Понятие «гражданское общество». В одном из современных учебников по политологии справедливо замечается: «Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра». Что же представляет собой это загадочное общество?

Распространено мнение, что гражданское общество представляет совокупность (или сеть) добровольно образованных негосударственных структур (объединений, организаций, ассоциаций, союзов, центров, клубов, фондов и пр.). Гражданское общество, таким образом, являет собой некий союз, где на началах невмешательства существуют государство и добровольные общественные организации. В таком случае неясна связь государства и гражданского общества, какое из этих социальных образований является базисным, или же они – параллельные структуры. На такой вопрос наводит и высказывание Л.П. Борисова: «В гражданское общество государство не входит, хотя, конечно, все потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение». О той же зависимости гражданского общества от государства говорится и в учебном пособии под редакцией проф. Г.В. Полуниной: «Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов». Как видим, налицо явная асимметрия зависимости. Общественные организации, составляющие гражданское общество, предполагают, государство решает. Как тогда понять определяющий идеал гражданского общества, благодаря которому оно и появилось, – идеал свободы? Если государство находится вне рамок гражданского общества, значит для него недействителен и несущественен идеал свободы? Кроме того, выходит, что в обществе могут существовать, по крайней мере, две параллельные структуры: государство и сеть организаций гражданского общества.

Или взять другой пример определения гражданского общества. «Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности». В этом определении ударение сделано на индивидуальной стороне человеческих потребностей, а также на групповых или корпоративных интересах. Такое история уже видела на примере корпоративизма фашистских групп и партий.

Таким образом, после знакомства с некоторыми распространенными представлениями о гражданском обществе возникает масса новых вопросов. Несомненными являются только некоторые характерные особенности гражданского общества, такие, как разделение властей, развитие демократии, многообразие форм собственности, политический плюрализм, свобода совести и др.

Дать определение гражданскому обществу сложно главным образом потому, что его существенным признаком является свобода личности. Н. Бердяев называл свободу «таинственной, изначальной, исходной, бездонной, безосновной, иррациональной».

Спорным, как показывает практика изучения этой темы, является еще один вопрос. Являются ли формальные ограничения свободы, устанавливаемые в любом обществе, в том числе и гражданском, ограничением ее по существу ? Этот вопрос всегда появляется, когда речь заходит о свободе гражданина. Ведь логично заключить, что гражданское общество есть сообщество граждан. Кто же такой гражданин? Античного метека, египетского жреца, свободного земледельца, представителя господствующего сословия феодального общества нельзя назвать гражданами. Они только представители определенных социальных групп, гражданин же – представитель общества в целом, это во-первых. Во-вторых, гражданин – это человек, который не может быть лишен права проявить свое личное участие в жизни общества как собирательного целого. Права некоторых граждан могут быть ограничены по закону (например, у людей, отбывающих сроки наказания), но они не могут быть у них изъяты в объеме, представляющем уг-розу для самого существования личности. Иначе говоря, гражданин суть индивид, имеющий право участвовать в жизни целого, реализовывать себя для целого как личность , и который не может быть лишен этого права. Условиями для такой реализации служат демократия, свобода слова, свобода совести, идейный плюрализм, защита прав меньшинства и пр. Иными словами, все, что зачастую определяют как основания гражданского общества, на самом деле является всего лишь условиями его существо-вания.

Понятие гражданского общества в итоге может быть сформулировано так: это есть сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

Структура гражданского общества:

– негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

– совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

– общественные объединения и организации;

– политические партии и движения;

– сфера воспитания и негосударственного образования;

– система негосударственных средств массовой информации;

– церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

– наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

– самоуправляемость;

– конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

– свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

– всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

– жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

– многоукладность экономики;

– легитимность и демократический характер власти;

– правовое государство.

Соотношение общества и государства. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятиям «общество» и «государство».

Общество в широком понимании – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса – нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

Правовое государство: понятие и принципы. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного «связывания» государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное «связывание» государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (фор-мально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

Теперь обратимся к следующему вопросу. Каким образом гражданское общество связано с правовым государством? Государство есть один из элементов гражданского общества, такой же важный и значимый, как и в любом другом обществе, например, в деспотическом обществе восточного типа. Только его организационная функция здесь иная. В гражданском обществе государство призвано охранять и совершенствовать формы, в которых проявляется свобода личности . Совершенствовать такое государство, значит, давать простор проявлению свободы личности, но в то же время и определять ей «коридор», или разумно «ограничивать» ее. В гражданском, или иначе правовом, обществе существует масса таких «ограничений» свободы, но они не наносят урон свободе личности, как таковой. Гражданское общество вообще не ставит задачу вторгаться в эту сферу.

Развитые институты гражданского общества являются неотъемлемой частью социального государства. Под социальным государством понимается такое, которое не только обеспечивает индивидуальную свободу, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества, но стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. Социальное государство возникает на базе достаточно высокого уровня экономического развития общества, позволяющего перераспределять национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, проводить активную политику занятости населения, реализовывать социальные программы поддержки населения.

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники

Кафедра Юриспруденции

Курсовой проект

по дисциплине «Теория государства и права »

Тема 36. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении

Выполнил:

студент ФДО ТУСУР

специальности 030501

Столяров А.А.

г.Саяногорск

Введение

3. Соотношение гражданского общества и правового государства

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время тема гражданского общества занимает умы политиков и юристов. Гражданское общество формируется в связи с тем, что общество не желает вмешательства государства в общественные связи и отношения.

Об актуальности темы можно говорить и исходя из анализа современной юридической литературы. Эта тема активно обсуждается в российской печати. В литературе выдвигаются различные точки зрения об исторических корнях гражданского общества, о сущности гражданского общества, о соотношении гражданского общества и правового государства. Раскрытие специфики соотношения правового государства и гражданского общества имеет важное значение с практической и теоретической точек зрения.

Вопрос об отношениях личности общества и государства стал еще актуальнее именно сейчас, когда в постсоветском государстве стало возникать большое количество общественных институтов, а приоритетное значение субъектов правоотношений принципиально меняется, и на первый план выходит индивид, личность, права и свободы которой призвано гарантировать государство.

Вопросы о развитии гражданского общества возник еще и в связи с положительным опытом существования гражданского общества в других странах. Многие страны достигли высокого уровня развития именно благодаря развитому гражданскому обществу. В условиях гражданского общества граждане знают свои права и желают их использовать, при этом у них имеется желание исполнять свои обязанности, что говорит о достаточно высоком уровне правовой культуры граждан.

Но гражданское общество не может существовать отдельно от правового государства, поэтому встает вопрос об их соотношении, т.е. о степени вмешательства государства в жизнь общества.

Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение правового государства и гражданского общества. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.

Дать характеристику гражданского общества.

Определить принципы правового государства.

Обозначить степень участия государства в общественной жизни граждан.

Объектом изучения являются государство и общество, а предмет изучения представлен взаимоотношениями личности, общества и государства.

Для эффективности исследования в работе используются в качестве ключевых понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями, между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Правовое государство - это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчиненность деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Для проведения исследования в работе используются различные методы. Прежде всего, это общенаучные методы, среди которых материалистический подход, диалектический метод. Для изучения института государства большое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Кроме общенаучных методов в работе применяются специальные методы теории государства и права: компаративистский метод, государственного моделирования, конкретно-социологический метод исследования.

Для раскрытия темы в работе используются учебники и учебно-методические пособия, а также периодические издания на выбранную тему исследования.

Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность гражданского общества

По определению, уровень развитости любого демократического государства оценивается по наличию и степени развитости гражданского общества. Степень развитости гражданского общества говорит об уровне самоорганизации социума, так как гражданское общество характеризует совокупность разнообразных форм активности населения, не связанной с деятельность органов государственной власти. Само понятие «гражданское общество» отражает состояние общественных связей и отношений и при этом является показателем гражданской самодеятельности жителей страны и показателем разделения функций государства и общества.

Считается, что личность может быть истинно свободной только в демократическом государстве, где развито гражданское общество.

Понятия «гражданское общество» и «общество» не являются синонимами, так как слово «гражданское» несет в себе основную смысловую нагрузку, обозначая, что люди, находящиеся в обществе, находятся во взаимоотношениях друг с другом на основании конкретных юридических норм. Гражданское общество характеризуется сочетанием государственно-общественных и индивидуально-личностных интересов. В соответствии с тем, что в гражданском обществе в качестве приоритета выступают, права, свободы и законные интересы граждан, то антиподом гражданскому обществу может быть не просто общество «не гражданское», а общество, в котором наблюдается насилие над личностью, несоблюдение её прав и подобные явления.

В широком смысле слова, гражданское общество - это совокупность отношений, которые не охвачены государственной властью и её структурами. Это независимая от государства сфера, которая возникает и развивается в ходе естественно-исторического процесса. В таком случае, логично заключить, что гражданское общество может существовать не только при демократическом режиме, но и при авторитарном. Только тоталитарный режим, стремящийся подчинить государственной власти все сферы жизни, исключает существование гражданского общества. В узком значении гражданское общество представляет собой структуру, неотрывную от правового государства. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи, основанные на конкуренции и солидарности между партнерами. Это обусловлено характером отношений, которые охватываются гражданским обществом. В нем представлены такие отношения, как мораль, этика, этнические отношения, семейно-родственные, религиозные, политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, и многие другие.

Выделение гражданского общества не рассматривается как его категорическое противопоставление государственной власти. Это определение тех характеристик, которые свойственны только гражданскому обществу, и в этом заключается главная особенность современной общедемократической концепции. Это не просто какое-то объемное понятие, определяющее совокупность частных интересов, это также и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Следовательно, государство не может «учредить», «узаконить» желательный для него образец гражданского общества.

Как уже говорилось, существует положительный опыт высокоразвитых стран, в которых гражданское общество достаточно развито. Исследование такого опыта приводит к выводам, что гражданское общество - это высшая форма самореализации индивидов, которая характеризуется высокой правовой культурой, чувством ответственности. Гражданское общество является продуктом роста благосостояния, культуры и самосознания народа, оно начинается зарождаться в период перехода от сословно-феодального государства к правовому государству. Это значит, что индивид в такой стране обладает экономической самостоятельностью, основанной на частной собственности, он не связан сословными привилегиями, а также осознает, что его права и свободы являются высшей ценностью для государства, которое, в свою очередь, становится политическим инструментом, гарантирующим возможность реализации этих прав и свобод. Поэтому гражданское общество не может существовать без правового государства, а его деятельность направлена не просто на удовлетворение частных интересов, но и на укрепление этого государства.

Гражданское общество означает порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Такой порядок вещей обеспечивает недопущение со стороны государства злоупотреблений властью. Не секрет, что государство обладает большими силами, с помощью которых в любой момент может поглотить или подавить интересы социальных групп, как это было в Италии или германии, когда фашизм захватывал все новые позиции.

Чтобы не допустить такого рецидива, гражданское право в своих отношениях воплощает идеи права как выражение высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола. Гражданское общество предполагает наличие меры свободы всех членов гражданского общества. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т.е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы.

Сфера гражданского общества представлена повседневной жизнью индивидов, но многообразие потребностей должно быть согласовано, так как гражданское общество само по себе целостное образование и должно сохранять эту характеристику. Такое согласование и интеграция возможны при реализации управленческих функций государства, а это значит, что глобальное общество состоит из гражданского общества и государства.

По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства»

Гражданское общество и государство отражают жизнь общества с двух противоположных сторон. Гражданское общество представлено сферой частных интересов индивидов, которые находятся в социальном, экономическом и политическом пространстве. Государство же представляет сферу тотально регламентированных отношений организованных субъектов политической жизни. В то же время гражданское общество взаимно дополняют друг друга, так как правовое государство не может быть построено без зрелого гражданского общества, а гражданское общество не может быть без правового государства, поскольку именно оно создает условия для реализации прав и свобод автономной личности.

Обычно юристами выделяются три качественные характеристики гражданского общества. Первая характеристика отражает правовую природу гражданского общества. Гражданское общество декламирует справедливость и свободу, но эти категории нормативно определены. Этот феномен можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, в гражданском обществе справедливость и свобода являются факторами, упорядочивающими деятельность людей. С другой стороны, человек считается свободным, если он подчиняется законам, которые регулируют применение свободы и справедливости.

Вторая качественная характеристика заключается в том, что гражданское общество не просто предоставляет пространство для реализации частных интересов, но в этом еще и заключается потенциал индивида: насколько он может самоорганизоваться и вступить во взаимоотношения с другими членами общества.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

2. Принципы правового государства

С тех пор, как стало развиваться гражданское общество, как составляющая государства, юристы и мыслители стали говорить о правовом государстве. Если учесть, что Платон и Аристотель называли закон ориентиром, устанавливаемым для граждан и правителей, Эпикур полагал, что политическое управление должно основываться на законе, то можно с уверенностью сказать, что идея правового государства берет свое начало в древности.

Такое отношение к праву наблюдалось не всегда. Например, в буржуазных странах консенсус в отношениях достигался путем сделки, общественного договора, а право рассматривалось как инструмент наведения социального порядка. Позднее право стало выступать как средство защиты населения от произвола государства.

Идеи правового государства поднимались в течение всей истории и до настоящего времени, при этом институт правового государства имел как сторонников, так и оппонентов. Можно согласиться отчасти с Кельзеном, который указывал, что при установлении нормативно-правовой регламентации общественного порядка, государство неизменно выступает как правовое.

В настоящее время выделение правового государства как отдельного института связано с указанием на его характерную черту: верховенство права, которое обеспечивается с помощью установленных механизмов, реализующих применение законов в политико-общественных отношениях. Весь правовой механизм направлен на обеспечение прав и законных интересов граждан.

Конечной целью построения правового государства является создание правовых форм и правовых начал, которые бы регулировали отношения публичной власти с субъектами права, и установление правового равенства для всех граждан.

Господство права тесно связано с правосознанием граждан, так как государство связано правом до того времени, пока в обществе низкая правовая культура, пока люди не имеют представления об объеме личной свободы, пока у народа низкоразвитые представления о господстве законности.

Пока человек говорит, что до 23 часов он может «хоть на голове стоять», это говорит о низкой правовой культуре, а когда он понимает, что после 23 часов нужно вести себя тихо, чтобы не мешать соседям, это уже выше уровень правовой культуры. Когда человек понимает, что в 22.30 часов он тоже мешает соседям, что наступление 23 часов - это не панацея от делинквентного поведения, это уже больший уровень правовой культуры, при таком уровне государство меньше связано правом.

В определенные моменты истории идея правового государства и соблюдения прав человека выдвигалась как альтернатива существующей идеологии.

Взаимосвязь правового государства с обществом, с его многочисленными коллективами имеет иной регулятивный и арбитражный характер, чем государства с иными политико-правовыми характеристиками. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства, общества и личности. Личность осознает ответственность за соблюдение прав другой личности, за признание интересов общества и государства.

За время разработки модели правового государства были выделены основные его характерные элементы.

Господство закона.

Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную.

Признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина.

На основании этих элементов можно выделить нормативные признаки правового государства.

Законность как принцип создания и реализации норм права.

Закон требует общего подчинения всех субъектов права (органы власти, должностные лица, граждане), но это требование не стирает иерархичности нормативных правовых актов по юридической силе. Признак верховенства закона основывается на том, что не любой документ может быть законом, а только такой нормативный правовой акт, который принят уполномоченным на то органом с приданием ему соответствующего юридического значения. В Российской Федерации народным референдумом принята Конституция РФ, а представительными органами приняты Федеральные конституционные законы. Конституция РФ уполномочивает и другие представительные органы принимать нормативные правовые акты, с условием, что они не будут противоречить Основному закону, т.е. Конституции.

Издание нормативных актов должно быть как продолжение Конституции. Конституция РФ говорит о независимости судебной власти, но этот принцип излагается в общих словах, а конкретизируется этот принцип в Федеральных конституционных законах «О судебной власти», «О статусе судей общей юрисдикции» и других законах и подзаконных актах, которые, детализируя принцип независимости судей, не противоречат Конституции.

Законность выступает в качестве особого режима государственно-общественной жизни, который существует при соблюдении определенных условий.

Закон имеет правовой характер.

Закон обладает конституционно-правовой природой.

Закон является основой действия позитивного права.

Законодательная система страны должна обладать субординационной подчиненностью.

Закон выполняет роль регулятора общественных отношений.

Если закон устанавливает какие-либо ограничения, то они должны распространяться на все группы лиц или коллективы, независимо от их статуса.

Правовое государство призвано регулировать общественные отношения и разрешать столкновения публичных и частных интересов с помощью институциональных образований в пределах своих полномочий.

Во-первых, правовое государство предусматривает четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, разделение властей не должно исключать их взаимодействие при детальном определении предметов ведения с подключением механизмов «сдержек и противовесов».

В-третьих, в правовом государстве должна быть законодательно закреплена независимость судебной власти, как это сделано в Российской Федерации.

Эти направления обусловлены естественными различиями функций властной деятельности. Законотворчество заключается в том, чтобы выделить, сформулировать и законодательно закрепить правовую норму. Правоприменение или исполнительная деятельность государственных органов заключается во вмешательстве этих органов в общественную жизнь на основании правовых норм, установленных законодательными органами. Судебные органы осуществляют правоохранную деятельность, которая заключается в разрешении конфликтов, возникающих при столкновении публичных и частных интересов.

Теоретическое закрепление трех ветвей власти требует соответствующего порядка образования органов. Например, характер правотворческой деятельности требует, чтобы органы, осуществляющие эту деятельность, были избраны народом, как его представители, или осуществляли свои полномочия с участием народа. В свою очередь, судебные органы должны обладать авторитарностью и соответствующим обособлением от народа, чтобы их решения воспринимались, как законодательный вывод сложившихся правоотношений.

Если взаимодействие властей происходит успешно, то можно говорить об устойчивом построении власти в государстве. Можно вспомнить начало реформ, когда Конституционный Суд Российской Федерации не мог сохранить свою независимость и постоянно оказывался вовлеченным в кулуарные склоки депутатов. Этот период не характеризовался устойчивостью власти. Все ветви власти осознавали необходимость наличия в стране Конституционного Суда, поэтому пытались определить его законодательную основу. В 1994 году был принят Федеральный конституционный закон, который предусматривает принципы действия Конституционного Суда РФ, его состав. Почти 20-летнее существование Конституционного Суда уже говорит о некоторой устойчивости власти в государстве.

Эта относительная неизменность законодательства говорит о том, что ветви государственной власти образуют достаточно устойчивый механизм, обеспеченный системой «сдержек и противовесов». Эта система состоит из определенных ограничений в пользовании ресурсами власти, разумным распределением функций и полномочий государственной власти между ее органами, различаемыми по уровню политического властвования, по функциям властной деятельности.

Эта система воплощается в нескольких проявлениях.

Рациональное сочетание сильной исполнительной власти и представительной власти, которая наделена определенными контрольными полномочиями.

«Раздвоенная» исполнительная власть (Президент и Правительство).

Разграничение центральной власти и власти органов субъектов Федерации.

Законодательно определенное соотношение органов центральной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, система «сдержек и противовесов» призвана обеспечить нормальное взаимодействие ветвей власти, не допуская доминирования какой-то одной власти путем исполнения несвойственной ей функций, установить оптимальное соотношение всех трех ветвей власти.

Обособление судебной власти - это не пустая конституционная прерогатива, а необходимое требование правовой действительности, так как судебная власть должна отождествляться с авторитетом, именно она должна признаваться в стране арбитром при решении различных коллизионных вопросов. В Конституции РФ и в Федеральных конституционных законах, регламентирующих деятельность судебной системы на разных уровнях, содержатся законодательно закрепленные гарантии - правосудие осуществляется только судом; статус судей включает в себя независимость, несменяемость и неприкосновенность; в некоторых случаях судебное производство ведется с участием присяжных заседателей; публичность вынесения судебных решений.

Конституционный Суд РФ ведет контроль за соответствием принимаемых законов Конституции РФ.

Это касается нормативных признаков правового государства, но правовое государство обладает еще и личностно общественными признаками, к которым относятся:

конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;

всесторонняя поддержка государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;

должный уровень правовой культуры и государственно-правовое сознание граждан.

В настоящее время в международном сообществе мнение о государстве складывается по тому, как государственная власть относится к правам и законным интересам человека и гражданина. Это говорит о том, что современное правовое государство должно реализовывать принципы международного гуманитарного права в своей деятельности.

По развитию российского законодательства видно, что Конституция РФ не ограничивается защитой и соблюдением только неотъемлемых прав и интересов человека и прав гражданина. Государство разрабатывает и принимает законодательные акты, направленные на реализацию таких прав человека и гражданина, как социальные, экономические и культурные права индивидов. Государством признаны коллективные права: право наций, право народов, право ассоциаций.

Государством не просто признаются и закрепляются за индивидами эти права, но и предусматриваются гарантии их реализации. Среди таких гарантий стоит назвать такие: парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы, введение института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.

Такое смещение приоритетов повышает авторитет государства в глазах народа. Такие понятия, как законность, оправданность, необходимость правовых норм перестают быть для людей простыми терминами, но они становятся ценностными ориентирами, идеалами, что также повышает социальную активность индивидов.

В идеальной теоретической модели правового государства личность обладает ответственностью, самостоятельностью, правовым сознанием, политическим осознанием своей значимости в делах государства. Многие говорят, что в России правового государства как не было, так и нет, но, исходя из изложенного, можно сказать, что Россия находится на верном пути к построению правового государства. Осталось немного, так как законодательная система России уже обладает некоторыми признаками устойчивости. Реальное построение правового государства зависит от множества субъективных и объективных факторов, которые не могут сложиться в стройную картину только по желанию законодателя или граждан страны.

3. Соотношение гражданского общества и правового государства

государство гражданское общество

Прежде всего, необходимо указать, что общество существует больше, чем государство, а гражданское общество сформировалось только к концу XVII века. Это было общество людей, освобожденных от запретов и административной регламентации. Такое общество образовалось в развитых странах в условиях капитализма, где отношения между людьми строились на основании свободного предпринимательства и частной собственности. В этом обществе признавалось равенство прав и свобод граждан на основе законодательного закрепления. Конституция приобрела новое значение, а именно значение соглашения между гражданским обществом и государством.

В настоящее время Конституция РФ является подобным соглашением, в котором за государством закреплена сфера публичной власти, а за гражданским обществом - сфера частных интересов и индивидуальных свобод.

Гражданское общество увеличивает сферу деятельности государства в плане контроля судебной власти за представительными и исполнительными органами, а также увеличивает сферу участия граждан в делах страны.

Соотношение гражданского общества и правового государства характеризуется тем, что деятельность представительных органов государственной власти ограничивается деятельностью политических партий и общественных образований.

Развитое гражданское общество нивелирует сторожевую функцию государства, но государство теперь больше занимается управлением в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования, экономической деятельности. Но в то же время гражданское общество ожидает от государства таких действий, граждане осознают, что без правового государства многие потребности общества могут остаться без удовлетворения. Государство уже не осуществляет тотального контроля за экономикой государства, но вмешивается в те моменты, когда возникают коллизии. Расширяется сфера публичного права и развивается социальное законодательство.

Таким образом, теоретическая модель современного цивилизованного государства выглядит примерно так: правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.

Выходит, что гражданское общество становится сильнее и влиятельнее государства, но, в противовес, гражданское общество стремится к тому, чтобы государству было подчинено все общество, но подчинение должно быть организовано через институты демократии, через законодательство, воспринимающее права и свободы человека высшей ценностью, через общественное мнение и многопартийную систему. Государство, к примеру, не может запретить современной молодежи увлечение пирсингом и татуировкой, как бы это ни выглядело со стороны, потому что это является культурным правом молодежи. Но государство может обеспечить надлежащие условия, чтобы эти права не были нарушены.

Законодательство принимает вид волеизъявления народа и социальный характер, благодаря чему малообеспеченным слоям гарантируются льготы и социальные выплаты, но это не ставит эту группу в доминирующее положение.

Народы стран с развитым гражданским обществом общаются между собой через всемирный рынок и на основании международных пактов. В таких обстоятельствах повышается авторитет международных организаций (ООН, например).

С одной стороны, кажется, что гражданское общество стремится к тому, чтобы в перспективе заменить государство общественным самоуправлением. Но, с другой стороны, это разрушит установленное соотношение правового государства и гражданского общества. Разрушение этого соотношения может привести к тому, что гражданское общество придет в упадок и в стране установится тоталитаризм или полная анархия.

Тоталитаризм - извращенная форма государства, фактор, который сворачивает основные институты гражданского общества. Порой такое государство безосновательно рассматривается как скорый выход из кризисных ситуаций, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути к гражданскому обществу. Для такого государства характерны сначала ограничения, а затем и полная отмена гражданских прав человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людскими и материальными ресурсами. Делается это якобы во имя общего блага, подлинных интересов нации или народа, причем оправдываются вышеназванные ограничения тем, что кроме крайних мер отсутствуют другие способы спасения.

Следовательно, соотношение правового государства и гражданского общества, при котором государство обеспечивает, соблюдает, гарантирует и защищает права, свободы и законные интересы своих граждан, а граждане направляют свои усилия на развитие правового государства, должно быть сохранено.

Заключение

Общество и государство, их соотношение - кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества, обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, внутренне присуща государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль - возвышаться над обществом, проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но, в общем и целом, государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется, в конечном счете, объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики. Самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается, прежде всего, гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета №7. 21.01.2009.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона РФ от 05.04.2013 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. №№ 138 - 139. 23.07.1994.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 25.12.2012 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. №3. 06.01.1997.

Аврутин Е.Ю. Государство и право. Теория и право. - М.: Издательство «ЮНИТИ», 2009.

Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций / Тема 22. - М.: Издательство РАГС, 2000.

Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли / Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Юрист, 2003.

Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р.Дж., Рей Д.У. Демократия: государство и общество. - М.: Издательство «КНОРУС», 2009.

Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. - М.: Издательство «Норма», 2009.

Мартышин О.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Издательство «Норма», 2009.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «Приор», 2000.

Основы российского права. Учебник / Кашанин А.В., Кашанина Т.В. - М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2006.

Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2009.

Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. - 1997. - №4.

Коломийцев В.Ф. Демократия - это гражданское общество и правовое государство // Гражданин и право. - 2008. - №4.

Крупеня Е.М. Политико-правовая активность личности и российское государство: к вопросу цивилизованной соотносимости // История государства и права. - 2009. - №7.

Пахомов В.Г. Правовое государство: исходные положения // Право и государство: теория и практика. - 2007. - №2.

Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество»

Среди существенных предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. В отечественной и зарубежной литературе существует довольно много несовпадающих друг с другом представлений о понятии гражданского общества и характере его соотношения с государством.

Например, нередко гражданское общество понимается как система противостоящих государству и «конкурирующих между собой взглядов, интересов и воззрений отдельных социальных групп и индивидов», как комплекс различных общественных объединений, движений, связанных между собой личными и общественными интересами, «экономическими взаимозависимостями», а также правовыми и неправовыми правилами и обычаями.

Среди составных частей гражданского общества при этом выделяются прежде всего такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и др. Все они относительно самостоятельны применительно друг к другу, а также независимы от государства. Согласно сложившимся воззрениям «царство гражданского общества» исключает какие бы то ни было политические связи и отношения, а также «институты государства».

Иными словами, гражданское общество выступает, и в этом есть значительная доля истины, в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательное наблюдение за действиями государства, с тем чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и принятие всех дозволенных законом мер для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.

Гражданское общество выступает не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.

Гражданское общество - это та часть жизни людей, в которой они самостоятельно реализуют свои интересы, объединяются по интересам, регулируют отношения через созданные ими же организации. Государство не должно без излишней необходимости вмешиваться в дела общества. Люди в гражданском обществе должны быть независимы от государства, прежде всего независимы экономически, т. е. они должны обладать частной собственностью и иметь самостоятельные и достаточные доходы.

Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений. К наиболее важным признакам гражданского общества относятся: 1. Индивидуальная свобода. Это предполагает широкую степень личной свободы человека - свободу слова, свободу собраний, объединений, передвижения, избирательную свободу, свободу в выборе собственности, профессии и т.п. В гражданском обществе каждый индивид имеет возможность при необходимости привлечь государство к суду, а государство не должно вмешиваться в частную жизнь.

  • 2. Наличие среднего класса. Это предполагает наличие обеспеченной, экономически самостоятельной и независимой прослойки людей, обладающих чувством ответственности перед обществом. Средний класс - социальная основа и опора гражданского общества.
  • 3. Открытость общества. Это предполагает, что информация свободно перемещается в обществе и доступна, в том числе информация о том, что делает государство, государственные органы, должностные лица. В таком обществе нет культа секретности, обеспечена свобода печати, критики. В международных делах такое общество открыто для сотрудничества, взаимодействия с партнерами из-за рубежа.
  • 4. Плюрализм (политический, экономический, идеологический). Это предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий, общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений, и государство не навязывает какую-то одну из них, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни.
  • 5. Самоуправляемость общества. Это предполагает, что люди самостоятельно управляют своими интересами, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления.
  • 6. Правовое государство. Это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Там, где есть перечисленные признаки, можно констатировать наличие гражданского общества. В качестве вывода можно вывести два различных варианта определения гражданского общества: Во-первых, гражданское общество - это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений свободных индивидов-собственников. Во-вторых, гражданское общество - это та часть общественных отношений, в которых люди самостоятельно решают вопросы своей жизни, где они экономически независимы от государства.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы, и др.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т. е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

Можно охарактеризовать гражданское общество как сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.

В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Вся идея правового государства сводилась к идее верховенства закона. Но это упрощенное представление. Сам закон - это форма выражения права. Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно. Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.

Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает идеологизированное представление о государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим.

Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.

Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и не защищает правопорядок - таков любой тоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считаться государством: например, фашизм, большевизм.

Правовое государство является таким демократическим государством, где обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей.

Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Сейчас нам часто приходится слышать понятия правовое государство и гражданское общество. Узнаем кратко о гражданском обществе и правовом государстве. Изучение данного вопроса в статье представлено по плану: рассмотрение понятия правового государства, а затем гражданского общества.

Правовое государство

Это такая форма государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан, и власть всегда действует в рамках закона.

Есть высказывания известных людей, ученых, которые четко определяют понятие правового государства. Например, слова юриста Б. А. Кистяковского: “Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт”.

Признаки правового государства:

  • в политической системе главную роль играют юридические законы, то есть действует верховенство права;
  • незыблемость прав и свобод граждан;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, недопущение сосредоточения власти в одних руках;
  • социальная политика государства, то есть направленная на поддержку всех слоев общества;
  • связь с гражданским обществом.

Трудности формирования правового государства в России:

  • необходимость преодоления многих проблем: коррупции, преступности;
  • низкая правовая культура людей, то есть нежелание участвовать в политической жизни, изучать законы.

Но несмотря на эти проблемы, в нашей стране сделаны попытки приблизить государство к правовому.

Например:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • реализован принцип разделения властей

Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Советом Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть находится в ведении судов и является независимой и самостоятельной. Главой государства является президент. Все эти ветви власти действуют обособленно, но при этом имеют и особые формы взаимодействия.

Гражданское общество

Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти.

Признаки гражданского общества:

  • свобода действия граждан, ограниченная лишь законами государства;
  • возникновение различных объединений, союзов: например, рабочих профсоюзов, женских, детских организаций, союзы деятелей культуры, негосударственных средств массовой информации;
  • активное участие органов местного самоуправления в принятии государственных решений, имеющих значение для всех субъектов страны, равное соотношение роли центральных и местных органов

Таким образом, гражданское общество включает в себя совокупность негосударственных организаций, которые ставят своей целью реализовать интересы людей, их потребности, устранить существенные различия между возможностями центральных и местных органов власти.

Говоря о гражданском обществе, нужно сказать, что сейчас в нашей стране также происходят попытки его создания, преодоления различий между российским обществом и обществом развитых стран.

Аргументом в пользу этого является создание в 2006 года Общественной палаты, которая объединяет представителей общественных объединений.

Цели создания Общественной палаты:

  • привлечение граждан к политике;
  • помощь в реализации инициатив граждан по улучшению системы управления;
  • получение независимой оценки законопроектов.

Это событие неоднозначно оценивается в общественном мнении:

  • с одной стороны, это признак того, что власть готова создавать механизмы взаимодействия общества и государства;
  • с другой стороны, взаимосвязь этих сторон в решении некоторых вопросов оказалась чисто номинальной, так как власть не хотела прислушиваться к мнению общественных организаций.

УДК 34.01

А.А. ВАЛЕНТИЙ,
аспирант Мурманского гуманитарного института

На современном этапе развития человечества, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство является лишь стороной гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер. Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. где существует гражданское общество. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны. Без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем граждан Российской Федерации, в том числе и построение правового государства.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, тоталитарный режим, законодательство, единство права и закона, ветви государственной власти, приоритет права.

On the modern stage of the development of the mankind when the relations of exchange turn into the ruling relations, the state is only a side of the civil society, which stipulates its democratic character. The legal state appears where the society has steady democratic, legal, political and cultural traditions, that is, where the civil society exists. The civil society and the legal state logically presuppose each other and one of them is possible without the other. In the same time the civil society is initial: it is main social and economic prerequisite of the legal state. The civil society and the legal state are not cut off or isolated parts, but they are mutually stipulated systems though not identified. The relations between them are strictly determined as the state is the organizational form of the society and also because they are indissoluble. The effective solution of the vital problems of citizens of the Russian Federation including the constitution of the legal state is impossible without the nature civil society.
Keywords: civil society, legal state, totalitarian regime, legislation, the unity of the right and the law, branches of state power, the priority of the right.

На сегодняшний день множество научных статей и работ посвящены данной тематике. Однако в трактовке этих понятий нет единства мнений как среди ученых мужей, так и среди политической элиты нашей страны, употребляющей данные термины, не всегда четко понимая, о чем идет речь. Особенно грустно, когда средства массовой информации вольно трактуют и смешивают и не всегда уместно употребляют понятия гражданское общество и правовое государство.
Считаем необходимым разделять эти термины. Так, понятие «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого «rechtsstaat» и соотносится с вполне определенными концепциями.
По нашему мнению, в паре определений общество и государство ведущее положение занимает общество, следовательно, в паре гражданское общество и правовое государство определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место только политической формы. На современном этапе развития человечества государство является лишь стороной гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.
В прошлом веке во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, в совокупности характеризующими его как правовое. Большинство современных европейских государств являются правовыми государствами. Правовые начала в данных государствах, устойчивая законодательная база, направленная на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также высокий уровень правовой культуры сформировались благодаря направленности на развитие гражданского общества.
Само словосочетание правовое государство предполагает, что на первом месте стоит право, а на втором - государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в конституции.
Правовое государство - многогранное социальное явление. Данное определение подходит и к объяснению понятия «право». В ходе общественного прогресса оно приобретает особые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового
государства является его связанность правом. Защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе его взглядов, мнений и критики существующего государственного строя, а также политики, проводимой государственной властью, возможно лишь в развитом правовом государстве. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.
Правовому государству присущи следующие принципы:
1) приоритет права. То есть рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни осуществляется с позиций права и закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) соотносится с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в государстве существуют необходимые для выражения и действия права формы и процедуры (конституции и законы, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.);
2) правовая защищенность человека и гражданина. Этот принцип лежит в основе всех
взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, гражданами в рамках правовых отношений в самых различных сферах повседневной жизни индивида.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д.
Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются особые права, передающиеся государству и не принадлежащие отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства;
3) единство права и закона. В правовом государстве любой нормативный правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что документ должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой;
4) правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (социальной элите). В данном случае для властвующих не важно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.
Также правовому государству присущи принципы верховенства закона - высшего нормативного правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, без которой оно не сможет существовать. Но не достаточно лишь провозглашения и законодательного закрепления данных принципов и основ. Самой непростой задачей является то, как и при каких условиях данные принципы могут существовать и действовать в реальной жизни обывателя. Для этого необходима сформированная гражданская позиция индивидов, развитая система «сдержек и противовесов» в государственной власти, возможность конструктивной критики принимаемых государственными органами решений, а, следовательно, развитое гражданское общество.
Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. где существует гражданское общество.
Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.
Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое государство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.
Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества.
Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества.
Формирование правового государства требует сбалансированных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, скажем, от политической. Все необходимо делать параллельно.

Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.
Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом гражданское общество практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству.
Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории «общественного договора» Д. Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.
Другую традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Г. Гегеля, рассматривавшего гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности с помощью труда.
В современном понимании гражданское общество есть система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению; система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачу которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т. д. Также гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы.
Что касается Российской Федерации, в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью экономического состояния страны и мира, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией РФ были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. На этом пути между новыми гражданскими структурами и государственной властью складываются непростые взаимоотношения. Государственный аппарат всегда стремится расширить свои полномочия, оттесняя на политическую периферию гражданские ассоциации.
Нельзя отрицать того, что в правящей политической элите есть немало влиятельных сторонников демократического функционирования государственных институтов. В президентских структурах осознают необходимость создания условий, способствующих более активному формированию гражданских объединений и их вовлечению в сферу управления социальными процессами.
Руководство страны убеждено в том, что необходимо продолжать работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества. Без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей. Только свободный человек способен обеспечить рост экономики и, в конечном итоге, процветание государства. Это сложный и тернистый путь, возможно, что идеальное воплощение идеи построения гражданского общества не осуществимо. Однако не стоит останавливаться на достигнутом и откладывать решение данной проблемы, поскольку по своей природе человек стремится к свободе и требует уважения к собственным взглядам и интересам. Это должен учитывать любой политик и государственный деятель.

Литература

1. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и на-
правление для дальнейших исследований // Полис. 1995. № 3. С. 48-57.
2. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. - М., 1998.
3. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 141-159.