Согласовано» «Утверждаю»

протокол №_62

от «_03 _» __сентября __2015г. от «_01 _»_сентября __2015г.

План работы по профилактике правонарушения и безнадзорности

среди воспитанников МКОУ ССКОШИ

в течении 2015-2016 уч.года

Цель:

Задачи:

Тематические классные часы, беседы, консультации учащимся

месяц

Классные часы нач.кл

Классные часы старш.кл.

Час общения в старшей группе

Час общения в младшей группе

Социальный педагог

психолог

Медицинский сектор

Сентябрь

Режим дня

Режим дня

Настоящий друг, кто это

Азбука юного гражданина

Школа-интернат – второй дом

Мой портрет

Личная гигиена

Октябрь

Правила поведения в школе-интернате

Жить -отвечая за все

«Добрым жить на белом свете радостно» – «Доброта – это наше солнышко»

«По каким правилам мы живем?»

О вреде курения

Я и моя семья

Все о гриппе

Ноябрь

кодекс школьника

Человек и закон

Дискуссия: Права и обязанности воспитанников школы-интерната

Правовая неделя

Агрессия и агрессивность

Профилактика нарушения осанки

Декабрь

Азбука волшебных слов

О совести, чести и достоинства

Этикет на каждый день

Привычка - вторая натура

Правило проведения в общественных местах

Я и мой класс

Профилактика нарушения зрения

Январь

Я - личность

Модель старшеклассника

«Соблазны и ошибки человека»

«Ты ответишь только за свои поступки»

«Кто придет к тебе на помощь?»(о родств, друзьях, службах)

Карта интересов

Здоровые зубы

Февраль

Будущие защитники Родины

Друг познается в беде

Влияние вредных привычек на организм человека

«ЗОЖ - что это значит?»

«Что такое жизненные навыки?»

Мой выбор

О вреде курения

Март

Береги природу

Мои положительные качества

Влияние алкоголя на организм человека

Прекрасное и безобразное в нашей жизни

«Чтобы безграмотными не быть» (о законах)

Полезная привычка

О вреде алкоголя

Апрель

Советы доктора-береги здоровье

Жить - здорово!

ЗОЖ – это модно

Игра-суд над вредными привычками

Ваше здоровье в ваших руках

Трудные ситуации

Здоровый образ жизни

Будьте взаимно вежливы

Конфликт и предупреждение конфликта

Моя семья – моя жизнь

Знакомство с понятием «вандализм» и «вандалы»

«Если вы все же попали»

Азбука здоровья

Профилактика травматизма

действия

Срок исполнения

ответственные

Общие организационные мероприятия

Разработка программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Август, сентябрь

Социальный педагог, ВР, психолог, воспитатели, учителя

Классные часы по разъяснениям ФЗ от 24.06.1999 №120 - «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог

Родительское собрание по разъяснению ФЗ от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог

Индивидуальная разъяснительная работа о ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с родителями и учащимися

Постоянно

Социальный педагог, классные руководители

Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и устава школы-интерната

Постоянно

Социальный педагог, дежурный учитель

Сбор информаций и обновление данных о социальном составе воспитанников школы-интерната:

Выявление детей из многодетных детей

Выявление подопечных детей и детей-сирот

Выявление детей инвалидов

Выявление детей «группы риска»

Выявление детей из неблагополучных семей

Выявление детей из социально-незащищенной категории

В течение 1 полугодия

Организация отдыха, досуга и занятости воспитанников, находящихся в социальном положении

В течение года

ВР, классные руководители, воспитатели

Организация посещения семьи воспитанника, находящихся в социально опасном положении с составлением акта обследования материально бытовых условий

По мере необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

Оказание помощи семье в воспитании и обучении воспитанников

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель

Привлечение воспитанников к участию в спортивной секции, кружке, (РДЮСШОР, ЦДТ, муз.школа)

По мере необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

Работа с педагогами

Индивидуальное консультирование по возникновению проблем

По мере необходимости

Социальный педагог, психолог

Совместная деятельность в работе с трудными детьми и неблагополучными семьи

В течение года

Социальный педагог

Проведение профилактических классных часов

В течение года

Классные руководители

Разработка и создание базы специальных коррекционных упражнений по развитию социальной компетенции обучающихся для их использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе.

В течение года

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог

Информационно-психологические лекции

В течение года

психолог

Работа с родителями

Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в целях защиты их прав

По мере необходимости

Социальный педагог, Классные руководители

Провести родительские лектории по радио «Долгун»

В течение года

Педагогический коллектив

Организация психолого-педагогического консультирования семей

В течение года

Психолог, социальный педагог

Общешкольное родительское собрание

1 раз в полугодии

Педагогический коллектив

Родительский всеобуч

По мере необходимости

Классные руководители, воспитатели

Проведение классных родительских собраний.

4 раза в год

Классные руководители

Работа с воспитанниками

Составление банка данных и карточек постановки на внутришкольный контроль

Август, сентябрь

Социальный педагог

Раннее выявление детей с различными формами дезадаптации, оказание им комплексной помощи

По мере необходимости

Социальный педагог

Профилактические беседы «Права и ответственность подростков»

В течение года

Социальный педагог

Развитие творческих способностей обучающихся (клубы, кружки, секции, внешкольные мероприятия, коррекционно-развивающие программы и т.п.).

В течении года

ВР, учителя, воспитатели

Развитие системы кружковой работы во второй половине дня.

По плану кружковых работ

ВР, учителя, воспитатели

Совместная работа со специалистами по специальности по профилактике правонарушений у несовершеннолетних

Изучение вопроса о востребованности наших воспитанников рынком в регионе.

Связь с колледжами и профессиональными училищами.

В течение года

Социальный педагог, ВР, классные руководители

Посещение учащимися школы-интерната профессионально-технического колледжа №23 во время проведения Дней открытых дверей.

1 раз в год

Классные рук. старших классов

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями, учреждениями (соц.центры, КДН и ЗП, ПДН ОВД, отдел опеки при муниципалитете и т.д.) с целью оказания необходимой квалифицированной помощи данной категории детей и семей.

В течение года

Социальный педагог, психолог, ВР, классные руководители

«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогическим советом школы-интерната Зам. директор МКОУ ССКОШИ

протокол №__58 __ Иванова С.И.________________

от « 06 _» __сентября __2014г. от « 01 »_сентября ___2014г.

ПРОГРАММА

по профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних воспитанников МКОУ ССКОШИ

А.Ю. Спиридонова старший вожатый

Цели программы формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.

Задачи программы

    Обеспечение сохранение здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

    Изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;

    Анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;

    Систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;

    Формирование здорового образа жизни;

    Оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;

    Организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;

    Установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;

    Привитие навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;

    Привлечение обучающихся общественно-полезной деятельности;

    Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;

    Содействие профессиональной ориентации и получении специальности;

    Оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;

    Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

В реализации программы принимают участие:

    Педагогический коллектив и сотрудники школы

    Учащиеся школы

    Родители

    Представители различных инфраструктур

Пояснительная записка (актуальность)

В своей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствуемся Конституцией Российской Федерации, гражданским кодексом Российской Федерации, законом «Об образовании», Федеральным законом № 120 от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Международной конвенции ООН по правам ребенка.

Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

    Неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей от их воспитания, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);

    Дефекты умственного развития;

    Недоразвитие эмоционально-волевой сфере обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражения и др.);

    Неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Эти факторы предопределяют неадекватные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее правовым или нравственным нормам, проявляются в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающие, с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.

Как правило, дети с таким поведением в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей. С этой целью нами была составлена Программа по профилактики по безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МКОУ ССКОШИ.

Работа по профилактике правонарушений предлагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников правоохранительных органов. Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование.

Направления программы:

    Общие организационные мероприятия

    Создание условий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Организация взаимодействия с другими органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Работа с родителями

    Работа с педагогами

    Работа с подростками

Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения

    Выявление детей асоциального поведения.

    Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.

    Ведение картотеки этих детей.

    Встречи с работниками ПДН.

    Правовое просвещение подростков

    Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

    Совет по профилактике правонарушений при директоре

    Педагогический совет "Работа с семьями педагогически запущенных детей".

    Психологические консультации для детей и родителей.

    Организация психолого-педагогических консилиумов

    Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)

    Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения

    Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги, старшеклассники)

    Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.

Работая с трудными подростками, на каждого воспитанника составляется психологическая карта.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно возбудимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.

Ожидаемые результаты.

    Формировать потребность в здоровом образе жизни у воспитанников школы.

    Уменьшить число учащихся «группы риска».

    Привитие учащимся правил культурного поведения, которые они сознательно применяют в своей жизни.

    Сокращение пропусков уроков учащимися без уважительной причины.

Данные результаты отслеживаются два раза в год: сентябрь, май.

Срок реализации программы: 2014-2018 уч. год

Использованная литература:

Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.- М.: Академия, 2002.

Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореферат дис… канд. пед. наук.-М., 1999.

Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для учителей.-Уфа, 2004 - №6;

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.-М., 2002;

Классный час № 13

«Мое свободное время»

(Профилактический практикум)

Цели и задачи классного часа:


  • профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников;

  • воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками;

  • развитие навыков противодействия «модным» ув­лечениям: подростков.
Ход классного часа

Что такое «подростковая безнадзорность»?!

Учитель: Чем заняться в свободное время? Этот вопросу наверное, волнует каждого подростка в современном обществе. Как правильно организовать свой досуг, избежать влияния вредных привычек и игромании - вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь на нашем классном часе.

Во многих уголках нашей страны большинство ребят вашего возраста не могут правильно организовать свое свободное время. Значительная часть таких подростков бесцельно бродит по улицам и, не замечая этого, становится бродягами. Это страшное явление.

Ребята, вы должны знать, что в нашей стране существует ряд законов, которые направлены на профилактику подростковой безнадзорности.

В Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 г. № 39-ФЗ), в частное говорится:

«Статья 1. Основные понятия.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возра­ста восемнадцати лет;

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неис­полнения или ненадлежащего исполнения обязан­ностей по его воспитанию, обучению и (или) содер­жанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий мес­та жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в об­становке, представляющей опасность для его жиз­ни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо соверша­ет правонарушение или антиобщественные дей­ствия;

Антиобщественные действия - действия несовер­шеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотроп­ных и (или) одурманивающих веществ, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции, пива и на­питков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайни­чеством, а также иные действия, нарушающие пра­ва и законные интересы других лиц;

Семья, находящаяся в социально опасном положе­нии, - семья, имеющая детей, находящихся в со­циально опасном положении, а также семья, где родители или инке законные представители несо­вершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

Индивидуальная профилактическая работа - дея­тельность по своевременному выявлению несовер­шеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-пе­дагогической реабилитации и (или) предупрежде­нию совершения ими правонарушений и антиоб­щественных действий;


  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемым в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

  • пиво и напитки, изготавливаемые на его основе,

  • пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливае­мые на основе пива напитки с указанным содержа­нием этилового спирта.
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельнос­ти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них являются:


  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий не­совершеннолетних, выявление и устранение при­чин и условий, способствующих этому;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов не­совершеннолетних;

  • социально-педагогическая реабилитация несовер­шеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  • выявление и пресечение случаев вовлечения несо­вершеннолетних в совершение преступлений и ан­тиобщественных действий. <...>»
Учитель: Ребята, выскажите свое мнение, почему подростки начинают бродяжничать? К каким последствиям может привести бесцельное провождение свободного вре­мени? Почему так опасны детская беспризорность и без­надзорность?

(Варианты ответов учеников.)

Тик ли безобидны подростковые увлечения?

Учитель: Ребята, мы рассмотрели проблему, когда подростки вообще ничем не занимаются в свободное время, просто бродяжничают в поисках приключений.
Но большая часть подростков увлекается различны­ми видами спорта, музыкой, компьютерными играми, чтением книг, собиранием марок или монет. Вроде бы
все хорошо - ребята увлечены любимым делом и для совершения проступков просто нет времени. Но и здесь есть определенные проблемы.

А что такое вообще увлечения в подростковом воз­расте?

Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер. Со школьным обучением пересека­ются только интеллектуально-эстетические - исто­рия, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бы­вает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе. Эгоцентрические увлечения - изу­чение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художествен­ной самодеятельности. То есть любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подрост­ки стремятся выделиться оригинальностью своих заня­тий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сво­дятся к поиску ситуаций, где можно что-то организо­вать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, где могут стать лидерами. Телесно-мануальные увлечения связа­ны с намерением укрепить свою силу, выносливость, при­обрести ловкость. К ним относятся спорт, вождение мо­тоцикла, картинга. Накопительские увлечения - кол­лекционирование во всех его видах, которое может соче­таться с познавательной потребностью (марки), с накоп­лением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде - наклейки, эти­кетки, пачки от сигарет.

К сожалению, в настоящее время некоторые увлече­ния подростков становятся вредными для их возраста:

Самый примитивный вид увлечений - ииформативно-коммуникативный, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться: это многочасовые пустые разговор в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг - витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор. Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправны поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией наркоманией, бродяжничеством.

Начиная с 2006 г. в американском городе Чикаго подростки из состоятельных семей, недовольные формой своих носа и ушей, стали прибегать к услугам пластичес­ких хирургов. Самые популярные операции сейчас – это когда юные пациенты хотят быть похожими на звезд, Бритни Спирс или Джастина Тимберлейка. Основная причина - подростки не хотят, чтобы их дразнили школе. А вот о том, что пластические операции носа одни из самых сложных в пластической хирургии, он не задумываются, и неизвестно, как будет выглядеть под росток через лет пять-шесть. А уж об огромных деньгах своих родителей таким подросткам просто нет времен призадуматься.

У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр, и в таком виде разгуливаю по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые и оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы и интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.

Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. Ьгеак-dаnсе) - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «из­ломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонни­ки этого течения объединены самозабвенной страстью к типцам, стремлением их пропагандировать и демонстри­ровать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой это опасно, да и появление групп брей­керов в людных местах не всегда приятно окружающим.

А вот об увлечениях граффитчиков можно поспо­рить. Если подростки организованно, в специально отве­денных для этого местах, проводят соревнования по ис­кусству росписи на любой поверхности с помощью бал­лончиков, то это привлекает внимание многих прохо­жих. Но вот расписанные стены домов и заборов в лю­бом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрос­лого человека. Скорее всего, подобные действия «экстрималов» граффитчиков граничат с преступлением - пор­чей общественного, личного имущества или с вандализ­мом.

Ребята, выскажите свое мнение, что полезного в по­добном проведении досуга подростками, а что здесь про­тиворечит общественным нормам или попросту противозаконно?

(Варианты рассуждений учеников.)

Учитель: Особо мне хотелось бы поговорить об увлече­нии подростков сотовыми телефонами. Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима - она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют мобильники в качестве игрушек. Например, в 2006 г. шведские подростки увлеклись сверхпопулярной в Европе игрой «Bot-Fiqhters». В «Bot-Fiqhters» каждый игрок должен найти и убить соперника с помощью СМС. Уже сейчас этой забавой увлечено более 10 тыс. человек. Но при этом

Взрослые озабочены тратой денег детей, ведь за СМС надо платить. Да и в стремлении «убить» своего соперника с помощью СМС мало хорошего.

Алан Прис, глава отделения биофизики Бристольского онкологического центра, на полчаса дал телефона ребятам 10-11 лет. У половины они работали в режиме разговора, у других были отключены. А потом ученый провел нейрофизиологические тесты. У тех, кому доставались включенные мобильники, все реакции оказались замедленными. Другой эксперимент показал, что даже после двухминутной беседы у подростков 11-13 лет меняется биоэлектрическая активность мозга. В норму она! приходит лишь через два часа. Что это значит? У ребен­ка меняется настроение, он хуже воспринимает матери­ал на уроке, если во время переменки болтал по сотовому телефону.

Будьте осторожны! Многие врачи предупреждают:


  1. Трубка - как маленькая микроволновка, которая нагревает мозг. Сигнал мобильника в отличие от микроволновки сложный, модулированный и организм человека реагирует на него острее. Процессы в голов­ном мозге происходят на электрохимическом уровне. Это очень сложный, тонко организованный «компь­ютер». Во время разговора по мобильнику мы бьем его (мозг) по тонким «проводкам» электромагнитным молотком. Особенно сильно «получает» кора голов­ного мозга. Этот орган воспринимает электромагнит­ные излучения как глаз - свет, а ухо - звук.

  2. По воздействию на нас мобильный телефон нельзя сравнить ни с компьютером, ни с телевизором. Важ­на не мощность аппарата, а то, что он приложен к уху, - источник электромагнитного поля находится очень близко к мозгу.

  3. Мозг реагирует на вмешательство в его нормальную работу. Он сопротивляется, включает механизм ком­пенсации, но в какой-то момент не выдерживает и дает сбой. Долгие разговоры по сотовому телефону или чрезмерное увлечение различными переговора­ми могут привести к головной боли, рассеянности и плохой памяти.
Следующая информация для размышления. Увлече­ние аудио- и МРЗ-плеерами привело к ухудшению слуха у трети американских подростков. Такие данные были получены в ходе полномасштабного исследования среди молодежи.

По данным опроса, подростки пользуются плеерами намного чаще взрослых и предпочитают слушать музы­ку на максимальной громкости: чрезвычайно громкую музыку слушают 28 % тинейджеров.

Увлечение громкой музыкой заметно отразилось на слухе подростков: 29 % опрошенных заявили, что име­ют привычку постоянно переспрашивать собеседника в ходе разговора, а 17 % пожаловались на постоянный звон в ушах.

Исследователи предупреждают, что под воздействи­ем громкого звука может возникать временная деграда­ция клеток слуховых рецепторов. В случае частого, дол­гого и интенсивного воздействия рецепторы теряют спо­собность к восстановлению и поражение становится не­обратимым.

По данным американских ученых, предельный безо­пасный для здоровья уровень звука - 85 децибел в тече­ние 8 часов ежедневно (звук пылесоса). Подъем уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое 1 .

А вот еще один способ проведения свободного време­ни - часами просиживать за компьютером, играя в компьютерные игры. При этом мы забываем, что компью­тер сильно вредит нашему зрению.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изоб­ражение отличается от естественного тем, что оно:


  • самосветящееся, а не отраженное;

  • имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

  • не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;

  • мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определен­ной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установ­ки аккомодации;
не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный пе­репад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.

Широкое распространение компьютеров в мире вы­звало целый ряд жалоб на здоровье пользователей пер­сональных компьютеров, и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в оф­тальмологической и оптометрической литературе утвер­дился термин «компьютерный зрительный синдром» (СУ8).

Как же проявляется СУ8 и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экра­ном монитора, можно разделить на две группы: «зри­тельные» и «глазные».

К первым относятся:


  • затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

  • замедленная перефокусировка с ближних предме­тов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

  • двоение предметов;

  • быстрое утомление при чтении. Ко вторым:

  • жжение в глазах;

  • чувство «песка» под веками;

  • боли в области глазниц и лба;

  • боли при движении глаз;

  • покраснение глазных яблок.
Эти явления обычно объединяют термином «астено­пия» (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процен­та пользователей ПК и зависят как от времени непре­рывной работы за экраном, так и от ее характера. У ча­сти пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа.

Ребята, как вы думаете, в чем еще вред длительного проведения времени за компьютером? (Варианты отве­тов учеников.)

Чем опасна игромания?

Учитель: Ребята, мы подошли с вами к одной из самых острых проблем современной молодежи - к игромании. Появление во многих семьях компьютеров и почти в каждом населенном пункте игровых автоматов (играль­ных залов) привело к повальному увлечению большей части молодежи азартными играми.

Игромания, лудомания (от лат. 1udos - игра), игро­вая зависимость или патологический гэмблинг - этими терминами называют психическое расстройство, в осно­ве которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клу­бах, тотализаторах и др.). По международной классифи­кации болезней основным признаком является постоян­но повторяющееся участие в азартной игре, что продол­жается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутри­семейных взаимоотношений и личной жизни у взрослых. А у подростков - возникновение опасности попасть в криминальные группировки; влезать в долги и, как пра­вило, совершать кражи; расстройство нервной системы и потеря реалий жизни; резкое ухудшение здоровья и появление психических заболеваний.

Некоторые считают, что игроки - люди ограничен­ные и склонные только к легкой наживе, но это далеко не так. Как правило, это люди энергичные, во многом талантливые, познавшие успех или стремящиеся к нему. Многие из них любили спорт, сделали хорошую карье­ру, им свойственна рискованность в делах. К игре при­ходят не для заработка, а для развлечения, отдыха, лег­кого способа ухода от проблем. Им хочется таким обра­зом расслабиться, «отключить мозги», испытать прият­ные и радостные эмоции после трудового дня, освобо­диться от одиночества, скуки и однообразия существова­ния, вернуть в свою жизнь утерянные сильные эмоции. Привлекает, конечно, и легкий способ получения удо­вольствия во время бездумной и рискованной игры. Од­нако многие не задумываются, что ставкой в драматич­ной и страстной игре являются не столько деньги, сколько психическое здоровье, а порой и жизнь.

Втягивание в игру происходит быстро, порой за счи­танные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им по­стоянно. На процесс игры они начинают тратить все боль­ше сил и хотели бы за это получить награду в виде де­нежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желае­мого успеха, а следовательно, разжигает азарт. Объеди­няет проблемных игроков и то, что они любят только выигрывать, но не умеют проигрывать.

Когда же игроки распаляются, то незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыг­раться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигран­ными деньгами, и вновь делают ставки (реальные - в игровых автоматах, виртуальные - в компьютерных играх), продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые труд­но получить в реальности. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, ког­да закончатся деньги или они упадут без сил после мно­годневной игровой гонки.

Раскаяние быстро забывается, и скоро игроки вновь начинают испытывать сильное влечение к игре. Им хо­чется отыграться, вернуть проигранные деньги (или прой­ти новый уровень в компьютерных играх), их одолевает обида и злость, им кажется, что их обманули. Этот мо­тив приводит их вновь в игровые заведения (или к ком­пьютерной игре), но на самом деле их влекут процесс игры и те запредельные эмоции, которые они готовы пе­режить снова и снова. Чем выше наслаждение от выиг­рыша, тем глубже и тяжелее страдания от проигрыша. Игровой транс - это психическое состояние, которое со­поставимо с эффектом от сильнодействующих психоак­тивных веществ, какими являются, в частности, нарко­тики. Тяга к этим ощущениям настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни.

Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влече­ния игроманы становятся коварными, хитрыми, приду­мывают самые разные предлоги, чтобы отлучиться и на­чать игру.

Долгое время проблемные игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только еще чуть-чуть поигра­ют и остановятся. Многие говорят: «Вот отыграю свое и больше никогда к игре не вернусь». Постепенно жела­ние повторять свое участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению игровой зависимости. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры (или приобрести новую компьютер­ную игру) часто заставляет патологических игроков идти на преступление.

Лечение от игромании не может быть скоротечным. Оно должно быть комплексным и продолжительным. Необходимо проявить терпение и упорство для того, чтобы избавиться от этого тяжелого недуга. Во многом излече­ние связано не только с восстановлением психического здоровья проблемного игрока, но и с переоценкой жиз­ненных ценностей и изменением его образа жизни. К ле­чебному процессу должны подключиться не только спе­циалисты (психиатры-психотерапевты, психологи), но и родственники пациента, его друзья. Однако на практи­ке, к сожалению, далеко не все готовы терпеть безум­ство игромана, и тогда его падение становится особенно быстрым.

В завершение классного часа учитель делает вывод, что пятиклассники должны разумно организовывать свое свободное время, не забывать, что как бродяжничество, так и игромания могут привести человека к преступ­лению и разрушить его личную жизнь.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

с. Ачикулак Нефтекумского района

Ставропольского края

"Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков»

Подготовила классный руководитель 5-в класса

Анощенкова В.М.

2013-2014 уч.год

Классный час: «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков».

Цель: создание банка идей и предложений общественно значимых дел для реализации проблемы безнадзорности и правонарушений.

Подготовительная работа : создание фильма по сценарию «Республика Шкид» , проведение анкетирования среди детей и их родителей, создание презентации.

Ход классного часа.

Кл.рук : Дорогие ребята, сегодня нам предстоит очень важный и серьезный разговор. Прежде чем назвать его тему я предлагаю посмотреть несколько кадров.

(просмотр фильма «Республика ШКИД и наше столетие»

Кл.рук : Скажите, какие чувства, возникают у Вас, когда Вы смотрите на этих детей?

Уч-ся : Жалость, боль, сострадание, сочувствие, боль.

Кл.рук : С какими проблемами сталкиваются сегодня дети и подростки.

Дети: Детский алкоголизм, детская наркомания, детская беспризорность.

Кл.рук : Именно о проблеме беспризорности пойдет наш разговор.

(Просмотр презентации 5 кадров и историческая справка)

Кл.рук : По – вашему мнению, опасны эти проблемы?

Тогда, давайте обсудим это, объединившись в 3 группы.

1 ряд – вы считаете проблему детского алкоголизма наиболее острой социальной проблемой

2 ряд - вы считаете проблему детской наркомании наиболее острой социальной проблемой

3 ряд - вы считаете проблему детской безнадзорности наиболее острой социальной проблемой

Кл.руководитель : Каковы на Ваш взгляд причины их возникновения:

Дети : -семья (отсутствие контроля, безразличие родителей)

Алкоголизм взрослых в семье

Конфликты между детьми и взрослыми

Нет работы для родителей

Продажа спиртных и алкогольных и энергетических напитков без ограничения (См. приложение №2 – анкета)

Кл.рук: Согласна с Вами. Изменить социально – экономическую ситуацию мы не можем; перевоспитать родителей тоже очень сложно, но помочь сверстникам в наших силах.

Подумайте и предложите дела, которые бы были интересны и полезны ребятам, оказавшимся в трудном положении

Дети: - записаться в школьную спортивную секцию

Посещать музыкальную школу

Кружки в школе

Помощь по дому

Чтение книг

Школьный туристический клуб

Кл.рук: Человек – если он Человек с большой буквы – должен уметь противостоять дурным качествам, мыслям, поступкам и делам.

У Вас на листах написаны пороки (слова- антиподы- плохие, дурные качества) – замените эти слова на нравственно – духовные качества (на хорошие, добрые качества) (См.приложение №1)

Курение милосердие

Пьянство – волонтерство

Наркомания - спорт, забота о пожилых и младших

Трусость – мужество

Лицемерие – искренность

Ненависть – любовь

Злоба – доброта

(просмотр презентации) слайд № 6

Кл.рук: Все идеи, нравственно – духовные качества, предложенные вами замечательные. Все дела, мысли объединим и сделаем мир добрее.

За эти годы к пику высоты

Все вместе постараемся подняться.

К вершине труден путь:

Вперед идти,

Не оступиться, в пропасть не сорваться.

Если устанем – сделаем привал,

Учителей послушаем советы,

И вновь вперед, за новый перевал

Закаты провожать, встречать рассветы.

Но мы не можем, как Высоцкий пел,

Прогнать того, кто вдруг раскис, сломался,

Должны помочь ему познать себя

В себя поверить, самореализоваться.

Кл.руководитель: Замечательно, что среди Вас нет равнодушных к чужому горю, чужой беде, а это значит. Что на одну детскую слезинку в мире станет меньше, и на одну детскую улыбку – больше

Ребята на основе Ваших ответ, сегодняшних предложений и анкет, проведенных вместе с родителями я создала банк идей нашей с вами совместной работы. Работаем мы совсем мало, а это начало нашего большого пути. Мы наметили дела – вступить в группу волонтеров – потому что вы не равнодушны к чужому горю, принять более активное участие в посещении школьных кружков и спортивных секций, проявлять милосердие к пожилым людям, проживающих на территории нашего села, забота и помощь о младших

Классный руководитель: Анощенкова В.М.

Приложение №1

На листах написаны пороки (слова – антиподы) – Замените эти слова на нравственно – духовные качества:

Слова – антиподы:

Нравственно – духовные качества:

Приложение №2

Ответить на анкету вместе с родителями.

Каковы на Ваш взгляд причины возникновения детского алкоголизма, детской наркомании и детской безнадзорности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подумайте и предложите дела, которые были бы интересны и полезны ребятам, оказавшимся в трудном положении_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на анкету вместе с родителями.

Каковы на Ваш взгляд причины возникновения детского алкоголизма, детской наркомании и детской безнадзорности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подумайте и предложите дела, которые были бы интересны и полезны ребятам, оказавшимся в трудном положении_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на анкету вместе с родителями.

Каковы на Ваш взгляд причины возникновения детского алкоголизма, детской наркомании и детской безнадзорности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подумайте и предложите дела, которые были бы интересны и полезны ребятам, оказавшимся в трудном положении_______________________________________________

_____________________________________________________________________________


Автор-составитель: Шамова Наталья Владимировна, учитель социально-бытовой ориентировки ГБОУ учреждение Республики Марий Эл "Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" с. Казанское.

Материал содержит сценарий классного часа «Закон на нашей Земле». Мероприятие проводится в средних классах школы. Классный час проводится с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитания правового сознания учащихся.

Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)

Цель классного часа:

Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

Развивать представления о последствиях противоправных деяний;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека - это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний классный час - это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно - опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2 . Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Задание 4

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)

Ложный звонок

Ситуация 1 : В класс вбегает ученик:

Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья - ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2 : К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья - ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик

В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

Не дам, он новый, только вчера купили.

Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья - ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4 : В классе идет спор двух учащихся:

Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться - и тебе не жить.

Судья - ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

А ты дылда!!!

А ты сама Гадина!!!

Судья - ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 - 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6 : В класс вбегают мальчишки:

А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

Клево, вот люди порадуются!

Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья - ученик зачитывает: Статья 214 УК - вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣ обязательные работы;

➣ исправительные работы;

➣ лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы - Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Одной из наиболее сложных и в то же время противоречивых проблем современного общества является проблема правонарушений в подростковой среде. К сожалению, в юном возрасте не каждый человек способен осознать то, что совершаемые им проступки влекут за собой тяжелые и порой трудноисправимые последствия.

Понятие правонарушений

Что включает в себя данный термин? Под правонарушением понимают виновное поведение человека, которое причиняет вред другим, противоречит существующим в обществе законодательным нормам и способно повлечь за собой определенную юридическую ответственность.

Существует определенная классификация подобных действий. Их подразделяют на две группы. К первой из них относятся проступки. Этот вид правонарушений может быть трудовым и дисциплинарным, гражданским и административным. Ко второй группе относят преступления. Это деяния, в результате которых происходит нарушение уголовного законодательства. В свою очередь, преступления различают по степени тяжести.

В зависимости от того или иного вида совершенного правонарушения существует и определенная ответственность. Она может быть:

Уголовной - за нарушения законов, что предусмотрено Уголовным кодексом;
- административной, при нарушении норм, содержащихся КоАПе;
- дисциплинарной, то есть влекущей за собой ответственность при нарушениях трудового законодательства;
- гражданско-правовой, регулируемой имущественные отношения.

Педагогическая задача

Работа с обучающимися в школе - это процесс многоаспектный, весьма сложный и продолжительный по своему периоду. При этом педагогическому составу образовательных учреждений ставится довольно специфическая задача, а именно - профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Беседа в процессе таких мероприятий является наиболее действенным способом, позволяющим предотвратить возникновение ситуаций, когда человек совершает виновные деяния.
Но помимо этого школа должна обеспечить все возможности для того, чтобы осуществлялось нормальное развитие детей. В задачу педагога входит выявление учащихся, которые склонны к нарушениям морально-правовых норм. При этом важно изучение индивидуальных особенностей таких детей, а также причин нравственного отклонения личности.

Если подобные мероприятия будут проведены вовремя, то это позволит на основе правильно организованной воспитательной помощи предотвратить ситуации, приводящие к проступкам или правонарушениям.

Проблемные дети

Подростки, склонные к совершению противоправных проступков, как правило:

1. Уклоняются от учебы по причинам неуспеваемости по большому количеству предметов, ориентируются на иные виды деятельности, отстают в интеллектуальном развитии, а также не имеют интересов к процессу познания.

2. Проявляют низкую общественно-трудовую активность в форме отказа от поручений, пренебрежительного отношения к классным делам, демонстративного игнорирования выполнения трудовых дел. Кроме того, такие учащиеся пренебрежительно относятся к общественной собственности, занимаясь ее порчей.

3. Отличаются такими негативными проявлениями, как употребление токсических, психотропных средств и спиртных напитков. Такие подростки, как правило, имеют тягу к азартным играм.

4. Негативно оценивают окружающую действительность.

5. Обладают повышенной критичностью по отношению к взрослым и педагогам в виде грубости, пропусков занятий, воровства и различных немотивированных поступков.

6. Равнодушно или скептически относятся к воспитательным мероприятиям.

Ранняя профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер, целью которых является следующее:

Оздоровление условий жизни детей;
- установление и пресечение действия источников, оказывающих антиобщественное влияние;
- проведение беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Организация воспитательного процесса классным руководителем

На сегодняшний день данные статистики в сфере правонарушений являются малоутешительными. Из всех преступлений каждое одиннадцатое совершается подростками. И на это поведение влияет множество негативных как внешних, так и внутренних факторов.

Именно поэтому беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних являются порой своевременной и квалифицированной помощью детям, а также их семьям, попавшим в кризисные социальные и другие ситуации.

В начале учебного периода перед классным руководителем ставятся задачи по следующему:

Созданию условий, способствующих социальной адаптации воспитанников;
- оказанию помощи в решении стоящих перед подростком проблем;
- формированию у детей позитивных ценностей в отношении к учебе, обществу, людям, труду, самому себе, а также к законам и нормам общества;
- оказанию квалифицированной педагогической помощи семье учащегося в воспитании ребенка.

Реализация всех этих задач возможна при помощи наблюдений и тестирований, анализа поведения и консультирования, анкетирования, диагностики и проведения групповой работы. Одной из форм такой деятельности являются и проводимые педагогом беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Для нормального развития личности каждого ребенка и воспитания учащегося классному руководителю важно придерживаться:

Гуманного стиля взаимоотношений между участниками процесса образования;
- демократических принципов общения с воспитанниками;
- разумного порядка и дисциплины;
- принципа возможности для проявления инициативы детей, которая должна быть обязательно поддержана педагогом.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должны проводиться систематически. При этом их тематика согласовывается с заранее составленным планом мероприятий.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводятся в рамках:

Профилактической работы;
- организации досуговой деятельности;
- работы с родителями;
- правового всеобуча;
- организации каникул;
- работы с трудными детьми.

Классные руководители в начале учебного года создают паспортизацию семей. Воспитатель выявляет трудных детей и создает банк данных учеников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также семей, в которых вывлено в социально-опасное состояние. Такая работа проводится для оказания им помощи.

Устранение пробелов в знаниях детей

Важнейшим элементом системы предупреждения асоциального поведения школьников является постоянный контроль над успеваемостью. Это весьма действенные шаги, по мере которых осуществляется профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с родителями учеников, имеющих пробелы в знаниях, позволяет своевременно ликвидировать данную проблему. Помимо такого информирования классный руководитель ведет индивидуальную работу со своими воспитанниками, привлекая при этом успевающих учеников и других педагогов. Кроме того, учителю важно посещать занятия своих детей по различным предметам. Это также будет профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с воспитанниками в дальнейшем должна идти в рамках проведения анализа их поведения и работы на уроках.

Борьба с пропусками

Разнообразная тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся неуважительных причин отсутствия детей на занятиях, также является важным звеном воспитательной работы, проводимой классным руководителем. Педагог должен осуществлять ежедневный контроль посещаемости детьми уроков. При этом важно вести ежемесячный учет пропуска занятий учащимися, где указываются уважительные и неуважительные причины отсутствия. Дети должны быть информированы о том, что вопрос посещения ими уроков находится под строгим контролем классного руководителя. И скрыть от своего наставника истинные причины отсутствия не удастся. Такие действия педагога позволят поднять дисциплину в классе и явятся действенной профилактической мерой по исключепнию правонарушений в подростковой среде.

Организация досуга

Беседы, проводимые педагогом в рамках классных часов, должны касаться вопросов привлечения школьников к занятиям в спортивные секции. Особенно важна организация досуга детей, находящихся в группе риска.

Вовлечение учащихся в работу различных объединений, а также кружков художественного творчества - это также профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа на эти темы обязательно должна включаться в план по проведению классных часов. Ведь развитие творческой инициативы учеников, а также активное полезное проведение их досуга, без всякого сомнения, формирует законопослушное поведение ребенка.

Пропаганда здорового образа жизни

Темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обязательно должны касаться вопросов необходимости постоянных занятий физической культурой. Это позволит не только организовать досуг, но и предупредить возникновение вредных привычек, пагубно влияющих не только на здоровье ребенка, но и на его общественное поведение.

Какие рекомендованы темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые проводятся в рамках данного направления? Их достаточно много. Причем для осуществления мер по формированию у школьников здорового образа жизни педагог должен привлекать различных специалистов (медиков и психологов).

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (5 класс и 6-й) можно проводить по темам «О хорошем и плохом», а также «О вреде курения».

Целью первой из них является формирование у учащихся целостной ориентации и способности к формированию нравственных суждений. Подобные беседы, касающиеся здорового поведения в жизни, могут быть проведены и с младшими школьниками.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (6 класс) чаще касаются темы «О вреде курения». Хотя начать рассматривать данный вопрос желательно уже с младшими школьниками и в дальнейшем повторять такие классные часы со старшими детьми.

Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (8 класс) может звучать таким образом: «Совершаемые правонарушения, являющиеся результатом вредных привычек». Такие классные часы способствуют воспитанию у детей ответственности за собственное здоровье и формируют у них негативное отношение к табаку. Тематика, касающаяся вреда курения, расширяет знания учеников в этой области.

Данная работа может проводиться с разделением школьников на микрогруппы и с использованием мультимедийного материала. Учитель должен объяснить детям, что у людей, имеющих зависимость от никотина, определенные области головного мозга находятся в угнетенном состоянии. В них замедляется выработка веществ, необходимых организму для нормального построения тканей. В результате многие органы страдают от нервной дистрофии, что вызывает предрасположенность человека ко многим заболеваниям.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, предусматривает и беседы «О вреде алкоголя», «О пагубном влиянии наркотиков». Разговор должен касаться и других пагубных привычек.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, должна внушить детям мысль о том, что человек, находящийся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения, способен пойти на совершение самых жестоких преступлений. И это происходит из-за необходимости получения денег на очередную дозу или бутылку спиртного. При этом люди, зависящие от наркотиков или алкоголя, не могут контролировать собственные действия.

Во время проведения бесед на эти темы педагог должен рассказать своим воспитанникам о том, что алкоголиками и наркоманами становятся не только «непутевые» или «плохие» люди. Порой это случается и с теми, кто воспитывался в благополучных семьях и не смог найти для себя занятия по интересам. Иногда ребенок пробует алкоголь, наркотики или сигареты для того, чтобы испытать новые ощущения и почувствовать себя взрослым и смелым. Однако такое неразумное поведение вредит здоровью, которое вернуть будет уже невозможно, и способствует совершению преступлений.

Проводимые беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (11 класс) должны быть посвящены вопросам опасного секса. Ведь сохранение здоровья молодых людей - это стратегическая задача общества. По данным статистики, около 14 млн российских женщин в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Еще большее число девушек решаются на аборты. Представители молодого поколения настолько часто болеют сифилисом, что медики говорят о ситуации, близкой к эпидемической. Именно на этот возраст приходится и большинство случаев инфицирования ВИЧ. Проводимые по данной теме классные часы должны рассматривать вопросы любви, ранних половых связей и целомудрия. Учитель при этом должен вести раздельные беседы с юношами и девушками. Цель такого классного часа состоит в формировании отрицательной нравственной оценки половой распущенности, которая является угрозой различного рода заболеваний и порой направляет человека на совершение противозаконных поступков.

Правовое воспитание

В планы работы учебных заведений включаются и темы бесед по профилактике различных правонарушений. В их проведении принимают участие не только классные руководители. К таким разговорам привлекают представителей пожарной охраны, правоохранительных органов, специалистов по делам семьи и молодежи, психологов и т.д. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (7 класс) может касаться вопросов преступления и ответственности за него. Разговоры с детьми в этом направлении ставят своей целью знакомство школьников с различными видами проступков и формирование у них верной гражданской позиции. Беседы на эту тему можно проводить уже с начальных классов.

Действенной мерой профилактики правонарушений станут они и для старших учеников.
Педагог должен постоянно проводить разъяснительную работу о видах существующей ответственности за нарушение законодательства, о противоправных действиях, характерных для подростков, о понятиях административного, уголовного и гражданско-правового наказания и т.д. Подобные занятия непременно разовьют активность детей по формированию правильных жизненных позиций.

Примерная тематика таких классных часов:
- «Наши интересы и улица».
- «Обязанности и права школьника».
- «Преступления и их последствия» и т.д.

Периодически должны проводиться подобные беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 9 класс может прослушать тему «Преступление и подросток». Более углубленное изучение этого материала должно проходить в старших классах. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (10 класс) - «Преступление и его виды».

Работа с родителями

В целях профилактики правонарушений должны проводить работу по выявлению учащихся, проживающих в семьях, положение которых считается социально-опасным. При обнаружении негативных фактов педагогу необходимо проинформировать школьный Совет профилактики.

Периодически классные руководители знакомятся с условиями жизни своих учеников, проводят беседы с родителями на такие темы:

- «Преодоление трудностей в обучении. Помощь родителей».
- «Причины, по которым ребенок не желает учиться».
- «Проблемы воспитания подростков» и т.д.

Целью подобных мероприятий является повышение взаимодействия семьи и школы для проведения профилактики противоправных действий среди школьников.