Город Сорочинск Оренбургской области:
1.Утвердить Положение о смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда среди предприятий и организаций города (далее - смотр-конкурс) согласно приложению №1.
2.Поручить организацию и проведение городского смотра-конкурса городской межведомственной комиссии совместно с ГБУ «ЦЗН г. Сорочинска». (по согласованию)
4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы по оперативному управлению муниципального хозяйства
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Глава администрации
Города Сорочинска
Разослано: в дело, ЦЗН, членам городской межведомственной комиссии по охране труда, руководителям предприятий и организаций, прокуратура
ПОЛОЖЕНИЕ
О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА СРЕДИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях реализации программы по улучшению условий и охраны труда в городе Сорочинске на 2годы, Закона Оренбургской области "Об охране труда в Оренбургской области" и повышения уровня деятельности организаций города Сорочинска в создании условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников.
2. Настоящим Положением устанавливаются порядок и условия проведения смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди предприятий и организаций города (далее - смотр-конкурс).
3. В смотре-конкурсе могут принимать участие предприятия и организации (далее - предприятия) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в разрезе отраслевой принадлежности их вида деятельности .
II. Цели и задачи смотра-конкурса
5. Целями смотра-конкурса являются:
повышение уровня профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве;
снижение профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости;
улучшение санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактического обслуживания работников предприятий;
совершенствование работы в сфере охраны труда предприятий и организаций города, в том числе в части контроля за состоянием условий и охраны труда.
6. Задачами смотра-конкурса являются:
улучшение условий и охраны труда на предприятиях, создание здоровых и безопасных условий труда работникам в процессе трудовой деятельности, совершенствование работы в сфере охраны труда;
совершенствование системы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, в том числе всех видов инструктажей по охране труда работников предприятий;
V. Условия смотра-конкурса
18. Основными условиями, определяющими победителей смотра-конкурса среди предприятий города, являются:
отсутствие несчастных случаев со смертельным исходом в предшествующем и текущем году (на период подведения итогов смотра-конкурса);
снижение числа несчастных случаев с временной утратой трудоспособности и профессиональных заболеваний;
организация системы управления охраной труда;
наличие службы охраны труда в организации в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации;
выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных программами по улучшению условий и охраны труда, коллективными договорами и соглашениями по охране труда;
проведение обучения, инструктажей и проверки знаний по охране труда у работников, включая руководителей и специалистов предприятия, наличие необходимых программ обучения и инструкций, журналов учета и проведения инструктажей;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда;
наличие перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, правильность предоставления компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
VII. Финансирование смотра-конкурса
21. Финансирование мероприятий, связанных с проведением смотра-конкурса, осуществляется администрацией города.
Заявка <*>
(на бланке организации)
на участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию
работы по охране труда среди предприятий
и организаций города
Прошу зарегистрировать ______________________________________,
(указывается полное
наименование предприятия)
расположенное ____________________________________________________
_________________________________________________________________,
телефон/факс для связи)
как участника смотра-конкурса на лучшую организацию работы
по охране труда среди предприятий и организаций города.
Руководитель организации _________________________
(Ф. И.О., подпись)
"___" ____________ 20__ г.
Председатель конкурсной комиссии _________________________
(Ф. И.О., подпись)
"___"____________ 20__ г.
<*> Направляется руководителем предприятия в каб.№ 14 ГБУ «ЦЗН г. Сорочинска»).
Показатели
состояния и условий труда в организации
__________________________________________________________________
(наименование организации, адрес)
Вид собственности ________________________________________________
Наименование отрасли экономики ___________________________________
Ф. И.О. руководителя ______________________________________________
┌─────┬───────────────────────────────┬──────────────┬───────────┐
│ N │ Показатели │ Данные за │ Текущие │
│ п/п │ │предшествующий│ данные │
│ │ │ год │ │
│ │ │ │ │
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 1. │Численность работающих, │ │ │
│ │всего (чел.) - │ │ │
│ │ в том числе: │ │ │
│ │руководителей и специалистов │ │ │
│ │женщин │ │ │
│ │молодежи до 18 лет │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 2. │Занято в условиях, │ │ │
│ │не отвечающих │ │ │
│ │санитарно-гигиеническим │ │ │
│ │нормам, всего (чел.) - │ │ │
│ │в % к общему числу работающих, │ │ │
│ │ в том числе: │ │ │
│ │женщин │ │ │
│ │молодежи до 18 лет │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 3. │Численность работников, │ │ │
│ │занятых на тяжелых │ │ │
│ │физических работах, │ │ │
│ │всего (чел.) - │ │ │
│ │в том числе женщин │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 4. │Численность работников, │ │ │
│ │получающих компенсации │ │ │
│ │за работу с тяжелыми, │ │ │
│ │вредными или опасными │ │ │
│ │условиями труда (чел.) │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 5. │Количество несчастных │ │ │
│ │случаев на производстве, │ │ │
│ │всего - │ │ │
│ │ │ │ │
│ │Количество пострадавших │ │ │
│ │от несчастных случаев, │ │ │
│ │всего (чел.) - │ │ │
│ │ в том числе: │ │ │
│ │женщин │ │ │
│ │молодежи до 18 лет │ │ │
│ │ │ │ │
│ │Из них: │ │ │
│ │со смертельным исходом, всего -│ │ │
│ │ в том числе: │ │ │
│ │женщин │ │ │
│ │молодежи до 18 лет │ │ │
│ │ │ │ │
│ │тяжелых, всего - │ │ │
│ │в том числе: │ │ │
│ │женщин │ │ │
│ │молодежи до 18 лет │ │ │
│ │ │ │ │
│ │групповых, всего - │ │ │
│ │в том числе: │ │ │
│ │женщин │ │ │
│ │молодежи до 18 лет │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 6. │Уровень травматизма на 1000 │ │ │
│ │работающих (КЧ). │ │ │
│ │Уровень тяжести │ │ │
│ │производственного │ │ │
│ │травматизма (КТ) │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 7. │Общее число профессиональных │ │ │
│ │заболеваний, всего (чел.) - │ │ │
│ │ в том числе: │ │ │
│ │женщин │ │ │
│ │молодежи до 18 лет │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 8. │Количество руководителей │ │ │
│ │и специалистов, прошедших │ │ │
│ │обучение по охране труда │ │ │
│ │и проверку знаний требований │ │ │
│ │охраны труда │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 9. │Число работников, прошедших │ │ │
│ │медицинские осмотры, от общего │ │ │
│ │числа всех подлежащих │ │ │
│ │медосмотру (%) │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 10. │Число рабочих мест │ │ │
│ │на предприятии, всего - │ │ │
│ │из них по осуществлению │ │ │
│ │производственной │ │ │
│ │деятельности. │ │ │
│ │ │ │ │
│ │Проведена аттестация рабочих │ │ │
│ │мест по условиям труда │ │ │
│ │(раб. мест) │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 11. │Застраховано работников │ │ │
│ │от несчастных случаев │ │ │
│ │на производстве │ │ │
│ │и профессиональных │ │ │
│ │заболеваний (чел.) │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 12. │Обеспеченность санитарно - │ │ │
│ │бытовыми помещениями │ │ │
│ │(в % к нормам): │ │ │
│ │гардеробными │ │ │
│ │душевыми │ │ │
│ │умывальными │ │ │
│ │комнатами личной гигиены │ │ │
│ │женщин │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 13. │Обеспеченность работников │ │ │
│ │сертифицированной │ │ │
│ │спецодеждой, спецобувью │ │ │
│ │и другими средствами │ │ │
│ │индивидуальной защиты │ │ │
│ │(в % к норме) │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 14. │Наличие: │ │ │
│ │службы охраны труда (чел.) │ │ │
│ │кабинета по охране труда │ │ │
│ │(да, нет) │ │ │
│ │комитета (комиссии) по охране │ │ │
│ │труда (да, нет) <*> │ │ │
│ │уполномоченных (доверенных) │ │ │
│ │лиц по охране труда │ │ │
│ │профессиональных союзов │ │ │
│ │или иного, уполномоченного │ │ │
│ │работниками представительного │ │ │
│ │органа (чел.) │ │ │
├─────┼───────────────────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 15. │Средства, затраченные │ │ │
│ │на мероприятия по охране │ │ │
│ │труда, всего (тыс. руб.) - │ │ │
│ │в том числе на одного │ │ │
│ │работника (тыс. руб.) │ │ │
└─────┴───────────────────────────────┴──────────────┴───────────┘
<*> Если имеется комитет (комиссия) по охране труда - прилагается состав и план работы.
ПОЛОЖЕНИЕ
об областном Смотре-конкурсе
по охране труда
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет цель, порядок организации и проведения смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в образовательных организациях Астраханской области (далее - смотр-конкурс).
1.2. Проведение смотра-конкурса будет способствовать активизации деятельности уполномоченных по охране труда, повышению уровня их знаний норм законодательства, правил и инструктажей по охране труда, проявлению требовательности к должностным лицам по выполнению требований охраны труда, укреплению авторитета и роли уполномоченного по охране труда в осуществлении защитных функций в сфере охраны труда.
1.3. Смотр-конкурс проводится по номинациям :
1.4. Смотр-конкурс проводится 1 раз в 2 года.
1.5. Смотр-конкурс проводит Астраханская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ при поддержке министерства образования и науки Астраханской области.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СМОТРА-КОНКУРСА
2.1. Основными целями и задачами смотра-конкурса являются:
Совершенствование деятельности образовательных организаций в вопросах создания здоровых и безопасных условий труда работников и обучающихся;
Активизация и усиление эффективности профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
Повышение роли и влияния профсоюзных организаций в вопросах улучшения условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
Повышение уровня знаний законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда ответственных лиц уполномоченных по охране труда, работников образовательных организаций;
Моральное и материальное стимулирование деятельности руководителей образовательных организаций, председателей первичных профсоюзных организаций, уполномоченных по обеспечению права работников на здоровые и безопасные условия труда;
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ СМОТРА-КОНКУРСА
3.1. Для проведения смотра-конкурса создаются соответствующие организационные комитеты (муниципальный и областной уровни).
3.2. Функции Оргкомитета:
Подготовка и проведение конкурса;
Приём документов на конкурс;
Формирование списка участников конкурса;
Подбор членов конкурсной комиссии;
Подготовка оценочных листов;
Информационное сопровождение конкурса;
Оформление протокола по итогам конкурса.
4. КОНКУРСНАЯ КОМИССИЯ
4.1. Для организации и проведения конкурса формируется конкурсная комиссия.
4.2. Конкурсная комиссия состоит из 5 человек.
4.2. Функции конкурсной комиссии:
Оказание содействия в проведении смотра-конкурса;
Организация распространения информации о смотре-конкурсе;
Оценка выступления участников смотра-конкурса;
Определение победителей смотра-конкурса.
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА-КОНКУРСА
5.1. Смотр-конкурс проводится в четыре этапа:
5.1.1. Первый этап проводится с 25 сентября по 10 октября 2018 года:
В первом этапе принимают участие все образовательные организации, находящиеся на территории Астраханской области.
Первый этап проводится в виде оценки образовательных организаций, путем заполнения оценочных листов, которые передаются в местную организацию профсоюза образовательными организациями муниципалитета, в Астраханскую областную организацию Профсоюза образования - образовательными организациями, подведомственными министерству образования и науки Астраханской области (Приложение № 1).
Во второй этап проходят участники набравшие наибольшее количество баллов. Количество участников определяется организаторами второго этапа.
Местными организациями профсоюза (как самостоятельно, так и совместно с органами управления образованием района, города) - среди муниципальных образовательных организаций;
Астраханской областной организацией Профсоюза образования (при поддержке министерства образования и науки Астраханской области) - среди государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области.
На втором этапе организаторы второго этапа проводят несколько конкурсных испытаний ( Представление участника «Визитная карточка», Ответы на вопросы по охране труда (тестирование)) , а также при необходимости посещают образовательные организации. По результатам второго этапа определяют лучшую образовательную организацию в области охраны труда.
По результатам второго этапа направляется в оргкомитет областного смотра-конкурса до 20 января 2019 года:
Заявка (Приложение № 2) и оценочные листы (Приложение № 1);
Информационная таблица образовательной организации для участия в третьем этапе смотра-конкурса(Приложение № 3).
5.1.3. Третий этап «Н а лучшую организацию работы по охране труда в образовательных организациях Астраханской области» проводится до 20 февраля 2019 года.
Организаторы третьего этапа составляют график посещения образовательных организаций в период с 25 января по 20 февраля 2019 года, с целью определения лучшей организации работы по охране труда в образовательной организации Астраханской области. По результатам которой заполняют Приложение № 4.
По результатам представленных документов и посещения образовательных организаций определяются 5 образовательных организаций для участия в четвертом финальном этапе. О своем решении конкурсная комиссия информирует участников за 7 дней до проведения четверного этапа.
5.1.4. Четвертый финальный этап (На звание «Лучший уполномоченный по охране труда»).
Четвертый этап смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза» проводится в период с 1 марта по 15 марта 2019 года. О дате проведения участники будут проинформированы дополнительно.
Очередность выступления команд на финальном этапе определяется жеребьёвкой.
Четвертый финальный этап состоит из 3-х конкурсных испытаний:
- Представление участника «Визитная карточка».
Кандидат в ходе презентации представляет информацию:
Об организации работы по охране труда в образовательной организации;
О наиболее типичных недостатках, обнаруженных в образовательной организации при проведении проверок, и свое видение их устранения (при раскрытии этих вопросов конкурсант может пользоваться документами, представленными на конкурс, допускается фото, аудио и видео материалы). Длительность выступления каждого участника с представлением «Визитная карточка» - не более 5 минут.
Критерии оценки представления «Визитная карточка»:
- изложение материалов выстроено в определённой логической последовательности - до 2 баллов;
- полнота раскрытия работы по охране труда - до 2 баллов;
- участие уполномоченного по охране труда в комиссиях (комиссия по охране труда, комиссия по специальной оценке условий труда и т.д.) - до 2 баллов;
- общая культура кандидата- до 2 баллов
Максимум 8 баллов.
Несоблюдение временных рамок влечет за собой снижение от 0,5 до 1 балла.
-Тестирование по охране труда.
Проведение среди кандидатов тестирования по вопросам по охране труда. В тестовом испытании 10 вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл. Каждому участнику выдается 2 экземпляра тестов. Один заполненный экземпляр сдается для жюри, второй заполненный остается для совместной проверки, в ходе которой ведущий спрашивает у участников, какой ответ они отметили и почему.
Максимум 10 баллов.
По итогам устных пояснений выбора ответа жюри может добавить участнику до 2 баллов.
- Решение ситуационных задач.
Каждому кандидату предлагается 3 ситуационные задачи, которую необходимо решить и обосновать свой ответ. Для ответа каждому финалисту отводится до 10 минут.
Критерии оценки тура:
- знание трудового законодательства и законодательства по охране труда - до 2 баллов;
- использование в ответе собственного опыта - до 2 баллов;
- четкое изложение решения поставленных задач до 2 баллов.
Максимум 6 баллов.
Смотр-конкурса оценивается комиссией по каждому критерию в баллах. Диапазон каждого критерия от 0 до 2 баллов определяется по следующей схеме:
- полное соответствие критерию - 2 балла;
- частичное несоответствие критерию - 1,5 баллов;
- соответствие критерию на 50 % - 1 балл;
- частичное соответствие критерию - 0,5 балла;
- не соответствие критерию - 0 баллов.
Жюри имеет право снять участника с конкурса или поощрить дополнительным бонусом. Мнение жюри не оспаривается.
5.3. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом.
6. УСЛОВИЯ СМОТРА-КОНКУРСА
В первом этапе смотра-конкурса принимают участия все образовательные организации, расположенные на территории Астраханской области.
Участники к представляемым материалам прилагают копии протокола об избрании уполномоченного по охране труда и профсоюзного комитета.
7. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА:
По итогам Смотра-конкурса всем участникам вручается Свидетельство участника и определяются победители, занявшие 1-3 места в номинациях:
- лучшая организация работы по охране труда в образовательных организациях Астраханской области;
- лучший уполномоченный по охране труда.
Победители награждаются дипломами и денежными премиями в размере:
Номинация «Лучшая организация работы по охране труда в образовательных организациях Астраханской области»
1 место - 10 000 руб.
2 место - 7 000 руб.
3 место - 5 000 руб.
Номинация «Лучший уполномоченный по охране труда»
1 место - 5 000 руб.
2 место - 3 000 руб.
3 место - 2 000 руб.
8. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА
8.1. Финансирование третьего и четвертого этапов конкурса осуществляется за счёт средств Астраханской областной организации Профсоюза образования, согласно смете расходов, утвержденной на президиуме.
Все расходы, связанные с проведением первого и второго этапов конкурса, а также оплата командировочных расходов участников конкурса осуществляется за счёт финансовых средств направляющей стороны.
Наиболее распространенным в России и проверенным методом стимулирования работы по охране труда является организация смотра-конкурса «За безопасный труд» (название условное). Проведение смотра-конкурса целесообразно регулировать соответствующим Положением. При этом целесообразно устанавливать несколько так называемых номинаций и совмещать моральное поощрение с материальным.
Стратегическая задача такого смотра-конкурса состоит в развитии системы стимулирующих поощрений (методами морального и материального стимулирования) работников, знающих и соблюдающих требования и нормы охраны труда, при сохранении системы дисциплинарных воздействий на недостаточно подготовленных и недисциплинированных работников.
Основные цели такого смотра-конкурса состоят в: 1) формировании устойчивой мотивации работников на знание и соблюдение норм и правил по охране труда; 2) повышении заинтересованности работников в улучшении состояния условий и охраны труда на рабочих местах и в подразделениях; 3) повышении исполнительности работников по соблюдению требований охраны труда, инструкций по безопасному ведению работ; 4) укреплении трудовой и технологической дисциплины работников.
Все это, в свою очередь, ведет к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Смотр-конкурс проводится между отдельными работниками и между отдельными однотипными подразделениями.
Смотр-конкурс между отдельными работниками проводится как внутри каждого подразделения, так и по однотипным должностным обязанностям или по профессиям.
Подведение итогов смотра-конкурса проводится регулярно в соответствии с положением о смотре-конкурсе. Подведение итогов смотра-конкурса проводится, как правило, на собрании трудового коллектива подразделения, группы подразделений, всего учреждения или на расширенном совещании руководителей подразделений, участвовавших в конкурсе. Если в образовательном учреждении установлен праздник, связанный с днем науки, днем рождения учреждения и т.п. – своеобразный «День фирмы», то подводить итоги лучше к этому дню. Если в учреждении отмечают какой-либо отраслевой праздник, например, «День учителя», то можно приурочить награждение победителей смотра-конкурса к этому празднику. Сведения о победителях смотра-конкурса, о характере и размерах поощрений оформляются письменно в виде приказа по учреждению.
Призовое место не присуждается подразделениям, в которых за отчетный квартал произошли аварии, инциденты и/или несчастные случаи по вине работников подразделения.
Руководители и специалисты, активно участвующие в улучшении показателей подразделений по смотру-конкурсу, поощряются дополнительно при условии присуждения призовых мест их подразделениям.
Отдельные (лучшие по учреждению) работники, активно участвующие в улучшении показателей подразделения по смотру-конкурсу, дополнительно индивидуально поощряются.
Для лучших уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в каждой группе подразделений также устанавливается поощрение. Лучшим уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда может быть признан работник любого подразделения, в том числе и не занявшего призового места.
В порядке исключения отдельные работники могут поощряться и без присуждения призовых мест их подразделению.
В подразделениях, которым присуждено призовое место, работники, получившие дисциплинарное взыскание за нарушение требований охраны труда, не поощряются.
Меры поощрения выбираются с целью создания реальной заинтересованности работников в обеспечении безопасности каждого рабочего места и всех производств, развития и закрепления стимулов к выполнению требований безопасности, осознания индивидуальных и групповых интересов, ответственности работника за состояние травматизма в трудовом коллективе, коррекции субъективных представлений об опасностях с их реальной значимостью для устойчивого развития учреждения.
Практика показывает целесообразность следующих мер морального поощрения: для работника – объявление благодарности в приказе по учреждению с вручением Почетной грамоты, помещение портрета на специальный стенд; для подразделения – присвоение звания «Лучшее подразделение по охране труда такого-то периода» с вручением почетного вымпела. Возможны и другие формы морального поощрения.
Практика показывает целесообразность следующих мер материального поощрения для отдельного работника: (1) разовое денежное вознаграждение (премия); (2) установление надбавки к зарплате на период до следующего смотра-конкурса; (3) путевка (на отдых или лечение) на престижные курорты, включая зарубежные; (4) командировка на российские или зарубежные выставки по охране труда; (5) стажировка по охране труда в России или за рубежом;
Эти же меры материального поощрения могут быть применены и к подразделению с учетом количества работающих там работников, занятого призового места, номинации конкурса.
Руководители подразделений не должны дожидаться пока поведение недостаточно подготовленного по охране труда и промышленной безопасности или недисциплинированного работника приведет к аварии, инциденту и/или несчастному случаю с ним или другими работниками. Нарушение требований и норм охраны труда и промышленной безопасности и, как следствие, низкий коэффициент безопасности дает основание для привлечения такого работника к дисциплинарной ответственности.
Вопрос 2.2.6.
Понятия «культура охраны труда», «культура безопасности»
В последнее время все сильнее стало укореняться мнение, что все большая роль в обеспечении безопасности принадлежит так называемой «культуре охраны труда»/«культуре безопасного труда»/«культуре безопасности».
Культура охраны труда/безопасности – осознанная позиция лиц, действия которых влияют на состояние охраны труда/безопасности, убежденных, что обеспечение охраны труда/безопасности является приоритетной целью, сознающих ответственность и контролирующих свои действия.
Как показывает опыт промышленно развитых стран, где для формирования этой культуры потребовалось более столетия, постепенное внедрение идей, методов и культуры безопасности на рабочих местах является основополагающим предварительным условием для сокращения числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Сегодня на работодателях лежит ответственность за обязательное создание таких условий труда, которые бы отвечали требованиям безопасности и гигиены, путем внедрения систем управления охраной труда в соответствии с положениями Руководства МОТ (МОТ-СУОТ-2001 г.).
На работниках лежит ответственность за взаимодействие с их работодателями в целях формирования и поддержания культуры охраны труда на каждом рабочем месте, а также за активное участие во внедрении системы управления охраной труда. Работники должны быть проинформированы, обучены и привлечены к консультациям по всем аспектам охраны труда, а также иметь время и средства для активного участия в этих процессах, в частности в рамках деятельности комиссий и комитетов по вопросам охраны труда. Как указывается в Руководстве МОТ-СУОТ-2001 г., «участие работников представляет собой ключевой элемент системы управления охраной труда в учреждении».
Проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию работы в области охраны труда в образовательных учреждениях является важнейшей формой пропаганды, повышения информированности и заинтересованности работников в улучшении охраны труда.
Основными задачами этих мероприятий являются:
1) изучение и распространение положительного опыта работы в области обеспечения охраны труда в образовательных учреждениях, совершенствование пропаганды вопросов охраны труда, улучшение информированности работников по вопросам охраны труда;
2) активизация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях (учреждениях, предприятиях);
3) повышение заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда работникам;
4) привлечение внимание к проблемам охраны труда.
Пропаганда достижений в области охраны труда, повышение статуса организаций (учреждений, предприятий), победивших в смотре-конкурсе, повышают заинтересованность работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда работникам.
Как правило, смотры-конкурсы проводятся в 3 этапа:
Подготовка и организация смотра-конкурса;
Проведение смотра-конкурса;
Подведение итогов смотра-конкурса и награждение победителей.
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В СИСТЕМЕ ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и условия проведения смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда в государственных образовательных учреждениях окружного управления образования.
1.2. В смотре-конкурсе могут участвовать государственные образовательные учреждения окружного управления образования всех типов и видов (далее - образовательные учреждения).
1.3. Решение о проведении смотра-конкурса утверждается приказом начальника управления образования. Приказ о смотре-конкурсе и условия его проведения публикуются и размещаются на официальном сайте управления образования.
1.4. Организация и проведение смотра-конкурса осуществляется управлением образования во взаимодействии с территориальной профсоюзной организацией работников образования.
2. Цели и задачи смотра-конкурса
2.1. Смотр-конкурс проводится в целях совершенствования работы по охране труда, снижения уровня производственного и детского травматизма, активизации профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений.
2.2. Задачами смотра-конкурса являются изучение и распространение положительного опыта работы в области обеспечения охраны труда и безопасного проведения образовательного процесса, усиление пропаганды охраны труда, повышение заинтересованности работодателей в создании безопасных условий образовательного процесса.
3. Порядок организации и проведения смотра-конкурса
Смотр-конкурс проводится в три этапа:
I этап - в образовательных учреждениях;
II этап - в окружном управлении образования;
III (заключительный) этап - в Департаменте образования города Москвы.
3.1. Организация смотра-конкурса в образовательном учреждении
3.1.1. Смотр-конкурс в образовательном учреждении проводится на основании совместного решения руководителя образовательного учреждения и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа, объявляется приказом или распоряжением образовательного учреждения и доводится до каждого структурного подразделения.
3.1.2. Организация и проведение смотра-конкурса в образовательном учреждении осуществляется руководителем образовательного учреждения и комитетом (комиссией) по охране труда, созданной в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации, совместно с профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом.
3.1.3. Подведение итогов смотра-конкурса, определение победителей среди структурных подразделений образовательного учреждения осуществляется комиссией по охране труда или иным представительным органом работников, который устанавливает критерии, определяющие победителей среди структурных подразделений образовательного учреждения.
3.1.4. Итоги смотра-конкурса в образовательном учреждении оформляются приказом руководителя, который доводится до сведения всех работников образовательного учреждения.
3.1.5. Руководитель образовательного учреждения направляет до 15 февраля в окружное Управление образования пояснительную записку, содержащую информацию о выполнении условий смотра-конкурса, заявку на участие в окружном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны труда (Приложение 1 к настоящему Положению), информационную карту участника окружного смотра-конкурса по номинации: «Лучшая организация работы в области охраны труда»; «Лучший уполномоченный по охране труда», включающую основные показатели работы по охране труда в организации (Приложение 2 к настоящему Положению) для участия во II этапе смотра-конкурса.
3.2. Организация окружного смотра-конкурса в управлении образования
3.2.1. II этап смотра-конкурса проводится среди подведомственных образовательных учреждений, отвечающих условиям смотра-конкурса для образовательных учреждений (п. 4.1. Положения).
3.2.2. Решение о проведении смотра-конкурса объявляется приказом. Приказ и условия проведения смотра-конкурса доводятся до руководителей подведомственных образовательных учреждений.
3.2.3. Работа по организации и проведению II этапа смотра-конкурса осуществляется непосредственно лицом, ответственным в окружном управлении образования за состояние работы в области управления охраной труда во взаимодействии с территориальной профсоюзной организацией работников образования.
3.2.4. Итоги II этапа смотра-конкурса подводит окружная комиссия по охране труда.
Окружная комиссия по охране труда определяет победителей смотра-конкурса и свое решение направляет руководителю организации, который до 5 марта издает приказ о награждении образовательных учреждений, занявших 1, 2 и 3 места.
3.2.5. До 10 марта окружное управление образования направляет в Департамент образования города Москвы решение окружной комиссии по охране труда по итогам окружного этапа смотра-конкурса, приказ о награждении победителей смотра-конкурса и информацию о проведении смотра-конкурса среди подведомственных образовательных учреждений с показателями состояния условий и охраны труда в организациях-победителях (приложения 1 и 2 к настоящему Положению) для участия в заключительном этапе смотра-конкурса.
3.3. Организация смотра-конкурса в Департаменте образования города Москвы
3.3.1. Заключительный этап смотра-конкурса в Департаменте образования города Москвы проводится среди образовательных учреждений-победителей II этапа смотра-конкурса. Срок: до 20 апреля.
3.3.2. Проведение III (заключительного) этапа смотра-конкурса объявляется распоряжением Департамента образования города Москвы.
3.3.3. Итоги III (заключительного) этапа смотра-конкурса подводит отраслевая комиссия по охране труда Департамента образования города Москвы. Срок: до 25 апреля.
3.3.4. До 3 апреля решение отраслевой комиссии по охране труда при Департаменте образования города Москвы, приказ о награждении победителей смотра-конкурса и информацию о проведении смотра- конкурса среди организаций Департамента образования города Москвы с показателями состояния условий и охраны труда в организациях - победителях (Приложения 1 и 2 к настоящему Положению на каждую организацию - победителя) для дальнейшего рассмотрения на Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы и определения победителей смотра-конкурса среди организаций города Москвы.
4. Условия смотра-конкурса среди образовательных учреждений
Основными показателями, определяющими победителей смотра-конкурса среди образовательных учреждений, являются:
Отсутствие групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным и (или) тяжелым исходом, происшедших с работниками на производстве и с обучающимися и воспитанниками во время образовательного процесса, а также впервые выявленных профессиональных заболеваний;
Снижение общего числа несчастных случаев на производстве и с обучающимися и воспитанниками во время образовательного процесса;
Снижение коэффициентов тяжести и частоты несчастных случаев на производстве;
Проведение специальной оценки условий труда;
Наличие специалиста охраны труда в образовательном учреждении;
Наличие системы управления охраной труда;
Наличие коллективного договора с разделом «Условия и охрана труда»;
Наличие совместных комитетов (комиссий) по охране труда, в состав которого на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа;
Проведение в соответствии с законодательством обучения и проверки знаний по охране труда работников, включая руководителей и специалистов, членов комиссии и уполномоченных (доверенных) лиц;
Наличие распорядительной и учетной документации по охране труда;
Наличие кабинетов и уголков по охране труда;
Проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (во время трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
Проведение психиатрического освидетельствования педагогических работников образовательного учреждения;
Обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями;
Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
Обеспечение общественного контроля со стороны профсоюзных комитетов или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, организация их работы;
Выполнение требований пожарной безопасности и электробезопасности в образовательном учреждении;
Оборудование (оснащение) помещений (кабинетов) повышенной опасности, спортивно материально-технической базы в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;
Эффективность работы образовательного учреждения по профилактике детского травматизма.
5. Награждение победителей смотра-конкурса
Образовательные учреждения, занявшие призовые места в смотре-конкурсе, награждаются грамотами и дипломами Департамента образования города Москвы и окружных управлений образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ОКРУЖНОМ СМОТРЕ-КОНКУРСЕ
НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
(заполняется на бланке организации)
Прошу зарегистрировать ____________________________________________________________________________________
(указывается полное наименование организации)
Расположенную ___________________________________________________________________________________________
(фактический и юридический адрес организации,
________________________________________________________________________________________________________,
отрасль, тел./факс)
как участника окружного смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда в номинации
«Лучшая организация работы в области охраны труда среди бюджетных организаций» или «Лучший уполномоченный по охране труда» _________________________________________________________________
Полноту и достоверность сведений, указанных в настоящей заявке и прилагаемых к ней конкурсных документах, гарантируем.
Уведомлены о том, что участники смотра-конкурса, представившие недостоверные данные, могут быть не допущены к участию в смотре-конкурсе или сняты с участия в смотре-конкурсе в процессе его проведения.
К конкурсной заявке прилагаются:
Информационная карта в 1 экз.;
Приложения к информационной карте в 1 экз.
Ответственный исполнитель ________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, тел.)
Руководитель организации _________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., подпись, печать, дата)
Председатель профсоюзного комитета (или иного представительного органа работников) ____________________________
(Ф.И.О., подпись, дата)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
УЧАСТНИКА ОКРУЖНОГО СМОТРА-КОНКУРСА
НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Раздел 1. Общие сведения
Раздел 2. Основные показатели работы по охране труда в организации
Показатели |
|||||
Наличие Положения (приказа) о системе управления охраной труда |
|||||
Наличие службы охраны труда или специалиста по охране труда |
|||||
Наличие коллективного договора с разделом «Условия и охрана труда» |
|||||
Наличие комитета (комиссии) по охране труда |
|||||
Количество прошедших обучение и проверку знаний по охране труда членов комитета (комиссии) по охране труда в обучающих организациях, всего человек |
|||||
Количество прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов Удельный вес обученных по охране труда от общего количества подлежащих обучению |
|||||
Количество работников, прошедших медицинский осмотр Удельный вес работников, прошедших медицинские осмотры, от общего количества подлежащих прохождению медицинского осмотра |
|||||
Наличие распорядительной (приказы, инструкции), учетной (журналы, перечни) документации по охране труда |
в полном объеме частично |
||||
Наличие кабинета по охране труда |
|||||
Общее количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве |
|||||
в них пострадало |
|||||
Кч - коэффициент частоты |
|||||
Кт - коэффициент тяжести |
|||||
Материальные затраты на мероприятия по охране труда, всего (тыс. руб.) Запланировано Фактически |
|||||
в т.ч. на одного работника |
|||||
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда |
|||||
Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, из них: лиц, не достигших возраста 18 лет |
|||||
Численность работников, получающих компенсации за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда |
Примечания:
* При 100% выполнении мероприятий 10, 15 или 50 баллов, если показатель не равен 100%, то бальная оценка равна 0,05 от показателя.
** Если показатель равен 0, оценка 5 баллов, если не равен 0, то показатель сравнивается с предыдущим годом. При уменьшении показателя, например на 20%, бальная оценка составляет 1 балл, при увеличении, например на 60%, бальная оценка равна минус 3 балла.
Организацией предоставляются следующие документы:
1) копия Положения (приказа) о системе управления охраной труда;
2) копия приказа или договора о приеме на работу специалиста по охране труда;
3) копия справки об уведомительной регистрации коллективного договора;
4) копия раздела «Условия и охрана труда» в коллективном договоре;
5) копия приказа о создании комитета (комиссии) по охране труда;
6) копии удостоверений о прохождении обучения по охране труда (или копии протоколов);
7) перечень имеющихся в наличии нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
8) перечень имеющейся в наличии распорядительной (приказы, инструкции), учетной (журналы, перечни) документации по охране труда;
9) фотографии кабинета, уголков;
10) копия соглашения или плана мероприятий по охране труда с указанием запланированных финансовых средств на мероприятия по охране труда.
11) копия сводной ведомости по результатам специальной оценки условий труда;
12) компенсации: ежегодный дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, повышенная оплата труда, бесплатная выдача молока, лечебно-профилактическое питание;
Руководитель
(Ф.И.О., подпись, дата)
Председатель профкома (или иного представительного органа работников)
(Ф.И.О., подпись, дата)
Ответственный исполнитель:
Ф.И.О.___________________ тел. _____________