2.2 Понимание деятельности экономического субъекта

2.3 Договор в аудиторской деятельности


  1. Аудит затрат на производство
3.1 Цели и задачи аудита затрат на производство.

3.2 Методика аудита затрат на производство продукции

3.3 Аудит затрат на производство при осуществлении хозяйственных операций на предприятии


  1. Программа аудиторской проверки затрат на производство на примере предприятия ООО «Артемида»
5. Список литературы

  1. Введение
Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке информации, касающейся функционирования экономического субъекта, осуществляемый компетентным независимым лицом, которое исходя из установленных критериев выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Под аудитом понимается независимая проверка, осуществляемая аудитором, результатом которой является выражение мнения аудитора о степени достоверности финансовой отчетности проверяемой компании.

Аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость существования которого определяется рядом обстоятельств.


  • Во-первых, финансовую отчетность для принятия решений используют большое число заинтересованных пользователей (менеджеры и собственники имущества компаний, имеющиеся и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики и покупатели, органы власти).

  • Во-вторых, операции компании зачастую бывают многочисленными и сложными, информацию о них пользователи не могут оценить и интерпретировать самостоятельно и нуждаются в услугах специалистов - аудиторов, профессиональных бухгалтеров.

  • В-третьих, степень достоверности бухгалтерской отчетности не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации.
Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. Таким образом, аудит способствует снижению предпринимательского риска и может рассматривать как процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.
^ 2. заключения договора на проведение аудита.

2.1 Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита

Письму-обязательству должно предшествовать официальное обращение экономического субъекта, содержащее просьбу об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.

Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий пред-стоящего договора. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие с условиями аудита, предложенными ауди-торской организацией. Если подтверждение

Получено, условия письма-обязательства остаются в силе в течение действия согла-шения о проведении аудиторской проверки.

Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо-обязательство может не составляться либо его содержание должно представлять дополни-тельную информацию для экономического субъекта.

Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.

Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания:


  • по условиям аудиторской проверки;

  • по обязательствам аудиторской организации;

  • по обязательствам экономического субъекта.
По условиям аудиторской проверки письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:

Об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о поряд-ке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;

Должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтер-ской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний:

О законодательных актах и нормативных документах, на осно-вании которых проводится аудит;

О дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

По обязательствам аудиторской организации письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:


  • о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

  • об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

  • о соблюдении аудиторской организацией коммерческой тай-ны;

  • о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выбо-рочным характером применяемых аудиторских процедур и несо-вершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.
По обязательствам экономического субъекта письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:

Об ответственности экономического субъекта и его исполни-тельного органа за полноту и достоверность представленной доку-ментации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

Об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведе-ния аудиторской проверки;

О направлении экономическим субъектом по указанию ауди-торской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задол-женности;

О неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерс-кой отчетности экономического субъекта.

Аудиторская организация по своему усмотрению или в соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст письма-обязательства:


  • общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организаци-ях и союзах;

  • примерный календарный план проведения аудита и состав на-правляемой группы аудиторов;

  • общую характеристику применяемых методов проведения про-верки;

  • условия оплаты аудита;

  • предложение об использовании услуг других аудиторов (рези-дентов и нерезидентов), независимых экспертов в тех аспектах де-ятельности проверяемой организации, которые аудиторская орга-низация и экономический субъект сочтут необходимыми;

  • согласие экономического субъекта на использование результа-тов предшествующей аудиторской организации;

  • описание важнейших ограничений ответственности аудитор-ской организации;


  • предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

2.2 Понимание деятельности экономического субъекта

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифициро-вать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются:


  • основная деятельность;

  • инвестиционная деятельность;

  • прочие операции, в том числе внереализационные.

Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, можно разделить на внешние (общеэкономические и отраслевые) и внутренние, определяющие деятельность экономического субъекта.

При повторных аудиторских проверках экономического субъекта аудиторская организация может откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее. Аудиторская организация должна также выявлять существенные изменения, произошедшие со вре-мени проведения последней аудиторской проверки, в тех явлени-ях и процессах, которые отражаются этой информацией.

Основными методами получения знаний о деятельности экономического субъекта являются:

Изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта (например, национальная экономическая политика, система налогообложения и таможенного контроля, установление лимитов и квот);

Анализ региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического субъекта (например, географическое , экономические и налоговые условия региона);

Учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономи ческого субъекта;

знакомство с организацией и технологией производства;

Сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень авто-матизации);

Сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;

Сбор информации об организационной и производственной структурах; проводимой маркетинговой политике; основных по-ставщиках и покупателях;

Анализ деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг (например, выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);

Учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

Сбор информации о юридических и финансовых обязательствах экономического субъекта (имеет важное значение на этапе планирования при определении уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска);

Знакомство с организацией системы внутреннего контроля.

При выявлении аспектов деятельности экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор может пригласить эксперта.

Для получения более глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор может использовать следующие ис-точники:


  • официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

  • статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;

  • нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;результаты посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;

  • разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта, беседы с внутренним аудитором и другими компетентными лицами;

  • запросы третьим лицам;

  • консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;

  • учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственной структур;

  • осмотр цехов, складов и служб проверяемого экономического субъекта, а также опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;

  • результаты проведения аналитических процедур;

  • выполнение необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;

  • идентификация филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс, хозяйственных операций, методов учета и налогообложения в них;

  • результаты работы с привлеченными специалистами-экспертами;

  • знакомство с реестром акционеров;

  • использование знаний, накопленных за время предыдущей работы аудитора;

  • материалы налоговых проверок и судебных процессов.
Перед проведением аудиторской проверки и в ходе ее все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.

2.3 Договор в аудиторской деятельности

В аудиторской деятельности используются различные виды договоров: на проведение аудита, на абонентское обслуживание, на консультационно-информационное обслуживание и т.д.

Договор на проведение аудиторской проверки -- это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Как и другие договоры предпринимательской деятельности, договор на проведение аудита юридически

Отражает и фиксирует согласованные интересы сторон-участниц (в данном случае заказчика -- клиента и исполнителя -- аудитора). Однако договор на проведение аудита существенно отличается от других договоров.

После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер.

В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.

Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.

Если договор не сопровождается письмом-обязательством, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будущего сотрудничества, права и обязанности сторон.

Договор оформляется в соответствии с требованиями ГК.

Текст договора должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:


  • предмет договора на оказание аудиторских услуг;

  • условия оказания аудиторских услуг;

  • права и обязанности аудиторской организации;

  • права и обязанности экономического субъекта;

  • ответственность сторон и порядок разрешения споров;

  • стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты.
Наряду с этим текст договора может содержать и другие важные для сторон пункты.

В пункте «Условия оказания аудиторских услуг» должны быть указаны:


  • цель оказания услуг и объект (в частности, при проведении аудита -- порядок аудита филиалов и подразделений экономического субъекта, а также его дочерних компаний в случае их наличия);

  • сроки и этапы оказания аудиторских услуг;

  • ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых оказаны аудиторские услуги.
Пункт «Права и обязанности аудиторской организации» предусматривает:

  • неукоснительное соблюдение при оказании аудиторских услуг требований законодательства Украины;

  • самостоятельное определение форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Украины;

  • проверку любой документации экономического субъекта, необходимой для проведения аудита, а также получение разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе проверки вопросам;

  • получение по письменному запросу необходимой для осуществления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе государственных органов;

  • отказ от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;

  • доступ в систему компьютерной обработки данных;

  • обращение к консультанту или эксперту в случае выявления такой необходимости;

  • распоряжение своей рабочей документацией;

  • необходимость привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какимилибо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

  • квалифицированное проведение аудиторской проверки и соблюдение конфиденциальности и коммерческой тайны;

  • обеспечение сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и неразглашение их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Украины.
Пункт «Права и обязанности экономического субъекта» предусматривает:

  • получение информации о требованиях законодательства, касающегося проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для замечаний, сделанных аудитором;

  • создание аудитору (аудиторской фирме) условий для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставление всей необходимой документации, доступ в систему компьютерной обработки информации, а также дача по запросу аудитора разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;

  • оперативное устранение выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • отсутствие действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

  • отсутствие давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Пункт «Ответственность сторон и порядок разрешения споров» предусматривает:

  • полноту и достоверность представленной для аудита документации, функционирование системы внутреннего контроля;

  • качество оказания аудиторских услуг в соответствии с законо-дательством Украины;

  • ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств;

  • возможность и необходимость разрешения возникших споров путем переговоров либо в судебном порядке.

  • В текст договора на оказание аудиторских услуг в соответствии с пожеланиями сторон по договору могут быть включены:

  • общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала;

  • примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;

  • общая характеристика применяемых методов проведения про-верки;

  • предложения об использовании услуг других аудиторов (аудиторских фирм), независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и экономический субъект сочтут необходимыми;

  • уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

  • согласие экономического субъекта на использование результатов, полученных предшествующей аудиторской организацией;

  • описание важнейших ограничений ответственности аудиторской организации;

  • рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;

  • предложения о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом;

  • финансовые санкции за просрочку оплаты аудиторских услуг;

  • условия оплаты дополнительных расходов, возникших в ходе проверки.
При составлении договора, предусматривающего оказание сопутствующих аудиту услуг, целесообразно предусмотреть раздел, уточняющий содержание аудиторского задания.

Изменения или дополнительные соглашения прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.

Можно также указать сумму значимой ошибки в отчетности (существенность), значимость неточностей, которые необходимо исправить, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, порядок зачета времени, потраченного на аудит, раз-мер ответственности аудиторской фирмы.

^ 3. Аудит затрат на производство

3.1 Цели и задачи аудита затрат на производство

Аудиторская проверка производственных затрат является довольно тру

доемким процессом, требующим от аудитора знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчис

ления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйствен

ной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Ему следует также проанализировать силь

ные и слабые стороны внутреннего контроля процесса производства и затрат.

При изучении затрат аудитору важно документально установить пра

Вильность исчисления себестоимости продукции. Первичные документы, подтверждающие учет каждого вида затрат, должны быть правильно оформ

Проверяя, обоснованно ли отнесены затраты на себестоимость продук

ции, аудитору необходимо знать, что они группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

Аудитор должен выяснить:


  • правильность разграничения производствен

  • ных затрат по отчетным периодам;

  • соблюдение выбранного метода и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на затраты произ

  • водства;

  • правильность включения в себестоимость износа по основным средствам, и других видов расходов, в том числе связанных с уп

  • равлением производством;

  • обоснованность распределения общепроиз

  • водственных расходов по объектам калькуляции;

  • организацию учета воз

  • вратных отходов и брака;

  • правильность применяемой корреспонденции счетов и др.
Цель аудита затрат на производство - установление обоснован

Ности формирования и правильности учета издержек производства.

Задачами проверки учета затрат на производство являются:


  • оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, вариан

  • та сводного учета затрат, методов распределения общепроизводствен

  • ных и общехозяйственных расходов;

  • подтверждение достоверности оформления и отражения в учете пря

  • мых и накладных (косвенных) расходов;

  • подтверждение правильности включения в себестоимость отдельных видов затрат, в том числе нормируемых;

  • оценка качества инвентаризаций незавершенного производства;

  • арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета.

Объектом аудиторской проверки должны быть калькуляционные расчеты по определению себестоимости изделий, работ, услуг. Без налаженной калькуляционной работы, постоянного контроля за себестоимостью и рентабельностью продукции невозможно надолго обеспечить высокие доходы. Задача аудитора состоит также в том, чтобы обратить внимание руководства ревизуемого предприятия на недостатки в учете затрат и калькулирования себестоимости, и внести соответствующие рекомендации по исправлению этих недостатков. В сферу деятельности аудитора входит проверка правильности формирования себестоимости продукции, состава затрат и издержек.

Правильность отнесения затрат на производство и реализацию продукции очень важна потому, что от этого зависит величина себестоимости продукции, и, следовательно, прибыли и рентабельности, размеры резервного и специальных фондов, размеры налогов на прибыль и другие показатели.

Аудитор использует соответствующие постановления и должен проверить:


  1. обеспечивается ли своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на счетах производства по их отчетным периодам;

  2. правильность оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов, списанных на производство;

  3. обеспечивается ли надлежащий контроль за соблюдением установленных смет расходов, должностных ставок, окладов, премий;

  4. причины образования и обоснованность списания непроизводственных расходов и потерь;

  5. правильность списания естественной убыли товаров, горюче-смазочных материалов и других ценностей.
Источниками информации для проведения аудита учета затрат на произ

Водство продукции являются учетные регистры аналитического и синтети

Ческого учета:карточки (ведомости) по заказам; ведомости распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) по инвентаризации неза

Вершенного производства; ведомость сводного учета затрат на производ

Ство; журналы-ордера, Главная книга и др.

3.2 Методика аудита затрат на производство продукции

Как известно, затраты предприятия возмещаются за счет двух источников: себестоимости продукции и чистого дохода. Поэтому решение вопроса о составе затрат, включаемых в себестоимость, сводится к их разграничению между указанными источниками возмещения. Общий принцип этого разграничения состоит в том, что через себестоимость должны возмещаться затраты предприятия, обеспечивающие простое воспроизводство всех факторов производства: средств и предметов труда, рабочей силы и природных ресурсов. Однако на практике бывают отступления от общего правила, вызванные определенными соображениями или недостатками в учете общественных затрат. Есть также разные точки зрения на характер отдельных затрат и способ их возмещения. Поэтому действительные издержки предприятия и себестоимость продукции в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.

Центральное место в проведении независимых проверок занимает аудит учета затрат на производство продукции по всем производственным счетам бухгалтерского учета. В специальной литературе по бухгалтерскому учету и аудиту вопросы разделения видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому представляется, что наиболее рациональным является выделение комплексов, подлежащих аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета.

Цель аудита затрат на производство продукции та же, что и комплексного аудита в целом, однако общие задачи последнего модифицируются и детализируются в соответствии с особенностями контроля затрат. В области контроля издержек производства она превращается в частные задачи той же проверки при формировании затрат по элементам и статьям калькуляции, в плане экономического развития предприятия, учете и отчетности, организации сохранности материальных ценностей в производстве, размежевании расходов между готовой продукцией и затратами в остатках незавершенного производства.

Как в общей постановке, так и в контроле издержек производства особенно сложна проверка целесообразности и эффективности хозяйственных решений. Данная проверка в своей теоретической основе тесно связана с недостаточно разработанными проблемами управления экономикой вообще и производственными затратами в частности. Более того, отсутствует общепринятая система критериев оценки целесообразности и эффективности решений по управлению издержками производства. В связи с этим аудиторам приходится прибегать к отдельным, частным критериям указанных оценок и соответственно им проводить проверку.

Экономическая оценка проверяемых хозяйственных операций по учету затрат на производство в процессе аудита сопряжена с большими трудностями. Общим ее критерием является соответствие отдельных хозяйственных операций конечным целям деятельности экономического субъекта при соблюдении законности, который в современных условиях недостаточен и должен быть дополнен более конкретными частными критериями целесообразности и эффективности всех элементов хозяйствования. Экономическая оценка должна в качестве одного из своих возможных направлений предусматривать типизацию операций по формированию затрат на производство продукции (работ, услуг), с последующим моделированием и установление такой типизации для каждой модели.

Существенный момент организации аудита затрат на производство продукции - выбор способа наблюдения объектов контроля, которое может быть сплошным и выборочным. Выбор зависит от особенностей проверяемых операций, их объема и степени повторяемости. Сплошным наблюдением охватываются все контролируемые объекты, когда обнаружены значительные перерасходы издержек и выявлены нарушения законности. Такая проверка связана с изучением большого объема информации при ограниченном времени проведения аудита, поэтому она становится нецелесообразным или даже невозможным.

^ Аудиторская проверка - сложный и длительный научно-исследовательский процесс по проведению независимой экспертизы бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью установления достоверности показателей этой отчетности. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.

Аудит, основанный на учете риска, - это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном критических точек в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски необнаружения ошибок выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким аудиторским риском. В то же время при осуществлении выборочной проверки могут остаться незамеченными наиболее существенные искажения в учете затрат на производство продукции. Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого элемента или калькуляционной статьи затрат. Эту методику целесообразно составлять по единой схеме, что позволит сократить затраты времени аудитора на проведение проверки, одновременно повысив ее качество. Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования определить состав контрольных процедур, но сами

процедуры должны быть уже разработаны в качестве внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы.

Аудит, как и любая область практической деятельности, нуждается в разработке целевых, информационных, организационных и методических аспектов аудирования по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности организаций. Решение этой проблемы возможно лишь при наличии глубоких исследований, раскрывающих механизм действия аудиторского контроля в рыночной экономике.

Используемые в настоящее время в аудиторской практике методики контроля учета затрат можно подразделить на два вида: дублирующие и эпизодические. Посредством дублирующей методики контроль осуществляется в такой же последовательности, как и проверяемые операции. Контроль не должен быть направленным на изыскание нарушений «во что бы то ни стало», функция контроля не должна обращаться в следовательскую или сыскную. Необходимо помнить, что контроль имеет значение не только для порицания, но также и для одобрения. И если контроль уклонится в сторону одного лишь обнаружения нарушений, то утратит всякое значение другая, не менее важная сторона его деятельности. Более того, функция контроля заключает в себе момент максимальной объективности. Поэтому контроль дополняется проводимыми время от времени фактическими проверками, в процессе которых уточняется состояние объекта.

По дублирующим методикам осуществляется внутрихозяйственный контроль на предприятиях. Он используется и внешними контролерами при аудиторской проверке учета затрат на производство продукции и других участков бухгалтерского учета. Использование дублирующих методик оправдано там, где контроль осуществляется впервые или же нужно получить полную информацию. Обычно они используются при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы и аудиторских проверок по поручению

правоохранительных органов, а также при определении материального ущерба и в других спорных случаях. По дублирующей методике может проверяться использование наличных денег, движение материалов, представляющих особую ценность, или хозяйственные операции, представляющие особое значение.

В условиях действия рыночного механизма возникает необходимость критического пересмотра используемых и разработки новых, более совершенных, методик контроля. Наиболее перспективной является применяемая в настоящее время аудиторами трехступенчатая методика. Сущность ее заключается в том, что в начале аудиторской проверки выявляются общие недостатки в работе предприятия, которые могут быть связаны с различными нарушениями и злоупотреблениями. Далее осуществляются контрольные действия, направленные на выявление признаков, указывающих на возможность совершения конкретных нарушений. Детальный контроль производится только на тех участках, где выявлены неблагоприятные отклонения. В дальнейшем, с помощью модифицированной дублирующей методики, выявляют конкретные нарушения и недостатки.

При разработке таких методик необходимо знать состояние дел на предприятиях конкретной отрасли или региона, а именно какие нарушения и злоупотребления в учете затрат чаще всего имеют место и какими контрольными действиями их можно выявить. Однако при разработке методики аудита затрат на производство, непосредственно к самой его правовой и конструктивной специфике, необходимо принять во внимание факторы, влияющие на процесс планирования и проведения аудита (условия договора, сроки проведения, вид деятельности проверяемого экономического субъекта и т. д.). Учет таких факторов должен быть положен в основу методики аудита затрат. Применение общего подхода без учета особых факторов сделает его формальным и неэффективным.

Все процедуры аудита затрат следует осуществлять с учетом факторов, определяющих основные принципы и особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг) на конкретном хозяйствующем субъекте. Такая методика позволит исключить вероятность возникновения ошибочного подхода при осуществлении контроля как на стадии трактовки законодательства, так и на стадии определения применяемых процедур, их последовательности, а также определения и оценки полученных результатов.

3.3 Аудит затрат на производство при осуществлении хозяйственных операций на предприятии

Подсчет затрат на производство является наиболее важным для формирования прибыли и, следовательно, для налогообложения и выплаты дивидендов собственникам. Ошибки, связанные с подсчетом затрат на производство, возможны на любом этапе хозяйственных отношений - от момента заключения хозяйственного договора до оформления акта сдачи-приемки работ. Наиболее значимые ошибки возможны на этапах расчета себестоимости, составления налоговых деклараций, уплаты налогов в бюджет.

Проводя аудит затрат на производство необходимо убедиться в правильности организации бухгалтерского учета по начислению затрат на производство. Для этого необходимо проверить:


  1. методику учета затрат на производство на предприятии и соответствие ее учетной политике, принятой на предприятии;

  2. принципиальную особенность включения затрат в себестоимость только того периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты;

  3. прямые и косвенные затраты, относимые на себестоимость продукции;

  4. затраты, по которым невозможно точно установить, к какому калькуляционному периоду они относятся. Эти затраты должны включаться в себестоимость продукции в сметно-нормализованном виде;

  5. правильность отнесения затрат на производство при исчислении налога на прибыль;

  6. правильность платежей налога на прибыль.
При проведении аудита изучается, каким способом израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы) отражены в учете. При этом выявляется, были ли произведены нарушения в ведении складского учета: отсутствие актов списания и некоторых материалов. Проводится работа по восстановлению документации по израсходованным материальным ресурсам.

Проводится проверка правильности начисления износа по основным средствам и отнесении на счета затрат, проверяется, была ли проведена переоценка основных средств, что в результате может уменьшить величину материальных затрат. Осуществляется проверка первичной и сводной документации расчетов по оплате труда.

Важным моментом является то, что необходимо выяснить ведутся ли ведомости незавершенного производства на предприятии. Если нет, то это искажает реальную картину производства. В результате даются рекомендации наладить учет незавершенных операций.


  1. ^ Программа аудиторской проверки затрат на производство на примере предприятия ООО «Артемида»
Период аудита : с 12 апреля 2011 г. по 22 апреля 20011 г.

^ Количество человеко – часов на проверку: 50 ч/часов

Руководитель аудиторской проверки : аудитор – Полякова Надежда Ивановна

Цель аудиторской проверки : проверка законности отнесения затрат на производство продукции

Запланированные виды работ

Источники

Срок провер-ки

Методы аудиторской проверки

Проверка документального отражения затрат, относящихся непосредственно к себестоимости продукции производственного назначения

журнал-ордер 10, 10/1, 11.

Сплошная проверка

Проверка правильности формирования себестоимости по элементам затрат

ведомости 12, 14, 15.

Выборочная проверка

Проверка неизменности выбранного в начале года метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции и его соответствие отраслевым и организационным особенностям организации

Целевая проверка

Проверка правильности разграничения затрат по отчетным периодам

главная книга

Сплошная проверка

Проверка правильности распределения затрат между отдельными видами готовой продукции и незавершенным производством

Формы годовой и квартальной отчетности.

Целевая проверка

Проверка правильности списания сумм накладных расходов и способов их распределения по объектам калькуляции

Формы годовой и квартальной отчетности.

Комплексная проверка

Проверка правильности отнесения фактических сумм расходов по командировкам, представительских расходов, на рекламу, на подготовку и переподготовку кадров, оплату аудиторских услуг на

издержки производства

главная книга

Сплошная проверка

Проверка правильности выявления внутрихозяйственных резервов снижения себестоимости продукции

Формы годовой и квартальной отчетности.

Целевая проверка

^ 5.Список литературы


  1. Аудит: Практ. пособие / Под ред. А. Н. Кузьминского. - К.: Учетинформ, 1996. - 283 с.

  2. Аудит: Учеб. для студ. вузов / Под ред В. И. Подольского - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 655 с.

  3. Дорош Н. І. Аудит: методологія і організація. -К.: Знання, КОО, 2001. - 402 с.

  4. Завгородний В. П. Автоматизация бухгалтерского учета, контроля, анализа и аудита. - К.: А.С.К., 1998. - 768 с.

  5. Ковалева О. В., Константинов Ю. П. Аудит: Учеб. пособие. - М.: Приор, 2000. - 272 с.

  6. Лабинцев Н. Т., Ковалева О. В. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Приор, 2000. - 208 с.

  7. Полисюк Г. Б., Кузьмина Ю. Д., Сухачова Г. И. Аудит пред

  8. тия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия: Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2001. - 352 с.

Заключение договора — достижение сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора в порядке, преду-смотренном законодательством.

Договор считается заключенным при соблюдении двух необходи-мых условий :

    1. сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;
    2. достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям , предъявляемым к такого рода договорам (ст. 432 ГК).

Заключение договора, исходя из природы этой гражданско-право-вой категории (соглашение сторон), предполагает выражение воли ка-ждой из сторон (волеизъявление) и ее совпадение.

Традиционно различаются две ситуации заключения договора :

    • ме-жду «присутствующими»;
    • между «отсутствующими».

В обоих случаях можно выделить и аналогичные стадии заключения договора:

    1. предло-жение (оферта);
    2. ее принятие (акцепт).

Общий порядок заключения договора

Порядок заключения договора состоит в том, что одна из сторон на-правляет другой свое предложение о заключении договора (оферту), а другая сторона, получив оферту, принимает предложение заключить договор (п. 2 ст. 432 ГК).

Соответственно можно выделить следующие стадии заключения договора:

  • преддоговорные контакты сторон (переговоры);
  • оферта;
  • рассмотрение оферты;
  • акцепт оферты.

При этом две стадии — оферта и акцепт оферты — являются обя-зательными для всех случаев заключения договора.

Стадия преддоговорных контактов сторон (переговоров) носит факультативный харак-тер и используется по усмотрению сторон, вступающих в договорные отношения.

Что касается стадии рассмотрения оферты ее адресатом, то она имеет правовое значение только в тех случаях, когда законода-тельство применительно к отдельным видам договоров устанавливает срок и порядок рассмотрения оферты (проекта договора). Например, порядок и срок рассмотрения оферты предусмотрен законодательст-вом в отношении тех договоров, заключение которых является обяза-тельным для одной из сторон (ст. 445 ГК).

Переговоры и преддоговорные споры

Контрагенты, заинтересованные в заключении договора, предпринимают действия, направленные на установление юридической связи, т.е. на заключение договора. На этапе преддоговорного периода стороны формулируют стоящие перед ними экономические задачи, которые предстоит реализовать посредством определенных юридических инструментов. В литературе отмечено, что даже однотипные экономические взаимосвязи могут приобретать различную юридическую форму.

Например, заинтересованная сторона, нуждающаяся в том или ином материальном активе, может приобрести его по договору купли-продажи, в аренду, по договору подряда, мены, с использованием финансовой аренды и т.п.

Таким образом, в ходе преддоговорных контактов сторон определяется юридическая оболочка , в которую будет облечен экономический интерес контрагентов. Моделирование будущего договора является следствием согласования интересов обеих сторон, которые реализуются в ходе проведения переговоров.

Вместе с тем при сохранении общего интереса к заключению договора по некоторым значимым условиям будущего договора стороны могут и не достичь согласия. В этом случае урегулирование разногласий возможно в судебном порядке. Однако по общему правилу передача преддоговорных споров на рассмотрение суда допускается при наличии согласия на это обеих сторон, облеченного в письменную форму. В виде исключения на рассмотрение суда может быть передан преддоговорный спор по поводу договора, заключение которого предусмотрено законом в обязательном порядке (ст. 445 ГК). Решение, принимаемое в этом случае судом, становится источником тех гражданских прав и обязанностей, в отношении которых спор был передан сторонами на разрешение суда.

Процессуальное законодательство конкретизирует требования к действиям сторон и к судебному решению, которым будет разрешен преддоговорный спор. Сторона, обратившаяся в суд с исковым требованием о понуждении к заключению договора, обязана приложить к исковому заявлению проект такого договора (п. 8 ст. 126 АПК). Несоблюдение этого правила влечет оставление искового заявления без движения и даже возвращение заявления (ст. 128 АПК). По спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор (ст. 173 АПК).

Юридическое значение преддоговорных контактов сторон, помимо прочего, заключается и в том, что при возникновении спора по поводу толкования условий договора суд, устанавливая истинную волю сторон, прибегает к исследованию предшествующих договору переговоров и переписки, т.е. к тем контактам, которые имели место в преддоговорный период взаимоотношения сторон. Однако эти факты оцениваются в аспекте доказывания, но не с позиции правообразующего эффекта.

Требования, предъявляемые к оферте и акцепту

Под офертой понимается предложение заключить договор, которое должно отвечать следующим обязательным требованиям (ст. 435 ГК):

  1. быть адресованным конкретному лицу (лицам);
  2. быть достаточно определенным;
  3. выражать намерение сделавшего его лица заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение;
  4. содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор.

(т.е. - конкретному лицу определенное намерение с существенными условиями)

Форма оферты может быть самой различной:

  • письмо,
  • телеграм-ма,
  • факс и т.д.,
  • проект договора.

Направление оферты связывает лицо , ее пославшее (оферента), с момента ее получения адресатом : ведь в случае безоговорочного акцепта сделанного предложения его адре-сатом оферент автоматически становится стороной в соответствую-щем договорном обязательстве. Поэтому он должен соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые мо-гут быть вызваны акцептом его оферты.

Например, лицо, направившее определенному адресату предложение о заключении договора купли-продажи имеющегося у него товара, может направить такое же пред-ложение и другому потенциальному покупателю. Но в случае акцепта оферты сразу несколькими покупателями возникнет ситуация, когда один и тот же товар явится предметом различных договоров купли-про-дажи. Причем покупатели по всем таким договорам приобретут право требовать от продавца передачи товара, а в случае неисполнения этой обязанности — и возмещения причиненных убытков (ст. 398 ГК).

Оферте (направленной и полученной адресатом) присуще еще одно важное свойство — безотзывность . Принцип безотзывности оферты , т.е. невозможности для оферента отзывать свое предложение о заключении договора в период с момента получения его адресатом и до истечения ус-тановленного срока для ее акцепта, сформулирован в виде презумпции (ст. 436 ГК). Право лица, направившего оферту, отозвать ее (отказаться от предложения) может быть предусмотрено самой офертой. Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из существа са-мого предложения или из обстановки, в которой оно было сделано.

Замечание

Ответ лица, по-лучившего оферту (акцептанта), о согласии заключить договор, имеет решающее значение в оформлении договорных отношений.

Акцепт , т.е. ответ лица, которому была направлена оферта, о при-нятии ее условий, должен быть

    1. полным и
    2. безоговорочным (ст. 438 ГК).

(т.е. - полное и безоговорочное согласие)

Акцепт может быть выражен в форме

  • письменного ответа (включая сообщение по факсу, с помощью телеграфа и других средств связи);
  • фактических действий покупателя по оплате товара (при публичной оферте);
  • совер-шения действий по выполнению условий договора, указанных в офер-те (конклюдентные действия);
  • другие действия контрагента по договору (заполнение карты гостя и получе-ние квитанции в гостинице, приобретение билета в трамвае и т.п.).

В качестве акцепта в соответствующих случаях признается и совер-шение действий по выполнению условий договора, указанных в офер-те (конклюдентные действия ). Для этого требуется, чтобы такие дейст-вия были совершены в срок, установленный для акцепта (если иное не предусмотрено законом или не указано в оферте). Следовательно, закон рассматривает действия стороны, получившей оферту, по вы-полнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, вы-полнение работ, предоставление услуг и т.п.) в качестве ее акцепта.

Если, например, организация-поставщик, получив телеграмму орга-низации-покупателя с просьбой поставить определенное количество товаров и с гарантией их оплаты в кратчайший срок, произведет от-грузку соответствующих товаров, это будет означать, что между сто-ронами заключен договор и возможная задержка оплаты товаров бу-дет считаться нарушением договорных обязательств покупателя. При этом судебная практика считает акцептом проекта договора, преду-сматривающего в течение срока его действия неоднократную отгруз-ку товаров (выполнение работ, оказание услуг), случай, когда лицо, получившее такой проект договора, исполнило обязанности, преду-смотренные только на первый период его действия.

Молчание не признается акцептом . Это правило также сформулиро-вано в форме презумпции: иное допускается, если возможность акцепта оферты путем молчания вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. К примеру, если арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражения со стороны арендо-дателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на не-определенный срок (ст. 621 ГК). В данном случае и оферта, и акцепт по возобновленному договору совершаются в форме молчания.

Получение акцепта лицом, направившим оферту, является свиде-тельством того, что договор заключен. В связи с этим отзыв акцепта после его получения адресатом является, по сути, односторонним от-казом от исполнения договорных обязательств , что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК). Поэтому отзыв акцепта возможен лишь до того момента, когда договор будет считаться заключенным. В случаях, когда извещение об отзыве акцепта опережает сам акцепт (т.е. акцепт еще не получен лицом, направившим оферту) либо поступает одно-временно с ним, акцепт признается неполученным (ст. 439 ГК).

Акцепт, полученный с опозданием, по общему правилу не влечет за со-бой заключения договора . Но данное положение могло бы привести к не-гативным последствиям в отношении лица, получившего оферту и свое-временно направившего извещение о ее акцепте, которое, однако, по вине органов связи доставлено адресату несвоевременно. Поэтому в соот-ветствии со ст. 442 ГК своевременно направленное извещение об акцеп-те, которое получено адресатом с опозданием, в порядке исключения не считается опоздавшим, а следовательно, не является препятствием для признания договора заключенным, кроме случаев, когда сторона, полу-чившая извещение об акцепте оферты с опозданием, немедленно уведомит об этом сторону, направившую указанное извещение об акцепте.

Для того чтобы договор был признан заключенным, необходим пол-ный и безоговорочный акцепт, т.е. согласие лица, получившего оферту, на заключение договора на предложенных в оферте условиях. Акцепт на иных условиях, т.е. ответ о согласии заключить договор, но на условиях (всех или части), отличающихся от тех, которые содержались в оферте, не может быть признан надлежащим акцептом, получение которого офе-рентом свидетельствует о заключении договора (ст. 443 ГК). Для пред-принимательских отношений наиболее типична ситуация, когда сторона, получившая проект договора (оферту), составляет протокол разногласий по одному или нескольким условиям договора и возвращает подписан-ный экземпляр договора вместе с протоколом разногласий. В этом случае договор не считается заключенным до урегулирования сторонами раз-ногласий. В то же время ответ о согласии заключить договор на иных условиях рассматривается в качестве новой оферты. Это означает, что лицо, направившее такой ответ, признается им связанным на весь пе-риод, пока в соответствии с законом или иными правовыми актами должна осуществляться процедура урегулирования разногласий.

Особенности заключения договора в обязательном порядке

Обязанность заключить договор может быть предусмотрена ГК, иным законом или добровольно принятым обязательством. Имеется немало случаев, когда заключение договора является обязательным для одной из сторон, например:

  • при заключении ос-новного договора в срок, установленный предварительным договором (ст. 429 ГК);
  • при заключении публичного договора (ст. 426 ГК);
  • при заключении договора с лицом, выигравшим торги (ст. 447 ГК);
  • для коммерческих орга-низаций, обладающих монополией на производство отдельных ви-дов продукции;
  • обязательно заключение государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд, если размещение заказа не влечет за собой убытков от производства соот-ветствующей продукции (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государст-венных нужд») и т.д.

Общие положения о порядке и сроках заключения договоров, обя-зательных для одной из сторон (ст. 445 ГК), применяются в случаях, когда законом, иными правовыми актами или соглашением сторон не предусмотрены другие правила и сроки заключения таких договоров. Они охватывают две различные ситуации:

  1. обязанная сторона выступает в роли лица, получившего предложение заключить договор;
  2. обязанная сторона сама направляет контрагенту предложение о заключении договора.

В обоих случаях действует общее правило, согласно которому пра-вом на обращение с иском в суд о разногласиях по отдельным условиям договора, а также о понуждении к его заключению наделяется то лицо, которое вступает в договорные отношения со стороной, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, т.е. контрагент обязанной стороны.

В первой ситуации, получив от контрагента оферту (проект догово-ра), сторона, для которой заключение договора является обязательным, должна в 30-дневный срок рассмотреть предложенные условия догово-ра. Рассмотрение условий договора и подготовка ответа на предложение заключить договор являются обязанностью, а не правом стороны, полу-чившей оферту, как это происходит при заключении договора в обычном порядке. Если же оферта исходит от стороны, обязанной заключить до-говор, и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде прото-кола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, сторона, отправившая проект договора (обязанная заключить договор), должна рассмотреть возникшие разногласия в 30-дневный срок.

Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий:

  1. решение суда о понуждении к за-ключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту;
  2. обязанность возместить другой сторо-не убытки, причиненные уклонением от заключения договора.

В слу-чаях, когда в соответствии с законом заключение отдельных видов до-говоров обязательно для одной из сторон, рассмотрение их преддого-ворных споров осуществляется судом.

Особенности заключения договора на торгах

Существенными особенностями отличается такой способ оформ-ления договорных отношений, как заключение договора на торгах (ст. 447-449 ГК). Путем проведения торгов может быть заключен лю-бой договор, если только это не противоречит его существу.

При продаже вещей или имущественных прав на открытых торгах договор должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. Заклю-чение такого договора — обязанность продавца, поэтому в случае не-обоснованного уклонения от заключения договора победитель торгов вправе потребовать понуждения продавца к его заключению, а также воз-мещения убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

В определенных случаях, предусмотренных законом, договоры о про-даже имущества, в том числе имущественных прав, могут заключаться только путем проведения торгов (в частности, при приватизации го-сударственного и муниципального имущества, при обращении взы-скания на заложенное имущество).

Собственник вещи или обладатель имущественного права, решив-ший заключить договор об их отчуждении на торгах, может сам органи-зовать торги либо обратиться к услугам специализированной организа-ции, которая выступит в качестве организатора торгов. При этом такая организация в зависимости от условий указанного договора с собствен-ником (обладателем права) выступает от его или от своего имени.

Форма торгов избирается собственником реализуемой вещи (обла-дателем права), если иное не будет установлено законом. Однако его выбор ограничен лишь двумя возможностями: торги могут быть прове-дены в форме либо конкурса, либо аукциона.

Разница между ними за-ключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, пред-ложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложит лучшие условия.

В свою очередь и аукцион, и конкурс могут быть открытыми или за-крытыми. В первом случае участником аукциона или конкурса, а следо-вательно, и его победителем может быть любое лицо; во втором — только лица, специально приглашенные для участия в конкурсе (аукционе).

Организатор торгов обязан обеспечить доведение до предполагае-мых участников извещения об их проведении не менее чем за 30 дней до этого. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене продаваемого объекта.

Участники торгов обязаны внести задаток, определямый извеще-нием о проведении торгов. Лицам, которые приняли участие в торгах, но не стали их победителями, задаток должен быть возвращен. Зада-ток также подлежит возврату всем участникам, если торги не состоя-лись. Задаток, внесенный будущим победителем торгов, засчитывается в счет исполнения его обязательств по оплате приобретенной вещи или имущественного права.

Результаты торгов удостоверяются протоколом, который подписывается организатором торгов и их победителем и имеет силу договора. При укло-нении одной из сторон от подписания договора для нее возникают небла-гоприятные последствия: победитель торгов утрачивает внесенный им за-даток, а на организатора торгов возлагается обязанность возвратить лицу, выигравшему торги, внесенный им задаток в двойном размере, а также возместить ему убытки в части, превышающей сумму задатка. В случаях, когда предметом торгов является право на заключение договора (напри-мер, договора аренды помещения), уклонение одной из сторон от оформ-ления договорных отношений дает право другой стороне обратиться в суд с требованиями как о понуждении к заключению договора, так и о возме-щении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными, что влечет за собой недействительность договора, заключенного по их результатам. Аук-цион или конкурс, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися.

Трудовой договор между работодателем и работником – это соглашение, по которому оформляются взаимные права и обязанности работника и работодателя.

  1. Наниматель (работодатель) - заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право юридическое или физическое совершеннолетнее лицо, зарегистрированное как ИП.
  2. Заключать , с учащимися школ в возрасте 16 или 15 лет . Для последних разрешен только легкий нетяжелый труд, работа, не приносящая вред и дискомфорт их самочувствию/здоровью (ст. 63 ТК РФ).

Случается, что по закону наниматель вынужден отказать:

  • лицам, не достигшим установленного законом возраста (например, с несовершеннолетними Крайнего Севера заключать договор нельзя);
  • россиянам, имеющим гражданство другого государства и устраивающихся на гос. службу;
  • гражданам, имеющим судимость (им нельзя занимать некоторые должности).

Варианты

Когда и на сколько заключается трудовой договор? Трудовой Кодекс подразделяет договора на два типа: на неопределенный срок и срочный. Первый вариант применим, если между сторонами планируется длительное сотрудничество. Второй вариант необходим при выполнении работником конкретной задачи в сжатые сроки.

Как уже описывалось выше, заключать трудовое соглашение выгодно обеим сторонам . Для работодателя – это гарантия выполнения должностных обязанностей сотрудником , соблюдение им общих правил внутреннего распорядка.

А для сотрудника – это гарантия получения зарплаты в срок , а также всех денежных выплат, положенных по закону, безопасные условия труда и дополнительный соц.пакет (бесплатное питание, проезд, медицинское обслуживание, страховка и др.)

Алгоритм заключения

Чтобы заключить контракт, будущим работником предъявляется :

  • паспорт или другой пакет документов, способный удостоверить его личность;
  • трудовая книжка;
  • страховое свидетельство;
  • диплом или сертификат, свидетельствующий о полученном образовании, повышении квалификации и пр.;
  • документы воинского учета для соответствующей категории граждан;
  • справка об отсутствии судимости.

Если трудовой договор заключается впервые, то наниматель самостоятельно оформляет документы по пунктам 2, 3.

ВНИМАНИЕ! Ограничения при заключении трудового договора — запрещено востребование документов и бумаг, не предусмотренных ТК РФ () и федеральными законами.

Скачать образец трудового договора с работником вы можете .

Общий порядок

Рассмотрим общий порядок заключения трудового договора с рабочим. Как оформить? В какой форме заключается? В скольких экземплярах? Форма трудового договора — в письменном/печатном виде в двух экземплярах (не копии!). Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью сотрудника на экземпляре работодателя.

Помимо того, что трудовой договор может быть заключен только в письменной форме, оформление возможно:

  1. По устной договоренности.
  2. В соответствии с правилами внутреннего распорядка.
  3. Условия работы могут быть описаны в письме от работодателя с определенным предложением.
  4. Согласно установленным законодательным нормам ( сотруднику, не менее установленного минимального уровня).
  5. Путем составления (между работодателем и различными ассоциациями).

Если фактически служащий допущен к своим обязанностям, работодатель имеет 3 рабочих дня, чтобы оформить, согласно нормам, трудовой договор.

В противном случае он будет обязан выплатить сотруднику средства согласно отработанному последним количества времени.

Кто первый подписывает трудовой договор работник или работодатель?

Принципиальной разницы в очередности подписания договора нет. Это не прописано в ТК РФ или иных актах, законах . Как правило, в организациях этим вопросом занимается отдел кадров, сотрудники которого дают контракт первым на подписание будущему работнику, после чего представляют работодателю.

Ставится ли печать на трудовом договоре со стороны работодателя? Печать фирмы не является обязательным реквизитом , так как он не предусмотрен Кодексом РФ, в отличие от подписей сторон. Поэтому отсутствие печати не делает контракт недействительным, если на нем имеются подписи двух сторон.

СПРАВКА! Трудовой договор считается заключенным с момента, когда он был подписан обеими сторонами, если иные моменты не были установлены законодательными и нормативными актами (ст. 61 ТК РФ).

Получение своего экземпляра документа

Важно, чтобы трудовой договор был на руках у работника. Данный вопрос обговорен статей 67 ТК РФ . Наниматель обязан выдать оригинал соглашения. Если не дали трудовой договор на руки, служащий может жаловаться в вышестоящие инстанции , например, в трудовую инспекцию.

ВАЖНО! Работодатель имеет право не выдавать служащему дубликат утерянного трудового договора. Взамен он может выдать копию документа . Позиция работодателя правомерна и обоснована 62 статьей ТК РФ , где говорится о выдаче именно копий документов, а не дубликатов.

Гарантии

Все гарантии при заключении трудового договора регламентированы 64 статей ТК РФ .

  1. Запрещен необоснованный и немотивированный отказ работодателем в заключении договора.
  2. Запрещено ограничивать права человека исходя из его расы , пола, отношения к религии, происхождения и т. д.
  3. Отказ беременным или многодетным женщинам также находится под запретом.
  4. В заключении соглашения нельзя отказывать сотрудникам, поступившим от другого нанимателя, по письменному запросу в течение 30 дней.

ВНИМАНИЕ! В случае отказа заключать контракт, служащий может запросить в письменной форме о причине отказа . Наниматель обязан предоставить документ также в письменном виде в течение одной недели.

Трудности

Отказ работника в подписании соглашения

Практика показывает, что подобные ситуации являются исключениями из правил. Так как чаще всего работодатель, а не работник отказывается подписывать документ. Этот момент рассмотрим дальше.

Трудовой договор считается незаключенным в случае, если работник не подписывает соглашение, договор является недействительным и не может вступить в силу. Наниматель имеет право заключить контракт с другим соискателем.

Если же устраивающийся на работу гражданин соответствует всем требованиям нанимателя и тот, в свою очередь, не хочет его терять, то уточняются детали и условия договора, из-за чего соискатель отказывается подписывать контракт. Некоторые работодатели ищут компромисс или идут на уступки, чтобы не терять ценного сотрудника.

Административная комиссия и составленный ею акт об отказе подписи подтвердят действия соискателя. Главное в этой ситуации для работодателя оформлять всю документацию правильно и по закону.

Отказ работодателя

Если работодатель не подписывает трудовой договор то, как и в первом случае договор не будет считаться действительным. Фактически работодатель отказывается от заключения договора.

Это уже был рассмотрено ранее: соискатель имеет право сделать письменный запрос с просьбой указать причину , по которой ему не подписывают контракт.

Если работодатель не отдает экземпляр трудового договора

Сотрудник может уйти из организации или начать собирать необходимую документацию для судебных споров.

Если сотрудником предпринимается к действию второй вариант, ему следует обратить внимание на :

  • наличие соответствующей записи в трудовой книжке;
  • наличие заверенной копии приказа о приеме на работу.

Дополнительно могут потребоваться документы, подтверждающие должность служащего, зарплату, дату начала работы. Все бумаги желательно иметь в виде заверенных копий . Выяснять данный вопрос нужно в установленном законом порядке.

Зная законодательные акты и нормативно-правовые документы, соискатель и работодатель смогут отстоять свои права в любой ситуации. Но лучше всего не доводить дело до судебного разбирательства . Важно изначально внимательно читать документацию, обращать внимание на детали и выяснить непонятные моменты.

Полезное видео

В данном видео рассказывается о тонкостях заключения трудового договора:

Алгоритм заключения трудового договора.

Прием на работу - это достаточно сложный процесс, требующий как от работника, так и от работодателя совершения комплекса юридических действий. Поэтому можно выявить следующий порядок чередования процедур и расположения стадий заключения трудового договора:

§ Установление сторон трудового договора - работодателя и работника

§ Формулирование сторонами существенных и факультативных условий труда и их обсуждение

§ Ознакомление работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и иными локальными правовыми актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, а также с коллективным договором

§ Обсуждение и согласование сторонами проекта трудового договора

§ Подписание проекта сторонами (вступление трудового договора в силу)

§ Издание приказа о приеме на работу

§ Внесение соответствующей записи в трудовую книжку работника

Документы, предъявляемые при заключение трудового договора.

При заключение трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Как известно, паспорт содержит сведение о регистрации гражданина по месту жительства. Однако отсутствие отметки о регистрации не является основанием для отказа в заключение трудового договора: «Отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным. Поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статья 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также противоречит части второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключение трудового договора по указанному основанию».

2. Трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства. Этот документ не только предъявляется, но и оставляется на хранение у нового постоянного работодателя.

3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд Российской федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица (фамилию, имя, отчество; фамилию, которая была у застрахованного лица при рождение; дату рождения; место рождения; пол)

4. Документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

5. Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключение трудового договора дополнительных документов. Например, заключение трудового договора с лицами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях (ст. 324 ТК РФ).

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Например, резюме от бывшего работодателя и сопроводительное письмо к нему можно только попросить, а не потребовать.

При заключение трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Алгоритм действий при заключении договора (или контракта?) на закупку коммунальных услуг (теплоснабжение, вода, канализация) у сторонней организации сог-но ФЗ44? Включаются ли такие договора в план-график? Уместна ли в этом случае ч.1,п.1, Ст93?

  • Вопрос: №451 от: 2014-02-24.

Алгоритм действий при заключении контракта сводится к следующему:

1) Вносится в план - график информация о планируемом заключении контракта с учетом рекомендаций Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.

По смыслу п. 6 Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, можно трактовать фразу "не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки" как менее 10 дней, т.е. на следующей, к примеру, день после внесения изменений в план график, так и не ранее 10 дней, т.е. 10 и более дней до даты опубликования извещения.

Мое мнение, что в данном пункте содержится логическая ошибка в виде взаимоисключающих понятий, поэтому на усмотрение заказчика по срокам опубликования закупки.

2) Согласно ч. 4 Закона 44-ФЗ необходимо подготовить . Мое мнение, что необходимо использовать тарифный метод на основании тарифов поставщика с которым будет заключаться контракт. При отказе поставщика представить тарифы необходимо напрямую заключать контракт, однако в контракте все равно будут указаны расценки. При проверке контролирующих органов сослаться на указанные в контракте расценки, т.к., по существу, это и будут тарифы.

3) Выбрать необходимые пункты для заключения контракта в рамках ст. 93 Закона 44-ФЗ. Например:

1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

8. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

29. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

4) В силу ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ разместить на сайте извещение об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).

Исключение составляет п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, при заключении контракта отсутствует необходимость размещать на сайте извещение об осуществлении такой закупки.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.