Учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и программой подготовки студентов в медицинских колледжах и училищах.
Учебное пособие предназначено для обучения студентов медицинских колледжей и училищ, а также с успехом может быть использовано для обучения и подготовки спасателей команд и формирований Гражданской обороны, военнослужащих воинских частей Гражданской обороны и населения.

МЕДИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТАСТРОФ.
Землетрясение - подземные толчки и колебания земной поверхности, распространяющиеся в виде сейсмических волн. Могут возникнуть при смещениях и колебаниях земной коры, падениях крупных метеоритов, подземных ядерных взрывах. При сильных землетрясениях возможны разрушение и обрушение зданий и сооружений, аварии коммунально-энергетических сетей, транспортных коммуникаций и линий связи. При авариях газовых и электрических сетей могут возникнуть пожары. Возможны массовые потери населения в течение нескольких секунд. Наиболее часто встречаются тяжелые травмы черепа, конечностей, грудной клетки и таза, синдром длительного сдавления, ушибы и открытые раны. В очагах пожаров может быть значительное число обожженных.

Вулкан - извержение лавы, горячих и ядовитых газов, паров воды, пепла, обломков горных пород по каналам и трещинам в земной коре. Известны случаи гибели населения городов через несколько минут после начала извержения вулкана. Наиболее часто встречаются множественные, сочетанные травмы и комбинированные поражения. Часто встречаются отравления угарным и другими ядовитыми газами, ожоги верхних дыхательных путей и тела. Если извержение вулкана сопровождается землетрясением, то будут соответствующие пораженные.

Содержание
ГЛАВА 1. Характеристики катастроф, их предупреждение и ликвидация
Медицинская характеристика катастроф
Медико-тактическая характеристика катастроф
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Обеспечение защиты населения при катастрофах
Медицинское обеспечение населения при катастрофах
Служба медицины катастроф
Медицинская служба гражданской обороны
Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации
Основы военной службы и обороны государства
Гражданская оборона
ГЛАВА 3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
Защита населения при землетрясениях
Защита населения при наводнениях
Защита населения при пожарах
Защита населения от обычных средств поражения
Защита населения от химического оружия
Защита населения при ядерном взрыве
Защита населения в зоне радиоактивного загрязнения
Защита населения в очагах бактериологического поражения
Разведка очагов поражения
Приборы радиационной разведки
Оценка радиационной обстановки
Оценка химической обстановки
Медицинская разведка
ГЛАВА 4. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения при катастрофах
Сбор и транспортировка пораженных из очагов поражения при катастрофах и стихийных бедствиях
Объем и виды медицинской помощи
Медицинская сортировка пораженных при катастрофах
Оснащение подвижных медицинских формирований и учреждений
Медицинские средства индивидуальной защиты
Индивидуальные и коллективные средства защиты
ГЛАВА 5. Неотложная медицинская помощь
Обморок
Коллапс
Кома
Терминальное состояние
Доврачебная реанимационная помощь
Временная остановка кровотечения
Раны
Ушибы, растяжения и разрывы мягких тканей, переломы и вывихи
Травматический шок
Синдром длительного сдавления
Тепловой удар
Солнечный удар
Термические ожоги и ожоговая болезнь
Химические ожоги
Отморожение и общее замерзание
Утопление
Укусы ядовитых змей и насекомых
Поражение электрическим током
Психические нарушения при катастрофах
Радиационные поражения
Острая и хроническая лучевая болезнь, лучевые поражения кожи
ГЛАВА 6. Предварительная санитарная экспертиза воды и продуктов в зоне радиоактивного загрязнения
ГЛАВА 7. Дезактивация
ГЛАВА 8. Аварийные химически опасные вещества (АХОВ) и отравляющие вещества (ОВ)
АХОВ с преимущественно удушающим действием и ОВ удушающего действия
АХОВ преимущественно общеядовитого действия и ОВ общеядовитого действия
Нейротропные яды и ОВ нервно-паралитического действия
АХОВ, обладающие удушающим и общеядовитым действием. АХОВ, обладающие удушающим и нейротропным действием. ОВ раздражающего действия
Метаболические яды и ОВ кожно-нарывного действия
Отравляющие вещества психотомиметического действия. Индикация (обнаружение) отравляющих веществ
Дегазация
Вред курения
ГЛАВА 9. Контагиозные особо опасные инфекции
Холера
Чума
Натуральная оспа
ГЛАВА 10. Мероприятия, проводимые среди населения при ЧС
Изоляционные и лечебно-диагностические мероприятия на догоспитальном этапе медицинской эвакуации и на путях эвакуации
Режимно-ограничительные мероприятия
Ветеринарно-санитарные и дератизационные мероприятия
Санитарно-гигиенические мероприятия противоэпидемической направленности
Иммунопрофилактика и экстренная профилактика
Лечебно-эвакуационные мероприятия при поступлении больных особо опасными инфекциями и по защите от бактериологического оружия
Дезинфекционно-дезинсекционные мероприятия, специальная и санитарная обработка
Бактериологическая (биологическая) разведка
Санитарно-эпидемиологическая разведка и санитарно-эпидемиологическое наблюдение
Защита медицинских формирований и учреждений от оружия массового поражения и поражающих факторов катастрофы
Литература.

Год выпуска: 2005

Жанр: БЖД

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Задача безопасности жизнедеятельности - обеспечение комфортных условий деятельности людей на всех стадиях их жизни.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей снижением травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс негативно действующих явлений и процессов в системе «человек-среда обитания». На всех этапах развития человек постоянно стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению своего здоровья.
Особенностью поражения населения при различных видах катастроф является внезапность и появление одномоментно массовых санитарных потерь, что требует проведения неотложных мероприятий медицинской помощи, которую должен уметь оказывать соответствующий медицинский специалист, а первую медицинскую помощь - подготовленное и обученное население.
По некоторым оценкам, только при стихийных катастрофах на планете Земля погибает до 250 тыс. и подвергаются опасности для жизни около 25 млн человек в год.
Ежегодно в мире на производстве погибает 200 тыс. и 20 млн человек получают травмы. Ряд чрезвычайных экономических ситуаций создают военные ведомства. Как правило, в зонах испытательных полигонов возникает и длительно действует комплекс вредных для здоровья людей и окружающей среды факторов. К ним относятся повышенный радиационный и химический фон, загрязнение токсичными веществами поверхностных грунтовых вод, почвы и т. п. Военные конфликты и терроризм приводят к большим потерям военнослужащих и мирного населения. Не исключается возможность санкционированного и несанкционированного применения современного оружия, последствия этого могут быть непредсказуемыми.
Анализ медико-санитарных последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, локальных военных конфликтов, организации при этом медицинской помощи свидетельствует о необходимости психологически готовить многочисленную армию средних медицинских работников к восприятию любых чрезвычайных ситуаций при оказании медицинской помощи в любых очагах катастроф.
Общие цели и задачи при изучении оказания медицинской помощи в изучавшихся ранее раздельно дисциплинах «Безопасность жизнедеятельности», «Гражданская оборона», «Основы военной службы», «Медицина катастроф» явились предпосылкой слияния вышеуказанных предметов в средних учебных заведениях в единую дисциплину «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф».
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (базовый уровень), утвержденным Министерством образования и Министерством здравоохранения приказом № 02-0402Б 2002 года, который вводится в действие с 1 сентября 2002 года и в котором содержатся государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0401 «Лечебное дело», 0402 «Акушерское дело», 0406 «Сестринское дело».
Автор будет благодарен за все замечания и пожелания от коллег и читателей, которые послужат совершенствованию учебного пособия для медицинских колледжей и училищ.

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЧС)

ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА

  1. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом в атмосферу радиоактивных веществ
  2. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом (утечкой) в окружающую среду АХОВ
  3. Чрезвычайные ситуации, связанные с возникновением пожаров и взрывами

ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

  1. Чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями
  2. Характеристика техногенных катастроф

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В ЧС

  1. Основные принципы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ГО)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС

  1. Организация гражданской обороны в учебных заведениях
  2. Формирования гражданской обороны
  1. Организация укрытия населения в защитных сооружениях
  2. Организация и проведение эвакуационных мероприятий

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

  1. Средства индивидуальной защиты
  2. Медицинские средства защиты

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ
БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ
СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ

МЕДИЦИНСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТАСТРОФ

ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

  1. Организация Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК)

МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ГО

  1. Организации медицинской службы Гражданской обороны

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, БОЛЬНЫХ И ПЕРСОНАЛА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

  1. Основные мероприятия, проводимые медицинской службой ГО
  2. Характеристика и назначение невоенизированных медицинских формирований Гражданской обороны

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧС

ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЧС

  1. Двухэтапная система оказания медицинской помощи и лечения пострадавших

ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ СОРТИРОВКИ
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

  1. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения
  2. Первая медицинская помощь при кровотечениях
  3. Понятие о переломах
  4. Травматический шок
  5. Синдром длительного сдавления
  6. Термические ожоги
  7. Терминальное состояние
  8. Особенности реанимации при утоплении
  9. Особенности реанимации при перегревании
  10. Отморожение и замерзание
  11. Закрытые повреждения
  12. Радиационные поражения
  13. Химическое оружие

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЧС

  1. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
  2. Организация работы формирований и учреждений здравоохранения при возникновении эпидемических очагов
  3. Особо опасные инфекции (ООИ)
  4. Санитарно - эпидемиологическая разведка

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

КУРЕНИЯ ТАБАКА

  1. Происхождение табака
  2. Состав и свойства табака и табачного дыма
  3. Производство и потребление табака
  4. Курение и органы дыхания
  5. Курение и другие органы и системы
  6. Курение и беременность
  7. Пассивное курение
  8. Основные принципы борьбы с курением

ЛИТЕРАТУРА

скачать учебное пособие

Задания в тестовой форме

1. Формированием службы медицины катастроф местного уровня являются

а) санитарный пост

б) бригады скорой медицинской помощи

в) санитарные дружины

г) бригады специализированной медицинской помощи

2. Гражданскую оборону на объекте здравоохранения возглавляет

а) заместитель главного врача по гражданской обороне

б) начальник штаба гражданской обороны

в) заместитель главного врача по медицинской части

г) руководитель объекта здравоохранения

3. Территориальный орган, постоянно работающий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

а) комиссия по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий

б) управление по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий

в) формирования гражданской обороны общего назначения

г) формирования служб гражданской обороны

4. Бригады скорой медицинской помощи в районе чрезвычайной ситуации работают

а) в очаге поражения

б) в лечебно-профилактическом учреждении

в) на временном пункте сбора пораженных

г) на пункте экстренной медицинской помощи

5. Формирования службы медицины катастроф, прибывающие в район катастрофы для усиления службы скорой помощи

а) бригады экстренной медицинской помощи

б) бригады специализированной медицинской помощи

в) подвижные медицинские комплексы медицины катастроф

г) лечебные учреждения Министерства здравоохранения

6. Медицинской сортировкой называется

а) метод распределения пораженных на группы по признаку нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях



б) выделение пораженных, нуждающихся в неотложной медицинской помощи

в) распределение потока пострадавших на «ходячих» и «носилочных»

г) распределение пораженных на группы по возрастному признаку и полу

7. Режимы функционирования Российской службы медицины катастроф

а) плановый и экстренный

б) неотложный, срочный и сверхсрочный

в) повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации

г) режимы отсутствуют

8. Для обеззараживания воды в очагах чрезвычайных ситуаций применяется

а) цистамин

б) этаперазин

в) пантоцид

г) пергидроль


9. В мирное время для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях применяется система этапного лечения

а) одноэтапная

б) двухэтапная

в) трехэтапная

г) многоэтапная

10. Оптимальным сроком оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях является

а) 30 минут

б) 1 час

в) 2 часа

г) 6 часов

11. Виды медицинской помощи, предусмотренные на догоспитальном этапе при катастрофах

а) любая, которую можно использовать

б) квалифицированная

в) первая медицинская, доврачебная, первая врачебная

г) специализированная, квалифицированная

12. Метод работы, позволяющий своевременно оказать медицинскую помощь при массовом поступлении пораженных

а) быстрое выведение из очага катастрофы

б) оказание неотложной помощи

в) четко организованная эвакуация

г) медицинская сортировка

13. Радионуклиды, определяющие радиационную обстановку в первые месяцы после аварии на радиационно опасных объектах

а) цезий 137

б) йод 131

в) барий 140

г) стронций 90

14. Для защиты щитовидной железы при авариях на радиационно опасных объектах применяют

а) тарен

б) промедол

в) этаперазин

г) йодистый калий

15. Препарат, который может заменить йодистый калий для защиты щитовидной железы при радиационных авариях

а) 5% настойка йода

б) 0,5% раствор хлоргексидина биглюконата

в) 70% этиловый спирт

г) 96% этиловый спирт

16. Время, оптимальное для проведения частичной санитарной обработки при поражении аварийно химически опасными веществами

а) в течение 1 часа после воздействия

б) после появления симптомов поражения

в) после выхода из очага

г) немедленно

17. Табельные медицинские средства индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях

а) ватно-марлевая повязка, изолирующий противогаз

б) аптечка индивидуальная, индивидуальный перевязочный пакет, индивидуальный противохимический пакет

в) костюм противохимической защиты

г) фильтрующий противогаз


18. Виды медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации

а) диагностическая

б) прогностическая

в) внутренняя

г) эвакуационно-транспортная, внутрипунктовая

19. Коллективные средства защиты

а) больницы

б) формирования гражданской обороны

в) фильтрующие противогазы

г) убежища и укрытия

20. Средства первой медицинской помощи при тяжелой степени острой лучевой болезни

а) противорвотные

б) успокаивающие

в) сердечно-сосудистые

г) антибиотики

21. Первоочередные мероприятия, проводимые пострадавшему с открытым пневмотораксом

а) обезболивание

б) дренирование плевральной полости

в) интубация трахеи

г) окклюзионная повязка

22. Основной признак торпидной фазы шока

а) рвота

б) асфиксия

в) анизокария

г) снижение АД

23. При «синкопальном» виде утопления цвет кожи

а) синий

б) бледный

в) розовый

г) обычный

24. Характерный симптом отравления хлором

а) мидриаз

б) миоз

в) резь в глазах

г) дизурия

26. К методам временной остановки кровотечения относится

а) перевязка сосуда в ране

б) перевязка сосуда на протяжении

в) наложение кровоостанавливающего зажима

г) форсированное сгибание конечностей

27. При отравлении фосфороорганическими соединениями антидотом является

а) атропина сульфат

б) антициан

в) магния окись

г) натрия тиосульфат


28. В очаге поражения аммиаком для защиты органов дыхания следует надеть повязку, смоченную

а) этиловым спиртом

б) 5% раствором уксусной кислоты

в) 2% раствором питьевой соды

г) 2% раствором новокаина

29. При поражении синильной кислотой антидотом является

а) тарен

б) антициан

в) цистамин

г) атропин

30. К стойким аварийно химически опасным веществам относятся те, при которых опасность сохраняется

а) больше 1 часа

б) меньше 1 часа

в) больше 2 часов

г) больше 6 часов

31. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения последствий

а) происшествия, аварии, стихийные бедствия, катастрофы

б) сельские, районные, областные, республиканские

в) муниципальные, окружные, городские, краевые

г) объектовые (локальные), территориальные, региональные, глобальные

32. Основные задачи медицинской службы медицины катастроф

а) лечебно-профилактические и гигиенические мероприятия

б) сохранение здоровья населения, оказание всех видов медицинской помощи с целью спасения жизни, снижение психоэмоционального воздействия катастроф, обеспечение санитарного благополучия в зоне ЧС и др.

в) подготовка медицинских кадров, материально-техническое обеспечение больниц в зоне ЧС

г) сохранение личного здоровья медицинских формирований, эвакуация лечебных учреждений вне зоны ЧС

33. Оптимальным сроком оказания первой медицинской помощи при ЧС является

а) 30 мин.

б) 1 час

в) 2 часа

г) 6 часов

34. Основоположник медицинской сортировки

а) Пирогов

б) Склифосовский

в) Вишневский

г) Ландштейнер

35. Специализированная медицинская помощь – это

36. Квалифицированная медицинская помощь– это

а) оказание помощи по жизненным показаниям

б) оказание помощи терапевтическим и хирургическим больным

в) само- и взаимопомощь, помощь спасателей

г) полный объем медицинской помощи, оказываемый врачами-специалистами

37. Транспортировка больных с повреждением таза

а) лежа на носилках, поза «лягушки»

б) в устойчивом боковом положении

в) полусидя

г) лежа на носилках с валиком под поясницей

38. Основные способы защиты населения при чрезвычайных ситуациях

а) укрытие в защитных сооружениях, использование индивидуальных средств защиты, эвакуация

б) обучение изготовлению ватно-марлевых повязок, раздача противогазов

в) оказание медицинской помощи и госпитализация

г) эвакуация, отселение и рассредоточение

39. При сдавливании обеих нижних конечностей более 4-х часов развивается

а) синдром длительного сдавления

б) синдром длительного раздавливания

в) краш-синдром

г) все ответы верны

40. Лаково-красная моча – признак

а) синдрома длительного сдавления

б) асфиксии

в) перегревания

г) переохлаждения

41. При работе в противогазе искусственное дыхание осуществляется

а) изо «рта в рот»

б) по Безредко

в) по Сильвестру

г) по Като и Калантарян

42. Первая медицинская помощь при ранении наружной сонной артерии

а) пальцевое прижатие

в) обезболивание

г) прошивание раны

43. Первая медицинская помощь при ранениях вен шеи

а) пальцевое прижатие

б) наложение давящей воздухонепроницаемой повязки

в) обезболивание

г) прошивание раны

44. При переломе плеча иммобилизация шиной Крамера идет от

а) кончиков пальцев до надплечья со стороны перелома

б) кончиков пальцев до надплечья здоровой стороны

в) локтевого сустава до надплечья со стороны перелома

г) локтевого сустава до надплечья здоровой стороны

45. Огнестрельная рана считается сквозной, если имеется

а) только входное отверстие

б) только выходное отверстие

в) входное и выходное отверстие

г) все ответы верны

46. Иммобилизация при подозрении на повреждение шейного отдела позвоночника

а) петля Глиссона

б) не требуется

в) ватно-марлевый воротник

г) пращевидня повязка

47. При напряженном пневмотораксе дренирование проводят

а) во II межреберье по средне-ключичной линии

б) в IV межреберье по средне-ключичной линии

в) в VIII межреберье по задне-подмышечной линии

г) дренирование не показано


48. Симптомы сдавления головного мозга

а) зрачок на стороне гематомы сужен, парезы и параличи на противоположной стороне

б) потеря сознания на 30 минут, тошнота, головная боль

в) потеря сознания на 4 часа, рвота, головокружение

г) потеря сознания на 2 суток, симптом «очков»

49. При черепно-мозговой травме противопоказаны

а) морфин

б) противостолбнячная сыворотка

в) антибиотики

г) противорвотные

50. При термических ожогах одежда с пострадавшего

а) снимается

б) срезается

в) остается на пострадавшем

г) все ответы не верны

51. Первая доврачебная помощь при отморожении

а) массаж со снегом

б) немедленное согревание пораженного участка (теплые ванны)

в) растирание спиртом

г) алкоголь внутрь

52. О степени тяжести лучевого поражения можно судить по

а) количеству эритроцитов в крови пораженного

б) выраженности «радиационного загара»

б) данным дозиметрии одежды

г) частоте и кратности рвоты

53. Радионуклиды, накапливающиеся в щитовидной железе

а) радий-226

б) йод-131

в) стронций-90

г) не накапливаются

54. Средство первой помощи при тяжелой степени ОЛБ

а) противорвотные

б) успокаивающие

в) сердечные

г) антибиотики

55. Заболевания, наиболее затрудняющие проведение спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

а) простудные заболевания

б) особо опасные инфекции

в) сердечно-сосудистые заболевания

г) заболевания кожи и подкожной клетчатки

56. Эвакуация населения при чрезвычайных ситуациях осуществляется по

а) гемодинамическим показателям

б) эвакуационно-сортировочным признакам

в) возрастным показателям

г) наличию транспортных средств

57. Этап медицинской эвакуации – это

а) путь от места ранения до ближайшей больницы

б) все ЛПУ, расположенные рядом с очагом ЧС

в) путь между лечебными учреждениями

г) лечебные учреждения, развернутые и работающие на путях эвакуации

58. Первым видом оказания медицинской помощи пострадавшим считается

а) первая медицинская доврачебная помощь

б) первая медицинская помощь (само- и взаимопомощь)

в) специализированная медицинская помощь

г) квалифицированная медицинская помощь

59. Наиболее эффективный способ защиты от внешнего гамма-излучения

а) укрытие в защитных сооружениях

б) своевременная эвакуация

в) медикаментозная профилактика

г) использование противогазов

60. Средство общей экстренной профилактики в эпидочаге

а) тетрациклин

б) доксициклин

в) рифампицин

г) цефамезин

61. Способ обеззараживания воды в очагах ЧС

а) отстаивание и фильтрация

б) гиперхлорирование с последующим дехлорированием

в) прием неочищенной воды с антибиотиками

г) применение пергидроля

62. Применение комплексонов показано

а) при угрозе отравлния АХОВ

б) при профилактике инфекционных заболеваний

в) с целью повышения иммунитета

г) при ускорении выведеия радиоактивных веществ

63. Индивидуальный противохимический пакет используется для проведения частичной

а) дегазации

б) дезактивации

в) дератизации

г) дезинфекции

а) дыхательной недостаточности

б) лучевых поражений

в) кровопотери

г) коматозного состояния

65. Стойкий вид поражения АХОВ – это сохранение опасности

а) больше 1 часа

б) меньше 1 часа

в) 2 часа

г) 6 часов

66. Фосфорорганические соединения из группы отравляющих веществ

а) общеядовитых

б) удушающих

в) метаболических

г) нервно-паралитических

67. Диоксин относится к группе ОВ

а) общеядовитых

б) удушающих

в) метаболических

г) нервно-паралитических


68. Для оценки состояния пострадавших на месте происшествия используют

а) измерение АД, подсчет пульса за 1 мин., аускультацию

б) расспрос, осмотр, пальпацию, подсчет пульса за 10-15 сек.

в) лабораторные экспресс-методы

г) УЗИ, рентгенографию, ЭКГ

69. Для спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях прежде всего играет роль

а) оснащенность медицинской службы

б) характер ЧС

в) оповещение населения

г) фактор времени

Эталоны ответов

1а, 2 г, 3 б, 4 в, 5 а, 6 а, 7 в, 8 в, 9 б, 10 а, 11 в, 12 г, 13 б, 14 г, 15 а, 16 г, 17 б, 18 г,19 г, 20 а, 21 г, 22 г, 23 б, 24 в, 25 г, 26 г, 27 а, 28 б, 29 б, 30 а, 31 г, 32 б, 33 а, 34 а, 35 г, 36 б, 37 а, 38 а, 39 г, 40 а, 41 в, 42 а, 43 б, 44 б, 45 в, 46 в, 47 а, 48 а, 49 а, 50 б, 51 в, 52 г, 53 б, 54 а, 55 б, 56 б, 57 г, 58 б, 59 а, 60 б, 61 б, 62 г, 63 а, 64 в, 65 а, 66 г, 67 в, 68 б, 69 г.

Под редакцией Н. М. КИРШИНА

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования

3-е издание, стереотипное

~^^\ ACADEMA

Издательский центр «Академия» 2008

УДК 61(075.32)

ББК51.1(2)2я723 Б40

Рецензенты:

декан факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,

д-р пед. наук, профессор Л. А. Михайлов",

зав. отделением медицинского колледжа Всероссийского

учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому

и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения

и социального развития Российской Федерации, канд. мед. наук

О. Н. Иващенко

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф:

Б40 Учеб. для студ. сред. проф. учеб, заведений / [С. Б. Варющенко, В. С. Гостев, Н. М. Киршин и др.] ; под ред. Н. М. Киршина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320с.

ISBN 978-5-7695-5466-7

Представлены сведения о чрезвычайных ситуациях природного и тех-ногенного характера, дана классификация катастроф. Рассмотрены осно­вы безопасности людей в чрезвычайных ситуациях, способы оценки об­становки при авариях, мероприятия по защите населения и территорий, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Изложены основ­ные задачи и организационная структура Всероссийской службы медици­ны катастроф. Рассмотрены меры неотложной помощи при радиацион­ном и химическом поражении, отравлении ядовитыми веществами. Опи­саны особо опасные инфекции, механизмы развития эпидемического про­цесса и мероприятия по ликвидации очагов биологического поражения. Приведена характеристика террористических угроз и опасностей.

Для студентов средних медицинских учебных заведений.

УДК 61(075.32) ББК51.1(2)2я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2005 ISBN 978-5-7695-5466-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

Введение

История развития человечества отражает не только поиск и построение более безопасного и комфортного мира, но и обрете­ние на этом пути новых угроз и опасностей.

Двадцатый век был ознаменован стремительным развитием техносферы, ростом активности природных процессов, возник­новением глобальных экологических угроз, мощными негативны­ми социальными потрясениями, что повлекло беспрецедентный рост процессов обмена продукцией, энергией, информацией в системах человек - биосфера - техносфера, человек - соци­альная среда.

Прямым следствием роста интенсивности и масштабов воздей­ствия на человека, социальную, природную, техногенную среду биологических, физических, химических и информационных фак­торов является наблюдаемый стабильный рост ущербов от всей со­вокупности чрезвычайных ситуаций даже в высокоразвитых странах.

Мир приобрел новые системные свойства, которые выражены сегодня в интеграции и глобализации угроз и опасностей, суще­ственно большей «человекозависимости».

На рубеже XXI в. изменились спектр и характер угроз безопас­ности личности, обществу, государству, обозначились новые под­ходы к оценке рисков в основных сферах жизнедеятельности че­ловека. Наметился существенный прогресс в теории и практике обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального, экологическо­го, террористического характера.

Указанные обстоятельства обусловили глубокие изменения в подходах к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятель­ности», а также в самом содержании дисциплины.

Только человек просвещенный, обладающий знаниями об опас­ностях современного мира, представляющий себе их сложную природу и глубокие взаимосвязи, новые закономерности и нераз­рывное единство элементов системы человек - биосфера - тех­носфера, способен во всех областях своей деятельности целена­правленно стремиться к обеспечению безопасности собственной, общества и следующих поколений.

Именно такое, обновленное мировоззрение, основанное на уважении к праву, знаниях, научных выводах и обобщениях, со­единенное с нравственными созидательными принципами и об­щечеловеческими ценностями, позволит обеспечить достаточные условия и гарантии существования безопасного и устойчивого развития мира.

Государственные образовательные стандарты предполагают, что специалист в любой области вместе с пониманием серьезности потенциальных угроз современного мира должен владеть тем на­бором знаний, навыков и умений, который позволяет ему пред­видеть, оценивать и идентифицировать опасности, безопасно вза­имодействовать со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), а в случае возникновения реальной уг­розы - минимизировать возможный ущерб.

Хорошо известно, что источником огромного числа чрезвы­чайных ситуаций, повлекших за собой массовые жертвы, страда­ния и трагедии сотен и тысяч людей, причинение тяжкого вреда здоровью, масштабные материальные ущербы явились не техника или стихия, а человек. Значительная часть опасностей, рисков современного мира и «пусковой механизм» их реализации нахо­дится в нас самих. Не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций по вине человека или резко снизить их число вполне по силам обществу. На решение этой задачи направлены усилия ме­диков, юристов, социологов, психологов и специалистов в раз­ных сферах безопасности. Вместе с тем везде и всегда первым и порой самым надежным барьером для любой опасности, связан­ной с многогранной деятельностью человека, являлись, с одной стороны, опыт и практические навыки, а с другой, - нормы права, требования закона.

Донести эти знания и привить необходимые навыки по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, прогнозу и предупреждению чрезвычайных ситуаций, принятию правильных решений в экстремальных ситуациях, применению норм права и проведению анализа организационных и экономико-правовых ас­пектов обеспечения безопасности в различных сферах жизнеде­ятельности, по применению различных средств и способов защиты и призвана дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», кото­рая была введена в Российской Федерации для всех специально­стей высшего и среднего профессионального образования с 1990 г.

Правовой основой изучения дисциплины служат законы: «О за­щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ; «О без­опасности» от 25.12.1992 № 4235-1; «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ и другие законы, регулирующие вопросы обеспечения техногенной, биолого-социальной, экологической, информационной, общественной, экономической, военной без­опасности, безопасности от природных чрезвычайных ситуаций; постановления Правительства РФ: «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.1995 № 1113; «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра» от 04.09.2003 № 547; «Об утверждении Положения об орга-

низации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000 № 841; «О гражданских организациях гражданской обороны» от 10.06.1999 № 620; указы Президента РФ: «Концеп­ция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440; «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 № 24; «Вопросы МЧС РФ» от 21.09.2002 № 1011 и ряд других важных нормативных документов.

«Безопасность жизнедеятельности» - обязательная обще про­фессиональная дисциплина, в которой соединены тематика без­опасного взаимодействия человека со средой обитания (произ­водственной, бытовой, природной, городской) и вопросы защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера. Изучение дисциплины позволяет сформировать у специалистов представления о неразрывном един­стве эффективной профессиональной деятельности с требовани­ями обеспечения безопасности и защищенности человека, окру­жающей среды, материальных и культурных ценностей. Реализа­ция этих требований обеспечивает сохранение здоровья и трудо­способности человека, способность окружающей среды поддер­живать жизнь настоящих и будущих поколений, снижение уровня экономических и материальных ущербов.

Безопасность жизнедеятельности наряду с прикладной орга­низационно-технической и управленческой направленностью пря­мо ориентирована на расширение спектра общегуманитарных зна­ний, в том числе правовой составляющей, при подготовке специ­алистов всех профилей и базируется на знаниях, полученных при изучении блока социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.

Аварии, промышленные катастрофы и стихийные бедствия могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К основным из них относятся:

большое число пострадавших с поражениями разных видов и степеней, появляющимися за очень короткое время;

сложная санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая обстановка, вызванная выходом из строя систем энерго-, водо­снабжения, канализации, скоплением больших масс людей;

дезорганизация управления здравоохранением в зоне чрезвы­чайной ситуации, материальные и людские потери, не позволяю­щие наладить требуемое медицинское обеспечение в этой зоне.

В этих условиях возникает острая необходимость проведения в короткое время широкомасштабных мероприятий по медицинскому обеспечению населения. С этой целью в системе здравоохранения России создано специальное научно-практическое направление - медицина катастроф. Организационно это новое направление офор­млено в виде Всероссийской службы медицины катастроф с ее региональными и территориальными подразделениями.

Часть первая БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ