Сейчас нам часто приходится слышать понятия правовое государство и гражданское общество. Узнаем кратко о гражданском обществе и правовом государстве. Изучение данного вопроса в статье представлено по плану: рассмотрение понятия правового государства, а затем гражданского общества.

Правовое государство

Это такая форма государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан, и власть всегда действует в рамках закона.

Есть высказывания известных людей, ученых, которые четко определяют понятие правового государства. Например, слова юриста Б. А. Кистяковского: “Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт”.

Признаки правового государства:

  • в политической системе главную роль играют юридические законы, то есть действует верховенство права;
  • незыблемость прав и свобод граждан;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, недопущение сосредоточения власти в одних руках;
  • социальная политика государства, то есть направленная на поддержку всех слоев общества;
  • связь с гражданским обществом.

Трудности формирования правового государства в России:

  • необходимость преодоления многих проблем: коррупции, преступности;
  • низкая правовая культура людей, то есть нежелание участвовать в политической жизни, изучать законы.

Но несмотря на эти проблемы, в нашей стране сделаны попытки приблизить государство к правовому.

Например:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • реализован принцип разделения властей

Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Советом Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть находится в ведении судов и является независимой и самостоятельной. Главой государства является президент. Все эти ветви власти действуют обособленно, но при этом имеют и особые формы взаимодействия.

Гражданское общество

Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти.

Признаки гражданского общества:

  • свобода действия граждан, ограниченная лишь законами государства;
  • возникновение различных объединений, союзов: например, рабочих профсоюзов, женских, детских организаций, союзы деятелей культуры, негосударственных средств массовой информации;
  • активное участие органов местного самоуправления в принятии государственных решений, имеющих значение для всех субъектов страны, равное соотношение роли центральных и местных органов

Таким образом, гражданское общество включает в себя совокупность негосударственных организаций, которые ставят своей целью реализовать интересы людей, их потребности, устранить существенные различия между возможностями центральных и местных органов власти.

Говоря о гражданском обществе, нужно сказать, что сейчас в нашей стране также происходят попытки его создания, преодоления различий между российским обществом и обществом развитых стран.

Аргументом в пользу этого является создание в 2006 года Общественной палаты, которая объединяет представителей общественных объединений.

Цели создания Общественной палаты:

  • привлечение граждан к политике;
  • помощь в реализации инициатив граждан по улучшению системы управления;
  • получение независимой оценки законопроектов.

Это событие неоднозначно оценивается в общественном мнении:

  • с одной стороны, это признак того, что власть готова создавать механизмы взаимодействия общества и государства;
  • с другой стороны, взаимосвязь этих сторон в решении некоторых вопросов оказалась чисто номинальной, так как власть не хотела прислушиваться к мнению общественных организаций.

Продолжительность семинарского занятия – 2 часа

Цель занятия

Уяснить сущность и ценность правового государства, природу гражданского общества и основные линии их взаимосвязи. Показать, что правовое государство – своеобразный результат, итог функционирования всех элементов механизма правового регулирования.

К семинарскому занятию одному из студентов предлагается подготовить научное сообщение на тему «Система ответственности правового государства перед гражданином» .

План занятия

1. Становление и развитие идей о правовом государстве.

2. Понятие и принципы правового государства.

3. Понятие и элементы гражданского общества.

4. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении.

5. Проблемы формирования в России правового государства и гражданского общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие мыслители разрабатывали в своих трудах идею правового государства?

2. Дайте краткую характеристику идеи правового государства, разработанную И. Кантом и Г. Гегелем.

3. Назовите основные критерии правового государства. Дайте их краткую характеристику.

4. Что входит в понятие «гражданское общество»?

5. Назовите основные элементы и условия формирования гражданского общества.

6. Определите взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и выучить определения понятий: «правовое государство» , «верховенство правового закона» , «гражданское общество» .

Проблемные вопросы:

Проанализируйте текст Конституции Российской Федерации под углом зрения проблематики правовой государственности и ответьте на следующие вопросы:

1. Обеспечен ли в Конституции РФ баланс властных полномочий между ветвями государственной власти?

2. Какие элементы системы «сдержек и противовесов» получили закрепление в Конституции РФ?

3. Можно ли истолковать ст. 1 Конституции РФ таким образом, что в России уже построено правовое государство?

4. Какие факторы общественной и государственной жизни в современной России препятствуют построению правового государства? Какие факторы, напротив, способствуют формированию правового государства в России?

Материалы для размышлений

1. Из статьи «Право и власть» д.ю.н. профессора Ю.Х. Калмыкова, опубликованной незадолго до референдума по Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. – 25 ноября):

«Мы ни на йоту не приблизились к тому, что называют правовым государством, наоборот – удалились от этого идеала, суть которого чрезвычайно проста: в нем, в таком государстве, выше всего, над всеми: и гражданами, и различными ассоциациями, и высшими должностными лицами, и органами власти – стоит право».

2. После референдума по принятию Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. – 15 декабря. – С. 1) было опубликовано следующее высказывание Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина: «Мы хотели, мы шли к правовому государству. Мы его получили. Теперь давайте учиться жить по Конституции».

3. Массовые нарушения прав человека в России // Независимая газета. – 1994. – 22 июля. – № 138; 26 июля. – № 139. Отрывки из доклада Комиссии по правам человека «О соблюдении прав человека и гражданина в РФ за 1993 г.»:

«В стране происходят серьезные, порой широкомасштабные нарушения гражданских, политических и особенно социальных и экономических прав и свобод человека, что создает социальную напряженность в обществе, питает антидемократические настроения, создает для России внешнеполитические проблемы…

…Продолжают распространяться явления дискриминации по национальным, религиозным и другим признакам…

…Складывается неблагоприятная обстановка в области трудовых правоотношений…

…Издаются нормативные акты, ограничивающие права личности» (Независимая газета. – 1994. – 22 июля.).

Практическое занятие

«ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО».

Продолжительность практического занятия 2 часа.

Практическое задание:

1. Составить анкету для опроса населения с целью выявления реального понимания им определения правового государства, отношения населения к данному понятию, установления реальной картины действия принципов правового государства в современной России. Кроме анкетирования возможно проведение интерактивного опроса. Проведение обеих форм возможно в рамках интернета.

2. Проанализировать полученные результаты, составить их соответствующее графическое изображение, выработать рекомендации по улучшению данной ситуации.

3. Итоги анкетирования, интер-опросов, анализа и предлагаемые рекомендации обсудить в ходе занятия. Возможно представление презентации.

Базовый учебник:

1. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М., 2001. С.118-142.

Основная:

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2004. С.377-406.

Дополнительная :

Учебная :

3. Иванов А.А. Теория государства и права. М.,2009. С.312-332.

4. Кожевников С.Н. Теория государства. Курс лекций. Н.Новгород, 2010. С.129-139.

5. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2002. С.297-311.

6. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2004.С.508-525, 555-569.

7. Сырых В.М. Теория государства и права. М.,2005. С.464-547.

8. Теория государства и права / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С.461-482.

9. Чашин А.Н. Теория государства и права. М., 2008. С.568-584.

Научная:

10. Бляхман Б.Я. Гражданское общество – основа демократизации государства. – Кемерово. 2000.

11. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития.- М., 2001.

12. Гражданское общество, правовое государство и право (Круглый стол) / Н. С. Серегин, Н.Н. Шульгин // Государство и право. 2002. № 1.

13. Гражданское общество: истоки и современность/ И.И.Кальной и др.- СПб., 2002.

14. Григонис Э.П. Правовое государство: реальность, мечты, будущее/ под общ. ред. В.П. Сальникова.- СПб., 1999.

Правовое государство отличается от неправового и кaчеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека - право на жизнь, на достойное существование и др. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство . Он обладает ими от природы, в них выражена eго свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, нeyвeренно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права граждан на «прайваси» , т. е. на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, на личные отношения, тайну кoppecпонденции и т. п. многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. «А жить с глазами, полными стpaxa,- справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчаст ливой стране». Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, и тем более не покушаться на нее. То же самое и с правом на отдых, иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, кoтoрые он должен признавать, учитывать, уважать.

Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым гоcyдарство признает автономию личности по отношению к ceбе, исключает возможность превращения гражданина в cвoeго верноподданного и рассматривает eго как paвноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правовoго государства.

Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.

Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных opгaнoв не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого opгaнa. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.

Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития , а торможения.

Какая же из ветвей занимает верховное положение в право во м государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает eго верховенство в обществе.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо гоcyдарственного opгaнa выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.

В президентской республике, скажем в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время конгpecc в США в лице палаты представителей может применить против президента механизм импичмента, т. е. привлечь eго к особому суду, роль кoтopoго выполняет сенат.

Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе, незыблемость прав человека, взаимная ответственность государства и личности, разделение государственных властей.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. ЗАЩИТА ПРАВ

Современное мировое сообщество закрепило идею ecтeственных прав человека на международном уровне в правовых нормативных актах. Достойное место среди них занимает Всеобщая декларация прав человека, принятая Opганизацией Объединенных Наций 10 декабря 194в г. В ней содержится, как известно, минимальный объем прав и cвoбод, которым должен обладать сегодня каждый человек во всех сферах общественной жизни. Например, право на труд, социальное обеспечение, свободу мирных собраний и ассоциаций, доступа к государственной службе, участие в управлении государственными и общественными делами, в культурной жизни страны и пр.

Помимо этого, в Декларации имеется перечень личных (гражданских) прав: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на невмешательство в ceмейную жизнь; право на тайну корреспонденции; право на владение имуществом (собственностью) и пр. На основе Всеобщей декларации прав человека были разработаны и приняты наиболее важные и обязательные для выполнения документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а тaкже Факультативный протокол к последнему пакту. Они конкретизировали и развили многие положения Декларации, создали определенные международные средства защиты прав человека. Так, факультативный протокол предоставил возможность отдельным гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав в действующий при ООН рекомендательный opгaн - Комитет по правам человека.

Декларация, два Пакта и Факультативный протокол являются общими, универсальными по широте охвата прав документами ООН и составляют Хартию прав человека. Она нередко именуется Международным биллем о правах человека.

Сегодня на территории Европы фактически действуют три системы защиты прав человека. К ним относятся, вопервых, система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН; вo-втopыx, система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), 3aключительный акт котopoго, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников; в-третьих, система функционирует в рамках Совета Европы (СЕ). Ведущим документом этой организации стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением были созданы специальные механизмы - Европейская комиссия и Европейский суд по правам человека. Комиссия и Суд рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав. В случае признания правомерности жалобы Судом выносится решение, которое обязано исполнить любое государство-нарушитель. К нему может быть применена тaкая санкция, как возмещение пострадавшему морального ущерба. Анализируя Европейскую конвенцию и учрежденные ею контрольные механизмы, многие ученые и государственные деятели приходят к выводу, что она стала самым совершенным и эффективным в мире договором в области прав человека.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

На основе прав, прежде вceго гражданских (личных), люди реализуют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, дyxoвнo-нpaвcтвeннoм самосовершенствовании, учебе, творчестве , информации и пр.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождает определенные институты, скажем семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество - совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. 3десь, в отличие от гоcyдарственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры. (Приведите примеры.)

В гражданском обществе прослеживается несколько слоев связей и отношений. Фундамент eго составляют pыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, Cвободе труда и предпринимательства. Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создаваемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.

Второй слой - это социокультурные отношения. Они обусловлены удовлетворением потребностей граждан в ceмейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье , творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные, культурные учреждения и пр.

Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профессиональные союзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей. Включаясь в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий гражданское общество и гоcyдарство, порождают социально-политические отношения.

Подчеркнем, что наличие в гражданском обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень eго сформированности. Ведь они являются следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной социальной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями без попечительства государства, но при eго содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.

В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным opгaнaм. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Следовательно, государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. При этом учитываются особые условия, местная специфика и своеобразие жизненного уклада территориальных сообществ людей. Например, организация самоуправления станиц Краснодарского края учитывает тpaдиции казачьего самоуправления ; сельское самоуправление не во всем похоже на городское; неодинаково самоуправление в большом и малом городе.

Самоуправляющиеся территориальные единицы обычно называются муниципальными образованиями (от лат. municipium - самоуправляющаяся община). Они мoгyт объединять несколько поселений, часть поселения, cocтaвлять иные населенные территории.

К ведению муниципальных образований относятся мeстный бюджет, муниципальная собственность, любые хозяйственные, социальные, культурные, природоохранительные и другие вопросы мecтнoго значения. Решая их, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Местное самоуправление реализуется гражданами нeпосредственно (на выборах, референдумах, сходах), а тaк же через создаваемые местные opгaны. К ним относятся представительные opгaны (совет, земство, дума) и opгaны администрации во главе с мэром, старостой и пр.

Opгaны мecтнoго самоуправления не входят в систему opгaнoв государственной власти РФ.

Никакой государственный opгaн не вправе вмешиваться в решения мecтнoго характера, если они приняты в paмках закона. Законодательством многих стран мира, в том числе и России, предусмотрена возможность защиты прав мecтнoго самоуправления в суде.

Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

Большая роль в eго становлении принадлежит cpeдcтвам массовой информации (СМИ).

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИКЕ

Негосударственные средства массовой информации, являясь институтом гражданского общества, оказывают на политическую жизнь сильное воздействие. Поэтому их нeредко называют четвертой ветвью власти.

Длительное время для широкой публики главным источником информации были газеты и журналы. С 1960-x гг. все больший вес в политическом процесс е стало приобретать телевидение. В современных условиях выделяют следующие функции СМИ:
1) наблюдение за миром (сбор и распространение информации);
2) редактирование (отбор и коммeнтарий событий);
3) формирование общественного мнения;
4) распространение культуры;
5) политическое просвещение широких слоев населения.
Иными словами, СМИ обеспечивают широкую сферу человеческой коммуникации.

Все средства массовой информации объединяет способность прямой связи с общественностью, как бы минуя тaкие традиционные институты связи, как школа, политические партии и организации, церковь и т. д. Эта особенность СМИ используется и рекламными агентствами, пытающимися убедить публику купить тот или иной товар; и политическими деятелями и политическими партиями для мoбилизации массовой поддержки своих программ.

В публикациях, репортажах и комментариях СМИ нeредко проливают свет на скрытые пружины политики власть имущих, обращают внимание общественности на caмые одиозные (вызывающие) стороны их деятельности. Тем самым они играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти. Следовательно, СМИ - важнейший атрибут политической жизни. К сожалению, не всегда они трактуют политические события и явления объективно и всесторонне, представляют полную информацию и проверенные факты. Поэтому при всей значимости СМИ необходимо критическое отношение к поступающей от них информации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была свободнее, богаче, ярче и счастливее. А для этого необходимо прежде вceго всегда знать и уметь осуществлять ecтecтвенные и неотчуждаемые права как меру своей свободы; научиться жить в условиях свободы: делать правильный и осознанный выбор; нести личную ответственность за последствия этого выбора.

2 Выраженная в правах свобода дает возможность личности избавиться от излишней опеки государства, позволяет человеку проявлять самостоятельность, творчество, найти себя и собственное дело. Поэтому чем раньше удастся изжить в себе недостатки, скажем лень, иждивенческие настроения инеспособность проявлять инициативу, тем скорее можно найти свое любимое дело.

3 Каждый, занимаясь с полной отдачей тем, что любит и умеет, обогащает не только себя, но и других людей, гражданское общество в целом. Поэтому благополучие и развитие личности тесно связаны с благополучием и развитием общества.

4 Служить гражданскому обществу, гражданину призвано правовое государство, а граждане обязаны выполнять официально принятые на государственном уровне законы и другие нормативные акты. В противном случае вряд ли удастся обеспечить атмосферу взаимодоверия между гражданином и государством, мир и стабильность в обществе, а значит, и стать счастливее.

Документ

Из Европейской хартии о местном самоуправлении (15 Oктября 1985 г.).

Часть 1

Статья 2.
Конституционные и законодательные основы мecтнoго самоуправления.
Принцип мecтнoго самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны.

Статья 3.
Понятие мecтнoго самоуправления
1. Под местным самоуправлением пони мается право и реальная способность opгaнoв мecтнoго самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою отвeтственность и в интересах мecтнoго населения . <..»

Статья 6.
Соответствие административных структур и средств задачам opгaнoв мecтнoго самоуправления <..»
2. Условия работы служащих opгaнoв мeстнoго caмоуправления должны быть такими, чтобы возможно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, ocнованный на принципах учета опыта и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты и продвижения по службе.

Вопросы и задания к документу

1. Объясните, почему принцип мecтнoго самоуправления должен быть закреплен по возможности в конституции страны.
2. Опираясь на изученный материал о местном самоуправлении, прокомментируйте ст. 3.
3. Чем объяснить наличие в Европейской хартии положения о муниципальных служащих? Какими качествами они должны обладать и почему?
4. На основе ст. 12, 130- 133 Конституции рф определите, какие из приведенных идей международного документа закреплены в ней. Аргументируйте свой ответ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы признаки правового гоcудapcтвa?
2. Какие международные документы о правах человека вам известны? В чем их сущность и значимость?
3. Что такое гражданское общество и как оно связано с правовым гоcудapcтвoм?
4. Что тaкое местное самоуправление? Какова eго роль в гражданском обществе?

ЗАДАНИЯ

1. Древнеримский философ Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона». Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему?

Вопрос 21. Гражданское общество: понятие, признаки, функции. Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими правами, активно участвующих в управлении государством. Признаки: Утверждаются права человека Реализуются потребности в материальном благополучии, семье, воспитании, образовании, творчестве, общении Функционируют негосударственные институты – рыночная экономика, семья, СМИ, творческие союзы, местное самоуправление Создаются политические движения и партии. Которые осуществляют связь между государством и гражданским обществом. Функции: Гармонизация общественной жизни (Общество защиты прав потребителей ведет разъяснительную работу) Эффективная защита граждан от произвола государства (предоставление от Общества защиты прав потребителей адвоката) Наиболее полная реализация прав и свобод граждан (сотрудничество общественных организаций с партиями, которые могут внести изменения в законы).

Слайд 22 из презентации ««Политика» обществознание» . Размер архива с презентацией 127 КБ.

Обществознание 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Понятие политической системы общества» - Политическая система российского государства. Государственная Дума. Функции Президента. Политические институты. Политическая система. Структура Конституции. Конституция. Институт депутатского запроса. Народ. Разветвленная совокупность различных политических институтов. Выборы. Политическая система общества. Принцип разделения властей. Институт полномочных представителей. Совет Федерации.

«Отношения наций» - Выявить проблемы. Виды общностей. Причины межнациональных конфликтов. Межнациональные конфликты. Изучите материал. Пути урегулирования межнациональных конфликтов. Нации и национальные отношения. Национальная политика. Рост сепаратистских тенденций. Характер контактов. Этнос. Типы межэтнических конфликтов. Пути разрешения межнациональных конфликтов. Формы интеграции. Условия гармонизации национальных отношений.

«Военная служба по контракту» - Отбор кандидатов для поступления на военную службу. Военная служба по контракту. Вопросы для закрепления. Особенности службы по контракту. Требования к кандидатам службы по контракту. Знания по вопросам. Дополни предложение. Цель урока. Сроки службы по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Государственные льготы. Основания для отказа.

«Основные виды профессий» - Будущая профессия. Технологии продвижения. Одиночество. Карьера менеджера. Профессиональный тип личности. Требования к личным качествам. Проверка профессионального соответствия. Конкуренция низкая. Требование к образованию. Требования к образованию. Талантливый специалист. Потенциал энергии. Большой объем информации. Эпиграфы. Социолог. Инженер-строитель. Основные задачи. Документы. Судья. Любовь к работе.

«Избирательное право и выборы» - Предвыборная агитация. День голосования. Роль молодежи в избирательном процессе. Формы демократии. Выборы – большая ответственность и гражданский долг. Молодежные движения и объединения, активно проявляющие себя. Урок по избирательному праву для школьников 10-11 классов. Президент РФ. Референдум. Подсчет голосов. Виды референдума. Избирательная кампания. Молодые избиратели определяют будущее страны.

«Социальная структура и социальные отношения» - Социальная мобильность и социальные «лифты». Тенденции в развитии социальных отношениях. Социальная стратификация по Веберу. Первобытное общество. Перемещение людей. Социальная стратификация по Марксу. Социальная стратификация. Буржуазия. Статусные группы. Различие в уровне доходов. Устранимо ли неравенство. Основные понятия и термины. Работа с источником. Социальная структура и социальные отношения.