Ключевые вопросы

Регулирование деятельности в области обращения с ТКО

Разъяснения ФАС России по вопросу перехода на новую систему регулирования

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016) определил новую систему регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО).

Так, в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) введена новая глава V.1, которая регулирует деятельность в области обращения с ТКО, осуществляемую операторами и региональными операторами по обращению с ТКО.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

. оператор по обращению с ТКО — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО ;

. региональный оператор по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем 10 лет на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — ОИВС) в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила отбора).

Для проведения конкурсного отбора из состава ОИВС выбирается комиссия в составе 5 человек, которая рассматривает заявки и документацию и выбирает регионального оператора.

Извлечение
из Правил отбора

[…]
19. Участник конкурсного отбора должен соответствовать следующим обязательным требованиям:
а) наличие государственной регистрации на территории Российской Федерации;
б) наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора;
в) в отношении участника конкурсного отбора не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании участника конкурсного отбора несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
г) деятельность участника конкурсного отбора не приостановлена в качестве административного наказания, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
д) у участника конкурсного отбора отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации […] за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника конкурсного отбора, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. […];
е) у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа (при наличии такого органа) и главного бухгалтера участника конкурсного отбора отсутствует неснятая и непогашенная судимость за преступления в сфере экономической деятельности.
[…]

Заявки оцениваются по критериям, среди которых приведенная стоимость и качество услуги регионального оператора. Критериями качества такой услуги являются критерии надежности, оперативности, открытости и исполнительности.

На сегодняшний день в Российской Федерации только несколько регионов выбрали регионального оператора. Территориальные схемы обращения с отходами утверждены в 82 регионах, региональные программы обращения с отходами — в 45 .

У регионального оператора есть ряд обязанностей. Например, он не имеет права отказать в заключении договора на прием отходов, если собственник ТКО находится в зоне деятельности регионального оператора. Это определенно положительный момент, т.к. всем известна проблема удаленных районов и сельских местностей, куда отказываются ездить крупные лицензированные транспортировщики и организации, эксплуатирующие полигоны, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов. В итоге села вынуждены свозить отходы на местные нелегальные свалки.

На прием отходов устанавливается единый региональный тариф.

Регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО (обработка, обезвреживание, захоронение ТКО, оказание региональным оператором услуги по обращению с ТКО) осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности, установленные уполномоченными ОИВС. Предельные тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО:

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;

Тариф на обработку ТКО;

Тариф на обезвреживание ТКО;

Тариф на захоронение ТКО.

Тарифы устанавливаются уполномоченными ОИВС либо органами местного самоуправления, при этом они должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и инвестированного капитала.

В случае неблагоприятной экономической ситуации Правительство Российской Федерации может на определенный срок (до 3 лет) менять установленные единые тарифы, при этом недополученные доходы из бюджета государства операторам возмещаться не будут. Впоследствии эти недополученные выгоды будут учтены, когда тарифы вновь пересмотрят.

В целях расчетов по договорам определяются объем и (или) масса ТКО. Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (в ред. от 27.02.2017).

Объем и (или) масса ТКО могут определяться исходя из нормативов, утвержденных ОИВС либо органами местного самоуправления. Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 (в ред. от 27.02.2017). Нормативы определяются для разных категорий производителей отходов натурным методом, т.е. путем замеров отходов и анализа полученных образцов. Рассчитываются среднесуточные, среднемесячные и годовые нормативы.

Информация в области обращения с ТКО, в т.ч. тарифы и сведения о региональном операторе, должна быть открытой и размещаться в сети Интернет на сайтах операторов и (или) ОИВС. Правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов уполномоченными ОИВС, а также соблюдение указанными органами требований стандартов раскрытия информации — предмет государственного и регионального контроля (надзора). Проверки могут проводиться ежегодно начиная с даты регистрации оператора по обращению с ТКО или регионального оператора. Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 (в ред. от 05.02.2016).

Операторы по обращению с ТКО и региональные операторы эксплуатируют объекты по обращению с ТКО. Данные объекты строятся, реконструируются или модернизируются в том числе за счет инвестиционных программ, разработанных на основе территориальной схемы обращения с отходами.

К СВЕДЕНИЮ

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:
. данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта (с нанесением источников их образования на карту субъекта);
. данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
. данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте (с разбивкой по годам);
. данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта;
. данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в т.ч. ТКО;
. баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в т.ч. ТКО, на территории соответствующего субъекта;
. схему потоков отходов, в т.ч. ТКО, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

В связи с переходом на новую систему тарифообразования в области обращения с ТКО у ОИВС появилось много вопросов: как перейти на новую систему, как выстроить тарифную сетку, как регулировать тарифы и др. На поступившие вопросы ответила Федеральная антимонопольная служба в письме от 19.04.2017 № ВК/26417/17 «О направлении информации по вопросу перехода на новую систему регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса утверждены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 210-ФЗ) и будут применяться до 01.01.2018 .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, будут применяться до окончания срока, на который они были установлены, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

ФАС России сообщает, что для перехода на новую систему практически все готово. Помимо Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (в ред. от 05.05.2017), утвердившего Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Правила регулирования), выпущен также Приказ ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Извлечение
из Основ ценообразования

[…]
14. При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, — в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста цен на капитальное строительство;
темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;
д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.
[…]

Таким образом, ОИВС должны установить новые тарифы на обращение с ТКО до начала 2018 г. (не позднее 20.12.2017) на срок не менее 12 месяцев вне зависимости от того, будет ли выбран региональный оператор к этому сроку или нет. При этом регулируемая организация представляет в ОИВС либо орган местного самоуправления предложение по установлению тарифов до 1 сентября года, предшествующего регулируемому периоду (до 01.09.2017).

Если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов (проще говоря, если региональный оператор выбран впервые), предельные тарифы могут быть установлены на текущий год в соответствии с пп. 16 и 17 Правил регулирования, а предложение об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора необходимо представить в орган регулирования не позднее 01.07.2018.

При этом ФАС России обращает внимание, что в связи с нововведениями в части изменения структуры затрат, учитываемых в тарифах, данные тарифы для собственников отходов могут вырасти. Например, в тарифе учитываются прибыль регулируемой организации в размере 5 % текущих расходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, размер которой определяется с учетом ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913:

Наименование загрязняющих веществ

Ставки платы за 1 т загрязняющих веществ (отходов производства и потребления), руб.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

III. Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности

Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)

Отходы II класса опасности (высокоопасные)

Отходы III класса опасности (умеренно опасные)

Отходы IV класса опасности (малоопасные)

Отходы V класса опасности (практически неопасные):

добывающей промышленности

перерабатывающей промышленности

Помимо этого, в тарифе будут учтены расходы на обезвреживание и (или) захоронение ТКО, если региональный оператор осуществляет эти операции самостоятельно, а также расходы на сбор и транспортирование отходов, сбытовые расходы, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО, расходы на оказание комплексной услуги по обращению с ТКО для субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Тариф регионального оператора и его валовая выручка не могут превышать стоимость услуг данного регионального оператора, определенную по результатам конкурсного отбора.

В тариф не будут включены расходы на содержание контейнерных площадок. Согласно п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Если такие площадки не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то расходы на их содержание ложатся на собственников земельного участка.

Также в соответствии с ч. 4 ст. 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Вывод

Страна уже на пороге внедрения новой системы обращения с ТКО, после перехода на которую региональные операторы будут не только вывозить отходы, но и координировать весь процесс обращения с ТКО на вверенной им зоне деятельности, начиная со сбора и обработки отходов до ликвидации несанкционированных свалок.

Практически во всех субъектах Российской Федерации уже приняли территориальные схемы обращения с отходами и сейчас активно выбирают региональных операторов. Власти рассчитывают, что новый порядок оплаты вывоза мусора будет стимулировать операторов довозить его до места приема на полигоне, а не устраивать стихийные свалки. В результате должны заработать в полную силу мощности по приему и обработке отходов, которые во многих регионах сейчас простаивают или работают в половину нагрузки, т.к. везти отходы на большие расстояния невыгодно. При этом отслеживать стихийные свалки и выявлять виновных в их образовании транспортировщиков затруднительно.

Региональные операторы, по задумке реформаторов, — симбиоз бизнеса и государства, в итоге бизнесу должно быть выгодно работать в предоставленном правовом поле. Однако не все согласны с таким сценарием, и некоторые специалисты, например представители Пермского государственного университета, считают, что десятилетняя монополия на вывоз отходов в каждом регионе приведет к негативным последствиям и, чтобы во всех регионах привести в порядок систему обращения с ТКО, необходимы и другие шаги и меры.

Напомним, в 2016 году был объявлен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а 30 декабря того же года департаментом ЖКХ Ивановской области были подведены итоги. Победителем признана компания «Региональный оператор по обращению с ТКО ».

С первого июля услуга по вывозу и утилизации мусора перешла из разряда жилищных в коммунальные, в квитанциях она выведена в отдельную строку. Изменился и расчет услуги: плата за вывоз отходов будет начисляться в зависимости от количества проживающих в людей, а не от площади помещения, как это было раньше. В связи с этим у граждан возникает много вопросов о работе регионального оператора по обращению с ТКО. На самые часто задаваемые вопросы ответил заместитель генерального директора регоператора по обращению с ТКО Денис Александрович Немцев.

Нужно ли проводить собрание в МКД и принимать решение для того чтобы договора на коммунальную услугу по вывозу мусора заключали с каждым жителем? И как будут заключаться эти договоры?

По умолчанию договор на оказание услуги по обращению с отходами заключается между Региональным оператором и управляющей компанией. Если собственники квартир в МКД хотят заключить прямые договоры с Регоператором, они должны провести общее собрание собственников и проголосовать за это решение. В случае принятия такого решения договор на оказание услуги по обращению с ТКО Регоператор заключит с каждым собственником квартир в данном МКД.

Если договора не будут заключены, жители не обязаны платить?

Услугу по обращению с ТКО обязаны оплачивать все. Проект договора разослан всем жителям области по почте. Основанием для оплаты служит подписанный с Региональным оператором договор или квитанция на оплату в случае, если договор заключается посредством публичной оферты. Так как договор с Регоператором является публичным, а жители обязаны его заключить, то Регоператор имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении жителя к заключению договора. При этом задолженность по договору будет формироваться с момента начала оказания услуги.

Правда ли, что при оплате первой квитанции, где указан вывоз мусора, житель автоматически заключает устный договор и заранее согласен на условия регоператора?

В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту. Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО Регоператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое подписание договора, размещенного в СМИ.

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу? Что улучшится с приходом регоператора?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.

Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС - налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще 18% НДС.

Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

О росте тарифа известно и в Правительстве Ивановской области, и в Правительстве РФ. Этой проблеме было посвящено недавнее заседание в Москве под руководством заместителя председателя Правительства Д.Н. Козака. В настоящее время в правительстве страны обсуждается вопрос о снижении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и о предоставлении Регоператорам по обращению с ТКО льготы по уплате НДС.

Где планируется установка контейнерных площадок в частном секторе?

Контейнерные площадки в частном секторе обустраивают органы местного самоуправления с учетом мнения жителей. Регоператор только снабжает площадки контейнерами.

Что включает в себя понятие «утилизационный сбор», за который должны платить все?

Многие путают утилизационный сбор и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Утилизационный сбор вносят производители и импортеры товаров, которые по окончании их использования подлежат утилизации. По идее законодателя средства, собираемые с производителей в рамках утилизационного сбора, должны пойти на утилизацию или захоронение отслуживших товаров (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т.п.).

Плату за негативное воздействие вносят все предприятия и физические лица, в результате деятельности и жизнедеятельности которых образуются отходы. Ставка платы зависит от класса опасности образующихся отходов. По логике разработчиков средства, собираемые в рамках платы, должны быть потрачены на ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отходами, образующимися у потребителей. Средства, собираемые в рамках платы за негативное воздействие, распределяются в следующем порядке: 5% — в федеральный бюджет, 45% — в областной, 50% - в местный бюджет.

Вы утверждаете, что регоператор будет отвечать за сбор и утилизацию мусора, а за содержание контейнерных площадок отвечает муниципалитет. Что нужно сделать, чтобы вся эта цепочка была закреплена за регоператором? Ведь такой подход был бы более удобным и справедливым.

В случае обнаружения стихийной свалки, регоператор обязан выявить собственника земельного участка, на котором расположена стихийная свалка, и предложить ему ликвидировать ее. Если в течение этого времени свалка ликвидирована не будет, то регоператор обязан сам ее устранить, но при этом получает право через суд взыскать понесенные расходы с собственника земельного участка. В законодательстве какого уровня этот порядок прописан?

Этот порядок прописан в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156

Что изменится с началом работы Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Ещё в конце 2014 года Президентом страны подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления ». Согласно этим изменениям ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный, а в каждом регионе выбирается Региональный оператор по обращению с отходами, который занимается созданием и развитием областной системы обращения с отходами. Задача управления отходами выведена на новый уровень, поэтому сформирована единая областная территориальная схема обращения с отходами, поэтому региональный оператор выстраивает и оптимизирует свою работу в рамках всей области, поэтому принимаются общие для всей области нормативы накопления и единый для всех тариф на услугу по обращению с отходами. Теперь проблемы Пучежского или Пестяковского районов - общие для всей области.

«Стало » (Что изменится с момента начала работы регоператора)

На территории сразу 8 муниципальных районов области местные свалки отходов закрыты по решению суда. Эти объекты не соответствовали требованиям природоохранного законодательства: под свалки просто отводились ближайшие к райцентрам выработанные карьеры без всяких проектных и изыскательских работ, свалки размещались на территории населенных пунктов и даже в гослесфонде. Не секрет, что жители и предприятия районов, где были закрыты свалки, продолжают ими пользоваться, ведь другого способа избавиться от отходов они не имеют. Все эти объекты не контролируются надзорными органами, не обслуживаются специализированными предприятиями, а ведь они наносят очень серьезный вред окружающей среде и здоровью человека — горят, загрязняют воздух, почву и грунтовые воды.

Деятельность Регионального оператора максимально прозрачна для государства и его надзорных органов, если законом установлено, что регоператор вправе размещать отходы только на объектах, включенных в госреестр, то так оно и будет. Это означает, что регоператору придётся изыскивать способы доставки отходов из отдаленных районов, где свалки закрыты, к законным объектам по размещению отходов - полигонам. Расстояния эти подчас очень большие. Так, например, от Пучежа до ближайшего законного полигона ТКО - более 100 км. Для решения проблем вывоза отходов из отдаленных районов регоператору необходимо обеспечить привлечение инвестиций в приобретение дополнительного спецтранспорта, в строительство и работу мусороперегрузочных станций.

Охват договорными отношениями по вывозу отходов жителей частного сектора и домов при непосредственной форме управления в Ивановской области составляет 20-25%.

Кроме того, большая доля предприятий и индивидуальных предпринимателей уклоняется от заключения договора на вывоз отходов.

Задача регоператора - обеспечить максимальный охват услугой по обращению с отходами всех потребителей области.

Очень многие жители частных домовладений городов, а также жители сел и деревень впервые смогут воспользоваться этой услугой. На плечи регоператора ложатся проблемы обеспечения вывоза отходов частного сектора: приобретение контейнеров, пакетов для сбора отходов.

С организацией вывоза отходов из частного сектора решаются и экологические проблемы. Жители частных домовладений, не имея возможности воспользоваться услугой по вывозу отходов, вынуждены искать незаконные способы избавиться от своих отходов - сжигать их или сваливать в ближайший овраг. Так же поступают и недобросовестные предприниматели, не желающие оплачивать услуги по вывозу и захоронению своих отходов.

По этой причине и появляются многочисленные стихийные свалки на окраинах городов и сёл, в окрестных лесах и оврагах. Ежегодно службой Росприроднадзора и органами местного самоуправления Ивановской области выявляется более 500 несанкционированных свалок. Мы ожидаем, что расширение охвата жителей частного сектора и предпринимателей услугой по обращению с отходами позволит значительно снизить количество стихийных свалок.

Одной из задач, которую ставило перед собой руководство страны, когда готовило реформу системы обращения с отходами - повышение её прозрачности. Всем известно, что на рынке вывоза отходов работало очень много недобросовестных транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей. Они брали с потребителей плату за вывоз отходов на полигон, а сами, желая побольше заработать и не платить полигону за размещение отходов, сваливали их в незаконных местах: на обочинах дорог, на окраинах промзон городов, на опушках лесов.

С появлением регоператора ситуация должна измениться. Теперь все, у кого образуются твердые коммунальные отходы, обязаны иметь договор на вывоз только с регоператором. Тот, в свою очередь, привлекает местных операторов - транспортные компании и полигоны. При этом все полигоны по захоронению ТКО должны быть оборудованы весами. Вывозящие компании получат оплату только в случае доставки отходов на заранее определенный полигон, а полигон - только в случае поступления отходов к ним. Таким образом, достигается максимальная прозрачность всей системы обращения с отходами, а нелегальные свалки и недобросовестные возчики исключаются из схемы.

До настоящего времени государство контролировало только тарифы полигонов.

С введением института регоператора под контроль государства попадает тарифообразование всей цепочки обращения с отходами: департамент энергетики и тарифов Ивановской области утвердит и тарифы полигонов, и единый тариф регоператора, в который входят затраты на вывоз отходов и сбытовая надбавка Регоператора.

Отсутствие инвестиций в развитие системы обращения с отходами Ивановской области.

Департамент ЖКХ Ивановской области утвердил территориальную схему обращения с отходами. В соответствии со схемой, разработанной на срок 15 лет, в области должен появиться целый ряд новых объектов по обращению с отходами: 3 мусоросортировочных комплекса, 3 новых полигона по размещению отходов, 13 мусороперегрузочных станций. Задача привлечения инвестиций в строительство этих объектов поставлена перед регоператором.

Теперь эта задача стала вполне выполнимой. До разработки террсхемы и начала работы регоператора потенциальные инвесторы не были уверены в том, что ими объекты будут востребованы и загружены сырьём. Во многих регионах страны имеется подобный негативный опыт: новые современные заводы по сортировке отходов построены, но простаивают, поскольку никто не может обязать транспортные компании доставлять отходы именно на этот завод. Теперь ситуация поменялась: отходы в заранее определенном количестве должны транспортироваться в соответствии с территориальной схемой на конкретные объекты по их обработке и утилизации, а, значит, инвестор может быть уверен в окупаемости своих инвестиций.

Один мусоросортировочный комплекс на территории области уже построен. Торжественное открытие завода запланировано на 12 мая. Производственная мощность предприятия составит 150 000 тонн обрабатываемых отходов в год. Ресурсы предприятия позволят сортировать все твердые коммунальные отходы Иванова, Кохмы, Ивановского и Фурмановского районов.

Экологический эффект сортировки отходов трудно переоценить. В результате работы вновь построенного мусоросортировочного завода из отходов будут выделены самые вредные составляющие, которые раньше размещались на полигонах. Речь идет, в первую очередь, об отходах пластиков и полимеров. Они на протяжении десятилетий разлагаются на свалках, выделяя в атмосферу ядовитые и отравляющие вещества. Благодаря работе Ивановского мусоросортировочного завода более пяти тысяч тонн полимерных отходов каждый год будут извлекаться из ТКО и отправляться на вторичную переработку. Общая масса выделяемых из отходов ценных утильных фракций превысит 20 тысяч тонн в год. Извлечение вторичных ресурсов позволит значительно сократить нагрузку на полигоны ТКО и значительно уменьшить их вредное воздействие на окружающую среду.

Помимо задачи привлечения инвестиций в серьезные масштабные проекты в обязанности Регионального оператора по обращению с отходами входит обновление контейнерного парка. Будет проводиться плановая замена отслуживших своё мусорных баков старого образца на современные контейнеры с постепенным переходом к раздельному сбору отходов.

Расчет прогнозируемой структуры платы населения за услуги регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами

№ п/п

Наименование показателя

Структура платы

Расходы регионального оператора на оплату услуг по захоронению с учетом платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Средний тариф на захоронение определен исходя из установленных на 2016г. тарифов для полигонов;

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (появляется впервые)

Расходы по сбору и вывозу ТКО (средневзвешенный тариф на основании данных, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области)

Расходы регионального оператора (сбытовые и на обслуживание договоров) (появляется впервые)

Налог на добавленную стоимость (НДС) (появляется впервые)

Тариф регионального оператора с НДС

Последние новости Ивановской области по теме:
Регоператор ТКО отвечает на часто задаваемые вопросы

Регоператор ТКО отвечает на часто задаваемые вопросы - Пучеж

В Ивановской области новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируют запустить с первого июля 2017 года.
11:37 17.05.2017 Пучежские вести

Новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируют запустить с первого июля 2017 года - Вичуга

В Ивановской области новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируют запустить с первого июля 2017 года.
14:48 16.05.2017 Газета Авангард

Близится час Х, когда начнет работать региональный оператор по обращению с ТКО, а проще говоря, с мусором Мария Янкель – текст Меж тем, споры вокруг этой актуальной темы не затихают.
15.06.2017 ИД Частник Законопроект, предполагающий ввести льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг для граждан, сортирующих отходы, может быть принят в осеннюю сессию Государственной Думы.
09.06.2017 Жилищная инспекция На федеральном уровне ее возглавил замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис.
08.06.2017 168.Ru

Заместитель председателя правительства Ивановской области Максим Громов 5 июня принял участие во всероссийском видеоселекторном совещании под председательством замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства
08.06.2017 Наше Слово Уже с 1 июля должен начать работу регоператор по обращению с ТКО, вот только, по мнению активистов народного фронта, Ивановская область пока не готова к переходу на новую систему утилизации отходов.
07.06.2017 ГТРК Иваново Активисты Общероссийского народного фронта сомневаются в статусе и тарифах регионального оператора по ТБО Эксперты Общероссийского народного фронта в Ивановской области считают начало работы регионального оператора по
07.06.2017 ИОООП


С 2017 года в России кардинально меняется схема обращения ТКО — твердых коммунальных отходов. Появляются региональные операторы по обращению с ТКО, за вывоз мусора приходится платить по нормативам, собственникам частных домов надо будет заключать отдельные договоры на вывоз мусора. Мы собрали все самые важные вопросы читателей сайта по новым правилам вывоза мусора и ответили на них.

Материал подготовлен с учетом актуальных редакций Жилищного кодекса РФ (ЖК), постановлений Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (ПП №354) и №1156 от 12.11.2016 (ПП №1156) .

С какой даты нужно платить за обращение с ТКО по новым правилам?

Схема с региональным оператором начинает применяться по всей России неравномерно. Все регионы должны ввести новую схему к 1 января 2019 года. Регион может сделать это и раньше, если утвердит единый тариф на услугу по обращению с ТКО и заключит соглашение с региональным оператором. На новую схему уже перешли, например, в Астраханской, Ивановской областях, Краснодарском крае. После утверждения тарифов на уровне региона и выбора регионального оператора в квитанциях появится отдельная строка за обращение с ТКО. Поэтому вполне возможно, что вы уже платите за обращение с ТКО, а ваши родственники из другого региона еще нет.

Кто теперь должен заключать договоры на вывоз мусора?

  • собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);
  • собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.). Исключение: собственники машино-мест (п.148(1) ПП №354);
  • управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);
  • собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК).

Я ни с кем не заключал договор на вывоз мусора, но мне шлют квитанции. Законно ли это?

Да, это законно. Либо договор уже заключила за вас УК, либо вам придется это сделать самостоятельно. Есть 3 варианта:

  1. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом и платите за мусор им.
    Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.
  2. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом, но платите региональному оператору.
    Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор. Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае тоже заключает УК.
  3. В вашем доме непосредственное управление / у вас частный дом.
    В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

Я арендую нежилое помещение в многоквартирном доме под магазин. Кто должен заключать договор на обращение с ТКО — я или собственник помещения?

В п. 148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор. Будете ли вы как арендатор компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий вашего договора аренды.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

Я снимаю квартиру. Хозяйка требует, чтобы я оплачивала вывоз мусора. Права ли она?

Все зависит от того, как вы договорились с хозяйкой. Перечитайте свой договор с собственницей квартиры. Если по договору вы обязаны компенсировать хозяйке расходы на оплату всех коммунальных услуг, тогда платить придется, т.к. обращение с ТКО теперь является коммунальной услугой. Если вы прописали в договоре, что жилец платит только за электричество и воду, тогда вы можете отказаться от оплаты вывоза мусора и попытаться убедить хозяйку, что она не права. Увы, есть шанс, что после этого вам придется искать другое жилье:(

Что конкретно включается в услугу по обращению с ТКО?

В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

Как часто должны вывозить мусор от многоквартирных домов?

В холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) — 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года — не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Откуда берутся нормативы и тарифы на услугу по обращению с ТКО?

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона. Норматив накопления ТКО также устанавливаются региональными властями или органами местного самоуправления, если регион передал им такие полномочия. Примеры утвержденных нормативов: Краснодарский край , Санкт-Петербург . Правила установления регионами нормативов прописаны в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016 .

УК выставила счет за вывоз мусора на общедомовые нужды. Разве так можно?

Нет, нельзя. В пункте 148(29) ПП №354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Управляющая компания составила акт о том, что в моей квартире живут 2 человека, хотя никто не прописан. Теперь начисляют плату за вывоз мусора от 2 человек. Что делать?

Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп.в п.148(23), п.148(35) ПП №354 от 06.05.2011). Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

  • Напишите в УК заявление о перерасчете платы, если вы можете документами доказать, что на самом деле в квартире живет гораздо меньше людей. Принесите в УК свой договор с жильцами, которым сдаете квартиру: в нем прописывается не только имя того, кто снимает жилье, но и всех, кто с ним живет. Также поможет копия временной регистрации по другому адресу.
  • Следите, чтобы у УК всегда была актуальная информация от вас о реальном количестве жильцов. Если вы не сообщите УК правильные данные сами, их сообщат соседи. Сомневаемся, что эта информация будет соответствовать действительности.
  • Не прописывайте в квартиру фиктивных жильцов — они жить не будут, а вам придется платить за вывоз мусора за каждого из них.

У меня в квартире никто не прописан. Нужно ли платить за вывоз мусора?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Еще в вашем регионе могут принять решение о расчете платы за обращение с ТКО от площади. В этом случае платить за вывоз мусора придется независимо от числа прописанных / проживающих. Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за коммуналку в связи с временным отсутствием.

Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

К сожалению, для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Важно: при обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы. Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.

Есть ли способы сэкономить на плате за обращение с ТКО?

  • Организовать раздельный сбор мусора.
    Для домов, которые используют раздельные накопление и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.
  • Сообщать в УК / региональному оператору об изменении числа жильцов.
    В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.
  • Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.
    При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.
  • Жаловаться на некачественный вывоз мусора.
    Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3,3%.

О других способах сэкономить на вывозе мусора или получить льготу по оплате обращения с ТКО пишет наш Кот-юрист в заметке
Не хочу переплачивать за мусор, есть ли льготы?

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

  • Управляющей компании / ТСЖ / кооперативу — если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.
  • Региональному оператору ТКО — если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

Что можно сделать, если у нас регулярно затягивают с вывозом мусора?

Если все претензии на некачественное оказание услуг и перерасчет платы уже написаны, но реакции ноль, вы смело можете жаловаться на бездействие УК в жилищную инспекцию. Жалобу на УК можно отправить с помощью сайта РосЖКХ . УК могут выписать штраф до 50 тысяч рублей по статье 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов).

Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?

  • Росприроднадзор — на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды.
  • Властям региона — на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО. Жаловаться нужно в тот орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором. Текст соглашения должен быть выложен на сайте регионального оператора. Например, в Краснодарском крае такое соглашение от имени региона заключало краевое Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
  • Роспотребнадзор — на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
  • В региональную энергетическую комиссию — на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.
  • Прокуратура — если не знаете, куда жаловаться, или жалобы в предыдущие ведомства не помогли.

За хапремонт не платил, и за вывоз мусора не буду, все мошенники!

Не хочется вас огорчать, но за отсутствие договора на вывоз мусора собственников частных домов могут штрафовать (от 1 до 2 т.р. по статье 8.2 КоАП РФ). Долги по коммунальным услугам взыщут по суду и спишут с вашей карточки в Сбербанке — с процентами и госпошлиной, как было и по капремонту. Так что платить придется все равно. А пока попробуйте написать депутату Госдумы от своего региона. Возможно, у вас много общего, и он тоже не любит платить за вывоз мусора.

Обращение с ТКО - что это такое в квитанции? В этом году начался поэтапный переход к ТКО (услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами) от услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Из этой статьи вы узнаете тонкости работы с региональными операторами ТКО, когда изменения коснутся вас и появятся ли у вас новые обязанности.

Формально термин «твердые коммунальные отходы» введен еще 1 января 2016 года и пришел на смену ТБО (твердым бытовым отходам), а обращение с ТКО стало одной из коммунальных услуг. Это предусмотрено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ. С 1 января 2019 года порядок оплаты за ТКО изменился .

Чтобы начать переход на практике, нужно было сначала создать правовую базу. В 2016–2017 годах была заложена основа:

  • утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156);
  • внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Эти нововведения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 (далее - Постановление № 232).

Кто будет оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО

Оказывать данную КУ вы будете вместе с региональным оператором по обращению с ТКО. Вы отвечаете за содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), а региональный оператор - за оказание самой КУ начиная от места накопления.

Услуги по вывозу ТБО/ТКО исключаются из работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, - обязанность организации, управляющей МКД (подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).

Когда заработает новая система коммунальных услуг

Региональный оператор начинает свою работу при выполнении двух условий:

  1. В субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО.
  2. Орган исполнительной власти субъекта РФ и региональный оператор по обращению с отходами заключили между собой соглашение.

2019

К этому году закончится переход от ТБО к обращению с ТКО.

Эти условия нужно выполнить до 1 января 2019 года. Такие требования установлены ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ и п. 2 Постановления № 232.

Пока в вашем регионе не выполнены два указанных выше условия, вы продолжаете вывозить ТБО и собирать за это плату по-старому.

Как работать с региональным оператором

Вам нужно будет заключить типовой договор на оказание КУ по обращению с ТКО с региональным оператором. Тогда вы на законных основаниях сможете предоставлять эту коммунальную услугу потребителям. Это предусмотрено п. 148(7) Правил № 354. Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

  • Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

Договоры с собственниками помещений на предоставление новой услуги по обращению с ТКО

Оказывать КУ по обращению с отходами до контейнерной площадки и заключать договор с собственниками помещений в МКД будете вы.

Какой договор нужно будет заключить, зависит от способа управления МКД:

  • при управлении УО - договор управления МКД. Заключается между УО и собственниками жилых помещений и машино-мест, лицами, получившими помещения от застройщика, либо застройщиком, товариществом или кооперативом;
  • при управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК - договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Заключается между товариществом или кооперативом и собственниками жилых помещений и машино-мест.

При непосредственном способе управления МКД договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором заключают собственники помещений в МКД.

Такой порядок закреплен п. 148(4) Правил № 354.

Требования к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО

Главное требование - это периодичность вывоза отходов. Частота зависит от температуры на улице:

  • в холодное время года (при среднесуточной температуре 5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;
  • в теплое время года (при среднесуточной температуре выше 5 °C) - не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз ТКО).

Допустимое отклонение сроков - не более:

  • 72 часов (суммарно) в течение одного месяца;
  • 48 часов единовременно при сред-несуточной температуре воздуха 5 °C и ниже;
  • 24 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха выше 5 °C.

К сведению

Региональный оператор должен направить вам предложение о заключении договора в течение месяца со дня получения соответствующего статуса. Вне зависимости от способа управления МКД региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками нежилых помещений (абз. 3 п. 148(1) Правил № 354).

За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором оно произошло, размер платы снижается на 3,3%.

Требования установлены разд. VII приложения 1 к Правилам № 354.

КУ по обращению с твердые коммунальные отходы не предоставляется на общедомовые нужды. Это предусмотрено п. 148(29) Правил № 354.

Плата за ТКО в счете за коммунальные услуги

Когда в вашем регионе начнет действовать новый порядок, вы должны будете исключить плату за вывоз мусора из состава платы за содержание жилого помещения. «Обращение с ТКО» нужно будет указать отдельной строкой в квитанции.

Плата будет рассчитываться исходя из количества постоянно и временно проживающих в помещении потребителей, если в субъекте РФ не принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения.

Размер платы за КУ в квитанции по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителя рассчитывается по формулам 9(1)-9(8) приложения 2 к Правилам № 354 (пп. 148(30), 148(31), 148(38)). Порядок расчета зависит от двух факторов:

  • принимал ли орган власти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;
  • раздельно или без разделения производится сбор и накопление ТКО в МКД.
  • Об оптимизации управления твердыми бытовыми отходами в системе ЖКХ
  • организация и содержание таких мест, в т. ч. обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемников, контейнерных площадок;
  • организация сбора отходов I–IV классов опасности (далее - опасные отходы), например отработанных ртутьсодержащих ламп;
  • передача опасных отходов в организации, имеющие лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.

Это предусмотрено подп. «д(2)» п. 11 Правил № 491 и п. 26(1) Минимального перечня.

Положение регионального оператора и его статус станут основой организационных новаций в регулировании отрасли обращения с отходами.

Определение условий конкурса отнесено к полномочиям субъектов РФ, при этом порядок проведения конкурсов предполагается определить на уровне Правительства РФ. С проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» можно ознакомится здесь .

Объем обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделено таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации, так же, как и государственные и муниципальные учреждения не планируется допускать к конкурсу.

Основными рамками работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами будут:

1. Территория, в границах которой Регоператор ТКО будет полностью нести обязательства по обращению с ТКО.

2. Соблюдение правил и технологий по обращению с отходами, включая выполнение лицензионных требований;

3. Учет обращения с ТКО в отношении объема, качества, используемых технологий;

4. Учет расходов по обращению с ТКО;

5. Публичное раскрытие информации о порядке обращения с ТКО на подведомственной территории;

6. Устранение несанкционированных свалок на подведомственной территории;

7. Обоснование единого тарифа коммунальной услуги по обращению с ТКО;

8. Объем финансирования, предоставляемого из бюджетов различных уровней на цели обеспечения обращения с ТКО;

9. Срок, на который предоставляется статус Регоператора ТКО;

10. Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с потребителями услуги по обращению с ТКО;

11. Организационные мероприятия по заключению договоров с организациями, участвующими в цикле обращения с ТКО;

12. Санкции за не выполнение обязанностей Регоператора ТКО и оснований для лишения статуса Регоператора ТКО;

13. Участие в разработке инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО на территории Регоператора.

Каждый из пунктов этого списка по существу представляет собой самостоятельное направление реформы в отрасли обращения с ТКО и безусловно заслуживает отдельного детального рассмотрения.

Хотелось бы уделить внимание общему замыслу реформы в сфере обращения с ТКО. Важно принять во внимание, насколько исчерпывающим является приведенный список, если рассматривать функции хозяйственного общества. Сложно назвать какое-нибудь еще направление работы, которое не затронет Регоператора ТКО специальным регулированием. Связь объема и характера регулирования, предназначенного исключительно для Регоператора ТКО, и исключительного статуса Регоператора вполне очевидна.

«Зарегулированность» еще будет предметом многих дискуссий, но сложно отрицать, что меры по лицензированию и наложение штрафов за отдельные формальные нарушения в области обращения с твердыми бытовыми отходами, включая , его обезвреживание и утилизацию, до настоящего времени почти не привели к заметным результатам в борьбе с все увеличивающимися объемами мусора. Обращение с ТКО – сфера, которая всегда была и будет остросоциальной. Причем чем хуже ситуация, тем больше внимания к проблеме. При улучшении ситуации оказывается, что «так и должно быть».

Выбор объема регулирования представляется оправданным, так как стоимость услуги для населения прямо связана и с используемыми технологиями, и с качеством реализуемой технологии, а также с качеством долгосрочного планирования и контролем за реальными технологиями, обеспечивающими обезвреживание ТКО или вторичное использование отходов. Комфорт и безопасность проживания без внимания к проблемам вывоза мусора и экономике обращения с отходами, уже не могут быть обеспечены. В РФ выбран достаточно бюрократический вариант реализации реформы в сфере обращения с ТКО, но была ли альтернатива этому?

Сотрудникам Регоператора ТКО, предстоит очень большая работа, в том числе по созданию внутренней организации деятельности, в которой будут соединены и функции управления технологическими процессами в реальном времени, и функции управления инвестиционными проектами, и реализация полномочий, ранее более характерных для органов власти.

Актуальная тема затрагивающая безопасный и регионах РФ, тема утилизации и обращения с ТКО в России с началом 2016 года получила импульс к развитию, который еще предстоит оценить.