При проведении сертификации или декларирования соответствия продукции применяются различные схемы сертификации/декларирования, устанавливающиеся в системах оценки соответствия однородной продукции с учетом специфики продукции. Конкретную схему выбирает заявитель, с учетом особенностей производства такой продукции.

При проведении сертификации или декларировании различной продукции применяются схемы разных систем.

Схемы сертификации

В нашей стране существуют 3 группы схем. Первая применяется при сертификации товаров, попадающих под действие технических регламентов Таможенного союза. Вторая группа содержит схемы, которые предназначены для сертификации продукции на соответствие национальным требованиям системы ГОСТ Р, то есть действующих в России стандартов. И, наконец, третья группа схем применяется при сертификации продукции, на которую распространяются российские технические регламенты. Более конкретные рекомендации по выбору схемы подтверждения соответствия даются в самих техрегламентах.

Состав схем сертификации на соответствие требованиям технический регламентов Таможенного союза

В отличие от российского законодательства, решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621 утверждены единые типовые схемы сертификации для большинства групп продукции.

Обозначение схемы Применение Испытания (исследования) Оценка производства Инспекционный контроль
Для серии продукции Типовых
образцов
  • Анализ состояния производства
Для серии продукции Типовых
образцов
Наличие сертификата СМК
  • Испытания сертифицированных образцов
  • Контроль СМК
Для партии продукции Выборки
из партии
- -
Для единичного изделия Единицы
продукции
- -
Проекта
документации
Анализ состояния производства
  • Испытания сертифицированных образцов
  • Анализ состояния производства
Для серии продукции, если нет возможности провести испытания готовой продукции Проекта
документации
Наличие сертификата СМК
  • Испытания сертифицированных образцов
  • Контроль СМК
Типа Анализ состояния производства
  • Испытания сертифицированных образцов
  • Анализ состояния производства
Для сложной продукции серийного производства или при планировании большого количества модификаций Типа Наличие сертификата СМК
  • Испытания сертифицированных образцов
  • Контроль СМК
Для малой партии продукции иностранного производства или сложной продукции, предназначенной для оснащения предприятий Таможенного союза Технической
документации
- -

Примечание:

В тех случаях, когда техническим регламентом Таможенного союза не предусмотрена схема 4с, сертификация единичного изделия осуществляется по схеме, установленной для партии: 3с или 9с (в зависимости от конкретных условий производства).

Состав схем сертификации на соответствие государственным стандартам

Обозначение схемы Испытания (исследования) Оценка производства Инспекционный контроль
1 Испытания типа Проверка производства
(системы качества)
-
Испытания типа Анализ состояния производства -
2 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца
Испытания типа Анализ состояния производства
Анализ состояния производства
3 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства
Анализ состояния производства
4 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца.
Анализ состояния производства
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя.
Анализ состояния производства
5 Испытания типа Анализ состояния производства Контроль системы качества (производства).
Испытания образцов, взятых у продавца и / или у изготовителя
6 Анализ состояния производства -
7 Испытания партии - -
8 Испытания каждого образца - -
9 Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами - -
Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Анализ состояния производства -
10 Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами - Испытания образцов, взятых у продавца или у изготовителя
10а Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца или у изготовителя.
Анализ состояния производства

Примечания:

  1. Испытания продукции - испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся её типовыми представителями.
  2. Инспекционный контроль, указанный в таблице, проводят после выдачи сертификата.
  3. В схемах 5 и 6 необходимость и объём испытаний при инспекционном контроле, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля системы качества (производством).

Схемы 1-6, 9а, 10, 10а применяются для сертификации серийно выпускаемой продукции.

Схемы 7, 9 используются для сертификации партии продукции.

Схема 8 - для сертификации каждого изделия.

Состав схем сертификации на соответствие требованиям технических регламентов РФ

С вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза большинство групп продукции подвергается сертификации по схемам, принятым в Таможенном союзе. Российские технические регламенты, соответственно и утвержденные в них схемы сертификации, отошли на второй план.

Обозначение схемы Испытания (исследования) Оценка производства Инспекционный контроль
Типовых образцов - -
Типовых образцов Анализ состояния производства -
Типовых образцов -
  • Испытания сертифицированных образцов
Типовых образцов Анализ состояния производства
  • Испытания сертифицированных образцов
  • Анализ состояния производства
Типовых образцов Наличие
сертификата СМК
  • Испытания сертифицированных образцов
  • Контроль СМК
Выборки из партии - -
Выборки из партии - -

Примечания:

  1. В российской системе технического регулирования нет единых установленных схем сертификации, особенности применения каждой из них, необходимо проверять в техническом регламенте на конкретную продукцию. Так, техрегламентом РФ на машины и оборудование было утверждено использование схем с 1с по 5с - для серийных поставок, 6с и 7с – для поставок, носящих разовый характер. При этом в техническом регламенте «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» применялось другое: с 1с по 3с – для серии оборудования, 4с и 5с – для партии и единичном выпуске.
  2. Для продукции, не указанной в статье (пищевой, легкой, текстильной и прочей промышленности) для выбора нужной схемы, необходимо было пользоваться профильными регламентами.
  3. Схемы, применяемые при подтверждении соответствия по российским техническим регламентам, по содержанию отличаются от установленных схем в Таможенном союзе (хотя и имеют одинаковое обозначение). Например, схема 1с по нормам Таможенного союза идентична схеме 2с в российском законодательстве, а не одноименной. По требованиям Таможенного союза получить сертификат соответствия, опираясь лишь на результаты испытаний, можно только при выпуске партии продукции, по российским требованиям, кроме партийных поставок, это предусмотрено для серии продукции (схемы 1с, 3с).

Схемы декларирования соответствия

В каждой из трех систем технического регулирования утверждены свои схемы декларирования, которые применяются при декларировании соответствия различных групп продукции. Подробное описание возможных схем для каждого случая дается в нормативно-технических документах, к которым относятся технические регламенты, стандарты и т. д.

Состав схем декларирования на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза

Комиссия Таможенного союза утвердила решение № 621 «О положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза» от 7 апреля 2011 г. В документы содержится описание всех схем, применяемых при декларировании соответствия продукции, которые действуют на всей территории Таможенного союза.

Обозначение схемы Применение Испытания (исследования) Оценка производства Производственный контроль
Для серии продукции Типовых образцов заявителем - Со стороны изготовителя
Выборки из партии заявителем - -
Для серии продукции Типовых образцов
в аккред. ИЛ
- Со стороны изготовителя
Для партии продукции (единицы изделия) Выборки из партии
в аккред. ИЛ
- -
Для серии продукции Типа - Со стороны изготовителя
Для серии продукции Типовых образцов
в аккред. ИЛ
Наличие
сертификата СМК
Со стороны изготовителя

Состав схем декларирования на соответствие государственным стандартам

Для государственной системы ГОСТ Р нет выделенных схем декларирования. Исходя из вида самой продукции, в национальном перечне товаров, на которые требуется зарегистрировать декларацию (принят постановлением Правительства РФ № 982 от 1 декабря 2009 г.), определены следующие варианты декларирования:

  1. Декларация о соответствии принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола испытаний, проведенных в аккредитованной ИЛ, или при наличии у изготовителя сертификата системы качества.
  2. Аналогично первому варианту или при наличии действительного сертификата соответствия на продукцию.
  3. Декларация о соответствии принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола, испытаний, проведенных в аккредитованной ИЛ, или при наличии свидетельства о государственной регистрации.

При этом приказом Росстандарта принят и введен в действие для добровольного применения ГОСТ Р 54008-2010 «Оценка соответствия. Схемы декларирования соответствия», согласно которому декларирование продукции может проводиться по одной из следующих схем:

Обозначение схемы Испытания (исследования) Оценка производства Производственный контроль Инспекционный контроль
Типовых образцов заявителем - Со стороны
изготовителя
-
- Со стороны
изготовителя
-
Типовых образцов в аккред. ИЛ Наличие
сертификата СМК
- За СМК
Типовых образцов в аккред. ИЛ Наличие
сертификата СМК
- За СМК
- Со стороны
изготовителя
-
Единицы изделия в аккред. ИЛ - - -
Типовых образцов заявителем Наличие
сертификата СМК
- За СМК

Данные схемы на добровольной основе также могут применяться в целях декларирования соответствия требованиям технических регламентов РФ.

Состав схем декларирования на соответствие требованиям технических регламентов РФ

В общем при декларировании соответствия продукции требованиям российских технических регламентов не утверждены типовые схемы. Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (пункт 1 статьи 24) установлено два варианта регистрации декларации:

  1. На собственных доказательствах безопасности декларанта.
  2. На доказательствах безопасности, полученных с участием третьей стороны.

Под собственными доказательствами при этом подразумеваются материалы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям, которые получены самим заявителем. Например, в собственном испытательном центре.

Для регистрации декларации вторым способом заявителю требуется провести необходимые исследования образцов продукции в аккредитованной лаборатории. Такие доказательства признаются независимыми и позволяют подтвердить безопасность товара.

Например, в соответствии с федеральным законом № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» от 22 декабря 2008 г. (пункт 1 статьи 14), декларация о соответствии табачных изделий регистрируется на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной ИЛ.

При этом в двух других действующих регламентах РФ определены допустимые схемы декларирования. Так, согласно федеральному закону № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. (пункт 2 статьи 146), зарегистрировать декларацию возможно по одной из следующих схем:

И, наконец, техническим регламентом РФ «О безопасности колесных транспортных средств», принятым постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г., определены следующие схемы декларирования (приложение № 19):

Обозначение схемы Применение Испытания (исследования) Оценка производства Инспекционный контроль
Для продукции с невысокой степенью потенциальной опасности или с простой конструкцией Типовых образцов заявителем - -
Типовых образцов в аккред. ИЛ - -
Для продукции, характеристики которой имеют большое значение для обеспечения безопасности Типовых образцов в аккред. ИЛ Наличие сертификата СМК За СМК
Для партии продукции с достаточно высокой степенью потенциальной опасности Выборки из партии в аккред. ИЛ - -
Для продукции с достаточно высокой степенью потенциальной опасности Типовых образцов заявителем Наличие сертификата СМК За СМК

У любого производителя перед потребителем возникают обязательства, которые регулируются нормативно-правовыми актами нашей страны. Среди них большое значение имеет сертификат соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации.

В том случае, если у производителя, импортера или уполномоченного лица не окажется разрешительных документов, тогда возникает административная ответственность. Наличие сертификата соответствия продукции обязательно, и оно регулируется ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.02 г. В нем определены основные принципы подтверждения соответствия продукции, и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» № 918 от 21.07.97 г. Закон РФ «О защите прав потребителей»» № 2300-1 от 7.02.92 г. определяет требования на наличие у производителя сертификата соответствия.

Заявитель обязан выпускать в обращение продукцию только после ее проверки качества и получения соответствующего сертификата, а в сопроводительной документации указываются все сведения о нем. Кодекс РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.01 г. определяет ответственность за нарушение обязательных требований. Предусмотрены наказания в виде штрафов, конфискации продукции или приостановки деятельности.

В главе 14 КоАП перечислены все виды и размеры ответственности за отсутствие сертификата соответствия в предпринимательской сфере.

  • Продажа товаров ненадлежащего качества, с нарушением установленных законами РФ требований предусматривает статьей 14.4 КоАП наложение административного штрафа размером до 30 000 руб., а при повторном нарушении вся продукция будет конфискована.
  • За обман потребителей предусмотрено взимание штрафа в размере до 20 000 руб. Это определено статьей 14.7 «Обман потребителей».
  • Если изготовитель, исполнитель или продавец нарушает требования технических регламентов, тогда ему грозит административный штраф в размере до 600 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток, а при повторе совершенного нарушения – конфискация всей продукции. Это регламентируется статьей 14.43 КоАП.
  • Нарушение порядка реализации продукции, то есть продажа ее без сертификата соответствия карается штрафом до 300 000 руб., а с нарушением маркировки, подлежащей обязательному подтверждению соответствия – штрафом до 1 000 000 руб. Это регламентируется статьями КоАП 14.45 и 14.46 соответственно.

Крымское агентство

поддержки
сертификации и декларирования

sertifikat-rk.com

Ответственность за торговлю без сертификата

Обязательства производителя или продавца перед потребителем продукции регулируются профильными нормативно-правовыми актами РФ. Среди наиболее важных документов – обязательный сертификат соответствия требованиям норм и правил. Наличие у продавца сертификата соответствия регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителя». Розничная или оптовая торговля без сертификата является предпосылкой для наступления административной ответственности за нарушение правил торговли.

Какие последствия могут ожидать продавца несертифицированного товара

В Кодексе об административных нарушениях (КоАП РФ) №195/30.12.01 определена ответственность и степень наказания посредством накладывания штрафных санкций, конфискации товара и приостановке торговой деятельности. Глава 14 Кодекса содержит перечисления всех видов штрафов за торговлю без сертификатов и их размеров, самыми весомыми из которых являются:

  • штрафные санкции в размере 300 тыс. руб. за нарушение требований техрегламентов по обязательной сертификации или декларированию продукции;
  • штраф 1 миллион рублей – за нарушение требований по маркировке, являющихся одним из обязательных положений технических регламентов.

Статистические данные утверждают, что только 20% ИП (индивидуальных предпринимателей) в России имеют законное подтверждение соответствия товара техрегламенту. Не сертифицированный в законодательно установленном порядке товар, чаще всего, является контрафактным или фальсифицированным. Поэтому может нести опасность здоровью конечного потребителя.

Распространенные случаи торговли без сертификата

Распространенным правонарушением в последнее время является фальсификация сертификатов соответствия. Статистика свидетельствует, что около 40–50% сертификатов соответствия, выявленных при инспекционном контроле, оказываются поддельными. При этом бывает фальсификация печатей при подлинности бланков, случается фальсификация путем удаления одних записей и внесением других, в некоторых случаях подделываются протоколы исследований.

Справедливым наказанием за подделку сертификата на продукцию или приложения к официальному документу является уголовная ответственность, фальшивые сертификаты аннулируются.

Частным случаем реализации продукции без сертификата является торговля изделиями, сертификат соответствия на которые просрочен. При этом разрешительный документ, оформленный на партию, действует до момента полной ее реализации при действительном сроке годности.

Увеличение востребованности именно сертифицированной продукции на современном рынке товаров объясняется следующими факторами:

  • возрастанием в торговой сети количества некачественных товаров;
  • увеличением объемов экспортно-импортных поставок;
  • наличием в предлагаемом современным рынком ассортименте одинаковых по функциям, но разных по качеству товаров;
  • конкурентной борьбой товаропроизводителей.

Наличие сертификата или паспорта качества значительно повышает шансы продавца удержаться на рынке, а покупателя – иметь уверенность в безопасности и качестве покупки. Незаконная же торговля без сертификатов, ответственность за какую несут юридическое лицо или предприниматель, может быть приостановлена проверяющими органами.

tamozhnya-info.ru

Отсутствие сертификата соответствия: последствия

На территории нашей страны действуют несколько нормативно-правовых актов, регулирующих обязательства производителя перед потребителями. В документах прописаны условия выпуска товаров в обращение, среди которых присутствует необходимость оформления сертификата соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации.

В этой статье мы подробно разберем вопросы, связанные с отсутствием обязательных сертификатов на продукцию. Поясним, что грозит производителю (продавцу, импортеру, уполномоченному лицу), отпускающему товары без разрешительных документов, установленных законодательством.

Нормативно-правовая база

Основные документы, определяющие обязательное наличие сертификата соответствия продукции:

    Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).

Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 года (в ред. от 28 июля 2012 года).

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» № 918 от 21 июля 1997 года (в ред. от 27 февраля 2007 года).
  • Степень ответственности за нарушение обязательных требований установлена в федеральном законе РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).

    Требования законодательства

    Во всех основных нормативно-правовых документах, относящихся к предпринимательской деятельности, установлены требования к наличию сертификата на продукцию, попадающую под обязательные нормы законодательства – сертификацию соответствия. Так, в главе 4 ФЗ «О техническом регулировании» определены цели, принципы подтверждения соответствия продукции, включая необходимость получения сертификата. При этом в статье 28 закона четко прописаны права и обязанности заявителя в области сертификации.

    Схема 1. Права и обязанности заявителя при сертификации

    Примечание: * — за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В статье 7 другого закона «О защите прав потребителей» определены требования по наличию у производителя сертификата с точки зрения прав потребителей: «Потребитель имеет право на то, чтобы товар… при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара… являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке».

    В статье 30 (пункт 3) главы II правил продажи товаров также указано обязательное получение сертификата на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

    Административная ответственность за выпуск продукции без сертификата

    Глава 14 КоАП РФ «Об административных правонарушениях» полностью посвящена видам наказания и степени ответственности в области предпринимательской деятельности. В части требований к получению сертификата на продукцию относятся следующие статьи:

      Статья 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований», где закреплены следующие наказания:
      наложение административного штрафа в размере до 30 000 руб.;

    Статья 14.7 «Обман потребителей», где закреплено наказание в виде взимания штрафа до 20 000 руб.

    Статья 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов», где закреплены следующие наказания:

      наложение административного штрафа в размере до 600 000 руб.;

    конфискация продукции, в случае повторного совершения правонарушения.

  • приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Статья 14.45 «Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия», где закреплено наказания в виде взимания штрафа до 300 000 руб.

  • Статья 14.46 «Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия», где закреплено наказания в виде взимания штрафа до 1 000 000 руб.
  • Примечание: в перечнях наказаний приведен максимальный размер штрафов для юридических лиц.

    Нарушение законодательства в области сертификации и декларирования продукции

    Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Без сертификата или декларации о соответствии товаров, безопасность которых должна быть подтверждена в процессе обязательной сертификации или декларирования, невозможен законный выпуск в обращение такой продукции.

    Обязательное наличие разрешительных документов на товары, предназначенные для продажи на территории нашей страны, также регламентируется федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (далее ФЗ № 184), в котором собраны общие обязательные требования к проектированию, производству, а также реализации различных групп продукции. В законе установлены возможные формы подтверждения соответствия, в частности обязательная сертификация или декларирование, и документы, определяющие эти требования.

    На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности закреплены в технических регламентах Таможенного союза. В документах также прописаны требования к получению, хранению, предоставлению в случае необходимости сертификатов, деклараций, протоколов испытаний, а также прочих материалов, подтверждающих безопасность изделий.

    Требования к реализации продукции приняты постановлением Правительства РФ № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 21 июля 1997 г., где также установлена необходимость получения разрешительных документов для продукции, в отношении которой действуют обязательные нормы безопасности (статья II пункт 30).

    Схема 1. Законодательство в области обеспечения соответствия продукции

    Степень ответственности за нарушение законодательства установлена в Кодексе Российской Федерации № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП РФ), а именно главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».

    Ответственность заявителей

    Обязанности заявителя в области обязательного подтверждения безопасности продукции, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, регламентированы в статье 27 ФЗ № 184.

      обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов или других нормативно-технических документов, предъявляющих обязательные требования безопасности к продукции;

    выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

    указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате или декларации о соответствии;

    прекращать реализацию продукции, если действие сертификата или декларации приостановлено или срок действия документов истек;

  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции и т. д.
  • Кроме того, в положениях технических регламентов Таможенного союза установлено, что заявитель обязан хранить протоколы испытаний, полученные в процессе декларирования соответствия на собственных обоснованиях безопасности, в течение 5 лет после окончания срока действия декларации.

    За нарушение обязательств заявитель несет административную ответственность согласно законодательству нашей страны. Размеры штрафов по каждому виду нарушения указаны в сводной таблице штрафов.

    Ответственность органов по сертификации

    В задачи органа по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, а также регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции. Получение документов заявителем осуществляется только после проверки специалистами органов:

      правильности всех материалов на продукцию, заявителя, с указанием регистрационных и учредительных документов;

    степени соблюдения установленных требований в технических регламентах, стандартах и прочей нормативно-технической документации;

    правильности кодов ОКПД2/ТН ВЭД ЕАЭС продукции;

    достоверности результатов испытаний и исследований продукции;

    достоверности результатов анализа состояния производства;

  • прочих документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции требованиям безопасности.
  • Объект проверки зависит от применяемой схемы сертификации или декларирования. При этом в любом случае сертификат не может быть выдан, а декларация не может быть зарегистрирована органом по сертификации без обоснованных доказательств подтверждения безопасности продукции.

    Административная ответственность органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 41 ФЗ № 184. Под нарушением при этом понимаются действия, повлекшие за собой:

      выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
  • причинение заявителю убытков от упущения выгоды, в результате необоснованного отказа в выдаче, приостановления или прекращения действия сертификата.
  • За необоснованную выдачу сертификатов и регистрацию деклараций органом по сертификации установлена также административная ответственность. В большинстве случаях за нарушение установленных законодательством требований взимается штраф, размер которого определен в сводной таблице штрафов.

    Ответственность испытательных лабораторий

    Для проведения испытаний отобранных типовых образцов сертифицированной или декларируемой продукции органы по сертификации заключают договор с испытательными центрами, в котором прописываются условия исследований. При этом в целях сертификации может быть привлечена только испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации на такие товары, в соответствии со статьей 26 пунктом 4 ФЗ № 184.

    Что касается выбора испытательной лаборатории при декларировании, то он зависит от применяемой схемы декларирования, которыми может быть разрешено осуществление исследований в неаккредитованной лаборатории.

    После осуществления испытаний лаборатория обязана предоставить достоверные результаты таких исследований, что также установлено в ФЗ № 184 (статья 26 пункт 4).

    Степень ответственности испытательных лабораторий за выдачу недостоверных и необъективных результатов исследований и измерений определяется согласно статье 42 ФЗ № 184.

    Какие штрафы положены за отсутствие сертификатов

    Сертификация обязательна в отношении ряда товаров и услуг. Она подтверждает безопасность продукции, ее соответствие нормативным требованиям. Отсутствие сертификата несет угрозу для потребителей, а потому такое правонарушение подразумевает юридическую ответственность.

    Законодательная база

    Рассмотрим нормативные акты, устанавливающие обязательность наличия сертификата:

    • ФЗ №184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002.
    • Закон №2300 от 07.02.1992.
    • Правительственное Постановление №918 от 21.07.1997.

    Ответственность за правонарушение устанавливается на основании ФЗ №195 от 30.12.2001.

    Нарушения, за которые назначается ответственность

    Объем ответственности определяется тем, какое именно правонарушение произошло. Простое отсутствие сертификата – это еще не нарушение закона. Правонарушение предполагает совершение каких-либо действий с продукцией, на которую нет документов. Это следующие ситуации:

    • Ввоз продукции на таможенную территорию или ее продажа на внутреннем рынке.
    • Продажа изделий без маркировки ЕАС.
    • Эксплуатация средств связи сетевыми компаниями.
    • Ввоз и продажа на внутреннем рынке изделий, в которых есть радиочастотный спектр.

    То есть если продукция без сертификации будет просто лежат на складе, на компанию не накладывается никаких штрафов. Ответственность наступает в том случае, если фирма будет перевозить товар без нужной документации через границу или продавать его.

    ВАЖНО! Сертификат получают с целью таможенного оформления продукции, ее реализации и эксплуатации. Все данные операции с изделиями будут незаконными, если отсутствует документ о соответствии. Это касается случаев, когда товар подлежит обязательной сертификации. Однако негативные последствия могут наступить и в том случае, если на изделие, согласно закону, необязательно получать сертификат.

    Обязанности изготовителя или продавца

    Юридическая ответственность накладывается не только за отсутствие сертификатов, но и за неисполнение обязанностей:

    • На изделия, прошедшие сертификацию, должен быть соответствующий документ – сертификат.
    • Документ предъявляется по требованию структур, осуществляющих контроль над правомерностью деятельности компаний.
    • В сопроводительных бумагах к изделиям должны быть прописаны номера сертификатов.
    • Если срок действия документа прошел или последний был отозван, изготовление и реализация продукции прекращаются.
    • Если изменился порядок изготовления товаров или внесены дополнительные сведения в технологическую документацию, соответствующие данные заносятся в сертификат.

    То есть компания, желающая соблюсти все законы, должна не только получить сертификат, но и учесть многочисленные нюансы.

    Штрафы за отсутствие сертификатов

    За отсутствие сертификата полагается административная ответственность. Назначается она на основании главы 14 КоАП РФ. Рассмотрим статьи, которые актуальны в случае отсутствия сертификата:

    • Реализация изделий или оказание услуг недостаточного качества, не соответствующих установленным требованиям. Ответственность накладывается на основании статьи 14.4 КоАП РФ. Эта статья предполагает штраф в размере 30 000 рублей. Если правонарушение будет совершено второй раз, товар будет конфискован.
    • Обман покупателей. Регулируется статьей 14.7 КоАП РФ. Полагается штраф в размере 20 000 рублей.
    • Товар не соответствует техническим регламентам. Правонарушение регулируется статьей 14.43 КоАП РФ. Предполагает штраф до 600 000 рублей. Если правонарушение обнаружено не единожды, продукция конфискуется. Возможно также приостановление деятельности фирмы сроком до 3 месяцев.
    • Товар, подлежащий обязательной сертификации, продается без сертификата. Правонарушение регулируется статьей 14.45 КоАП РФ. Предполагает штраф до 300 000 рублей.
    • Товар был сертифицирован, однако сведения о соответствии требованиям не отражены в маркировке. Регулируется статьей 14.46 КоАП РФ. Штраф может достигать 1 000 000 рублей.

    Существуют также следующие формы штрафов:

    • Ввоз на территорию страны продукции без сертификата ЕАС. Регулируется статьей 16.3 КоАП РФ. Штраф для ФЛ составит 1 000–2 000 рублей, для ЮЛ – 50 000-100 000 рублей. Возможна конфискация товара.
    • Реализация продукции без сертификата ЕАС, который подтверждает безопасность изделий. За это правонарушение полагается штраф в размере 1 000-2 000 рублей (для ФЛ), 10 000-20 000 рублей (для ИП и ЮЛ). Если правонарушение будет обнаружено повторно, штраф для ФЛ составит до 5 000 рублей, для ИП – до 30 000 рублей, для ЮЛ – до 50 000 рублей. При этом товар может конфисковаться.
    • Реализация продукции без маркировки ЕАС, если она обязательна. Регулируется статьей 15.12 КоАП РФ. На виновное лицо накладывается штраф в размере 2 000-4 000 рублей (для ФЛ), 50 000-300 000 рублей (для ЮЛ). В обоих случаях продукция конфискуется.
    • Применение в работе средств связи, на которых нет сертификации ССС. Правонарушение регулируется статьей 13.6 КоАП РФ. Штраф для ФЛ составит 3 000-5 000 рублей, для ЮЛ – 60 000-300 000 рублей. При этом средства связи могут конфисковаться.
    • Работа в области защиты информации без сертификации услуги регулируется статьей 13.12 КоАП РФ. Для ФЛ административная ответственность составит 1 000-1 500 рублей, для ЮЛ – 1 500-20 000 рублей. Если правонарушение будет квалифицировано как грубое, на ИП накладывается штраф в размере 2 000-3 000 рублей, на ЮЛ – 20 000-25 000 рублей. Альтернативное наказание – приостановка деятельности на 3 месяца.

    Итак, размер штрафов определяется юридической формой фирмы: ИП или ЮЛ. Он также зависит от грубости правонарушения.

    Прочие последствия отсутствия сертификата

    Отсутствие сертификата влечет за собой не только правовые последствия. Это также может повлечь за собой следующие негативные ситуации:

    • Недоверие со стороны покупателей. Большинство продукции на данный момент сертифицировано. Множество компаний проходит добровольную сертификацию для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. На этом фоне изделие без документа о соответствии не будет пользоваться спросом. На такой товар придется ставить низкую цену, что снижает доходы организации.
    • Сведения о сертификации отражаются в маркировке. Продавец не имеет права поставить маркировку с неправильными сведениями с целью повышения конкурентоспособности.
    • Ухудшение отношений с партнерами. Компания, которая не сертифицирует свою продукцию, пользуется меньшим доверием не только со стороны потребителей, но и со стороны контрагентов.
    • Невозможность наладить импорт-экспорт продукции. При пересечении границы официальные органы требуют документы о соответствии.
    • Невозможность легально продавать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации.
    • Постоянная угроза назначения административной ответственности. Некоторые компании «откупаются» штрафом, однако штраф – это не крайняя мера. Продукция может быть конфискована, а деятельность фирмы – приостановлена. Торможение работы приводит к тому, что компания не получает прибыли.

    Отсутствие сертификата приводит к самым серьезным последствиям. В худшем случае это снижение продаж, приостановка деятельности, уменьшение дохода, ухудшение имиджа компании. Особенно актуально это, если реализуется продукция с повышенным классом опасности.

    • Гражданство Сент-Китс и Невис: новые условия получения второго паспорта Премьер-министр Сент-Китс и Невиса Тимоти Харрис анонсировал важные изменения в условиях паспортной программы, которые нацелены на привлечение частного […]
    • Налогообложение выигрыша в лотерею Должны ли вы платить налог с выигрыша? По закону, граждане России обязаны платить налоги. Чаще всего это налоги на доходы: от сдачи имущества в аренду, от продажи имущества, от осуществления […]
    • ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении дактилоскопической экспертизы Документы приведены по УПК РСФСР о назначении дактилоскопической экспертизы Город Энск 18 сентября 1989 г. Следователь следственного отделения отдела внутренних дел исполкома […]
    • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства […]
    • ЦОТРЭБ СО РАН Категория документов Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда (25) ГОСТы (12) Законы (10) Компенсации (3) Несчастные случаи на производстве и профзаболевания (3) Новые документы (30) […]
    • Региональный материнский капитал в Воронеже и Воронежской области в 2018 году Региональный материнский капитал в Воронежской области принят Законом Воронежской области от 1.11.2011 г. N 149-ОЗ "О внесении изменений в Закон […]
    • Расчёт и выплаты при увольнении, сроки выплат в 2018 году Работодатель обязан произвести расчёт и выплаты при увольнении сотрудника в полном объёме. Задержка не допускается законом. Если работодатель по каким-либо причинам […]
    • Убийство животного Убийство животного подпадает под действие статьи 245 УК РФ. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо соблюдение одного из следующих условий: совершение преступления из корыстных или хулиганских […]

    Здравствуйте, Константин!

    Позвольте выразить мнение по заданному вопросу. Средства связи подлежат обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ
    «О связи»

    Статья 41. Подтверждение соответствия средств связи и услуг связи

    1. Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в: 1) сети связи общего пользования;
    2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.
    2. Подтверждение соответствия указанных в пункте 1 настоящей статьи средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.
    Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, предоставляются для проведения сертификации изготовителем или продавцом.
    Документы о подтверждении соответствия средств связи установленным требованиям, протоколы испытаний средств связи, полученные за пределами территории Российской Федерации, признаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
    Изготовитель вправе принять декларацию о соответствии тех средств связи, которые не подлежат обязательной сертификации.
    3. Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи, утверждаемый Правительством Российской Федерации, включает в себя:
    средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также средства связи с измерительными функциями, учитывающие объем оказанных услуг связи операторами связи в сетях связи общего пользования;
    (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)
    оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования;
    средства связи технологических сетей связи и сетей связи специального назначения в части их присоединения к сетям связи общего пользования;
    радиоэлектронные средства связи;
    оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
    При модификации программного обеспечения, являющегося частью средства связи, изготовитель в установленном порядке может принять декларацию о соответствии данного средства связи требованиям ранее выданного сертификата соответствия или принятой декларации о соответствии.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
    СРЕДСТВ СВЯЗИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
    Список изменяющих документов
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2015 N 64)

    В соответствии со статьей 41 Федерального закона «О связи» Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемый перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации.
    2. Установить, что:
    а) средства связи, указанные в перечне, утвержденном настоящим Постановлением, подлежат обязательной сертификации, если такие средства связи используются:
    в сети связи общего пользования;
    в присоединяемой к сети связи общего пользования части технологической сети связи;
    в сетях связи специального назначения для сопряжения сетей связи специального назначения с сетью связи общего пользования;
    б) средства связи, подлежащие обязательной сертификации, не включаются в списки продукции, на которую распространяется действие положения, предусмотренного абзацем первым пункта 1 статьи 29 Федерального закона «О техническом регулировании»;

    Законодательство о защите прав потребителей гарантирует потребителю право на безопасность товара.

    Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
    «О защите прав потребителей»

    Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

    1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
    2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
    4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
    Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

    На практике встречаются случаи привлечения ИП, ЮЛ к административной ответственности при выявлении факта реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата соответствия по ст. 14.4 КоАП РФ.

    Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

    1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

    Константин, спасибо за интересный вопрос. Сообщите, если у Вас остались вопросы, или Вам требуется детальная информация.

    С уважением, Морозова С.

    Обязательства производителя или продавца перед потребителем продукции регулируются профильными нормативно-правовыми актами РФ. Среди наиболее важных документов – обязательный сертификат соответствия требованиям норм и правил. Наличие у продавца сертификата соответствия регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителя». Розничная или оптовая торговля без сертификата является предпосылкой для наступления административной ответственности за нарушение правил торговли.

    Какие последствия могут ожидать продавца несертифицированного товара

    В Кодексе об административных нарушениях (КоАП РФ) №195/30.12.01 определена ответственность и степень наказания посредством накладывания штрафных санкций, конфискации товара и приостановке торговой деятельности. Глава 14 Кодекса содержит перечисления всех видов штрафов за торговлю без сертификатов и их размеров, самыми весомыми из которых являются:

    • штрафные санкции в размере 300 тыс. руб. за нарушение требований техрегламентов по обязательной сертификации или декларированию продукции;
    • штраф 1 миллион рублей – за нарушение требований по маркировке, являющихся одним из обязательных положений технических регламентов.

    Статистические данные утверждают, что только 20% ИП () в России имеют законное подтверждение соответствия товара техрегламенту. Не сертифицированный в законодательно установленном порядке товар, чаще всего, является контрафактным или фальсифицированным. Поэтому может нести опасность здоровью конечного потребителя.

    Распространенные случаи торговли без сертификата

    Распространенным правонарушением в последнее время является фальсификация сертификатов соответствия. Статистика свидетельствует, что около 40–50% сертификатов соответствия, выявленных при инспекционном контроле, оказываются поддельными. При этом бывает фальсификация печатей при подлинности бланков, случается фальсификация путем удаления одних записей и внесением других, в некоторых случаях подделываются протоколы исследований.

    Справедливым наказанием за подделку сертификата на продукцию или приложения к официальному документу является уголовная ответственность, фальшивые сертификаты аннулируются.

    Частным случаем реализации продукции без сертификата является торговля изделиями, сертификат соответствия на которые просрочен. При этом разрешительный документ, оформленный на партию, действует до момента полной ее реализации при действительном сроке годности.

    Увеличение востребованности именно сертифицированной продукции на современном рынке товаров объясняется следующими факторами:

    • возрастанием в торговой сети количества некачественных товаров;
    • увеличением объемов экспортно-импортных поставок;
    • наличием в предлагаемом современным рынком ассортименте одинаковых по функциям, но разных по качеству товаров;
    • конкурентной борьбой товаропроизводителей.

    Наличие сертификата или паспорта качества значительно повышает шансы продавца удержаться на рынке, а покупателя – иметь уверенность в безопасности и качестве покупки. Незаконная же торговля без сертификатов, ответственность за какую несут юридическое лицо или предприниматель, может быть приостановлена проверяющими органами.