C осени 2013 г. сфера обучения претерпела множество изменений. В частности, были приняты новый Закон об образовании, разные сопутствующие ему поправки в законодательство, новое Положение о лицензировании образовательной деятельности. Поэтому тем организациям, которые до всех этих поправок занимались обучением по профессиональным программам (далее - профучеба) без лицензии (например, проводили профессиональные семинары и тренинги, учили работе на продаваемом ими оборудовании, обучали граждан на своем производстве по ученическому договору), важно знать, какие услуги по обучению теперь подлежат лицензированию. А организациям, которые направляют кадры на обучение и оплачивают его, - изменилось ли что-то в учете «учебных» расходов.

Какая профучеба подпадает под лицензирование

В сфере профучебы организации могут оказывать гражданам следующие услуги:

  • услуги по реализации образовательных программ (образовательная деятельность). Такая деятельность подлежит лицензировани юп. 17 ст. 2 , ч. 1 ст. 91 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Закон № 273-ФЗ); п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ ; п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства от 28.10.2013 № 966 . На схеме ниже представлены эти лицензируемые профпрограммы. При этом профобразованием (далее - основное профобразование) вправе заниматься лишь образовательные организации, а дополнительным профобразованием и профобучением - любые организации, в том числе коммерчески епп. 13, 14 , 18, 19 ст. 2 , ч. 2 , 6 ст. 10 , ч. 2 , п. 3 ч. 3 , п. 2 ч. 4 ст. 12 , ч. 1 ст. 21 , ч. 1 , 5 ст. 31 Закона № 273-ФЗ .

1пп. 12- 14 ст. 2 , ч. 2 , 5, 6 ст. 10 , подп. «б» п. 2 , п. 3 ч. 3 , п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ ;

  • иные услуги по обучению. В этом случае лицензия не нужна.

В сфере лицензируемой профучебы ИП могут обучать лишь по основным программам профобучения. При этом если они занимаются обучением самостоятельно, без привлечения педагогических работников, то лицензия им не требуетс яп. 20 ст. 2 , ч. 1 ст. 21 , ч. 1 , , 5 ст. 32 , ч. 2 ст. 91 Закона № 273-ФЗ . А если они работают с педагогами, то с 1 января 2014 г. заниматься профобучением без лицензии им нельз яч. 10 ст. 108 Закона № 273-ФЗ .

Какая же учеба считается обучением по образовательной программе? Это учеба, которая направлена на получение гражданино мп. 9 ст. 2 , ч. 1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ :

  • при профобучении - определенного квалификационного разряда по какой-либо профессии рабочего (класса или категории квалификации по должности служащего), поименованной в утвержденном Минобрнауки перечн еч. 1 , 7 ст. 73 Закона № 273-ФЗ ; приложение к Приказу Минобрнауки от 02.07.2013 № 513 ;
  • при дополнительном профобразовании - новой компетенции в рамках имеющейся квалификации (срок обучения - не менее 16 ч) или новой квалификации (срок обучения - не менее 250 ч) по любым другим видам профессиональной деятельност и ; п. 12 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499 . Причем обучение может проходить в любой форме, в том числе в форме тренингов, семинаров, мастер-классов, деловых игр и т. п.п. 17 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499

При этом такая учеба подпадает под лицензирование, только если организация выдает обучающимс яп. 20 ст. 2 , п. 1 ч. 1 , ч. 3 , , 12 ст. 60 , ч. 15 ст. 76 Закона № 273-ФЗ :

  • при успешном завершении учебы (прохождении итоговой аттестаци ип. 1 ст. 74 , п. 14 ст. 76 Закона № 273-ФЗ ) - документ о квалификации, именуемый:
  • <или> свидетельство о профессии рабочего (должности служащего);
  • <или> удостоверение о повышении квалификации;
  • <или> диплом о профподготовке;
  • во всех остальных случаях (итоговая аттестация не проводилась, ее результаты неудовлетворительны, обучение не завершено из-за отчисления и т. п.) - справку об обучении или о периоде обучения.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

За отсутствие образовательной лицензии, когда она необходима, может грозить штраф:

  • за предпринимательскую деятельность без лицензии: для организаций - 40- 50 тыс. руб., для руководителей (предпринимателей) - 4- 5 тыс. руб.ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ ;
  • за деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии: для организаций - 170- 250 тыс. руб., для руководителей - 30- 50 тыс. руб., для предпринимателей - 30- 40 тыс. руб.ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ

Унифицированной формы этих документов нетч. 3 , 12 ст. 60 Закона № 273-ФЗ . Поэтому организации применяют свои формы.

Все сказанное касается и организаций, обучающих персонал для собственных нужд по ученическому договору в своем специальном подразделении (учебном центре) или на производстве, в том числе путем прикрепления учеников к наставника мстатьи 198, 199 ТК РФ ; п. 5 ст. 2 , ч. 1 ст. 12 , ч. 6 ст. 73 , ч. 4, 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ .

Если они занимаются обучением, подпадающим сейчас под лицензирование, и планируют заниматься им и дальше, то таким организациям нужно получить лицензию до 1 июля 2014 г.ч. 5 ст. 163 Закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ

В случае неполучения лицензии обучать граждан своими силами можно будет лишь по программам, которые не подпадают под лицензирование, на основании соглашения об обучени ист. 249 ТК РФ . Причем только если работа, для которой обучается гражданин, не требует специальных знаний или специальной подготовки. Ведь в этих случаях нужен документ о квалификации, а организация без лицензии выдавать его не вправ ест. 65 ТК РФ ; ч. 11 ст. 60 Закона № 273-ФЗ .

ВЫВОД

Если по окончании профучебы организация не выдает гражданам никаких документов об обучении или выдает, но эти документы не свидетельствуют о повышении или присвоении новой квалификации (разряда, класса, категории), то на такую учебу образовательная лицензия не требуется. В частности, лицензия не нужна организациям, которые проводят курсы, семинары, тренинги и любые другие занятия, если по их окончании выдается документ о том, что гражданин просто прослушал определенное количество часов по определенной профессиональной тематике (например, сертификат о посещении тренинга).

Как изменился учет расходов на профучебу

Налоговый учет расходов на обучение изменился лишь у упрощенцев (при объекте налогообложения «доходы минус расходы»). Раньше они могли учесть расходы на любую профучебу работников. А сейчас из-за появления в законодательстве четких терминов и понятий видов профучебы получится учесть лишь затрат ып. 3 ст. 264 , подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ; ст. 196 ТК РФ :

  • на основное профобразование;
  • на дополнительное профобразование в форме профпереподготовки;
  • на профобучение.

Раньше, если организация по ученическому договору проводила на производстве профобучение работников, лицензия не требовалась. Теперь обучение без лицензии им «не светит»

Плательщики налога на прибыль по-прежнему смогут учесть расходы на любую профучебу кадров. По статьям затрат эти расходы распределяются так.

Сертификат свидетельствует о том, что студент полностью прошел определенную ступень обучения и обладает соответствующим уровнем владения английским языком.

Сертификат может быть предоставлен работодателю при устройстве на работу, в посольства для получения визы или при подаче документов в иностранные учебные заведения.

Возможно, именно сертификат об окончании курсов английского языка станет главным фактором для достижения вашей цели. Преимуществом электронного сертификата является то, что вы сможете легко прикрепить его к любому письму (вместе с резюме и другими документами).

Как получить сертификат?

Если студент хочет получить сертификат, ему нужно сообщить об этом своему преподавателю или менеджеру в конце ступени и согласовать дату тестирования. Тестирование проводится методистом или другим преподавателем, который не работал со студентом в течение курса обучения. По результатам тестирования студенту присваивается оценка по системе A - D, которая свидетельствует о том, как он усвоил материал пройденной ступени.

Сертификат выдается в электронном виде в течение 3 дней после прохождения тестирования и имеет уникальный номер. Студент может предоставить сертификат по месту требования в печатном или электронном варианте.

1. Записаться на курс.
2. Заполнить договор (контракт) на обучение. Получить договор (контракт) можно тремя способами: заполнив на странице курса поля в форме «Оставить заявку»; запросить по электронной почте kurs@сайт или скачать типовой договор (контракт) .
3.. Организации, как правило, освобождены от предварительной оплаты.
3.1. Физлица вносят предоплату 30% - дистанционная форма, 50% - очная форма.
4. Зачисление на курс.
5. Прохождение обучения.
6. Итоговая аттестация (без итоговой аттестации выдаётся свидетельство или сертификат.
7. Получение документа об обучении: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Как записаться на курс?

Записаться на курс можно непосредственно на странице курса, заполнив поля в форме «Оставить заявку» (см. справа) или скачав и заполнив форму заявки соответствующего курса, например , после чего отправьте заявку на email kurs@сайт .
Записаться на любой дистанционный курс также можно через приложение specialitet®, который позволяет заказывать дистанционное обучения, не заходя на сайт образовательной организации. Размер приложения - 17 Мб, приложение не требует ни установки, ни деинсталляции. Прочитать описание и скачать приложение можно .

Чем отличаются свидетельство, сертификат, удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке?

Свидетельство, сертификат выдаются без итоговой аттестации либо по итогам обучения менее 16 академических часов. Удостоверение о повышении квалификации можно получить по результатам итоговой аттестации после завершения 40, 72, 120 или 144 часовой программы обучения. Диплом о профессиональной переподготовке можно получить по результатам итоговой аттестации после завершения 260 или 520 часовой программы обучения.

По итогам какой учебной программы выдаётся диплом и присваивается квалификация в сфере закупок?

По итогам курса профессиональной переподготовке в объёме не менее 250 часов.

Как правильно называется новая квалификация, присваемая по завершении профессиональной переподготовке в сфере закупок?

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 626н (Зарегистрирован в Минюсте России 09.10.2015 № 39275) и от 10.09.2015 № 625н (Зарегистрирован в Минюсте России 07.10.2015 № 39210) утверждены два профессиональных стандарта:
1) «Специалист в сфере закупок»,
2) «Эксперт в сфере закупок».

Некоторые учебные заведения на дипломах о профессиональной переподготовке пишут о присвоении квалификации «контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок» и т.п. На сколько законны подобные наименования квалификации специалиста, отвечающего за закупки для государственных или муниципальных нужд?

«Контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок» - это названия не квалификаций, а специальностей (в широком смысле – должностей ). Учебные заведения, присваивающие своим слушателям квалификацию «контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок», основываются не на законе (в данном случае - Законе № 44-ФЗ, который содержит требование использовать профессиональные стандарты).

Что такое повышение квалификации?

Повышением квалификации слушателей является обновление знаний и совершенствование навыков слушателей, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации осуществляется в целях:
а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности слушателей;
б) комплексного обновления знаний слушателей по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач.
Освоение слушателями образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний: экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.
По результатам проведения обязательной итоговой аттестации выдается документ государственного образца: удостоверение о повышении квалификации - слушателям, прошедшим обучение по программам объёмом от 40, 72 или 144 часов.

Что такое профессиональная переподготовка и чем она отличается от повышения квалификации?

Профессиональной переподготовкой слушателей является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления слушателями нового вида профессиональной служебной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:
а) совершенствования знаний слушателей или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
б) получения дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка отличается от повышения квалификации прежде всего объёмом часов: не менее 250 часов. Если по итогам повышения квалификации выдается удостоверение, то по итогам профессиональной переподготовки - диплом. Диплом о дополнительном (к высшему) образовании даёт слушателю право претендовать на замещение должностей профессиональной деятельности, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации либо просто с указанием сферы деятельности?

Принципиальная разница в том, что присвоение квалификации - само по себе преимущество, поскольку присвоенная квалификация:
1) свидетельствует о высоком профессиональном уровне выпускника и подкрепляет его законное право на осуществление профессиональной деятельности в данной сфере,
2) в дальнейшем позволяет законно повышать имеющуюся квалификацию,
3) свидетельствует о том, что образовательная программа полностью соответствует профессиональному стандарту.

Кто вправе претендовать на удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке?

Любой гражданин, имеющий среднее специальное (профессиональное) образование или высшее образование.

В чём преимущества дистанционной формы обучения?

1. Самая низкая стоимость обучения.
2. Отсутствует необходимость выезда за пределы дома, офиса.
3. Начало обучения возможно уже через 1-2 дня после подачи заявки.

Будет ли на удостоверении о повышении квалификации или дипломе о профессиональной переподготовки, полученном по итогам дистанционного обучения, указание на форму обучения?

Нет.

В чём преимущества и недостатки очной формы обучения?

Преимущества очной формы:
1. Акцент на практические занятия.
2. Живое общение с преподавателями, тренерами и другими обучающимися.
Недостатки очной формы:
1. Относительная дороговизна.
2. Может потребоваться выезд за пределы места проживания/работы.
3. Начало обучения - согласно расписанию академии либо по мере формирования учебных групп.

Как скоро доступно дистанционное обучение с момента подачи заявки?

Дистанционный курс становится доступным в течение 1 рабочего дня после подписания договора.

Как реализуется самостоятельная работа в Академии?

Самостоятельная работа слушателей - учебная работа, которая выполняется слушателями по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом слушатели должны сознательно стремиться к поставленной цели, используя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия слушателей, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы слушателей, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
1. Работа с учебными изданиями.
2. Выполнение практических работ.
3. Проверочные контрольные работы.
4. Подготовка докладов, рефератов.
5. Стажировка.

Как реализуется стажировка в Академии?

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировкой является изучение слушателям передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных слушателям при освоении программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Содержание, программа стажировки разрабатывается Академией совместно с предприятием, сотрудники которого направляются для прохождения стажировки, и предприятием или иной организацией, принимающим стажёров. Сроки стажировки определяются Академией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, определяется учебным планом соответствующих программ и составляет от 3 недель до 4 месяцев. В некоторых случаях продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. Стажировка носит как групповой, так и индивидуальный характер и может предусматривать такие виды деятельности, как: - самостоятельную работу с учебными изданиями; - приобретение профессиональных и организаторских навыков; - изучение организации и технологии работы на электронных площадках; - непосредственное участие в планировании закупок организации; - работу с технической, нормативной и другой документацией; - выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); - участие в совещаниях, деловых встречах. Освоение слушателями программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования слушателей, завершается отчетом о стажировке и обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам прохождения стажировки слушателю выдаётся документ о государственного образца в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы: 1) удостоверение о повышении квалификации; 2) диплом о профессиональной переподготовке.

Где можно ознакомиться с полной программой обучения?

Программы обучения представлены на соответствующих страницах курса (нажмите на раскрывающуюся ссылку). Программу обучения также можно скачать, например .

Как долго длится обучение в объёме 40, 72, 120, 144, 260 или 520 часов?

Продолжительность обучения зависит только от Вас. При интенсивном изучении курса, своевременной сдаче тестов, письменных отчётов, отправке результатов тестирования и оформленных письменных работ в учебный отдел академии документ об итоговой аттестации возможно получить в течение 1 календарного месяца (программы до 144 часов), 1,5 календарного месяца (260 часов), 3 месяцев (520 часов).
На очных курсах предусмотрена выдача итогового документа в день окончания аудиторных занятий.

Каким образом будем получать материалы обучения?

При очной форме обучения материалы обучения выдаются в первый день занятий, при дистанционной - отправляются на почтовый адрес слушателя курса.

Что необходимо будет сдавать по окончанию курса, будут ли контрольные задания?

Завершает обучение слушателей сдача зачёта в устной форме или тестовой форме, путем выполнения письменного итогового теста. Форму проведения итоговой аттестации выбирает слушатель по согласованию с учебным заведением. Сдача зачёта в устной форме предполагает ответы на вопросы билета (билет содержит 3 вопроса). Система оценок применяемая при сдаче зачёта: зачёт/незачёт. Успешное прохождение итоговой аттестации является необходимым условием для получения слушателем удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки.

Можно ли завершить обучение, не проходя итоговую аттестацию?

Да, конечно. В этом случае слушателю выдается свидетельство или сертификат.

Когда происходит выдача документа об обучении (свидетельства, сертификата, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки)?

При очной форме обучения свидетельство, сертификат выдаются в последний день очных занятий.
Как при очной, так и заочной форме обучения, удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовки выдаются в течение 1-7 дней после прохождения итоговой аттестации.
Подробнее см.: Инструкцию-путеводитель

Как быстро и в каких населенных пунктах может быть организовано очное, а также корпоративное обучение?

Максимально быстро - 1 неделя, в любом населенном пункте России.

Какова величина учебных групп при очном обучении?

Учебная группа может составлять 1 человек, если Заказчик компенсирует минимальные расходы на очное обучение, которые определяются из технического задания на обучение, места проведения обучения и т.п.

Какова величина учебных групп при корпоративном обучении?

Любая по желанию Заказчика, от 1 до 1000 слушателей.

Как определяется стоимость корпоративного обучения?

Стоимость корпоративного обучения определяется на основе технического задания Заказчика. По логике вещей, Заказчик сам определяет максимальную цену договора на корпоративное обучение, а учебное заведение либо подтверждает эту цену либо, в случае участия в запросе предложений, снижает её.

Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании?

Профессиональная переподготовка и второе высшее образование, по сути, очень близкие понятия, поскольку преследуют одинаковые цели - расширение области знаний, навыков, получение новой квалификациии и др. Однако между этими понятиями существуют следующие принципиальные отличия. См. .

Что такое незаконченное и неполное высшее образование?

Лицам, полностью и успешно завершившим обучение в вузе, выдается диплом о соответствующем уровне профессионального образования: диплом бакалавра, специалиста или магистра. Факт незавершения образования в вузе подтверждается иными документами в зависимости от года завершения обучения. См. .

Как заключить договор на оказание образовательных услуг с родителями в пользу студента?

Совершеннолетний студент заключает договор на оказание образовательных услуг от своего имени (ст. 21 ГК РФ). Однако, если студент является несовершеннолетним, образовательное учреждение вправе заключить договор на оказание образовательных услуг с родителями студента. Для заключения договора на оказание образовательных услуг с родителями в пользу студента рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. См. .

Что необходимо учесть при заключении договора об оказании платных образовательных услуг?

Если договор заключает совершеннолетний студент, он сам подписывает его. При этом следует учитывать: если оплачивает обучение не сам совершеннолетний студент, а другое лицо или организация, в договоре также должна быть подпись этого лица. См. .

Как учесть расходы на обучение работника в образовательной организации?

Обучение должно проводиться в интересах работодателя, российской организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность, или иностранной образовательной организацией с соответствующим статусом, по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам. См. .

Что лучше - второе высшее образование или повышение квалификации?

В нашей стране по специальности в соответствии с образовательным назначением первого диплома работает менее четверти обладателей высшего образования. Но что делать, если Вы в первый раз отучились не там, где следовало, и только сейчас поняли, какое именно Вам нужно образование? См. .

1 сентября 2013 г. в России вступает в силу новый закон «Об образовании» . До этого момента мы ориентируемся на действующий сейчас Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Зачем нужен новый закон?

Сегодня в стране идет реформа системы образования, меняются подходы к обучению, возникают новые формы и технологии. Как и любой законопроект, он вводит новые понятия, меняет правовые статусы участников и заставляет нас жить по-новому. Отметим, что вступление нового закона, прежде всего, обусловлено новыми реалиями жизни россиян. Действующий в данный момент закон устарел и не отражает многих особенностей современного учебного процесса, старая трактовка понятия «образование» уже слишком узка для нашего общества. И новый закон должен обеспечить всем этим изменениям юридический фундамент.

Кого касается новый закон об образовании?

Новый закон касается всех организаций, в которых происходит передача знаний от преподавателя к ученикам (студентам, слушателям). А значит, он важен для учебных и тренинговых центров, а также школ и курсов всех направлений.

Новый закон и учебные центры

В момент принятия старого закона к образованию относились как к некому обязательному процессу, который необходимо пройти всем в принудительном порядке от детского сада до института, а затем временно забыть о нем до рождения детей, которые также должны будут пройти этот путь. Сегодня отношение к образованию значительно изменилось, изменилось и само устройство образовательной системы. Быстрый темп жизни и развития общества требуют от россиян постоянного пополнения своей базы знаний и развития приобретенных навыков. Во многих компаниях уже считается неприличным в течение длительного периода времени не посещать какие-либо тренинги. Да и сами сотрудники понимают, что останавливаться в профессиональном развитии опасно – так можно быстро потерять ценность на рынке труда. Спрос рождает предложение и вот уже на рынке множество тренинговых компаний разных форм собственности предлагают курсы и тренинги на любой вкус.


Самообразование уже давно стало модным, и многие расценивают получение новых знаний, как интересный способ проведения досуга. Курсы мыловарения, макраме и вязания, гончарные мастерские, уроки рисования и плетения кос, занятия по фэн-шую и женским практикам – за последние годы не просто вырос, а сформировался почти с нуля огромный рынок. Ведь раньше, в советское и постсоветское время, подобный сегмент образования был представлен лишь кружками для школьников по художественной гимнастике и шитью мягких игрушек. Теперь почти все взрослое население обязательно посещает какие-нибудь курсы.

Появился и новый сегмент «образование как развлечение», в котором представлены лекции, проводимые в кафе, мастер-классы как шоу или концерт и т. д. Рынок дополнительного краткосрочного образования для детей и взрослых растет с каждым днем, а значит, его надо как-то регулировать законодательно, что, собственно, и отражено в новом законе.

Сертификаты и дипломы

Многие после посещения курсов желают получить сертификаты и дипломы, подтверждающие их знания. В прошлом законе и постановлении №174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 г. о выдаче подобных бумаг было написано весьма туманно: «Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании , деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию ». Так, не совсем понятно, может ли организация, не имеющая образовательной лицензии выдать сертификат о прохождении тренинга, если тренинг был меньше 72 часов и не был проведен экзамен. Это путанное положение рождало много споров.

В новом законе все расставлено по своим местам: организации, занимающиеся общим, профессиональным и дополнительным профессиональным образованием (курсы повышения квалификации) обязаны иметь лицензию, а некоторые должны пройти государственную аттестацию и аккредитацию. Соответственно, выдают сертификаты установленного государством образца. В этой части законодательство не изменилось. А вот касательно дополнительного образования возможности выдачи разных документов существенно расширены. Во-первых, разделены понятия «документ об образовании» (дипломы, аттестаты и прочие обязательные «корочки») и «документ об обучении». Посмотрим в закон, п. 1, ст. 60: «в Российской Федерации выдаются:

  1. документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
  2. документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.»

Фраза «иные документы» теперь дает нам огромный простор. Также п. 15 статьи 60 прямо говорит, что теперь мы имеем право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, хоть медали или шоколадки: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно» .

Лицензирование

Что же касается лицензирования, теперь лицензированию образовательной деятельности подлежат все (п. 18-19): «Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Также расширен спектр видов образования, по которым проводится лицензирование: «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования».

Насколько применимо такое положение закона покажет лишь опыт и практика.

Организационно-правовые формы

В старой версии допускалось только две организационно-правовых формы собственности образовательных организаций: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация, теперь же этот список расширен. В новый закон введены понятия «образовательная организация» (которой, может являться только некоммерческая организация) и организация, осуществляющая образовательную деятельность. Об этих организация в п. 5 ст. 31 говориться следующее: «Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам» .

Осуществлять образовательную деятельность может и индивидуальный предприниматель, при этом если процесс обучения осуществляется предпринимателем собственнолично – то лицензии не требуется. А вот если ИП нанимает педагогов – то его деятельность уже подлежит обязательному лицензированию, вне зависимости от вида образовательной деятельности.

При этом согласно п. ст. 108: «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников» .

Электронные и дистанционные формы обучения


Не остался незамеченным в законе и технический прогресс. Отдельная статья посвящена электронным и дистанционным формам обучения п. 1, ст. 16: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» .

Электронное и дистанционное обучение приравнено к традиционным очным формам.

РЕЗЮМЕ

  • С 1 сентября 2013 г. в силу вступает
  • В основном он коснется сферы государственного образования: большое место в нем отводится ВУЗам, школам, ЕГЭ и т. п.
  • Однако само понятие «образование» существенно расширено, т. к. новые реалии требуют новой законодательной базы: в России появилось множество курсов и мастер-классов для самообразования взрослых и детей.
  • Также затронут вопрос о дистанционном и электронном обучении.
  • По новому закону организации, занимающиеся общим и профессиональным образованием, а также курсы повышения квалификации обязаны иметь лицензию и могут выдавать сертификаты государственного образца. А организации, занимающиеся дополнительным образованием, могут выдавать «документы об обучении»: грамоты, сертификаты, справки и др.
  • Один из важнейших пунктов нового закона – о , которому теперь подлежат все курсы без исключения.
  • Расширен перечень форм собственности образовательных организаций. В старой версии допускалось только две формы: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация. Теперь образовательную деятельность могут осуществлять и другие организации, в том числе ИП.
  • Если ИП осуществляет образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, он обязан получить лицензию до 1 января 2014 г.

Довольно часто в моей практике встречаются случаи, когда люди записываются на занятия только ради получения диплома или сертификата об окончании курсов. При этом на сами занятия могут почти не обращать внимания (конечно, не всегда) и ходить "ради галочки".

На мой взгляд, записываться на "курсы с дипломом" только для получения документа об их прохождении — это, как минимум, пустая трата времени и денег. А вообще, по моему, это просто глупо. Тем менее, давайте рассмотрим такой подход к обучению и посмотрим, даёт ли это что-нибудь.

Зачем нужно свидетельство об окончании курсов

А зачем вообще люди стремятся получать всякого рода документы?

Основная мотивация для применения такого подхода следующая — полученный документ о прохождении курсов повышения квалификации (диплом, свидетельство, сертификат и т.д.) можно предъявить при трудоустройстве на новую работу. Такие "документы" чаще всего именно за этим и получают. Другое дело, что далеко не все люди ясно себе представляют реальную ценность подобных документов.

Пытаясь добавить лишний пункт в своё резюме, многие оценивают наличие по принципу "если есть, то в любом случае хорошо" . На самом деле это не всегда так. Дело в том, что документы об образовании бывают разные и ценность в глазах Вашего потенциального работодателя имеют различную. Этот вопрос я разберу несколько позже.

Другой причиной , по которой большинство пытается всеми правдами и неправдами раздобыть очередной диплом, может быть неуверенность в себе. Я специально выделил жирным, чтобы подчеркнуть важность момента. Дело в том, что для неуверенных в себе людей присутствие документа, подтверждающего наличие у них каких-то знаний или навыков, компенсирует реальное неумение (или недостаточное умение) этими знаниями/навыками пользоваться.

Сомневаетесь? А напрасно. Здесь вступает в силу психология ученика и влияние общественного мнения. То есть мы часто считаем, что "если у человека есть диплом, значит знания в голове у него тоже есть". Ну а раз так думает большинство, то со временем в обществе возникает направление, при котором человек стремится получить прежде всего документ об образовании, а не само это образование. Получив же заветный диплом, он успокаивается, считая что теперь его "знания/умения" подтверждены.

сайт_

Заметьте:

Вы либо стремитесь получить знания и опыт, либо хотите получить от третьих лиц подтверждение того, что эти знания и опыт у вас есть.

Если второе для вас важнее первого, то зачем вообще ходить на занятия?

Ну и в-третьих, пожалуй, всякие там сертификаты об окончании курсов (и не только курсов) получают как эквивалент чека или товара. Непонятно? Очень просто. Когда вы проходите обучение, то, как правило, платите за это. А поскольку вы платите, то хотите что-то получить взамен, как при покупке товара.

А как же знания? Ах знания... Ну это то, что и потрогать-то нельзя. Большинству людей обязательно нужно подтверждение того, что не зря потратили деньги. То есть в данном случае сертификат курсов выступает в роли своего рода кассового чека, подтверждающего не только сам факт затрат, но и как-бы их результат. Ну-ну...

Для примера, давайте представим себе другую ситуацию, когда вам НЕ нужно платить за обучение. К примеру, ваш друг чему-то вас научил, показал как что-то делать и так далее. Денег он, конечно, с вас не взял. Вопрос: почему в такой ситуации вам не нужен диплом/сертификат? Мало времени потратили? Так ведь есть курсы из одного-двух занятий...

Дело тут, как я уже говорил, просто в цене вопроса. Если цена ноль (в деньгах), то и подтверждения оказания услуги вроде как и не нужно. Задумайтесь-ка над этим, когда будете оплачивать очередные "курсы с дипломом".

Тут была важная часть статьи, но без JavaScript её не видно!

А что вообще выдают по окончании учебных курсов?

Смотря что за курсы. Можете ещё раз посмотреть на картинку в начале статьи.

С одной стороны, все справки, дипломы и прочие сертификаты можно условно поделить на две группы: документы так называемого государственного образца и все остальные. К документам первой группы доверие естественно выше, поскольку они выдаются учебными заведениями, прошедшими государственную аттестацию, и получившими образовательную лицензию.

Однако, как и всегда, сведения о лицензии, указанной на документе об образовании, сами по себе ещё ничего не значат. Встречаются случаи, когда организация имеет все лицензии и при этом представляет собой офис метр на метр, а условия обучения оставляют желать много лучшего. А ведь именно наличие лицензии даёт право выдавать документы "государственного образца". Тем не менее факт наличия у фирмы лицензии всё же некоторый плюс.

Вот вам образец свидетельства об окончании курсов. Степень презентабельности бывает разная — смысл один и тот же (много их видел).

сайт_

С другой стороны, документы об окончании курсов можно также поделить на те самые "дипломы/сертификаты/свидетельства". Вроде бы "диплом" звучит солиднее и даже как-бы подразумевает сдачу экзаменов. Впрочем, подразумеваться всё это может только в голове у вас или владельца образовательной фирмы. На деле всё может быть совсем не так.

По моему мнению, если говорить о различиях в названии документа об окончании проф. курсов, то тут нет особой разницы.

Кстати говоря, когда я преподавал 1С в учебном центре, то во время занятий меня иногда спрашивали, будет ли у нас экзамен по окончании обучения. Вообще-то с экзаменами действительно интереснее, да и слушателей это как-никак побуждает заниматься. Но экзаменов не подразумевалось, как и в абсолютном большинстве учебных центров.

Тем не менее, имел место интересный эффект. Мне нравилось в ответ на вопрос "экзамены будут?" сделать слегка удивлённое лицо и спросить: "Хотите экзамены? Можно организовать!" Эффект просто потрясающий. А именно: все ВСЕГДА сразу же говорили "НЕТ, не нужно!!!"

Это, по-моему, говорит только об одном: записываясь на "курсы с дипломом по окончанию", люди, по-существу, никак не хотят подтвердить этот диплом своими реальными знаниями и опытом; есть лишь желание заплатить денег и получить бумажку. Что из этого следует и чего стоят владельцы таких "документов", читайте дальше.

Чего на самом деле стоят "курсы с дипломом"

Теперь посмотрим, насколько поможет получение подобного документа (диплома, сертификата) при трудоустройстве. Если речь идёт о чём-то серьёзном, то, конечно, соответствующий документ обязателен. Ну, к примеру, никто не возьмёт на работу врача без диплома. Это очевидно. А вот в случае дополнительного образования совсем не обязательно подтверждать свои знания документами. Достаточно просто сказать, что Вы умеете делать. А если кто усомнится, то показать на примере — в подавляющем большинстве случаев этого достаточно.

Кроме того, при приёме на работу мало кто обращает внимание на документы, выданные никому неизвестными организациями. Поэтому если кто-то считает, что собирание различных бумажек подобного рода сильно поможет, то в большинстве случаев на практике это не так. Если же только получать документы, а в голове при этом ничего не остаётся, то это и вовсе плохо.

Хотя почему-то многие сознательно или подсознательно считают, что достаточно заплатить некоторую сумму денег и знания сами вложатся в голову. Ну и посидеть с умным видом на занятиях тоже не помешает. Вот только практика показывает, что всё это большая ошибка, приводящая к разочарованию в обучении при попытке однажды применить на практике свои "знания", обозначенные в свидетельстве о проф. подготовке или ином документе.

Выше шла речь о получении документов "государственного образца". Ценность остальных "сертификатов", "дипломов" и прочего, выданных неизвестно кем, и вовсе стремиться к нулю. Не говоря уже о том, что такие "документы" может напечатать любой человек, обратившись в ближайшую типографию (и даже дизайн свой можно придумать покрасивее). Про "небумажные", то есть электронные документы я вообще молчу, поскольку это обычная картинка, вроде той что нарисована в начале статьи.

Интересный факт:

Выше я уже упоминал, что в большинстве фирм, выдающих по окончании своих курсов всякие сертификаты, для получения такового вовсе не требуется сдавать какие-либо экзамены. То есть, тот кто записался и заплатил за обучение в любом случае получит документ, даже если вообще занятия не посещать.

И потенциальному работодателю об этом прекрасно известно!

Вот почему не стоит особо надеяться на магию бумажек. Кстати, следует с осторожностью относиться к вписыванию наличия таких "образовательных" документов в своё резюме.

если вы не уверены в своём умении и есть опасения, что работодатель может захотеть убедиться в ваших знаниях (с учётом предыдущего абзаца подобное желание вполне оправдано), то лучше не писать вовсе или выбрать более доверчивую компанию для трудоустройства.

Если же уверены в себе, то всё OK, пишем и радуемся эффекту "я дипломированный специалист".

А как насчёт получить сертификат 1С?

Впрочем, среди "липовых" дипломов, наличие которых не значит практически ничего, есть и хорошие исключения. Например сертификаты, выданные ЦСО фирмы 1С, достаточно высоко ценятся при приёме на работу. Решающим фактором может и не станет, но плюсом безусловно будет. Хотя на практике сертификаты 1С обычно получают программисты , а не обычные пользователи.

Кроме того, в отличие от обычных учебных курсов, для получения сертификата в ЦСО 1С необходимо сдать экзамен . Причём сдавать нужно по принципу "не сдал — свободен" . Учитывая отношение к сдаче экзаменов большинства посетителей курсов (как я писал выше), а также отношение к образованию как к покупке товара, далеко не все хотят эти самые экзамены сдавать.

Ну а уж если кто сдал, то вот вам и сертификат 1С. Их много всяких есть, но смысл у всех примерно одинаков. Если интересно, списки существующих сертификатов смотрите на сайте фирмы 1С.


И, наконец, ещё одно небольшое рассуждение на данную тему. К примеру, человек записался на курсы "Пользователь компьютера" и получил соответствующий сертификат. Если задуматься, то профессии "пользователь ПК" вообще не бывает в принципе. Стоит задуматься?

Так что получать документы или нет, каждый должен решить сам для себя. В любом случае можно будет повесить на стенку в рамочке и хвастаться перед друзьями.

сайт_