Заказчик (в рамках 223-ФЗ) установил срок оплаты по договору -180 дней со дня исполнения договора. Является ли данный срок оплаты ограничением на участие? На одном из Ваших вебинаров данный факт прозвучал как ограничение участия.Если не состоялись конкурентные закупки и заказчик заключает контракты по п.25 ч.1 ст.93, то корректируются объем закупок по закупке У СМП И СОНО, ведь сумма закупок по ед. поставщику увеличилась?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Возможность проводить закупки продукции, не включенной в Перечень, участниками которых могут быть только МСП, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 (далее - Положение) не предусмотрена.

Поэтому если товар или услуга не были включены, в утвержденный перечень товаров работ, закупаемых у МСП, то не рекомендуем в плане закупок напротив этого товара указывать, что закупка будет осуществляться у МСП .

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, а также форма годового отчета установлены постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352.

Согласно п. 4 Положения закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком, торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В свою очередь, в соответствии с п. 8 Положения для проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчики обязаны утвердить Перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень). При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, у любых лиц, указанных в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства .

При этом при проведении указанных закупок участникам таких закупок (далее - спецторги) предоставляются следующие преференции:

  1. заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30% суммы договора для субъектов МСП - участников программы партнерства;
  2. срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки на спецторгах, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора);
  3. если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии со спецторгами, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2% начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
  4. если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии со спецторгами, установлено требование к обеспечению исполнения договора , размер такого обеспечения не может превышать 5% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса.

Таким образом, заказчик, устанавливая требование об участии в закупке исключительно МСП и предоставляя им преференции, вправе устанавливать ограничение количества участников закупки только в том случае, если осуществляется закупка товаров, работ, услуг из Перечня.

Установление ограничения количества участников закупки при закупке товаров, работ, услуг, не включенных в Перечень Законом № 223-ФЗ и Положением не предусмотрено.

Поэтому если товар или услуга не были включены в утвержденный перечень товаров работ, закупаемых у МСП, то не рекомендуем в плане закупок напротив этого товара указывать, что закупка будет осуществляться у МСП.

При этом заказчик может осуществить закупки у МСП продукции, не включенной в Перечень, устанавливая в отношении участников требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Т.е., заказчик своим положением о закупке определяет, в том числе, порядок исполнения договоров (в частности, сроки оплаты).

Но обращаем Ваше внимание, что

Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Согласно этому постановлению, если закупка осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты по такому договору должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств.

Т.е., если закупка осуществляется у МСП (в соответствии с Постановлением № 1352), то заказчик должен установить срок оплаты не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств. Если же это закупка на общих условиях, участниками которой могут стать «любые» потенциальные поставщики, не только МСП, то заказчик вправе установить другой срок оплаты (например, 180 дней со дня исполнения договора).

Если закупка осуществляется у МСП (в соответствии с Постановлением № 1352), то заказчик должен установить срок оплаты не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств. Если же это закупка на общих условиях, участниками которой могут стать «любые» потенциальные поставщики, не только МСП, то заказчик вправе установить другой срок оплаты (например, 180 дней со дня исполнения договора).

Субъекты малого и среднего предпринимательства - компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Основные преимущества закупок субъектов МСП по 223-ФЗ

ФЗ применяет обозначение субъекты МСП - «Малого и Среднего Предпринимательства». В законодательстве не утвержден формат участия малого бизнеса в конкурентных отборах, но существует Постановление Правительства № 1352, определяющее условия подобных тендеров. Регламентирует работу по данному постановлению Акционерное Общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Утверждены условия закупок: если доход корпорации более 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие компании обязаны выделить для МСП тендеров и закупок у единственного поставщика не менее, чем на 18% от годового объема сделок. Организация утверждает в своем положении о закупочной деятельности ОКПД2 всех товаров, работ и услуг, которые будут закупаться в рамках поддержки у субъектов МСП. При стоимости контракта менее 50 млн. рублей, заказчик в обязательном порядке проводит тендер для субъектов МСП. Для того чтобы получить

В случае, если организация не разместит для субъектов МСП нужное количество тендеров и не опубликует данные об этом или опубликует неверную информацию, то с 1 февраля и до конца календарного года заказчику придется размещать контракты в рамках 44-ФЗ, а он, как известно, намного строже - это повлечет за собой огромные финансовые потери.

Виды тендеров определяет сама организация в своем положении о закупочной деятельности. Малое предприятие может поучаствовать в тендере или в закупке у единственного поставщика, а также выйти на аукционом с условием привлечь МСП на субподряд.

Для подачи документации на тендер, также как и по 44-ФЗ, поставщики прикладывают . А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.

Результат в цифрах:

18%

обязаны закупать у малого бизнеса все заказчики по 223 ФЗ

Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 223 ФЗ:

  • Авансирование по закупкам утверждается от 30% до 100%;
  • Сроки расчетов по выполненным работам - строго от 5 до 15 дней;
  • Размер обеспечения заявки не может быть более 2%;
  • Обеспечение исполнения контракта часто отсутствует;
  • На тендеры не могут подаваться крупные компании-конкуренты;
  • Программа партнерства с дополнительными льготами и возможностью работы без тендера.

Из ближайших нововведений в ФЗ утверждается , который сформирует полный список допустимых способов проведения тендеров и ключевые инструкции для заказчиков (сейчас в ЕИС более 14 тысяч различных способов проведения закупок), а также утвердит перечень электронных площадок по 223-ФЗ. Это упростит формат аккредитации участников на ЭТП и сам процесс подготовки к участию в тендерах.

Опишите какие услуги или товары вы поставляете

И мы найдем Вам подходящие тендеры и прямые контракты!

Требования по проведению закупок у малого бизнеса по 223 ФЗ

В рамках исполнения требований федерального закона и программы развития малого бизнеса, все заказчики обязаны проводить следующие действия:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМП;
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМП, и опубликовать его в . Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. В рамках календарного года закупить у СМП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

  1. Во-первых, в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
  2. Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
  3. В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18%).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

Отправьте бесплатную заявку

И мы проверим, подходит ли Ваша фирма для работы на льготных условиях!

С чего начать, что бы найти подходящую закупку для малого бизнеса по 223 ФЗ

Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок, нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.

Результат в цифрах:

1 месяц

составляет усредненный срок для заключения первых успешных контрактов

Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, закажем выписку из РСМП и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.

Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а также предоставим доступ в , который обеспечит Вас всей нужной информацией.

Срок оплаты по 223-ФЗ является темой неоднозначной. С одной стороны установлен жесткий срок оплаты работ, товаров, услуг, поставленных субъектами малого бизнеса, с другой применяется принцип свободы договора в остальных случаях. Более подробно ознакомиться с темой сроков по оплате по 223-ФЗ можно, прочитав наш материал.

Сроки оплаты по договору по 223-ФЗ для субъектов малого бизнеса

Срок оплаты для СМП по 223-ФЗ установлен не в самом законе, а в «Положении об особенностях участия малого и среднего предпринимательства…», утвержденном постановлением Правительства РФ «» от 11.12.2014 № 1352. Срок оплаты по 223-ФЗ для субъектов малого предпринимательства должен составлять не более 30 календарных дней со дня выполнения договора или его отдельного этапа.

Указанный выше срок оплаты по 223-ФЗ для МСП применяется при:

  • оформлении договора с СМП по итогам конкурентной процедуры участниками которой могут быть любые физические и юрлица, в том числе субъекты малого бизнеса (п. 14.3, подп. «а» п. 4 Положения).
  • оформлении контракта по итогам конкурентной процедуры, участниками которой являются только субъекты малого бизнеса (п. 28, подп. «б» п. 4 Положения);
  • оформлении договора между поставщиком и соисполнителем из числа субъектов малого бизнеса, когда условиями проведения торгов было установлено обязательное требование о привлечении к выполнению договора соисполнителей из числа СМП (п. 32.1, подп. «в» п. 4 Положения).

Сроки оплаты контракта по 223-ФЗ для лиц, не являющихся СМП

В отношении лиц, не являющихся СМП, предельный срок оплаты договора по 223-ФЗ не установлен. В подп. 6 п. 10 ст. 4 223-ФЗ указано, что сроки оплаты, наряду ее порядком и формой должны быть закреплены в закупочной документации. Порядок заключения и выполнения договора регулируется положением о закупке, принятым конкретным заказчиком.

Кроме того ответ на вопрос о том, оплата по 223-ФЗ в какие сроки производится можно найти в действующем гражданском законодательстве (письмо Минэкономразвития от 21.09.2015 № Д28и-2814).

В ГК РФ установлены следующие правила, применяемые к сроку оплаты по контракту по 223-ФЗ:

  • оплата поставленного товара должна производиться в порядке, установленном договором. Если в договоре не прописаны другие правила, то оплата товара поставляемого отдельными частями, входящими в один комплект производится после поставки последней партии (п.п. 1, 3 ст. 516 ГК РФ);
  • оплата выполненных работ при отсутствии условия об авансовом платеже производится в срок, согласованный сторонами в договоре либо досрочно при наличии согласия заказчика (п. 1 ст. 711 ГК РФ);
  • оплата предоставленных услуг происходит в сроки, установленные в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

Таким образом, срок оплаты по 223-ФЗ в 2018 году по договорам, оформленным с лицами, не являющимися субъектами малого бизнеса, не закреплен на законодательном уровне. Он должен содержаться:

  • в закупочной документации;
  • в договоре, оформляемом по итогам проведения конкурентной процедуры либо заключаемом с единственным поставщиком.

Срок оплаты товара по 223-ФЗ для лиц, не являющихся СМП, на практике может быть разным:

  • 10 календарных дней с момента подписания акта приемки;
  • 30 календарных дней с момента предоставления отчетных документов;
  • 45 календарных дней с момента предоставления оригинала счета, накладно и счет-фактуры;
  • 60 календарных дней с момента поставки товара и т.д.

Нередко оплата договора по 223-ФЗ, в т.ч. сроки расчетов являются одним из критериев отбора потенциальных поставщиков. Наибольший балл по данному критерию получает лицо, согласившееся с максимальным сроком оплаты товара по 223-ФЗ, установленным в закупочной документации.

Минимальная доля товаров или услуг, которые заказчик приобретает у подобных поставщиков в течение года, равна 18% (). Этот процент рассчитывается, исходя из общей стоимости договоров, заключенных по результатам торгов.

Доля же сделок, заключенных по итогам процедур только для СМП, составляет не менее 15% от указанной точки отсчета. Аналогичный объем закладывают и в Список тендеров, которые не учитывают при расчетах, указан в п.7 Положения об особенностях ПП №1352.

Стоит отметить и заказчиков, которые обязаны приобретать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе и у поставщиков из числа СМП. Годовой объем таких приобретений равен общей стоимости аналогичных сделок за предыдущий год + 5%. Такое же количество должно быть учтено и на этапе планирования закупок.

Сам же годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые были заключены по результатам закупок:

  1. Только для СМП.
  2. Для всех участников, в том числе и для СМП.
  3. Для поставщиков, которые для исполнения контракта должны привлечь СМП в качестве субподрядчика.

Наконец, для правильного составления отчета об объеме заключенных договоров с СМП заказчик может проверить категорию поставщика в соответствующем едином реестре на сайте ФНС:

Перечень товаров у СМП

При возникновении споров по отдельным положениям договора участник может направить заказчику протокол разногласий через ЭТП. После рассмотрения такого протокола покупатель может либо выслать поставщику измененный проект договора, либо предоставить мотивированный отказ от внесения правок.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Заявки участника.
  4. Проекта договора.