Сама по себе автоподстава представляет имитацию ДТП с незначительным повреждением чужого автомобиля. То, что повреждение легкие, служит поводом договориться с хозяином пострадавшей машины, заплатить ему деньги и разъехаться, не привлекая полиции. Вот и вся суть автоподставы на дорогах – получить деньги и уехать.

Инсценированная автомобильная авария, в обиходе называемая «автоподстава» - вид мошенничества, умышленно спланированное и устроенное ДТП с целью быстрого получения денег с фактически не виновного в аварии водителя.

После введения обязательного страхования было всего несколько преступных схем, которые легко изобличались. К ним относятся приписки нанесенного ущерба, сокрытие водителя с алкогольным опьянением и получение выплаты на автомобиль с уже имеющимся закамуфлированным дефектом.

Раздутый ущерб и сейчас встречается в каждом пятом случае. Допустим, до ДТП у машины уже имелись царапины, сколы, трещины стекол, после аварии все это фиксируется в протоколе.

Доказать мнимый ущерб возможно, если компания проведет независимую экспертизу по установлению времени нанесения ущерба.

Серия и номер слабо или вообще не выбиты, а напечатаны; отсутствие металлической нити, прошивающей бланк; отсутствие водяного знака РСА; некорректно отображены печати и штампы на документе.

Иногда в бланке указано «владелец» или «владельцы», что не является признаком ложного документа. Оба варианта допустимы, но некорректно использованы менеджером.

При проверке фальшивок по базе РСА будет получено сообщение, что полис действителен и выдан приобретателю. Но при попадании в ДТП возмещения по такому фальшивому полису владелец не получит.

В практике есть случаи, когда угловые штампы и печати идентичны оригинальным настолько, что только после нескольких технических экспертиза устанавливалась истина.

Это быстро и бесплатно! Автоподстава - это ДТП, которое произошло умышленно, было заранее спланировано с целью получения денег у якобы виновной стороны.

Повреждения в таком случае небольшие, чтобы было возможно уговорить водителя отдать деньги и не вызывать автоинспекцию. В жертвы часто выбирают водителей без пассажиров, управляющих автомобилем среднего класса.

Контакты Аферы со страховкой ОСАГО, обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных доставляет неприятности компаниям не редко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Расчет страховых взносов в 2018 году

В Москве, по данным статистики, каждый день случается до 2000 автоаварий. В половине случаев ДТП признают страховым случаем и отправляют документы на выплату.

При этом часть документов поступающих в страховую компанию оказывается незаконной.

Подставное ДТП для страховой компании Зачастую, именно эти обстоятельства толкают автовладельцев на организацию фиктивных дорожно-транспортных происшествия для получения компенсационных выплат от страховой компании.

Насколько законны эти действия, и какие последствия ожидают водителя, если вскроется факт подставного ДТП? К сожалению, практически каждый автомобилист, машина которого получила повреждения в ситуации, которая не может быть признана случаем, решается на организацию подставного ДТП для получения компенсационной выплаты от страховщика.

Поиск законов по альтернативным названиям и обзор законодательства России Гражданский Кодекс РФ Налоговый Кодекс РФ Жилищный Кодекс РФ КоАП РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ Статья 159.5. Мошенничество в сфере страхования 1.

Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, -

Как показывает практика, многие автомобилисты с готовностью используют такие схемы для получения страхового возмещения за повреждения, не расценивающиеся в качестве ущерба, за который полагается выплата.

Сговор со страховщиком

Еще один важный фактор - неуверенное поведение за рулем, разговор по мобильному во время движения.

Существует очень много видов автоподстав, и они постоянно меняются и совершенствуются.

Нужно знать хотя бы о наиболее распространенных из них.

В настоящее время автоподставщиков судят по «непрофильной» статье 159 УК РФ («мошенничество»). «Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства денег, или автоподстава, - преступление, которое давно стало бичом водителей и страховых компаний.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нужно ли ОСАГО при покупке автомобиля и при продаже

Это реальная имитация ДТП посредством использования специальных приемов и ситуаций, вынуждающих водителя выплачивать «компенсацию» за причиненный ущерб или нарушение нормы закона», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

число «автоподстав» в России выросло на 10-15%, приводят статистику депутаты.

«Принятие данного законопроекта будет способствовать большей защищенности автомобилистов и страховых компаний от «

Своими жертвами они выбирают солидных мужчин средних лет на дорогих иномарках.

Какие меры предпринимает страховщик

Однако, надо признать, что российский человек не лыком шит, и обмануть страховую в определенных кругах считается признаком хорошего тона.

В каких кругах? Да все в тех же, автолюбительских. Ведь, по статистике, до 70 процентов всех случаев страхового мошенничества приходится именно на автострахование.

Кое-кто из автовладельцев быстро смекнул, что с помощью ОСАГО и КАСКО можно если не озолотиться, то существенно поправить свои дела за счет страховой компании.

Мошенничество страхователей в России и за рубежом Справедливости ради следует отметить, что стремление легко заработать на страховании широко распространено во всем мире.

Конечно же, страховые компании стараются всеми силами защитить себя от мошеннических действий со стороны автовладельцев. Однако количество фиктивных дорожно-транспортных происшествий все равно продолжает увеличиваться с каждым годом.

Так фальсифицируется несчастный случай, и даже смерть застрахованного лица с целью получения выплаты. Однако в Европе и Америке борьба с мошенничеством отлажена гораздо более эффективно, чем в России.

Попытка мошенничества закончилась уголовным наказанием. Два магнитогорца инсценировали ДТП, чтобы похитить из страховой компании крупную сумму.

В суде было установлено, что с июля до 10 августа 2012 года магнитогорец Дмитрий Цупрунов продумал схему мошенничества: решил ввести сотрудников страховой компании в заблуждение относительно наступления страхового случая и размера страхового возмещения, предъявив им документы по инсценированному ДТП с участием принадлежащей ему автомашины «Лексус LХ 470», достоверно зная, что автомобиль уже имеет значительные механические повреждения, не позволяющие её эксплуатировать.

Подключил к преступлению Цупрунов и другого местного жителя Журавель, предполагаемого виновника будущего ДТП, которое должно будет нести материальную ответственность за причиненный ущерб, обязанность возмещения которого по договорам ОСАГО и ДСАГО должна будет лечь на страховую компанию. Журавель за две недели до инсценировки ДТП застраховал свой автомобиль "МАЗ 5549" по договорам ОСАГО и ДСАГО и поставил автомобиль на государственный учет.

В безлюдном месте Цупрунов и Журавель организовали умышленное столкновение своих автомашин, чтобы демонстрировать достоверность механических повреждений. Затем в ночное время они поставили автомобили к заранее условленному месту инсценировки ДТП, расположив автомобили на участке местности так, чтобы усматривалось, что виновником аварии стал Журавель. После этого они позвонили в страховую компанию и ГИБДД, сообщив ложную информацию о якобы случившемся ДТП. Его факт сотрудниками ГИБДД был зафиксирован.

Цупрунов обратился в страховую компанию для получения страхового возмещения в размере 899183 рубля. Однако её специалисты выявили несоответствие повреждений на автомобиле дате и времени аварии. Цупрунову было отказано в страховой выплате. Но Цупрунов с заключением страховой компании не согласился и обратился в Ленинский районный суд г.Магнитогорска с иском на сумму 899183 рублей.

В ходе проведения независимой экспертизы обнаружилось, что имеющиеся повреждения на автомобилях "Лексус LХ 470" и "МАЗ 5549" не соответствовали заявленным обстоятельствам ДТП, произошедшего 24 августа 2012 года в г. Магнитогорске. Сотрудники кафедры «Машины и технологии обработки металлов давлением» Южно-уральского Государственного университета после исследования по определению появления коррозионных повреждений на тормозном диске на автомобиле «Лексус LХ 470» и заключили, что появление коррозионных повреждений на тормозном диске легкового автомобиля «Лексус LХ 470» менее, чем за два часа, невозможно, а автомобиль давно не эксплуатировался. 3 июня 2013 года Ленинским районным судом г. Магнитогорска было вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.

Следующим этапом стало возбуждение уголовного дела и суд в отношении магнитогорцев. Орджоникидзевским районным судом г. Магнитогорска вынесен приговор в отношении Дмитрия Цупрунова 1986 года рождения, и Андрея Журавель, 1985 года рождения. Цупрунов и Журавель признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.30 и ч. 2 ст.159.5 УК РФ.

Цупрунов и Журавель в соответствии со ст. 51 Конституции РФ от дачи показаний отказались, при этом заявив о полном согласии с предъявленным ему обвинением, полностью признали себя виновными в совершении преступления при обстоятельствах, изложенных в обвинительном заключении.

Приговором Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Дмитрию Цупрунову назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года 6 (шесть) месяцев условно с испытательным сроком в 3 (три) года, с возложением обязанности в период испытательного срока не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, периодически являться на регистрацию в этот орган, находиться по месту жительства в ночное время с 22 до 06 часов ежедневно, за исключением случаев, связанных с трудовой деятельностью.

Андрею Журавель назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года условно с испытательным сроком в 3 (три) года, с возложением обязанности в период испытательного срока в течение одного месяца трудоустроиться, не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, периодически являться на регистрацию в этот орган, находиться по месту жительства в ночное время с 22 до 06 часов ежедневно, за исключением случаев, связанных с трудовой деятельностью.

Boland 28-06-2005 10:41

В России каждую десятую страховую выплату по ОСАГО получают мошенники (СПОСОБЫ ОБМАНА)

Российский союз автостраховщиков (РСА) и МВД России объявили о заключении соглашения о сотрудничестве. Документ подписан президентом РСА Андреем Кигимом и главой МВД РФ Рашидом Нургалиевым.

Соглашение предусматривает меры по обмену информацией между МВД и РСА по обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Это соглашение поможет предупреждать правонарушения, связанные с незаконным присвоением, эксплуатацией транспортных средств, а также случаи связанные со страховым мошенничеством.

Появившееся полтора года назад обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств (в просторечье - "автогражданка" или ОСАГО) сегодня доставляет неприятности не только автолюбителям, но и самим страховым компаниям. Люди все чаще находят способы получить со страховщика компенсации, которые по закону им не полагаются, - кто-то случайно, а кто-то намеренно. Эксперты в области автострахования признают: мошенничества приобретают угрожающие масштабы. Уже сейчас как минимум каждая десятая страховая выплата уходит в карманы мошенников.

Разобраться во всех возможных способах мошенничества при страховых выплатах попросту невозможно: изобретательные мошенники придумывают все новые методы. Газета "Версия" рассказывает о наиболее распространенных видах обмана.

Приписки после ДТП

Приписки ущерба при ДТП встречаются чаще всего. По мнению экспертов, в той или иной мере этим грешат до 80% всех страхователей. Люди вносят в список массу дефектов, полученных автомобилем ранее. Дело в том, что список повреждений (в случае ОСАГО) записывается в акт и регистрируется сотрудником ГИБДД. А повреждения, зарегистрированные в акте сотрудником ГИБДД, обязательны к компенсации страховой компанией. Опротестовать дело в суде компания может только после выплаты компенсаций. Делопроизводство стоит минимум 300 долларов. Понятно, что начинать тяжбу из-за 200 долларов для компании попросту нерентабельно. Поэтому зачастую некоторые явно выдуманные повреждения страховщик просто отказывается оплачивать. Заявитель, как правило, даже не спорит, пишет газета.

Страхование автомобиля с ущербом

Это второй по популярности случай любительского мошенничества. Человек страхует по полису "Автокаско" автомобиль, который уже имеет, например, серьезную царапину. При этом дефект от страхового агента он либо скрывает, либо договаривается с ним. Обычно в течение первого месяца действия полиса страхователь требует компенсации ущерба, который может покрыть стоимость страховки.

В некоторых компаниях для этого принимают весьма несложные меры. Для подписания, к примеру, полиса "Автокаско" автомобиль должен осмотреть не только агент, но и специальный эксперт.

Сокрытие пьяного водителя

По закону, если во время ДТП водитель находился в состоянии опьянения, случай не признается страховым и компенсация страховой компанией не выплачивается. Соответственно за промежуток времени между ДТП и моментом его регистрации водитель пытается "протрезветь". Основных способа три. Можно заплатить сотруднику ГИБДД. Также можно вызвать жену, если она вписана в страховой полис, и заявить, что именно она управляла автомобилем. В-третьих, если вы наехали на дерево, столб или ограждение, можно просто пропасть на несколько часов, а потом вернуться, чтобы оформить документы, пишет издание.

Но бывают и более сложные случаи. Так, BMW седьмой модели врезалась в обрыв отбойного бруса на Третьем транспортном кольце. Водитель не справился с управлением, и автомобиль буквально пропорол себе днище и нижнюю часть двигателя. Ущерб оценили в 50 тысяч долларов. Поначалу правдивость аварии ни у кого никаких сомнений не вызывала, компания уже собиралась выплачивать компенсацию, но вдруг пришло заключение эксперта-трасолога. Оказывается, аварии с такими последствиями просто не могло быть. Страховщики связались с тремя организациями, которые могли проводить ремонтные работы на этом участке Третьего кольца. Оказалось, что ни одна из них отбойный брус не разбирала. Затем отправили запрос в ГИБДД. В ответе говорилось, что почти две недели назад этот автомобиль уже попадал в серьезное ДТП. Именно тогда он и получил все эти повреждения. Водитель находился в состоянии алкогольного опьянения и был доставлен в больницу с небольшими травмами. Там он отлежался, а выписавшись, решил компенсировать ущерб. Если бы не заключение эксперта, ему бы это удалось, пишет газета.

Инсценировка ДТП

Этот способ мошенничества приобретает в Москве все большую популярность. Допустим, ваш автомобиль пострадал в результате ДТП, но случай явно не страховой. Тогда можно подстроить другую аварию, фиктивную, но с ударом в то же место, только уже в рамках страхового случая. Найти второго участника аварии не проблема. В газете "Из рук в руки" можно встретить множество коротких объявлений вроде "Газель под ОСАГО". Другими словами, эта самая "Газель" за определенную плату готова помочь вам инсценировать ДТП. Причем количество аварий мошенников нимало не смущает. Так, один "рекордсмен" за 2004 год успел принять участие в 43 ДТП.

Сознательное нанесение повреждений

Этот способ обычно применяют, когда вместо старой запчасти нужно приобрести новую, а денег на это нет. Например, помутневшую от времени фару. Перед окончанием срока действия полиса "Автокаско" некоторые страхователи сознательно разбивают фары, чтобы получить компенсацию. При этом многие не утруждают свою фантазию и часто инсценируют аварии, которых просто не могло произойти.

Завышенная компенсация

Особенность ОСАГО в том, что страховая компания может возместить ущерб только на основании отчета независимой оценочной комиссии. При этом оценщика должна назначить сама страховая компания. Пострадавший же должен заявить о страховом случае в 5-дневный срок и получить адрес экспертизы.

Суть мошенничества в том, что заявитель посылает извещение об аварии по почте, оставляя лишь свой почтовый адрес. Естественно, страховщик не успевает в пятидневный срок назначить экспертизу. После этого заявитель идет в любую независимую экспертизу, где ему за определенную мзду насчитывают сумму, в несколько раз превышающую реальную. С этим заключением он и приходит в страховую компанию, которая по закону обязана возместить ущерб. Правда, стоит учитывать, что после выплаты страховая компания может возбудить против недобросовестного клиента внутреннее расследование и внести его в черные списки, пишет газета.

Такие списки - это база данных, куда о вас заносят всю информацию. Последствия для недобросовестных клиентов бывают самыми разными. Компании обмениваются черными списками и в перспективе могут все отказаться иметь с вами дело. Также серьезные кадровые службы при приеме человека на работу поднимают черные списки страховых компаний, из-за чего могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Да и банки перед выдачей кредита могут проверить эти списки. Кроме того, к вашему страховому прошлому внимательно относятся визовые службы иностранных посольств, поэтому можно оказаться попросту невыездным, предупреждает издание.

Страхование задним числом

Это можно сделать только в том случае, если есть знакомый страховой агент. Говоря проще: попадаете в ДТП, звоните агенту и оформляете все документы с позавчерашним числом, а дальше все по обычной схеме.

Подстроенные аварии - подставы

Высшая квалификация для мошенника на дороге - это умение подставиться под удар дорогого автомобиля так, чтобы тот оказался виноват. Мошенники по подставам чаще всего работают в группах, ведь им необходим хороший адвокат, сложная техническая база, несколько "своих" сотрудников ГИБДД и многое другое.

После введения ОСАГО методы их работы в корне изменились. Теперь мошенники чаще стремятся получить деньги со страховой компании, нежели с человека. Для этого им нужно только одно: чтобы второй участник аварии признал себя виновным. А это при определенном психологическом давлении удается сделать без труда. Аварии по ОСАГО хороши для мошенников еще и тем, что эксперт на место не выезжает, а видит только правильно сфабрикованные документы.

У страховой компании есть два способа борьбы с ними. Можно уговорить второго участника, своего клиента, подать в суд либо же выплатить компенсацию и заниматься расследованием самостоятельно. Правда, прибегать к этой непростой процедуре можно лишь в том случае, если цель оправдывает средства, пишет газета.

В последние полгода возобновились случаи подстав с целью получить наличные со второго участника аварии. Правда, никто больше не размахивает битами, все делается очень тонко и зачастую даже культурно. Например, жертва на новом Volkswagen Golf четвертой модели, застрахованном от бампера до бампера, едет по МКАД. Вдруг перед ним резко тормозит BMW седьмой серии. Golf врезается в нее и разбивает задний бампер BMW. Из машины выходят три дорого одетых молодых человека и какое-то время переговариваются друг с другом и кому-то звонят, не обращая на водителя абсолютно никакого внимания. Затем, выдержав паузу, один из них подходит и спокойно говорит: "Надеюсь, вы понимаете что сделали. У вас есть возможность заплатить нам сегодня 4 тысячи долларов или же завтра, но уже 8 тысяч. Деньги свои мы получим в любом случае, у нас хорошие адвокаты".

Водитель-жертва представляет грядущие разборки и понимает, что платить все равно придется, ведь у мошенников скорее всего действительно есть адвокаты и свои люди в ГИБДД, пишет издание.

Каждая десятая страховая выплата идет в карман мошенникам

В одной только Москве, по статистике, каждый день происходит от 1100 до 1700 автомобильных аварий. Примерно каждое второе ДТП признается страховым случаем, то есть документы отправляются на выплату. Кроме того, специалисты говорят о тысячах автомобилей, которые владельцы утром обнаруживают поврежденными. Около 10% из них имеют полис "Автокаско". Путем несложных вычислений можно выяснить, что ежедневно в одной только Москве подается около 1100 заявлений на выплату. Если продолжить вычисления и согласиться с экспертами, что каждый десятый получатель - мошенник, то за год преступники получают от страховых компаний около 40 тысяч выплат, пишет "Версия".

В центральный московский офис крупной страховой компании ежедневно приходит более 400 заявлений на выплату. Получается, что за год этих заявлений поступает 146 тысяч. То есть мошенникам достаются 14 тысяч выплат только по одной страховой компании.

При этом за 2004 год по всей России было возбуждено 800 уголовных дел по статье "мошенничество". По сравнению с масштабами мошенничества - это просто ничто. На фоне того, что службы внутренней безопасности страховых компаний не имеют права вести оперативно-следственную деятельность, возникает вопрос: почему не борется с мошенниками государство?

Больше всего мошенники "зарабатывают" в США

В 2004 году немецкой полиции удалось разоблачить несколько организованных мошеннических группировок, специализировавшихся на подставах и угонах, каждая из которых насчитывала до тысячи человек.

Во Франции мошенники ежегодно "зарабатывают" около 1,5 млрд евро. В Канаде - 1,5-2 миллиарда долларов. Но самые фантастические доходы достаются мошенникам в США, где действуют 5 тысяч страховых компаний с суммой активов 41,8 триллиона долларов. Мошенникам достается приблизительно 100 млрд долларов в год. На долю автострахования приходится порядка десятой части этих сумм - около 10 миллиардов долларов. Если эту цифру сравнить с количеством населения, то получается, что каждая семья ежегодно выплачивает страховым аферистам 1 тысячу долларов, пишет издание.

Объем реального российского рынка автострахования специалисты оценивают всего в 1-1,5 миллиарда долларов. И хотя наши мошенники, так же как и американские, получают приблизительно каждую десятую страховую выплату, общий их "заработок" значительно меньше, пишет газета.

Страховые компании включают убытки в стоимость полисов

Парадоксально, но факт: к мошенникам граждане России относятся вполне лояльно. Возможно, в связи с обременительным для многих взносам на ОСАГО. Однако, как сказал заместитель генерального директора компании "Ресо-Гарантия" Игорь Иванов, сильно радоваться не стоит, ведь беднее страховые компании не становятся. Они просто включают убытки в страховые тарифы. Правда, в этом для них есть большой минус: повышение тарифов отнюдь не идет на пользу рейтингу страховщиков, пишет издание.

В любой крупной страховой компании работает целый отдел по борьбе с мошенниками, так называемое управление или служба расследования страховых случаев. Это несколько экспертов, все - бывшие сотрудники правоохранительных органов.

Всего оформлять ОСАГО имеют право чуть меньше 100 организаций. Мошенники предпочитают не "работать" ни с монстрами рынка, ни с маленькими компаниями, у которых на счету каждая копейка. В качестве мишеней они зачастую выбирают середнячков, которые уже наладили приличные доходы, но еще не успели обзавестись достойной охраной.

Smusmumrik 28-06-2005 14:24

Да это очень насущная проблема.Я вот работаю в страховой компании.У нас частенько бывают такие случае.Вот недавно пришла одна женщина от кокай-то фирмы.ну стали мы ее оформлять....И вот настала очередь осмотра,эксперт обнаружил.что при таких обстоятельствах при каких у нее было ДТП.Столько повреждений просто быть не могло.Мы сказали ей что документы примем,но отправим в Центральный офис с пометкой мошеничества.Она сразу раскричалась и тутже ушла.

Fath 29-06-2005 11:44

Гыы, я как раз вчера у кореша машину расколотил и очень рад, что страховка была, хотя гемору теперь... покатались, блин. (Извиняюсь за ОФФ)

Мошенничество со страховкой является довольно распространенным явлением с тех пор, как введено обязательное страхование (ОСАГО). Поскольку страхование является обязательным, а автотранспортом владеют люди самых разных моральных принципов, то появление мошенничества в ДТП стало обыденным явлением. По последним оценкам страховщиков, примерно 15-20% владельцев полисов изобретают мошеннические схемы.

Инсценируя ДТП, пытаясь иными путями повысить страховую сумму, не следует забывать, что доказанное преступление влечет за собой ответственность по ст. 159 УК РФ. Эта статься максимально предполагает тюремное заключение на 5-10 лет, выплаты ущерба и иные ограничения прав. При таком объеме преступлений компаниям приходится более придирчиво относиться к заключению договоров с законопослушными автомобилистами, повышать тарифы и проверять каждое ДТП в строгом соответствии с установленными нормами.

Распространенные виды мошенничества в ДТП

После введения было всего несколько преступных схем, которые легко изобличались. К ним относятся приписки нанесенного ущерба, сокрытие водителя с алкогольным опьянением и получение выплаты на автомобиль с уже имеющимся закамуфлированным дефектом. Раздутый ущерб и сейчас встречается в каждом пятом случае. Допустим, до ДТП у машины уже имелись царапины, сколы, трещины стекол, после аварии все это фиксируется в протоколе. Доказать мнимый ущерб возможно, если компания проведет по установлению времени нанесения ущерба.

Поскольку сделать это возможно только после судебного рассмотрения, то обычно заинтересованные стороны сходятся на средних цифрах, не доводя дело до судебных исков. Страховые смотрят на раздутые цифры ущерба как на доказательство мошеннических намерений и при желании могут это доказать, вчинив встречный иск. ДТП в пьяном виде является нередким случаем, здесь без взятки не обходится. Или в протокол заносится родственник, например, жена, или он составляется через пару дней, когда виновный проспится. Все водители в курсе, что протокол об алкогольном опьянении автоматически лишает их всех страховых покрытий.

Умышленное повреждение практикуется, если хозяину машины хочется за чужой счет отремонтировать свой автомобиль, то есть его калечат перед выставлением претензии к страховой. Угон собственного транспорта и объявление о пропаже через некоторое время не очень распространенный, но действенный метод. При этом техника уходит за рубеж, а затем объявляется в розыск.

Двойная выплата предусматривает получение наличных денег от виновника аварии, а затем при составлении протокола указывается об ущербе от неизвестного лица. При страховании определяется круг лиц, на которых распространяется соглашение. Если в аварию попал человек, не имеющий права управления, то есть возможность договориться с инспекторами и внести в протокол имя владельца, имеющего права на выплаты.

Представление фиктивного ДТП требует покупки разбитого автомобиля, постановки на учет, только после этого обращения за страховкой. Для выполнения такого мошеннического способа нужен работник страховой компании, который будет участвовать в преступлении. При участии нескольких человек мошенничество классифицируется по более строгой части ст. 159, о чем не следует забывать, это групповое преступление. Не так давно можно было встретить объявления об автомобиле под ОСАГО, когда гражданин предлагал поставить свое авто под удар и инсценировать аварию, затем разделить полученную выгоду по договоренности.

Махинации с бланками и полисами

В настоящее время обман чаще встречается при подлоге документации. Это выгодно преступникам, поскольку выплаты значительны, а исследование не всегда в состоянии доказать подделку, представляющую собой:

Применение украденных бланков;
списание намеренно испорченных бланков;
искаженные суммы покрытия;
фальсификация ДТП через замену протокола;
использование фальшивых бланков и печатей;
оформление страховки после происшествия.

Масштабы использования подделок велики, они всплывают случайно и больно бьют по карману честных автовладельцев. Покупая поддельный полис, гражданин должен понимать, что в случае ДТП или проверки на дороге, его могут привлечь к уголовной ответственности как соучастника. Будучи обнаруженным, такой фальшивый документ повлечет за собой цепочку расследования. Понятно, что получить списанный бланк или вписать третье лицо в полис после аварии можно, если в деле принимает участие менеджер компании. Кроме того, количество ложных ОСАГО от одной и той же фирмы ставит под сомнение добросовестность ее сотрудников.

Известны случаи, когда лишенные лицензии страховые фирмы не сдают чистые подотчетные бланки в РСА, продолжают ими торговать после закрытия. Цена подделки составляет сумму на порядок ниже, с такой фальшивкой ставят машину на учет и проходят техосмотр, но она остается незастрахованной и в случае аварии всплывает факт мошенничества.

Способы выявления подделки

По данным МВД каждый четвертый случай обращения за покрытием страховки имеет те или иные нарушения. Приобретая документ даже у проверенных фирм, следует обратить внимание на следующие моменты:

Серия и номер слабо или вообще не выбиты, а напечатаны;
отсутствие металлической нити, прошивающей бланк;
отсутствие водяного знака РСА;
некорректно отображены печати и штампы на документе.

Иногда в бланке указано “владелец” или “владельцы”, что не является признаком ложного документа. Оба варианта допустимы, но некорректно использованы менеджером. При проверке фальшивок по базе РСА будет получено сообщение, что полис действителен и выдан приобретателю. Но при попадании в ДТП возмещения по такому фальшивому полису владелец не получит. В практике есть случаи, когда угловые штампы и печати идентичны оригинальным настолько, что только после нескольких технических экспертиза устанавливалась истина.

Аферисты выдают квитанцию об оплате, номера совпадают с реальными, по которой ездит другой человек. Попадая в аварию, гражданин обращается в фирму, указанную в документах, где ему отказывают в выплатах и начинается судебное разбирательство. Хорошо, если участник спора в состоянии доказать, что его ввели в заблуждение. В противном случае он не только не получит компенсации, но и станет обвиняемым по уголовному производству.

Мошенничество при инсценировке ДТП чаще всего проводится группой лиц по предварительному сговору. Если выявляются в подобном случае, то начинается поиск вовлеченных лиц. Чаще всего это бывают менеджеры фирмы страхователя, работники ГИБДД или МВД, сотрудники экспертных организаций. Предоставляя ложные сведения в страховую, гражданин вынужден заплатить группе лиц, которые проверяют и составляют документацию. Поскольку махинации в сфере ОСАГО приобрели большой масштаб, страховые фирмы начали сотрудничество и обмениваются информацией о сомнительных клиентах, а правоохранительные органы все чаще заводят уголовные дела по теме мошенничества в авто страховании.

Автоподставы. Осторожно, мошенники!

Махинации со страховкой - штука нередкая и такая же старая, как само страховое дело. Существовала версия, что даже "Титаник" его владельцы... затопили умышленно, с целью получения колоссальной страховки. Впрочем, в большинстве стран страховых мошенников давно научились выводить на чистую воду.

В России страхование жилья и имущества далеко не каждому по карману. Зато машины страховать положено в обязательном порядке. И как только этот порядок (ОСАГО) завели, появились и "страховые" преступления - в числе других совершенно новых, о которых прежде слыхом не слыхали. Для расследования таких дел в следственном управлении при УВД края создан даже специальный отдел. И без работы он не сидит. О первом уголовном деле против страховых мошенников хабаровские СМИ сообщили в начале этого года. В конце прошлого сентября некий автовладелец принес в страховую компанию "липовые" документы о якобы имевшей место аварии. В компании на этот счет возникли сомнения. К проверке подключились сотрудники УБЭП крайУВД. Итог - уголовное дело против мошенников, пытавшихся получить с компании страховую компенсацию за эфемерное ДТП. В настоящее время дело это рассматривается судом Центрального района Хабаровска, решение ожидается со дня на день. Но это была лишь первая ласточка. В марте этого года в дежурную часть ГИБДД в ночной час поступило сообщение об автоаварии в Северном микрорайоне. Странности бросились в глаза с самого начала. Водители двух попавших в ДТП иномарок оказались знакомы между собой и пояснили, что очутились здесь одновременно по чистой случайности. Так же "случайно" одна машина догнала другую и ударила ее, от чего первая якобы врезалась в дерево. Вдобавок к перебору "совпадений" на дереве следов столкновения не обнаружили. Первоначальный осмотр зафиксировал повреждения на автомобилях. Но для выплаты страховки требуется более тщательное исследование повреждений и их причин. Но сделать это не удалось. На другой день выяснилось, что одна из машин... уже продана. А вторую владелец под разными предлогами избегал представить к осмотру. Все было шито белыми нитками, и после проверки УБЭП следственное управление возбудило уголовное дело. До нынешнего года подобных дел в крае не было. А сейчас в следственном управлении их расследуется уже около десятка, так что можно подвести некоторые итоги. Своими впечатлениями с корреспондентом поделился старший следователь по особо важным делам Вячеслав Левченко, которому и довелось стать "Колумбом" в сфере мошенничеств на ниве "автогражданки" и сделать немало интересных открытий. Стоит начать с того, что на подобные "хитрости" идут люди не бедные. А потому они располагают возможностями для "постановочных спецэффектов". Для инсценировки порой специально покупаются подержанные автомобили. Сама "постановка" обычно организуется ночью - в расчете на то, что в темноте не все хорошо разглядишь при осмотре, да и должностные лица в неурочный час не столь внимательны. Место обычно выбирается в пригороде, отдаленное и пустынное - чтобы не объявились нежелательные свидетели. И расчет иногда оправдывается. То останется незамеченным отсутствие осколков от якобы разбитой при столкновении фары, то не обратят внимания на то, что тормозной путь не соответствует предполагаемым обстоятельствам ДТП. Но страховые фирмы, которым предстоит раскошелиться, поверхностного взгляда позволить себе не могут. И обнаруживают, что "свежие" повреждения имелись на машине уже давным-давно или никак не могли возникнуть в ситуации, которую преподносят владельцы. Страховщики начинают собственную проверку, подключают оперативников УБЭП. А хозяева машин времени тоже зря не теряют: стараются их побыстрее отремонтировать, перепродать или вовсе разобрать на запчасти. Стоит сказать, что за рубежом полиция редко занимается подобными вопросами. Потому что страховые фирмы имеют собственных агентов-специалистов, способных почти безошибочно уличить мошенников. Но у нас, как всегда, "дом построили и заселили, а о канализации не позаботились". В Хабаровске масса фирм, занимающихся автострахованием. Большинство местные, но немало и московских филиалов. Но лишь в одной есть страховой комиссар , аналог тех самых "спецагентов", который выезжает на ДТП и на месте начинает разбираться в происшедшем. По словам В. Левченко, в этой фирме не зарегистрировано ни одной попытки мошеннически получить страховку. Махинаторы знают: бесполезно. Представители же большинства страховых компаний на ДТП не выезжают и начинают чесать затылки только тогда, когда "пострадавшие" автовладельцы с пачкой нужных документов являются к ним писать заявление о выплате. Вот тут-то и наступает черед отдуваться милиции. Как уже говорилось, мошенники тщательно заметают следы. Но, как некоторые уже убедились на опыте, это отнюдь не гарантия избежать ответственности. Ведь на любого "мудреца" найдется кто-нибудь и помудрее. Сотрудники УБЭП проводят проверку, чтобы убедиться: все ли тут чисто? И если нет, включаются следователи. На их плечи и ложится основной груз сбора доказательств, которые добыть не так просто. Но возможно почти при любом раскладе. Источником изобличающей информации могут стать не только показания свидетелей, но и самих махинаторов - ведь расследование ведут специалисты, владеющие соответствующими методиками. А уж если выясняется, что понятые при осмотре места ДТП оказались подставными и были загодя приглашены хозяевами машин, тогда еще проще. Характер и стоимость повреждений автомобиля могут определить специалисты центра на ул. Яшина, 40 в Хабаровске. Они, кстати, часто и подтверждают сомнения, возникшие у страховщиков. Но центр не обладает правом проводить экспертизу и давать соответствующие заключения. Подобными полномочиями наделены только криминалисты УВД. Потому экспертизы часто приходится проводить совместно, используя опыт работников центра и привлекая их в качестве специалистов. В таких случаях мошенникам рассчитывать не на что, любые их технические ухищрения будут разоблачены. А если автомобиль уже разобран или иным способом исчез безвозвратно? Это тоже отнюдь не тупик. Эксперты исследуют ранее составленные документы, а оперативники и следователи допрашивают людей, имевших отношение к случившемуся. В УБЭП УВД края одним из главных специалистов по этой части является Юрий Мухачев. С его непосредственным участием изобличен не один автомошенник . Проводится сложный комплекс следственно-оперативных мероприятий, все подробности которого разглашать, разумеется, не стоит. Но в итоге истинная картина все равно будет установлена, и речь пойдет не о выплате страховки, а об уголовной ответственности мошенников. А соответствующая статья УК РФ в данном случае предусматривает нешуточные наказания: штраф от 700 до 1000 МРОТ, как самое мягкое, или лишение свободы от двух до шести лет, как самое суровое. Нечистые на руку граждане очень быстро находят лазейки для нечестного обогащения в нынешних экономических условиях и законодательных новшествах. Но и оперативно-следственные органы здесь идут в ногу со временем. По мнению специалистов, мошенничество в сфере автострахования уже сегодня дело почти бесперспективное. Накопилось достаточно опыта, наработаны методы и приемы разоблачения таких "дельцов". Кстати, Хабаровский край по этой части в передовиках. Недавно из Приморья приезжали специалисты правоохранительных органов - набираться опыта борьбы со страховыми мошенниками. По словам наших соседей, у них пока такой вид преступлений не зарегистрирован. (А может, просто не научились его эффективно выявлять?) Как бы то ни было, дурной пример заразителен, а машин во Владивостоке не меньше, чем в Хабаровске. Так что чужой опыт приморцам во вред не пойдет. Но у всякой медали, как известно, две стороны. Страховщики во все времена не шибко торопились раскошеливаться. А потому искали разные предлоги обвинить потенциального получателя страховки в недобросовестности. С "автогражданкой" происходит то же самое. Расследуемые уголовные дела - это официально зафиксированные факты мошенничества. Но сотрудники УБЭП крайУВД уже множество раз отказывали в возбуждении уголовных дел по заявлениям страховщиков, заподозривших своих клиентов в нечистоплотности. Оперативники проводили проверки и убеждались: ДТП имело место, и никакого подлога его участники не устраивали. А потому обладают законным правом на получение страховых сумм.