Нормативно-правовое обеспечение трудовой деятельности в организации состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.

Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом - это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником, а также защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Нормативно-правовое обеспечение системы управления персоналом включает в себя:

  • -исполнение, применение и соблюдение норм действующего законодательства в области труда и трудовых отношений;
  • -разработка и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, экономического, организационно-распорядительного характера;
  • -подготовка предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.

Осуществление нормативно-правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя, а также других должностных лиц (в пределах предоставленных им полномочий и прав при осуществлении ими организационно-распорядительных, трудовых, административно-хозяйственных и других функций), в том числе на руководителя системы управления персоналом и ее работников по входящим в их компетенцию вопросам. Ответственным подразделением по ведению нормативной работы в области трудового законодательства является юридический отдел.

Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и др. - подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.

Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования - Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации, В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.

Основные задачи юридического отдела в этой области следующие:

  • а) разработка проектов нормативных актов организации;
  • б) правовая экспертиза нормативных актов, разработанных в системе управления персоналом, на соответствие требованиям законодательства и визирование их;
  • в) организация систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных актов, поступающих в организацию и издаваемых ею;
  • г) информирование подразделений и служб о действующем законодательстве о труде;
  • д) разъяснение действующего трудового законодательства и порядка его применения.

В систему нормативных актов о труде входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.

УДК 338.242.2 DOI: 10.12737/20401

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

Вохминцев В. В.1

В статье рассматриваются основные источники нормативно-правового обеспечения менеджмента риска в коммерческих предприятиях: международных стандартов, практических кодексов и руководств, а также законов РФ, правил, требований регулирующих органов. Дается оценка полноты и роли международных документов и нормативно-правовых актов в поддержке развития практики риск-менеджмента, рассматривается проблема их применения в отечественном бизнесе. В результате сравнения различных подходов, используемых в международной стандартизации менеджмента риска, выявлены основные достоинства и недостатки применения международных стандартов как руководств по управлению рисками и созданию инфраструктуры. Предложены пути совершенствования нормативно-правового обеспечения отечественного риск-менеджмента.

Ключевые слова: стандарт менеджмента риска, стандарт внутреннего контроля, процесс риск-менеджмента, инфраструктура риск-менеджмента.

VOKHMINTSEV V V. - Postgraduate student of the Department of Economics and Economic Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

REGULATORY AND LEGAL SUPPORT OF RISK MANAGEMENT

The article reviews the main sources of regulatory and legal enforcement of risk management in commercial enterprises: international standards, codes of practice and manual, as well as laws of the Russian Federation, rules and requirements of regulating authorities. The evaluation of the completeness and role of international documents and legal acts in support of the development of risk-management is given; the problem of their use in home business is examined. As a result of comparison of different approaches used in the international standardization of risk management, the main advantages and disadvantages of use of international standards as a guide to risk management and infrastructure management are identified. The ways of improving the regulatory framework of the national risk management are suggested.

Keywords: standard of risk management, standard of internal control, process of risk management, infrastructure of risk management.

До того, как риск-менеджмент сможет эволюционировать в практику организационного менеджмента риска, управленческий персонал должен усвоить базовые принципы управления рисками, и не без помощи регулирующих эту деятельность множества национальных и

Вохминцев Владислав Валентинович, аспирант кафедры экономики и экономической безопасности; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал; адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а; e-mail: e-mail: [email protected]._

международных институтов. Несмотря на возросшую популярность риск-менеджмента в стране, большинство организаций, независимо от их размера и отрасли, нуждаются в более полном понимании всех рисков, с которыми они сталкиваются в своей хозяйственной деятельности. Все хорошо научились уже управлять и страховаться от имущественных и финансовых рисков, но немногие рассматривают риски комплексно как проблему предприятия в целом. Проблема заключается в существовании множества понятий и подходов к риск-менеджменту. Известны как минимум три самостоятельных подхода, имеющие общие цели, но разные способы их достижения: организационный (ЕРМ), предпринимательский и операционный риск-менеджмент. При этом, не существует разделительной линии между риск-менеджментом как отдельной наукой и риск-менеджментом как части общего менеджмента организации.

Что бы справиться с проблемой всевозрастающей сложности наук о рисках многие страны утверждают множество кодексов, стандартов и других официальных руководств, которые служат своего рода эталоном или «передовым опытом» того, как риск-менеджмент наилучшим образом должен быть построен в организации. Однако недостаток всех этих кодексов и стандартов заключается в отсутствии явных связей между ними, отсутствии источников использованной информации, технических требований и условий их применения и др., что запутывает логику подобных документов.

Задачи стандартизации теории и практики риск-менеджмента заключаются в предоставлении бизнесу общепринятой терминологии управления рисками, целей риск-менеджмента, формализации процесса, которому должен следовать риск-менеджмент на предприятии, и организационной структуры риск-менеджмента.

Проблемы стандартизации риск-менеджмента в нашей стране разработаны не полностью. Основной объем научных публикаций посвящен обзору и сравнению имеющихся западных стандартов, и возможностям их применения в различных сферах предпринимательской деятельности, таких как проектное управление, малый и крупный бизнес (Загребельная Н.С. и Шевелева А.В1.. Демчук И.Н. и Фадейкина Н.В2. рассматривают новые стандарты как основу формирования внутрифирменных стандартов риск-менеджмента коммерческих организаций. Одновременно, Демчук И.Н. и Соколов В.Г.3 отстаивают идею, что новые стандарты должны стать методологической основой и методическим инструментарием менеджмента риска в проектном управлении, что будет способствовать возникновению новых инициатив по построению и модернизации систем управления рисками в коммерческих и некоммерческих организация. Задков А.П., рассматривая сущность реформы технического регулирования, выделяет среди достоинств новых стандартов более четкое размежевание формализованных процессов риск-менеджмента и эффективного управления рисками, что

1 Загребельная Н.С., Шевелева A.B. Нормативно-правовое регулирование деятельности по управлению рисками инвестиционных проектов//Право и управление. XXI век. -2015.-№2(35).-С. 92-101.

2 Демчук И.Н., Фадейкина Н.В. Риск-менеджмент и национальные стандарты менеджмента риска, применяемые в цепях обеспечения конкурентоспособности, финансовой устойчивости и надежности коммерческих организаций // Сибирская финансовая школа. - 2009. - № 4 (75). - С. 37 - 51.

3 Демчук И.Н., Соколов В.Г. Новации в системе национальных стандартов в области менеджмента и управления рисками в целях достижения устойчивого успеха организации // Сибирская финансовая школа. -2012. - № 6 (95). - С. 76-85._

позволит совершенствовать систему контроля за рисками в предпринимательстве и будет способствовать повышению качества продукции и большей привлекательности организации как для клиентов, так и инвесторов1. В целом проблемам внедрения стандартов риск-менеджмента посвящены работы Подчуфарова А.Ю., Брундасова С.Ю., Самоцкой О.И., Макаровой В.А. и др., которые рассматривают наличие компетенций специалистов по риск-менеджменту как самый важный потенциал роста российской экономики2.

Нормативно-правовое обеспечение риск менеджмента в предпринимательской деятельности в нашей стране представлено двумя блоками источников информации:

Стандарты риск-менеджмента в виде справочников по терминологии, требований к процедурам, порядкам проведений управленческих процессов, руководствами по идентификации, оценке, анализу рисков и отчетности;

Нормативно-правовые документы в форме законов, правил, распоряжений, требований регулирующих органов, законодательных и исполнительных органов государственной власти относительно поведения хозяйствующего субъекта.

Нормативно-правовая база риск-менеджмента в Российской Федерации представлена рядом федеральных законов, различных документов Банка России, регулирующих банковские операции кредитно-финансовых учреждений, а также переводами Международных стандартов финансовой отчетности в части раскрытия информации по рискам и риск-менеджмента (табл. 1).

В роли субъекта регулирования и стандартизации риск-менеджмента выступает Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) как основной официальный источник нормативной базы по управлению рисками, который в 2009 г. принял в качестве Национального Международный стандарт ISO 31 ООО3. Агентство предоставило перевод основных терминов и определений, раскрыло принципы, инфраструктуру риск-менеджмента, привело описание методов оценки и управления рисками, установив параллельно соответствие между англоязычной и русскоязычной лексикой, применяемой в риск-менеджменте.

Из содержания табл. 1 видно, что законодательное регулирование риск-менеджмента охватывает преимущественно страховую и банковскую деятельность в стране, а также импортно-экспортные операции и кредитно-финансовую деятельность отечественных компаний за рубежом. Регулирование риск-менеджмента в госучреждениях, также, как и в системе госзакупок отсутствует. Остальной объем документов, регулирующих менеджмент риска в коммерческих компаниях, представлен переводами рекомендованных международных стандартов внутреннего контроля и отчетности МСФО 7 и управления рисками ИСО 31000.

1 Задков А.П. Роль национальных стандартов менеджмента в системе управления рисками экономических субъектов//Сибирская финансовая школа. -2011.-№6 (89).- С. 111 -118.

2 Макарова В.А. Формирование системы риск-менеджмента на предприятии // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. - 2014. - № 4. - С. 98 - 108; Подчуфаров А.Ю., Брундасова С.Ю., Самоцкая О.И. Эволюция и актуальность управления рисками в российской экономике // Электронные информационные системы. - 2015. - № 2 (5). - С. 85 - 92.

3 IRM"s Risk Management Standard / Стандарты управления рисками (перевод на русский) [Электронный ресурс] // Institute of Risk Management [сайт]. URL: https://www.theirm.org/knowledge-and-resources/guides-and-briefings/ (дата обращения: 20.11.2015)._

Таблица 1 - Нормативно-правовая база риск-менеджмента в Российской Федерации Table 1 - The legal framework of risk management in the Russian Federation

Наименование нормативно-правового документа Содержание документа в части регулирования риск-менеджмента

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О техническом регулировании" Регулирует управление техническими и производственными рисками

ст. 21 - 22 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О финансовой аренде (лизинге)" Регулирует распределение рисков между сторонами договора лизинга, страхование предпринимательских рисков

Постановление Правительства РФ от 22.11.2011 N 964 (ред. от 14.11.2014) "О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков" Правила страхования предпринимательских рисков отечественных организаций, осуществляющих деятельность за рубежом, связанную с экспортом товаров и услуг и инвестиций в иностранные активы за рубежом.

Указание Банка России от 15.04.2015 N 3624-У (ред. от 03.12.2015) "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы Требования к организации процедур управления финансовыми рисками: определение, порядок контроля, методы выявления, оценки, ограничения и снижения рисков, отчетность и информирование по кредитным, рыночным, операционным, процентным рискам и риску ликвидности.

Письмо Банка России от 23.06.2004 N 70-Т "О типичных банковских рисках" Раскрытие понятий кредитного, странового, рыночного, фондового, валютного, процентного, правового, стратегического и других видов рисков.

Международный стандарт финансовой отчетности (1РРЗ) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" (ред. от 26.08.2015) (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) Характеристики раскрытия информации по кредитному, рыночному риску, риску ликвидности и анализу чувствительности предприятия к каждому виду рыночных рисков.

Письмо Банка России от 29.06.2011 N 96-Т "О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала" Рекомендации по процедурам управления рисками концентрации, потери деловой репутации, ликвидности, правовым, процентным, операционным, рыночным и кредитным риском.

ГОСТ Р 51897-2011. Руководство ИСО 73:2009 Перевод на русский язык терминов и определений Международного стандарта ИСО 73:2009

ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Принципы и руководство Перевод на русский язык принципов менеджмента рисков, руководство по созданию и совершенствованию инфраструктуры риск-менеджмента, основных этапов процесса риск-менеджмента.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Методы оценки риска Перевод на русский язык понятий и основных этапов процесса оценки рисков, методов оценки рисков.

Несомненно, менеджмент рисков в предпринимательстве только зарождается как в России, так и за рубежом. Наиболее поступательное развитие риск-менеджмента в коммерческой деятельности в 2000-х годах можно отметить в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Неслучайно, последние две являются странами, где были одобрены первые нормативные документы в 2004 г., регулирующие управление рисками на предприятиях. Стандарт AS/NZS 4360 впервые был разработан в 1995 г. и представлял собой общее руководство по управлению рисками, которое может применяться как в частных предприятиях, так и общественных и муниципальных организациях.

Впоследствии он стал основой первого Международного стандарта ISO 31000 (2009 г.), который на данный момент завоевал общемировое признание, наряду с британским стандартом BS 31100:2008 "Risk management - Code of practice". Регулирование риск-менеджмента в деятельности госучреждений поддерживается американским стандартом GAO1, британским OCEG Red Book 2.0 (Оранжевая книга Казначейства Великобритании) и канадской политикой «Инфраструктуры риск-менеджмента» CAN/CSA2.

Помимо общепринятых «универсальных» стандартов разработаны стандарты организационного риск-менеджмента (ERM3), ориентированные на частные «коммерческие» предприятия (преимущественно эмитентов ценных бумаг), такие как IRM/AIRMIC4 и COSO5 ERM6.

Стандарт IRM Института риск-менеджмента является одним из самых широко применяемых руководств высокого уровня для специалистов широкого профиля (не риск-менеджеров), он переведен на множество языков, включая русский7. Напротив, Австралийский стандарт AS/NZS 4360, ИСО 31000 и COSO предназначены для использования преимущественно специалистами по риск-менеджменту. Все перечисленные стандарты находятся в свободном доступе для загрузки.

Некоторые из доступных стандартов разработаны профессионалами риск-менеджмента, другие - бухгалтерами и аудиторами. В целом все стандарты предлагается подразделять на три группы исходя из используемых в них подходов (см рис. 1).

Общее, что можно выделить среди представленного разнообразия стандартов, это разграничение между процессом риск-менеджмента и инфраструктурой, которая служит поддержкой этого процесса. Однако, в некоторых стандартах не всегда очевидно это разграничение.

1 U.S. Government Accountability Office

2 Hardy К. Enterprise Risk Management - A Guide for Government Professionals / by Karen Hardy. -Published by Jossey-Bass, John Wiley & Sons, Inc., 2015,- C. 48

3 Enterprise Risk Management

4 Institute of Risk Management, Association of Insurance and Risk Managers in Industry and Commerce, UK

5 The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission

6 Marchetti, A. M. Enterprise risk management best practices: from assessment to ongoing compliance / by Anne M. Marchetti. - Published by John Wiley & Sons, Inc., 2012,- C.58

7 IRM"s Risk Management Standard / Стандарты управления рисками (перевод на русский) [Электронный ресурс] // Institute of Risk Management [сайт]. URL: https://www.theirm.org/knowledge-and-resources/guides-and-briefings/ (дата обращения: 20.11.2015)._

Рисунок 1 - Группировка международных стандартов риск-менеджмента Figure 1 - Grouping of international standards of risk management

Рассмотрим наиболее развитые и широко применяемые стандарты: IRM, ИСО 31000, BS 31100 и COSO. В табл. 2 дается краткая характеристика каждого из них, и проводится сравнение их основных черт и различий. Все четыре стандарта предоставляют описание инфраструктуры менеджмента риска, но первые три больший уклон делают на процесс риск-менеджмента, в то время как COSO не предоставляет очевидного разграничения между инфраструктурой и процессом риск-менеджмента, и преимущественно рассматривает вопросы создания инфраструктуры.

Таблица 2 - Сравнение международных стандартов и инфраструктур управления рисками

Table 2 - Comparison of international standards and infrastructures of risk management

Сходства среди стандартов Различия среди стандартов

Все стандарты и инфраструктуры имеют следующие сходные черты: Принятие организационного подхода с поддержкой на исполнительном уровне и утвержденной подотчетностью; Структурированная последовательность шагов по идентификации рисков, мониторингу и отчетности; Понимание важности для организации установления уровня склонности к риску и допустимых рисковых пределов при принятии стратегических решений; Требование к формальному документированию процесса оценки рисков; Установление целей и задач процесса риск-менеджмента и их доведение до руководства и подчиненных; Мониторинг и корректировка планов. ИСО 31000: Основное различие с другими стандартами заключается в сдвиге ИСО 31000 от событий к эффектам, которые имеют риски и их менеджмент на цели организации. Пытаться предсказывать события, воздействующие на организацию, бывает весьма сложно и затратно, в то время как цели организации намного проще точно сформулировать. Поэтому стандарт ИСО 31000 подчеркивает достоинство стратегического риск-менеджмента корректировать принимаемые руководством решения, а не выполнять лишь функцию обучения на ошибках. В данный момент Международная организация по стандартизации работает над техническим руководством по имплементации стандарта ИСО 31000 чтобы восполнить его текущие недостатки.

OCEG Red Book 2.0: 2009. (Оранжевая книга Казначейства Великобритании): Основное отличие подхода в OCEG заключается в формальной интеграции в риск-менеджмент процессов руководства и соблюдения правил, которые поддерживаются общей технологической платформой. В ней, однако, риск рассматривается только как объект идентификации и измерения. Т.е. первоочередной задачей управления риском является расчет вероятности события, имеющего негативное воздействие на цели организации.

COSO ERM: 2004 Стандарт инфраструктуры COSO в отличие от других подобных накладывает большую степень ответственности на Совет директоров в части поддержки системы управления предприятием, вовлекая его в сам процесс управления рисками. Также достоинством COSO в сравнении с другими стандартами является дополнительный документ «Методика применения стандарта». Он содержит многообразие реальных примеров реализации процессов риск-менеджмента, упражнений и инструментов, которые могут быть реализованы на предприятии в рамках развертывания ERM -корпоративной системы управления.

BS 31100:2008 Британский стандарт, основанный на Оранжевой книге Казначества Великобритании, очень похож на ISO 31000, но адаптирован под национальные экономические условия, британское законодательство в области внутреннего контроля и аудита, а также требований листинга на фондовой бирже. Стандарт IRM института риск-менеджмента (FERMA: 2002) В отличие от большинства стандартов IRM не является регулирующим в формировании риск-менеджмента в организации. Вместо этого он описывает необходимые компоненты инфраструктуры, которые представляют собой «передовой опыт» развития организационного риск-менеджмента, против которого организации могут измерять степень развития своего риск-менеджмента. Подобное измерение дает организации дополнительный рычаг контроля уровня риска относительно условий деятельности и роста корпоративной стоимости.

Ряд стран (США, Канада, Великобритания) разработали и приняли, наряду с требованиями по внутреннему контролю, собственные стандарты риск-менеджмента, являющиеся частью требований листинга на их фондовых рынках. Например, инфраструктура внутреннего контроля COSO для листинговых компаний в США, инфраструктура СоСо1 Канадского института дипломированных бухгалтеров и требования Тернбулла в Великобритании.

Из недостатков многообразия подходов к стандартизации риск-менеджмента можно выделить разобщенность применяемых категорий, классификаций, терминов и определений, применяемых профессионалами в различных странах и различных отраслях их экономик.

Центральное место в рассматриваемых стандартах занимает концепция инфраструктуры риск-менеджмента. В силу изменчивости условий ведения предпринимательской деятельности, процесс управления рисками в организации требует создания специальной организационной инфраструктуры, которая бы позволяла определять и описывать внутренние и внешние ситуации (условия) в процессе выработки управленческих действий в отношении рисков организации. В частности, стандарт ИСО 3100 отводит центральную роль инфраструктуры риск-менеджмента в осуществлении анализа внешней ситуации (или «контекста» - термин стандарта) и внутреннего состояния организации2.

Наиболее полными и самыми проработанным в практике бизнеса на сегодняшний день считаются Британские стандарты, в частности BS 31100:2008 «Риск-менеджмент -Процессуальный Кодекс»3. В нем подчеркивается требование к разделению инфраструктуры поддержки риск-менеджмента от процесса риск-менеджмента. Процесс риск-менеджмента должен предоставлять систематический, эффективный и результативный способ управления рисками на различных уровнях организации. Так же стандарт имеет помимо собственного описания инфраструктуры детализированное руководство развития риск-менеджмента в организации, чего нет в ИСО 31000. В нем инфраструктура риск менеджмента представлена как непрерывный цикл, состоящий из пяти стадий создания, имплементации, мониторинга, пересмотра и постоянного совершенствования процесса риск-менеджмента в разрезе всей организации. Инфраструктуру предлагается встраивать в общие стратегическую и текущую политику и планы организации так, чтобы цели организации изначально содержали полномочия и обязанность управлять риском в рамках общего планирования, исполнения, учета и отчетности, ресурсообеспечения и других хозяйственных процессов и видов деятельности организации.

К сожалению, несмотря на хорошую разработанность Британского стандарта к условиям и практике ведения бизнеса на острове, его применение в других странах, в частности в России, будет неоправданным из-за существенных различий в национальных культурах менеджмента, бухгалтерского законодательства и госрегулирования. Первая попытка применить «западный» стандарт риск-менеджмента к отечественным условиям,

1 Canadian Criteria of Control (CoCo) framework produced by the Canadian Institute of Chartered Accountants

2 Hopkin, P. Fundamentals of risk management: understanding, evaluating, and implementing effective risk management/by Paul Hopkin. - The Institute of Risk Management. - Kogan Page Limited, 2010. C.56.

3 Hardy K. Enterprise Risk Management - A Guide for Government Professionals / by Karen Hardy. -Published by Jossey-Bass, John Wiley & Sons, Inc., 2015. C. 142_

несмотря на недостатки законодательства и нормативной базы управления рисками в сфере предпринимательства, была реализована путем простого перевода на русский язык стандарта ISO 31000, изначально зарекомендовавшего себя в Австралии и Новой Зеландии как AS/NZS 4360.

Международный стандарт ИСО 31000 теоретически применим в организациях любой формы собственности (включая госучреждения), размера и отрасли, но, в отличие от национальных аналогов - стандартов внутреннего контроля - не обязывает сами организации ему следовать. Стандарт, принятый в более чем 40 странах, рекомендует организациям разрабатывать, применять и непрерывно совершенствовать инфраструктуру, предназначенную для встраивания процесса управления риском в общую систему руководства, стратегического и текущего планирования, управления, отчетности, норм, ценностей и культуры организации. Однако, в то время как для стран-разработчиков этого стандарта ИСО 31000 является «вспомогательным», заключительным документом, построенным на уже развитой нормативной базе и позволяющим и дальше развивать практику риск-менеджмента, то для России, не имеющей подобной нормативной базы, принятие «западного» стандарта считается не более чем знаком солидарности.

Схожий с инфраструктурой COSO и BS 31100, стандарт ИСО 31000 предоставляет целостную картину риск-менеджмента с похожими терминами и определениями процессов. Но как более универсальный он рассчитан на более широкий круг пользователей, включая малый бизнес различных отраслей, и устанавливает ряд принципов, которым должна следовать организация, чтобы повысить эффективность управления рисками, и требований интеграции риск-менеджмента посредством создания инфраструктуры поддержки процесса управления риском. Процессом управления риском здесь называется «систематичное применение» ряда элементов, таких как «политика управления, процедуры и инструкции обмена информацией, консультирования, установления контекста, и идентификации, анализа, оценки, обработки, мониторинга и пересмотра риска»1.

Среди достоинств нынешнего стандарта можно выделить логичность описываемой в нем инфраструктуры, последовательность терминологии и широты принятия многими странами. В самой общей трактовке предлагается исчерпывающий набор методов, инструментов и приемов оценки риска не акцентируя внимания на обороты организации, сектор или ее структуру. Хотя, применительно к конкретной организации стандарт открыт для интерпретации, в нем отсутствуют явные ссылки на заимствованные из других документов ресурсы, нормативы и инструкции (скорее всего заимствованные из нормативных документов других стран) относительно моделирования рисков, использования финансовых продуктов и информационных систем учета и отчетности.

По словам аналитика страховой брокерской фирмы HSBC Аллана Гиффорда2, подобные информационные ресурсы являются ключевыми на каждой стадии процесса риск-менеджмента, будь то идентификация, оценка, обработка или мониторинг. Поэтому отсутствие

1 ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 883-ст). С.11

2 Allan Gifford. Standardizing risk management - business enabler or the risk manager"s straitjacket? // Managing business risk: a practical guide to protecting your business / (consultant editor), Jonathan Reuvid. - 7th ed.-Kogan Page, 2010. C. 23_

ссылок на необходимую нормативную документацию серьезно обедняет полноту описанных методов данного стандарта и снижает ценность его применения в отечественном бизнесе до обычного справочника. В частности, стандарт, просто констатируя необходимость данного действия, не дает прямого указания на способ его осуществления. Если для профессионалов риск-менеджмента этот стандарт лишь часть истории, то для обычных менеджеров и исполнителей это освобождение от необходимости следовать принципам этого стандарта.

В целом, новый ИСО 31000 предоставляет возможность предпринимателям применить ряд концепций, соответствующих их целям в достижении коммерческого и конкурентного преимущества, в результате чего добиться его внедрения в хозяйственные процессы и финансовые отношения.

Таким образом, на основе проведенного сравнения международных стандартов риск-менеджмента, представленных на рис. 1, можно наметить три основных направления совершенствования нормативно-правового обеспечения риск-менеджмента:

1) Первое направление связано с необходимостью разработки национального стандарта риск-менеджмента отраслевой направленности, который бы учитывал (и содержал ссылки на) законодательство РФ относительно формирования структуры управления, руководства, финансовой политики, учета и отчетности, а также нормативно-правовые документы, регулирующие отдельные стороны операционной деятельности организаций при осуществлении процессов риск-менеджмента.

2) Разработка национального стандарта внутреннего контроля и отчетности (наподобие COSO или Руководства Тернбулла), имеющего необходимые ссылки и совместимость с принципами и инструкциями, установленными как в национальном, так и международном стандарте риск-менеджмента.

3) Оптимизация национального стандарта к той культуре менеджмента, которая сложилась в нашей стране, а не навязывание новой иностранной, подразумевающей те организационные процессы, которые регулируются законодательством и/или сформированы в правовом поле тех стран, которые участвовали в разработке международного стандарта.

Таким образом, на сегодняшний день разработаны и активно применяются десять международных стандартов и кодексов риск-менеджмента, рассмотренные в данной статье. Специалист по риск-менеджменту вправе выбрать любой стандарт, подходящий ему по роду деятельности (госучреждение или бизнес) или сектору. Все они предоставляют описание требуемой инфраструктуры риска и оргструктуры, устанавливают правила и общепринятые нормы, и дают уверенность руководству и/или собственникам в способности организации противостоять современным вызовам.

Однако не следует считать, что наличие утвержденного стандарта на предприятии может заменить необходимые компетенции в ежедневной работе риск-менеджеров. Соглашаясь со мнением многих отечественных авторов, успешные организации должны принимать на работу таких специалистов риск-менеджмента, которые способны действовать своевременно, учиться на прошлых ошибках и, предвидя будущее, направлять стратегию организации. Стандарты, в тоже время, должны защищать бизнес от их ошибок, но не ограничивать свободу действий, гибкость и способность быстро реагировать.

Библиография/References:

1. Демчук И.Н., Соколов В.Г. Новации в системе национальных стандартов в области менеджмента и управления рисками в целях достижения устойчивого успеха организации II Сибирская финансовая школа. -2012. - № 6 (95). - С. 76-85.

2. Демчук И.Н., Фадейкина Н.В. Риск-менеджмент и национальные стандарты менеджмента риска, применяемые в целях обеспечения конкурентоспособности, финансовой устойчивости и надежности коммерческих организаций II Сибирская финансовая школа. -2009.-№4(75).-С. 37-51.

3. Загребельная Н.С., Шевелева А.В. Нормативно-правовое регулирование деятельности по управлению рисками инвестиционных проектов II Право и управление. XXI век. - 2015. - № 2 (35).-С. 92-101.

4. Задков А.П. Роль национальных стандартов менеджмента в системе управления рисками экономических субъектов II Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 6 (89). -С. 111-118.

5. Макарова В.А. Формирование системы риск-менеджмента на предприятии II Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. - 2014. -№ 4.-С. 98- 108.

6. Подчуфаров А.Ю., Брундасова С.Ю., Самоцкая О.И. Эволюция и актуальность управления рисками в российской экономике II Электронные информационные системы. -2015.-№2(5).-С. 85-92.

7. Allan Gifford. Standardizing risk management - business enabler or the risk manager"s straitjacket? II Managing business risk: a practical guide to protecting your business I (consultant editor), Jonathan Reuvid. -7th ed. - Kogan Page, 2010.

8. Hardy K. Enterprise Risk Management - A Guide for Government Professionals I by Karen Hardy. - Published by Jossey-Bass, John Wiley & Sons, Inc., 2015.

9. Hopkin, P. Fundamentals of risk management: understanding, evaluating, and implementing effective risk management I by Paul Hopkin. - The Institute of Risk Management. - Kogan Page Limited, 2010.

10. IRM"s Risk Management Standard I Стандарты управления рисками (перевод на русский) [Электронный ресурс] II Institute of Risk Management [сайт]. - URL: https://www.theirm.org/ knowledge-and-resources/guides-and-briefings/ (дата обращения: 20.11.2015).

11. Marchetti, A. M. Enterprise risk management best practices: from assessment to ongoing compliance I by Anne M. Marchetti. - Published by John Wiley & Sons, Inc., 2012.

1. Demchuk, I.N., Sokolov, V.G. (2012) Novatsii v sisteme natsional"nykh standartov v oblasti menedzhmenta i upravleniia riskami v tseliakh dostizheniia ustoichivogo uspekha organizatsii II Sibirskaia finansovaia shkola , - № 6 (95). - P. 76 - 85. (In Russ.)

2. Demchuk, I.N., Fadeikina, N.V. (2009) Risk-menedzhment i natsional"nye standarty menedzhmenta riska, primeniaemye v tseliakh obespecheniia konkurentosposobnosti, finansovoi ustoichivosti i nadezhnosti kommercheskikh organizatsii II Sibirskaia finansovaia shkola , - № 4 (75). -P. 37-51. (In Russ.)

3. Zagrebel"naia, N.S., Sheveleva, A.V. (2015) Normativno-pravovoe regulirovanie deiatel"nosti po upravleniiu riskami investitsionnykh proektov II Pravo i upravlenie. XXI vek , - № 2 (35). - P. 92 - 101. (In Russ.)

4. Zadkov, A.P. (2011) Rol" natsional"nykh standartov menedzhmenta v sisteme upravleniia riskami ekonomicheskikh sub"ektov II Sibirskaia finansovaia shkola , - № 6 (89). - P. 111 - 118. (In Russ.)

5. Makarova, V.A. (2014) Formirovanie sistemy risk-menedzhmenta na predpriiatii II Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika. Pravo. Upravlenie. - № 4. - P. 98 - 108. (In Russ.)

6. Podchufarov, A.lu., Brundasova, S.lu., Samotskaia, O.I. (2015) Evoliutsiia i aktual"nost" upravleniia riskami v rossiiskoi ekonomike II Elektronnye informatsionnye sistemy. - № 2 (5). - P. 85 - 92. (In Russ.)

Нормативно-правовое обеспечение образования является важным вопросом, заслуживающим детального рассмотрения и изучения. В настоящее время обучение в высших учебных заведениях играет важнейшую роль в социальной и экономической политике страны. Именно поэтому так важно нормативно-правовое обеспечение образования, особенно в период реформирования данной отрасли.

Современные тенденции

В настоящее время происходит интернационализация в области высшей школы. Сейчас создается единое образовательное пространство. После того как наша страна стала полноценным участником Болонской образовательной системы, особенно актуальным стало нормативно-правовое обеспечение системы образования.

Признаки и особенности

Нормативно-правовое обеспечение образования предполагает определенные нормы. Правовой акт синтезирует в себе общие обязательные правила поведения, создаваемые и охраняемые государством. К общим нормативно-правовым актам причисляют конституцию страны, иные законы, различные нормативные документы, которые утверждены органами исполнительной власти.

Нормативные акты оперативно и в полном объеме характеризуют меняющиеся потребности развития. Они обеспечивают нужную стабильность и результативность правового регулирования.

Иные источники права, такие как административные и судебные прецеденты, не обладают общей регулятивной важностью.

Важные моменты

Нормативно-правовое обеспечение образования характеризуется некоторыми важными составляющими. Например, система воспитательного и развивающего процесса регламентируется законами. Под законом понимают нормативный акт, который принимается высшим законодательным органом либо в результате референдума.

Основным в отечественной системе школ, детских садов, колледжей, академий и институтов является закон "Об образовании".

Что такое правовая норма

Нормативно-правовое обеспечение деятельности в образовании является важным и необходимым инструментом управленческой работы. Термин «норма» рассматривается в качестве узаконенного установления обязательного порядка, построения новой системы. Термин «право» рассматривается в качестве совокупности обязательных общих правил, которые санкционированы либо установлены государством.

Каким должно быть нормативно-правовое обеспечение в сфере образования? Оно опирается на нравственность и право, направлено на обеспечение безопасности педагогов и обучающихся в любом учебном учреждении.

Системный подход

Чтобы оценить нормативно-правовое обеспечение образования РФ, необходимо рассмотреть данный вопрос с позиций системного подхода на региональном, федеральном, муниципальном уровнях, а также в рамках отдельной образовательной организации.

Содержание, смысл, использование любых нормативных и правовых актов в первую очередь определяются свободами и правами человека и гражданина, которые установлены основным законом нашей страны - Конституцией. Поэтому нормативно-правовое обеспечение образования Российской Федерации базируется на Конституции РФ, законодательных документах страны, нормативных приказах и распоряжениях Министерства образования и науки в РФ. Также в данную систему включены распоряжения региональных, муниципальных органов, распоряжения по конкретным образовательным организациям.

Нормативно-правовое обеспечение среднего образования в качестве основного компонента рассматривает права и обязанности граждан, которые декларированы в Конституции нашей страны, на базе которых функционирует современное законодательство РФ (ФЗ от 29.12.2012 №273, ст. 29).

Реализация образовательной деятельности связана с трудовым законодательством, законом РФ «Об образовании», законами о предпринимательстве, Гражданским кодексом РФ, законами, связанными с уголовным и административным правом.

Нормативные документы Министерства образования РФ

К ним причисляют постановления профильного министерства, инструкции, приказы, методические письма, положения по разным сферам просветительской работы. Данные документы регулируют основную образовательную работу на базе Конституции, закона "Об образовании". Они направлены на правовое и нормативное обеспечение, охватывающее множество сфер обучающей деятельности единой российской системы.

Инклюзивное

Что это? Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования базируется на Конституции РФ, приказе Министерства образования и науки РФ, ФЗ "Об образовании", от 29 декабря 2012 года, ст. 2. В связи с увеличением на территории страны количества детей, имеющих серьезные проблемы с физическим и психическим здоровьем, на уровне Правительства РФ было принято решение об организации специального обучения. В рамках национального проекта, разработанного с целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, педагоги прошли специальную подготовку, получили сертификаты на право дистанционной работы с детьми-инвалидами.

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования основывается на основных правах человека, которые указаны в Конституции РФ, в частности, на получении качественного бесплатного обучения. В каждом российском регионе разработаны дополнительные региональные распоряжения и приказы, в которых уточнены особенности организации такого обучения. Во всех российских регионах созданы специальные центры, координирующие деятельность дистанционных педагогов, обеспечивающие доступность и качество воспитания и образования детей-инвалидов.

На федеральном уровне деятельность основывается на федеральных нормах. Структура и совокупность нормативных документов аналогичны федеральной системе, в ней выделяются приказы, постановления регионального министерства, инструктивно-методические письма, положения, инструкции.

Подобные нормативы гарантируют функционирование региональной образовательной системы в рамках суммарного образовательного пространства страны с учетом региональных и национальных особенностей каждого субъекта РФ.

Дошкольное

Каково нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования? Оно характеризуется теми же нормативными документами, которые применимы и к иным сферам российского образования. На муниципальном уровне приказы и распоряжения базируются на региональных и федеральных нормативных документах (ст. 10 ФЗ 115 от 25 июля 2002 г.) После их получения муниципальный орган управления дошкольным образованием издает приказы, распоряжения, рассылает в дошкольные учреждения инструкции и письма, распространяет положения по разным вопросам воспитательной и образовательной деятельности, учитывая специфические особенности конкретной территории.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования не должно противоречить Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, трудовому, уголовному, административному праву.

Среди важных изменений, которые произошли в последнее время в дошкольном российском образовании, необходимо выделить распоряжение Министерства образования РФ об организации доступности посещения детских садов детьми с трехлетнего возраста. Данное распоряжение способствовало восстановлению системы дошкольного образования, позволило молодым мамам выходить на работу после отпуска по уходу за ребенком.

Дополнительное

В последнее время вопросам, связанным с организацией внеучебной занятости подрастающего поколения, уделяется особое внимание. Каково нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования в нашей стране? Помимо закона "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, в данной сфере издаются специальные распоряжения, приказы, инструкции региональных министерств образования и науки, муниципальных управлений. Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации, на данный момент в стране существует огромная система дополнительного обучения, охватывающая разные направления (ст. 75, ФЗ от 29.12.2012 № 273).

При очевидном приоритете федеральных, региональных, муниципальных нормативов в каждом таком центре существуют собственные локальные акты: Устав организации, правила трудового распорядка, положение о доплатах - на основании которых осуществляется деятельность данной организации. В связи с укрупнением образовательных организаций, происходящим в настоящее время во многих российских регионах, следует остановиться еще на одном важном вопросе.

Среди которые обеспечивают функционирование центра дополнительного образования, которое является структурным подразделением школы, следует выделить положения о разных структурных подразделениях школы, правилах и особенностях организации в них учебного процесса.

Также в качестве нормативных документов, которые связаны с организацией деятельности в центре дополнительного образования, необходимо упомянуть приказы и распоряжения директора, разнообразные инструкции, которые разрабатываются администрацией. К примеру, в качестве подобного документа можно рассмотреть правила трудового внутреннего распорядка. Также к нормативно-правовым актам, без которых невозможно представить дополнительное образование, причисляют должностную инструкцию. Ее разработкой и утверждением занимается директор центра, учитывая мнение профсоюзного комитета организации, предложения сотрудников.

Высшее

Реформирование, наблюдаемое в последние годы в образовательной системе Российской Федерации, не обошло стороной и обучение в высших учебных заведениях. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования основывается на Конституции РФ, основных законах, распоряжениях, имеющих прямое отношение к этому вопросу.

Помимо применения закона «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года, ст. 3) в компетенцию учреждений профессионального образования включено право на разработку и нормативное утверждение учебных планов, просветительских программ, определенных учебных предметов. Подобные полномочия характеризуют принцип автономности российских образовательных учреждений. Существенно изменилась компетенция, которая обеспечивает реализацию принципа автономности.

По требованиям новых образовательных стандартов, повышена ответственность руководителя организации за последствия и результаты образовательной деятельности организации, вверенной ему в рамках должностных обязанностей. В частности, в установленном законодательством страны порядке учебное учреждение высшего звена несет ответственность за следующие действия:

  • невыполнение функций, возложенных на учебное заведение в рамках компетенции;
  • за неполную реализацию основных образовательных программ;
  • за низкое качество знаний и умений выпускников;
  • за нарушение основных свобод и прав учеников, воспитанников, работников данной организации;
  • за здоровье и жизнь работников и учеников в рамках учебного процесса.

Международные документы

Кроме нормативных документов федерального, областного, районного уровня, касающихся ведения деятельности образовательной организации любого типа, важными являются и некоторые нормативные международные документы, касающиеся организации воспитательного и развивающего процесса. Так, нельзя оставлять без должного внимания Международную Конвенцию о правах ребенка, которая была принята на 44 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году, ратифицирована в нашей стране в 1990 году. Этот документ необходимо использовать при разработке образовательной организацией Положения о правах и обязанностях учащихся в рамках познавательного процесса. В Конвенции отмечены основы светского воспитания, использовать которые важно при составлении инновационных просветительских программ на разных ступенях образовательной деятельности.

Современное законодательство регулирует взаимоотношения в сфере образования. Права детей, формы и способы их защиты указаны в законодательстве нашей страны, а также в международных документах.

Несколько слов в заключение

Основным документом, который определяет особенности воспитательного, развивающего, обучающего процессов, в нашей стране является закон "Об образовании".

После присоединения в 2003 году России к Болонской конвенции (признания "Декларации о европейском пространстве для высшего образования") произошли существенные реформирования высшего, среднего и дошкольного образования.

Российское законодательство устанавливает равные возможности для всех граждан страны на получение образования любого уровня, независимо от национальности, расы, пола, материальных возможностей.

Именно на данном положении закона «Об образовании» должны основываться все региональные, муниципальные органы, разрабатывая определенные приказы, инструкции, распоряжения, касающиеся воспитания и обучения подрастающего поколения россиян.

Среди особенностей, которые появились в российской образовательной системе, - открытость и доступность. В настоящее время родители могут ознакомиться с учебными планами, развивающими программами, реализуемыми в конкретном учебном заведении. Для этого им достаточно внимательно изучить информационный сайт организации, который, согласно требованиям отечественного законодательства, в настоящее время имеет каждая школа, колледж, университет. Это поможет родителям быть не наблюдателями в процессе обучения их детей, а активными участниками.

Постановление Правительства РФ от 03.07.1998 N 697 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы"

I. Нормативно-правовое обеспечение

I. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ │ по разделу I │ 6,7 5,4 │ │ ассигнования из │ │ │ федерального │ │ │ бюджета │ │ └───────────────────────────┴─────────────┘ I.1. Анализ законодательных актов Совершенствование правовой ГКРП России 1998 - 4 3 Российской Федерации и субъектов базы развития малого Минэкономики 1999 Российской Федерации, предпринимательства. России годы нормативных правовых актов Включение предложений в план Минфин России федеральных органов законодательных инициатив Минобразование исполнительной власти в части, Правительства Российской России касающейся субъектов малого Федерации Комитет предпринимательства, в том Государственной числе: Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (по согласованию) I.1.1. составление перечня Формирование пакета законов, ГКРП России 1998 - 2 1,5 законодательных актов, способствующих развитию Минэкономики 1999 регулирующих деятельность малого предпринимательства России годы субъектов малого предпринимательства, требующих внесения в них изменений и дополнений; I.1.2. выработка рекомендаций по Подготовка отчета по ГАК России 1998 - 2 1,5 устранению административных результатам выборочного ГКРП России 1999 барьеров в сфере малого обследования регионов. Минэкономики годы предпринимательства Создание благоприятных России условий для деятельности Минюст России малых предприятий I.2. Разработка проектов федеральных законов: I.2.1. о внесении изменений и Приведение Закона в ГКРП России 1998 - 0,2 0,2 дополнений в Федеральный закон соответствие с Гражданским Минэкономики 1999 "О государственной поддержке кодексом Российской Федерации России годы малого предпринимательства в и другими федеральными Минфин России Российской Федерации" законами. Уточнение критериев ФФПМП отнесения предприятий к Минтранс России субъектам малого ГАК России предпринимательства, Комитет изменение заказчика Государственной Федеральной программы, Думы по собствен- определение функций и ности, полномочий ГКРП России, приватизации и Федерального фонда поддержки хозяйственной малого предпринимательства деятельности (по (ФФПМП) и региональных согласованию) фондов, конкретизация Минюст России положений по преодолению административных барьеров в части упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства и др. I.2.2. о едином налоге на вмененный Определение условий по Минэкономики 1998 0,2 - доход для определенных видов введению системы России год деятельности, осуществляемых налогообложения субъектов Минфин России субъектами малого малого предпринимательства по ГКРП России предпринимательства принципу вмененного дохода Госналогслужба России Минюст России I.2.3. о внесении дополнений в проект Определение приоритетов Мингосимущество 1998 - - закона Российской Федерации о поддержки малого России год государственной программе предпринимательства в ГКРП России приватизации государственного государственной программе Минфин России имущества в Российской Федерации приватизации; ФФПМП преимущественное право выкупа Минюст России арендуемых малыми предприятиями площадей в процессе приватизации государственной собственности I.2.4. об обществах взаимного Создание нормативно - ГКРП России 1998 0,4 - страхования правовой базы кооперации Минэкономики год финансовых средств малых России предприятий, развитие Минфин России страхования малого ФКЦБ России предпринимательства от рисков Минтранс России предпринимательской Комитет деятельности и стандартизация Государственной страхового дела Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (по согласованию) Минюст России I.3. Внесение в проект Налогового Увеличение собираемости Минфин России 1998 - - кодекса Российской Федерации налогов в бюджеты всех ГКРП России год дополнений и изменений, уровней Минэкономики предусматривающих введение России специального налогового режима Госналогслужба для субъектов малого России предпринимательства Минюст России I.4. Подготовка проекта указа Создание правовых условий для ГКРП России 1998 0,2 - Президента Российской Федерации, привлечения свободных Минэкономики год регулирующего деятельность финансовых средств субъектов России кредитных потребительских малого предпринимательства, Минфин России кооперативов граждан (кредитных снижения ставок по денежным ФКЦБ России союзов) кредитам Минюст России I.5. Разработка проектов постановлений Правительства Российской Федерации: I.5.1. о внесении изменений и Упрощение доступа малых ГКРП России 1998 - - - дополнений в Положение об оценке предприятий к Минэкономики 1999 эффективности инвестиционных инвестиционным ресурсам России годы проектов при размещении на (государственным гарантиям) Минфин России конкурсной основе Минюст России централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470, в части, относящейся к субъектам малого предпринимательства; о создании подкомиссии по малому предпринимательству в составе Комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики России I.5.2. о мерах по вовлечению в малое Адаптация военнослужащих в ГКРП России 1998 - - предпринимательство малом предпринимательстве, Минобороны год военнослужащих, увольняемых в формирование имущественных России запас, и членов их семей в основ предпринимательской Минэкономики условиях реформирования деятельности, поддержка России Вооруженных Сил Российской инвестиционных проектов, Минтруд России Федерации реализуемых на базе военных Минобразование городков России Минюст России I.5.3. о мерах по совершенствованию Получение оперативной, полной Госкомстат 1998 - - статистической отчетности и и достоверной информации для России год координации информационных оценки состояния малого ГКРП России ресурсов по малому предпринимательства и Минэкономики предпринимательству эффективности мер его России государственной поддержки Госналогслужба России Минюст России I.6. Подготовка предложений о Улучшение технической ГКРП России 1998 0,6 - внесении дополнений и изменений оснащенности и Минэкономики год в проект федерального закона о фондовооруженности малых России лизинге предприятий. Привлечение ГТК России кредитов коммерческих банков для развития лизинговых сделок и лизинговых технологий I.7. Разработка предложений по 1998- 0,6 1,2 совершенствованию 1999 законодательства Российской годы Федерации и государств - участников СНГ: I.7.1. таможенного законодательства Совершенствование системы ГКРП России 1998 0,6 - правового регулирования для Минэкономики год интеграции малого России предпринимательства России и ГТК России государств - участников СНГ Минтранс России I.7.2. налогового законодательства ГКРП России 1999 - 1,2 Минэкономики год России Госналогслужба России Минтранс России I.8. Разработка предложений по Упорядочение процедур ГКРП России 1998 - 0,5 1,0 совершенствованию ипотечных и заключения договоров залога и Минфин России 1999 залоговых правоотношений в сфере исполнения обязательств по годы малого предпринимательства нему, гарантирование возврата вкладываемых в малое предпринимательство средств. Создание нормативных документов для гарантийных фондов по кредитованию малого бизнеса ┌───────────────────────────┬─────────────┐ │ Финансирование │ │

Открыть полный текст документа

Правовая норма - важный и необходимый инструмент управ­ленческой деятельности.

В «Советском энциклопедическом словаре» термин «норма» трактуется как узаконенное установление, признанный обязатель­ным порядок, построение чего-нибудь, а «право» - как совокуп­ность общеобязательных правил (норм), установленных или санк­ционированных государством.

Г. Гейне писал: «Не быть подчиненным никакому закону - значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя» . Опора на право и нравственность - одно из важнейших усло­вий обеспечения безопасности учащихся и педагогов в образова­тельном учреждении.

Каким же должно быть нормативно-правовое обеспечение функ­ционирования и развития образовательного учреждения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим нормативно-правовое обес­печение образования с позиций системного подхода на федераль­ном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образо- вательного учреждения. На рис. 13 графически представлена сис­тема нормативно-правового обеспечения образования в РФ.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-право­вых актов прежде всего определяются правами и свободами чело­века и гражданина, установленными главным законом страны - Конституцией. Поэтому системообразующим компонентом в сис­теме выступают права и обязанности граждан, декларированные в Конституции РФ, на основе которой действует существующее ныне законодательство страны.

При осуществлении образовательной деятельности важную роль играют законы РФ «Об образовании», трудовое законодательство, законы о предпринимательской деятельности, законы, включен­ные в «Гражданский кодекс Российской Федерации», а также за­коны, в той или иной степени связанные с административным и уголовным правом.

К нормативным документам Министерства образования РФ от­носятся постановления Коллегии Министерства образования РФ, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, по­ложения по различным сферам образовательной деятельности. Эти документы регулируют образовательную деятельность на основе Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» и направлены на нормативно-правовое обеспечение образования в рамках единого образовательного пространства страны.

Рис. 13. Система нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации

Нормотворческая деятельность на федеральном уровне опирается на федеральные нормы, а структура совокупности нормативных документов повторяет федеральную: постановления регионального органа Управления образованием, приказы, инструктивно-мето­дические письма, инструкции, положения. Эти нормативы обес­печивают функционирование региональной системы образования в рамках единого образовательного пространства страны с учетом национально-региональных особенностей субъекта РФ.

На муниципальном уровне на основе полученных федеральных и региональных нормативных документов издаются постановления муниципального органа управления образованием, приказы его руководителя, методические письма и инструкции, положения по различным вопросам образовательной деятельности, учитыва­ющие ее местную специфику.

Говоря о нормотворческой деятельности на уровне общеобразо­вательного учреждения, следует отметить очевидный приоритет федеральных, региональных, муниципальных нормативов над внутришкольными нормами, поэтому в своем нормотворчестве образовательное учреждение в обязательном порядке учитывает нормативные требования всех вышестоящих уровней.

Основными нормативными документами, обеспечивающими функционирование образовательного учреждения, являются:

Устав муниципального образовательного учреждения;

Локальные акты, обеспечивающие его функционирование (в их число могут включаться такие документы, как положение о данном образовательном учреждении, положение о доплатах и надбавках, стимулирующих деятельность работников, положения о различных структурных подразделениях школы и др.);

Приказы директора, различные инструкции, разработанные администрацией (например, правила внутреннего трудового рас­порядка, описания должностных обязанностей работников и т.д.).

Кроме того, Закон РФ «Об образовании» (ст. 2) включает в компетенцию образовательного учреждения не только выбор, но и разработку и нормативное утверждение образовательных про­грамм, учебных планов, программ некоторых вновь вводимых в данной школе учебных предметов.

Эти полномочия конкретизируют объявленный принцип авто­номности образовательных учреждений (ст. 2).

Следует особо отметить, что возросшая компетенция, обеспе­ченная реализацией принципа автономности, означает повыше­ние ответственности руководителя за результаты и последствия деятельности, осуществляемой образовательным учреждением. В данном случае образовательное учреждение в установленном за­конодательством РФ порядке несет ответственность:

За невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

За неполную реализацию образовательных программ; -за качество образования своих выпускников;

За нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и ра­ботников образовательного учреждения;

За жизнь и здоровье учащихся и работников во время образо­вательного процесса.

Помимо нормативных документов федерального, региональ­ного и муниципального уровня для осуществления нормотвор-ческой деятельности образовательного учреждения оказываются важными и некоторые международные нормативные документы, например Международная Конвенция о правах ребенка, приня­тая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Этот документ помимо Конституции РФ должен использоваться при разработке образовательным учреждением прав и обязанностей ребенка в образовательном процессе. В данной Конвенции предус­мотрены современные направления светского воспитания, кото­рые могут быть учтены при разработке инновационных образо­вательных проектов.