В этой статье мы понятно и доступно (ну, по возможности) попытаемся объяснить, как жить обычному онлайн бизнесу в эпоху ФЗ N 152 “О персональных данных”. Точнее расскажем, как от него защищаться.

Итак, для начала следует запомнить, что ФИО, телефон, почта, адрес и прочие данные, характеризующие конкретного человека, являются персональными . А получение их, даже в результате телефонного разговора, является их обработкой . Таким образом, под новый прекрасный закон попадает деятельность абсолютно любого коммерческого web-сайта. Ура, товарищи.

Чего бояться?

С 01 июля 2017 года в статье 13.11 КоАП РФ появились новые составы нарушений законодательства в области персональных данных (было 1, стало 7).
Размер штрафов увеличился с 10 000 рублей до 290 000 рублей. Максимальный размер штрафов грозит тем, кто нарушил абсолютно все требования по п. 1 - 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Это довольно сложно, но об этом ниже.

Кого будут штрафовать?

Штрафовать будут операторов, то есть тех, кто персональные данные обрабатывает, в том числе собирает. Простой запрос имени и номера телефона (или e-mail) уже является обработкой.
Роскомнадзору для подтверждения, что вы обрабатываете персональные данные, будет достаточно увидеть на вашем сайте форму обратной связи, подписки на рассылку или возможность зарегистрироваться в личном кабинете. В этих случаях вы подпадаете под действие закона, и в отношении вас возможно проведение проверки на соблюдение законодательства в области персональных данных.
Поэтому мы и сделали Защитника от ФЗ N 152.

Мы клиенты Callibri.ru, как быть легальным?

Защитник от ФЗ 152 - система формирования документов, чтобы и ваш, и наш бизнес работали в полном соответствии с требованиями ФЗ N 152.

Вот что необходимо сделать:

Так это выглядит:

Важно!

Это все? Теперь я не прилипну на 290 т.р.?

Не совсем. Защитник работает только в том случае, если:

  • способы сбора данных не отличаются от тех, что вы выбрали в настройках;
  • цели сбора данных не отличаются от тех, что вы выбрали в настройках;
  • вы не используете для сбора и обработки другие сервисы, кроме Callibri.ru.

Во всех остальных случаях у вас могут быть проблемы. О них ниже.

У меня используются другие сервисы, которые собирают персональные данные. Как быть легальным?

Удалить все к чертям. Мы не можем нести ответственность за соответствие других сервисов требованиями ФЗ N 152 «О персональных данных». Хорошо, что в нашем портфеле есть все необходимое: коллтрекинг, обратный звонок, онлайн звонок, заявка и онлайн консультант.
Подключить Callibri

Но если вы очень хотите использовать другие сервисы и/или ваши цели и/или способы обработки персональных данных отличаются от предложенных Callibri.ru, то вам придется привлечь внешних консультантов для разработки своих документов в отношении обработки персональных данных, внедрить их и ждать проверки Роскомнадзора и штрафов по ее результатам. А это до 290 т.р.

От чего именно спасет Защитник?

Во-первых, ваш сайт будет соответствовать всем требованиям законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 5, ч. 1, ч. 2 ст. 18.1 ФЗ N 152 «О персональных данных»). Это значительно снижает риск инициации проверки и повышает вашу надежность в глазах клиентов. Во-вторых, у Роскомнадзора не будет оснований:

  • Оштрафовать вас на сумму до 30 000 руб. за непредоставление неограниченного доступа к Политике (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ).
    Например: Оштрафовать за отсутствие на сайте Политики.
  • Оштрафовать вас на сумму до 50 000 руб. за обработку персональных данных, которая несовместима с целями сбора.
    Например: осуществляете доставку товара и запрашиваете скан паспорта, когда для доставки вам было бы достаточно просто ФИО и адреса.

А вы уведомите за нас про нас Роскомнадзор?

Нет, не уведомим. В этом нет необходимости. Слава богу. Пока что.

Почему это не надо уведомлять Роскомнадзор?

Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ N 152 оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора в некоторых случаях. Все не будем перечислять, но ключевой из них:
Полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
Т.е. если персданные, которые вы собираете и обрабатываете

  • не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных;
  • используются исключительно для исполнения договора, в связи с заключением которого они получены, и заключения договоров с субъектом персональных данных;

Уведомлять Роскомнадзор не обязательно!

А многие говорят, что надо…

Закон спорный, есть много мнений, трактовок и спекуляций недобросовестных юристов на этой теме. А судебной практики пока нет. Поэтому запомните: глобально у вас есть 3 варианта

  1. Быть полностью нелегальным. Тут нам говорить не о чем. Риски гораздо выше, чем описаны в этой статье;
  2. Работать легально, благодаря документам от Callibri. Но не уведомлять Роскомнадзор;
  3. Работать легально и уведомить Роскомнадзор и появиться в реестре операторов персональных данных.

Мы рекомендуем 2-й вариант, т.к. в этом случае ваши затраты времени и сил составят 30 минут (на чтение этой статьи, заполнение анкеты и подписание приказа). А максимальный штраф, если Роскомнадзору что-то не понравится (то есть за отсутствие уведомления), будет 5 тысяч рублей (для юридических лиц).
В 3-м варианте вам и сил и денег понадобится больше, а вероятность плановой проверки существенно вырастет.
Поэтому мы считаем, что большинству бизнесов нашего конструктора защиты от ФЗ N 152 будет достаточно.

Надо предупреждать всех посетителей про обработку Cookie файлов?

Тут как всегда, два юриста - три мнения. Наши юристы считают, что сама по себе информация из cookie-файлов не является персональными данными, в отрыве от прочей информации о пользователе. Ходят слухи, что и Роскомнадзор пока не обращает на это внимание. Все же, если вы хотите полностью застраховаться, попросите разработчиков вашего сайта добавить всплывающее окно с примерно таким текстом: “Согласен на обработку cookies” (с кнопочкой “Ок”).

Вебвизор видит персональные данные. Что делать?

Не стоит беспокоиться! Согласно рекомендациям Яндекса , мы защитили все поля, в которых могут быть указаны персональные данные, специальным классом. Благодаря этой фишке, вебвизор не будет видеть перс.данные пользователей, которые они вбивают в формы на сайте.

Словарик

А еще мы решили указать все термины, чтобы у вас совсем не осталось вопросов.
Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе: его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, e-mail, номер телефона, другая идентификационная информация (см. ФЗ-152, ст.3, 10, 11).

В настоящий момент перечень персональных данных не является закрытым, если вы сомневаетесь, являются ли данные персональными, обратитесь к юристам за разъяснениями.

Обработка персональных данных - это любое действие или совокупность действий, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление доступа), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Оператор - юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

Отношение Операторов персональных данных к требованиям законодательства разнообразно. Кто-то предпочитает ничего не делать, не подавать уведомление об обработке ПДн в Роскомнадзор и надеяться, что вопросы контроля обработки ПДн его не коснутся. Кто-то отдает вопросы защиты информации полностью на откуп сторонним организациям. Кто-то находит шаблонные комплекты организационно-распорядительных документов в общедоступных источниках, корректирует их, распечатывает и на этом останавливается. Каждый из этих подходов имеет свои недостатки.

Бездействие Оператора не спасает его от плановых или внеплановых (например, организованных по жалобе субъекта ПДн) проверок контролирующих органов. На фоне новостей о постоянно растущих штрафах за нарушения требований обработки ПДн такой подход выглядит малопривлекательным.

При полной передаче вопросов защиты информации на аутсорсинг появляется риск значительно переплатить. Это часто выливается в покупку дорогостоящих средств защиты информации с избыточной и не всегда востребованной функциональностью. Кроме того, созданная и внедренная система защиты без поддержки пользователей и администраторов Оператора в какой-то момент перестает быть актуальной. Ведь система защиты — это не только реализация технических мер и средств, а еще и организационные мероприятия, направленные на выработку сотрудниками Оператора норм и правил корректного отношения к защищаемой информации.

Шаблонные комплекты из сети позволяют создать лишь видимость защиты информации, при этом информационные системы фактически остаются уязвимы и подвержены угрозам.

Мы предлагаем синтетическую концепцию, когда уполномоченное лицо Оператора самостоятельно проходит определенные шаги построения системы защиты. А на этапе технической реализации системы защиты возможно привлечение специализированных организаций.

Такой подход позволяет уполномоченным лицам Оператора лучше понять существующие процессы обработки информации, включить в работу всех заинтересованных лиц и в результате получить эффективную систему защиты информации. Рассмотрим подход подробнее.

Нормативная база

Каждый оператор, приступая к работе, задается вопросом — с чего начать? Определимся с нормативной базой, на которую будем опираться.

  1. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10.07.2014 № 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности».

Разберем порядок действий на отдельно взятой информационной системе.

ГИС или не ГИС

Сначала необходимо понять, относится ли рассматриваемая система к государственным информационным системам (ГИС) или нет. От этого будет зависеть подход к защите. Как определить, ГИС перед нами или нет, описано в отдельной .

Актуальные угрозы ИБ

Необходимо определить, какие угрозы ИБ актуальны для рассматриваемой информационной системы. Определение актуальных угроз производится в соответствии с «Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных». В общем случае алгоритм выглядит так:

  1. По совокупности ответов на ряд первичных вопросов делается вывод об исходной защищенности информационной системы.
  2. Формируется перечень рассматриваемых угроз на основании «Базовой модели угроз безопасности персональных данных» и Банка данных угроз безопасности информации (см. выше). Для каждой угрозы экспертным путем определяется вероятность реализации.
  3. На основании вероятности реализации и уровня исходной защищенности определяется коэффициент реализуемости для каждой угрозы.
  4. Для каждой угрозы экспертным путем определяется показатель опасности для ИС и Оператора.
  5. На основании показателей реализуемости и опасности делается вывод об актуальности для каждой угрозы. Формируется перечень актуальных угроз.

Уровень защищенности ИСПДн

Необходимо определить, к какому типу относятся актуальные угрозы. Существуют три типа угроз:

  • связанные с наличием недекларированных возможностей в системном программном обеспечении;
  • связанные с наличием недекларированных возможностей в прикладном программном обеспечении;
  • не связанные с наличием недекларированных возможностей в системном и прикладном программном обеспечении.

Рассматриваем каждую угрозу в отдельности. Определяем, к какому максимальному типу они относятся.

Следующим шагом необходимо определить категорию обрабатываемых данных. Существуют следующие категории персональных данных:

  • специальные;
  • биометрические;
  • общедоступные;
  • иные.

В одной ИС могут обрабатываться несколько категорий персональных данных. Подробное определение категорий дано в № 152-ФЗ.

Необходимо определить объем обрабатываемых ПДн. Здесь возможны 3 вариации:

  • до 100 тысяч;
  • более 100 тысяч;
  • ПДн сотрудников Оператора (без привязки по объему).

На основании типа угроз, категории ПДн и объема ПДн делается вывод об уровне защищенности системы в соответствии с постановлением Правительства № 1119.

Для Определения УЗ можно воспользоваться специальной таблицей:

Класс ГИС

Если рассматриваемая система относится к ГИС, необходимо определить ее класс в соответствии с приказом ФСТЭК № 17 от 11.02.2013.

Для этого определяются дополнительные к предыдущему разделу показатели:

  1. Масштаб ГИС. Может быть федеральным, региональным и объектовым. Критерии определения зафиксированы в приказе ФСТЭК №17.
  2. Уровень значимости информации — определяется степенью возможного ущерба Оператора от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности информации. Имеет три значения по убыванию значимости — УЗ1, УЗ2, УЗ3. Определяется экспертным путем. Критерии определения зафиксированы в приказе ФСТЭК № 17.

На основании уровня значимости и масштаба ИС делается вывод о классе ГИС.

Базовый набор мер

После определения уровня защищенности и класса (для ГИС) нужно перейти к формированию общего перечня требований и мер, которые необходимо обеспечить в ИС.

Для ИСПДн требования формируются в соответствии с определенным уровнем защищенности на основании № 152-ФЗ, постановления Правительства № 1119, приказа ФСБ РФ № 378 и приказа ФСТЭК № 21.

Для ГИС, помимо требований, необходимых для ИСПДн, дополнительно добавляются требования приказа ФСТЭК № 17.

В результате должен быть сформирован общий перечень требований и мер, которые необходимо обеспечить в ИС. Назовем его базовый набор мер.

Адаптированный набор мер

Следующим шагом является анализ полученного базового набора мер и его актуализация. То есть удаление из него всех мер, несвойственных рассматриваемой информационной системе. Например, удаляем меру «Защита беспроводных сетей», если беспроводные технологии в ИС не применяются. В итоге получаем адаптированный базовый набор мер .

Дополненный набор мер

Исследуем адаптированный базовый набор мер и соотносим его с перечнем актуальных угроз ИБ. В случае если ни одна мера не закрывает отдельную актуальную угрозу, дополняем набор дополнительными мерами. В результате все актуальные угрозы должны быть закрыты мерами ИБ из набора мер. На выходе получаем дополненный адаптированный базовый набор мер .

Система защиты информации

В соответствии с полученным набором мер осуществляется выбор технических средств защиты или организационных мероприятий, направленных на выполнение мер. Происходит формирование проекта системы защиты информации.

Для ИСПДн сертифицированные средства защиты информации применяются для закрытия актуальных угроз ИБ.

Для ГИС применяются только сертифицированные средства защиты информации.

Реализуется внедрение системы защиты по созданному проекту. Внедряются организационные меры и технические средства защиты. Разрабатываются политики, положения, инструкции, которые внедряются в процессы обработки информации. Устанавливаются, настраиваются и вводятся в эксплуатацию средства защиты информации. На этом этапе привлекаются специализированные организации, оказывающие соответствующие услуги. При самостоятельном внедрении ознакомьтесь с типичными ошибками при построении СЗПДН .

Аттестация

После введения системы защиты в эксплуатацию проводится оценка соответствия принятых мер требованиям законодательства.

Для ИСПДн оценка соответствия в форме аттестации не обязательна. Достаточным является проведение испытаний на соответствие требованиям безопасности с выдачей заключения. Испытания могут быть проведены оператором как самостоятельно, так и с привлечением специализированных организаций.

Для ГИС оценка соответствия в форме аттестации является обязательной процедурой. Для аттестации по требованиям безопасности информации необходимо привлечение специализированной организации, уполномоченной на данную деятельность.

Что в итоге

В результате данного подхода получаем систему защиты информации. Как видим, привлечение специализированных организаций происходит только на заключительных этапах. Данный подход позволяет сэкономить организациям значительные средства, так как основную часть работ они выполняют самостоятельно.

Кроме того, последовательно выполняя шаги, уполномоченные лица Операторов напрямую участвуют в работе по защите ИС, что должно положительно сказаться на эффективности полученной системы защиты информации.

А что потом?

Система защиты информации внедрена и принята в эксплуатацию. Можно ли успокоиться и забыть о ней? Конечно нет. Мир информационных систем и технологий очень изменчив. Технологии развиваются и совершенствуются, изменяются информационные системы. Возможно, через какое-то время угрозы ИБ, которые не были актуальны при проектировании системы защиты, станут актуальны. Для поддержания системы защиты информации в рабочем состоянии рекомендуем проводить аудит информационной безопасности не реже одного раза в год, привлекая для этого специалистов — либо собственными силами.

Удачи на пути создания собственной эффективной системы защиты информации.

Станислав Шиляев , руководитель проектов по информационной безопасности компании «СКБ Контур»

"О персональных данных" (ФЗ №152)? Какие основные требования и положения содержатся в этом проекте? На все эти вопросы будут даны ответы в статье.

Общие положения

Какие цели преследует рассматриваемый законопроект? Первое и самое основное - это регулирование отношений, связанных с обработкой информации. Речь идет о средствах автоматизации, информационных и телекоммуникационных сетях, материальных носителях и картотеках. Закон не регулирует защиту данных в конкретной бытовой сфере, семейной или личной. Важнейшим направлением работы представленного законопроекта является защита свобод и прав граждан путем качественного обрабатывания их персональных данных. Нужно это для качественного обеспечения неприкосновенности частной, семейной и личной жизни.

Закон "О персональных данных" направлен на защиту прав граждан. А что подразумевается под персональными данными? Если вкратце, то это абсолютно любая информация, косвенно или напрямую относящаяся к тому или иному лицу. Процесс обработки этих данных представляет собой ряд операций, направленных на хранение, блокирование, удаление или систематизацию информации.

Принципы

№152) содержит в себе ряд основных принципов, на которых и держится весь процесс обработки информации. Что это за принципы? Здесь можно выделить следующее:

  • Все действия должны осуществляться на справедливой и законной основе. Существование рассматриваемого законопроекта подтверждает этот принцип.
  • Должна быть установлена конкретная, четкая цель. Любое отхождение от этой цели недопустимо (целью является защита прав граждан).
  • Должна быть обеспечена точность, достаточность и актуальность заданных целей. Должно быть установлено содержание (его содержит закон о персональных данных).
  • Хранение всех необходимых данных должно осуществляться в соответствии со всеми сроками, требованиями и целями.

Таким образом, рассматриваемый нормативный акт содержит в себе все необходимые принципы, на основе которых может строиться деятельность по защите информации.

Условия

Обработка персональных данных должна осуществляться не только в соответствии с определенными принципами, но и в строгом подчинении определенным условиям. Что это за условия и как они группируются? Вот что стоит выделить:

  • Обязательное согласие гражданина на обработку его данных - важнейшее условие, которое содержит в себе закон "О персональных данных" (ФЗ №152).
  • Вся обработка данных направлена в первую очередь на достижение определенных целей, регулируемых законами и договорами Российской Федерации.
  • Обработка персональных данных направлена на осуществление правосудия или исполнение каких-либо правовых актов.
  • Если получение согласия со стороны гражданина невозможно, обработка его данных все же должна производиться в случае, когда жизни или здоровью человека угрожает опасность.

Стоит также отметить, что обработка всех необходимых персональных данных должна осуществляться специальными, уполномоченными на то операторами. Обязанности этих специалистов будут приведены далее.

Категории

Положение о защите персональных данных содержит в себе определенные типы и категории тех элементов информации, которые должны подвергаться обработке. О чем именно идет речь? Если вкратце, то охарактеризовать основные категории можно как расовые, национальные, религиозные или любые иные убеждения, предусмотренные соответствующим законопроектом. Их обработка должны осуществляться только с непосредственного согласия гражданина и в соответствии со всеми нормами, стандартами и правилами.

Раскрыть основные категории персональных данных подробнее, надо сказать, весьма затруднительно. Но, как правило, это конфиденциальная информация о разного рода физических лицах, государственных служащих, военных и т.д. Все то, что гражданин не хотел бы оглашать прилюдно, должно находиться под защитой государства. Это личные паспортные данные, номера свидетельств или прав, мировоззренческие убеждения и прочее.

Права субъектов

Закон "О персональных данных" (ФЗ №152) гласит, что любой гражданин, чьи данные подвергаются обработке, имеет право в любой момент получить всю необходимую информацию как о своих данных, так и об уровне их защиты. Каждый человек может сделать специальный запрос, после чего любой освободившийся оператор должен предоставить все необходимые данные.

При этом субъект имеет право:

  • на просмотр всех необходимых данных;
  • на уничтожение обрабатываемой информации;
  • на внесение в информацию определенных изменений.

Для того чтобы получить всю необходимую информацию, субъект должен сделать запрос с предоставлением своего личного номера (удостоверяющего личность). При этом каждый гражданин имеет право делать повторные запросы в необходимые инстанции.

Стоит также отметить, что оператор вправе отказать субъекту в просмотре необходимой информации. Однако отказ этот должен быть мотивирован. Как правило, основными мотивами являются неверно оформленный запрос, неоконченная обработка данных или ограниченное правовое положение самого субъекта.

Обязанности оператора

Кто такие операторы? Речь об этих работниках уже шла выше, однако их основные функции так и не были обозначены. Соответствующее положение о защите персональных данных регламентирует здесь следующее:

  • оператор обязан сообщать субъекту свою должность, фамилию и имя, а также адрес;
  • работать должен в строгом соответствии с законом, на основе определенных правовых актов;
  • обязан сообщать субъекту все необходимые правила пользования персональной информацией;
  • обязан качественно обеспечивать запись, хранение, систематизацию, накопление и изменение всех защищаемых и обрабатываемых персональных данных.

Стоит также отметить, что оператор имеет право не предоставлять гражданину персональные сведения, если идет их активная обработка или же если сам субъект не соблюдал все необходимые правила и условия получения персональных данных.

Меры по обеспечению безопасности

Выше были обозначены основные функции и обязанности операторов - работников по обработке персональных данных. Одной из важнейших функций любого оператора остается обеспечение безопасного хранения информации в соответствующих ресурсах. Федеральный Закон РФ от 27 июля 2006 года (№152, ФЗ) регламентирует основные меры и методы, позволяющие обеспечивать качественную безопасность любых персональных данных. Вот что здесь можно выделить:

  • эффективное и быстрое выявление угроз безопасности, их скорое устранение;
  • четкое применение разного рода технических и организационных мер, позволяющих сохранять безопасность хранения;
  • составление оценок для соответствующих процедур, анализ работы хранения и накопления;
  • качественное обеспечение машинных носителей, а также разного рода технических элементов;
  • быстрое восстановление доступа ко всем персональным данным в случае их утечки или потери.

Помимо того, некоторые изменения в законе касаются и установления определенных уровней защищенности, в соответствии с которыми можно качественно оценивать работу по обработке персональных данных.

Уполномоченный орган

Необходимо, наконец, рассказать об уполномоченном органе, в обязанности которого и входит контроль над персональной обработкой данных тех или иных граждан. Несложно догадаться, что уполномоченной инстанцией является орган исполнительной власти. Именно в его обязанности входит качественный контроль и надзор над эффективной работой по обработке информации. Что вправе делать уполномоченный орган?

Вот что регламентирует закон №152 (ФЗ) "О персональных данных".

152-ФЗ "О персональных данных" регулирует отношения, касающиеся использования уполномоченными органами сведений о гражданах. К уполномоченным структурам относят в том числе государственные и муниципальные организации. Нормативным актом обеспечивается информационная защита. 152-ФЗ "О персональных данных" регламентирует также вопросы по использованию сведений о физлицах другими гражданами и организациями.

Вспомогательные инструменты

С их помощью осуществляется сбор информации и ее обработка. 152-ФЗ "О персональных данных" в качестве вспомогательных инструментов называет средства автоматизации. К ним в числе прочего относят компоненты информационно-телекоммуникационных сетей. Нормативный акт регламентирует также отношения, связанные с использованием информации без применения указанных средств, если обработка без них соответствует характеру операций (действий), имеющих место при задействовании инструментов автоматизации. В данном случае в виду имеется то, что их алгоритм позволяет выполнять поиск необходимых сведений, присутствующих в картотеках, на материальных носителях либо других систематизированных собраниях.

Исключения из сферы действия нормативного акта

Они разъясняются в ст. 1. В 2010 и 2011 гг. в нее были внесены изменения. 152-ФЗ "О персональных данных" не охватывает отношения, которые возникают при:

  1. Организации, хранении, комплектовании, учете и использовании документов Российского Архивного фонда, содержащих личные сведения о гражданах.
  2. Обработке персональной информации физлицами исключительно в личных и семейных нуждах, если при этом не ущемляются права и интересы владельце таких данных.
  3. Предоставлении уполномоченными инстанциями сведений о работе судов в РФ.
  4. Обработке данных, которые относятся к государственной тайне.

Цель нормативного документа

В качестве нее выступает защита. 152-ФЗ "О персональных данных" выступает в качестве гаранта неприкосновенности личных сведений физлиц, составляющих тайну их семейной и частной жизни. При сборе и последующем использовании информации не должны нарушаться свободы и права человека и гражданина.

Требования

152-ФЗ "О персональных данных" формулирует ряд принципов, в соответствии с которыми осуществляется работа с информацией личного характера:

  1. Законность и справедливость оснований.
  2. Установление конкретных целей, ограничивающих обработку данных. Запрещена работа со сведениями, несовместимая с поставленными задачами.
  3. Не допускается объединять информационные базы, обработка данных в которых производится в целях, не согласующихся друг с другом.
  4. Работа осуществляется только с теми сведениями, которые отвечают поставленным задачам.
  5. Объем и содержание информации должны соответствовать целям обработки. Они не должны быть избыточными относительно заявленным задачам.
  6. В процессе обработки должны обеспечиваться точность личных данных, их достаточность, а также при необходимости актуальность. Оператору надлежит принимать надлежащие меры по удалению либо уточнению неточных или неполных сведений либо создать условия для принятия таких мер.

Хранение

152-ФЗ "О персональных данных" предписывает, что содержание информации личного характера должно осуществляться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъекта. Хранение должно производиться не дольше, чем это нужно для заявленных целей работы со сведениями. Данное положение 152-ФЗ "О персональных данных" используется в том случае, если срок для содержания информации не определен нормативным документом, соглашением, стороной которого, поручителем либо выгодоприобретателем по которому выступает субъект. Обрабатываемые данные должны быть уничтожены или обезличены по достижении заявленных целей или при утрате в необходимости их достижения, если другое не установлено в нормативном акте.

Правила

Работа с личной информацией осуществляется только в том случае, если субъект дал на это согласие. 152-ФЗ "О персональных данных" допускает сбор и последующее использование личных сведений в соответствии с заявленными целями оператором, а также лицом, выполняющим его поручение. В последнем случае должно быть получено согласие субъекта на это. Ответственность за работу со сведениями несет оператор. При направлении поручения в нем должны указываться:

  1. Перечень операций (действий) с личной информацией, которые надлежит совершить лицу.
  2. Обязанность лица сохранить конфиденциальность информации, обеспечить ее безопасность в процессе обработки.
  3. Цели работы со сведениями.
  4. Дополнительные условия, которые предусматривает Закон о защите (152-ФЗ "О персональных данных").

Нормативный документ предписывает, что операторы и прочие лица, исполняющие их поручения, обязаны не раскрывать иным субъектам и не распространять известные им сведения, если другое не предусматривается правовым актом.

Общедоступные источники

Закон о защите (152-ФЗ "О персональных данных") допускает создание адресных книг, справочников и прочих баз для информационного обеспечения. В общедоступные источники с согласия субъекта могут вноситься:

  1. Место и год рождения.
  2. Абонентский номер.
  3. Адрес.
  4. Информация о профессии и прочие личные сведения.

Согласие субъекта предоставляется в письменном виде. Сведения о гражданине должны быть удалены из общедоступных источников по его запросу либо в соответствии с решением суда, иных уполномоченных инстанций.

Необходимость работы с информацией

152-ФЗ "О персональных данных" устанавливает, что использование сведений осуществляется в соответствии с целями исполнения/обеспечения:

  1. Международных договоров РФ для выполнения обязанностей, задач и функций, возложенных на оператора.
  2. Правосудия, исполнения судебного акта, постановления иного органа либо должностного лица.
  3. Реализации полномочий федеральных исполнительных структур, внебюджетных госфондов, институтов местного самоуправления и функций организаций/учреждений, предоставляющих муниципальные или государственные услуги.
  4. Договоров, поручителем, выгодоприобретателем по которому либо участником которого выступает субъект, в том числе при реализации оператором права на уступку по такому соглашению.
  5. Защиты здоровья, жизни, интересов гражданина, если получение его согласия на работу с его личными данными невозможно.
  6. Профессиональной деятельности журналиста либо СМИ, литературной, научной или другой творческой работы при условии, что это не будет нарушать и ущемлять интересы и права субъекта.
  7. Реализации статистических или других исследовательских задач с обязательным последующим обезличиванием полученной информации. Исключением являются цели, установленные в статье 15 рассматриваемого нормативного документа.

Правила, в соответствии с которыми осуществляется обработка специальных категорий индивидуальных сведений, биометрической персональной информации устанавливаются в статьях 10-11 комментируемого Федерального закона.

  1. К которой субъектом предоставлен неограниченный доступ.
  2. Обработка которой осуществляется по просьбе лица.
  3. Подлежащей обязательному раскрытию или опубликованию согласно нормативному акту.

Согласие субъекта

Как выше было сказано, оно должно предоставляться в письменном виде. В согласии должны присутствовать следующие данные:

  1. ФИО, адрес лица, наименование и номер документа, по которому его личность идентифицируется, сведения о дате, когда он выдан. Если от имени субъекта действует представитель, дополнительно предъявляется бумага, подтверждающая соответствующие полномочия.
  2. Название либо ФИО и адрес оператора или лица, который выполняет обработку в соответствии с поручением.
  3. Цель работы со сведениями.
  4. Список персональных данных, на использование которых субъект дает согласие.
  5. Срок, на протяжении которого действует разрешение лица, способ его отзыва.
  6. Подпись субъекта, дающего согласие.

Если лицо признано недееспособным, разрешение на работу с его сведениями дает его представитель. В случае гибели субъекта такое согласие предоставляют его наследники, если при жизни он его не дал.

Важный момент

Принятие решения о предоставлении собственных персональных данных и последующую их обработку осуществляется субъектом в своем интересе, свободно и добровольно. Разрешение на работу с информацией должно быть конкретным, сознательным. Согласие может даваться лицом или его представителем в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения, если другое не устанавливается в нормативном документе. Если разрешение на работу с информацией получено от представителя, оператор проверяет его полномочия. Согласие на обработку информации может быть отозвано субъектом. В этом случае оператор вправе продолжать работу с информацией без получения разрешения на это от лица при наличии оснований, приведенных в п. 2-11 ч. 1 статьи 6, частях вторых статей 10-11 комментируемого нормативного акта.

Сотрудничество с организациями немыслимо без заключения письменного соглашения сторон, т.е. без договора. Как часто вы заключали договор, последним пунктом которого вы соглашались на использование и хранение ваших личных данных в базе соответствующей организации?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если после подписания какого-либо договора или же после короткого сотрудничества, например, с кредитными организациями вам звонили из других фирм и предлагали свои услугу подобного характера, будьте уверены, что ваши персональные данные разглашены и ваши права нарушены.

Краткий обзор

Информация о гражданах РФ относится к персональным данным лиц и защищается одноименным законом. Кроме того, закон о персональных данных защищает все права и свободы человека, его интересы, связанные с личной информацией о нем в причинно-следственном отношении. Как информацию о вас защитить, чтобы сохранить и не нарушить ваши интересы, права и свободы.

Закон устанавливает и контролирует правила сбора личных данных, их обработки, хранения и возможной передачи. В нем можно найти информацию о случаях, в которых личная информация может передаваться, или когда личная информация не может быть получена, т.е. за лицом сохраняется право ее не разглашать.

ФЗ 152 полноправно действует с 23.01.2007 года. До этой даты персональные данные лиц были фактически не защищены, поскольку отсутствовал соответствующий закон, который бы устанавливал правила и контролировал их исполнение, связанных с получением, хранением и передачей личных данных.

В законе описываются права и обязанности операторов, которые принимают информацию о лицах и при необходимости передают в уполномоченные органы.

Существуют определенные требования к обработке персональных данных, их также можно найти в законе.

Любая информация, которая относится к персональным данным лица, может быть принятой и обработанной оператором только с согласия самого лица. Однако существуют случаи, когда разрешение субъекта не требуется. Данные исключения описываются в законе.

Ответственность за нарушение

Сохранность личных данных, правильный сбор информации, передача ее третьим лицам, а также уведомление самого лица о том, что сотрудник сохраняет ваши персональные данные, ведет ответственный в организации человек, это может быть сотрудник отдела кадров или же любой другой назначенный человек, в том числе оператор.

Если оператор (бухгалтер, сотрудник отдела кадров, банковский служащий или другое назначенное лицо) допустил утечку информацию, или же информация была случайно разглашена, ответственность за нее несет он, а не субъект данной информации.

Наказание за нарушение закона о персональных данных может быть в виде штрафа, наложенного на самого сотрудника, принимающего персональные данные, и (или) на организацию, в которой случилась утечка данных.

Штраф за разглашение информации возлагается на каждый случай утечки, а не единожды на лицо, допустившее данную оплошность. В среднем штраф составляет от 500 до 1000 руб. с оператора, или же от 5000 до 10 000 руб. с организации.

Одна годовая проверка документации может выявить огромное количество нарушений, каждое из которых будет оштрафовано и обойдется юридическому лицу немалой суммой из бюджета организации.

В соответствии с Кодексом об административных нарушениях, если у юридического лица отсутствует Положение о личных данных персонала или клиентов, то при нарушении трудового кодекса организация может быть привлечена к административной ответственности. В таком случае сумма единовременных штрафов будет намного больше.

Кроме того, работу фирмы могут приостановить до выяснения всех необходимых обстоятельств до 3 календарных месяцев.

Уполномоченным органом, контролирующим выполнение закона о персональных данных, является Роскомнадзор. Если предписания этого госоргана не выполняются, на предприятие может быть наложен штраф в размере 20000 руб. Игнорирование запроса Роскомнадзора о персональных данных обойдется организации в 5 000 руб.

Оператора, который был назначен ответственным за работу над личными данными, могут привлечь к административной ответственности, дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой или даже к уголовной.

Основные положения закона о персональных данных с 1 января 2019 года с комментариями

ФЗ №152 в его новой редакции обязывает хранить все персональные данные, касающиеся граждан РФ, на серверах, которые находятся на территории России.

Операторы, работающие с личными данными граждан, должны вести соответствующие записи, собирать информацию и дополнять ее при необходимости только информацией, собранной на территории РФ и хранить ее тоже только на территории РФ.

Категорически нельзя использовать ту информацию, которая практически может находиться за пределами России, т.е. берется с источников, находящихся за пределами России. Даже используя сеть интернет, нельзя дополнять личные данные человека информацией с зарубежных сайтов, если эти сайты ведутся не на территории России.

При нарушении закона, Роскомнадзор может заблокировать ваш сайти или добавить его в свой черный список. Каждая ситуация нарушения рассматривается в индивидуальном порядке по решению суда. Удалить свои персональные данные, в случае обращения лицом и получения отказа от оператора, можно также при помощи судебного разбирательства.

В соответствии с данным законом, к персональным данным лица относится или может относиться абсолютно любая информация о лице как-либо с ним связанная. Последняя редакция закона пояснила этот момент гражданам, что к персональным данным относятся не только их полное имя, дата рождения и адрес по регистрации.

Персональные данные граждан относятся к типу информации конфиденциального характера. Любая организация, которая прямо или косвенно использует имена клиентов, реквизиты компаний, с которыми она работает, почтовый индекс кого-либо в своей переписке и т.д., должна позаботиться о полной сохранности этих данных, т.е. обеспечить систему защиты при помощи шифрования или других средств.

При отсутствии таковых компания рискует быть оштрафованной или закрытой до выяснения обстоятельств.

Кроме того, ФЗ №152 обязует операторов при использовании личных данных получить согласие лица на данную процедуру.

Способы обеспечения защиты личных данных компаниями, которых нет в законе 152:

  • построение дата-центров (мелкие организации не могут позволить себе данную процедуру в виду ее высокой стоимости реализации);
  • обезличивание личной информации (отделить данные от субъекта, при необходимости данные возвращаются на территорию РФ и объединяются с их владельцами);
  • скрывать месторасположение иностранного сервера, дублировать информацию о клиентах и отправлять на зарубежные серверы;

Видео: Зачем нужен

Когда применяется

Закон применяется с целью защиты лиц, когда осуществляется процесс обработки его персональных данных. Также закон применяется в тех случаях, когда может пострадать неприкосновенность вашей личной жизни, на которую вы имеете право, тайны личного характера или тайны вашей семьи.

ФЗ 152 не работает в случаях, когда персональные данные лица используются другими лицами исключительно в личных целях, т.е. без получения выгоды или с целью обогащения. Использование личных данных для архивных фондов также не является нарушением. Если информация о вас является составляющей государственной тайны, данный закон вас не защитит.

Что является персональными данными

Вся информация о вас, прямо или косвенно относящаяся к вам или вашей деятельности, в том числе ваше полное имя, дата рождения, место вашего проживания, все кредиты, оформленные вами когда-то, все ваши браки и прочее, относятся к персональным данным лица.

Какие отношения регулирует

Закон устанавливает правила работы между физическими лицами и юридическими, которые используют персональные данные граждан в своей работе. Задача закона предотвратить разглашение персональных данных лица, поскольку это может привести к нарушению прав, свобод и интересов граждан.

Практически, если вы даете свое согласие на обработку и хранение персональных данных какой-либо организации, например, банку, вы позволяете ему использовать эти данные только в работе, касающейся банковского дела конкретного банка, поскольку вы состоите с этой организацией только в отношениях займа или, например, кредита.

Имеет ли право банк передавать ваши персональные данные другим банкам – нет, подобное нарушение банком недопустимо в соответствии с ФЗ 152, и грозит уголовной ответственностью операторам и самому юридическому лицу.

Передача информации третьим лицам может осуществляться только при наличии письменного согласия лица.

В первую очередь, закон регулирует сам процесс обработки полученной информации. Она может быть получена государственными органами власти, муниципальными органами, а также частными предпринимателями, организациями или физическими лицами.

ФЗ 152 строго ограничивает права всех организаций, которые работают с персональными данными клиентов. Закон обязывает их устанавливать и использовать сложнейшие программы защиты их баз данных. Мелкие организации и фирмы не могут себе позволить подобную роскошь в виду ее высокой стоимостью.

Подписывая соглашение об использовании юридическим лицом ваших персональных данных, вы позволяете исключительно ему ваши данные хранить и применять только для своей работы, поскольку вас связывают определенные рабочие отношения. Разглашение личных данных может грозить вам нарушением прав и свобод, а организации немалым штрафом или же привлечением к уголовной ответственности.