«Государственную службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы государственные службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости и своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда, созданной в 1919 году, а также соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.
На деятельность этих служб государство возложило следующие задачи:
1) оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
2) предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
3) организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирования незанятых граждан;
4) оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
5) регистрировать безработных;
6) выплачивать пособия по безработице и других видов материальной помощи; 7) оформление досрочного выхода на пенсию;
8) разрабатывать программы занятости и мероприятия по социальной защите различных групп населения»
Таким образом, федеральный институт выполняет главные задачи по труду и занятости.
«В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Функции Федеральной службы по труду и занятости:
1. Осуществление государственного надзора и контроля за выполнением трудового законодательства работодателями;
2. Оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
3. Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
4. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;
5. Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
6. Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.»
Федеральная служба по труду и занятости наделена следующими полномочиями:
Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;
Осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
Регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
Регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
Рассматривает дела об административных правонарушениях;
Информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;
Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;
Реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
Реализует меры активной политики занятости населения;
Осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
Содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
Ведет базы данных по учету трудовых арбитров;
Информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
Осуществляет государственную экспертизу условий труда;
Формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
Участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;
Взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.»
Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.»
Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять государственный надзор, контроль за выполнением работодателей трудового законодательства и содействие гражданам в поиске работы.
занятость население труд государственный
В отношениях между работодателем и сотрудником все права и обязанности обоих регулируются нормами ТК РФ.
Законом предусмотрены обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место, и социальные условия, которыми должен быть обеспечен работник.
За соблюдением норм Трудового кодекса государством следит контролирующий орган, находящийся в подчинении Министерства труда и соцзащиты.
Постановлением правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.
Эта организация имеет территориальные подразделения в каждом субъекте Российской Федерации и непосредственно подчиняется Федеральной службе по труду и занятости.
Задачи трудовой инспекции
Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:
- Контроль за соблюдением . Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
- Надзор за соблюдением , произошедших на производстве и их учета на предприятии.
- Надзор за осуществлением социальных выплат и и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
- Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
- в организациях, которые финансируются государством.
- Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
- Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
- Оценку соблюдения на предприятии.
Когда имеет смысл обращаться в Трудовую инспекцию
Стоит сказать, что помимо плановых проверок Государственная инспекция труда проводит внеплановые проверки при условиях, описанных в статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации . Согласно тексту этого документа ГТИ может прийти в следующих случаях:
- При поступлении заявлений от сотрудников предприятия, свидетельствующих о фактах нарушения нанимателем основных правовых актов трудового законодательства.
- При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права.
- При поступлении от сотрудника предприятия просьбы, заключающейся в проверке условий места, за которым он работает, на соответствие требованиям Охраны труда.
- По окончании срока, назначенного работодателю для устранения нарушений, связанных с исполнением трудового законодательства.
В том случае, если работник считает, что его трудовые права нарушаются работодателем в какой-либо мере, он вправе . Это можно сделать в следующих случаях:
- или ;
Согласно трудовому законодательству заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц.
Если работодатель не выплачивает заработную плату, по статье 142 ТК РФ работник предприятия в праве приостановить выполнение своих трудовых обязанностей и не находиться на своем рабочем месте на срок, пока зарплата не будет выплачена в полном объеме. При этом ему должна выплачиваться компенсация за каждый день простоя. Об этом говорит тест статьи 236 ТК РФ .
- неправильный расчет ;
- невыплата пособий или ;
Сверхурочная работа согласно нормам статьи 152 ТК РФ не должна превышать ста двадцати часов за календарный год. Оплачиваться такая работа должна в двойном размере (за исключением первых двух часов – они оплачиваются в полуторном размере от установленного оклада). По согласованию с работником и только с его согласия работодатель может предоставить отгул в качестве возмещения за сверхурочную работу или работу в выходные дни.
- нежелание работодателя заключать трудовой договор;
По закону заключение трудового договора является обязательным условием для начала работы.
- некорректно оформленный , влекущий за собой нарушение прав работника;
- несоответствие фактических условий труда тексту договора.
Причин для обращения в Роструд может быть еще очень много, но все они должны иметь под собой основания, свидетельствующие о .
Как обратиться в трудовую инспекцию
Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.
Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.
Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.
Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.
После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.
Что может проверять Трудовая инспекция
При проведении проверок Государственная трудовая инспекция в первую очередь проверяет документацию предприятия: уставную, организационную и трудовую.
К трудовым документам относятся те, которые касаются всех сотрудников предприятия:
- договора – трудовые и коллективные;
- штатные расписания и табели учета рабочего времени;
- внутренние правила предприятия, связанные с организацией рабочего времени и перерывов;
- графики предоставления отпусков и зарплатные ведомости;
- всевозможные журналы и книги учета.
Основные ошибки встречаются при оформлении трудового договора.
Согласно статье 57 ТК Российской Федерации , трудовой договор должен состоять из трех частей:
- сведения о работнике и работодателе;
- обязательные условия договора;
- дополнительные условия.
Который проводит , в первую очередь следит, чтобы в тексте были указаны все условия, обязательные для включения. Эти условия закреплены в статье 57 ТК РФ и представляют собой следующие требования:
- данные о месте работы и трудовых обязанностях (с указанием должности согласно штатному расписанию и конкретного вида работы);
- дата начала работы и режим рабочего времени;
- условия оплаты труда и время отдыха;
- компенсации за работу, связанную с вредными или опасными условиями.
Если при подписании в договоре отсутствуют какие-либо из обязательных условий, они должны быть зафиксированы в виде дополнительного соглашения, составляющего неотъемлемую часть трудового договора.
Помимо проверки документации инспектор может проверить служебные помещения, помещения для принятия пищи и отдыха сотрудников, а также рабочие места на предмет соответствия с правилами охраны труда.
По ходу проверки ГТИ может опрашивать персонал, запрашивать любую информацию, необходимую для проверки.
При выявлении нарушений Роструд имеет право приостанавливать работу предприятия в целом или отдельных его подразделений, может отстранить от работы сотрудников, не прошедших курс инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.
Инспектор имеет право привлекать к ответственности (административной) тех лиц, которые виновны в нарушении норм трудового законодательства.
Направлять в органы судебной власти требование о прекращении деятельности предприятия, если заключением трудовой экспертизы установлено, что условия труда не удовлетворяют требованиям ТК РФ.
В начале стремительного развития рыночной экономики российским властям стало понятно, что некоторые ее процессы необходимо регулировать путем создания новых организаций. Среди прочих государственных объединений в 2004 году возникла Федеральная служба, которую сокращенно до настоящего времени именуют Роструд. Это государственный орган исполнительной российской власти, призванный контролировать и упорядочивать процессы, происходящие в сфере трудовых отношений.
Летом 2004 года Правительство утвердило Положение, регламентирующее деятельность этого российского федерального органа. В 2012 году в Положение были внесены поправки, в таком виде госорган действует до настоящего времени.
Российские власти не создавали организацию на пустом месте. В СССР существовали специальные бюро, занимавшиеся трудоустройством населения страны и его информированием о свободных вакансиях. Действовали эти организации в условиях плановой экономики, современный Роструд взял на себя выполнение иных задач: регулирование занятости и контроль над соблюдением трудового права в условиях капиталистических отношений. В современных производственных условиях работник также может надеяться на защиту своих интересов при нарушении законов со стороны работодателей.
Федеральная служба: а какие функции?
Выполнение государственной службой своих функций позволяет участникам рынка труда чувствовать себя защищенными от несанкционированных действий руководителей компаний и объединений.
Новые экономические реалии в сфере развития трудовых отношений приносят Федеральному госоргану новые задачи, которые он призван решать.
Структура организации Роструд
Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.
- Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
- Контроля над занятостью всех групп населения.
- Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
- Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
- Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
- Информационных технологий.
- Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
- Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.
Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.
Территориальные подразделения
Роструд ведет свою деятельность через территориальные государственные подразделения, среди которых:
- столичные и региональные центры занятости населения, обеспечивающие работодателям доступ к базе данных претендентов на вакансию, а гражданам, ищущим работу: подходящие рабочие места. В центрах работники могут пройти курс переобучения, устроиться на работу по другому профилю;
- инспекции по труду, призванные отслеживать нарушения и бороться с ними в каждом из субъектов Российской Федерации;
- управления, регулирующие коллективные споры. Возникла тенденция разделения этих организаций по сферам деятельности работников. Например, не так давно создано объединение театральных работников, призванное урегулировать споры, возникающие исключительно в театральной среде.
Полномочия Роструд
Государственный орган наделен широкими полномочиями, позволяющими противодействовать нарушениям в сфере отношений между работниками:
- рассматривает дела о нарушениях, имеющих административный характер;
- информирует сотрудников предприятий об их правах и обязанностях, о соблюдении законодательства;
- обобщает практику и анализирует основные причины нарушений, готовя базу для новых нормативных актов;
- занимается вопросами травматизма на рабочих местах;
- ведет подготовку трудовых арбитров, решающих споры в коллективах, а также создает их информационную базу;
- информирует СМИ о проблемах и решениях в сфере отношений между сотрудниками.
Федеральная российская служба по труду и занятости занимает лидирующие позиции среди органов власти страны, успешно решает проблемы работающих граждан. Информационные технологии помогли ей выйти на пространство Интернета, организация размещает на документы, рассказывает о своей деятельности, общается с заявителями в режиме реального времени. Роструд активно развивает направления своей деятельности, помогая гражданам эффективно трудиться.