Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

В нашей стране две беды: дураки и дороги. Этот стереотип известен далеко за пределами России. Если заходит речь про основные не стереотипные проблемы в РФ, то это будут: низкие зарплаты и неудовлетворительное качество жилья. Если с дорогами всё понятно – это неразрешимый вопрос, то с обеспечением достойных условий проживания людей и содержания домов – вполне выполнимый. Важно только понять, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Проблемы, связанные с непрофессиональным менеджментом организаций, призванных обеспечивать порядок и стабильность в работе инфраструктур – проистекают из ряда существенных недоработок.

Важно! Эти недоработки влекут ряд серьёзных последствий, которые не исправляются из года в год и становятся только опаснее. За деятельность, по обслуживанию жилых домов управляющая организация получает средства от населения. На эти деньги она должна содержать в исправном состоянии фасады домов, придомовую территорию, помещения общественного пользования, организовывать вывоз мусора и предоставлять коммунальные услуги.


На практике это выглядит иначе: на содержание домов и ремонт коммуникаций выделяется только часть полученных средств. ТСЖ просто начинают воровать деньги населения. Естественно, это никому не нравится. Люди отдают заработанные деньги чужим людям, они ещё и не получают за это должный уровень обслуживания. Сейчас деятельность осуществляется таким образом, что работы товариществ, проводимые на объектах, не являются прозрачными для потребителей: нет графика работ, нет сметы. Чтобы не давать ТСЖ наживаться за счёт абонентов, в России есть контролирующие органы, ведущие надзор за УК и контроль ЖКХ.

Контролирующие органы

Если изучить какие права имеют собственники квартир и знать кто, осуществляет контроль за управляющими организациями, то можно проверить работу своей УК. На сегодняшний день есть три позиции, с которых осуществляется контроль: федеральный, локальный и краевой. Каждый уровень по-своему выполняет контроль.

Федеральный уровень

Надзор на государственном уровне не является главным уровнем контроля за ТСЖ. Главные федеральные органы управления предписывают лишь общие принципы руководства жилищным хозяйством и создают дополнительные методики.

Кто контролирует деятельность управляющих компаний на государственном уровне:

  • Министерство Строительства – задаёт порядок согласования основных норм коммунальных услуг, порядок получения соответствующих услуг потребителями и задаёт параметры качества. Оно поясняет «Правила оказания услуг снабжения коммунальными ресурсами » Постановления Правительства РФ и даёт рекомендации в его реализации на деле. Минстрой задаёт экономические нормативы контроля энергоносителей тепла и воды.
  • Министерство Энергетики – задаёт национальный норматив по обеспечению жилых и нежилых построек энергоносителями, в том числе газа, воды, электричества и тепла, согласно общественного графика;
  • ФАС – задаёт основы формирования цен потребления энергии населением, определяет верхние и нижние границы уровней тарифов, помогает контролировать поступление оплат потребителями услуг на счета коммунальных служб.

Региональный уровень

Прямой контроль выполнения утверждённых нормативов и дополнительных указаний, поступивших из национальных федеральных ведомств, осуществляется муниципальными или региональными органами власти.


На региональном уровне компании, осуществляющие обслуживание и содержание жилых домов подчиняются следующим службам:

  • Жилищной инспекции – осуществляет проверки, контролирующие исполнение Управляющими компаниями и жильцами требований областного и государственного законодательства:
  • функциональность жилых помещений;
  • контроль за перепланировками в квартирах;
  • эксплуатацию и содержание общественного имущества в многоквартирном доме;
  • сумму платы за содержание квартир;
  • смена статуса помещений и их назначений;
  • обеспечение дома поставками энергоресурсов, установка размера оплаты их потребления и способов произведения оплаты;
  • организация фондов на проведение ремонта.

Компании, владеющие лицензией на управление объектами недвижимости, не подчиняется напрямую органам местного надзора – жилищная инспекция не осуществляет конкретный контроль. Зато она контролирует выдачу лицензий этим компаниям и осуществляет проверку их деятельности, чтобы установить соответствуют ли они требованиям.


Итог проверки закрепляется протоколом и отправляется с предписание в управляющую компанию с назначением сроков устранения нарушений.

Контроль собственниками жилья

Не стоит забывать, что сами собственники жилья имеют весомую силу. От них в бюджет поступают средства. Поэтому их удовлетворение в первую очередь должно интересовать управляющую компанию. Жильцы многоквартирного дома имеют отношения с УК согласно двустороннему договору, в котором прописаны права и обязанности обеих сторон, а значит, собственники жилья вправе требовать от второй стороны добросовестного исполнения условий договора. Как проверить управляющую компанию ЖКХ самостоятельно? При наличии нарушений, они вправе потребовать проведение внеплановой проверки. Для этого, необходимо направить заявку в ГЖИ с соответственным требованиям. Стоит отметить, что заявки, поданные коллективно, рассматриваются и исполняются быстрее. В своём обращении жильцы обозначают контактную информацию и могут запросить у управляющей компании перечень согласованных тарифов. Заявление необходимо написать в двух экземплярах.


Информация, полученная от представителей Упр. Компании подвергается анализу и сравнивается с фактическим качеством оказываем услуг. Для более профессионального анализа можно прибегнуть к помощи специалистов. Они помогут решить именно вашу проблему. После этого проходит проверка УК на соответствии указанных данных и фактически выполненных работ. Проверяющие могут попросить предоставить смету расходов бухгалтерию УК. Отчёты по финансовым документам вправе потребоваться не только за настоящий финансовый год, но и за предыдущие несколько лет из архивов организации.

При обнаружении завышенных тарифов или раздут смет на проведение работ, жильцы дома могут обратиться в прокуратуру. Они получают достаточные основания, чтобы составить иск и довести дело до суда. Получить бесплатную консультацию, можно обратившись в центр помощи потребителей услуг. Там помогут составить коллективную жалобу на виновника и довести её контролирующей организации сверху. Неважно, какой будет выбран путь действий: УК будет проверена, нарушения устранены, а жильцам компенсируются их потери и прекратятся неправомерные изъятия средств.

Проведение аудиторских проверок

Аудиторская проверка происходит по нескольким параметрам. Чтобы сделать схему работы УК более открытой, можно прибегнуть к проведению аудита в сфере ЖКХ. Будут проверены:

  • фактические понесённые затраты организации к выставленным по ним счетам:
  • соответствие составленных финансовых документов установленным правилам документооборота и оценка правдивости приведённой в них информации;
  • просмотр оснований на трату бюджета (подтверждение эффективности и рациональности выбранного способа ведения дел).

Важно! Подводя итоги, аудитор осуществляющий проверку, может, как пример, предоставить собственные профессиональные рекомендации по оптимизации и налаживанию технологических, финансовых и экономических процессов, внутри компании. Так же могут быть представлены советы по работе с налоговыми органами.

Аудит проходит согласно установленному регламенту. Он позволяет определить, куда тратится каждый рубль вложенных жильцами средств, и какой процент расходов действительно расходовался эффективно, а какой уходит «мимо кассы» или тратится необдуманно.


Проверка обязательно берёт во внимание следующие документы:

  • отчёты по трате средств на коммунальное обеспечение дома;
  • сметы, с предоставленными данными о расходах на проведение необходимых работ по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома;
  • отчёты о расходах, понесённых при найме для выполнения работ, сторонних подрядных компаний.

Как правильно составить и подать жалобу?

Если управляющая компания не исполняет в полной мере свои обязательства, нарушает условия договора и не предоставляет соответствующие отчёты о проделанной работе, то жители дома имеют полное право подать жалобу в вышестоящие органы. Это делается быстро и бесплатно если знать алгоритм и свои права.

Достаточные основания для подачи заявления:

  • помещения общего пользования нуждаются в текущем ремонте, но он длительное время не выполняется, пример – испорченные перила, разбитые лампочки освещения.;
  • должным образом не обслуживаются лифты и мусоропроводы;
  • отопление в помещениях слабое.

Вид жалобы выбирается по желанию: написать вручную или набрать на компьютере и распечатать – контролирующий орган обязан принять её в любом виде. В заявлении необходимо обозначить государственный орган, по адресу которого будет отправлено обращение. Кроме собственной контактной информации, не забудьте указать в нём обратный адрес, по которому можно отправить ответ. Перечислите все замеченные нарушения, укажите точный адрес дома, если нужно, то и конкретную локацию поломки: подъезд и этаж. Для полноты картины используйте ссылки на Жилищный Кодекс, указывающие, что этих нарушений быть не должно. Не забудьте чётко обозначить, какого результата вы хотите добиться по итогам проверки и вынесения решения. Если заявление подаётся коллективно: указывайте в нём контактные данные каждого заявителя.

Жалобу составьте в двух копиях и обе передайте человеку в центр, принимающему жалобы от населения. Они должны присвоить номер входящего обращения и поставить дату приёмки и вернуть одну копию жалобщику. Выставленная дата назначается датой подачи заявления и с этого момента начинается тридцатидневный отсчёт по предоставлению обязательно ответа просителю.

Вывод

УК подчиняются и контролируются органами центральной власти, а так же самими собственниками помещений. Федеральные органы лишь регламентируют их деятельность. Они не осуществляют непосредственный контроль. Кто контролирует работу управляющих компаний? Проконтролировать управляющую компанию может надзорный орган: Роспотребнадзор, прокуратура и жилищная инспекция.

К основным отличиям плановой проверки от внеплановой относятся:

  1. проведение плановых аудитов с установленной периодичностью;
  2. возможность проведения плановых проверок гражданскими лицами;
  3. добровольный характер плановых проверок.

Главная цель плановой проверки ТСЖ – выявить ошибки в финансовой деятельности организации и дать указания по их устранению. Даты плановых инспекций заранее известны бухгалтерии и руководству жилищного товарищества. Они проводятся в сроки, обозначенные уставом организации или жилищным кодексом .

Внеплановые аудиты проводятся по заявлениям или жалобам отдельных лиц надзорными органами.

Основная цель внеплановых мероприятий – выявить и доказать нарушения , в которых подозревается организация и/или её работники.

Кто контролирует деятельность жилтоварищества?

Контроль деятельности руководящих органов жилтоварищества могут осуществлять следующие инстанции :

  • налоговая инспекция;
  • отделение жилищного надзора;
  • прокуратура;
  • ревизионная комиссия;
  • трудовая инспекция;
  • контрольная комиссия жителей-членов товарищества.

Налоговые органы контролируют корректность заполнения налоговых деклараций и правильность распределений доходов и расходов при разных системах налогообложения, а также полноту уплаты налогов со стороны наёмных работников.

Важно! Органы жилнадзора осуществляют проверку деятельности руководства ТСЖ на предмет соблюдения жилищного законодательства.

В том числе:

  1. легитимность процедуры создания ТСЖ;
  2. корректность пунктов устава;
  3. достоверность протоколов общих собраний;
  4. легальность выбранных руководящих органов и ревизора;
  5. соответствие осуществляемой деятельности уставным целям.

Прокуратура может проверять наличие возможных нарушений уголовного характера : взяточничество, растраты и т.д.

Работники прокуратуры имеют право входить в помещения руководства ТСЖ и изымать любую документацию без предварительного уведомления о проверке. Такими же правами обладает и налоговая служба.

Ревизия является внутренним инструментом контроля экономической деятельности правления , так как ревизор выбирается на общем собрании из числа жильцов, пользующихся авторитетом и не может совмещать свою деятельность с работой в правлении (пункт 1 статьи 150 ЖК РФ).

Пункт 1 статьи 150 ЖК РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.

Кто может запросить проведение данной процедуры?

Кто может проверить деятельность ТСЖ? Инициировать аудит финансовой деятельности жилтоварищества вправе следующий круг лиц:

  • члены ревизионной комиссии;
  • владельцы квартир и жители дома, относящегося к ТСЖ;
  • инициативная группа членов товарищества;
  • выборные органы местного самоуправления;
  • органы правления.

Правление жилтоварищества может заказать проверку у частных аудиторских фирм для выявления и исправления собственных ошибок при небольшом опыте финансовой деятельности , или при большом штате бухгалтерии для контроля за его деятельностью.

При наличии подозрений или косвенных фактов нарушений в деятельности правления, часть собственников-членов товарищества может создать инициативную группу для аудита деятельности руководства. Ревизию в таком случае осуществляют, как правило, сами участники такой группы .

Внимание! Каждый член жилтоварищества имеет право ознакомиться со всеми финансовыми и отчётными документами организации (пункт 3 ).

Если у жителя дома существуют подозрения в том, что руководство товарищества нарушает законодательство РФ , то он может инициировать прокурорскую проверку, написав соответствующую жалобу, вне зависимости от своего статуса проживающего (владелец, арендатор и т.д.).

Выборные органы власти вправе инициировать депутатскую проверку любых юридических лиц, в том числе жилищных объединений, по запросу избирателей.

Что представляет собой аудит?

Под проверкой (или аудитом) понимается полная ревизия финансовой деятельности организации на предмет соответствия уставным целям. Методом аудита можно определить:


Плановый аудит жилтоварищества обязан проводить его выборная ревизионная комиссия каждый календарный год , представляя аудиторское заключение собранию жильцов-членов ТСЖ (часть 1 пункта 3 статьи 150 ЖК РФ).

Часть 1 пункт 3 статья 150 ЖК РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

  • проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
  • представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества.

Внеплановая проверка осуществляется органами жилищного надзора или прокуратуры .

Для того, чтобы избежать крупных штрафов или приостановления деятельности в результате визитов различных государственных надзорных органов , правление жилтоварищества обращается в частную аудиторскую фирму для проведения предварительной ревизии.

Сотрудники аудиторской фирмы по итогам ревизии могут указать бухгалтеру и председателю на ошибки , допущенные при учёте, а также способы их устранения.

Порядок проведения этого процесса

В первую очередь происходит заключение соглашения с компанией-исполнителем . В договоре с аудиторской компанией указывается:

  • цели аудита;
  • сроки проведения;
  • место проведения;
  • проверяемый период;
  • перечень необходимой документации.

Внимание! Аудиторская фирма должна состоять в федеральном учёте аудиторских организаций для получения права называться таковой, а сотрудники фирмы, осуществляющие проверку, должны иметь аудиторский аттестат (статьи 3 ФЗ № 307 и статьи 4 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»).

Статья 3 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская организация

  • Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
  • Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.
  • Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

В качестве периода проверки обычно указывается календарный год . После подписания договора сотрудники фирмы приступают к аудиту в следующем порядке:

  1. ознакомление со структурой жилтоварищества и особенностями ведения хозяйственной деятельности;
  2. изучение финансовой и отчётной документации за период, выбранный для проверки;
  3. сравнение фактической ситуации с плановыми показателями и выявление несоответствий;
  4. поиск причин несоответствий;
  5. составление акта аудиторской проверки.

В ходе ознакомления изучается устав, учётная политика порядок её реализации в конкретном товариществе.
При обнаружении несоответствий плановых и расчётных показателей , сотрудники компании-исполнителя начинают проверку бухгалтерских ведомостей и первичных платёжных документов .

В частности, проверяется соответствие используемых бухгалтером жилтоварищества проводок на соответствие плану субсчетов Минфина .

Как правильно составить акт?

Акт проверки составляется сотрудниками фирмы-аудитора и содержит следующие сведения :

  • наименование жилтоварищества и период осуществления проверки;
  • проверенные области финансовой деятельности ;
  • выявленные недочеты и ошибки ;
  • методы устранения ошибок.

В конце акта обязательно ставится печать компании-исполнителя и подпись ответственного лица . Акт – конфиденциальный документ, составляемый в двух экземплярах, по одному для заказчика и исполнителя.

Важно! Проверка может быть как полной, так и частичной. Полная проверка, с ревизией всей документацией ТСЖ, обычно заказывается перед визитом сотрудников прокуратуры или жилнадзора, а частичная может включать небольшую область, например, декларации НДФЛ перед формированием налоговых отчётов.

При обнаружении нарушений руководство товарищества должно их устранить в соответствии с рекомендациями аудиторов до визита надзорных служб, во избежание:

  1. штрафных санкций;
  2. увольнений;
  3. гражданско-правовой и уголовной ответственности;
  4. лишения права занимать должности в жилищных организациях.

Если проверка была инициирована и проведена органами прокуратуры или налоговой инспекцией, товариществу даётся срок (10 рабочих дней) для устранения нарушений.

Заключение

Итак, проверка финансовой деятельности ТСЖ может проводиться надзорными органами по жалобам жильцов или аудиторской фирмой для выявления недочётов в работе и подготовке к возможным внеплановым проверкам.

Чтобы избежать возможных штрафных санкций, необходимо регулярно проводить внутренние проверки бухгалтерии силами ревизора товарищества или привлечённого специалиста, по итогам которых приводить деятельность бухгалтерии в соответствие с правилами.