(англ official registration of departmental normative acts) -в РФ процедура, применяемая в отношении ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в т.ч. актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, пли сведения конфиденциального характера. Г.р.в.н.а. включает в себя: юридическую экспертизу соответствия акта законодательству РФ; принятие решения о необходимости гос-ной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Г.р.в.н.а. в РФ была введена в 1993 г. Указом Президента РФ «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации»** и осуществляется в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации**. Г.р.в.н.а. осуществляет Минюст РФ, который ведет Гос-ный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Подлежащие гос-ной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Минюст РФ в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия). Представление на гос-ную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая: основания издания акта; сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом; сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и др. гос-ными органами, если такое согласование является обязательным.
Представленный на гос-ную регистрацию нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, представляющего акт на регистрацию. На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти.
Г.р.в.н.а. производится в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Минюстом РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях -до одного месяца.
В Г.р.в.н.а. может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие гос-ную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие гос-ной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
- - по законодательству РФ осу-ществляется Центральным банком, который регистрирует уставы банков и ве дет реестр банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензии...
Финансовый словарь
- - по зако-нодательству РФ осуществляется районным Советом народных де путатов...
Финансовый словарь
- - по законодательству РФ неза-висимо от его организационно-правовой формы осуществляется местными ор ганами власти по месту учреждения предприятия...
Финансовый словарь
- - иностранными инвестициями - по законодательству РФ осуществляется при наличии следующих документов: 1) для совместных предприятий: письменного заявления учредителей с просьбой произвести регистрацию...
Финансовый словарь
- - Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, акты, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный...
Административное право. Словарь-справочник
- - функция, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами, а также общественными организациями в целях предотвращения и пресечения правонарушений в сфере труда...
Словарь бизнес терминов
-
Словарь бизнес терминов
- - внесение государственным органом соответствующих записей в книге регистрации актов гражданского состояния...
Большой экономический словарь
- - ".....
Официальная терминология
- - ".....
Официальная терминология
- - "... - наличие в проектах правовых актов одного или нескольких коррупциогенных факторов..." Источник: Приказ ФМС РФ от 22.01...
Официальная терминология
- - ".....
Официальная терминология
- - ".....
Официальная терминология
- - по гражданскому законодательству РФ удостоверение факта ипотеки путем совершения регистрационной записи об ипотеке в едином гос-ном реестре прав на недвижимое имущество...
Большой юридический словарь
- - в РФ юридический акт признания и подтверждения государством права собственности и др. вещных прав на недвижимые вещи, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, совершаемый в форме их гос-ной...
Большой юридический словарь
- - СОБСТВЕННОСТИ - см. Общая собственность...
Большой юридический словарь
"Государственная регистрация ведомственных нормативных актов" в книгах
Список нормативных актов
Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.Список нормативных актов 1. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (приняты 9 апреля 1985 г. Резолюцией 39/248 на сто шестом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).3.
Список нормативных актов:
Из книги Основные средства. Бухгалтерский и налоговый учет автора Сергеева Татьяна ЮрьевнаСписок нормативных актов: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря
Список нормативных актов
Из книги Зарплата от А до Я. Юридические аспекты автора Рахманова Светлана Юрьевна1. Нормативное регулирование оплаты труда «Каждый имеет право… на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». «Принудительный труд
Список нормативных актов
Из книги Современные требования к кадровой службе (отделу) автора Пономарева Наталья Г.Список нормативных актов 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11
Список нормативных актов
Из книги Нормы естественной убыли автора Краснослободцева Г КСписок нормативных актов 1. Конституция Российской Федерации.2. Трудовой кодекс Российской Федерации.3. Налоговый кодекс Российской Федерации.4. Гражданский кодекс Российской Федерации.5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».6. Федеральный
Список нормативных актов
Из книги Делопроизводство компании автора Непогода Александр В.Список нормативных актов 1. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.).2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.
Список нормативных актов
Из книги Кадры работников строительных организаций автора Афонина Алла ВладимировнаГлава 1. Виды строительных организаций 1.1. Заказчик-застройщик строительства В роли заказчика строительства выступает юридическое лицо любой организационной и правовой формы, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации. Определение
Список нормативных актов
Из книги Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база автора Гусятникова Дарья ЕфимовнаСписок нормативных актов Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ
Список нормативных актов
Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова ЕСписок нормативных актов
Из книги Предпринимательское право автора Смагина И АСписок нормативных актов 1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.2. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26
Список нормативных актов
Из книги Актуальные вопросы нормирования труда и систем заработной платы автора Пономарева Наталья ГеоргиевнаРаздел 1. Общие положения 1.1. Методы нормирования труда. Нормы выработки, времени, обслуживания Когда мы говорим о важности нормирования труда, необходимо определить для себя, каким образом это нормирование осуществлять. В науке трудового права выработан ряд методов
§ 7.2. Учет нормативных актов
Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович§ 7.2. Учет нормативных актов Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм,
Список нормативных актов
Из книги Оплата труда: типичные нарушения, сложные вопросы автора Рахманова Светлана ЮрьевнаСписок нормативных актов 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27
Список нормативных актов
Из книги Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения автора Исайчева Елена АндреевнаВопрос 1. Понятие права социального обеспечения, его функции, современное состояние, формы В соответствии с действующим российском законодательством социальное обеспечение как обобщенное понятие осуществляется в следующих формах:– социальное
Из выступления В.И. Илюхина в Государственной Думе при обсуждении проекта федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Из книги Война за Россию. Быть хорошим президентом автора Илюхин Виктор ИвановичИз выступления В.И. Илюхина в Государственной Думе при обсуждении проекта федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Мы поддержим законопроект, предложенный президентом. Хотя в нем и есть
В целях приведения в соответствие с положениями действующего законодательства и в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти вместо разъснений, ранее введенных в соответствии с приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217, подготовлены новые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.
Так в Разъяснения, в частности, включены (на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" положений о полномочиях Банка России в части издания нормативных актов в форме указаний, положений и инструкций.
Также включены положения о том, что проекты нормативных правовых актов федеральных служб или федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства и наделенных соответствующими полномочиями, подлежат согласованию с соответствующим федеральным министерством.
В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ исключены положения об обязательном прохождении отдельных проектов актов государственной экологической экспертизы.
В отличии от ранее действовавших Разъяснений, установлено условие, при котором допускается ссылка в нормативном правовом акте на акт, не нуждающийся в государственной регистрации (не требующий государственной регистрации), не направлявшийся ранее на регистрацию. Такого рода ссылка допускается в случае одновременного направления акта, на который делается ссылка, в Минюст России.
Исключено правило о том, что изменения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, вносятся приказом.
В связи с преобразованием структуры федеральных органов исполнительной власти внесены соответствующие уточнения в перечень органов, уполномоченных направлять нормативные правовые акты на государственную регистрацию. Данным полномочием наделены федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства); иные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат регистрации (ЦБР, ПФР, ФФОМС; ФСС РФ).
Поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг упразднена (с передачей ее функций по контролю и надзору Федеральной службе по финансовым рынкам) из перечня нормативно-правовых актов, подлежащих направлению на государственную регистрацию, исключены нормативные правовые акты ФКЦБ, принятые начиная со 2 декабря 1998 г. Помимо нормативных актов ЦБР, непосредственно затрагивающих права, свободы или обязанности граждан и при этом принятых начиная с 4 мая 1995 г., обязательному направлению на регистрацию подлежат все нормативные акты Банка России, за исключениями, предусмотренными Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ, - с момента вступления в силу данного Закона. Не подлежат регистрации нормативные акты ЦБР, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Уточнены положения, касающиеся полномочий Минюста России о направлении представлений об отмене или изменении нормативных правовых актов.
11. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:
А) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные комитеты РФ, феде-
Службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);
6) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, (например, Центральный банк РФ).
12. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан
РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
Б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции;
В) имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)), в т. ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
13. Федеральные органы исполнительной власти, иные органы и организации направляют на государственную регистрацию названные в п. 12 настоящих
Разъяснений подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты.
В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечисленным в п. 12 настоящих Разъяснений, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Министерство юстиции РФ после проведения юридической экспертизы.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 г.;
Нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 г. ;
Нормативные правовые акты Центрального банка РФ, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, принятые начиная с 4 мая 1995 г. ;
Нормативные правовые акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, принятые начиная со 2 декабря 1998 г., т. е. с момента вступления в силу Федерального закона от 26.11.98 № 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 "Об утверждении Правил подготовки
Нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переподписанию (переутверждению).
15. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
А) индивидуальные правовые акты:
Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.);
Действие которых исчерпывается однократным применением;
Срок действия которых истек;
Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
Б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
В) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
Г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;
16. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции РФ не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения).
Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
В случае если нормативный правовой акт утвержден совместно федеральными органами исполнительной власти и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, и данные органы (организации) указаны первыми, нормативный правовой акт представляется на государственную регистрацию федеральным органом исполнительной власти, следующим за указанными органами (организациями).
17. Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и одна копия).
В случае если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.
Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке, а также четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.
На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти.
18. К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), представляющего нормативный правовой акт на регистрацию.
Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), подписывается руководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций). В справке отражаются:
А) основания издания нормативного правового акта:
Сведения об актах законодательства РФ (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), на основе которых федеральному органу исполнительной власти (федеральным органам) поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента РФ или Правительства РФ (копия поручения прилагается к справке);
Сведения об актах законодательства РФ (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации) в случае издания нормативного правового акта по инициативе федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации);
Б) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, изданных федеральным органом исполнительной власти (федеральными органами исполнительной власти), иным органом (организацией) по данному вопросу, в т. ч. о зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты информация об этом также должна быть отражена в справке;
В) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), если такое согласование является обязательным;
Г) перечень актов законодательства РФ, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов).
При наличии в нормативном правовом акте ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Министерства юстиции РФ, кото
рым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.
В сопроводительном письме либо в справке необходимо указать телефон и фамилию специалиста и руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Министерстве юстиции РФ.
В случае если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также, если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Министерства юстиции РФ об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.
19. При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории РФ не применяются.
20. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, то срок государственной регистрации продлевается до первого следующего за ним рабочего дня.
В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.
21. Подлинники нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, после проставления на них соответствующего штампа возвращаются Министерством юстиции РФ издавшему их федеральному органу исполнительной власти, иному органу (организации) с письменным указанием причин отказа.
В течение 10 дней с момента получения отказа в государственной регистрации руководитель федераль-
13 Деловые документы
ного органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции РФ. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.
В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции РФ об отказе в государственной регистрации.
22. Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции РФ без регистрации федеральному органу исполнительной власти, представившему этот акт на государственную регистрацию, по его просьбе. В этом случае федеральный орган исполнительной власти направляет в Министерство юстиции РФ соответствующее письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.
Нормативный правовой акт может быть также возвращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации, если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009. В этом случае Министерство юстиции РФ возвращает нормативный правовой акт с указанием письменно конкретных причин. В случае возвращения нормативного правового акта без регистрации одна его копия остается в Министерстве юстиции РФ.
Нормативный правовой акт должен быть повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Министерство юстиции РФ должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации. В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции РФ о возвращении без государственной регистрации.
23. В случае если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения юридической экспертизы признается Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием (в письменной форме) оснований для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта. При этом одна копия акта остается в Министерстве юстиции РФ. Если в такой акт будут внесены изменения, он подлежит представлению в Министерство юстиции РФ для проведения юридической экспертизы.
24. При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.
Подлинник нормативного правового акта выдается сотруднику федерального органа исполнительной власти под расписку после присвоения ему регистрационного номера, занесения в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и проставления соответствующего штампа. Если в течение суток после государственной регистрации акт не будет получен, он может быть направлен Министерством юстиции РФ по почте в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.
25. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции РФ в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
В исключительных случаях приложения к нормативным правовым актам, содержащие таблицы, графики, карты, схемы (носящие вспомогательный или дополнительный характер), по согласованию федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации) с Министерством юстиции РФ могут не публиковаться, но с обязательным указанием в печати, какое приложение не приводится.
Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
После опубликования акта, признанного не нуждающимся в государственной регистрации, федеральный орган исполнительной власти информирует Министерство юстиции РФ об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). Один экземпляр данного издания направляется в Министерство юстиции РФ.
26. Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (отмене) подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами.
27. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
28. В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов .
26. В соответствии с Правилами постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты:
гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
механизм реализации прав, свобод и обязанностей.
б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, находящихся в ведении МЧС России, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции.
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему МЧС России, а также утвержденные двумя или более федеральными органами исполнительной власти.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные, принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
27. Представление в Минюст России подлежащего государственной регистрации нормативного правового акта обеспечивается руководителем структурного подразделения центрального аппарата, организации МЧС России, являющимися его головным разработчиком, в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе) не позднее 10 дней со дня его подписания (утверждения). При этом Департамент управления делами выдает под роспись для представления в Минюст России сотруднику соответствующего структурного подразделения МЧС России подлинник нормативного правового акта и 5 его копий, заверенных гербовой печатью.
Отметка о заверении соответствия копии документа подлиннику проставляется ниже реквизита "Подпись" и состоит из заверительной надписи "Верно", наименования должности и личной подписи лица, заверившего копию, расшифровки подписи (инициалы, фамилия), даты заверения.
Каждый экземпляр копии нормативного правового акта должен быть прошнурован (или скреплен степлером). На месте скрепления проставляется надпись "пронумеровано и прошнуровано __ листов", подпись и печать с на именованием соответствующего структурного подразделения центрального аппарата МЧС России.
Копии нормативного правового акта должны быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.
Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, представляются в установленном для таких документов порядке в двух экземплярах (подлинник и одна копия).
Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Минюст России с сопроводительным письмом за подписью первого заместителя Министра или заместителя Министра, ответственного за разработку нормативного правового акта.
28. На государственную регистрацию в Минюст России направляются следующие документы:
подлинник нормативного правового акта и 5 его заверенных копий;
справка-обоснование, подписанная руководителем Департамента правового обеспечения;
в случае подписания нормативного правого акта лицом, замещающим Министра - копия приказа о возложении обязанностей Министра на лицо, выполняющее его обязанности;
сопроводительное письмо за подписью соответствующего заместителя Министра.
29. Представляемый на государственную регистрацию нормативный правовой акт визируется руководством Департамента правового обеспечения на обороте каждого листа оригинала с проставлением на них штампов правовой экспертизы.
30. В случае отказа в государственной регистрации нормативного правового акта МЧС России ответственный исполнитель представляет на утверждение не позднее 10 дней со дня получения этого отказа соответствующий документ об его отмене, копия которого направляется в Минюст России.
31. Возможен возврат нормативного правового акта в МЧС России без государственной регистрации по его запросу, подготовленному на основании ходатайства ответственного исполнителя перед руководством Министерства, а также если допущены отступления от установленного порядка представления акта на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
32. При возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации в случае нарушения установленного порядка представления на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации нарушения устраняются, а нормативный правовой акт повторно представляется на государственную регистрацию в течение месяца.
33. Нормативные правовые акты МЧС России, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело". Опубликование этих актов в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело" является официальной публикацией.
34. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
а) индивидуальные правовые акты:
персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрениях или наложении взыскания и т.п.);
действия которых исчерпывается однократным применением;
срок действия которых истек;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения).
б) акты, которыми решения вышестоящих органов государственной власти доводятся до сведения организаций системы МЧС России.
в) акты, направленные на организацию исполнения решений органов государственной власти или решений МЧС России и не содержащие новых правовых норм.
г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм.
35. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, прошедший государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
36. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, направляются для исполнения только после их регистрации и официального опубликования.
Введение.
«Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими государственную регистрацию, являются:
· Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
· Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.07.1999 N 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
В соответствии с Постановлением № 1009 государственную регистрацию ведомственных нормативных правовых актов осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России).
Определения нормативного правового акта и правовой нормы приводятся в Постановлении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»:
Направленные в Минюст России нормативные акты проходят проверку на необходимость их регистрации и соответствие действующему законодательству.
Государственная регистрация нормативно-правовых актов.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
Постановление N 1009 также устанавливает сроки регистрации указанных актов. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) направляются в Минюст России. Государственная регистрация возложена на Департамент регистрации и контроля за ведомственными актами, который в течение 15 дней с даты поступления акта производит его регистрацию. Минюст России, в случае необходимости, может продлить срок регистрации, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях – до одного месяца.
включаются в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением регистрационного номера. Государственный реестр зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов, а также справочный материал об отказе в регистрации и о возвращении без регистрации публикуются в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации.
Зарегистрированные нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы , за исключением тех нормативных правовых актов или их отдельных положений, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, т. е. имеющие гриф «совершенно секретно», «секретно», «не для печати», «для служебного пользования».
Официальными источниками опубликования для зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти ». При опубликовании и рассылке зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Основанием для отказа в государственной регистрации является противоречие нормативного правового акта действующему законодательству. Каковы последствия отказа в государственной регистрации? В случае если нормативный правовой акт признан противоречащим действующему законодательству, он не подлежит применению с момента подписания (утверждения). Указанный нормативный акт подлежит отмене федеральным органом исполнительной власти, его издавшим.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию , а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий , как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Нормативный правовой акт может быть признан не нуждающимся в государственной регистрации в результате проведения юридической экспертизы. Такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием в письменной форме оснований для принятия данного решения.
Такие акты, как правило, не содержат правовых норм (новых правовых норм) и носят организационно-технический характер. Указанные документы подлежат опубликованию и вступают в силу в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
Нормативный правовой акт может быть возвращен Минюстом России без государственной регистрации , если нарушены установленные порядки представления акта на государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.