Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспе-чить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами местного само-управления.

Исполнение бюджета обеспечивает Министерство фи-нансов РФ , вся система органов управления финансами РФ. В про-цессе исполнения бюджета органы исполнительной и представитель-ной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполне-нием федерального бюджета и целевым использованием средств, вы-деляемых из федерального бюджета.

В Российской Федерации устанавливается казначейское исполне-ние бюджетов. На органы казначейства возлагаются организация ис-полнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд-жетных учреждений.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы , который предусматривает зачисле-ние всех поступающих доходов и поступлений из источников финан-сирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществ-ление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осу-ществление операций минуя систему балансовых счетов Федерально-го казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казна-чейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Феде-рального казначейства) находится в Банке России.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответст-вующего решения Федерального казначейства не допускаются.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюдже-та; б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом феде-ральных регулирующих налогов; в) возврат излишне уплаченных сумм доходов; г) учет доходов федерального бюджета и составление отчет-ности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

По расходам бюджет исполняется специальными субъекта-ми — участниками бюджетных правоотношений, называемыми глав-ным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджет-ных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и полу-чателям бюджетных средств, определенный ведомственной классифи-кацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Распоряди-тель бюджетных средств — это орган государственной власти или ор-ган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджет-ные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномочен-ными исполнительными органами на основе бюджетной росписи .

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденно-го бюджета в соответствии с функциональной и экономической клас-сификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за со-ставление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюд-жетные средств составляется сводная бюджетная роспись федераль-ного бюджета. Она составляется министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюд-жете и предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквартально таким образом, чтобы поступающие в опреде-ленные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы.

Утвержденная сводная бюд-жетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Феде-ральное Собрание и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись является обязательным документом для прак-тического исполнения бюджета как для субъектов Федерации, так и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета и Главную книгу казначейства , где регистрируются все операции, связанные с поступлением в феде-ральный бюджет доходов и поступлений из источников финансиро-вания дефицита федерального бюджета, а также с санкционировани-ем и финансированием расходов федерального бюджета.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декаб-ря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допуска-ется. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвер-жденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполне-ния федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предприни-мательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые со-ответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам за-вершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступив-шего финансового года в качестве остатка средств.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, еже-квартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и пред-ставление отчетности об исполнении бюджета осуществляются упол-номоченным исполнительным органом. Единая методология отчетно-сти об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный ор-ган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Порядок представления информации пред-ставительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодо-вым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.

Все операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы РФ. Последние производятся в первые пять рабочих дней текущего финансового года и отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями на единый счет бюджета.

Неиспользованные межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

Рассмотрим понятие, принципы и этапы исполнения бюджета .

Понятие исполнения бюджета

Исполнение бюджета представляет собой один из важнейших этапов бюджетного процесса мобилизации и экономного использования бюджетных средств, в процессе которого участвуют органы исполнительной власти, налоговые и финансовые органы, кредитные учреждения, налогоплательщики и получатели бюджетных средств.

В основу исполнения бюджета положены принципы :

Единства бюджетного счета (кассы), предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета;

Обеспечение расходов в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается с момента принятия органом законодательной или представительной власти закона о бюджете . Финансовые органы на основе закона о бюджете готовят организационный план , в котором расписываются все задачи подразделений финансовых органов по обеспечению выполнения бюджета.

Кроме того, в финансовых органах на основе данных бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов , которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором детально отражаются показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией по срокам финансового года в плане распорядителей и получателей бюджетных средств.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Роспись составляется на основе балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей.

Кассовое исполнение бюджета или операции по бюджетным счетам по зачислению доходов в бюджет и по платежам из средств бюджета осуществляется органом федерального казначейства или уполномоченным банком, в котором открыт счет на получение средств из бюджета.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

Распределение средств по разделам, подразделам и статьям в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

Учет доходов бюджета и составление отчетов о доходности соответствующего бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная роспись передается на исполнение Федерального казначейства РФ и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.

Исполнение бюджета имеет ряд этапов .

1. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств .

Согласно бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения финансовый орган и главные распорядители доводят объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и бюджетополучателей бюджетных средств через Федеральное казначейство (для местных бюджетов через уполномоченные банки).

2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями , которое представляет собой оформленное бюджетное обязательство на получение из бюджета денежных средств. На основании бюджетного обязательства бюджетополучатели приобретают право на осуществление расходов бюджетных средств в пределах установленных лимитов. По бюджетному обязательству бюджетополучатели на основании заключенных договоров осуществляют расчеты с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3. Подтверждение и проверка исполнения бюджетных обязательств .

Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатели обязаны предоставить в финансовые органы документы, подтверждающие реальные бюджетные обязательства.

4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам .

Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших услуги бюджетополучателям.

Основанием для расходования средств является платежный документ и подотчетная бюджетная сумма денежных средств, списанных с бюджетных счетов бюджетополучателей. Платежный документ представляет собой кассовый бюджетный расход.


Исполнение бюджета начинается с 1 января или после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

Основная задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм. Ответственность за исполнение федерального бюджета возложена на исполнительные органы власти - Министерство финансов и находящиеся в его ведении Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу; Федеральную таможенную службу и другие органы.
Исполнение бюджета связано со следующими понятиями.
Главный распорядитель бюджетных средств - это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (министерства и ведомства).
Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Бюджетная роспись - это документ по квартальному или по месячному распределению доходов и расходов соответствующего бюджета. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией.
Лимиты бюджетных средств - это объемы выделяемых из бюджета средств на период, не превышающий трех месяцев. Лимиты устанавливаются на основе бюджетной росписи и доводятся до всех распорядителей бюджетных средств.
Существуют две системы исполнения бюджета: банковская и казначейская.
В РФ исполнение федерального бюджета осуществляется в соответствии с казначейской системой. Делается попытка перевести на казначейское исполнение территориальные бюджеты.
Принципиальное отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской заключается в том, что органы казначейства выступают кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. При казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.
В основе исполнения бюджетов всех уровней лежит принцип единства кассы, т.е. зачисление всех поступающих доходов и средств на единый бюджетный счет и осуществление с этого счета всех предусмотренных расходов и платежей.
Исполнение бюджетов осуществляется на основе отражения всех операций и средства бюджетов в системе балансовых счетов Федерального казначейства, причем осуществление операций, минуя ее, запрещено. Счета Федерального казначейства находятся в Банке России и кредитных организациях, которые ведут их на основании договоров.
Все операции, связанные с поступлением доходов бюджетов и поступлениями из источников финансирования дефицитов бюджетов, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджетов, регистрируются органами казначейства в Главной книге казначейства. Казначейство ведет сводный реестр получателей бюджетных средств в соответствии с порядком регистрации и учета получателей бюджетных средств, установленным Министерством финансов РФ. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федеральным казначейством. Записи в Главной книге осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджетов. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджетов.
Если в процессе исполнения бюджета на всех уровнях управления происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, применяется режим секвестра - пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации.
Стадия исполнения бюджета длится 1 год и завершается 31 декабря. Счета Федерального казначейства, используемые для исполнения бюджетов завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
После окончания финансового года Министерством финансов составляется отчет об исполнении бюджета, который утверждается на следующий год.

Контрольные вопросы Назовите стадии бюджетного процесса. Перечислите участников бюджетного процесса. Какие бюджетные полномочия имеют федеральные органы законодательной и исполнительной власти? Какой состав имеет бюджетная классификация РФ? Чем определяется ее значение в бюджетном процессе? В чем заключается процесс составления проекта бюджета? Дайте характеристику процедуры рассмотрения и утверждения бюджета. Каковы задачи стадии исполнения бюджета? Какой орган власти осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, в чем оно заключается? В чем отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской?

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

  • – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, выявление резервов для мобилизации дополнительных доходов бюджета;
  • – распределение всех поступающих доходов по уровням бюджетной системы согласно существующему законодательству;
  • – распределение доходных источников по утвержденным бюджетным ассигнованиям в календарном разрезе (целевое перераспределение бюджетных ресурсов по статьям расходов бюджетной классификации);
  • – финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года;
  • – хранение временно свободных финансовых ресурсов государства;
  • – осуществление оперативного учета и контроля за движением бюджетных средств, определение степени эффективности расходования государственных средств.

В настоящее время Бюджетный кодекс РФ устанавливает обязательность казначейского исполнения бюджетов всех уровней, включая местные. Ранее существовавшая в России банковская система исполнения бюджетов (с 1925 года) предусматривала последовательное перечисление бюджетных средств на оплату закупаемой продукции и бюджетных услуг со счета финансового органа на расчетные счета заказчиков продукции и услуг (получателей бюджетных средств), а затем с их счетов - на расчетные счета поставщиков и исполнителей.

Отрицательными последствиями банковской схемы исполнения бюджета являлись:

  • – отсутствие прозрачности в исполнении бюджетов;
  • – неэффективный контроль целевого использования бюджетных средств;
  • – отсутствие оперативной информации о произведенных расходах, что затрудняло расчет необходимых заемных средств;
  • – нерационально большой уровень средних остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков и т.п.

Казначейское исполнение бюджета характеризуется тем, что все расчеты с поставщиками продукции и исполнителями услуг производятся на основе принципа единства кассы с единого счета, на который поступают все доходы бюджета. Порядок осуществления операций по кассовым выплатам на основе казначейской схемы исполнения бюджета представлен на рис. 10.

Рис. 10.

Главная цель перехода на казначейское исполнение бюджета - установление оперативного контроля над целевым использованием средств и ходом исполнения бюджета, сокращение сроков прохождения платежей.

Например, выписка банка, получаемая УФК по Пермскому краю (по состоянию на 2009 год), содержит до 100 тысяч расчетных документов и обрабатывается в первой половине дня. Перечисление в бюджеты, внебюджетные фонды и все информационное взаимодействие с участниками бюджетного процесса осуществляется в день получения выписки банка .

В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти муниципальных образований являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Опыт показал, что с введением казначейского исполнения бюджета исключается возможность нецелевого использования средств, а их экономия за счет ускорения оборота составляет до 10-15 %. На сегодняшний день Федеральное казначейство является федеральной службой и находится в ведении Министерства финансов РФ . Федеральное казначейство имеет иерархическую структуру: Главное управление федерального казначейства - управления федерального казначейства по субъектам РФ - отделения федерального казначейства в муниципальных образованиях.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • – производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году;
  • – открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ, кассовое обслуживание исполнения которых осуществляется Федеральным казначейством;
  • – направляет в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте РФ по счетам учреждений, допустивших нарушение бюджетного законодательства РФ;
  • – осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета;
  • – осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций;
  • – ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • – доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
  • – осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
  • – доводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования;
  • – составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • – обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы РФ проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению органов, лицевые счета которых открыты в казначействе;
  • – осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;
  • – осуществляет иные бюджетные полномочия.

Именно на органы казначейства возложено исполнение бюджетов бюджетной системы как по доходам, так и по расходам.

Рассмотрим порядок поступления доходов в бюджеты бюджетной системы РФ. В настоящее время доходы всех бюджетов поступают и аккумулируются на едином казначейском счете 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ». Поступившие суммы доходов распределяются специалистами Федерального казначейства в соответствии с установленными законодательством нормативами на счета соответствующих бюджетов: 40105 «Средства федерального бюджета», 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ», 40204 «Средства местных бюджетов».

Например, сумма налога на доходы физических лиц в городском округе, поступившая на счет 40101, будет распределена специалистом Федерального казначейства в пропорции 70:30 и перечислена соответственно на счета 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ» (70 %) и 40204 «Средства местных бюджетов» (30 %).

Таким образом, исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • – зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, со счетов органов Федерального казначейства;
  • – возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
  • – зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;
  • – уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ.

В свою очередь, исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • – принятие бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (объемом прав в денежном выражении) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров;
  • – подтверждение денежных обязательств. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты;
  • – санкционирование оплаты денежных обязательств. Санкционирование осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия необходимых документов;
  • – подтверждение исполнения денежных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.

Казначейское исполнение расходной части бюджетов территориальных образований (субъектов РФ и муниципалитетов) может осуществляться по одной из двух схем.

Первая предусматривает создание «своего» казначейства органами власти территориального образования, как правило, в составе финансового органа администрации. Местное казначейство может быть создано при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов соответствующего бюджета и наличия в собственности (пользовании, управлении) органов власти необходимого для их осуществления имущества.

Распорядители бюджетных средств открывают в казначействе лицевые счета, в результате чего оно выполняет функции кассира всех распорядителей и получателей бюджетных средств и проверяет правильность заявок распорядителей бюджетных средств на финансирование расходов, их соответствие бюджетной росписи и оплачивает счета поставщиков. На расчетные счета бюджетных организаций перечисляются только расходы на заработную плату работников.

Вторая схема предусматривает заключение соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ (муниципалитета) с территориальным органом Федерального казначейства или казначейства субъекта РФ. Данные органы не вправе отказать в заключении указанного соглашения.

Таким образом, в зависимости от выбранной схемы исполнения бюджета учет операций по его исполнению производится на лицевых счетах, открываемых либо в Федеральном казначействе, либо в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.