В первом вопросе необходимо перечислить способы разрешения хозяйственных споров, дать правовую характеристику каждому из них, в частности, обратиться к ст. 12 ГК РФ, где указано, что защита гражданских прав осуществляется путем:

    Признания права.

    Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

    Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

    Самозащиты права.

    Присуждения к исполнению обязанности в натуре.

    Возмещения убытков.

    Взыскания неустойки.

    Компенсации морального вреда.

    Прекращения или изменения правоотношения.

    Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

    Иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем, необходимо указать, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Здесь же дать понятие подведомственности, подсудности, компетенции судов соответствующего уровня, опираясь на нормы процессуального права.

А также указать, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (определить нормативно правовую базу). Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Второй вопрос посвящен арбитражному порядку защиты имущественных прав. Здесь необходимо определить, какие дела подведомственны арбитражному суду, субъектный состав, порядок рассмотрения поступивших заявлений, привлечения к участию в процессе третьих лиц, экспертов, свидетелей и др.

Указать, что арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вместе с тем, часть ответа необходимо посвятить специальной подведомственности дел арбитражным судам, раскрыть процессуальные особенности категории дел, в частности дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Третий вопрос раскрывает нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов. Здесь необходимо проанализировать основной нормативный акт, регламентирующий нотариальную деятельность в Российской Федерации – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

Указать, каким образом, кем осуществляется совершение нотариальных действий в Российской Федерации, определить, кто имеет право осуществлять нотариальную деятельность. Дать определение и полную правовую характеристику понятия «нотариальной деятельности», в частности указать и пояснить, что:

– нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусы не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью (кроме нотариальной, научной и преподавательской), оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

– нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Кроме того, нотариальная деятельность призвана обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, а также, как указывалось выше, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопрос для обсуждения: Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде. Достоинства и недостатки судебной системы в данной сфере.

Тема для доклада: Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Законодательство:

    Конституция Российской Федерации от 12 февраля 1993г. // Российская газета. – 1993. – № 237.

    Гражданский Кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 15 апр. 1999г. – Ч. 1, 2. – М., 1999. – 228 с.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 256 с.

    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 29.06.2004г.) // Российская газета. – № 49. – 1993.

Судебная практика:

    Защита деловой репутации от порочащих сведений (Волклв С. , Булычев В.) // Российская юстиция. – № 8. – 2003.

    Определение Верховного Суда РФ № 71-ГО»-17 от 16.01.2003г.: В принятии заявления союза предпринимателей об оспаривании нормативного акта отказано правомерно, так как оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку законом не предусмотрено право некоммерческих организаций на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе являющихся членами некоммерческих организаций.

Темы контрольных работ по дисциплине «Предпринимательское право России» для студентов заочной формы обучения

    Правовое регулирование процесса приватизации в Российской Федерации в условиях рыночной экономики.

    Особенности приватизации государственного и муниципального унитарного предприятия как единого имущественного комплекса.

    Правовое регулирование экономической деятельности на товарных и рынках финансовых услуг в Российской Федерации в сравнении с опытом зарубежных стран.

    Основные направления деятельности антимонопольного органа в Российской Федерации в условиях развития рыночной экономики.

    Виды монополистической деятельности, регулируемые антимонопольным законодательством.

    Государственно-правовое регулирование отношений, влияющих на конкуренцию в Российской Федерации.

    Горизонтальные отношения в осуществлении предпринимательской деятельности, их роль в рыночной экономике.

    Соглашения и согласованные действия органов власти.

    Полномочия антимонопольного органа по пресечению нарушений органами власти действующего законодательства.

    Формы недобросовестной конкуренции. Значение конкурентного законодательства и роль антимонопольного органа в данной сфере.

    Процесс реорганизации: основания, содержание, правовые последствия. Особенности разделения (выделения) хозяйствующих субъектов.

    Процедуры банкротства, их практическая реализация: опыт России.

    Особенности несостоятельности (банкротства) отдельной категории лиц.

    Регулирование деятельности естественных монополий как одно из направлений государственной политики демонополизации.

    Ценовое регулирование как метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

    Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде.

    Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Указания к написанию контрольной работы

Номер темы написания контрольной работы определяется по первой букве фамилии слушателя

Первая буква

фамилии студента

Номер темы

(на выбор)

Первая буква

фамилии студента

Номер темы

(на выбор)

    Основные требования к содержанию контрольной работы

Контрольная работа - учебно-научное исследование, показывающее в обобщенной форме качество подготовки студента. Она должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой студент демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Контрольная работа должна показывать уровень освоения студентом методов научного анализа сложных социальных явлений, умений делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в исследуемой области.

В ней должно быть отражено состояние научных исследований по избранной теме, показано знание специальной литературы, способность анализировать законодательство и практику его применения, обобщать материалы практики.

Изложение материала должно быть ясным и логически последовательным, формулировки - краткими и точными, предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения - обоснованными и конкретными. Выводы, наблюдения и материалы должны обладать практической и научной (теоретической) ценностью.

    Структура контрольной работы

Обязательными разделами контрольной работы являются: 1) введение; 2) основная часть; 3) заключение; 4) библиографический список. В конце работы, в приложении, могут быть: графики, таблицы, копии документов и т.д.

Во введении обосновывается:

– выбор темы, ее актуальность, новизна, теоретическое и практическое значение;

– цель и задачи исследования;

– методологическая база, информационные источники;

– структура работы.

Основная часть работы состоит, как правило, из двух-четырех вопросов, раскрывающих поставленные во введении задачи. Название какого-либо из вопросов не должно быть тождественно наименованию темы работы. В этой части работы излагаются литературные источники, дается критический анализ взглядов ученых и практиков, отражается позиция автора контрольной работы, подкрепляемая соответствующими аргументами.

Изложение материала не должно сводиться к простому перечислению точек зрения различных авторов либо ограничиваться утверждением о согласии или несогласии с тем или иным автором. Полемика с отдельными авторами должна быть основана на сопоставлении доводов, анализе законодательства и практике его применения, обобщении. В необходимых случаях приводятся статистические данные, материалы анкетирования, интервью, примеры из практической деятельности конкретных учреждений.

При анализе высказанных в литературе взглядов, а также цитировании необходимо указывать фамилию, имя, отчество автора, наименование его работы, года и места издания, страницу. В контрольных работах по специальным правовым дисциплинам излагаемые положения должны иллюстрироваться примерами из практики с указанием источника, например: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2000. – № 10. – С. 23. В других случаях необходимо назвать конкретный правоприменительный орган и год, в котором было рассмотрено данное дело, например, народный суд или прокуратура такого-то района.

В зависимости от темы исследования в работе может быть глава, посвященная истории вопроса, либо теоретическая часть. Вместе с тем, историко-теоретическое исследование может быть соединено с анализом действующего законодательства и практики его применения, особенно при выполнении работ по теории права и отдельным отраслям права.

Заключение завершает контрольную работу, содержит итоговые выводы и обобщения. В основном это должны быть предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения, по применению результатов исследования.

В конце контрольной работы приводится библиографический список фактически использованных источников, в котором выделяются законодательные акты, материалы практики, специальная литература (в алфавитном порядке).

Примерные вопросы для подготовки к итоговому контролю по дисциплине «Российское предпринимательское право»

    Предмет предпринимательского права.

    Методы правового регулирования.

    Наука предпринимательского права.

    Принципы предпринимательского права.

    Система предпринимательского права

    Источники предпринимательского права.

    Понятие и классификация субъектов предпринимательского права.

    Понятие и виды юридических лиц.

    Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

    Понятие вещного права. Объекты гражданских прав.

    Юридическая классификация вещей.

    Экономическая классификация вещей.

    Понятие предпринимательского договора.

    Система предпринимательских договоров.

    Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

    Основные принципы приватизации.

    Законодательство Российской Федерации о приватизации.

    Порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества.

    Особенности приватизации отдельных видов имущества.

    Понятие товарного и финансового рынка.

    Антимонопольный орган, его полномочия.

    Виды государственного контроля на товарных рынках.

    Виды государственного контроля на финансовых рынках.

    Понятие, цели, сфера применения антимонопольного законодательства.

    Понятие и значение развития конкуренции в условиях рыночной экономики.

    Развитие монополизма в России.

    Государственно-правовое регулирование отношений, влияющих на конкуренцию в РФ.

    Понятие и виды монополистической деятельности.

    Понятие и признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

    Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.

    Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

    Правовые формы ограничения монополистической деятельности.

    Орган власти: виды, функции, полномочия.

    Акты и действия органа власти: понятие, значение, юридические последствия для участников товарного оборота.

    Ограничение конкуренции в результате деятельности органов власти.

    Понятие соглашения, согласованных действий органов власти.

    Влияние на конкуренцию соглашений, согласованных действий органов власти.

    Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции. Негативные последствия на рынке определенного товара.

    Формы недобросовестной конкуренции. Роль антимонопольного законодательства.

    Понятие создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций.

    Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций.

    Понятие экономической концентрации. Ее значение в условиях рыночной экономики.

    Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях приобретения акций основных производственных средств, нематериальных активов хозяйствующего субъекта.

    Понятие разделения (выделения) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях разделения (выделения) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.

    Понятие, признаки несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов.

    Предупреждение банкротства. Разбирательство дел в арбитражном суде.

    Наблюдение. Финансовое оздоровление. Внешнее управление.

    Конкурсное производство.

    Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

    Сферы деятельности субъектов естественных монополий. Определение основных понятий.

    Государственное регулирование и контроль в сферах естественной монополии.

    Органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия.

    Способы и формы разрешения экономических (хозяйственных) споров.

    Арбитражный порядок защиты имущественных прав.

    Нотариальный порядок защиты имущественных прав.

Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как гарантии права частной собственности (ст. 35), право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), компенсация причиненного ущерба (ст. 52), возмещение государством вреда (ст. 53) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74) и т.д. относятся непосредственно к субъектам предпринимательства.

Действующее законодательство содержит достаточно четкую регламентацию форм, средств и способов защиты прав предпринимателей.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Понятие способа защиты субъективных прав не имеет легального определения. В законодательстве содержатся лишь перечни конкретных способов защиты, опосредующих те или иные правоотношения. В ст. 12--16 ГК РФ названы способы защиты гражданских прав, которые все без исключения распространяются на сферу предпринимательской деятельности.

В правовой науке существуют различные основания их классификации.

Так, в зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав -- это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. К примеру, по целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий. По своей природе пресекательными являются действия по:

  • · признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • · неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и т.д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

  • · признанию права;
  • · признанию оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;
  • · присуждению к исполнению обязанности в натуре;
  • · возмещению убытков и компенсации морального вреда и др.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

К штрафным способам защиты относят действия по:

  • · взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;
  • · обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;
  • · конфискации и т.д.

Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.

Так, по целям процессуальные способы защиты прав дифференцируются на действия по признанию прав, принуждению к совершению каких-либо действий и по преобразованию правоотношений.

Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. В правовой литературе существуют различные классификации форм защиты права, но, учитывая особенности характера прав предпринимателей и специфику предпринимательской деятельности, представляется, что наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:

  • · Конституционный Суд РФ;
  • · арбитражные суды;
  • · суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

  • · защиту гражданских прав в административном порядке;
  • · нотариальную защиту;
  • · третейское разбирательство;
  • · досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров;

Институт защиты прав хозяйствующих субъект o в


Введение

Институт защиты прав хозяйствующих субъект o в включает в себя нормы нескольких отраслей права. Поэтому является комплексным правовым институт o м. При решении вопросов, связанных с защитой нарушенных прав в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, используются нормы гражданского, административного, налогового, уголовного, гражданского и арбитражного процесса. Кроме этого, в зависимости от конкретной ситуации не исключено применение норм земельного, бюджетного и финансового права.

Проблема правовой ответственности государства, его органов является в настоящее время одной из актуальных. На законодательном уровне отсутствует o тветственн o сть не т o льк o высших д o лжн o стных лиц г o сударства, н o и мелких чин o вник o в исп o лнительных o рган o в. Между тем так o г o р o да o тветственн o сть д o лжна существ o вать в люб o м дем o кратическ o м г o сударстве, не г o в o ря o г o сударстве, к o т o р o е o бъявляет себя прав o вым.

Хoтел o сь бы o тметить, чт o , реализуя свое прав o на защиту o т неправ o мерных действий нал o г o вых o рган o в, х o зяйствующий субъект м o жет в o сп o льз o ваться немн o гими из устан o вленных зак o н o дательств o м сп o с o б o в защиты гражданских прав, o пределенных ст. 12 Гражданск o г o к o декса РФ - признать недействительным акт г o сударственного o ргана, а также п o треб o вать в o змещения убытк o в, взыскание к o т o рых не всегда реальн o на практике. Как известн o , так o е прав o на в o змещение г o сударств o м вреда, причиненн o г o незак o нными действиями (или бездействием) o рган o в г o сударственн o й власти или их д o лжн o стными лицами, закреплен o за каждым в К o нституции РФ (ст. 53). O днак o нес o вершенств o действующег o зак o н o дательства и судебн o й практики ведет к т o му, чт o эт o к o нституци o ннoе правo практически не м o жет быть реализ o ван o . Несм o тря на п o зитивные изменения в р o ссийск o м зак o н o дательстве o структуре и видах нал o г o в, в o пр o с o защите прав нал o г o плательщика, к o т o рый в к o нечн o м итоге несет нал o г o в o е бремя в 1-й части Нал o г o в o г o к o декса РФ, регулируется т o льк o лишь закреплением права на o бжал o вание акт o в нал o г o вых o рган o в. Глава 19 НК РФ «Пoряд o к o бжал o вания акт o в нал o г o вых o рганoв и действий или бездействия их д o лжн o стных лиц» с o держит всег o 3 ст., представляющие с o б o й o тсыл o чные н o рмы, в к o т o рых oпределен o , чт o н o рмативные прав o вые акты нал o г o вых o рган o в м o гут быть oбжал o ваны в п o рядке, предусм o тренн o м федеральным зак o н o дательств o м. Таким o браз o м, м o жн o сделать выв o д, чт o прав o на защиту o т неправ o мерных действий нал o г o вых o рган o в детальн o не регламентир o ван o .

Правами и o бязанн o стям нал o г o плательщик o в и плательщик o в сб o р o в п o священа гл.3 НК РФ, а если конкретн o o братиться к правам нал o г o плательщик o в, o ни закреплены ст.21 НК РФ. В данной раб o т e важн o уяснить друг o е. Зак o н o дательств o РФ не т o льк o закрепляет с oo тветствующие права, н o и гарантирует их. Так права нал o г o плательщик o в o беспечиваются с oo тветствующими o бязанн o стями д o лжн o стных лиц нал o г o вых o рганoв. Кр o ме т o г o , в с oo тветствии с o ст. 22 НК РФ нал o гoплательщикам (плательщикам сб o р o в) гарантируется административная и судебная защита их прав и зак o нных интерес o в.

Актуальность темы обусловлена тем, что складывающаяся в последние годы устойчивая судебная практика и предполагаемые новации в законодательстве позволяет нам сделать вывод, что борьба с недобросовестными налогоплательщиками будет постоянно усиливаться и все сомнительные схемы налоговой оптимизации, предлагаемые большинством не очень компетентных налоговых консультантов, постепенно уйдут. Целью работы является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка.

Глава 1 Общая характеристика способов защиты прав налогоплательщика

1.1. Понятие способов защиты прав налогоплательщика

Нарушение прав налогоплательщиков – физических лиц не редкость, однако далеко не все налогоплательщики знают, как защитить свои права. Между тем законодательство содержит целый ряд правовых и организационных средств защиты прав налогоплательщиков.

Применения административной и судебной форм защиты прав налогоплательщиков выявила ряд проблем, разрешение которых требует дальнейшего научного исследования всего механизма защиты прав налогоплательщиков и, в частности, такой его категории, как «способ защиты права».

Налоговый кодекс РФ заложил основу становления нового налогового законодательства и принципы защиты прав налогоплательщика, неизвестных прежнему законодательству. Вместе с тем более четкое регулирование налоговых отношений не привело к снижению налоговых споров. Наоборот, по мнению некоторых практикующих юристов, принятие НК РФ предопределило появление новых налоговых категорий судебно-арбитражных дел, непосредственно связанных с применением его нормативных положений, а также привело к увеличению предъявляемых исков, что обусловлено расширением прав налогоплательщиков и гарантий их защиты» . 1

В небольших учебных пособиях также отмечается, что в сфере налогообложения в Российской Федерации в последнее десятилетие несомненным демократическим достижением стало правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых правоотношений по обжалованию своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Названное предписание самым непосредственным образом относится и к защите прав и законных интересов налогоплательщиков – физических лиц. Как отмечается в одном из решений Верховного суда США, «…право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено» .

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

В свою очередь все способы защиты прав налогоплательщиков в зависимости от характера спорных правоотношений и конкретной цели защиты можно классифицировать на:

Оспаривание нормативных актов и ненормативных актов, действий (направлены на изменение, прекращение возникших правоотношений);

Понуждение (направлены на возникновение правоотношений) и признание (направлены на признание наличия или отсутствия спорных правоотношений) .

Кроме того, к установительным способам защиты прав налогоплательщиков следует отнести:

Зачет налоговым органом сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени или штрафа (ст. ст. 45, 78 НК РФ);

Возврат налоговым органом излишне уплаченного налога (сбора), пени или штрафа (ст. 78 НК РФ);

Зачет налоговым органом излишне взысканного налога (сбора), пени или штрафа (ст. ст. 79 и 45 НК РФ);

Возврат налоговым органом или судом излишне взысканного налога (сбора), пени или штрафа (ст. 79 НК РФ) .

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (ст. 22 НК РФ).

Законодательством предусмотрены три формы защиты нарушенных прав налогоплательщиков – физических лиц:

Судебный способ защиты;

Административный способ защиты;

Каждая из названных форм защиты прав налогоплательщиков имеет свои преимущества и недостатки.

1.2. Защита налогоплательщика в административном порядке

Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи, спора в суд.

Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребованы какие-либо документы, сведения или пояснения.

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков действует параллельно с судебным. Вместе с тем существует определенная зависимость решения налогового органа (должностного лица) от судебного решения по аналогичным основаниям, изложенным в жалобе налогоплательщика. 2

Для такого рассмотрения споров в налоговых органах, ряда стран созданы специальные подразделения. Например, в составе Службы внутренних доходов США действуют соответственные службы; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в ФРГ 3 попытка досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению.

В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) его должностных лиц соответственно в вышестоящей налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст. 139 НКРФ).

Ст. 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Изменить решение или вынести новое решение. По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случая, когда налоговый орган или должностное лицо, рассматривающие жалобу, приостанавливают их исполнение (ст. 141 НК РФ).

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы о преимуществе административного способа разрешения разногласий с налоговыми органами:

Простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов;

Быстрое рассмотрение жалобы;

Отсутствие необходимости уплаты пошлины;

Обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

1.3. Защита налогоплательщика в судебном порядке

Судебный порядок обжалования является универсальной формой защиты налогоплательщиком своих прав. Обжалование в судебном порядке может быть проведено по отношению к любому акту налоговых органов, действиям (бездействию) их должностных лиц независимо от того, обжаловал ли налогоплательщик эти акты или деяния в ином порядке и имеются ли по жалобе иные решения, полученные во внесудебном порядке ранее. Напомним, что для нормативных актов налоговых органов предусмотрена исключительно судебная форма обжалования.

За судебным решением налогоплательщик может обратиться независимо от того, обращался ли он ранее с аналогичной жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу налогового органа) и вынесено ли на момент его обращения решение по жалобе.

В рамках судебного порядка обжалования физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, получает возможность обжаловать не только сами акты или деяния налоговых органов и их должностных лиц, но и информацию, послужившую основанием для их совершения или принятия.

Объекты обжалования в суде. К актам налоговых органов и действиям (бездействию) их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся принятие актов или совершение деяний коллегиально или единолично, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения указанных деяний и принятия актов, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Основания для обжалования нормативных правовых актов налоговых органов могут быть сформированы путем обнаружения несоответствия обжалуемой нормы или в целом нормативного акта:

Конституции;

Федеральным законам;

Нормативным правовым актам Президента РФ;

Нормативным правовым актам Правительства РФ.

Отдельные нормативные акты налоговых органов, которые отнесены действующим законодательством к группе затрагивающих права и свободы граждан и в связи с эти подлежащих обязательной регистрации в Минюсте России, могут быть обжалованы на основании отсутствия подобной регистрации.

При судебном обжаловании налогоплательщик согласно действующему законодательству имеет возможность при условии соблюдения соответствующего порядка обратиться за защитой своего нарушенного права в одну из трех судебных систем РФ:

  • в суд общей юрисдикции;
  • в арбитражный суд;
  • в Конституционный Суд.

В связи с тем, что налоговое законодательство относится к сфере публичного права, рассмотрение возникших на основе его правоотношений в третейском суде исключено.

Разграничение подсудности дел по обжалованию актов налоговых органов и деяний их должностных лиц происходит по критерию организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право (п. 2 ст. 138 НК РФ):

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей — арбитражный суд;
  • для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — суд общей юрисдикции.

Следует помнить, что если обжалуемое действие (решение) отнесено действующим законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, то оно подлежит исключительной подсудности данному суду.

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 НК РФ).

Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц закреплено ст. 137, 138 НК РФ. Такое обжалование юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в арбитражный суд. 4

Кодекс не конкретизирует порядок рассмотрения подобных исков. Он содержит лишь отсылочную норму, поэтому судопроизводство по данной категории дел ведется в соответствии с положениями арбитражного процессуального законодательства.

Во многих арбитражных судах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.95 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» 5 учреждены коллегии по рассмотрению споров сфере налогообложения. Но во-первых:

  • это касается только арбитражных судов,
  • во-вторых, такие коллегии рассматривают налоговые дела лишь в качестве судов первой инстанции,
  • в-третьих, не исключена взаимозаменяемость судей, относящихся к разным коллегиям одного арбитражного суда.

6 Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации поддержал налоговые органы Орловской области

Дата публикации: 29.07.2011

27 июля 2011 года в Высшем арбитражном суде РФ состоялось судебное заседание по рассмотрению заявления ИФНС России по Советскому району г. Орла о пересмотре в порядке надзора Решения Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2010г. по делу № А48-6568/2009 и Постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2010г. по тому же делу.
Налогоплательщик 26.09.08г. предъявил в филиал МКБ «Евразия-Центр» (ЗАО) в г. Орле платежные поручения на перечисление со своего расчетного счета в данном банке налогов в общей сумме 1 776 750 рублей, которые были списаны в этот же день, но в бюджет не поступили, в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка.
17.06.2009г. Общество обратилось в инспекцию с заявлением о проведении зачета излишне уплаченных по спорным платежным поручениям налогов в счет предстоящих платежей по соответствующим налогам.
Инспекция оставила заявление Общества о зачете платежей без исполнения и предложила ему отозвать из филиала банка неисполненные поручения, в связи с тем, что денежные средства в бюджет не поступили, т.к. Центральным банком РФ внесено предписание МКБ «Евразия-Центр (ЗАО) в г. Орле об ограничениях и запретах на осуществление отдельных операций по поручению банка и платежные поручения оформлялись в картотеку.
На отказ Инспекции ООО «Компания Акрол-Химтрейд» подана жалоба в Управление ФНС России по Орловской области.

Решением Управление ФНС России по Орловской области от 19.11.2009г. №303 жалоба Общества оставлена без удовлетворения
ООО «Компания Акрол-Химтрейд» обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Орла о признании исполненной платежными поручениями обязанности по уплате налогов, а также обязании налогового органа произвести зачет по налогам в счет предстоящих платежей.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2010г. заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Суд кассационной инстанции Постановлением от 05.07.2010г., проверив законность и обоснованность принятых судебных актов, отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Коллегия судей Высшего арбитражного суда РФ, рассмотрев заявление Инспекции и судебные акты по делу, определила передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело №А48-6568/2009 для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2010г. и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2010г
Президиум Высшего арбитражного суда РФ указал, что вопрос о добросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговой обязанности изучается при выполнении им налоговой обязанности, а также устанавливается наличие налоговой обязанности в спорной сумме.
Применительно к предмету заявленных обществом требований о зачете и возврате излишне уплаченных сумм налогов, для оценки их правомерности при отсутствии факта зачисления денежных средств на счета соответствующих бюджетов, необходимо установить наличие необходимых условий для признания за обществом факта исполнения
заявленной им налоговой обязанности по уплате соответствующих налогов, что и было сделано судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом деле отсутствуют доказательства наличия у общества на момент осуществления платежа налоговых обязанностей по уплате спорных сумм налогов, поскольку общество 26.09.2008г. предъявило в банк к исполнению платежные поручения на уплату налогов за 3 квартал 2008 года ранее окончания налогового периода, то есть до формирования налоговой базы и возникновения обязанности по уплате налогов.
Налоговые декларации, содержащиеся в деле, свидетельствуют об отсутствии налоговых обязательств, указанных в спорных платежных поручениях 26.09.2008г. Обществом были отозваны платежные поручения, предъявленные к расчетному счету на уплату по гражданско-правовым обязательствам (на оплату за нефтепродукты, за средства защиты и т.д.) и на всю сумму (1 776 750рублей) отозванных платежных поручений по оплате гражданско-правовых обязательств были оформлены новые платежные
поручения на уплату налогов МКБ «Евразия-Центр (ЗАО) в г. Орле начиная с 19.09.2008г. уведомлял всех клиентов банка о причинах задержки исполнения платежных документов через обслуживающего данную организацию экономиста, а также путем размещения соответствующей информации на стендах операционного зала в банках.
Данные обстоятельства свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. 27 июля 2011г. Президиум Высшего арбитражного Федерации при изложенных обстоятельствах признал действия налогового органа правомерными и постановил признать недействительным Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2010г., Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010г. оставить без изменения.
суда Российской Федерации.

Правовой отдел УФНС России по Орловской области.

Преимущества судебного способа разрешения конфликтов с налоговыми органами по сравнению с административным порядком состоят в следующем:

Относительная объективность рассмотрения спора как следствие его рассмотрения вне рамок налогового ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;

Возможность (если позволяет существо иска) принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде, например, запрещения налоговому органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу;

Детальная урегулированность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством;

Возможность (в зависимости от характера требований) получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.

Глава 2. Действие налоговых органов по защите прав налогоплательщиков

2.1. Признание недействительным ненормативный акт налогового органа

Предметом обжалования по таким искам является, как правило, решение (постановление) налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов, принятое по результатам налоговой проверки. Оно адресовано конкретному налогоплательщику и именно него порождает правовые последствия, поэтому является ненормативным актом государственного орган нарушающим, по мнению налогоплательщика (истца, его законные права и интересы.

Однако перечень ненормативных актов налоговых органов не исчерпывается решениями, принятыми результатам проверок. Правовые последствия для налогоплательщика могут иметь и иные акты налогового органа, как бы они ни были оформлены протоколы, инкассовые поручения, письма, требования об уплате налогов и т. п. Статус ненормативного акта имеют любые документы, принятые в отношении конкретных участников налоговых отношений и подписанные руководителем налогового органа или его заместителем. Но налогоплательщик, обжалующий такие документы, нередко сталкивается с необходимостью доказывания их квалификации в качестве ненормативных актов.

Налогоплательщик вправе обжаловать в суд нормативные акты налоговых органов, если считает, что они налагают на него дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности и выходят за рамки компетенции принявшего их органа.

До вступления в силу части первой НК РФ дела о признании недействительными подзаконных актов рассматривались исключительно судами общей юрисдикции. Так, например, инструкции Госналогслужбы России неоднократно были предметом обжалования в Верховном Суде Российской Федерации.

Ст. 138 НК РФ устанавливает, что нормативные акты налоговых органов обжалуются организациями и предпринимателями в арбитражном суде.

2 . 2. Признание незаконных действий(бездействий) должностного лица налогового органа

Согласно ст. 137 НК РФ налогоплательщик вправе обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия (бездействие) их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщика, нарушают его права. Данная категория исков позволяет налогоплательщику защищать свое право, даже если нарушение этого права происходит вне связи с каким-либо актом налогового органа — нормативным, ненормативным, имеющим форму решения или иного документа. Типичный пример: налогоплательщик заявляет в налоговую инспекцию о налоге, излишне уплаченном в бюджет, просит вернуть ему соответствующую сумму, но никакого ответа от налогового органа не получает. В этом случае налицо незаконное бездействие должностного лица, в компетенции которого находятся рассмотрение заявления налогоплательщика и принятие по нему решения, и такое бездействие может быть обжаловано в суд.

В решении по делу об оспаривании действий (бездействия) налогового органа указывается на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными, и налоговый орган обязан совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Ответчиком по искам о признании незаконными действий (бездействия) является не виновное должностное лицо, а налоговый орган, поскольку его работники, уполномоченные совершать те или иные действия, совершают их от имени налогового органа, а не от своего собственного.

Предъявление иска о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению

Иски данного вида относятся к имущественным, что, как правило, влечет уплату большей по сравнению с указанными выше видами исков государственной пошлины при подаче иска в суд. Но в ситуации когда формальное решение налогового органа по каким-либо причинам отсутствует, но на банковский счет налогоплательщика уже направлено инкассового поручение, предъявление иска о признании поручения не подлежащим исполнению представляется наиболее удобной (а иногда и единственно возможной) формой защиты прав налогоплательщика.

Предотвратить необоснованное списание средств со счета по обжалуемому инкассовому поручению удается далеко не всегда, поскольку банк обязан исполнить инкассовое поручение не позднее следующего операционного дня (п. 6 ст. 46 НК РФ). Заявление об обеспечении исковых требований удовлетворяется судом также не позднее дня, следующего за днем поступления этого заявления в суд. Поэтому чаще всего к тому времени, когда налогоплательщик получает определение об обеспечении иска, его средства уже списаны в бюджет. В этом случае процессуальное законодательство позволяет истцу изменить предмет иска и заявить требования о возврате из бюджета незаконно взысканных сумм.

Предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.

Защита прав налогоплательщика путем предъявления подобных исков целесообразна в случаях, во-первых, когда нет ненормативного акта налогового органа, который повлек излишнюю уплату или взыскание сумм с налогоплательщика и который мог быть предметом обжалования, и, во-вторых, когда необходимо получить исполнительный документ, с помощью которого налогоплательщик мог бы добиться принуди-

тельного исполнения судебного решения о возврате сумм из бюджета.

В законодательстве нет нормативно четкого указания, кто должен быть ответчиком по искам о возврате из бюджета сумм налогов, пеней и штрафов. С одной стороны, ст. 78-79 НК РФ предусматривают, что возврат этих сумм — обязанность налогового органа, с другой — фактический возврат денежных средств самим налоговым органом может вызвать затруднения, поскольку средствами бюджета налоговые органы не распоряжаются — это прерогатива Минфина России и подчиненных ему финансовых органов. Налогоплательщик целесообразно указывает в иске, в качестве ответчиков и территориальный налоговый орган, и финансовый орган, в компетенции которого находится возврат средств из бюджета соответствующего уровня.

2.3. Возмещение убытков, причиненных действием(бездействием) налоговых органов

Возмещение убытков, причиненных налогоплательщику действиями (бездействием) налоговых органов, — это мера гражданско-правовой ответственности государства за деятельность своих органов, которая предусмотрена ст. 16 ГКРФ. Взыскание убытков происходит в порядке искового производства путем предъявления имущественного иска. Основные проблемы, связанные с предъявлением такого рода требований, рассматриваются в параграфе «Ответственность налоговых органов и их должностных лиц» главы 20 части первой НК РФ «Налоговые органы».

Особый способ судебной защиты прав налогоплательщиков - обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, который неоднократно высказывал свою позицию по вопросам налогового законодательства.

Согласно ст. 96, 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» граждане и их объединения вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой о признании неконституционными закона или отдельных его положений, если:

А) этим законом нарушены их права и свободы;

Б) этот закон применен или подлежит применению в конкретном деле.

Налогоплательщик, который считает свои права нарушенными тем или иным налоговым законом, может обжаловать его в Конституционном Суде Российской Федерации лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле. 7

Заключение

Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав необходимое условие демократичной налоговой системы.

Налогообложение серьезно ограничивает право собственности гражданина, закрепленное ст. 35 Конституции РФ, а любое ограничение конституционных прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

В широком смысле под защитой прав налогоплательщиков следует понимать все юридические, идеологические, материальные гарантии, установленные в рамках налоговой системы государства и призванные обеспечить соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом.

В узком смысле под защитой прав налогоплательщиков обычно понимается обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению к данному налогоплательщику.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Российская газета, N° 237, 25.12.1993.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ//СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824. Под ред. А.Н. Козырина.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ//СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340. Под ред. А.Н. Козырина.

II . Научная литература

  1. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 201 1 .
  2. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 200 9 .
  3. Развитие налогового законодательства: вопросы теории и практики/Под ред. А.А.Ялбулганова. М.: Готика, 20 12 .

III .Интернет ресурсы

1.КонсультантПлюс 2011г.

IV. Судебная практика

1 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2010.

2 Развитие налогового законодательства: вопросы теории и практики/Под ред. А.А.Ялбулганова. М.: Готика, 2005.

3 ФРГ- Федеративная Республика Германии.

4 ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru


Данила Белоусов - Налоговое право. Конспект лекций. 2010г.

5 Указом Президента РФ от 21.07.95 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации»

7 Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 2008.

Права и интересы хозяйствующих субъектов могут осуществляться и реализовываться ими не только и не обязательно лично, но и опосредованно, т.е. через представителя.

Гражданское законодательство знает институт представительства , коммерческого представительства, регламентирует порядок и законность оформления их деятельности и полномочий. При изучении этого институт необходимо уяснить, что представительство - это правоотношение, субъектами которого являются представитель и представляемый. Цель представительства и его особенность - осуществление одним лицом (представителем) сделки (правомерного юридического действия) в интересах другого лица и от чужого имени. Основаниями для осуществления этих полномочий служит доверенность и договор поручения.

Доверенность -- это односторонняя сделка, и, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для такого рода сделок (см. ст.ст. 155-156 ГК РФ). Студенту необходимо знать формы доверенности и се действие по срокам, кем подписывается доверенность, порядок прекращение доверенности (ст. 188 ГК РФ).

Гражданский Кодекс 1995 года впервые вводит понятие передоверия, которое осуществляется путем выдачи доверенности первоначальным представителем новому представителю. При этом необходимо соблюдение двух обязательных требовании: доверенность должна быть нотариально удостоверена, даже тогда, когда первоначальная доверенность была составлена в простой письменной форме; полномочия при передоверии не могут выходить за рамки ограничений, оговоренных в первоначальной доверенности.

Всякое право, предоставленное гражданину или организации, имеет реальное значение, если оно гарантировано законом, т.е. в конечном счете принудительной силой государства.

Российским законодательством предусмотрены различные способы защиты прав и свобод граждан, физических лиц и их объединений . Особая роль отводится судебной защите (вспомните теорию разделения властей).

Судебная защита прав и свобод трактуется ст. 46 Конституции РФ как гарантия их осуществления. Гражданский кодекс развивает и детализирует эту норму применительно к осуществлению гражданских (читай и предпринимательских) прав. Ст. 11 ГК закрепляет два важных положения предоставления судебной защиты, а ст. 12 ГК называет одиннадцать способов защиты гражданских прав. Студенты должны запомнить эти способы защиты и обратить внимание на то, что допускается использование и других методов защиты, не указанных в ст. 12 ГК, если есть прямое указание в законе.

В гл. 2 ГК урегулированы лишь три способа из одиннадцати: признание недействительным акта, не соответствующего закону, самозащита гражданских прав, возмещение убытков и особо - возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами моечного самоуправления (их должностными лицами). Это объясняется тем, что иным способам защиты посвящены специальные нормы в разделах, относящихся к праву собственности обязательственному праву, а также в главе о сделках.

Приведенные в законе способы защиты можно сгруппировать и выделить следующие; способы, применяемые только судами; способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда; самозащиту, т.е. защиту без участия суда. Каждый из перечисленных способов защиты может применяться обособлено или в совокупности с другими способами.

Право на защиту можно рассматривать как самостоятельное субъективное право, обладающее специфическим содержанием. Оно включает в себя как меры материально-правового характера, так и меры процессуально правового порядка.

Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действии фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов.

Необходимо при рассмотрении этого вопроса разграничить меры фактического характера, предусмотренные законом, либо вытекающие из сложившихся обычно принятых мер. Меры самозащиты имеют и свои границы.

Однако законодательство выделяет случаи, когда вредоносные действия лиц по защите своих прав признаются правомерными. Речь идет о действиях, совершенных в состоянии необходимой обороны и в условиях крайней необходимости. Этот вопрос уже рассматривался в курсе «Правоведение», в связи с чем могут возникнуть трудности. Студентам следует разобраться, что необходимая оборона и условия крайней необходимости регламентируются как гражданским, так и уголовным правом (ст.ст. 1066-1067 ГК РФ, ст. 37 и ст. 39 УК РФ).

В связи с судебной защитой, которая осуществляется с помощью исков, возникает юридическое понятие «исковая давность». Вводя это понятие, законодатель определил, что это - "Срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено". Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде. В ГК установлен общий срок давности в три года. Все нормы исковой давности носят императивный характер, стороны не могут их изменить, в договорном порядке. Истечение срока исковой давности не означает прекращение права и, значит, правового основания защиты своего нарушенного права. Другими словами, студенты должны уметь отличать сроки исковой давности от пресекательных сроков, знать в каких случаях они применяются, обратить внимание на установленные ГК специальные сроки исковой давности (ст. 197 ГК), знать основания приостановления и прерывания исковой давности, а также знать на какие требования исковая давность не распространяется.

Защита права собственности представляет собой совокупность правовых способов, которые применяются к нарушителям отношений собственности. Глава 20 ГК закрепляет два традиционных правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав: виндикационный и негаторный.

Виндикационный иск - требование собственника о возврате своею имущества из чужого незаконного владения. собственник должен доказать свое право на не требуемое имущество. Незаконный владелец, в свою очередь, может быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестный владелец не знает и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестный владелец мог и должен знать о незаконном владении. Истребование имущества от добросовестного владельца регламентируется ст. 302 ГК и от недобросовестного владельца (ст. 303 ГК). Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности, которые не связаны с лишением собственника владения его имуществом. Обратите внимание, что по негаторному иску сроков исковой давности не существует, требование сохраняется на весь период, пока существует правонарушение.

Юридическая ответственность является разновидностью защиты прав и интересов лица. Гражданско-правовая ответственность - один из видов юридической ответственности, которому свойственны все признаки характеризующие ответственность. Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее исключительно имущественный характер. Восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны может быть достигнуто только в том случае, когда ей будут полностью возмещены причиненный вред или убытки.

Гражданско-правовая ответственность есть одна из форм государственного принуждения, связанная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений равноправных участников гражданского оборота.

В зависимости от конкретных обстоятельств различают договорную и внедоговорную ответственность . Основное их отличие в том, что договорная ответственность наступает и случаях, предусмотренных законом, а также сторонами в договоре, а внедоговорная - только законом. Гражданские право предусматривает виды ответственности: долевая, солидарная, субсидиарная. Студенты должны знать, чем отличается каждый вид ответственности и случаи их применения.

Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии следующих условий:

возникновение у кредитора убытков;

противоправность действий должника;

причинная связь;

вина должника.

Вина в гражданском праве выступает в форме умысла или неосторожности. По степени вины неосторожность делится на грубую и простую. Вспомните из «Правоведения», форма и степень вины обычно не влияют на размер ответственности.

Ст. 393 ГК возлагает на должника обязанность возместить причиненные убытки, т.е. такие, которые находятся в причинной связи с нарушением обязательства. Противоправными признаются действия лица, которые нарушают требование закона или иных обязательных для сторон правил.

Понятие убытков раскрывается в ст. 15 ГК. Виды убытков: расходы, которые кредитор произвел или должен был произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества кредитора - все это реальный ущерб. Третий вид убытков - упущенная выгода.

Одним из способов обеспечения исполнения обязательств - является неустойка. Неустойка -- определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, а также и случае просрочки исполнения.

Необходимо обратить внимание на применение договорной и законной неустойки.

Конституция РФ 1993 г. закрепила систему нематериальных благ граждан (Глава 2).

Новый ГК РФ создал реальные гарантии осуществления личных неимущественных прав граждан в нашей стране. Личные неимущественные права в гражданском праве имеют самостоятельный характер, выполняют роль правового средства обеспечения личной сферы от постороннего вмешательства и требуют применения гражданско-правовых способов их защиты.

Основные признаки нематериальных благ определены в ст. 150 ГК. Ст. 151 ГК определяет, что моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания, которые претерпевает гражданин в результате нарушении или посягательств на его права. Более развернутое определение морального вреда и практика применения компенсации содержится в постановлении Пленума Верховною суда РФ от 20 декабря 1994 г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

В настоящее время возмещение морального вреда, причиненного в связи с нарушением имущественных прав граждан, установлено законом "О защите прав потребителей (в редакции от 05.12.95 г.). В ст. 13 этого закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, возмещаются причинителем вреда при наличии его вины.

Необходимо усвоить, что Закон "О защите прав потребителей"" распространяется на граждан только в тех случаях, когда товары, услуги приобретаются исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В новых экономических отношениях особое место занимает право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Студенты должны знать понятия: честь, достоинство и деловая репутация. Эти понятия применимы не только для защиты прав гражданина, но и организации, в части защиты деловой репутации юридического лица.

Студентам необходимо усвоить, что защита чести, достоинства и деловой репутации обеспечивается не только ст. 152 ГК, но и другими институтами гражданского права (например: обвинения в плагиате, в нарушении условий договора и т.п.). При изучении данного вопроса следует обратить внимание на отличие гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации от уголовно-правовой. Гражданский закон охраняет честь, достоинство и деловую репутацию как граждан, так и организаций, уголовный - только граждан.

Цель гражданско-правовой защиты - восстановление нарушенного имущественного интереса.

Цель уголовно-правовой защиты прежде всего наказание лица, совершившего преступление (ст. 129, 130 УК РФ)

Судебная защита прав хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 11). В ней предусмотрено :

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее – суд).

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции.

При этом следует иметь в виду три важных положения.

Во-первых , гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах.
Во-вторых , суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право.
В-третьих , судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав.

Допускается и административный порядок защиты гражданских прав, однако он возможен только в случаях, предусмотренных законом, и за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжаловать в суде решение, принятое в административном порядке.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, № 1, ст. 1) установил, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Согласно п. 4 Федерального конституционного закона к Федеральным судам отнесены :

Конституционный суд РФ;

Верховный суд РФ и составляющие его систему Федеральные суды общей юрисдикции;

Высший арбитражный суд РФ и составляющие его систему Федеральные арбитражные суды.

В настоящее время идет процесс объединения Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.

Единый Верховный суд РФ должен начать свою работу 6 августа 2014 г., а за день до этого перестанет существовать ­Высший арбитражный суд. Именно тогда вступят в силу соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде ­Российской Федерации» (за исключением некоторых положений) и Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ, устанавливающий порядок ­отбора кандидатов в первоначальный состав нового Верховного суда.


Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Третейские суды не входят в судебную систему. В силу ст. 11 ГК они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующими нормативными актами. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.

Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возник спор. Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан – физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан – индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд.

Полномочия Конституционного суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном суде Российской Федерации". К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589) и АПК. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами – индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации.

Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В ст. 28 ГПК закреплен приоритет общей судебной подведомственности и установлено, что при соединении нескольких связанных между собой требований, из которых один подведомственен суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском. Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами.

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК). Ст. 1 Положения не допускает передачу гражданами в третейский суд споров по поводу трудовых и семейных правоотношений.

К постоянно действующим в Российской Федерации третейским судам прежде всего относятся Международный коммерческий арбитражный при Торгово-Промышленной Палате РФ (ТПП РФ) суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.

МКАС подведомственны споры, которые в зависимости от субъектного состава делятся на две категории:

а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;

б) споры организаций с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации между собой, между их участниками, споры с другими субъектами права Российской Федерации.