована в соответствии с Законом РФ "О безопасности" Закон РФ от 05.03.1992 года № 2446-1 «О безопасности»//Российская газета. 06.05.1992. № 103. и Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года № 547. Межведомственная комиссия является постоянным рабочим органом Совета безопасности Российской Федерации по реализации возложенных на него задач в сфере обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства. Среди основных задач и функций Комиссии следует отметить следующие:

  • - подготовка предложений по вопросам внутренней и внешней экологической политики РФ и стратегических проблем государственной экологической безопасности для рассмотрения в Совете безопасности Российской Федерации;
  • - оценка внутренних и внешних экологических угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, оценка существующих и потенциальных источников экологической безопасности;
  • - подготовка предложений по обеспечению экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в сельском и других отраслях народного хозяйства, по решению экологических проблем защиты здоровья населения, безопасности уничтожения химического и ядерного оружия, ликвидации зон экологического бедствия и неблагополучия и другим направлениям;
  • - подготовка проектов решений Совета безопасности РФ по вопросам экологической безопасности и др.

К органам законодательной власти, осуществляющим политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся Государственная Дума Федерального Собрания РФ (Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию, Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по экологии, Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по проблемам устойчивого развития; Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции), Совет Федерации Федерального Собрания РФ (Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды).

Специальными органами, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, являются: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по недропользованию.

Несомненно, главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Действующее Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 года № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 года № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 02.06.2008. № 22. Ст.2581..

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не обитающим на особо охраняемых природных территориях и (или) не занесенным в Красную книгу Российской Федерации) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 года № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года № 370»//Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. № 32. Ст.3347. .

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Статус и полномочия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию закреплены в соответствующих Постановлениях Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 года № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»//Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст.3262; Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»//Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. № 32. Ст.3348; Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 года № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов»//Собрание законодательства РФ. 21.06.2004. № 25. Ст.2564; Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 года № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию»//Собрание законодательства РФ. 28.06.2004. № 26. Ст.2669..

Согласно ст.10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти и управления. Институт местного самоуправления пока еще недостаточно развит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится к большому объему вопросов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Так, в соответствии со ст.68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрен муниципальный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. К предметам ведения местного значения относятся:

  • - контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  • - регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • - благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • - организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • - участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.

На сегодняшний день имеются специализированные органы по надзору за соблюдением экологического законодательства - это природоохранные прокуратуры. Они осуществляют надзор как за деятельностью соответствующих государственных органов, осуществляющих регулирование вопросов, связанных с охраной окружающей среды, так и за деятельностью хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц.

В последнее время в МВД России стали образовываться новые структурные подразделения в области охраны окружающей среды. Речь о так называемой экологической милиции. Руководствуясь прежде всего Законом РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции" Закон РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции»//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. № 16. Ст.503., КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст.1. , УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.2954. и другими нормативными документами, их также можно определить как участников государственного управления в области охраны окружающей среды.

Немаловажную роль в государственном регулировании играют систематизированные сведения уполномоченных государственных органов о природных ресурсах и объектах, их количественном и качественном выражении и др., а именно данные государственных кадастров. Выделяются следующие виды кадастров: водный, земельный, лесной, рекреационный, почвенный, фискальный, экологический, многоцелевой, кадастр объектов животного мира, кадастр отходов, месторождений и проявлений полезных ископаемых и прочие Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е.Винокурова. - М.: Экзамен, 2007. - С.195..

Еще одной из основных государственных функций в области охраны окружающей среды, осуществляемой по единой государственной системе в РФ, является экологический мониторинг. Государственный учет, ведение кадастровых сведений и осуществление мониторинга тесно связаны между собой. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в ст.1 определяет мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) как комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, а государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Одними из главных задач, которые решает единая государственная система экологического мониторинга, являются разработка прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, что предусмотрено, например, ст.63 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Результаты мониторинга хранятся в специальных банках данных.

Таким образом, в реализации государственной экологической политики, или деятельности государства для достижения стратегической цели - сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны, принимает участие большое количество органов и структур. Это свидетельствует, прежде всего, о важности охраняемых правоотношений.

При этом, особое место в системе возникающих правоотношений принадлежит государству. С одной стороны, оно выступает как один из субъектов, несущих установленные законом обязанности. С другой - оно в рамках возникающих правоотношений является управомоченной стороной, имеющей право требовать от всех остальных субъектов исполнения ими соответствующих обязанностей. И, наконец, оно выступает в качестве гаранта всех конкретных правоотношений, существующих в экологической сфере.

Федеральная служба безопасности как одна из государственных структур, единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, также наделена важными полномочиями в сфере охраны окружающей среды.

Структура законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Законодательство в области охраны окружающей среды и экологической безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, определяющей право каждого человека на благоприятную окружающую среду, и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Рассматривая законодательство как обобщенный источник права, необходимо принимать во внимание, что «Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».

Российское законодательство в области охраны окружающей среды и экологической безопасности отличается сложной структурой и определенной иерархией (рис.1).


Рис.1.Структура законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.4) на всей территории России имеют верховенство федеральные законы. При этом в соответствии со ст.15 (п.4) Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации также являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, участником которого является Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это в полной мере относится и к сфере отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Российская Федерация является участницей многих международных договоров в качестве стороны договора. Для выполнения обязательств нашего государства по этим договорам в большинстве случаев принимаются национальные правовые нормы в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Нормы федеральных законов, относящиеся к сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, могут содержать собственно экологические требования к осуществлению деятельности предприятий, включая прямые запреты на определенные действия, создающие угрозу негативного изменения состояния окружающей среды, а также требования по организации управления охраной окружающей среды, включая инвентаризацию источников воздействия на окружающую среду, нормирование, лицензирование, учет, контроль и т.п.

В соответствии с нормами экологического законодательства к основным принципам охраны окружающей среды, непосредственно определяющим требования к предприятиями, осуществляющим хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, относятся:

– соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

– обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

– научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

– охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

– платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

– презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

– учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

– допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

– обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

– обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

– запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

– соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (рис.2).

Наряду с правовыми актами по природным ресурсам и охране окружающей среды, правовые нормы, непосредственно связанные с экологической безопасностью, содержатся в законах, относящихся к смежным отраслям права в области безопасности, которые должны приниматься во внимание при организации природоохранной деятельности на предприятии.


Рис.2 Взаимосвязь экологического законодательства с правовыми нормами смежных отраслей права

На область охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности распространяются нормы гражданского законодательства, законодательства об административных правонарушениях и уголовного законодательства. Наибольшее разнообразие отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, регулируется гражданским законодательством, состоящим из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности их участников. В отдельных случаях непосредственно гражданским законодательством устанавливаются требования в сфере природопользования и охраны окружающей среды (например, в ст. 751 Гражданского кодекса РФ установлены обязанности подрядчика по охране окружающей среды при осуществлении строительства и связанных с ним работ).

На всей территории Российской Федерации, наряду с федеральными законами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 90) обязательны для исполнения Указы Президента Российской Федерации. В своих Указах Президент РФ определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, непосредственно осуществляющих государственные функции нормативно-правового регулирования, контроля и т.п.(в настоящее время действует

Нормы федеральных законов и Указов Президента Российской Федерации содержат, как правило, рамочные требования, которые устанавливают лишь общие принципы и направления деятельности. В целях реализации норм федеральных законов принимаются подзаконные нормативные правовые акты различного уровня, которые содержат конкретные экологические ограничения (количественные или качественные) в деятельности предприятий или обязательные процедуры, соблюдение которых поддается контролю с возможностью обоснованных выводов о нарушении.

Основные требования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на предприятиях и в организациях

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (с изменениями) содержит общие требования к предприятиям и организациям, именуемым в Законе субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Основные природоохранные требования в Законе «Об охране окружающей среды», которые распространяются на субъекты хозяйственной и иной деятельности всех отраслей экономики, отражены в:

Ст. 16. «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»,

Ст. 21. «Нормативы качества окружающей среды»,

Ст. 23. «Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов»,

Ст. 32 «Проведение оценки воздействия на окружающую среду»,

Ст. 33 «Экологическая экспертиза»,

Ст. 36 «Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

Ст. 37 «Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

Ст. 38 «Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

Ст. 39 «Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

Ст. 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»,

Ст. 52 «Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон»,

Ст. 54 «Охрана озонового слоя атмосферы»,

Ст. 55 «Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия»,

Ст. 67 «Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)»,

Ст. 73 «Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности).

Требования в области охраны окружающей среды, содержащиеся в представленных статьях Федерального закона «Об охране окружающей среды» тесно связаны с нормами других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.