Вода- это жизнь.
Цель:- расширять представления детей о значении воды в нашей жизни и
Учить бережно относиться к воде и экономить её.
Развивать внимание, мышление, память, воображение, фонематический слух.
Ход занятия:
Воспитатель: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
1 капелька:В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом вылезает
2 капелька: Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3 капелька: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Воспитатель: Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Капельки вместе: Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Воспитатель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Без воды нет жизни. Её исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен Международным днем воды. Будущее России, её экология, чистота рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относится к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.
Вам уже известно, что вода бывает в трех состояниях.(жидком, твердом, газообразном)
Задание: Загадки о воде.
1 Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится-
Ничего не останется. (Туча)
2 Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман)
3 Вечером родится, ночь живет, утром умирает.(Роса)
4 С неба пришел, в землю ушел.(Дождь)
5 Зимой в поле лежал,
Весной в речку побежал.(Снег)
6 Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.(Снежинка)
7 Зимой он был крышей для речки, пруда
Весной не осталось от крыши следа.(Лед)
8 И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.(Иней)
Беседа о мировом океане. (демонстрируется карта, глобус)
Большую часть поверхности земли занимают моря, океаны. Они соединены проливами, и все вместе образуют мировой океан. (работа с глобусом)
На глобусе мы видим, что воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Человек не может пить соленую воду, а её-то как раз на земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.
Сейчас мы с вами найдем на глобусе участки желтого цвета. Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды- всего три дня. Кроме того, на Земле осталось очень мало чистой воды.
Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Слайд№1 задание второе
Вода так же кормит человечество. Вспомните названия многих морепродуктов. (Дети перечисляют морепродукты)
Слайд№2,3 И моет всех тоже вода
Слайд№4
Вода работает на гидроэлектростанциях- добывает электрический ток.
Слайд№5 задание третье
А еще вода-самая широкая, самая удобная дорога.
Давайте вспомним названия водного транспорта (Дети перечисляют водный транспорт)
Слайд№6 значение воды
Ребята давайте вспомним, что мы узнали о воде? Для чего она нужна?
Ребята если люди и мы с вами не будем беречь воду, то может наступить катастрофа.
Слайд№7 Угроза воде.
Слайд№8 План по охране окружающей среды
Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря.
Не мусорить на водоемах, в местах отдыха.
Следить за чистотой источников.
Игра «Согласен-не согласен».
Я буду произносить фразу. Если вы согласны- похлопайте, если не согласны- потопайте.
1.Без воды нет жизни(Хлопают)
2.Можно пить грязную воду? (Топают)
3.При помощи воды добывается электрический ток.(Хлопают)
4.Можно бросать мусор в воду? (Топают)
5.Вода всех моет? (Хлопают)
Конкурс «Исполнение песен и чтение стихов»
«С голубого ручейка начинается река….»,
«Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой..»,
«Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз…»
Итог занятия:
Вода- живительная влага. Именно ей мы обязаны жизнью. Сохраним наши реки, озера, пруды.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и чистая вода!
Детям предлагается нарисовать рисунки- протест «Планета в опасности». Этого делать нельзя, чтобы избежать катастрофы(выставка для родителей).
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
- умение оценивать ситуацию или факты;
- умение анализировать информацию;
- умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример.
При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:
1. Презентация состоит только из текста и картинок.
2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.
3. Чем больше текста, тем лучше.
4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.
5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.
6. Презентация может носить обучающий характер.
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.
Приём «Связи»
Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии).
Формирует:
- умение находить связи между объектами в системе;
- умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
- умение устанавливать связи между любыми объектами.
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.
Пример1.
У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.
Д: Вулкан – тетрадь.
У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.
Д: Слово «вулкан» написали в тетради.
У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.
Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...
У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?
Пример 2.
У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.
У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.
Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.
Источник: Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm
Приём "Толстый и тонкий вопрос
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
- умение формулировать вопросы;
- умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?
Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?
Программное содержание:
- Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.
- Продолжать формировать умение графически изображать времена года; выделять главное из целого; по заданному слову составлять предложения; формировать умения задавать вопросы и с их помощью угадывать предмет.
- Воспитывать желание работать, развивать чувство группового взаимодействия; доброту, отзывчивость. Приложение.
Материалы к занятию:
Сундучок, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) в двух экземпляров, чудесный мешочек, угощение, фломастеры, листы для рисования, мяч.
Словарная работа:
Работать над правильным построением предложения.
Предшествующая работа:
Уточнение знание детей о классификации предметов, повторение основных признаков временных изменений.
Ход занятия:
Дети входят в зал становятся в круг.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю разгадать тайну вот этого сундучка, если мы сумеем открыть этот замок, то обязательно ее узнаем. Скажите, что вы видите в качестве замка на сундучке.
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит замок? Давайте их назовем.
Дети: Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.
Воспитатель: Правильно ли у меня в руках такие же геометрические фигуры. Если вы хотите узнать, как открыть этот замок, то я вам объясню, хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Для того, чтобы открыть замок нужно выполнить 4 задания, за каждый правильно, выполненное, задание, вы получите геометрическую фигуру, но задания будут не простые.
1 ЗАДАНИЕ
Дидактическая игра: “Исправь предложение”.
Цель: Составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить.
Ход: Дети становятся в круг, воспитатель зачитывает предложение, в которых допущены ошибки, дети должны их уловить, исправить и объяснить своей ответ.
1. Когда к нам пришел шкаф в гости, мы очень обрадовались.
2. Наступил новогодний праздник, и мы пошли на пляж купаться.
3. Мы поставили на окно печку и стали варить там суп.
4. На лестнице поставили песочницу и стали там играть.
5. Врач не лечит детей, а метет снег на улице и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Какую фигуру вы выбираете? Дети выбирают фигуру совмещают ее с фигурой на замке – “шифре”. Переходим к следующему заданию.
Дидактическая игра: “Согласен – не согласен”.
Цель: Учиться сопоставлять противоположное мнение, уметь объяснить их, правильно простраивать предложение при ответе.
Ход: Дети становятся в круг, у воспитателя в руках мяч. Воспитатель кидает по очереди, каждому ребенку и при этом задает следующие вопросы (Вопросы могут быть разные).
- Я утверждаю, что в лесу не бывает животных – я с вами не согласен, в лесу живут дикие животные.
- Я утверждаю, что, одев лыжи на ноги, можно выходить на лед – я с вами не согласен на льду катаются на коньках.
- Я утверждаю, что на тополях можно увидеть цветы – я с вами не согласен, цветы могут быть комнатными или расти на клумбах.
- Я утверждаю, что с иглой ели можно сшить одежду – нет я с вами не согласен, одежду можно сшить швейной иглой.
- Я утверждаю, что люди купаются летом – да я с вами согласен, люди купаются летом.
- Я утверждаю, что в детском саду детям скучно и не интересно – нет я с вами не согласен, потому что в детском саду весело и интересно.
- Я утверждаю, что мы завтракаем вечером – нет я с вами не согласен, мы завтракаем утром.
- Я утверждаю, что июнь это зимний месяц – нет я с вами не согласен, это летний месяц.
- Я утверждаю, что книги это бесполезная вещь – нет я с вами не согласен, книги очень интересны и их можно читать.
- Я утверждаю, что домашние животные живут в лесу – нет я с вами не согласен, они живут в домах.
- Я утверждаю, что круг имеет углы – нет я с вами не согласен, у круга нет углов, он круглый.
- Я утверждаю, что перелетные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в теплые края.
- Я утверждаю, что когда приходит осень, начинают капать сосульки – нет я с вами не согласен, начинается листопад.
- Я утверждаю, что дети ходят в школу играть – нет я с вами не согласен, они ходят туда учиться.
- Я утверждаю, что столы в нашей группе железные – нет я с вами не согласен, они деревянные.
(Примерные ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Но для того чтобы получить вторую геометрическую фигуру, нужно выполнить еще одно задание. Сейчас вы возьмете каждый по одной карточке, у каждого на карточке изображено времена года. Объединитесь в команды по временам года. У нас образовалось 4 команды. У нас на столах фломастеры и листы. На этих листах схематично изобразите то время года, какое вам досталось. Напоминаю, что изображать нужно, только основные признаки. И этим основным признаком, добавьте один признак, который не относится к данному времени года. Затем вы обменяетесь своими схемами с другой командой, и они должны догадаться, какое время года у вас изображено и что лишнее (К какому времени году оно относится). Дети работают в командах.
Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы справились с заданием до конца. Можете получать вторую фигуру. Дети получают вторую фигуру, совмещают ее с шифром на замке.
Воспитатель: Я предлагаю вам следующее занятие.
Дидактическая игра: “Если бы я был…?”
Цель: Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип – эмпатия. Главный смысл эмпатии – войти в роль кого либо или чего либо.
Ход: Ведущий начинает “Если бы я была трамваем, то я бы перевозила людей, Лиля, а если ты бы была швейной машинкой?”, дальше ребенок находит ответ на вопрос и по цепочке следующему ребенку передает свой вопрос. Игра проводится, пока все дети не примут в ней участие.
Воспитатель: Молодцы дети! Вы прекрасно справились с заданием. За это выбирайте геометрическую фигуру. Дети выбирают геометрическую фигуру и сопоставляют с замком – “шифром”.
Воспитатель: И так ребята, у нас осталась с вами последняя фигура и последнее задание, чтобы открыть замок.
Дидактическая игра: “Поймай слово”.
Цель: Учить детей составлять с заданным словом предложения (Пожеланию и по уровню развития детей можно поставить задачу: в начале предложения заданное слово, в середине или где угодно).
Ход: Ведущий начинает, говорит свое предложение “У нас в группе много игрушек”. Следующий стоящий “Ловит” последнее слово со словом игрушка, составляет предложение. Следующий стоящий ловит его последнее слово в предложении и т.д. по цепочке.
Воспитатель: Молодцы дети! Вы справились с последним заданием. Берите геометрическую фигуру и сопоставляйте ее с замком “шифром”. Дети сопоставляют геометрические фигуры, в это время слегка приоткрывает крышку сундучка и опят ее закрывает как бы случайно.
Воспитатель: Дети, крышка сундучка не хочет открываться, но я успела увидеть, что лежит в нем. Давайте если мы с вами угадаем, что лежит в сундучке, тогда он нам откроется, и мы все это увидим.
Дидактическая /игра: “Задай мне вопрос”.
Цель: Развивать у детей умение правильно задавать вопросы.
Дети: Это живое?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это посуда?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это предмет мебели?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это продукты питания?
Воспитатель: Да.
Дети: Это молочное?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это мясные изделия?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это хлебобулочное изделие.
Воспитатель: Нет.
Дети: Это сладкое?
Воспитатель: Да.
Дети: Это шоколад?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это конфета?
Воспитатель: Да.
Воспитатель: Да ребята, это действительно конфеты, угощайтесь. Воспитатель угощает детей конфетами, и спрашивает у них, какое настроение после занятия.
(Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте каждый из вас часть своего хорошего настроения положит в “Чудесный мешочек”. Мы с вами подарим этот чудесный волшебный мешочек в соседнюю группу. Они его откроют и заразятся нашим хорошим настроением.
Дети: каждый делится своим хорошим настроением.
Цель дидактического упражнения:
“В сундучок желаний”.
Учить детей высказывать свое мнение при правильном построении предложении.
Непопулярные точки зрения на видеоигры.
В закладки
Аудио
Не так давно на PC Gamer разгорелась необычная дискуссия - авторы и читатели высказывали непопулярные мнения об играх: выяснилось, что кому-то нравится концовка Metal Gear Solid V, кто-то считает, что Skyrim лучше Morrowind, а кто-то всерьёз думает, что Destiny 2 - действительно хорошая игра.
Переносим тему дискуссии к нам и предлагаем присоединиться в комментариях, не страшась минусов. Идём вразрез с общественным мнением и высказываем непопулярные точки зрения.
Артемий Леонов: пятые «Герои» лучше третьих
Сколько бы я ни убеждал себя, что лучшая часть «Героев Меча и Магии» - это третья, я всё равно раз за разом запускаю именно пятых героев. Для большинства поклонников серии эти слова звучат как ересь, но в пятой части мне нравится больше практически всё - от системы магии и собственного «колеса умений» для героев разных рас до вносящего в игру разнообразие принципа «каждому существу – по особой способности».
На мой взгляд, «Герои Меча и Магии V» заслуживают, по крайней мере, не меньшего уважения, чем легендарная третья часть - в то время как в реальности она в лучшем случае довольствуется репутацией «неплохого ремейка».
Олег Чимде: первый вариант Данте от Ninja Theory лучше
Я очень расстроился, когда разработчики из Ninja Theory всё-таки поменяли внешность Данте после первого тизера - там он был тощим, злобным, с кругами под глазами, курил сигарету. По-моему, такой образ был бы сильнее.
Сразу было понятно, что британцы не смогут сделать японского Данте - всё-таки совсем иная культура, иная история, иная любимая музыка, иное всё. Поэтому решение превратить Данте в британского панка мне показалось гениальным и единственно верным. В итоге получилось не так здорово, как я надеялся (пошли всё-таки на поводу у общественности), но всё равно отлично: напускная стильная британскость осталась. Впрочем, изначальный вариант был гораздо лучше.
Данил Свечков: сюжетное разнообразие играет Beyond: Two Souls на руку
Мне нравится Beyond: Two Souls. Она совсем не похожа на игру. В ней главы даются в произвольном порядке, а логика поступков главных героев вызывает много вопросов. Но зато в ней можно пугать ученых опрокинутым стаканчиком с кофе. Где ещё такое позволят?
Кроме того там по-голливудски увлекательный сюжет. И чего уж там, немало интересных ситуаций. Сколько ни убеждайте меня, но роды бездомной - отличная сцена. Где ещё такое было?
Но что ещё интереснее, так это контраст. В одной истории Дэвид Кейдж уместил сюжет о девушке с паранормальными способностями на работе у спецслужб, о выживании бездомных, о индейцах, одолеваемых злобным духом, и сцену, в которой из портала под водой вылезает гигантский призрачный червь. Где ещё такое покажут?
Алексей Сигабатулин: Dragon Age: Inquisition - не такая уж и плохая игра
Dragon Age: Inquisition принято не любить. Мол, разработка игры шла тяжело, что сильно сказалось на качестве, игра выглядит хуже «Ведьмака 3» (можно даже вспомнить мем), персонажи плохие, да и вообще это недо-MMO. И вроде бы, если деконструировать игру, какая-то доля правды в этом есть.
Но я всё равно считаю «Инквизицию» отличной. Благодарить за это стоит отчасти лор Dragon Age - им я проникся ещё с первой части, так что любая новая глава приключений воспринимается как подарок. А ещё тут очень хорошо ощущается агентивность - когда игра хоть немного, но реагирует на ваши решения. Особенно это заметно, если перенести сохранения из предыдущих частей - сразу появится куча мелких деталей, какие-то новые реплики, диалоги. Они может и не переворачивают игру, но впечатления усиливают.
Глупый гринд в открытом мире? Да, есть такая проблема. Но и крутых квестов в «Инквизиции» тоже навалом - вспомните хотя бы миссию на королевском балу. В общем, зря игру топили, как по мне.
Артём Калеев: Transistor не так хорош, как говорят
Никогда не понимал шума вокруг игр Supergiant Games - Transistor в частности. Игра ещё до покупки цепляла отличным визуальным рядом и саундтреком: но по прошествии пары часов я понял, что кроме этого там интересного больше ничего и нет. Геймплей скучный и репитативный, а сюжет не сумел заинтриговать.
Фанаты говорят, что вся фишка в модификаторах сложности, которых там и правда полно. Но я этого не понимаю: почему в подобных проектах игроки вынуждены развлекать себя сами? Выглядит так, будто разработчики просто сняли с себя ответственность за геймдизайн - мол, пробуйте сами.
Андрей Верещагин: диалоговое колесо лучше стандартного выбора реплик
Мне нравится диалоговое колесо. Во-первых, это красиво. Колесо не нагружает экран текстом, просто в обращении и интуитивно понятно. Стандарты сформировались сами собой и прекрасно работают: вот справа опции, которые двигают разговор вперёд, а вот слева - дополнительные вопросы, которые ни на что не повлияют.
Серьёзно, сколь бы я ни любил Planescape: Torment и Tides of Numeneria, проматывать эти десятки вариантов ответа бывает чертовски утомительно. А ведь многие из них, зачастую, ведут к одним и тем же последствиям и сделаны лишь «для галочки». Вся эта мнимая широта выбора, призванная оправдать графоманию сценариста - анахронизм, отказаться от которого просто необходимо. На благо всей индустрии.
Колесо, в свою очередь, не пытается обмануть игрока, давая ему именно то, что нужно. Кроме того, сам разговор выглядит куда живее и естественнее, ведь вам не приходится по пять минут читать все эти реплики. Нет, правда, я пришёл не лясы точить и выслушивать биографии высокомерных эльфов, а по-быстрому решать судьбы целых народов. Я - капитан Шепард; я - защитник Киркволла. Моя кровь кипит в предвкушении битвы, и у меня просто нет времени рассусоливать.
13:54 — REGNUM
Министерство транспорта России вскоре лишится власти над важнейшим федеральным водным маршрутом: Северный морской путь и прилегающие территории было решено передать под контроль госкорпорации «Росатом». Корпорация получает широкие полномочия по обеспечению круглогодичного мореплавания и развития инфраструктуры Севморпути — подробно изложенные в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Минтрансу в соответствии с новыми порядками отведена функция согласовательного органа по многим вопросам администрирования акватории и портов Севморпути.
Документ уже прошел первое чтение в Госдуме и находится на стадии внесения поправок и дополнений. В процесс уже включилось лобби не только от Министерства транспорта, но и от крупных компаний, работающих в Арктике, а также от властей регионов Арктической зоны. Хоть дьявол и кроется в деталях, которые пока еще подлежат изменениям, всё же основную мысль скорректировать уже не удастся — Росатом станет единым арктическим оператором. Но, оказывается, Минтранс по-прежнему не хочет с этим мириться: ведомство готово корректировать созвучные федеральные законы и с их помощью снижать степень влияния атомной госкорпорации.
План о плане
По информации источников ИА REGNUM , Минтранс подготовил изменения в федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации». В основном корректировки представляют собой указание Росатома через запятую после «уполномоченных федеральных органов исполнительной власти» — как организации, которая вскоре станет ответственной за некоторые морские порты России. Изменения справедливые, поскольку в законе прописана безраздельная власть Минтранса, и Арктика в новом свете под эти правила не подходит.
Однако внимание привлекает другая предложенная Минтрансом корректировка — в статью 30 «Управление государственным имуществом в морском порту» предлагается добавить один пункт:
«Развитие инфраструктуры Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с планом развития инфраструктуры Северного морского пути, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Порядок разработки, утверждения, изменения и контроля плана развития инфраструктуры Северного морского пути устанавливается Правительством Российской Федерации».
Таким образом, Минтранс в одном из своих основных профильных законов стремится прописать роль контролирующего и согласовательного органа для одного конкретного случая с госкорпорацией «Росатом». Предлагаемый пункт низводит федеральный закон до уровня слишком подробной инструкции по управлению морскими (в данном случае северными) портами страны. Чтобы Росатом осознал потребность в долгосрочном планировании развития инфраструктуры важнейшего морского маршрута, не обязательно менять документы, выше которых — только Конституция.
Понятно, что цель предложенного пункта — в установлении контроля над процессом, который было решено передать из рук Минтранса Росатому. Оставшись без доступа к творческой работе над стратегией развития Севморпути, Минтранс опасается, что Росатом с этой задачей не справится без согласований. Но здесь стоит вспомнить, что работа самого министерства в «арктическом» направлении неоднократно вызывала недовольство федеральных властей. Так, в конце 2016 года Дмитрий Рогозин — на тот момент вице-премьер России и председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики — заявил, что Минтранс не справился с работой по разработке концепции развития Арктической транспортной системы до 2030 года. «То, что получено от министерства, трудно назвать даже эскизом», — сказал Рогозин. Концепция до сих пор так и не увидела свет.