Цель изучения - формирование системы теоретических знаний по трудовым отношениям в международном частном праве, определение основных коллизионных привязок и международных договоров в этой сфере.

Основные вопросы

12.1. Международные договоры в сфере трудовых отношений.

12.2. Коллизионные нормы по трудовым отношениям в соответствии с Законом Украины "О международном частном праве".

12.3. Трудовые права украинских граждан за рубежом.

12.4. Трудовые права иностранцев в Украину.

Ключевые слова и понятия: международные частные трудовые правоотношения, квалификация высшего образования, коллизионные нормы по трудовым отношениям, закон места выполнения работы (Lex loci laboris), закон государства организации командировки работника (Lex loci delegationis), трудовые права граждан Украины за рубежом.

После изучения темы студенты должны уметь:

Определять международные договоры в сфере трудовых отношений;

Раскрывать сущность международных частных трудовых отношений;

Определять коллизионные нормы по трудовым отношениям в соответствии с Законом Украины "О международном частном праве";

Характеризовать трудовые права украинских граждан за рубежом;

Определять трудовые права иностранцев в Украину.

Международные договоры в сфере трудовых отношений

Наряду с гражданско-правовым отношениями трудовые отношения с иностранным элементом является составной предмета международного частного права. В то же время, трудовые отношения включают и публично-правовую сферу, поэтому применение иностранного права к ним ограничивается. К трудовых отношений с иностранным элементом принадлежат правоотношения по работе украинских граждан за рубежом, иностранцев в Украине, иностранных работодателей (нанимателей) в Украине, в дипломатических и консульских учреждениях за рубежом, в международных организациях. Существует ряд отношений, которые не являются трудовыми, но тесно связанные с ними (например, сфера социального обеспечения).

Международные частные трудовые правоотношения - это правоотношения, осложненные "иностранным элементом", связанные с деятельностью по предоставлению, принятия, исполнения, увольнение с работы и гарантий, связанных с этим.

Международные частные трудовые отношения регулируются как с помощью унифицированного материально-правового метода, так и коллизионно-правового.

"Иностранный элемент" может оказаться в:

1) субъекте правоотношений (субъектом может быть иностранный работодатель или иностранный работник)

2) объекте правоотношений (работа за рубежом);

3) юридическом факте (длительная работа за рубежом и исчисление трудового стажа, связанного с такой работой).

Международно-правовое регулирование трудовых отношений - это регулирование условий труда международно-правовыми актами. Основой правового регулирования трудовых отношений является Всеобщая декларация прав человека 1948, которая провозгласила право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, на равноценную оплату труда за равноценный работу (ст. 23) тому подобное. Важное значение имеет и Международный пакт об экономических и социальных правах 1966, который также признает право на труд и оплачиваемый отпуск и тому подобное.

Международно-правовым документом в области трудовой миграции является Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 Украина не участвует в Конвенции. В ней говорится о правах человека в целом, всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, содержатся положения, которые могут применяться к различным категориям трудящихся-мигрантов и членов их семей, позволяет обеспечивать индивидуальный подход к регулированию правового статуса различных категорий иностранцев, а также дается определение самого понятия "трудящийся-мигрант". "Трудящий- мигрант" - это лицо, которое занимается, занималась ли заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого это лицо не является и проживает в ней временно или постоянно. Конвенция не применяется: к лицам, направленных международными организациями или нанятых любым государством вне ее территории для выполнения официальных функций, статус которых регулируется общим международным правом или конкретной международным соглашением; к лицам, направленных или нанятых государством вне ее территории, участвующих в осуществлении программ сотрудничества и статус которых регулируется соглашением с государством о найме, и которые в связи с этим соглашением не считаются трудящимися-мигрантами; к лицам, которые выступают как инвесторы; к беженцам и лицам без гражданства, если иное не предусмотрено в национальном законодательстве или международных документах; к ученикам и практикантов; к морякам и работников, занятых на прибрежной установке, которым не было выдано разрешение на проживание и участие в оплачиваемой деятельности в государстве найма.

Существует ряд конвенций Международной организации труда (МОТ) Конвенция о правах трудящихся-мигрантах (пересмотренная 1949) № 97; Конвенция о равноправии граждан государства и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения № 118, Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения № 143; Конвенция об охране заработной платы № 95; Конвенция о защите права на организацию и процедуры определения условий занятости на государственной службе № 151, Конвенция о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю № 47, Конвенция о максимальном грузе, допустимом для переноски одним работником № 127, Конвенция об оплачиваемых отпусках № 132, Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу № 138, Конвенция о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя № 158 и ряд других.

Важнейшей из международных договоров МОТ является Конвенция о правах трудящихся-мигрантов от 1 июля 1949 №97. Целью принятия Конвенции является закрепление условий, которые обеспечивали бы законную миграцию трудящихся и предоставление национального режима иностранцам. Конвенция содержит положения, касающиеся всех сфер миграции: общетеоретическое определение понятия "трудящийся-мигрант"; права и обязанности трудящихся-мигрантов и членов их семей; распространение информации в области трудовой миграции, которую государства обязаны сообщать друг другу; предоставление бесплатных услуг и информации в помощь трудящимся-мигрантам; а также другие обязанности принимающего государства и ответственность работодателей. Конвенция, распространяется на трудящихся-мигрантов, не применяется к пограничным работников, к лицам, въехавших в страну на короткий срок, к лицам свободных профессий, артистов и моряков.

В соответствии с Конвенцией о защите прав и основных свобод человека 1950, запрещается привлечение к принудительному или обязательному труду.

В рамках Совета Европы принято Европейскую социальную хартию (пересмотренную) (ETS № 163) от 3 мая 1996, которую Украина ратифицировала с оговорками 14 сентября 2006

В рамках Европейского Союза действует Хартия основных социальных прав рабочих 1989

В рамках СНГ заключено Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 Под "трудящимся-мигрантом" понимают лицо, постоянно проживающее в договорном государстве, откуда мигрирует в другую с намерением получить легальную оплачиваемую работу на условиях трудового договора (контракта). В Соглашении предусмотрено коллизионную привязку с законодательством государства трудоустройства, при определении порядка привлечения работников; квалификационные, возрастные и иные требования к ним. Численность работников, принимаемых, определяется на основе двусторонних соглашений. Государства - участники СНГ подтвердили признание (без легализации) дипломов, свидетельств об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и других непременных для производства трудовой деятельности документов, и заверенного в установленном на территории государства выезда порядке перевода на государственный язык страны трудоустройства или на русском языке. Трудовой стаж, в частности, стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается ими. В случае окончательного выезда трудящегося мигранта из государства трудоустройства работодатель выдает ему справку или другой документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.

Заслуживает внимания Конвенция о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе от 11 апреля 1997 (г.. Лиссабон), поскольку признание дипломов и других свидетельств об образовании играет важную роль в дальнейшем трудоустройстве физического лица. Настоящая Конвенция подписали и ратифицировали или присоединились к ней следующие государства: Австрия, Азербайджан, Албания, Болгария, Македония, Венгрия, Грузия, Дания, Исландия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Молдова, Норвегия, Португалия, Россия, Румыния, Словакия Словения, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Австралия, Беларусь, Казахстан. Украина также ратифицировала эту Конвенцию.

Каждая Сторона признает квалификации, предоставляющих доступ к высшему образованию, квалификаций высшего образования, периодов обучения, квалификаций, выданных лицам, если квалификация, которой испрашивается признание существенно не отличается от соответствующей квалификации на территории Стороны, в которой испрашивается признание. При этом квалификация высшего образования - любое звание, диплом или иное свидетельство, выданное компетентным органом и подтверждает успешное завершение программы высшего образования, а признание - формальное подтверждение компетентным органом качестве иностранной образовательной квалификации в целях доступа к обучению и / или осуществления профессиональной деятельности. Квалификация, дающая доступ к высшему образованию, - любой диплом или иное свидетельство, выданное компетентным органом, свидетельствует успешное завершение программы и дающее его обладателю право участвовать в процедуре допуска к высшему образованию.

Согласно ст. Ш настоящей Конвенции, владельцы квалификаций, выданных в одной из Сторон, имеют надлежащий доступ к оценке этих квалификаций, которая осуществляется соответствующим органом по их просьбе. В связи с этим, запрещается любая дискриминация по таким признакам, как пол, раса, цвет кожи, физические недостатки, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное, этническое или социальное происхождение, принадлежность к национальному меньшинству, имущественный положения, рождения или иного обстоятельства, или на основании каких-либо других обстоятельств, не связанных с качеством квалификации, которой испрашивается признание. Для обеспечения этого права каждая Сторона обязуется принять соответствующие меры для того, чтобы заявление о признании квалификаций исключительно на основе приобретенных знаний и навыков.

Решение о признании принимаются на основе соответствующей информации о квалификациях, в отношении которых запрашивается. Ответственность за предоставление надлежащей информации возлагается прежде всего на заявителя, который должен предоставить ее добросовестно.

Несмотря на ответственность заявителя, учреждения, выдавшие указанные квалификации, которая рассматривается, обязаны представлять по запросу заявителя и в разумных пределах информацию обладателю, учреждениям или компетентным органам страны, в которой испрашивается признание.

Учитывая, что решение о признании основывается на знаниях и навыках, которые подтверждаются квалификацией высшего образования, каждая Сторона признает присужденную другой Стороной квалификации высшего образования, если квалификация, которой испрашивается признание существенно не отличается от соответствующей квалификации на территории Стороны, в которой испрашивается признание.

Оценка на территории квалификации высшего образования, выданной в другой Стороны, может осуществляться в следующих формах:

Каждая Сторона может осуществлять признание квалификаций высшего образования, выданных иностранными учебными заведениями, осуществляющими свою деятельность на ее территории, конкретными требованиями национального законодательства или специальными соглашениями, заключенными со Стороной, которой принадлежат такие заведения.

Согласно ст. VIII. 1 Конвенции, каждая Сторона предоставляет соответствующую информацию о любой заклад, что ее систему высшего образования, а также о любом программу, существует в таких заведениях, с целью предоставления компетентным органам других Сторон возможности установить, оправдывает качество присужденных этим заведением квалификацией их признание на территории Стороны, в которой испрашивается признание.

Согласно Порядку признания и установления эквивалентности в Украине документов об образовании, выданных учебными заведениями других государств от 28 мая 2012 № 632, признания и установления эквивалентности в Украине иностранных документов об образовании (далее - признание) осуществляются по решению МОН Украины, которым подтверждается право владельца таких документов на продолжение обучения или трудоустройства по специальности в Украине. Наличие международных договоров между Украиной и государством, учебным заведением которой выдан документ об образовании, не отменяет необходимости получения официального решения МОН Украины о признании иностранного документа об образовании в Украине. Срок выдачи МОН Украины Свидетельства о признании иностранных документов об образовании не может превышать 45 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов при условии выполнения действий (дополнительных условий), необходимых для осуществления процедуры признания.

Международно-правовое регулирование трудовых отношений осуществляется и на уровне двусторонних соглашений.

Пример. Соглашение между Украиной и Испанией об урегулировании и упорядочении трудовых миграционных потоков между двумя государствами от 12 мая 2009г. (Вступление в силу с 28 июля 2011) распространяется на работников, которые являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон и имеют соответствующее разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории другой Договаривающейся Стороны при наличии предварительно подписанного трудового контракта с работодателями этой Договаривающейся Стороны, а именно:

1) постоянных работников - на начальный период, не менее одного года, в количестве, будет определяться в соответствии с имеющимися предложениями по трудоустройству;

2) сезонных работников - на период, не превышающий девяти месяцев в году в количестве, будет определяться в соответствии с имеющимися предложениями по трудоустройству;

3) стажеров - работников в возрасте от 18 до 35 лет, которые совершенствуют свою профессиональную и языковую квалификацию на период до 12 месяцев, который может быть продлен на срок до шести месяцев. В этом случае требуется заключение трудового контракта согласно положениям трудового законодательства принимающего государства в сфере практики и обучения.

Соглашением заложен механизм трудоустройства для граждан обеих стран на основе трудового контракта в соответствии с потребностями рынка труда каждой из сторон. В частности, определяются условия получения предложений по трудоустройству, порядок отбора и подготовки работников, правила оформления соответствующих виз и тому подобное. Положениями Соглашения определяются условия труда и социальные права работников, в частности, применение законодательства принимающего государства в сфере социального обеспечения, гарантируется недопущение ни формы дискриминации, предусматривается право на воссоединение семьи. Соглашение также регламентирует условия возвращения работников после завершения срока действия трудового контракта. 632 // Офиц. Рос. Украина. - 2012. - № 50. - С. 653.

  • Соглашение между Украиной и Испанией об урегулировании и упорядочении трудовых миграционных потоков между двумя государствами от 12 трав. 2009; вступления в силу от 28 лип. 2011 // Офиц. Рос. Украина. - 2010. - №98; 2011 - №58.
  • Интернационализация производства, происходящая в XX в., резко усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и специалистов какой-либо страны за ее пределами; пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения с семьей, в результате последствий военных действий, изменений в характере политического строя и т.д. Конечным результатом всех этих миграций является образование значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.

    Значение регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан в России резко возросло.

    Возможность трудовой миграции российских граждан была предусмотрена в Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятых в 1991 г. В этом законе устанавливалось, что "граждане имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей". В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991 г., предусмотрено, что "граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей" (ст. 10).

    На основании Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с посл. изм.) российский гражданин имеет право выезжать из РФ, в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности. Право на выезд может быть временно ограничено в случаях, прямо предусмотренных этим Законом.

    Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд; допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на поступление на работу. Такие разрешения требуются по законодательству ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии и других государств.

    В ряде государств есть специальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан.

    Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права.

    Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему содержанию менее гуманны, чем условия, установленные общим трудовым законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т.д.).

    Особое значение в этой области имеют различные международные соглашения, и прежде всего конвенции и иные акты, разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ). Этой международной организацией было подготовлено более 140 конвенций.

    Кроме того, МОТ принимает также рекомендации. Так, согласно рекомендации МОТ № 86, государства в своих двусторонних договорах должны предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах.

    В типовой трудовой контракт предлагается включать следующие сведения и нормы: имя, фамилию, место и дату рождения, семейное положение, гражданство, страну пребывания мигранта; характер работы и место ее исполнения; профессиональную категорию, в которую зачисляется мигрант, и его трудовые функции; размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни; порядок выплаты заработной платы, премий, надбавок, пособий; условия и размеры удержаний; срок действия контракта, условия его расторжения, продления; основания досрочного расторжения; условия въезда на территорию страны иммиграции и срок пребывания на ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия расходов, которые могут возникнуть по возвращении на родину; условия труда, жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Рекомендуется переводить контракт на понятный иммигранту язык и вручать ему экземпляр контракта.

    Положения о трудовых отношениях содержатся и в других многосторонних соглашениях, прежде всего регионального характера. Так, согласно Брюссельской конвенции о подсудности и исполнении судебных решений 1968 г., стороны трудового контракта сами могут решить, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой договоренности действует правило: юрисдикцию по гражданскому и трудовому делу осуществляет суд того государства, в котором непосредственно реализуется контракт (т.е. применяется "закон места работы" государства пребывания мигранта).

    Страны СНГ заключили многостороннее соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (1994 г.), соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (1994 г.), соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов (1992 г.), соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов (1994 г.).

    Россия заключила двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих на территории другого договаривающегося государства: с Белоруссией (1993), Украиной (1993), Молдавией (1993), Арменией (1994) и др.

    Между правительствами РФ и КНР 3 ноября 2000 г. было заключено соглашение о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ, которое вступило в силу 5 февраля 2001 г.

    Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения с участием иностранцев в России, являются (вступивший в силу 1 февраля 2002 г.) и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В этом Законе предусмотрены основные условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок выдачи им разрешений на работу в России и другие вопросы. Отдельные нормы имеются в КТМ РФ, в ряде федеральных законов.

    Предыдущая

    Трудовые отношения составляют предмет МЧП в «широком смысле»: часть правоотношений в области трудовой деятельности имеет гражданско-правовой характер (например, условия выплаты и определение размера заработной платы; регламентация порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем), часть—административно-правовой характер (например, порядок образования и деятельности комиссии по трудовым спорам; порядок наложения дисциплинарных взысканий; регламентация правил внутреннего трудового распорядка).

    В предмет МЧП входит только та часть трудовых отношений, которая имеет гражданско-правовой характер.

    Вопрос о том, какие именно отношения, регулируемые трудовым законодательством, следует относить к гражданско-правовым, а какие—к административно-правовым, является достаточно сложным и не изученным в науке международного частного права. Анализ российского законодательства в области трудовых отношений также не содержит ответа на этот вопрос. В Трудовом кодексе Российской Федерации 2001 г. не содержится ни одной коллизионной нормы.

    Отсутствие коллизионных норм в российском законодательстве о труде не означает, что при регулировании трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, коллизионной проблемы не существует. Так, например, в случае заключения трудового договора на территории России между российским юридическим лицом (работодателем) и иностранным гражданином (специалистом) в текст договора может быть включена норма о применимом праве. Подобная коллизионная норма может определять выбор права при регулировании отношений по выплате заработной платы.

    На первый взгляд, такое положение может показаться не имеющим юридической силы, поскольку оно не закреплено в действующем трудовом законодательстве РФ. Однако законодательство является лишь одной из составляющих правового регулирования, которое также включает судебные прецеденты, правовые обычаи (причем как национальные, так и международные).

    Кроме того, в теории права не случайно разработаны такие категории, как «аналогия права», «аналогия закона». Эти категории представляют со бой своего рода правовой «инструмент», позволяющий применять правила аналогичного закона или отрасли права, регулирующих сходные отношения, в том случае, когда для регулирования этих отношений не существует специального закона.

    Область международных трудовых отношений в Российской Федерации может рассматриваться в качестве примера для применения «аналогии права» или «аналогии закона». Так, в гражданском законодательстве в отношении определения правового статуса сторон при заключении договора действует коллизионный принцип — «закон наиболее тесной связи». В трудовых отношениях этот принцип может также применяться в силу «аналогии закона».

    Наряду с законом наиболее тесной связи в статье 1210 ГК РФ закрепляется также «автономия воли» сторон при определении права, регулирующего обязательства сторон по сделке. Препятствий для применения этого принципа в сфере трудовых правоотношений ни в одном нормативном акте не содержится. Это значит, что стороны (участники международных трудовых отношений) вправе использовать «автономию воли», применяя «аналогию закона» при заключении трудового контракта.

    При этом положениями, ограничивающими применение иностранного права, могут быть содержащиеся в Трудовом кодексе РФ императивные нормы. К таким нормам относятся правила, устанавливающие максимальную продолжительность рабочей недели, продолжительность установленного законодателем ежегодного оплачиваемого отпуска, максимальный размер удержаний из заработной платы, принудительно взыскиваемых с работника при возмещении ущерба.

    Кроме того, основным принципом, допускающим «нормотворчество» при составлении международного трудового контракта, является принцип максимального обеспечения прав работника. Это значит, что при оценке судом действительности включенного в международный контракт положения о выборе права будет приниматься во внимание прежде всего защита интересов работников.

    В отличие от трудового законодательства, в КТМ РФ 1999 г. содержатся национальные коллизионные нормы, посвященные регулированию трудовых отношений. В статье 416 закрепляется принцип автономии воли применительно к трудовым отношениям. Разрешая сторонам трудового договора выбор права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, законодатель в то же время устанавливает, что этот выбор не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон.

    Факт присутствия коллизионных норм, регулирующих трудовые отношения, в КТМ РФ не может не вызывать интерес у специалистов в области МЧП. Исследованию трудовых отношений как объекта МЧП РФ в последнее время было посвящено несколько кандидатских диссертаций. В основном рассматривался вопрос, связанный с выяснением причин отсутствия коллизионных норм в трудовом законодательстве: что это — позиция государства или пробел в коллизионном регулировании, подлежащий восполнению.

    Международное частное право России, регулирующее трудовые отношения, составляют также нормы международных договоров. Как правило, такие нормы включаются в специальные двусторонние соглашения, заключенные между Россией и иностранным государством по вопросам приема и направления граждан на работу в организации, предприятия и объединения договаривающихся государств. Подобные соглашения действуют между Российской Федерацией и Болгарией, Вьетнамом, Китаем, Польшей, Финляндией и другими государствами.

    В области охраны труда был заключен ряд соглашений в рамках СНГ. Среди них: Соглашение между Правительствами государств СНГ о сотрудничестве в области охраны труда, 1994 г.; о временном признании прав и возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, 1994 г.; Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, 1994 г.

    Основным вопросом, закрепленным во всех соглашениях, являются гарантии реализации права на труд, предоставляемые иностранным гражданам государств-участников. Несмотря на конкретное содержание каждого межгосударственного Соглашения, их объединяет одно — закрепление принципа национального режима для иностранцев при осуществлении ими трудовой деятельности.

    Тема X ^ . Трудовые отношения в МЧ П
    1. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений

    Право, регулирующее трудовые отношения, носит двойственный характер: ему кроме частнопра-вового элемента присущ и элемент публично-правовой. Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на основе принципа автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.

    В отечественной доктрине (А.С. Довгерт) подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Именно поэтому к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.

    Коллизионные принципы, предназначенные для регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, составляют особую группу принципов, правил с учетом состава участников трудового правоотношения. К международным трудовым отношениям в теории частного международного права причисляют отношения, которые осложнены иностранным элементом. В международных трудовых отношениях иностранный элемент может присутствовать как в субъектном составе (иностранный работник, иностранный работодатель ), так и в объекте (трудовая деятельность работника осуществляется за границей)

    В области трудовых отношений сложились следующие основ-ные коллизионные принципы.


    1. Свобода выбора права (автономия воли - lex voluntatis). Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше. Например, согласно ст. 32 Закона Польши 1965 г. о ме-ждународном частном праве «стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями».

    2. Закон места работы (lex loci laboris). В соответствии с этим принципом к иностранцам применяется закон страны места рабо-ты. Он закреплен в законодательстве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, России, Швеции и других стран. Из этого же принципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорным обязательствам. Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

    3. Закон места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, к трудовому отношению применятся закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя.

    4. .Закон флага судна (lex flagi). Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство.

    5. Личный закон работодателя - физического или юридического лица (lex personalis или lex societalis). Например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, ток правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип применяется также и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, ввиду командировок)или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

    6. Закон страны заключения контракта о найме (lex loci contractus ). Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется местное право.
    Международные односторонние коллизионные предписания включаются в российское трудовое законодательство в результате одностороннего решения вопроса российским законодателем о выборе закона, регулирующего международные трудовые отношения, реализуемые на территории Российской Федерации. Например, статья 11 Трудового кодекса РФ содержит общее коллизионное нормативное предписание , основанное на критериях территориальности и национального режима (равенства трудовых прав) в регулировании международных трудовых отношений: «На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан , лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».

    Иными словами, если имеют место трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, к их регулированию должно применяться российское трудовое право. Оно распространяется как на работников-иностранцев , работающих у российских работодателей, так и на россиян или иностранцев, работающих у иностранных юридических и физических лиц. Коллизионным предписанием служит принцип закона места работы (lex loci laboris).

    ^ Критерий экстерриториальности применяется к трудовым отношениям, где работодателем и работником выступают определенные категории российских субъектов права , но трудовая деятельность осуществляется за пределами Российской Федерации, за границей. Эти отношения являются результатом дифференциации правового регулирования труда. Так, в Трудовом кодексе РФ этим отношениям посвящена глава 53 "Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей".

    Коллизионное правило lex banderae (закон флага) следует применять и в отношении работников транспортных организаций. В ст. 416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна . Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором , регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

    Таким образом, в качестве альтернативной коллизионной привязки предусматривается правило об автономии воли сторон lex voluntatis (закон по договоренности, принцип автономии воли). Однако с учетом характера трудовых отношений эта «автономия воли сторон», т.е. выбор сторонами трудового договора права той или иной страны, подлежащего применению, ограничена . Таким ограничением выступает запрет ухудшения условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве (ст. 416 КТМ РФ).

    Таким образом, на сегодняшний день только трудовые отношения работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также членов экипажей торгового мореплавания в одностороннем порядке подверглись специальной коллизионно-правовой регламентации. Речь идет о специальных коллизионных нормативных предписаниях.

    В российской доктрине МЧП отсутствует единый подход относительно возможности применения ктрудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд. VI ГК РФ «Международное частное право». Так, по мнению В.П. Звекова, возможность применения общего подхода в соответствующих случаях не исключена. То есть, возможно, применения принципа «автономии воли сторон», при отсутствии соглашения относительно подлежащего применению права, применяется право страны, с которым трудовые отношения наиболее тесно связаны. Лушникова М.В., напротив, считает, что применение положений раздела VI ГК РФ не является обоснованным. В отличие от гражданско-правовых трудовые отношения основаны на единстве частных и публичных начал , неотъемлемой характеристикой трудовых правоотношений является обеспечение охраны трудовых прав работника. На этом основании нельзя применять коллизионные принципы, призванные регулировать частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

    Однако, в ч. 1 ст. 10 ТК РФ содержится правовое положение, аналогичное ст. 15 Конституции РФ : основные принципы и нормы международного права и международные договоры России в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы нашей страны. В ч. 2 ст. 10 ТК РФ конкретизируется, что, если международным договором России установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

    Так, в соответствии со ст. 44 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (1996) стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано , то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа.

    Т.о. международным договором предусмотрено исключение из общего правила, что допускается трудовым законодательством. Несмотря на то, что имеется общая норма, закрепленная в ст. 11 ТК РФ, в случае если стороны выберут законодательство Польши, оно будет применяться к соответствующим отношениям даже на территории России.
    ^ 2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев

    Всеобщая декларация прав человека 1948 г. признает за каждым человеком право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от без-работицы (ст. 23).

    Государства -участники ^ Международного пакта об экономиче-ских, социальных и культурных правах 1966 г. признают право на труд , которое включает право каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он сво-бодно выбирает или на который он свободно соглашается, и пред-примут надлежащие шаги к обеспечению этого права (ст. 6).

    Уча-ствующие в этом Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда , включая, в частно-сти: вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем тру-дящимся справедливую зарплату и равную оплату за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Кроме того, долж-ны быть гарантированы условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, одинаковая для всех возможность про-движения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

    ^ Конвенции и рекомендации МОТ. МОТ является одной из ста-рейших специализированных учреждений ООН. Она создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Одна из основных задач МОТ сводится к подготовке и принятию кон-венций и рекомендаций по вопросам условий труда и жизни тру-дящихся. Российская Федерация участвует в 47 конвенциях МОТ.

    ^ Конвенция 1949 г. «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренная) устанавливает, что государство -член МОТ, участвующее в данной Конвенции, обязуется предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении таких вопросов, как заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы и т. д.

    Ряд вопросов, касающихся условий труда, закреплен в Конвенциях «О прекращении трудовых отношений» 1982 т., «Об оплачиваемых отпусках» 1970 г., «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», «О сохранении прав в области социального обеспечения» 1982 г., «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» 1948 г.

    В декабре 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ^ Меж-дународную конвенцию о защите прав всех трудящихся -мигрантов и членов их семей. Согласно ст. 8 Конвенции трудящие-ся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство , включая государство своего происхождения. По окончании своего пребывания в государстве работы по найму трудящиеся-мигранты имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения, согласно применимому законода-тельству соответствующего государства, вывозить свое личное имущество.

    ^ Трудовые правоотношения в рамках СНГ. Межпарламентская ассамблея государств -участников СНГ приняла рекомендательный законодательный акт «Миграция трудо-вых ресурсов в странах СНГ». Действие этого документа распро-страняется на трудящихся-мигрантов и членов их семей, органы власти и управления, субъекты всех форм хозяйствования, зани-мающиеся направлением граждан для трудовой деятельности за границу, привлечением на территорию государств-участников ра-бочей силы в соответствии с международными соглашениями и двусторонними межгосударственными договорами.

    В соответствии со ст. 3 трудовой миграцией признаются:

    А) выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы по договору (контракту);

    Б) въезд граждан других государств для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гра-жданами которого они не являются ;

    В) приграничная (маятниковая) трудовая миграция трудящихся-мигрантов сопредельных территорий в целях получения оплачиваемой работы на территории другого государства с учетом проживания на территории государства выезда.

    ^ Ограничения на въезд трудящихся-мигрантов допускаются лишь в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве госу-дарства трудоустройства . Въезд трудящихся-мигрантов может быть ограничен: а) с учетом ситуации на внутреннем рынке труда ; б) по соображениям национальной безопасности ; в) в целях обес-печения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ; г) для определенных категорий лиц, совершавших преступления против мира, человечества или иные тяжкие преступления, преду-смотренные в законодательстве государства трудоустройства.

    В Рекомендательном законодательном акте закреплен еще один важный принцип -принцип равенства . При заключении договоров (контрактов) о трудоустройстве трудящиеся-мигранты имеют равные права с гражданами государства при приеме на работу и расторже-нии трудовых отношений, установлении условий оплаты труда, ре-жима работы, охраны здоровья и гигиены труда, социальной защи-ты. Не допускается дискриминация трудящихся-мигрантов и членов их семей по признаку национальности, расы, религии и пола.

    В апреле 1994 г. Российская Федерация, Украина, Молдова, Армения подписали Соглашение о сотрудничестве в области тру-довой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В дальнейшем к этому соглашению присоединились Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан и Белоруссия. Оно регулирует основные направления сотрудничества государств участников в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на терри-тории одного из государств и осуществляют свою трудовую дея-тельность на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства -участника Со-глашения. В ст. 1 Соглашения заложен коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris).

    ^ Каждая из сторон Соглашения признает (без легализации) ди-пломы , свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории страны выезда порядке их перевод на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке страны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства, договор (контракт) вручается работнику до его выезда на работу.

    ^ Налогообложение трудовых доходов работников страны трудо-устройства производится в соответствии с законодательством этой страны.

    Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан госу-дарств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и (или) двусторонними соглашениями. Трудя-щиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и соци-альным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с дей-ствующим на территории страны трудоустройства законодательст-вом . Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) страны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами. Порядок возмещения работнику вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им тру-довых обязанностей, регулируется законодательством страны трудо-устройства (если иное не предусмотрено отдельным соглашением).
    ^ 3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации

    Правовые режимы субъектов иностранного права в трудовых отношениях. К субъектам иностранного права в трудовых отношениях применяются следующие основные правовые режимы:

    Национальный режим;

    Режим недискриминации (равенства);

    Режим наибольшего благоприятствования;

    Режим взаимности.

    ^ Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства . В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца . На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

    Выше уже отмечалось, что в отношении иностранных граждан согласно ч. 4 ст. 11 ТК РФ на территории РФ применяются правила, установленные Трудовым Кодексом.

    ^ Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.

    В соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

    Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу. Иностранный гражданин, достигший 18 лет, может получить разрешение на работу, если он:

    - зарегистрирован в России как индивидуальный предприниматель;

    - привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России.

    Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

    ^ Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.
    ^ 4. Трудовые права российских граждан за рубежом
    Труд российских граждан на территории иностранных государств может применяться вследствие возникновения трудовых правоотношений либо на основании положений нашего трудового права , либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

    В первом случае труд российских граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Российские граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей (работа в посольстве), посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т.д.).

    Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются российским правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых вызвано спецификой условий труда данной категории трудящихся.

    ^ Во втором случае трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов.

    Предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой - принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). Федеральная миграционная служба (ФМС) России в соответствии с Положением о ней, утвержденным Постановлением Совета Министров от 1 марта 1993 г., была призвана разрабатывать совместные с иностранными фирмами и компаниями проекты и программы по вопросам трудовой миграции российских граждан за границу. Эта служба призвана содействовать гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, наблюдает за соблюдением условий их трудовых контрактов.

    ^ Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений).

    В случаях трудовой деятельности российских граждан за рубежом во всякого рода смешанных обществах, компаниях, совместных предприятиях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем - юридическим лицом иностранного права, и такой договор подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой находится соответствующее совместное предприятие или смешанное общество . То обстоятельство, что работник является российским гражданином, не может вести к применению в данном случае норм российского трудового права. Однако трудовая деятельность в такой зарубежной компании будет учитываться по трудовому законодательству России, например при определении общего стажа работы и назначении пенсии.

    К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев - граждан других государств.

    ^ Тема VII. Международное наследственное право


    1. Коллизионные вопросы наследования
    Международное наследственное право, характеризуется наличием иностранного элемента в наследственных отношениях. Иностранный элемент в наследственных отношениях проявляется в том, что: наследодатель, все наследники или некоторые из них могут быть гражданами различных государств, проживать в разных странах; наследуемое имущество может находиться в разных государствах; завещание может быть составлено за границей и т.п.

    Появление международного элемента в наследственных отно-шениях объективно порождает основу для формирования трех групп коллизионных ситуаций . Коллизии возникают, например, в процессе наследования по закону , либо при осуществлении на-следования по завещанию , либо в силу тех различий, которые проявляются в сфере наследования движимого и недвижимого имущества.

    Указанные вопросы решаются на основе статута наследования. Под статутом наследования обычно понимается определяемое на основании коллизионной нормы право (закон страны), которое подлежит применению ко всей совокупности наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, или, по крайней мере, к основной их части

    ^ При наследовании по закону в международной практике как правило используется два коллизионных принципа: «закон последнего места жительства наследодателя », «закон гражданства наследодателя ».

    Ключевой формой распо-ряжения имущественными правами остается институт завещания. Наследодатель посредством составления завещания может определить юридическую судьбу своего имущества. Однако при этом возникают вопросы обязательной доли в наследстве, за-щиты прав пережившего супруга и т. п. Все эти вопросы определяются на основе наследственного статута. В соответствии с наследственным статутом определяется завещательная дееспособность.

    В сущности, выбор компетентного правопорядка при наследовании по завещанию уже предопределен пе-речнем тех коллизионных принципов, согласно которым регла-ментируются наследственные отношения в целом. Отметим здесь прежде всего право той страны, в пределах которой наследодатель обрел последнее место жительства на момент составления завеща-ния , а также правопорядок государства, гражданином которого наследодатель является .

    ^ Обращение к закону гражданства предусматривает различные варианты ответа на вопрос, когда осуществляется привязка на-следственных правоотношений к этому закону (в момент кончи-ны наследодателя или в период составления завещания ). Привер-женность первому варианту демонстрирует Кодекс международно-го частного права Туниса, вступивший в силу 1 марта 1999 г. Законодательство Испании, напротив, сохраняет возможность вы-бора права той страны, гражданством которой наследодатель об-ладал в момент составления завещания.

    Любое завещательное распоряжение , если оно составлено дее-способным лицом и приобрело необходимую юридическую силу, должно отвечать ряду признаков. Основополагающей в этом пла-не является форма завещания . Проблема установления права, подлежащего применению в отношении формы завещания, отли-чается известной сложностью. С одной стороны, действует общее правило , в соответствии с которым статут, применимый к насле-дованию, в целом определяет и форму завещательного распоря-жения. Вместе с тем завещание представляет собой особый вид односторонней гражданско-правовой сделки. Поэтому обращение к другому коллизионному принципу (закон той страны, где заве-щание было подписано ) является вполне обоснованным. Эта кол-лизионная привязка известна судебной практике Великобритании, законодательной практике Литвы.

    Третья группа коллизионных ситуаций связана с правовым режимом наследования движимого и недвижимого имущества. В международной практике объективно сло-жились различные способы разрешения возникающих при этом коллизионных ситуаций. Так, можно не разделять наследственную массу на движимое и недвижимое имущество и руководствоваться коллизионной привязкой, общей для всех видов вещей. В Ита-лии, например, это закон места пребывания наследодателя.

    Вместе с тем возможен и иной вариант, когда классификация наследственного имущества на движимое и недвижимое все-таки производится. В таком случае формируются условия для возник-новения явления, которое нередко называют «расщеплением ста-тута наследования». Речь идет не о «расщеплении» коллизионной привязки (см. выше лекцию о расщеплении объема коллизионной привязки), а о различиях в коллизионно-правовом регулировании отношений по наследованию двух категорий объектов -движимых и недвижимых вещей и о дифференциации соответствующих правовых режимов для них.

    Подобная дифференциация осуществляется на основе двух разных самостоятельных коллизионных привязок: одна (примени-тельно к движимым вещам) прикрепляет наследственное отноше-ние к закону домицилия наследодателя , вторая (если имеет место наследование недвижимого имущества) -к закону места нахожде-ния вещи.

    ^ Основным источником регулирования в этой сфере международного частного права в современных условиях является внутреннее законодательство государств. В России - это положения разд. VI части третьей ГК РФ (ст. 1224).

    В отношениях России со странами СНГ основную роль в этой области призваны играть двусторонние договоры о правовой помощи (с Азербайджаном, Грузией, Молдавией, Киргизией), а также консульские конвенции с этими странами. Подробные правила по вопросам наследования содержатся в Минской конвенции 1993 г. (ст. 44 - 50) и в Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 47 - 53).

    В отношении наследования для иностранных граждан установлен национальный режим.

    С принятием части третьей Гражданского кодекса Россия попала в категорию тех государств, которые используют несколько критериев подчинения отношений по наследованию своему законодательству. Статут наследования определен ст. 1224 ГК РФ. Приведем п. 1 ст. 1224:

    "1. Отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства , если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество , а наследование недвижимого имущества , которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву".

    Т.о. российское право исходит из двух статутов наследования :

    1) к наследованию движимого имущества должно применяться право последнего места жительства наследодателя . Обращение к тер-мину «последнее» в ст. 1224 ГК РФ по отношению к приведенно-му коллизионному принципу дает основания полагать, что речь идет о «домициле» на момент смерти.

    Критерий «последнее место жительства», очевидно, обозначает не просто пребывание лица, а нахождение его в конкретном месте (государстве) в течение довольно длительного временного интерва-ла. Именно нахождение, воспринимаемое как «проживание», и не-обходимо для возникновения соответствующей правовой связи на-следодателя с данным государством для прикрепления возникших наследственных отношений к соответствующему правопорядку. Раздел V части третьей ГК РФ, посвященный наследственному праву, устанавливает определенное изъятие из принципа применения к наследственным отношениям права места жительства наследодателя. Согласно ст. 1115, если постоянное место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории России , неизвестно или находится за пределами России, местом открытия наследства в России признается место нахождения такого имущества.

    2) к наследованию недвижимого имущества применяется право страны места нахождения этого имущества (lex rei sitae). Эти коллизионные нормы носят двусторонний характер. Аналогичная коллизионная норма содержится в соглашениях между Россией и Литвой, Россией и Молдовой, Россией и Польшей, Россией и Кубой, а также в многосторонней Минской конвенции стран СНГ о взаимном оказании правовой помощи от 22 января 1993 г.

    ^ В отношении недвижимого имущества, внесенного в государственный реестр (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты) в Российской Федерации, установлена односторонняя коллизионная норма, поскольку в ней содержится отсылка к российскому праву.

    Рассмотренные выше коллизионные принципы, показывают изменение общего подхода к регламентации наследст-венных отношений: отказ от генеральной коллизионной привязки к личному закону наследодателя, применяемой ко всей наследствен-ной массе прежним законодательством. Предусмотрена возможность раз-дельного регулированию наследования движимых и недвижимых объектов. В подобных обстоятельствах наследственное правопреемст-во отдельных категорий имущества вполне может подчиняться раз-личным правопорядкам - как отечественному, так и иностранному либо правопорядкам двух разных государств.

    В Российской Федерации законодательство по существу вос-производит общепринятую формулу о том, что завещание должно быть совершено лицом, обладающим дееспособностью в полном объеме (ст. 1118 ГК РФ). Природа завещательной дееспособности отличается известной двойственностью. С одной стороны, спо-собность лица к составлению завещания представляет собой одно из проявлений его общей гражданской дееспособности и входит в содержание личного статуса. В то же время в практическом плане она проявляется лишь тогда, когда рассматривается как предпосылка действительности наследственных правоотношений. Разрешая возникшую коллизию, законодатель предусматривает отдельную коллизионную норму применительно к завещательной дееспособности и предпочитает согласовывать способность инди-вида к составлению завещания с требованиями того государства, где он проживал в момент его составления (п. 2 ст. 1224 ГК РФ):

    Отдельная норма установлена и в отношении формы завеща-тельного распоряжения. Как указывает действующее законодатель-ство Российской Федерации, форма завещания также определяется в соответствии с законодательством той страны, где проживает на-следодатель в момент составления распоряжения на случай смерти.

    В России в соответствии со ст. 1124 ГК РФ последняя воля инди-вида должна быть представлена в письменной форме вне зависи-мости от того, в каких обстоятельствах она совершается и какого имущества касается. Исключения из этого правила строго регла-ментированы законодателем (ст. 1129 ГК РФ). В виде общеобязательной нормы закон предусматривает, что за-вещателю следует удостоверить свое распоряжение.

    Согласно действующему законодательству завещание не может быть признано недействительным в силу несоблюдения формы , если она удовлетворяет требованиям права места состав-ления, акта отмены либо общим требованиям российского права. Таким образом, коллизионные принципы ст. 1224 ГК РФ призна-ют, что завещатель обладает относительной свободой выбора пра-ва, подлежащего применению к форме завещания или акта его отмены. Множественность коллизионных привязок создает свое-образные «цепочки» коллизионных норм в качестве гибких инст-рументов регламентации наследственных отношений.

    "Способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы , если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права".

    Из этого следует ряд практически важных выводов, которые состоят в том, что для определения завещательной дееспособности гражданина не имеют значения такие обстоятельства, как то, что:

    Завещание совершено не в той стране, где завещатель имел в это время место жительства , а в стране его временного пребывания или даже вне территории какого-либо государства (например, на морском судне во время плавания в открытом море);

    Право страны места жительства завещателя в момент составления завещания может не совпадать с его личным законом в этот момент ;

    - отношения по наследованию завещанного имущества могут определяться правом иного государства , чем то, которым в соответствии с п. 2 ст. 1224 определяется завещательная дееспособность этого лица (если место его жительства в момент составления завещания не совпадает с его последним местом жительства или с местом нахождения принадлежавшей ему недвижимости ).

    Следует отметить, что в договорах о правовой помощи , действующих в настоящее время для России, могут закрепляться иные коллизионные принципы , чем рассмотренные. Так, в договорах о правовой помощи с КНДР (1957), Румынией (1958), Венгрией (1958), Югославией (сохраняет свою силу также в отношении Словении и Македонии, 1962), Болгарией (1975), Польшей (1996), Вьетнамом (1998), Кубой (2000) в качестве общей коллизионной привязки указан закон гражданства наследодателя на момент его смерти (для решения вопросов наследования движимых вещей).
    ^ 2. Международно-правовое регулирование наследственных отношений

    Перечень международных соглашений по вопросам наследова-ния открывает Конвенция о коллизии законов, касающихся формы за-вещательных распоряжений (совершена в Гааге 5 октября 1961 г. Россия не участвует ), которая фактически рассматривает все возможные виды коллизи-онных привязок, регламентирующих форму завещания . В зависи-мости от сложившейся ситуации Конвенция предполагает воз-можность применения законодательства той страны, либо граж-данством которой лицо обладало к моменту составления завещания, либо где оно преимущественно проживало.

    Конвен-ция 1961 г. допускает , что и законодательство той страны, где по-стоянно находилось недвижимое имущество , выступающее предме-том наследования, также может оказаться полезным при установ-лении компетентного правопорядка, хотя она предполагает и иные варианты выбора права. В частности, разрешается применение правопорядка той страны, с которой у лица имеется наиболее тес-ная связь. Предположим, некое лицо проживает не менее пяти лет на территории одного государства, но при этом остается гражда-нином другого государства. В подобных обстоятельствах Гаагская конвенция 1961 г. позволяет применять право другого государства. При этом указано, что индивид имеет право выбора предпочти-тельной правовой системы (ст. 3).

    Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме меж-дународного завещания от 26 октября 1973 г. (СССР подписал Конвенцию 17.12.1974. Конвенция не ратифицирована).

    Конвенция направлена на создание единообразных материально-правовых норм , устанав-ливающих форму завещания . Она содержит две группы требований для государств-участников:

    Во-первых, такое государство вносит в свое законодательство правила составления международного заве-щания ;

    Во-вторых, договаривающиеся государства обязаны создать институт уполномоченных лиц , кото-рые будут действовать в отношении международного завещания. За пределами государства функциями таких лиц облечены кон-сульские и дипломатические представители.

    Завещание является действительным с точки зрения формы , независимо, в частности, от места его составления, местонахождения имущества, гражданства, постоянного или временного местожительства и места проживания завещателя, если оно составлено в форме международного завещания в соответствии с положениями, изложенными в статьях 2 - 5 Закона.

    Требования к завещанию (ст.3):

    1. Завещание составляется в письменной форме.

    2. Оно не обязательно должно быть написано самим завещателем .

    3. Оно может быть написано на любом языке, от руки или любым другим способом.

    Завещатель заявляет в присутствии двух свидетелей и лица, управомоченного совершать действия, связанные с международными завещаниями, что документ является его завещанием и что ему известно его содержание.

    Завещатель не обязан уведомлять свидетелей или управомоченное лицо о содержании завещания.

    ^ Завещатель в присутствии свидетелей и управомоченного лица подписывает завещание или, если он подписал его ранее, подтверждает свою подпись. Если завещатель не в состоянии поставить свою подпись , он сообщает о причине этого управомоченному лицу , которое делает соответствующую отметку на завещании . Кроме того законом, в соответствии с которым было назначено управомоченное лицо, завещателю может быть предоставлено право поручить другому лицу поставить подпись от его имени.

    ^ Свидетели и управомоченное лицо немедленно проставляют свои подписи на завещании в присутствии завещателя.

    Управомоченное лицо прилагает к завещанию свидетельство по форме, предусмотренной в статье 10, подтверждающее соблюдение требований настоящего Закона.

    При отсутствии доказательств обратного, свидетельство управомоченного лица считается достаточным доказательством действительности документа как завещания , с точки зрения формы, предусмотренной настоящим Законом.

    Вашингтонская конвенция зачастую не в состоянии разрешить те проблемы, которые возникают уже после вступле-ния завещания в силу. Поэтому ее следует рассматривать в сово-купности с другим документом - Гаагской конвенцией относитель-но международного управления имуществом умерших лиц от 2 ок-тября 1973 г.

    Гаагская конвенция 1973 г. предусматривает учреждение меж-дународного сертификата по установлению круга лиц, допущен-ных к управлению имуществом умершего. Такой сертификат со-ставляется компетентным органом , как правило, судебной или административной инстанцией в государстве - месте обычного проживания умершего в соответствии со своим правом. Допуска-ется также применение права той страны, гражданством которой умерший обладал.

    ^ Признание сертификата производится путем простого оглашения. Возможна, правда, и иная форма при-знания, когда решение об этом принимает компетентный орган. Акт признания сертификата предоставляет его владельцу право при простом предъявлении принимать (равно как и добиваться принятия) любые защитные и срочные меры в отношении насле-дуемого имущества со дня вступления сертификата в силу и в те-чение всей процедуры его признания (ст. 10-11).

    Как и в ситуации с Конвенций 1961 г., само наименование Гаагской конвенции 1973 г. указывает на те случаи, которые вхо-дят в сферу ее применения. Так, международный сертификат по-зволяет собирать информацию о составе наследственной массы , выяснять объем имущества , которым предстоит управлять, и спо-собствует определению наиболее приемлемых цен при продаже имущества с целью ликвидации долгов наследодателя, установле-нию разумных ставок арендных платежей (если потребность в по-крытии долга привела к необходимости сдачи имущества в арен-ду). Конвенция 1973 г. предоставляет владельцу сертификата пра-во предъявлять иски , встречные требования в стране -месте выдачи сертификата о международном управлении.

    В сфере международных наследственных правоотношений действуют и другие конвенции, в частности Гаагская конвенция о праве, применимом к имуществу, распоря-жение которым осуществляется на началах доверительной собст-венности, и о его признании от 1 июля 1985 г., Конвенция о праве, подле-жащем применению к наследованию недвижимого имущества (совер-шена в Гааге 1 августа 1989 г.).

    ^ Россия пока не участвует ни в одной из приведенных конвен-ций. Поэтому опыт Российской Федерации в сфере международ-но-правовой регламентации отношений по наследованию можно изучать на примере региональных и двусторонних соглашений об оказании правовой помощи и консульских конвенций.
    ^ 3. Выморочное имущество

    Имущество , которое остается после смерти лица при отсутствии наследников, называется выморочным. Оно признается таковым, если у умершего гражданина нет наследников по закону и по каким-либо причинам не было составлено завещание или завещание составлено, но оно было признано недействительным.

    Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

    В некоторых странах, в частности в США, Франции, Австрии, существует другой подход : государство получает это имущество по так называемому праву оккупации, т.е., поскольку это имущество является бесхозным , оно должно перейти к государству.

    Различия в обосновании права государства на выморочное имущество имеют существенное практическое значение . Пример: Представим себе, что российский гражданин умер за границей и у него нет никаких наследников. Если считать, что имущество должно перейти к государству как к наследнику, то оно должно перейти к российскому государству. Если же считать, что это имущество должно перейти по праву оккупации, то оно должно перейти к тому государству, на территории которого этот гражданин умер или осталось его имущество.

    Вопрос о судьбе выморочного имущества решается в договорах о правовой помощи , заключенных с рядом государств. Согласно этим договорам выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится.
    ^ 4. Наследственные права российских граждан за границей

    За границей могут возникать отношения по наследованию после смерти гражданина РФ в иностранном государстве , когда наследодателем был российский гражданин. Во всех случаях наследование с иностранным элементом будет определяться правом, подлежащим применению либо в силу коллизионных норм внутреннего законодательства того или иного государства , либо в силу правил международного соглашения.

    Положение о Консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., в числе основных задач консульских учреждений предусматривает осуществление в пределах своей компетенции функций в отношении наследства (наследственных прав российских граждан) с соблюдением законодательства государства пребывания.

    Консул принимает меры к охране оставшегося после смерти российского гражданина его заграничного имущества . Последующие действия консула в отношении наследственной массы такого имущества определяются соответствующим соглашением РФ с государством пребывания консула или практикой , установившейся во взаимоотношениях РФ с этой страной. Если вся наследственная масса или часть ее в соответствии с соглашением или установившейся практикой передаются консулу, с тем чтобы он поступил с ней согласно законам его страны, то при распоряжении имуществом он руководствуется действующим российским законодательством. Консульские конвенции, заключенные с другими странами, предусматривают обычно, что консул должен уведомляться о смерти гражданина своей страны. Тогда же ему и сообщают сведения о наследственном имуществе. В случае смерти гражданина на территории консульского округа, если он находился там временно, консулу передаются деньги и вещи, которые умерший имел при себе.

    ^ Если консулу станет известно об открывшемся наследстве в пользу проживающих в России российских граждан , то он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и возможных наследниках в Министерство иностранных дел РФ. Согласно ряду консульских конвенций, заключенных с другими странами, компетентные власти государства пребывания должны извещать консула об открытии наследства в государстве его пребывания, когда наследником является гражданин представляемого государства. На практике в этих случаях часто возникает необходимость незамедлительно принять меры по охране наследственных прав . В этом отношении важную роль могут сыграть действия российского консула, который в соответствии с положениями ряда консульских конвенций, заключенных Россией, может представлять интересы российских граждан.

    Консул имеет право представлять граждан своей страны без особой доверенности , в том числе и по наследственным делам, в стране пребывания, если граждане отсутствуют и не поручали ведения своего дела какому-либо лицу.

    Консул выполняет и ряд других функций, касающихся наследования. Он принимает меры к охране наследственного имущества, выдает свидетельства о праве наследования, принимает наследственное имущество для передачи находящимся в России наследникам.